реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГП

законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это

систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как

в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих

юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия

и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие

нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне

согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому

числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт,

изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом

регулировании. Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда

переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой

(если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или

специальной (охватывающей нормы -какого-либо правового института).

37. Юридическая техника и её значение для правотворчества и систематизации

нормативных актов. Специализация и унификация российского законодательства.

Юридическая техника – это совокупность средств, приёмов, правил разработки,

оформления, публикации и систематизации законов и иных нормативных актов,

обеспечивающая их совершенство и эффективность использования. Основные

средства юридической техники: 1. Юр. терминология – совокупность обязат.

понятий, используемых при создании закона и иного акта. 3 вида терминов:

общеупотребляемые, спец. технические термины, спец. юр. термины.

Требования: единство терминологии, общепризнанность термина, стабильность

терминов, доступность. 2. Юр. конструкции - модель последовательности

фактов, прав, обязанностей, юр. последствий. 3. приёмы и правила изложения

конкретных нормативных актов – способы изложения, оснащение статей и частей

текста заголовками. Способы изложения: абстрактный и казуистичный.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Быстрые темпы социально-экономических преобразований

обуславливают динамизм нормативного урегулирования общественных отношений,

учёт своеобразия и специфики их различных сторон и граней. Эти задачи

успешно выполняет интенсивно развивающаяся в российском законодательстве

тенденция его специализации. Цель её заключается в том, чтобы юридически

полнее охватить всевозможные изменения и новизну общественных процессов,

сообразоваться с особенностями их проявления в тех или иных социальных

сферах, определить качественный уровень таких преобразований. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

российского законодательства – это обеспечение тенденции его развития ,

отражающей прогрессивность этого процесса в различных сферах общества и

права. Выделяют следующие виды специализации: предметная (предопределение

дифференциации законодательства на различные отрасли.), функциональная

(обособление правовых установлений внутри кодификационных актов, за счёт

чего модифицируется их организационное строение, совершенствуется

структура.), региональная (урегулирование общественных отношений с учётом

характерных черт федерального устройства РФ, географических природных,

климатических условий, традиций и особенностей экономического развития

региона.), смешанная (выступает в форме предметно-территориального

направления, предметно функционального либо функционально-

территориального.) УНИФИКАЦИЯ законодательства – противоположная

специализации тенденция, значение которой состоит в аккумулировании

однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы

законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи

унификации преодолевается несогласованность в структуре механизма правового

воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная

разобщённость в правоприменении. Поэтому унификация является одним из

наиболее эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного

урегулирования в различных сферах.

38. Понятие системы права, её отличие от правовой системы. Система права и

система законодательства.

Система права – это совокупность взаимосвязанных между собой юридических

норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и

различием в соответствии с особенностями регулируемых отношений.

Характерные черты системы: её первичный элемент – право, элементы не

противоречивы, что придаёт системе целостность и единство, объективный

характер системы, т е. её зависимость от объективно существующих

обстоятельств и общественных отношений. Понятие «система права» не следует

отождествлять с понятием «правовая система» ибо они соотносятся как целое и

частное. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные,

но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же

сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система права как его содержание — это внутренняя структура права,

соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система

законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников,

т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим

базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее

элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль,

институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально

учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и

динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и

совершенствованием общественных процессов, актуальность которых

способствует появлению новых правовых институтов и отраслей. Вместе с тем

структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и

точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права

— системой законодательства. Законодательство — форма существования прежде

всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности,

их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система

законодательства — это не просто совокупность таких актов, а их

дифференцированная система, основанная на принципах субординации и

скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними

обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является

предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном

построении источников права. Однако система права и система

законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия

и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной

самостоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом

системы права является норма, а первичным элементом системы

законодательства выступает нормативно-правовой акт. Во-вторых, система

законодательства по объему представленного в нем материала шире системы

права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном

смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения,

указания на цели и мотивы издания актов и т.п.). В-третьих, в основе

деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового

регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью

однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы

государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не

имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает

в себя весьма различные отношения, в связи с чем, и отрасль

законодательства не является столь однородной, как отрасль права. В-

четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней

структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы

законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-

правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов

нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно

отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в

соответствии с которым ведется федеральное и республиканское

законодательство. В-пятых, если система права носит объективный характер,

то система законодательства в большей степени подвержена субъективному

фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы

права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами

общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо

она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными

социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различия

между системой права и системой законодательства вызывается, помимо

прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью

государственных органов, направленной на упорядочение законодательства,

приведение его в стройную, логичную систему.

39. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм

права на отрасли.

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод

правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те

общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным

критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их

определенный характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так,

трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права,

семейные отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового

регулирования не может быть единственным критерием деления права на

отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие,

чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения

регулируются различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому

вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик

регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод -

формально-юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность

юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое

регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют

следующие основные методы правового регулирования. - императивный - метод

властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях,

наказаниях; - диспозитивный - метод равноправия сторон, координации,

основанный на дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за

определенное заслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета

осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения

и т.п.

40. Отрасли права: их общая характеристика. Институты права: понятие и

виды.

Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей:

государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское,

трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-

процессуальное и гражданско-процессуальное.

Ведущей отраслью является государственное право. Оно объединяет нормы,,

закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации,

основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное

устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию

федеральных органов государственной власти и управления и субъектов

федерации — республик в составе Российской Федерации, краев, областей,

автономных образований, — а также органов местного самоуправления. Нормы

государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации,

принятой народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституциях

республик, уставах краев, областей и иных субъектов Федерации, а также

некоторых других актах. Административное право регулирует отношения,

складывающиеся в процессе государственного управления. Оно (в отличие от

государственного) в основном регулирует деятельность Правительства

Российской Федерации и иных исполнительных органов Федерации и ее

субъектов, порядок прохождения государственной службы, а также

устанавливает систему административных проступков и порядок применения

административной ответственности к виновным лицам. Нормы административного

права содержатся в Конституции Российской Федерации, в Кодексе об

административных правонарушениях, иных федеральных законах, а также в

указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства

России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и ведомств, актах

органов субъектов Российской Федерации, решениях органов местного

самоуправления. Финансовое право представляет собой совокупность норм,

регулирующих отношения по накоплению и распределению финансов. Его

составной частью служат нормы, предусматривающие формирование

государственного бюджета, бюджетные права федеральных органов

государственной власти Российской Федерации, органов субъектов федерации и

местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета,

контроль за его выполнением. Значительную часть финансового права

составляют нормы, которыми устанавливаются обязательные платежи и налоги,

порядок их взимания, кредитование, имущественное и личное страхование, а

также регулируются отношения в сфере государственного финансирования

капитального строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на

управление и оборону Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие

правовые основы денежного обращения и порядок осуществления валютных

операций на территории Российской Федерации и за рубежом. Нормы финансового

права содержатся в Конституции Российской Федерации, законах о

государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента Российской

Федерации, постановлениях Правительства России и в других источниках.

Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения,

складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами,

находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с

их использованием и охраной. В них устанавливаются компетенция федеральных

органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных

отношений, порядок предоставления, использования и изъятия земельных

участков, особенности использования земель сельскохозяйственного,

городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного

фонда, порядок разрешения земельных споров. Земельные отношения

регулируются Земельным кодексом, иными федеральными законодательными

актами, указами Президента Российской Федерации, нормативными решениями

Правительства России, а также законами субъектов Российской Федерации и

решениями органов местного самоуправления. Гражданское право объединяет

нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского

оборота, основания возникновения и порядок осуществления права

собственности и других вещных прав, регулирует договорные, другие

имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего граждане и

юридические лица. В Российской Федерации имущественные отношения

регулируются не только гражданским, но и административным, финансовым и

другими отраслями права. В отличие от этих отраслей права предмет

гражданского права специфичен в силу того, что участники гражданских

отношений занимают равноправное положение, они сами (в установленных

законом рамках) определяют свое поведение по отношению друг к другу. Это,

так сказать, "горизонтальные" отношения, в которых участники не подчинены |

друг другу. Гражданское право закрепляет правовое положение

государственной, частной и иной собственности (на основе и в развитие норм

государственного права), регулирует различные имущественные сделки, вопросы

наследования, авторства, изобретательства и др. Трудовое право объединяет

систему норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и служащих

(работников) с предприятиями, организациями, учреждениями. Трудовое право

регулирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового

договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая

дисциплина и материальная ответственность, разрешение трудовых споров. В

трудовом праве имеется подотрасль — право социального обеспечения, которым

регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае утраты

трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.

Основным актом трудового права является Кодекс законов о труде, законы,

регулирующие пенсионные отношения, и другие акты. Природоохранительное

право регулирует общественные отношения в сфере освоения, использования и

охраны обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей

природной среды. Основная задача данной отрасли сводится к сохранению

природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращению

экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности,

оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды. Нормы

природоохранительного права закрепляют права граждан на здоровую и

благоприятную природную среду, устанавливают экологический и юридический

механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической

экспертизы и осуществления экологического контроля за соблюдением

требований природоохранительного законодательства и нормативов качества

окружающей природной среды. Основным актом природоохранительного права

является Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Семейное право

представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с

браком и принадлежностью человека к семье: порядок вступления в брак,

основания его прекращения, взаимные права и обязанности супругов, родителей

1и детей, а также других членов семьи, условия и порядок усыновления,

установления опеки и попечительства. В основе семейного права Российской

Федерации лежит Кодекс о браке и семье. 1 Уголовное право объединяет

нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и

освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания,

виды уголовных санкций и порядок их применения, определяется круг

общественно опасных деяний, которые признаются преступными. Источником

уголовного права Российской Федерации является Уголовный кодекс. Уголовно-

процессуальное право составляют нормы, регламентирующие порядок

производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует

деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и

суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-

процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства,

правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности

правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок

проведения дознания и предварительного следствия, сбора и оценки

доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и

опротестования судебных приговоров, их исполнения. В основе уголовно-

процессуального права Российской Федерации лежит Уголовно-процессуальный

кодекс. Нормы гражданского процессуального права определяют цели и

задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности

рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников

процесса, порядок сбора и оценки [доказательств по гражданским делам,

регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными

судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а

также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

Источником процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс

и Арбитражный процессуальный кодекс. В системе права Российской Федерации

обособленное положение занимает международное право. Оно не входит в

систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку устанавливается

не отдельным государством, а соглашениями разных государств и регулирует

взаимоотношения этих государств и иных субъектов международного права.

Международное право подразделяется на международное публичное право,

которым регулируются отношения между государствами, и международное частное

право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных

физических или юридических лиц либо по поводу имущества, находящегося за

границей. Нормы международного права содержатся в конвенциях, актах,

уставах международных организаций, международных договорах и обычаях.

ИНСТИТУТ ПРАВА – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых

норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений. Виды:

делятся по отраслевому признаку, по тому же критерию делятся на

материальные и процессуальные, далее отраслевые, межотраслевые (или

смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные,

охранительные и учредительные (закрепительные).

41. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право.

Международное право и национальное право.

В правовой науке все нормы делятся на материальные и процессуальные. Первые

– регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями

отношения. Вторые – определяют порядок разрешения споров, конфликтов и иных

правонарушений, т. е. регламентируют чисто процессуальные или

организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.