реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГП

родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних

в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных

граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и

др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние

противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины. По вопросу

возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в

литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в

этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное

государство (это относится прежде всего к Германии и России). Приверженцы

второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает

предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать

выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь

во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность

на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство —

профеодальным. Таким образом, на этапе производящей экономики под

воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных

захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение

первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего

родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же

неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государство.

7. Закономерности возникновения государства. Государство как политическая,

структурная, территориальная организация раннеклассовых обществ.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения

государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с

развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей

экономике. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения

своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и

растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на

преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно

переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным

разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия,

отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена —

торговли (купцов). Такие крупные события в общественной жизни имели столь

же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла

роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским

домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному,

где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще

более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает

дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов,

ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами

рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец,

наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его

производительности. Прибавочный продукт как следствие роста

производительности труда обусловил появление экономической возможности для

товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной

собственности, социального расслоения первобытного общества, образования

классов, зарождения государства и права. И все же причины зарождения

государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в

воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста

(кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода

человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества,

структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Родовая организация

общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя

историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких

переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, "военная

демократия", где органы родового общественного самоуправления еще

сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные

структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки

военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая

организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие

противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

8. Возникновение права. Пути формирования права. Признаки, отличающие право

от социальных норм первобытнообщинного строя. Функции права в

раннеклассовых обществах.

Выделится из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог

благодаря своей социальной природе. Основной нормой поведения человека в

тех условиях был обычай. Обычаи регулировали отношения и передавались из

поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения

людей в социально значимых ситуациях. Они в равной степени выражали

интересы всех членов сообщества и были присущи не отдельным личностям, а

объединённым социальным группам. Личные интересы членов сообщества во

внимание не принимались. Зарождение обычаев вызывалось их практической

необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно

следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае желаемый

результат не будет достигнут, либо поступок одного вызовет нежелательные

последствия для всего сообщества. Обычаи зачастую облекались в форму

религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения,

авторитетом старейшины, сложившейся привычкой , жизненной необходимостью,

но и угрозой наказания свыше (например разл. ритуалы). Однако обычаи, нормы

морали, а также религиозные заповеди не содержали чётких дозволений,

обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали

прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества – нечто. В тоже

время переход к производящей экономике настолько повысил эффективность

индивидуального стружа, что преобразовалась вся система социальных

отношений, изменилось само положение человека в обществе. Всё это принесло

относительную свободу индивиду, однако жить в независимости от общества

нельзя. Ибо при всякой полной свободе происходит столкновение интересов

отдельных индивидов и их групп, что вызывает необходимость нахождения

взаимных компромиссов. А ценой этого неизменно выступает ограничение личной

свободы индивидов. Но жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид

приобретает свободу реальную и наиболее полную, получая возможность более

полного и гармоничного развития. В таком обществе начинают складываться

институты, которые выступают гарантами осуществления и защит интересов от

произвола и обмана со стороны других лиц. В такой роли выступали и

выступают органы, представляющие общество и наделёнными для управления его

жизнедеятельностью определёнными властными полномочиями. В роли таких

институтов выступали вожди, жрецы, а впоследствии церковь, и государство.

В этих условиях рождается синтез индивидуальных и общественных интересов.

Однако с течением времени социальная природа обычаев, морали и религиозных

норм мало отвечала специфике формирующихся отношений. Формированию права

активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители

прогрессирующего класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких

социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные

интересы. Для этого круг лиц, участвовавших в выработке общеобязательных

норм, постепенно ограничивался. По мере усиления публичной власти, роста

численности гос. аппарата основная масса населения устранялась от

формирования содержания правовых предписаний. Это становится уделом

избранных. Баланс интересов перераспределился в пользу господствующего

управляющего класса. Создаётся иллюзия, что единственный автор источников

права – государственная власть. Однако это не так. Например Коран – не

только источник религиозных догм, но и основной источник прав стран

Востока. Нельзя также забывать и о существовавших долгое время в странах

Западной Европы правовых актов церковных органов. Итак право, как особая

разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных

норм первобытно-общинного строя. Право, в отличии от обычая, формируется

государством, либо иным социальным институтом.

9. Характеристика теорий происхождения государства и права: теологическая,

патриархальная, договорная, органическая, марксистская, насилия.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой

плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития

общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими

приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и

другими причинами. Рассмотрим следующие теории: 1. Теологическая.

Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при

феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет

официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство

является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением

власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть

производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ,

должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води. как

продолжению воли божественной. 2. Патриархальная (Аристотель, Филмер,

Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма

человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная

разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца

(патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их

послушание. 5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники эт

ой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем

завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными.

Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем

признать главные, основные части, действительные краеугольные камни

государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и

сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они

предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания,

эксплуатации порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым

племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого

воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты

завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К.

Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство

трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и

обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была

воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Договорная теория происхождения государства. Значительной теорией

происхождения государства является договорная теория, получившая прочное

распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками

этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции

в XVIII веке - Руссо. В России представителем договорной теории был

революционный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что

государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна

находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь

ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и

выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха,

если тот допускает злоупотребление властью и произвол. В договорной теории

государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат

договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном»,

первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на

основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей

свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающий

государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами

на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное

множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим

носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий)

характер, создающий гражданское общество и государственное образование -

политическую организацию: государство. В договорной теории в связи с этим

различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения,

договор народа с князем или иным государственным органом. Следует

подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический

факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в

основу появления государства, а как состояние общества, когда люди

добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как

принцип, обосновывающий правомерность государственной власти. Договорная

теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала

народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть

принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана

от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого, таким образом,

была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что

коль скоро власть добровольно передана правителю, например князю, то он -

князь - отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал

конституционную монархию, т. к. общественный договор, по его мнению,

представлял собой определенный компромисс между народом и правителем,

определенное ограничение свободы и народа, и монарха. Отражала эта теория и

договорную практику многих феодальных городов, заключавших договор с князем

о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту

города. Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая

естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до

революционного восстания. Марксистская теория происхождения государства.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в

работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и

государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших

возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью

и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно,

представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской

теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает

возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на

классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле

"Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых

противоречий". Отрицать влияние классов на возникновение государства нет

оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной

первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко

зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того, на

процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие

факторы.

10. Понятие и структура политической системы общества. Её основные

субъекты: государство, политические партии, движения и т. п.

Назначение государства состоит в организации социального управления. Само

государство – специфическая форма управления обществом. Однако в нём

принимают участие не только гос. Органы, но и граждане, их объединения

(партии, церковь…). Совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и

основанных на них политических институтов, учреждений и действий,

организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства – это

политическая система общества. К числу собственно политических организаций

относят: Государство; все политические партии, движения, отдельные

политические организации. Их характерный признак – прямая и

непосредственная связь с политикой, а непосредственной задачей является

достижение определённых политических целей, которые закреплены в уставах

этих организаций. К не собственно политическим организациям относят такие,

которые возникают не в силу непосредственно политических, а в силу

экономических и иных причин. Это профсоюзы, кооперативы и иные организации,

которые осуществляют деятельность в производственной, культурной и иной

сферах. В их уставах отсутствует закрепление активного воздействия на

политическую власть. Они возникают и действуют на основе индивидуальных

интересов и склонностей того или иного слоя людей. В политическую систему

общества могут также входить и запрещенные ассоциации: фашистского,

экстремистского толка, которые государство считает опасными для себя, либо

определённого слоя общества, либо всего общества в целом.

11. Право и другие социальные нормы, как регулятивная основа политической

системы.

Все структурные элементы политической системы общества созданы с

определёнными политическими целями и потому вынуждены действовать в рамках

законодательно оформленного порядка. Право же, как и государство неразрывно

связано с политической системой общество и оказывает на неё существенное

влияние. Выступая нормативной основой право аккумулирует волю общества,

интегрирует сообщество, делая политическую систему стабильной (например,

конституция обычно на длительный период закрепляет систему политических

институтов, основу взаимоотношений между ними, устройство государства, а

следовательно, и основы политической системы общества). В демократических

политических системах (в основном демократических, или смешанных) отношения

по поводу государственной власти (завоевание, удержание, использование)

облекается в правовую форму. Право служит одним из средств связи между

обществом и его политической системой (например в законах, принимаемых

государственными органами, как правило, учитывается воля народа).

Непременным атрибутом нормативной основы системы являются социальные нормы.

Примером могут служить нормы семейного, трудового, гражданского права,

принципы и нормы морали, традиции, обычаи, регулирующие неполитические по

своему характеру и содержанию отношения. Влияние таких принципов и норм на

политическую жизнь осуществляется не прямо, непосредственно, а через их

взаимосвязь с системой политических принципов и норм, т. е. опосредованно.

12. Государство в политической системе. Признаки государства, отличающие

его от других организаций и учреждений общества.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой

целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых

порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая

система” позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных

групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти

интересы политических явлений. Политическая система в конечном счете

регулирует производство и распределение благ между социальными общностями

на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за

нее.). Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся

как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие

политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму

“общеобязательности”. Именно в этом качестве государство играет особую роль

в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь

ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство

занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так

как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя

всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по

признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3)

обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для

управления обществом; 4) обладает “силовыми” структурами (вооруженными

силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило,

монополией на правотворчество; 6) обладает специфическим набором

материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и

т.д.).

13. Государство и церковь. Светские и теократические государства.

История знает теократические и светские государства, воинственно-

атеистические и конфессионально-плюралистические, соответственно и разные

политические системы. Многообразие конкретно-исторических религиозно-

духовных состояний общества позволяет в рамках теории государства

сформулировать лишь несколько общих, но важных выводов, необходимых для

понимания взаимодействия государства и церкви в рамках политической

системы. Как правило, политические системы большинства обществ особенно на

современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло

отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно,

государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед

собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а

весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную

жизнь, в политику. В_таком взаимоотношении реализуется принцип свободы

совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии-

религии. Однако так происходило лишь в нормально функционирующих либерально-

демократических политических системах. В тоталитарно-распределительных

политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали

фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за

священнослужителями, гонения на них, репрессии. Taкие политические системы

пытались использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические

системы, в свою очередь, пытались применить и применяли открытое

принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.