реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГП

наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих

общегуманистическим идеалам и признанных государством; • исходят

непосредственно от общества (страны), территориального образования и

выражают волю всего населения или его большинства, т.е. нормы, принятые

путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного

Конституцией; • изданы легитимными органами государства, избранными или

назначенными в соответствии с Конституцией, и не противоречат международно-

правовым актам, закрепляющим естественные права человека; закреплены в

договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим

законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного

права.

28. Структура нормы права.

Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование,

имеющее собственную структуру. Традиционно считается, что норма права

состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза

указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или

отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества

обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные.

Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним

из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств. По

форме выражения гипотезы классифицируются на абстрактные и казуистические.

Абстрактные – указывая на условия действия нормы, акцентируют внимание на

их общих, родовых признаках. Казуистическая – связывает реализацию

юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на

ней правоотношений с отдельным, строго определённым частным случаем.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны

действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может

быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает

возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в

пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило

поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим

правовым нормам. Санкция указывает на неблагоприятные последствия,

возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени

определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно

указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на

срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до

трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее

внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями,

характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов,

реально выраженное в нормативно-правовых актах.

29. Содержание правовых норм. Позитивное обязывание, дозволения и запреты в

содержании правовых норм.

30. Виды норм права.

Классификация правовых норм: 1. По субъектам правотворчества различают

нормы, исходящие от государства, и непосредственно от гражданского

общества. В первом случае это нормы органов представительной

государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной

государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во

втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного

территориального образования (сельский сход и .т.д.) или населением всей

страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным

голосованием была принята Конституция Российской Федерации. 2. По

социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить:

на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения),

охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии),

декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения),

коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования

общественных отношений, правового положения человека, пределов действия

государства. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской

Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —

обязанность государства". Регулятивные нормы непосредственно направлены на

регулирование фактических отношений, возникающих между различными

субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три

основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим

адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие

(содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);

запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков,

которые определены законом как правонарушения). Охранительные нормы

фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за

нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок

освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания,

гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе

правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько

эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций

беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в

различных нормативных актах, связанных между собой. Декларативные нормы

обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи

правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат

нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится:

"Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны". Дефинитивные

нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий

(понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском

праве и т.п.). Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие

противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит:

"В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или

постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или

иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу,

прекращения его действия и т.п. 3. По предмету правового регулирования

различают нормы конституционного, гражданского, уголовного,

административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут

подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами

поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру

применения этих правил. 4. По методу правового регулирования выделяются

императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы

имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий.

отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы

административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер,

позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам

объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или

использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются

преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы

обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты

желательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно

разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные. 5. По сфере

действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и

локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и

функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия

имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными

факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик,

входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от

представительных или исполнительных органов краев, областей и др. Локальные

нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных,

общественных или частных структур. 6. Нормы права классифицируются также по

времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на

всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу

субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

31. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы и особенности

изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.

Данный вопрос имеет важное не только научное, но и практическое значение.

Смешение нормы права, которая относится к содержанию права со статьёй акта,

относящейся к форме выражения права, их отождествление ведёт к

неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы,

постановке под сомнение или даже отрицанию её трёхэлементное структуры,

затрудняет процесс применения права. Не всегда норма права совпадает со

статьёй нормативного акта. Не всегда в формулировке можно встретить все три

известные элемента. Однако неверны утверждения о том, что некоторые нормы

имеют двухэлементную структуру, когда у одних якобы отсутствует гипотеза, у

других – санкция. Существуют следующие способы изложения норм в нормативных

актах. Элементы правовой нормы могут располагаться в различных статьях

одного и того же нпа. И иногда и в статьях различных нпа. Это обусловлено

тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при

этом сохраняют логическую структуру. Статья нпа – это форма выражения,

способ изложения правовой нормы. Сужествуют несоклько способов изложения –

прямой, когда в статье все три элемента (г, д и с). Тут логическая

структура нормы совпадает со структурой статьи нпа. Отсылочный способ –

содержатся не все элементы, и содержится отсылка к другим раодственным

статьям того-же нормативного акта (УК). Бланкетный мпособ изложения – при

этом устанавливается только ответственность за нарушение определенных

правил, но самих правил в ней нет и отсылки прямой тоже нет, напр нарушение

правил вождения наказывается… (УК). Вывод – норма права не тождественна

статье закона. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а

статья закона – это форма его изложения. В статье закона может содержаться

часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может

излагаться в ряде статей одного или нескольких НПА.

32. Понятие и виды форм (источников) права.

Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических

правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права,

необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий “форма права” и

“источник права”. Если исходить из общепринятого значения слова “источник”

как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то

применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права

три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни

общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2)

источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины,

правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и

есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт —

это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование

определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция,

законы, подзаконные акты и т.п.); - правовой обычай - это исторически

сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в

привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым

последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные

отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); - юридический

прецедент - это судебное или административное решение по конкретному

юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым

руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в

странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный

договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате

которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ

1992 г.). Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к

числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность

правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с

правоприменительной практикой. 1. Демократизм и гласность правотворчества.

Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного

акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению

граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее

осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и

бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции.

Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи

средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при

обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим

органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие

изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является

референдум. 2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и

непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью

механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности

должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи,

политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в

моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь

специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы,

тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными

высококвалифицированными юристами. Работа по совершенствованию

правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким

направлениям. Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное

планирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила

разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде

специального закона; в-третьих, требуется независимая научная экспертиза

вносимых на рассмотрение парламента законопроектов. Ее мог бы проводить

научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе

законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический

всеобуч парламентариев правилам законодательной работы. 3. Законность

правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно

которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию

нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде

всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение

регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-

правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое

исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию

правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть

«антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам

демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права. 4.

Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной

практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что

законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном

анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки,

потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной

жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д. Правотворчество

представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию,

изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных

социальных потребностей и интересов общества

33. Правотворчество и законотворчество. Понятие и стадии законотворческого

процесса.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого

процесса и включает в себя четыре основные стадии: 1) законодательную

инициативу; 2) обсуждение законопроекта;3) принятие закона; 4)

обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в

новой российской Конституции. Законодательная инициатива — право

компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед

законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона

либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное

рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или

готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять

к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые

обоснования. Согласно статье 104 Основного Закона Российской Федерации,

правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации;

Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы;

Правительство Российской Федерации; представительные органы субъектов

Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный

Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Все

перечисленные судебные органы обладают правом законодательной инициативы

только по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную

Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их

уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых

обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы,

покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при

наличии заключения Правительства Российской Федерации. Обсуждение

законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии

допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения ненужных

положений. Федеральные законы принимаются Государственной Думой

большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней

передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него

проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в

течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае

отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать

согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего

федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный

закон считается принятым, если при повторном голосовании за него

проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов

Государственной Думы. Некоторые законы, принятые Государственной Думой,

подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья

106 Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами федерального

бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного

права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и

денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты

Государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Принятый

федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской

Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится

четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем если Президент в

течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит

его, то Государственная Дума и Совет Федерации п установленном Конституцией

РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном

рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не

менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и

депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в

течение семи дней и обнародованию.

36. Систематизация законодательства. Инкорпорация, консолидация,

кодификация.

В ходе общественного развития государство активно осуществляет

правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных

нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование

законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в

результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим

органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это

целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую

систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей

обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о

системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются:

создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты,

доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение

устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий,

ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и

кодификация. Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие

нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки

и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм

(правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации

является издание различных сборников или собраний, которые формируются по

тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам

издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу). Инкорпорация

подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести

Собрание законодательства Российской Федерации. В его первом разделе

публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный

период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К неофициальной

инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права,

издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На подобного

рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе

рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных

органах. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их

систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.