реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГП

одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя

одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или

неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и

общества. Воспитательная функция связана с тем, что право не только

регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца,

своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы

права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той

или иной ситуации. информационную функцию. Правовые нормы в результате

закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную

форму и становятся источниками информации. трансляционная функция состоит

в том, что право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру

человеческого общения, достижения в области правового регулирования,

передает (транслирует) все это участникам существующих общественных

отношений, а также будущим поколениям людей.

21. Социальная ценность права в осуществлении экономических и политических

задач государства. Право и экономика. Право и политика.

Право в системе социального регулирования. В самом общем плане социальное

регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный

порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате

действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют

следующие. 1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное

проявление естественных законов природы общества. Факторы стихийного

регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде

конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического

порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, увеличение

продолжительности жизни людей массовые сезонные заболевания,

демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д.

В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под

свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. 2.

Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей. 3.

Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного

воздействия субъектов друг на друга. Указанные факторы могут играть в

обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в

юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение

общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов

индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает

фактором дестабилизирующего влияния. Однако, если в качестве основания

оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все

регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе

с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных

отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам. Для

понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил

социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма".

Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса,

отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой, — естественная

норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения,

связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного

развития и социальной организации общества, — социальная норма. Реально

действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным

или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему

технических правил (правила работы с техническими или природными

объектами), стать основанием социального нормирования (например,

установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные

нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. 3.

Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в

связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм. 4.

Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной

нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или

потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические

процессуальные нормы, ритуалы и т.п. При обсуждении роли права в системе

социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и

четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как

социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а

регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь

общества. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются

общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила

поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть

поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные

нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и

обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата). 2.

Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие

возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от

самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи

формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей,

т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в

обществе. 4. Они возникают в процессе исторического развития (как его

фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи

элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и

характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую

судьбу. 5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной

организации общества. Таким образом, социальные нормы представляют собой

связанные с волей и сознанием людей общие привила регламентации формы их

социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и

функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его

организации. Из приведенного определения видно, что в юридической

литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы

общественных отношений. Но в более общем плане, их роль не ограничивается

данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три

функции социальных норм. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила

поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Оценочная.

Социальные нормы выступают в обществе ной практике критериями отношения к

тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения

конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы

достижения человечества в организации общественной жизни, созданная

поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный) общественного

устройства. Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям,

однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям

сферы действия и механизма (регулятивным особенностям). По сферам действия

различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и

др. По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль,

право, обычаи и корпоративные нормы.

22. Принципы права.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права,

его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают

закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы,

которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются

на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо

выводятся из общего смысла законов. Принципы права определяют пути

совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для

законодателя. Они являются связующим звеном между основными

закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой.

Благодаря принципам правовая система адаптируется к важнейшим интересам и

потребностям человека и общества, становится совместимой с ними. Правовые

принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его

отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей

(межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации

наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в

гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве. К числу

принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы

ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей. Рассмотрим

некоторые общеправовые принципы более подробно. Принцип справедливости

имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную

сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых

связей, между личностью и обществом, гражданином и государством.

Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными

последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и

его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту

соразмерность, если отвечают принципу справедливости. Принцип уважения прав

человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые

права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии

со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех

граждан, т.е. равные конституционные права и единую для всех

правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации

говорится: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по

признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной

принадлежности". Содержание принципа законности заключается в том, что, как

гласит ст. 15 Конституции РФ, "Конституция Российской Федерации имеет

высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской

Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы

государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане

и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и

законы". Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в

судебной порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому

гарантируется судебная защита его прав и свобод".

23. Понятие типа права. Различные взгляды на типологию права.

24. Правовая система общества: понятие и структура.

Правовая система — широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность

внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических

средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает

регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные

отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение,

связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и

ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.). Это комплексная,

интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества,

целостную правовую действительность. По меткому выражению французского

правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, средоточие

разнообразных юридических явлений». Он отмечает, что юридическая социология

прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр

явлений, изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» было лишь

простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение

было бы сомнительным'. Право — ядро и нормативная основа правовой системы,

ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе

легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества,

правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как

стержневого элемента правовая система включает в себя множество других

слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные,

правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные

права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура),

законность, ответственность, механизмы правового регулирования,

правосознание и др. Исчерпывающий их перечень дать затруднительно,

поскольку правовая система — сложное, многослойное, разноуровневое,

иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои

системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде

связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов,

правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную

инфраструктуру или среду санкционирования правовой системы. Если говорить о

ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий,

доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и

обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и

вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад

данного общества. Категория правовой системы относительно новая в нашей

литературе, она вошла в научный обиход лишь в 80-е годы и раньше

практически не использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно

французские и американские, уже давно и активно оперируют этим понятием.

Сама эта конструкция почти не представлена в учебных программах и курсах по

теории государства и права, другим дисциплинам. Ценность понятия правовой

системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые)

аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни

общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с

правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения.

Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно

широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового

пространства — тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся,

вращаются участники социального общения. Входящие в правовую систему

компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному

весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но

в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям,

характеризуются единством. Понятия правовой системы и правовой надстройки

очень близки, но не идентичны, не взаимозаменяемы. Правовая система более

гибко и полно отражает структуру правовой материи, все ее мельчайшие связи,

«капилляры», в то время как правовая надстройка традиционно понимается как

единство трех компонентов: взглядов, отношений, учреждений. Правовая

система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному

составу, гносеологическим функциям, социальному назначению, роли в

общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами,

генезису. Правовая система — более дробная и более дифференцированная

категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична. Право, как уже

подчеркивалось, — эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи

обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на

возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и

цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой

системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат

элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом.

Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере

ослабленными. Особенно это касается конституционных норм, играющих в

правовой системе опорную приоритетную роль. Сама Конституция венчает собой

все законодательство, выступает правообразующим ядром, устанавливает виды

юридических актов, их соотношение, субординацию, способы разрешения

коллизий между ними, служит главным ориентиром в деле организации правового

регулирования в стране2. Нормы права вместе с порождаемыми ими

правоотношениями — это необходимые крепления, связки правовой системы. Но

право — тоже система, и притом наиболее устойчивая и дисциплинирующая,

содержащая в себе четкие оценочные критерии. Это — базовая система в

системе. Являясь первичными клеточками правовой системы, юридические нормы

и составляют ее первооснову, придают ей жизненные силы. Именно через эти

нормы достигаются прежде всего основные цели правового регулирования. Право

доминирует в правовой системе, играет в ней роль консолидирующего фактора,

«центра притяжения». Все другие ее элементы являются фактически

производными от права. И всякие изменения в нем неизбежно порождают

изменения во всей правовой системе или по крайней мере во многих ее частях.

Иными словами, правовая система общества не охватывается и не может быть

охвачена понятием права даже и в широком (социологическом) смысле, подобно

тому как политическая система не исчерпывается понятием государства.

Безусловно, «для характеристики правовой системы решающее значение имеет

сущность и содержание права, но из этого не следует, что любую правовую

систему достаточно свести к праву»

25. Классификация правовых систем. Основные правовые семьи народов.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции,

законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности

правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран

позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует

свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм,

учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая

система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями в этих

правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые

позволяют группировать их в "правовые семьи" (правовые системы в широком

смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем

различных государств. 1. Общность генезиса (возникновения и последующего

развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют

общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего

государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах,

нормах). 2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права.

Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в

законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении,

соотношении. 3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран,

входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного

построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит

выражение на микроуровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а

также на макроуровне — на уровне строения крупных блоков нормативного

материала (отраслей, суботраслей, других подразделений). 4. Общность

принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи

свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и

т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские

страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и

т.п. 5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также

техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом

отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему

значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же

причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при

разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции,

способы построения нормативного материала, его упорядочения,

систематизации. С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые

системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия

и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской

Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые

(страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм,

иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему

обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

26. Преемственность в праве. Рецепция права.

27. Понятие нормы права. Признаки правовой нормы, отличающие её от других

разновидностей социальных норм.

В современной юридической литературе под нормой права понимается

общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и

обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в

официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений

путем определения прав и обязанностей их участников. Можно выделить

следующие существенные признаки правовых норм. 1. Норма права есть мера

свободы волеизъявления и поведения человека. 2. Это форма определения и

закрепления прав и обязанностей. 3. Норма права представляет собой правила

поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким

образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории

необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный

с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида

образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного,

одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее

действия. 4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя

определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей,

четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность

заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе

официального документа — нормативно-правовом акте. 5. Норма права есть

правило поведения, гарантированное государством. 6. Она обладает качеством

системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в

специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Правовыми можно считать нормы, которые: • исторически сложились и дожили до

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.