реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГП

духовной, бытовой, обрядовой жизни общества. А в обществах, где

господствовали некоторые религиозные системы, например ислам напротив

религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на

функционировании государственных институтов, задают и определяют социальные

цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным

институтом политической системы. В этих обществах взаимоотношения

государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного

подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до

периодических острых конфликтов государства и так называемых

фундаменталистски настроенных членов общества. В целом, конечно же, церковь

во многих обществах, как правило, - это все же практически и фактически

важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-

демократических системах такое положение открыто не признается, а

конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции

Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от

государства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США гласит:

«Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению

религии или запрещающего свободное исповедание оной...».) Вместе с тем и в

таких системах отдельные политические контакты между государством и

церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными

и значимыми.

14. История развития концепции гражданского общества. Структура

гражданского общества.

Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а

тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит

из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное

общество нельзя называть гражданским. Ведь в таком обществе не существует

понятий «гражданство» и «гражданин». Нельзя так сказать и о

рабовладельческом и феодальном государстве. Институт «гражданское общества»

возник и получил политико-правовое признание лишь в буржуазную эпоху под

влиянием естественных прав человека и необходимости их юридической защиты.

Но то лишь формальная сторона вопроса. По существу же этот термин приобрёл

в современной литературе особое значение и выражает общество, отвечающее

ряду выработанных историческим опытом критериев.

Или иначе это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений,

образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-

собственников и их объединений.

Понятие гражданского общества, будучи давно известным, всё ещё является для

нашей науки относительно новым и неразработанным. Между тем корни этой идеи

уходят в далёкое прошлое – к «Политике» Аристотеля, «Государству» Платона,

другим древнегреческими учениям. Получала продолжение и поддержку в трудах

Гоббса, Локка, Монтескъе, Руссо, но сам термин начинает употребляться лишь

с 18 века. С течением времени под гражданским обществом стали понимать

особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных,

которые должны были находиться в известной независимости от государства. В

этом смысле гражданское общество трактуется и как цивильное, частное,

приватное. По Гегелю , это прежде всего система потребностей, основанная на

частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное

устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие

из них взаимные юридические связи субъектов. Главным элементом этого учения

выступает человек, его роль, функции, положение. «В гражданском обществе

каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с

другими он не может достигнуть всего объёма своих целей.» (Гегель

«Философия права»). Карл Маркс довольно часто использовал в своих работах

понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий,

классов, реальную жизнь людей, подчёркивая их исторически обусловленный

характер. В «Немецкой идеологии» Маркса говорится: «Гражданское общество

обнимает все материальное общение индивидов в рамках определённой ступени

развития производственных сил… » Таким образом вопрос о гражданском

обществе исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и

целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе

развития цивилизации, новом витке общественного прогресса. При этом во всех

предлагаемых моделях и концепциях чётко доминировал главный лейтмотив –

собственность и отказ государства от претензий на роль единственного

организатора общественной жизни, от стремления держать всё в своих руках.

СТРУКТУРА – это внутреннее строение общества, отличающееся многообразием и

взаимодействием его составных частей, обеспечивающих его устойчивость и

развитие. Элементы: Экономическая система (отношения собственности,

производство благ, распределения и потребления…), политическая система

(государство, партии, общественные организации, политическое сознание,

право…), социальная система (семья, межличностные отношения…),

информационная система (СМИ, Интернет, сама информация…), духовно-

культурная система (религия, культура, наука, искусство…). Приведённые

институты составляют лишь основу гражданского общества, в структуру

которого входят ряд иных элементов (нормы, обычаи и др.).

15. Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Приделы

деятельности государства.

Гражданское общество существует, развивается и функционирует в

диалектическом единстве и противоречии с государством. В их отношений

возможны коллизии. Но в любом случае «аппарат», «органы», их «агенты» не

могут вмешиваться в частную жизнь людей или манипулировать ими, втягивать в

политическую борьбу, конфронтацию, не говоря уже о применении насилия.

Гражданское общество и правовое государство должны не противостоять друг

другу как антиподы, а гармонично взаимодействовать.

16. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Признаки

правового государства.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права. Представления о

государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе

закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой

цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более

совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности

(Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить

такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью,

которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та

политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как

для граждан, так и для самого государства. Государственная власть,

признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних

мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где

отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо)

форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле

народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-

правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на

становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом

государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических

отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают

новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных

дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Наиболее известные

идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того

времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе

опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы

политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в

возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности

для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими

семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том,

чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в

разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли

прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и

другие. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового

государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н.

Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. В послеоктябрьский период в нашей

стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового

государства вначале были поглощены требованиями революционного

правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой

нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-

государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному

отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на

началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной

государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не

воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально

противоположной классовой концепции государства. Множество признаков:

максимальное обеспечение прав и свобод (3) человека; ответственность

государства перед гражданином и гражданина перед государством; четкое

разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие

развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов,

препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках;

верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над

любой властью; установление в законе и осуществление на деле суверенности

государственной власти; формирование законодательных органов обществом на

основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства

общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая

защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-

либо.Теория правового государства сформировалась на основе естественно-

правовых воззрений (универсальный характер естественного права: все норма

апеллируют к человеку; договор - изначальная основа деятельности

государства: некоторые естественные права неприкосновенны; подчиненность

“положительного” права естественному; постоянство норм естественного

права).

17. Теория и практика формирования правового государства в современном

российском обществе.

18. Понятие права и его основные признаки. Правопонимание: разные подходы.

Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой

необходимо различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом

смысле. Слово “право” употребляется в таких смыслах, как “естественное

право”, “юридическое право”, “моральное право”, “право члена общественной

организации”, “материнское право” и т.д. Говоря о понятии права, нужно

прежде всего исходить из смыслового значения слова “право” и различать в

связи с этим право в общесоциальном и право в юридическом смысле. Право в

общесоциальном смысле – это признаваемая в обществе, социально оправданная

возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать

какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать

соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути

своей является естественным правом. Оно возникает само по себе,

естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой

жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе

общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах

морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических

нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право в юридическом

смысле – это установленные или санкционированные государством,

государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода,

возможность определенного поведения. Другими словами, право в юридическом

смысле – это и есть то, что представители естественно-правовой,

психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом.

Позитивное право не тождественно естественному праву. Государство

закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая

отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно

интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может

закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в

нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная

свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А

такая свобода не равнозначна естественному праву. Закон не тожд праву.

Правом могут признаваться только правовые законы. основные признаки права.

Нормативность, общеобязательность, системность, государственно-волевой

характер, формальная определенность, гарантированность. Нормативность права

выражается в том, что право состоит из норм. Нормы права – это

определённые правила поведения.

Общеобязательность –Нормы права являются правилами поведения

общеобязательного характера. общеобязательность присуща только праву..

Всякий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в

соответствии с её предписанием, иначе может быть наказан. Системность права

проявляется в том, что нормы, из которых состоит позитивное право,

находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой.

Государственно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно

в отличие от права в общесоциальном смысле возникает не само по себе, а по

воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно

устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате

государственного санкционирования, Формальная определенность. нормы

позитивного права обладают формальной определенностью. большинство правовых

норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах

гарантированность. Она выражается в том, что государство, создав правовые

нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения.

Т.о. право (или позитивное право) – это система установленных или

санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех

членов общества и действие которых гарантируется государством. ОСНОВНЫЕ

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ. Юридическая наука четко определяет

свойства права, которые придают ему качество регулятора общественных

отношений – нормативность, связь с государством. Сущность права видися в

обеспечении или разграничении жжизненных интересов людей, в выражении их

воли, в установлении определенного порядка общественной жизни. Новый подход

к праву состоит в попытке уствновить различие между правом, как объективным

явлением общественой жизни и законом, как формой выражения права и на этой

основе сформулировать понятие правового закона. Такое правопонимание

исходит из того, что право и закон всегда совпадают, но это не всегда так,

т.к. закон может быть противоправным. Концепция современного правопонимания

исходит из естественных правовых, материалистических и других прогрессивных

взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип

регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений.

Такой принцип называется принципом формального равенства. Правовое

равенство означает формальную независимость и свободу людей в их

отношениях, оно имеет всеобщий характер и распространяется на всех

субъектов опр отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера

свободы, а принцип равенства заложен в самой природе права и выражает

присущую ему справедливость. Смысл различия права и закона обусловлен двумя

факторами – противопоставлением права и произвола, соответствие закона

объективным требованиям права. Те, кто отождествляют право и закон,

считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества.

Правовой закон характеризуется следующими признаками: это выражение и

закрепление объективированной в праве меры свободы людей, он воплощает в

себе принцип формального правового равенства он учитывает и охраняет

интересы тех, кто находится за пределами правового равенства, это составная

часть объективно складывающегося в данном обществе права. Правовой закон –

антипод произволу, реальная жизнь закона возможна только в условиях

правового государства.

19. Сущность права. Классовое и общесоциальное в сущности права.

Объективное и субъективное в праве.

Сущность— главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение

представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному

выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно

получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к

праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С.

Алексеева, "на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских

теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах)

существовали, как правило, неразвитые правовые системы'". С этим мнением

следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и

феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение —

древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права, прежде

всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и

выступало частью единой системы социального регулирования, в которой

регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Сейчас

уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше,

чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством право

длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального

регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была

государственная принудительность, а не классовость. Дальнейший ход

экономического и социального развития повлек за собой классовое деление

общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при

рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось

традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального

регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система

в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и

соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор

общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во

многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет

ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства,

свободы, разума, прав человека.

Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство,

экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод

регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность,

силу; экономика — основной предмет регулирования, первопричина

возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор

обнаружила свою несостоятельность. Нравственность, государство и экономика

— внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление.

Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек

с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека

исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его

сфер — духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через

право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой

организации. Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет

общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей,

обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие

социальных связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит,

что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать

свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры

свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество

в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не

просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная

свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой,

жизни, зло — нарушением этой нормы.

20. Функции права: понятие и классификация.

Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права

на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются

сущность позитивного права, Чаще всего функции права подразделяют на

общесоциальные и собственно юридические. К общесоциальным обычно относят

такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые

другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой

выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается,

что общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы

общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве

с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда

принято считать, что общесоциальные функции права совпадают с функциями

государства. юридические функции рассматриваются в качестве таких

направлений воздействия права, которые выражают его специфику как

регулятора общественных отношений. Регулятивная функция выражается в том,

что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и

все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная

функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.