реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

следствием, а само поведение — причиной именно этого результата).

89. Понятие, признаки и основания юридической ответственности

Юридическая ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам

государственного принуждения за совершенное им правонарушение

Меры эти могут быть: 1) личного характера (лишение свободы); 2)

имущественного характера (штраф); 3) организационного характера

(увольнение).

Признаки юридической ответственности: 1) устанавливается государством в

правовых нормах; 2) опирается на государственное принуждение; 3)

применяется специально уполномоченными государственными органами; 4)

связана с возложением новой дополнительной обязанности; 5) выражается в

определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и

организационного характера; 6) выступает формой реализации санкции правовой

нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией

не отождествляется, ибо санкция — часть структуры нормы права, содержащая

последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как

неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение);7)

возлагается в процессуальной форме; 8) наступает только за совершенное

правонарушение.

Если фактическим основанием юридической ответственности выступает

правонарушение, характеризующееся совокупностью признаков, образующих его

состав, то юридическим основанием - норма права и соответствующий

правоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливает

конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю.

Подобным правоприменительным актом может являться приказ администрации,

приговор или решение суда и т.п.

90. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую

ответственность

К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую

ответственность, можно отнести:

1) невменяемость (когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях);

2) необходимую оборону (имеет место при защите личности и прав

обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или

государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда

посягающему лицу, если при этом не превышены пределы необходимой обороны,

т. е. не было явного несоответствия защиты характеру и степени общественной

опасности посягательства) (ст. 37 УК РФ):

3) задержание лица, совершившего преступление (имеется в виду

необходимость доставить такое лицо органам власти и пресечь возможность

совершения им новых преступлений путем причинения ему вреда, если иными

средствами задержать его не представлялось возможным и не было допущено

превышения необходимых для этого мер) (ст. 38 УК РФ);

4) крайнюю необходимость (допустима в случаях устранения опасности,

непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц,

охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность

не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено

превышения пределов крайней необходимости) (ст. 39 УК РФ):

5) физическое и психическое принуждение (имеется в виду причинение лицом

вреда под принуждением, если вследствие этого оно не могло руководить

своими действиями) (ст 40 УК РФ);

6) обоснованный риск (допустим в случаях причинения вреда охраняемым

законом интересам для достижения общественно полезной цели) (ст. 41 УК РФ);

7) исполнение приказа или распоряжения (имеется в виду причинение вреда

лицом, исполняющим обязательные для него предписания) (ст. 42 УК РФ);

8) малозначительность правонарушения, не представляющего общественной

опасности;

9) казус (случай)и т. д.

91. Правовые средства: понятие, признаки, виды

Правовые средства — это правовые явления, выражающиеся в инструментах

(установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются

интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных

целей.

Общие признаки правовых средств:

1) выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов

субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется

социальная ценность данных образований и в целом права); 2) отражают

информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им

особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих

на пути удовлетворения интересов участников правоотношений; 3) сочетаясь

определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами)

действия права, МНР, правовых режимов (т.е. функциональной стороны права);

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или

иной степени эффективности правового регулирования; 5) обеспечиваются

государством.

Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В

зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные

(элементарные) и комплексные (составные). Если к . первым относятся

простейшие и неделимые предписания — субъективные права и юридические

обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п., то ко вторым —

комбинированные,

По выполняемой роли они делятся регулятивные (дозволения) и охранительные

(меры защиты); по правового регулирования — на конституционные,

административные, гражданские, уголовные и др.; по характеру — на

материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по последствий

— на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия

— на постоянные и временные (премия); по виду правового регулирования —

^щцативные (установленные в нормах права запреты) и инди-НВные (акт

применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-

психологической направленности — стимулирующие (льготы) и ограничивающие

(приостановления)

92. Механизм правового регулирования:•I понятие и основные элементы

Механизм правового регулирования — это система юридических средств,

организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления

препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Цель

механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение

интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм

правового регулирования — система различных по своей природе и функциям

юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме

правового регулирования, определяется разным характером движения интересов

субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом

пути. Можно выделить следующие элементы механизма правового ре-жирования:

1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов); 2)

юридический факт или фактический состав с таким решающим актом, как

организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение

(нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих

субъектов); 4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в

форме соблюдения, исполнения и использования); 5) охранительный

правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

93. Правовые стимулы: понятие, признаки, виды

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению,

создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим

благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов'. 1) они связаны с

благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности,

так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в

отмене либо снижении | меры лишения ценностей (например, отмена или

снижение меры | наказания есть стимул); 2) сообщают о расширении объема

возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают

субъективные | права, законные интересы, льготы, поощрения; 3) обозначают

положительную правовую мотивацию 4) предполагают повышение позитивной

активности; 5) направлены на упорядоченное изменение общественных

отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках

заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов: 1) — в зависимости от элемента структуры нормы

права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное

право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция); 2) в

зависимости от предмета правового регулирования выделяют - конституционные,

гражданские, экологические и другие стимулы; 3) в зависимости от объема

выделяют основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и

дополнительные (льгота); 4) в зависимости от времени действия выделяют

постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы;

5) в зависимости от содержания выделяют материально-правовые (заработная

плата) и морально-правовые (благодарность) стимулы

94. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконной акции,

создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и

общественных интересов.

Общие признаки реализации правовых ограничений: 1) они связаны с

неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для

осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их

сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей

стороны и общественных интересов в охране и защите; 2) сообщают об

уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что

достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.; 3)

обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; 4) предполагают снижение

отрицательной активности; 5) направлены на защиту общественных отношений,

выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

1) по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-

ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет,

приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция); 2) по

предмету правового регулирования — конституционные, гражданские,

экологические и т. п.;3) по объему — полные (ограничение

дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности

несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет); 4) по времени

действия — постоянные (установленные законом избирательные

ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном

положении); 5) по содержанию — материально-правовые (лишение

премии) и морально-правовые (выговор).

95. Соотношение поощрений и наказаний в праве

Правовое поощрение — это форма и мера юридического одобрения добровольного

заслуженного правомерного поведения, в результате которого субьект чем-то

вознаграждается.

'Правовое наказание — это форма и мера юридического осуждения (порицания)

виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-

то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Общие признаки поощрений и наказаний:

1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы ; 2) для них

установлены определенные процедуры применения —- формы поощрения и

наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных

актах, там же определен и круг лиц наделенных правом применять те или иные

меры поощрения и наказания; 3) обеспечиваются мерами государственной

защиты, гарантируются законом; 4) выступают одновременно в качестве

наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств

(льгот субъективных прав, запретов, юридических обязанностей); 5) связаны с

благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что

применяется — поощрение или наказание;6) для их наступления необходимо

кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица,

выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо

противоположной заслуге (вине) и подлежащее наказанию.

Различия между поощрением и наказанием: 1) если поощрение как заслуженная

мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее

позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные

требования, то наказание — тоже своеобразная заслуженная мера, выступающая

как средство защиты общества от правонарушений; 2) если меры поощрения

связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта,

то меры наказания — с элементами взаимовредности; 3) если поощрение — мера

одобрения, то наказание — мера осуждения, вызывающие соответственно у лица

положительные и отрицательные эмоции; 4) у них по-разному проявляется связь

с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту

предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-

либо ценностей; 5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так

сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, поднимающие

такое поведение выше нормы; 6) при соотношении поощрений и наказаний

ведущую роль отводят поощрениям, которые, создавая больше альтернатив

поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

96. Эффективность правового регулирования.

Механизм правового регулирования — организационное воздействие правовых

средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей,

т. е. результативности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое

регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в

наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных

общественных отношений.

Эффективность правового регулирования — это соотношение между поставленной

перед ним целью и достигнутым результатом.

В современных условиях можно выделить следующие пути повышения

эффективности правового регулирования:

1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права

(с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно

выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они

будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и

информационных средств такое положение, когда закон выгоднее соблюдать, чем

нарушать. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых

средств, т. е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить

уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;

2) совершенствование правоприменения "дополняет" действенность

нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана

обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании

общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то

правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой

юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и

правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию,

минимизирует сбои и остановки в действии права;

3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять

на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и

правопорядка.

Интересы человека — вот главный ориентир для совершенствования элементов

механизма правового регулирования. Выступая своего рода юридической

технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового

регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать

режим благоприятствования реализации законных стремлений личности,

упрочению ее правового статуса.

97. Понятие и принципы законности

Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов (законных

актов. Для законности необходимы две стороны: 1) наличие правовых,

справедливых, научно обоснованных законосодержательная сторона); 2) их

выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных tea будет

недостаточно (формальная сторона).

Принципы законности:1) единство законности (понимание и применение

нормативных »должно быть одинаковым на всей территории страны);2)

верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех

иных нормативных и индивидуальных прав актов; издание каким бы то ни было

органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина ( с одной стороны,

без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо

законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и

свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния

законности и демократии в обществе); 4) связь законности с культурой (от

культурного уровня общества, должностных лиц зависит состояние законности;

и наоборот, состояние законодательства является одним из существенных

условий показателей культурного уровня общества); 6) связь законности с

целесообразностью (Законность есть высшая целесообразность).7) принцип

презумпции невиновности закреплен в Конституции РФ

98. Гарантии законности: понятие и виды

Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение

законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и

интересов общества и государства.

Выделяют следующие виды гарантий законности: 1) социально-экономические

(это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния,

многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.); 2)

политические (это степень демократизма конституционного строя, политической

системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение

властей и т.п.); 3) организационные (это деятельность специальных органов,

контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, — прокуратуры, суда,

милиции и т.д.); 4) общественные (это сложившийся в стране комплекс

профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с

нарушениями законодательства); 5) идеологические (это степень развития

правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к

требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе); 6)

специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем

законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений

правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности,

относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например,

презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела),

процедура (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства

поощрений и наказаний и т.п.).

99. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и

демократии

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых

поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности

социальных связей'. Особенности правопорядка;1) он запланирован в нормах

права;2) возникает в результате реализации данных норм;3) обеспечивается

государством;4) создает условия для организованности общественных отноше-,

делает человека более свободным, облегчает жизнь;5) выступает итогом

законности.

Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе

понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие.

Общественный порядок — это состояние упорядоченности общественных

отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их

соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения

(дисциплины).

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:

— с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и

правопорядка, без которых первая превращается в хаос различные

злоупотребления;

— с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными

(т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов,

институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную

базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное

утверждение в общественной жизни.

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления

демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль

общественности за реализацией законов и т.п.;

в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и

укреплению демократии.

100. Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с законностью,

правопорядком и общественным порядком

Дисциплина — это определенные требования к поведению людей, отвечающие

сложившимся в обществе социальным нормам.

Дисциплина — понятие, связанное прежде всего с деятельностью, с

поведением. В нем отражаются, во-первых, определенные требования общества к

индивидам и коллективам и, во-вторых, социальная оценка человеческого

поведения с точки зрения его соответствия интересам общества, его

правомерности, а также внутренней культуры.

Дисциплина выступает необходимым средством против дезорганизации в ее

различных формах и степенях.

Выделяют следующие виды дисциплины: Государственная — это вид дисциплины,

связанный с выполнением требований, предъявляемых к государственным

служащим; Трудовая — это форма общественной связи людей в процессе

обязательным подчинением его участников определенному порядку; Воинская —

соблюдение военнослужащим правил, установленных законами, уставами,

приказами; Договорная — соблюдение субъектами обязательств,

предусматриваемых в хозяйственных договорах; Финансовая — соблюдение

субъектами бюджетных, налоговых финансовых предписаний; Технонологическая —

соблюдение субъектами в процессе производства предписаний соответствующих

технологий и т.п. 'Законность более узкое понятие, чем дисциплина, ибо если

первая включает соблюдение лишь правовых норм, то второе — соблюдение тех

социальных норм, включая правовые, нравственные, где результатом законности

выступает правопорядок, то результатом дисциплины — порядок общественный.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.