реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

l. Предмет и метод ТГиП**

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается

изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают

наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г

и права, а также система основных понятий юриспруденции.

Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не

конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия,

которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение,

субъект права, юридический факт и т.д.).

Специфика предмета ТГиПзаключается в том, что Г- во и право исследуются

во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты. Под

методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых

постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов ТГиПможно

представить в виде следующей системы..

Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие методы, выражающие

наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить

метафизику (рассматривающую Г- во и право как вечные и неизменные

институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными

явлениями) и диалектику — материалистическую и идеалистическую; Последняя в

свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.

Так, причины возникновения и сам факт существования Г и права объективный

идеализм связывают с божественной силой либо объективным разумом;

субъективный реализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей,

материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в

обществе (появлением частной собственности и и разделением общества на

антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое

явление (в том числе Г- во и право) рассматривается в развитии, в

конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

2. Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного

познания, а применяются лишь на отдельных его пах в отличие от всеобщих

методов. К числу общенаучных методов относят:

- анализ (условное разделение сложного государственно-правого явления на

отдельные части);

— синтез (изучение явления путем условного объединения его составных

частей);

— системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на

выявление многообразных типов связей в нем);

— функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных

явлений по отношению к другим) и др.

3. Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием

усвоения теорией Г и права научных достижений технических, естественных и

гуманитарных наук.

К ним относят:

— конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования,

интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом

поведении субъектов в государственно-правовой сфере);

— статистический (позволяет получить количественные показатели того или

иного государственно-правового явления);

— кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и

технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и

другие методы.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к

частноправовым, являющимся сугубо юридическими:

— формально-юридический (позволяет определить юридические понятия,

выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание

правовых предписаний и т.п.);

— сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы

либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях

выявления их общих и особенных свойств).

2. ТГиП в системе юридических и гуманитарных наук***

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом,

весьма условно можно подразделить на три большие группы:

1) технические; 2) естественные; 3) гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и

институты.

Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку Г- во и право

выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно

подразделить на следующие виды:

— теория Г и права;

— историко-правовые науки (история Г и права, история политических и

правовых учений);

— отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское,

административное и другие отрасли права);

— прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная

психиатрия, правовая кибернетика и т.п.).

Теория Г и права, находясь в системе гуманитарных наyк, тесно

взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с

помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории Г и

права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания

государственно-правовой действительности. В свою очередь ТГиПдает

конкретный материал для широких философских обобщений.

Место в системе юридических наук. Общность ТгиП и историко-правовых наук

состоит в том, что они рассматривают Г- во и право в целом, ЦВХбы не имеют

границ во времени в познавательной деятельности. Отличие выражается в том,

что историко-правовые науки изучают |процесс развития государственно-

правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно

исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует

сущность Г и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е.

применяет преимущественно логический метод).

По отношению к отраслевым юридическим наукам ТгиП выступает как

обобщающая.: 1) изучает наиболее общие закономерности развития и

функционирования Г и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь

с определенной сферой общественных отношений с рамками соответствующей

отрасли права.2) ТгиП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы

(нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.).3) она

играет методологическую роль для юриспруденции.

Вместе с тем ТгиП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми

науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них.

Взаимодействие же ТгиП с прикладные науками в значительной мере является

опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.

Таким образом, особенности ТГиП науки состоят в том, что она является:

— гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — Г- во и

право (этим она отличается от технических и естественных наук);

— политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые

непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной

жизни (этим она отличается от Других гуманитарных наук);

— теоретической, изучающей наиболее общие закономерности Г и права (этим

она отличается от других юридических наук).

4. Причины и формы возникновения государства***

Вопрос о происхождении Г является дискуссионным, ибо этнографическая и

историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины

обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической

(божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в

психологической (факторы психики человека); в органической (биологические

факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории

насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Формирование Г — длительный процесс, который у различных народов мира

протекал по-разному.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский

способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь

устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя —

земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства,

возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и

эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали

организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме,

рабовладельческое Г- во возникло в результате появления частной

собственности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства,

поскольку Г- во возникает непосредственно из классовых противоположностей,

развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование Г ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских

родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского Г в значительной степени связано с

завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая

организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки

зрения, что Германия, Россия и некоторые другие Г возникли не как

феодальные (с классическими признаками подобной государственности—

закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как

прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной

частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и

собственность на землю).

5. Договорная теория происхождения Г ***

Договорная теория происхождения Г получила распространение в наиболее

логически завершенном виде в XVII— XVIII вв. в трудах Греция, Руссо,

Радищева и др.

По мнению представителей данной доктрины, Г- во возникает как продукт

сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди,

находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Г- во — это

рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу

которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Изолированные же до происхождения Г индивиды превращаются в единый парод.

В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и

обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.

Так, Г- во имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать

преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их

собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и

пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в

случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже

путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом

вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями

о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция

имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право

парода на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное,

идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе,

которое якобы па определенном этапе своего развития осознает необходимость

соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении

государственности Объективных факторов (прежде всего социально-

экономических, военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе

факторов субъективных.

6. Теория насилия по вопросу о происхождении Г ***

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в

трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических

отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-

политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для

управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения,

которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, Г- во — «естественно» (т.е.

путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над

другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой

возникновения экономического господства. В результате войн племена

перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных

в рабов.

Следовательно, Г- во — не итог внутреннего развития общества, а

навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании

государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт

подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения

многих государств (например, древнегерманского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом

процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве

одной из причин возникновения Г наряду с иными. К тому же военно-

политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли,

уступая первенство социально-экономическим.

3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового

строя ***

Г- во — это организация политической власти, содействующая

преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,

общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной

территории.

Г- во характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от

социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с

населением страны ( Г- во обязательно обладает аппаратом управления и

принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также

тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания

государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и

занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения ( Г- во объединяет своей властью и

защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности

к какому-либо роду или племени);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и

независимость в международных отношениях);

5) право ( Г- во не может существовать без права, так как последнее

юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее

легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций Г и

т.п.).

7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти ***

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать

определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой

общности людей отношение господства и подчинения между субъектами,

опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой

организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности

людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства,

общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных

структур и институтов.

Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной

власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая

категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только

государством, но и другими звеньями политической системы общества:

партиями, общественными организациями и т.н. Согласно другой точке зрения,

понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная

власть», так как первая исходит от Г и реализуется не иначе, как при его

(прямом или косвенном) участии.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и

подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

1. распространяется на все общество;

2. носит публично-политический характер;

3. опирается на государственное принуждение;

4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.)

5. система налогов;

6. деление населения по территориальному признаку и др.

8. Понятие и сущность Г ***

Г- во — это организация политической власти, содействующая

преимущественному осуществлению конкретных интересов классовых,

общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной

территории. При рассмотрении сущности Г важно учитывать два аспекта

1) то, что любое Г- во есть организация политической власти (формальная

сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

классовый, в рамках которого Г- во можно определить как организацию

политической власти экономически господствующего класса. (Здесь Г- во

используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом

интересов господствующегo класса. В этом случае первоочередное

удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать

сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии»

данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие

интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);

— общесоциальный, в рамках которого Г- во можно определить как

организацию политической власти, создающую условия для компромисса

интересов различных классов и социальных групп (Здесь Г- во уже

используется в более широких целях как средство для обеспечения главным

образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов

и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой

метод, как компромисс.)

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, национальный, и

расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых

соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут

доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность Г многоаспектна. Она не сводится только к классовым

и общесоциальным началам. Поэтому сущности Г в зависимости от исторических

условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

9. Типы государства: различные подходы ***

Типология Г — это его специфическая классификация, проводимая в основном

с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические

признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип

производственных отношений) является, по мнению представителей данного

подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития,

который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: Г- во

и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие

типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный,

социалистический (в последнее время к ним добавляют у два: азиатский способ

производства и прафеодализм).

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить Г на основе социально-экономических

факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития

государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней

запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда

«вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные

и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные

признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В

частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби,

цивилизация есть замытое и локальное состояние общества, отличающееся

общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В

зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую,

западную, православную и т.п.

достоинства данной типологии

1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые

характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более

«заземленная» типология государств.

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества

10. Понятие и классификация функций Российского Г ***

Функции Г — это основные направления деятельности Г по решению стоящих

перед ним задач. Понятие функции Г не следует отождествлять с такими

понятиями, как

1) цели и задачи Г (если цель общества то, к чему стремится государство,

а задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишь основные

направления деятельности Г по решению стоящих перед ним задач;

следовательно, цели и задачи определяют функции);

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных

государственных органов, специально предназначенных для определенного вида

деятельности, функции Г охватывают его деятельность в целом, в них находит

выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению

подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в

отдельности).

В зависимости от продолжительности действия функции Г классифицируются на

постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные

(прекращают свои действие с решением определенной задачи, как правило,

имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и

неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они

осуществляются, — на внутренние и внешние.

К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1. охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;

2. Экономическая;

3. налогообложения;

4. социальной защиты;

5. Экологическая; 6)культурная.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.