реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

3) принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и

судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны

властных органов и должностных лиц;

4) принпип законности, который означает обязательность соблюдения всеми

государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) Принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов

права о практической деятельности конкретных государственных органов;

6) Принцип федерализма, который выражает единство системы государственной

власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для

использования наиболее квалифицированных работников в деятельности

государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных

вопросов государственной жизни в интересах населения страны:

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который

обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал

государственного аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает

оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном

управлении;

10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы Г занимают в

государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим,

решения вышестоящих органон обязательны для нижестоящих).

Всесторонний учет этих функций как при образовании государственных

органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить

максимальную эффективность государственного управления обществом.

22. Политическая система общества: понятие и структура ***

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных

социальных норм совокупность институтов (государственных органов,

политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках

которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая

власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические

процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм

организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой

целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых

порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая

система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных

групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти

интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и

распределение благ между социальными общностями на основе использования

государственной власти, участия в ней, борьбы зa нее.

Структура политической системы означает, из каких элементов состоит, как

они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической

системы'.

1) политическая организация общества, включающая в себя государство,

политические партии и движения, общественные организации и объединения,

трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические

стороны политической власти и политической системы

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую

жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) Политические отношения, складывающиеся между элементами системы по

поводу политической власти;

5) Политическая практика, состоящая из политической деятельности и

совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую

политическую систему, является категория «политическая власть».

23. Место и роль Г в политической системе общества ***

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как

часть и целое. Г- во концентрирует в себе все многообразие политических

интересов, регулируя явления политической Жизни через призму

«общеобязательности». Именно в этом качестве Г- во играет особую роль в

политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь

ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Г- во занимает центральное, ведущее место в политической системе

общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего

народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку

гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для

управления обществом;

4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой

безопасности и т.п.);

5) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная

собственность, бюджет, валюта и т.д.).

24. Понятие и сущность права ***

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное

выражение. 1)выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право

народов и т.п.); 2) выделяют право в специально-юридическом смысле, как

юридический инструмент, связанный с государством.

Право — это система о6щеобязательных, формально определенных юридических

норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы

общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых гocyдарством и

направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1) волевой характер; 2) общеобязательность; 3) нормативность; 4) связь с

государством; 5)формальная определенность; 6) системность.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к cyщности права:

- классовый, в рамках которого право определяется как система

гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в

закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право

используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом

интересов господствующего класса

- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение

компромисса между классами, группами, различными социальными слоями

общества (здесь право используется в более широких целях как средство

закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина,

экономической свободы, демократии)

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и

расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно

религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и

подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Короче говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится к классовым и

общесоциальным началам. Поэтому в сущность права в зависимости от

исторических условий на первый план выходить любое из вышеперечисленных

начал.

25. Понятие права в объективном и субъективном смысле ***

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и

субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных,

формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых

государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические

прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве.

Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и

сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная

удовлетворять собственные интересы липа Субъективными правами выступают

конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд,

образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с

субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных

формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности,

которые возникают на основе и и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не Г- во создает предоставляет

личности права, а она сама их имеет от рождения обязанность Г — признавать

и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится со в самой

жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических

норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

26. Право как государственный регулятор общественных отношений

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических

норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы

общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и

направленных на урегулирование общественных отношений.

Наиболее существенным признаком права выступает его тесная связь с

государством. Этот признак выражается в том, что:

1) Г- во официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в

том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует

специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного

рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли регулирует

общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах.

Согласно этому, право служит орудием проведения в жизнь политики

государства, специфическим средством организации его разносторонней

управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций;

3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в

качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и

неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права

связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих

его норм.

27. Естественно-правовая теория ***

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период

буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и

др.

Основные идеи'.

1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряд) с позитивным

правом, т.е. законами, принимаемыми государством. существует высшее,

подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так

называемое неписаное право, пол которым понимается совокупность

естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием

права позитивною, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории,

такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода,

равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и

правоприменительный процессы),

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой

человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства:

— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой

совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным

отношениям новый, более свободный строй)

— в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми которые должны

приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными

ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

— провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым

выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных

структур.

Слабые стороны'.

— такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает

его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий

критерий законного и противозаконного поскольку весьма непросто определить

это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у

различных людей

- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием,

которое действительно может быть разным у различных людей.

28. Историческая школа права ***

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII

— начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи,

Основные идеи:

Право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается

договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается

постепенно, незаметно, стихийно;

Право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся

правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же

производны от права обычного, которое встает из недр национального духа,

глубин народного сознания.

Представители этой теории, которая возникла во времена феодализма,

отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной части не могли найти

отражения никакие естественные права человека.

Достоинства'.

- впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-

исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в

правотворческом процессе;

- справедливо подчеркивается естественность развития права, и тот факт,

что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

- верно подмечены преимущества правовых обычаев, как пpоверенных временем

и стабильных правил поведения.

Слабые стороны'.

— данная теория во время своего возникновения выступила kаk реакция на

естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего

строя;

— ее представители переоценивали роль правовых обычаев и ущерб

законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не

справлялись с полноценным упорядочением pыночных отношений).

29. Нормативистская теория права ***

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в.

Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.

Основные идеи'.

1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о

праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная

(суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма

черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно,

таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его

сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил

поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать

право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими (и

другими сущими) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения

судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в

понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего

конституционной) норме

Достоинства'.

— верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как

нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения

правовых норм по степени их юридической силы;

— нормативность в данном подходе органически связана с формальной

определенностью права, что существенно облегчает возможность

руководствоваться юридическими требованиями (в силу (более четких

критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по

тексту нормативных актов;

- признаются широкие возможности Г влиять на общественное развитие, ибо

именно Г- во устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны:

— слишком значителен крен к формальной стороне права, что повлекло за

собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных

начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям

общественного развития и т.п.). Поэтому представители данной теории

недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и

духовными факторами, т.е. излишне очищают от них право;

- признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен

преувеличивает роль Г в установлении эффективных юридических норм. В силу

разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно

произвольными

30. Марксистская теория права ***

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX—XX вв.

Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

Основные идеи:

1 ) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса,

т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете

определяется характером материальных производственных отношений, носителями

которых выступают классы собственников основных средств производства,

держащие в своих руках государственную власть; ;

3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля

получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы,

которые устанавливаются и охраняются j государством.

Достоинства:

— в связи с тем что представители данной теории право понимали как закон

(т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие

критерии правомерного и противоправного;

— показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее

существенно влияющих на него; ,

. обратили внимание на тесную связь права с государством, которое

устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

— преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам

общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового

общества;

— слишком жестко связывали право с материальными факторами, с

экономическим детерминизмом.

31. Психологическая теория права ***

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в.

Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др.

Основные идеи:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его

мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность

законодателя, а через психологические закономерности - правовые эмоции

людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют

собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и

чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного

(установленного государством) и интуитивного (автономного) права. Последнее

может быть не связано с первым. Интуитивное право в отличие от позитивного

выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться

как действительное право. Так. разновидностью переживаний интуитивного

права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми

своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют игорное

право, детское право

Достоинства:

- обращено внимание на психологические процессы, которые Выступают

реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Поэтому

нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять

их, не учитывая психологическую структуру индивида;

— повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой

системе общества;

- источник прав человека здесь выводится не из законодательства, а из

психики самого человека.

Слабые стороны:

-— осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в

ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых

тоже зависит природа права:

— в связи с тем что подлинное право (интуитивное) практически оторвано от

Г и не имеет формально определенного xарактера, в данном подходе

отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и

незаконного.

32. Социологическая теория права ***

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в.

Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.

Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи

естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и

не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере

должного, то право — в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая

практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное

поведение субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда

другое название данной доктрины — теория живого права;

3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе

юрисдикционной деятельности. Они наполняют законы правом вынося

соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами

правотворчества.

Достоинства'.

— такое понимание ориентирует на реализацию права. И сущее, где оно

обретает практическое осуществление;

— совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как

содержания, над правовой формой;

эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного

вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

— если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то

теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе

реализация может быть как законной, так и противозаконной;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.