реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению

конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий

индивидуальный акт).

Применение — особая форма реализации права, характеризующаяся следующими

признаками:1) применяют право только уполномоченные на то компетентные

субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);2) носит властный

характер;3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы

дела, принятие решения);4) осуществляется в процессуальной форме (в целях

усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная

деятельность жестко регламентирована нормами права); 5) связано с

реализацией соответствующего индивидуального, властного

(правоприменительного) акта.; 6) направлено на установление конкретных

правовых последствий — субъективных прав и юридических обязанностей.

Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут без помощи

властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает

потребность в государственном рвении, когда имеется спор по поводу

юридического факта

77. Стадии процесса применения норм права

Правоприменение — сложная последовательная деятельность, осуществляемая в

рамках нескольких этапов, стадий. Можно выделить три основные стадии

правоприменительного процесса: 1)установление фактической основы дела;

2)установление юридической основы дела;3)решение дела.

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь

правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические

обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По

сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации,

относящейся к конкретному делу.

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму

права, регулирующие данное общественное отношение проверяет подлинность

текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по

кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний,

квалифицирует деяние.

На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт.

Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба

этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения,

зависит дальнейшее развитие правоотношений.

Установление фактической и установление юридической основы дела выступают

как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения

является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение

должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально

урегулировано.

78. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Акт применения права — это такой правовой акт, который содержит

индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в

результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт

выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими

особенностями:1)исходит от компетентных органов;2)носит государственно-

властный характер;3)носит индивидуальный (персонифицированный), а не

нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает

на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими

обязанностями; 4) имеет определенную установленную законом форму. Вместе с

тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-

документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из

вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; по субъектам, их

издающим, — на акты государственных и негосударственных (в частности,

муниципальных) органов; по функциям права — на регулятивные (приказ о

повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении

уголовного дела); по юридической природе — на основные (выражают конечное

решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (

подготавливают издание основных актов, в частности постановление о

привлечении лица в качестве обвиняемого); по предмету правового

регулирования — на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; по

характеру — на материальные и процессуальные.

79. Отличие нормативных актов от актов применения права

Нормативный акт (83, 112)

Акт применения права

Общим является то, что: - это правовые акты - они принимаются и

обеспечиваются компетентными (прежде всего гос. органами); - они выступают

властными по своему характеру документами.

В отличие от нормативного акта правоприменительный акт 1) применяется на

основе нормативного 2) конкретизирует норму права, содержащуюся в

нормативном акте, применительно к инд. ситуациям, отношениям 3) носит

персонифицированный (индивидуально-определенный) характер 4) не является

источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение 5)

выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения

соответствующих правоотношений.

80. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем

законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия

пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере

правового регулирования; 2)должна отсутствовать конкретная норма права,

призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны

своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с

помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как

здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз

восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии

закона и аналогии права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела правовой

нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих

принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь

тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай.

Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении

важное значение приобретают принципы права (справедливость, равенство перед

законом дом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции.

Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное

правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные

конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия

исключается.

81. Юридические коллизии и способы их разрешения

Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами,

регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую

систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в

правоприменительной практике, затрудняют и пользование законодательством.

Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях

отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы

устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя

зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта

законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация

нормативных актов).

Виды коллизий: 1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в

пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (разрешается в

пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между

общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:( — если последний

принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ

действует именно он, — если последний принят вне пределов своего ведения,

то действует общефедеральный акт;) 4) между актами одного и того же органа,

но изданные в разное время (применяется акт позже принятый); 5) между

актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более

высокой юридической силой); 6) между общим и специальным актом: (— если они

приняты одним органом, то применяется последний; — если они приняты разными

органами, то действует первый.)

Возможные способы разрешения коллизий: 1) принятие нового акта; 2)

отмена старого акта;3) внесение изменений в действующие акты;4)

систематизация законодательства;5) референдумы; 6) деятельность судов

(прежде всего Конституционного Суда РФ); 7) переговорный процесс через

согласительные комиссии; 8) толкование и др.

82. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

Толкование норм права — это деятельность, направленная на выявление

содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл

нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе

правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с

абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью

Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и

единообразное понимание юридических предписаний, правильное и единообразное

применение.

Толкование состоит из двух сторон: 1) — уяснение (для себя);2) —

разъяснение (для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют:1)— на официальное

(дается уполномоченными на то субъектами, держится в специальном акте,

влечет юридические последствия); 2)— на неофициальное (не имеет юридически

обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой

круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного

конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется

на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и

легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).

Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных

познаний и дается любым гражданином) 2) профессиональным (дают юристы); 3)

доктринальным (научное разъяснение юридических норм).

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов:

грамматического (филологического); логического; систематического; историко-

политического; специально-юридического; функционального.

Грамматический состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов,

установлении лексической связи между ними. Историко-политический

(толкование с помощью анализа конкретных исторических и политических

условий) состоит в выяснении общественных условий, экономических,

социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую

норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство

посредством введения ее в действие. Систематический способ предполагает

сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также

с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

Идеологический (толкование с помощью установления целей принятия

нормативного акта); Специально-юридический (толкование с помощью раскрытия

содержания юридических терминов, используемых в законодательством).

Результаты толкования могут быть различными в зависимости от »щения текста

и действительного содержания юридических Исходя из этого соотношения

различают три вида толкования: 1)буквальное (возможно тогда, когда

действительный смысл права и ее текстуальное выражение совпадают);2)

ограничительное (применяется тогда, когда действительный нормы права уже ее

текстуального выражения); 3) распространительное (применяется тогда, когда

действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

83. Способы и объем, толкования правовых норм

Способы толкования — это совокупность приемов и средств, направленных на

установление содержания правовых норм. Толкование-уяснение достигается при

помощи определенных способов: грамматического (филологического);

логического; систематического; историко-политического; специально-

юридического; функционального.

Грамматический состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов,

установлении лексической связи между ними. Историко-политический

(толкование с помощью анализа конкретных исторических и политических

условий) состоит в выяснении общественных условий, экономических,

социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую

норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство

посредством введения ее в действие. Систематический способ предполагает

сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также

с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

Идеологический (толкование с помощью установления целей принятия

нормативного акта); Специально-юридический (толкование с помощью раскрытия

содержания юридических терминов, используемых в законодательством).

84. Акты толкования права: понятие, особенности, виды

Акт толкования права — это такой правовой акт, который состоит в

разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права:1)

представляют собой разъяснение смысла юридических норм;2) содержат

конкретизирующие, а не нормативные предписания;3) не имеют самостоятельного

значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; 4) не

являются формой и источником права.

В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:

1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на

акты нормативного (аутентичные и легальные) и казуального толкования; 2) в

зависимости от органов, дающих толкование, — на акты органов

государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;

3) в зависимости от предмета правового регулирования — на акты толкования

уголовного права, административного, гражданского и т.д.; 4) в зависимости

от характера — на материальные и процессуальные акты; 5) в зависимости от

формы — на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.; 6) в

зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты

правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

85. Юридическая практика

Юридическая практика — это деятельность компетентных субъектов по принятию

(толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве

с накопленным социально-правовым опытом.

Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практики:1) это

юридическая деятельность; 2) — это социально-правовой опыт; 3) это

юридическая деятельность с социально-правовым опытом.. Признаки юридической

практики:1) строится на основе норм права;2) представляет собой составную

часть правовой культуры общества 3) интегрирует правовую систему; 4)

порождает соответствующие юридические последствия.

Структура юридической практики:

1)юридическая деятельность (динамическая сторона), элементом удержания

которой выступают ее объекты, субъекты и участники; 2) юридические действия

и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и

результаты действий; 3) социально-правовой опыт (статическая сторона),

который в качестве элемента включает правоположения, выработанные в ходе

многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально

ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.

Функциями юридической практики являются сигнально-информационная и

конкретизирующая. стороны юридической практики:

В зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений

она бывает:1) правотворческой; 2)правоприменительной;3)интерпретационной;

В зависимости от субъектов: 1) законодательной; 2) исполнительной;3)

судебной; 4) следственной;5) нотариальной и т.п.

В зависимости от функциональной роли: 1)регулятивной;2)охранительной.

86. Правомерное поведение: понятие и виды

Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствующее нормам права

и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения:1) находится в

установленных законодательством рамках (формальный аспект); 2) социально

полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его

объективную сторону (содержательный аспект); 3) является осознанным, что

составляет его субъективную сторону.

Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется: 1)

на необходимое (служба в армии); 2) желательное (научное художественное

творчества); 3) допустимое (отправление религиозных культов).

Наиболее распространена классификация правомерного поведения в зависимости

от его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно

подразделяется: 1) на социально-активное (это высшая форма правомерного

поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры,

ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не из-за страха

перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в

необходимости и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения

наиболее социально значим, ибо связан с реализацией не только личного, но и

общественного прогресса, с борьбой за реальное утверждение в жизни

принципов права, законности, порядка); 2)униформистское (это деяние,

основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и

всестороннего осознания); 3) маргинальное (это деяние, которое тоже

соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием

государственного принуждения, из-за страха перед наказанием).

87. Понятие, признаки и виды правонарушений

Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяние

лица, причиняющее вред интересам общества, гос-ва и личности. Признаки

правонарушения:1) деяние (действие или бездействие);2) вина; 3)

противоправность;4) вредный результат;5) причинная связь между деянием и

вредным результатом; 6) юридическая ответственность.

В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения

подразделяются на преступления и проступки. Преступления (уголовные

правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности,

посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от

посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов

правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным

законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности),

совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты

посягательства и юридические последствия.

В свою очередь проступки классифицируются: на гражданские

(правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных

отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам

имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в

распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина);

административные (правонарушения, посягающие на установленный законом

общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной

деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных

обязанностей); дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере

трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности

предприятий, учреждений и организаций); процессуальные (правонарушения,

посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия,

например неявка свидетеля в суд).

88. Юридический состав правонарушения

Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения,

необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. В

юридический состав входят:1) субъект правонарушения (праводееспособное

физическое лицо или социальная организация, совершившие данное деяние); 2)

обьект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение , родовым

объектом выступают общественные отношения, видовым -жизнь, здоровье, честь,

имущество и т.п.); 3) субъективная сторона правонарушения (совокупность

признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и

его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, - психическое

отношение лица к совершенно-противоправному деянию. Выделяют две формы вины

— умысел и неосторожность . Умысел может быть прямым, когда лицо сознает

общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность или

неизбежность наступления вредных последствий, желает их наступления; и

косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер деяний,

предвидит возможность наступления вредных последствий,-не желает, но

сознательно допускает наступление указанных последствий либо относится к

ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две формы — легкомыслие, когда

лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без

достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его

предотвращения; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредные

последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и

предусмотрительности должно и могло их предвидеть); 4) объективная сторона

правонарушения — это совокупность внешних признаков, характеризующих данное

правонарушение, к которым относят: 1)деяние;2) противоправность (формальный

аспект); 3) |вредный результат (содержательный аспект); 4) |причинная связь

между деянием и вредным результатом (вредный результат должен быть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.