![]() |
|
|
Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиПприменение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт). Применение — особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);2) носит властный характер;3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права); 5) связано с реализацией соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.; 6) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав и юридических обязанностей. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном рвении, когда имеется спор по поводу юридического факта 77. Стадии процесса применения норм права Правоприменение — сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Можно выделить три основные стадии правоприменительного процесса: 1)установление фактической основы дела; 2)установление юридической основы дела;3)решение дела. На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу. На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние. На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Установление фактической и установление юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано. 78. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды Акт применения права — это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:1)исходит от компетентных органов;2)носит государственно- властный характер;3)носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; 4) имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт- документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям: по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; по субъектам, их издающим, — на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела); по юридической природе — на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные ( подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); по предмету правового регулирования — на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; по характеру — на материальные и процессуальные. 79. Отличие нормативных актов от актов применения права Нормативный акт (83, 112) Акт применения права Общим является то, что: - это правовые акты - они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего гос. органами); - они выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного акта правоприменительный акт 1) применяется на основе нормативного 2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к инд. ситуациям, отношениям 3) носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер 4) не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение 5) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений. 80. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2)должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение приобретают принципы права (справедливость, равенство перед законом дом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается. 81. Юридические коллизии и способы их разрешения Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют и пользование законодательством. Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов). Виды коллизий: 1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:( — если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он, — если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;) 4) между актами одного и того же органа, но изданные в разное время (применяется акт позже принятый); 5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой); 6) между общим и специальным актом: (— если они приняты одним органом, то применяется последний; — если они приняты разными органами, то действует первый.) Возможные способы разрешения коллизий: 1) принятие нового акта; 2) отмена старого акта;3) внесение изменений в действующие акты;4) систематизация законодательства;5) референдумы; 6) деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ); 7) переговорный процесс через согласительные комиссии; 8) толкование и др. 82. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам Толкование норм права — это деятельность, направленная на выявление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний, правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: 1) — уяснение (для себя);2) — разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют:1)— на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, держится в специальном акте, влечет юридические последствия); 2)— на неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином) 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм). Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов: грамматического (филологического); логического; систематического; историко- политического; специально-юридического; функционального. Грамматический состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними. Историко-политический (толкование с помощью анализа конкретных исторических и политических условий) состоит в выяснении общественных условий, экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие. Систематический способ предполагает сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Идеологический (толкование с помощью установления целей принятия нормативного акта); Специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательством). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от »щения текста и действительного содержания юридических Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: 1)буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл права и ее текстуальное выражение совпадают);2) ограничительное (применяется тогда, когда действительный нормы права уже ее текстуального выражения); 3) распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения). 83. Способы и объем, толкования правовых норм Способы толкования — это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов: грамматического (филологического); логического; систематического; историко-политического; специально- юридического; функционального. Грамматический состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними. Историко-политический (толкование с помощью анализа конкретных исторических и политических условий) состоит в выяснении общественных условий, экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие. Систематический способ предполагает сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Идеологический (толкование с помощью установления целей принятия нормативного акта); Специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательством). 84. Акты толкования права: понятие, особенности, виды Акт толкования права — это такой правовой акт, который состоит в разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права:1) представляют собой разъяснение смысла юридических норм;2) содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;3) не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; 4) не являются формой и источником права. В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права: 1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на акты нормативного (аутентичные и легальные) и казуального толкования; 2) в зависимости от органов, дающих толкование, — на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.; 3) в зависимости от предмета правового регулирования — на акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.; 4) в зависимости от характера — на материальные и процессуальные акты; 5) в зависимости от формы — на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.; 6) в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. 85. Юридическая практика Юридическая практика — это деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практики:1) это юридическая деятельность; 2) — это социально-правовой опыт; 3) это юридическая деятельность с социально-правовым опытом.. Признаки юридической практики:1) строится на основе норм права;2) представляет собой составную часть правовой культуры общества 3) интегрирует правовую систему; 4) порождает соответствующие юридические последствия. Структура юридической практики: 1)юридическая деятельность (динамическая сторона), элементом удержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники; 2) юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий; 3) социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности. Функциями юридической практики являются сигнально-информационная и конкретизирующая. стороны юридической практики: В зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений она бывает:1) правотворческой; 2)правоприменительной;3)интерпретационной; В зависимости от субъектов: 1) законодательной; 2) исполнительной;3) судебной; 4) следственной;5) нотариальной и т.п. В зависимости от функциональной роли: 1)регулятивной;2)охранительной. 86. Правомерное поведение: понятие и виды Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения:1) находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект); 2) социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект); 3) является осознанным, что составляет его субъективную сторону. Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется: 1) на необходимое (служба в армии); 2) желательное (научное художественное творчества); 3) допустимое (отправление религиозных культов). Наиболее распространена классификация правомерного поведения в зависимости от его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно подразделяется: 1) на социально-активное (это высшая форма правомерного поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не из-за страха перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения наиболее социально значим, ибо связан с реализацией не только личного, но и общественного прогресса, с борьбой за реальное утверждение в жизни принципов права, законности, порядка); 2)униформистское (это деяние, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания); 3) маргинальное (это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием). 87. Понятие, признаки и виды правонарушений Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, гос-ва и личности. Признаки правонарушения:1) деяние (действие или бездействие);2) вина; 3) противоправность;4) вредный результат;5) причинная связь между деянием и вредным результатом; 6) юридическая ответственность. В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. В свою очередь проступки классифицируются: на гражданские (правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина); административные (правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей); дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций); процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например неявка свидетеля в суд). 88. Юридический состав правонарушения Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. В юридический состав входят:1) субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или социальная организация, совершившие данное деяние); 2) обьект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение , родовым объектом выступают общественные отношения, видовым -жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.); 3) субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, - психическое отношение лица к совершенно-противоправному деянию. Выделяют две формы вины — умысел и неосторожность . Умысел может быть прямым, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, желает их наступления; и косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий,-не желает, но сознательно допускает наступление указанных последствий либо относится к ним безразлично. Неосторожность тоже имеет две формы — легкомыслие, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его предотвращения; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло их предвидеть); 4) объективная сторона правонарушения — это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят: 1)деяние;2) противоправность (формальный аспект); 3) |вредный результат (содержательный аспект); 4) |причинная связь между деянием и вредным результатом (вредный результат должен быть Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |