реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

общественными организациями, другими государственными -

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —

обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать предписания и

несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой

гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: 1)

Ответственность Правительства перед представительными организациями

(дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность); 2)

ответственность должностных лиц Г любого уровня за нарушение прав и свобод

конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением

и пр.3) импичмент

Мерами контроля со стороны общественности за выполнением решений

правительственных государственных структур могли бы быть референдумы,

опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность лиц. нести перед

государством. Применение государственного принуждения должно носить

правовой характер, не нарушать меру свободу личности, соответствовать

тяжести совершенного правонарушения

Таким образом, отношения между государством и личностью должны

осуществляться на основе взаимной ответственности.

44. Соотношение общества и Г ***

Общество — (в широком смысле) совокупность исторически сложившихся форм

совместной деятельности людей; (в узком) исторически конкретный тип

социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Г- во — это организация политической власти, содействующая

преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,

общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной

территории.

Общество и Г- во — понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в

обществе кроме Г есть и негосударственные структуры (политические партии,

политические движения, общественные организации и объединения, трудовые

коллективы и т.д.). Г- во есть лишь политическая часть общества, его

элемент.

Г- во занимает в обществе центральное положение и главную роль. По

характеру Г можно судить о его общества, его сущности.

Г- во по отношению ко всему обществу выступает как форма правления,

ведения общих дел (обеспечивая порядок и безопасность), а по отношению к

противникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и

насилия. Исторические рамки общества и Г тоже не совпадают. Общество

возникло раньше и имеет более богатую историю нежели второе. Рожденное

развивающимся обществом, приобретает по отношению к нему относительную

самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно

меняется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

45. Гражданское общество: понятие, структура, признаки ***

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями как

Аристотель, Цицерон, Греции, Гоббс, Локк, Гегель, многими другими.

и нитью - идея человека. Гражданское общество можно определить как

совокупность нравственных, религиозных, национально-экономических, семейных

отношений и институтов, о которых удовлетворяются интересы индивидов и их

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и институты

(собственность, труд, предпринимательство); 2) совокупность независимых от

Г производителей (частные фирмы и т.п.); 3) общественные объединения и

организации; 4) политические партии и движения; 5) сфера воспитания и

негосударственного образования; 6) система негосударственных средств

массовой информации; 7)семья; 8) церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; —

самоуправляемость; — конкуренция образующих его структур и различных групп

людей; — свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; — всеобщая

информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на

информацию; — жизнедеятельность базируется на принципе координации (в

отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа

субординации); — многоукладность экономики; — легитимность и

демократический характер власти; — правовое государство; — сильная

социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни

людей, и др.

46. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь ***

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается

упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности.

Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на

технические и социальные.

Технические нормы — это правила наиболее рационального общения людей с

орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм

можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы

расходования сырья, топлива, государственные стандарты, технические

условия.

Особенности технических норм:

1 предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

2. субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром,

природой, техникой.

Социальные нормы — это правила поведения, используемые для Дарования

общественных отношений. К ним относят правовые, религиозные, политические,

эстетические, обычные и иные нормы.

Особенности социальных норм:

•Предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — общественные

отношения;

•субъектный состав связан только с людьми как представителями социальной

сферы.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности,

важнейшие для общества технические нормы Изживаются правом и государством,

становясь уже технико-Иряескими правилами поведения. В силу этого они

выступают целесообразными, но и общеобязательными, влекущими определенные

юридические последствия. Так, уголовное законодательство предусматривает

ответственность за нарушение норм безопасности при производстве

строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта

и т.п.

47. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и

противоречия ***

Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с

позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Мораль и

нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же есть

наука о морали (нравственности).

Единство между правом и моралью:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными,

распространяющимися на все общество; 2) у них единый объект регулирования —

общественные отношения; 3) исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью:

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право —

вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то

право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все

общественные отношения, то право — наиболее важные и только те, которые в

состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в

действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно установленный

срок);

5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами

общественного воздействия, то нормы права — мерами государственного

воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные

отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы

права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и

неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения

общественных отношений. Их требования во многом совпадают то, что осуждает

и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот.

Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же

ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины

противоречий могут быть объективные (действующие различия между правом и

моралью) и субъективные. Право меняется быстрее морали и подчас с ней не

согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).

48. Понятие, структура и виды правосознания ***

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, эмоций, оценок и

установок, выражающих отношение к действующему и желаемому праву.

Правосознание — одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь

принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов

Структура правосознания включает в себя два элемента:

1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате

отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий

поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами);

2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение

людей к действующему или желаемому праву это более глубокое осмысление

субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень

правовых оценок).

Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.

По содержанию правосознание подразделяется на:

— обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права,

возникающие под влиянием жизненного опыта);

— профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов

на основе юридической практики);

— научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение

права).

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено

действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания

как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель

должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп

населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает

добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно

необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств,

для преодоления пробелов).

Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового

регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем

протяжении их действия.

49. Правовая культура: понятие и структура ***

правовая культура личности — это знание и понимание права и действия в

соответствии с ним. Правовая культура личности связана с правосознанием,

опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только

психологические и юридические его элементы, но и юридически значимое

поведение всякого индивида, знающего и понимающего

можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у

кого знания юридических правил сочетаются с точностью соблюдения их

предписаний, кто в своей деятельности следует.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

1) психологический элемент (правовая психология); 2)идеологический

элемент (правовая идеология);3) поведенческий элемент (юридически

значимое поведение).

Правовая культура личности означает правовую образованность включая

правосознание, умение и навыки пользоваться подчинение своего поведения

требованиям юридических

правовая культура общества — это уровень правосознания и активности

общества, степень прогрессивности юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из

1) степень правосознания и правовой активности общества; 2) степень

прогрессивности юридических норм (уровень развития общества, культура

юридических текстов и т.п.);

степень прогрессивности юридической деятельности (культуру

правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и

характеризуется следующими факторами: 1) — реальной потребностью в праве;

2) — состоянием законности и правопорядка в стране; 3)— степенью

развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

50. Понятие и признаки нормы права ***

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило

поведения, установленное и обеспечиваемое государством направленное на

урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его

системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты

права как особого социального явления. этого не следует, однако, что

понятия «право» и «норма » совпадают. Они соотносятся между собой как целое

и частное

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание Г

относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная

определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах,

с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством

(она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами

государственного воздействия — принуждением и стимулированием); 4)

предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним

субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя

реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5)

микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы,

состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция

и санкция).

51. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм ***

Данный признак означает, что норма не только предоставляет субъектам

права, но и возлагает на других субъектов обязанности. Ибо нельзя

реализовать право без обязанности и обязанности без права. Вот почему можно

назвать благими пожеланиями те, которые не обеспечены реальными

обязанностями соответствующих лиц.

представительно-обязывающий характер не у всех юридических норм выражен

одинаково:

Четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, трудовых,

семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности

субъектов; В охранительных же нормах (уголовных, административных) больший

упор делается на воплощение запретов и обязанностей. В декларативных и

дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо,

ибо они не являются кон- Цми правилами поведения.

При рассмотрении предоставительно-обязывающего характера норм важно иметь

в виду, что права и обязанности не могут содержаться в одной статье

нормативного акта.

Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность — в статье этого же

нормативного акта или даже в статье иного акта.

Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а

обязанности подразумеваться, вытекать из содержания закона. Может быть и

наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумеваются.

52. Структура нормы права ***

Одним из основных признаков права является микросистемность. Выступая

клеточкой права, норма в то же время представляет собой такое образование,

которое обладает специфическим внутренним строением, своеобразной

организацией.

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых

элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная

структура показывает, из каких частей состоит норма и как они

взаимосвязаны.

Таких частей три:

1) гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия

(время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем

закрепления юридических фактов;

2) диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения

субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при

наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает

основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

3) санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для

субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными,

неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения

(премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место

и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению,

сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без

диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной, Одни авторы

считают, что норма права состоит из двух частей — гипотезы и диспозиции или

диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются

трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше

элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

53. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта ***

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не они могут не

совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы,

диспозиции и санкции, а статья законодательного акта:— форма выражения

государственной воли.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится с содержанием

нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Законодатель может все

три элемента логической структуры нормы права деть в одну статью

нормативного акта; может в одну статью нормативного акта включить несколько

норм; Может элементы нормы права изложить в нескольких статьях этого же

нормативного акта; Может элементы нормы права изложить в нескольких статьях

иных нормативных актов.

Способам изложения возможны три варианта соотношения норм права и статьи

нормативного акта:1) Прямой способ имеет место тогда, когда норма права

непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2) ссылочный способ

имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы

права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта; 3) бланкетный

способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к

целому виду каких-то нормативных актов, правил.

54. Классификация норм права ***

Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в

системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:

— исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования

общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это,

например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные

нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

— общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и

распространяются на все или большую часть институтов соответствующей

отрасли права;

— специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной

отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных

отношений с учетом присущих особенностей и т.д. (они детализируют общие,

корректируют иные и пространственные условия их реализации, способы

правового воздействия на поведение личности);

В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой

принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские,

административные, земельные и т.п.;

В зависимости от их характера — на материальные (уголовные, экологические

и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-

процессуальные);

В зависимости от методов правового регулирования на:

императивные (содержащие властные предписания); диапозитивные (содержащие

свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное

поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для Г и

общества вариант поведения);

В зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах)

и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении

чрезвычайного положения в определенном городе в связи со стихийным

бедствием).

55. Понятие и виды форм (источников) права***

Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и

охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную

материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно

воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала

рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права

три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества,

формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в

идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание

и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма

права.

Выделяют четыре основные формы права:

— нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и

направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их

числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); — правовой

обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в

сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения,

приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ,

отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.