![]() |
|
|
Кадровый потенциал в свете социально-экономического развития города и районапромышленности, автотранспорта увеличилась сумма просроченной задолженности по ПФР и по выплате заработной платы. Выплата заработной платы в натуральном выражении в основном производилась в сельскохозяйственных предприятиях и организациях, без отчилсения в ПФР сумм страховых взносов. В 1999 году продолжена работа по взысканию задолженности в ПФР по всем направлениям. План января по сборам выполнен на 94,5%, февраля – на 91,2%. Бюджет Спад производства продукции, сокращение объемов работ и платных услуг, взаимные неплатежи предприятий привели к напряженному исполнению бюджета в денежной форме. Вызывает тревогу снижение денежного исполнения бюджета, которое составляет лишь 37% от общей суммы налоговых поступлений и сократилось по сравнению с 1997 годом на 3%. В целом за год поступило в бюджет собственных доходов в сумме 95 082 тыс. рублей, что составляет 69% от всех доходов и привлечено средств из республиканского бюджета в виде дотации, субвенции и взаимных расчетов в сумме 42 274 тыс. рублей (31% соответственно). Созданной при администрации специальной комиссией по работе с предприятиями-недоимщиками дополнительно привлечено в бюджет 22 млн. рублей. Администрацией предоставлены дополнительные налоговые льготы на 1998 года предприятиям на сумму 1838 тыс. рублей, из них АОА «УГОК» – 1000 тыс. рублей по налогу на имущество. Бюджет теряет значительные доходы из-за многочисленных нарушений налогового законодательства, допускаемых предприятиями, организациями и -43- учреждениями. В течение 1998 года налоговой службой дополнительно начислено платежей в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 133,2 млн. рублей. Недоимка по платежам в бюджет на 1 января 1999 года составила 166,5 млн. рублей, в том числе в бюджет города 31,7 млн. рублей. По сравнению с началом года недоимка возросла в целом в 1,5 раза и по городскому бюджету в 1,9 раза. Основная сумма недоимок приходится на Мансуровский комбинат строительных материалов, завод «Лесмаш», завод «Металлургмаш», строительные организации, хозяйства АПК. Основная доля расходов бюджета, т.е. 63% приходится на социальную сферу. Бюджетные учреждения образования профинансированы к запланированному объему ассигнований на 114%, культуры – на 87%, здравоохранения – 97%, социальной защиты – 147%. На финансирование защищенных статей (зарплата, медикаменты, питание) израсходовано 55.5 млн. рублей или 40% всех расходов бюджета, что составляет более 80% денежных поступлений бюджета. На содержание жилищно-коммунального хозяйства города и района направлено порядка 24 млн. рублей или 20% бюджетных средств, из них на отопление города – 17,6 млн. рублей. Занятость населения На формирование рынка труда в 1998 году, как и в предыдущие годы, основное влияние оказала нестабильная социально-экономическая ситуация. За год в отдел труда и занятости населения обратилось 6785 человек, из которых 2677 признаны безработными, и в итоге общее количество официально признанных увеличилось на 26%, и дошло до 1842 человек вместо 1462 на 1.01.98г. Из общего количества безработных – 65% женщины, 38% - молодежь до 29 лет и 3% инвалидов. Уровень безработицы в целом составляет 6,49%, в т.ч. по городу 7,9%, по сельской местности – 4,24%, что намного выше уровня безработицы по республике – 4,31%. Динамика уровня безработицы представлена на рис.4. В соответствии с рис. 4 уровень безработицы повысился по сравнению с 1994 годом по республике на 2,97%, по городу и району – на 4,06%. Или же по данным, приведенным в таблице № 13 число безработных в 1998 году по сравнению с 1994 годом увеличилось по городу на 730 человек, по району на 436 человек. Постоянным источником пополнения числа безработных явилось сокращение штатов во многих предприятиях. В течение года в Службу занятости обратилось 443 человека, высвобожденных с предприятий и организаций. -44- За год обратилось 262 человека, ищущих работу после окончания учебных заведений и 13% безработных составляет указанный контингент. Отдел труда и занятости населения за год трудоустроил 1157 человек, что на 44% больше, чем в 1997 году, 186 человек направлены на переобучение с последующим трудоустройством и 11 человек направлены на досрочную пенсию. 2. Современное состояние управленческих кадров города и района Ключевым фактором, определяющим эффективность государственной власти на всех уровнях и обеспечивающим управляемость процессами реформирования общества, становления правового государства, разработки курса действий, изменений в структуре, стиле и системах управления, процедур взаимодействия человека и государства, является кадровый потенциал аппарата органов государственной власти. Сейчас уже всем ясно, что проблемы власти и совершенствования государственного аппарата неразделимы. Создание профессионального государственного аппарата по объему, структуре и правовой урегулированности, как это принято в развитых демократических государствах, - дело чрезвычайно трудное. В нашей стране это особенно усложнилось после распада СССР, когда многое в решении проблемы надо было начинать с нулевой отметки. Такую работу может и должна осуществлять государственная служба как четко сформированный и реализованный на практике социально-правовой институт. В соответствии со ст.1 закона РБ «О государственной службе в Республике Башкортостан» госслужба в Республике Башкортостан представляет собой осуществление должностных полномочий по выполнению целей и функций государства в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, законодательными и иными нормативными актами Республики Башкортостан. Госслужба осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной властей, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени государства его функции и отнесенных законодательными актами Республики Башкортостан к государственной службе. / 3.с.4./. В администрации города и района сложилась определенная система работы с кадрами. Основой её являются указы Президента «О государственной кадровой политике в Республике Башкортостан» от 29.08.94г. № УП-393 и «О совершенствовании работы с кадрами в органах государственной власти Республики Башкортостан» от 22.04.96г. № УП-244. Утвержден единый -45- Перечень должностей руководящих кадров, замещающих на основании распоряжения главы горрайадминистрации, по согласованию или с учетом рекомендации главы администрации города и района, который включает в себя около 500 должностей. За прошедший год в городе и районе на различные руководящие должности выдвинуто: хозяйственных руководителей – 10 человек, в сельско- хозяйственном производстве – 5 человек, в органах местного самоуправления – 8 человек. Уже первые шаги реформирования в АПК отчетливо показали, что ключевым фактором, определяющим успех преобразований в этой отрасли, является его кадровый потенциал. Адаптировать его к условиям рыночной экономики только образовательным путём. Однако, из 128 руководителей, их заместителей и главных специалистов только 61 человек имеют высшее образование, а базовое образование соответствующее занимаемой должности – 56 человек, что составляет 44%. Крайне низок образовательный уровень руководителей и специалистов среднего звена, где с высшим образованием - 63 человека или 12% со средне- специальным – 316 человек (61%), 140 человек – практиков (27%). В 1998 году в связи с проводимой реорганизацией в 4 хозяйствах переизбраны руководители (СПК «Рысай», «БашУрал», «Красный партизан», «Яик»), 1 руководитель перешел на другую работу (СПК им.М.Муртазина) и в этом году руководитель сменился в СПК «Абзак». Ощущается острая нехватка специалистов-зоотехников, ветеринарных врачей. На этих должностях в некоторых хозяйствах района работают специалисты без специального образования. В ряде СПК (Абзак, Рысай) должности главных специалистов замещают специалисты, не имеющие не только высшего образования, но и средне-специального. В таких сельскохозяйственных кооперативах как «Ильчигул», «Озонкуль», «Коммунар» до сих пор вакантны должности зоотехников, ветработников. В республике предусмотрен целевой приём студентов в вузы в пределах 10% от общего плана приёма по каждой специальности. Подобная практика позволяет улучшить соотношение различных социальных групп. Только в таком случае у нас будут учителя иностранных языков в деревне и специалисты сельского хозяйства на селе. Так, в 1997 году из 24 мест по целевому приёму 22 места выделены району, в 1998 году – места выделены только по району (22). Такие же проблемы встают при подборе кадров на должности глав сельских администраций, среди которых с высшим образованием 65,3%, средне- специальным – 30%, 1 глава имеет начальное профессиональное образование, более 30% имеют опыт управленческой работы всего до 3-х лет. В 1998 году сменены 8 глав сельских администраций, из них пятеро освобождены от должности в связи с выходом на пенсию (это главы -48- администраций Казаккуловского, Озерного, Миндякского, Амангильдинского, Ахуновского сельсоветов); 1 глава администрации – в связи с переходом на другую работу (Поляковского сельсовета), назначен глава администрации во вновь образованном Мансуровском сельсовете; глава администрации Кирябинского сельсовета освобожден от руководства как не справившийся со своими задачами. 2. 2.1.Анализ структуры и численности работников аппарата администрации г.Учалы и Учалинского района Администрация г. Учалы и Учалинского района была образована согласно Указа Президента № УП-166 от 4.04.94г. «О реорганизации администраций г.Учалы и Учалинского района». Эта объединенная горрайадминистрация существует уже 4 года. Деятельность администрации построена как на основе Конституции РБ и других нормативных актов Президента, Госсобрания и Правительства России, Башкортостана, так же в основном в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О местном государственном самоуправлении», закона РБ «О государственной службе в Республике Башкортостан». А также её деятельность регулируют разработанные в аппарате: - регламент работы (текстовой и графический); - положение о каждом управлении или отделе и службе; - должностные инструкции на каждого ответработника, каждого структурного подразделения; - инструкции по делопроизводству; - распределение обязанностей между главой администрации города и района, его заместителями и управляющими делами. В аппарате администрации 5 заместителей (в том числе 2 первых заместителя: по промышленности и экономике и по Управлению сельского хозяйства и продовольствия), один управляющий делами, 11 начальников управления, 11 заместителей начальников управлений, 7 начальников отделов, 20 главных, 8 ведущих, 23 специалиста первой и 25 второй категории и т.д. Все руководители с высшим образованием, за исключением ведущего специалиста по защите прав потребителей, председателя спорткомитета и заведующего архивным отделом. Должностная структура работников аппарата администрации (таблица № 1, 2) характеризуется высоким удельным весом в общей численности госслужащих групп старших (19,69%) и младших (50,9%) государственных должностей; госслужащие ведущих должностей составляют – 24,1%, главных – 3,6%, высших – 1,8%. Следует отметить, что руководители и их заместители и руководители структурных подразделений и их заместители составляют – 32,15% общей численности работников. -52- Доля женщин в общей численности госслужащих аппарата администрации составляет 32,35%, мужчин – 67,85%, в том числе по группам должностей: высшие должности – 100% мужчин, главные должности – 25% женщин и 75% мужчин, ведущие должности – 55,5% женщин и 44,5% мужчин, старшие должности – 68,18% женщин и 31,72% мужчин, младшие должности – 91,2 % женщин и 8,8% мужчин. Наибольший удельный вес женщин в общей численности – в младшей (91,2%) и старшей (68,18) группах государственных должностей. Распределение государственных служащих аппарата администрации по уровню образования по группам государственных должностей представлено в таблице № 4. В целом по аппарату 56,24% госслужащих имеют высшее образование (из них 1,7% - два высших образования), 41,07% - средне-специальное, 3,57% - среднее. В таблице № 3 приведены данные, характеризующие уровень образования госслужащих аппарата администрации по группам государственных должностей. Проведем анализ соответствия имеющегося профессионального образования госслужащих требованиям пункта 4 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации», согласно которому высшие, главные, ведущие и государственные должности могут занимать лица с высшим профессиональным образованием, служащие для старших и младших государственных должностей должны иметь среднее профессиональное образование по требуемой специализации (специальности) или образование, считающееся равноценным. Ввиду отсутствия методических подходов к признанию имеющегося у госслужащих образования равноценным требуемому примем во внимание наличие любого высшего или среднего профессионального образования без учета специализации (осуществим «щадящую» оценку). В целом на 1.01.99г. по всем группам государственных должностей 93,0% госслужащих имели уровень профессионального образования, соответствующий требованиям их должностной группы. В то же время 3,5% (или 4 человека) служащих по группе ведущих государственных должностей, 3,5% (4 человека) – младших государственных должностей имели образовательный уровень ниже требуемого. Из 29 (100%) руководителей структурных подразделений – 5 из них работают не по специальности. Распределение госслужащих аппарата, имеющих высшее профессиональное образование, по направлениям подготовки (специализации) представлено на рис. 1. -53- Как видно на рис. 1, 8,03% госслужащих имеют высшее сельско- хозяйственное образование; 25,9% - высшее техническое образование, 31, 13% из них имели гуманитарное или социально-экономическое образование (в том числе по специальностям: 7,14% - юриспруденция; 23,2% - экономика и управление; 1,7% - государственное и муниципальное управление); 30,35% - высшее педагогическое образование, практики без специального образования – 3,57%. По представленным данным удельный вес государственных служащих, являющихся дипломированными специалистами в областях «юриспруденция», «государственное и муниципальное управление», недостаточен и неадекватен современным задачам, решаемым госслужбой. Одним из важнейших элементов системы работы с кадрами является повышение квалификации кадров. Основной её целью является обеспечение предприятий, организаций, объединений, отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства и иных сфер деятельности высококвалифицированными кадрами руководителей, способных эффективно и в комплексе решать как экономические и организационные проблемы, так и вопросы социального развития подчиненных им коллективов. Для эффективного управления производством, сельским хозяйством и любым другим коллективом необходимы глубокие знания в области экономики, менеджмента, права. Полученные в вузе знания, должны периодически пополняться. Поэтому необходимо пополнение знаний в области экономики, маркетинга и т.д. в послевузовских центрах обучения. Сеть учебных заведений послевузовского профессионального образования за последние годы активно расширяется за счет учебных структур, специально создаваемых региональными администрациями для переподготовки и повышения квалификации работников республиканских правительств, областных, городских, районных, поселковых администраций. По имеющимся данным, при администрациях сегодня работает около 20 учебных центров. В их числе Башкирская академия государственной службы и управления, Институт государственного и муниципального управления (Йошкар-Ола) Кубанский кадровый центр и др. Главное направление их деятельности – повышение квалификации специалистов администраций, в первую очередь молодых, впервые приступивших к руководящей работе, работа с резервом за замещение должностей руководителей, главных (ведущих) специалистов администраций. По данным кадровой службы администрации за прошедший 1998 год прошли краткосрочное обучение в Башкирской академии госслужбы и управления всего 30 человек – главы местных и администраций и начальники управлений, отделов администрации города и района. -54- В течение 1997-98г. в институте повышения квалификации кадров АПК обучились 40 специалистов и руководителей хозяйств, прошли курсы повышения квалификации при Башкирском институте развития образования – 38 педагогических кадров. Анализ структуры и численности работников аппарата администрации позволил выявить следующую кадровую ситуацию: 1. Аппарат администрации полностью укомплектован кадрами. 2. Должностная структура работников аппарата администрации характеризуется высоким удельным весом в общей численности госслужащих старших (19,69%) и младших (50,9%) государственных должностей; госслужащие ведущих должностей составляют – 24,1%, главных – 3,6%, высших – 1,8%. 3. Среди госслужащих аппарата 32,35% составляют женщины и 67,85% - мужчины. 4. В целом по аппарату 56,24% госслужащих имеют высшее образование, 41,07% - средне-специальное, 3,57% - среднее. 5. По направлениям (специализации) высшего профессионального образования 8,03% государственных служащих имели высшее сельскохозяймственное, 25,9% - высшее техническое, 31,13% - гуманитарное, 30,35% - педагогическое, 3,57% - практики без образования. Учитывая вышеизложенное и делая вывод о том, что переход к новой модели госуправления осуществляется в условиях сложной кадровой ситуации в аппарате администрации целесообразно принятие мер по следующим направлениям: - стабилизация структуры аппарата администрации и оптимизация её штатной численности; - улучшение качественного состава работников аппарата администрации; - формирование кадрового резерва и работа с ним с учетом: динамики вакансий, сложившихся должностной и возрастной структур; прогноза его развития, требуемых направлений обучения; - дальнейшее развитие системы организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих на основе госзаказа; - стимулирование профессионального развития и эффективного труда государственных служащих. 2.2.Анализ структуры и численности. Руководители и специалисты хозяйств Учалинского района. Вопросы подготовки и переподготовки кадров в хозяйствах района обсуждались два раза на Совете при главе администрации: 10 апреля 1996 года, 14 марта 1997 года. -55- В 17 хозяйствах района работает 5988 человек, из них должностных лиц - 654, в т.ч. 128 – руководители и главные специалисты, 526 – руководители и - специалисты среднего звена. Распределение руководителей и специалистов хозяйств района по уровню образования приводится в таблице № 5. Из 654 руководителей и специалистов хозяйств района имеют высшее образование – 129 (или 19,72%), 372 – средне-специальное образование, 153 – практики. Так, из 128 руководителей, их заместителей и главных специалистов только 61 человек имеют высшее образование, а базовое образование соответствующее занимаемой должности – 56 человек, что составляет – 44%. Низок образовательный уровень руководителей и специалистов среднего звена, где с высшим образованием – 63 человека или 12%, средне-специальным – 322 (61%), 140 человек – практиков (27%). В хозяйствах района ощущается нехватка специалистов – зоотехников и ветеринарных врачей. На этих должностях в некоторых хозяйствах района работают специалисты без специального образования. В СПК «Абзак» и СПК «Рысай» должности главных специалистов замещают специалисты не имеющие даже средне-специального образования. В таких сельско- хозяйственных кооперативах как «Ильчигул»,«Озонкуль», «Коммунар» – вакантны должности зоотехников и ветеринаров. В последнее время специалистов, желающих работать в сельском хозяйстве, очень мало, наблюдается большая текучесть кадров, особенно в животноводстве. Так в течение 1998 года сменилось 75 работников, из них 6 руководителей хозяйств, 16 главных специалистов, 31 руководителей среднего звена, 28 специалистов. В последние годы налажена тесная связь с башкирским аграрным университетом, где обучаются 61 студент на очном и 58 человек на заочном отделениях. Несмотря на достаточное число обучающихся, уменьшается число выпускников трудоустраивающихся в сельскохозяйственных предприятиях. Если проанализировать социальный состав обучающихся на очном отделении, то из числа студентов 60% составляют городские жители и 40% сельчане. Если взять в разрезе специальностей, так на факультете механизации сельского хозяйства – 4 студента сельчанина и 13 горожан. Факультет экономики и права из 6-ти студентов – все городские жители, факультет природообустройства – из 11-ти студентов 9 – жителей города. В 1997 году окончили аграрный университет – 18, устроились на работу в сельскохозяйственном производстве – 7 выпускников вуза. В 1998 году из 12 выпускников окончивших аграрный университет и 3-х выпускников средне- специальных учебных заведений пришли работать только 9 человек, в т.ч. 6 – выпускников вуза. -57- По состоянию на 1.01.1999г. в хозяйствах района со средне-специальным образованием работают 50 главных специалистов, в том числе: (чел.) - агрономы – 7 - зоотехники – 4 - ветврачи – 5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |