![]() |
|
|
Кадровый потенциал в свете социально-экономического развития города и районаформализованы по предъявляемым к ним требованиям, критериям, объему работы, обязанностям, ответственности. В системе федеральной службы США выделено 18 категорий, по которым распределяются должности и позиции. Заполненные бланки претендентов тщательно проверяются правительственными службами; затем определяют, кого из соискателей следует допустить к конкурсным экзаменам на должность. Набравшие в ходе конкурсных экзаменов наибольшее число баллов заносятся в официальные списки кандидатов на те или иные должности. Информация по трём лучшим кандидатам направляется в тот орган госслужбы, где есть свободная вакансия. В Германии считают, что функция руководства включает полную ответственность за эффективную деятельность органов государственного управления и что руководящие кадры должны обладать способностью своевременно распознавать политические и экономические проблемы в их взаимосвязи. 3. Современные подходы в формировании кадровой политики региона. Современная государственная кадровая политика Российской Федерации должна быть рассчитана на максимальное использование скрытых потенциальных возможностей человека, в какой бы сфере или области он ни работал. По данным западных источников, творческий потенциал среднестатистического японца используется примерно на 60-75%, американского и европейского на 45-55%, а возможности наших отечественных работников используются в лучшем случае на 15-20%. /45.с.9/. В связи с этим проблема кадров и кадровой политики вновь стала активно обсуждаться. Многие коллективы заняты разработкой теоретико- концептуальных основ кадровой политики. Создан Совет по кадровой политике при Президенте Российской Федерации, Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации, в регионах имеются советы по кадровой политике республиканских и областных администраций. Одним словом, выработка современной концепции государственной кадровой политики стала объективной потребностью. Без такой политики обеспечить динамичное развитие трудовых ресурсов страны, включить неисчерпаемую творческую энергию населения в становление нового российского общества практически невозможно. Среди основных проблем, сложившихся в кадровой сфере, выделяются следующие. -21- Во-первых, современная государственная кадровая политика, рассчитанная на коренные изменения в системе взаимодействия государства с личностью, гарантированное обеспечение каждому гражданину конституционного права на свободу выбора места, рода и времени своей трудовой деятельности, по-прежнему не признает принципа «приватности» кадров, из известного «разгосударствления», а стремится сохранить за собой традиционную роль главного работодателя, устанавливающего жесткую кадрово-должностную прикрепленность и полную материальную зависимость работника от органов власти и их структуру. Во-вторых, низкий по сравнению с западным уровень профессионализма и компетентности управленческих кадров, государственных служащих, большинство из которых не владеет современными научными знаниями, имеет низкую административно- управленческую культуру и ставит тем самым прочный заслон на пути преодоления кризиса в экономике, политике, духовно- нравственной сфере. В-третьих, несмотря на достаточный период адаптации к новым условиям государственности, существующая кадровая политика не выдержала давления рыночного пресса, не стала результативным фактором социальной стабилизации общества, укрепления государственной, административно- управленческой дисциплины. В-четвертых, система работы с кадрами, профессиональная подготовка и переподготовка персонала, мотивационный аспект содержания труда не стали еще решающим фактором повышения эффективности управления кадровым потенциалом, обеспечения высокого динамизма профессиональных показателей работников практически всех социально-экономических, научных, образовательных сфер. В-пятых, сложившаяся кадровая политика, новая государственная кадровая политика не охватывают в полной мере вопросов обеспечения механизмов решения задач переходного периода общества подготовленным персоналом. Она не только не имеет собственной научной базы, но и слабо опирается на современную систему кадрово-управленческих дисциплин. Из всего изложенного следует, что одной из центральных проблем Российского государства, в том числе социально-экономических реформ, является формирование и реализация эффективной государственной кадровой политики. /15.с.15-17/. Главными направлениями кадровой политики являются: - определение основных требований к персоналу в свете прогноза внутренней и внешней ситуации, перспектив развития организации; - формирование новых кадровых структур и разработка процедур механизмов управления персоналом; - формирование концепции оплаты труда, материального и морального стимулирования работников в свете намеченной стратегии бизнеса; -22- - выбор путей привлечения, использования, сохранения и высвобождения кадров, помощи в трудоустройстве при массовых увольнениях; - развитие социальных отношений; - определение путей развития кадров, обучения, переобучения, повышения их квалификации или массовой переподготовки в связи с переходом к новым технологиям, продвижения, омоложения, стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не соответствующих изменившимся требованиям и не способных освоить новые направления и методы работы; - улучшение морально-психологического климата в коллективе, привлечение рядовых работников к участию в управлении организаций и т.п. Под государственной кадровой политикой следует понимать систему научно обоснованных и закрепленных в официальных документах целей, задач, принципов, приоритетов деятельности государственных органов по установлению и регулированию кадровых отношений в конкретно- исторических условиях развития общества. Центральным компонентом этой политики является стратегия федеральных органов по формированию, развитию и рациональному использованию трудовых ресурсов Российской Федерации, мобилизации и профессиональному использованию кадрового состава государственной службы. «Кадровая политика государства служит той исходной базой, без которой невозможны взаимодействие и координация работы с персоналом всех государственных и негосударственных структур. Именно она может выступать интегрирующим фактором продуктивного использования людских ресурсов страны». /15.с.18-19/. 3.1.Новые подходы к характеристике состояния и развития кадрового потенциала. Госслужба и кадры отнесены к числу важнейших блоков разрабатываемой ныне программы государственного строительства. Строительство новой российской государственности, переход к демократическим формам и методам управленческой деятельности, значительная децентрализация государственных функций в условиях перехода к качественно новому типу экономических и социально-политических отношений остро поставили вопрос о профессиональном развитии персонала аппарата органов государственной власти, повышении эффективности организаторской, информационно-аналитической, прогнозной и контрольно-воспитательной функций федеральной госслужбы. Выход на новый уровень её кадрового обеспечения невозможен без всесторонней оценки персоналом научного анализа кадровой ситуации, поиска путей её позитивной оптимизации. -23- В выявлении состояния и научно обоснованной оценке кадрового потенциала государственного аппарата, в том числе и федеральных органов власти, динамики его развития, скрытых ресурсов необходимо использование ряда новых подходов и методов. Характеристика количественных и качественных параметров кадрового потенциала государственного аппарата возможна на основе создания современной оперативной и прогностической информационной базы (статистической, социологической, социально-психологической и др.) о состоянии кадров, развитии кадровых процессов в сфере государственного и общественного управления. К сожалению, эта база пока крайне ограничена, особенно статистическая. Более представительной стала социологическая информационная база. При характеристике кадрового потенциала нельзя ограничиваться оценкой кадровой ситуации в статике, на данный момент. Важно выявить закономерности и тенденции развития кадрового корпуса за относительно длительный период времени, через призму единства прошлого, настоящего и будущего, с учетом сложности и противоречивости этого процесса.* На практике применяется несколько методов прогнозирования. Наиболее простой из них – экстраполяция или проекция в будущее, суть которой состоит в автоматическом перенесении на предстоящий период существовавших в прошлом тенденций развития персонала, например темпов и направленности изменения его состояния. Однако этот метод пригоден только для стабильных, контролируемых условий, которые в обозримом будущем меняться не должны, и требует изучения ситуации не менее чем за десятилетие. Если будущие условия деятельности организации ожидаются не очень стабильными могут использоваться математические модели. Обе эти разновидности прогнозирования составляют суть генетического подхода к нему, с помощью которого, исходя из знания прошлых событий. Современной ситуации, направления и темпов её изменения, можно нарисовать приблизительную картину будущего. Однако будущее может быть настолько неопределенным, что использование генетического подхода на практике может и не дать надежных результатов. В этом случае применяется метод экспертных оценок. Они строятся на сопоставлении мнений специалистов в соответствующих областях, позволяющим нарисовать ориентировочную, хотя и не очень надежную, картину будущего. /9.с. /. Оценка состояния кадрового потенциала государственного аппарата возможна на основе системного, комплексного и в то же время дифференцированного подхода, с учетом профессионально- квалифицированных требований к работникам, занимающим государственную должность в органах различных ветвей власти и на различных уровнях государственного управления. -24- Важно учитывать, что в современных условиях, основной акцент в оценке государственного чиновника, особенно руководителя, должен делаться не на декларативных обещаниях, намерениях, не на характеристике проводимых им мероприятий, а на результатах и эффективности его труда, способности успешно осуществлять возложенные на него функции и полномочия. Необходима выработка специальной системы объектов оценки результатов труда госслужащего, в том числе методов оценки, её стандартов и критериев, что позволит существенно обогатить мотивацию служебной деятельности, будет способствовать повышению её интенсивности и эффективности, более полному использованию способностей и возможностей каждого сотрудника. Следовательно, при характеристике кадрового потенциала важен учет комплекса конкретных показателей, отражающих его качественное состояние: социально-демографические – пол, возраст, социальное происхождение, семейное положение, уровень жизни, статусно-профессиональные – образование, специальность, стаж работы, чин, звание, поощрение или привлечение к ответственности, личностно-психологические – физическое состояние, интеллект, личные интересы, мотивация и удовлетворенность трудом, духовно-нравственные. Многие из этих качеств не отражены в статике, для их же выявления необходимы социологические и социально- психологические исследования. /29.с.50-51/. 3.2.Основные направления совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих. Налаживание полноценного обучения кадров нового типа для государственных центральных и региональных органов, создание предпосылок для непрерывного повышения их квалификации сегодня становится неотложной задачей. Не вызывает сомнений, что в современных условиях специальному и непрерывному обучению подлежат как будущие, так и действующие работники государственного аппарата всех уровней. Содержание обучения работников как руководящего, так и исполнительного состава аппарата органов государственной власти должно быть также специфицировано применительно к условиям конкретных регионов страны, состоянию их экономического развития. Особые подходы необходимы в решении вопросов переподготовки и повышения квалификации руководящего состава центральных аппаратов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. По-видимому, здесь изначально следовало бы признать целесообразным введение совместного обучения -25- таких работников по единым программам и в общих для всех регионов образовательных учреждениях. Во-вторых, кардинальное улучшение подготовки и повышения квалификации руководящих работников, как в отечественной, так и в мировой практике связывается с использованием новых, интенсивных форм обучения – переходом на программно-целевые методы, ориентированные на предоставление им как общих, так и дифференцированных знаний в соответствии с характером и особенностями их служебной деятельности. Необходимость развития такого подхода определяется требованиями экономической реформы и особенностями современной кадровой политики. В-третьих, важнейшей составляющей переподготовки и повышения квалификации кадров государственного аппарата должна стать их стажировка в соответствующих зарубежных органах государственного управления и научных учреждениях. Именно стажировка работников государственных органов, и прежде всего резерва для выдвижения на вышестоящие государственные должности госслужбы, должны стать органической составной частью всей системы обучения кадров. По-видимому, в основу организации стажировки госслужащих целесообразно положить следующий принцип: чем выше поднимается служащий по служебной лестнице, тем большую долю времени в общей продолжительности его обучения должна составлять стажировка. При этом продолжительность одной стажировки может составлять 1-2 года. Представляется, что более длительные сроки будут иметь стажировки госслужащих, вновь принятых на государственную должность. Важным в развитии сети учебных заведений по подготовке и повышению квалификации госслужащих является вопрос налаживания системы информационного обеспечения учебно-методическими материалами. Сеть переподготовки и повышения квалификации госслужащих должна иметь общую начно-методическую базу – стабильную номенклатуру учебных пособий, минимально необходимый набор методических материалов для анализа конкретных ситуаций и проведения деловых игр. /13.с.201-211/. -26- Глава П. Аналитическая часть. 1. Состояние социально-экономического развития г. Учалы и Учалинского района Учалинский район расположен в восточной части Республики Башкортостан. На северо-востоке он граничит с Челябинской областью, на юге - с Абзелиловским районом, на юго-западе - с Белорецким. Район образован 20 августа 1930 года. Протяженность территории с севера на юг составляет 119 км, с запада на восток - 87 км. Районным центром является г.Учалы образованный 1 февраля 1963 года на базе поселков Малые и Новые Учалы, которые возникли в результате освоения с 1939 года Учалинского месторождения цветных металлов. Город расположен в географическом центре района, расстояние до столицы республики г.Уфы - 376 км. Территория района 454 919 га, в том числе: 4796 га - городские земли 195828 га - сельхозугодий, из них 83399 га - пашня 194979 га - площади, покрытые лесом 6034 га - площади, покрытые водой. Недра Учалинского района очень богаты как залежами полиметаллических руд, так и месторождениями разнообразных поделочных и облицовочных камней. Достаточно сказать, что в Учалинском районе добывается и перерабатывается в концентраты 70% цинка и до 5% меди от общероссийского уровня производства. Более половины запасов драгоценных металлов республики так же залегает на территории нашего района. Население города и района на 01.01.99г. составляло 77 556 человек, в том числе города - 40 856 человек, района - 36 700 чел. По национальному составу - 57% башкир, 21,1% - русских, 20,2% - татар, 1,7% - другие национальности (украинцы, чуваши, белорусы, немцы и др.). На территории района расположено 86 населенных пунктов, объединенных в 22 сельских Совета. На 1.01.99г. по городу и району зарегистрировано 1931 предпринимателей и 715 юридических лиц, из них 12 крупных и средних промышленных предприятий: -27- ---------------------------------------------------------------------------- ------------------------- Наименования предприятия | Основные виды продукции ---------------------------------------------------------------------------- -------------------------- ЗАО "Учалинский ГОК" Добыча руды, производство медного, цинкового и пиритного концентратов АО "Кровля" Мягкая кровля, картон кровельный Завод "Лесмаш" Комплектующие и запасные части для ТЭЦ. АО "Швейная фабрика" Обмундирование МВД, спецодежда Мансуровский комбинат Щебень, архитектурно-строительные строительных материалов изделия из гранита, облицовочная гранитная плитка. АО "Уральские камни" Архитектурно-строительные изделия из гранита, облицовочная плитка из мрамо- ра и других пород, надгробные памятники. АО "Башкирский самоцветы" Облицовочная плитка из мрамора и др.пород. Завод "Металлургмаш" Торцевые уплотнения из графита, товары народного потребления, облицовочная плитка из камня. ГПП "Башзолото" Добыча и переработка золотоносных руд металлов. Маслосырзавод Масло, цельномолочная продукция, сыры. Хлебзавод Хлебобулочные и макаронные изделия. Мясокомбинат Колбасные изделия, мясопродукты. -28- Промышленность За истекший год промышленными предприятиями города и района произведено продукции в фактических ценах на 928,03 млн. рублей, что на 165,3 млн. рублей больше, чем в 1997 году, темп роста к уровню прошлого года – 121,7%. Основные показатели состояния промышленности города и района отражены в таблицах №№ 9, 10. Увеличение объемов производства в основном достигнуто за счет ведущего предприятия города – ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат». Объем производства товаров и услуг на комбинате составил 657,67 млн. рублей или к уровню прошлого года увеличился на 123,6%. Добыто 3130 тыс. тонн руды, на 282 тыс. тонн больше чем в 1997 году. Подземным способом добыто 2015,6 тыс. тонн, что составляет 64,4% от общей добычи руды и на 52% больше уровня прошлого года. Выпуск меди в медном концентрате составил 28300 тонн, цинка в цинковом концентрате – 75092 тонны, что соответственно выше прошлогоднего уровня на 1,1% и 9,3%. ОАО «УГОК» за истекший год получено балансовой прибыли на сумму более 70 925 тыс. рублей. Ликвидирована также задолженность по зарплате на 1 января 1999 года и в настоящее время трудящимся зарплата выдается своевременно. ОАО «Кровля» является вторым по значимости предприятием города. Общество работает стабильно, не снижая объема выпуска кровельных материалов. С октября начинается спад спроса на продукцию завода, в связи с чем допущено незначительное снижение объемов производства в четвертом квартале. В целом, финансовое положение ОАО «Кровля» устойчивое, по итогам работы за год получено прибыли 15,88 млн. рублей, при рентабельности 17%. Предприятие не имеет задолженности по выплате заработной платы. Наращивает объемы производства ЗАО «Башкирская золотодобывающая компания». За истекший год производство и реализация продукции в натуральном выражении увеличено в 2 раза к уровню 1997 года, в стоимостном выражении темп роста составил 314%. По итогам года по предприятию получено прибыли 528 тыс. рублей. Незначительно увеличились объемы производства на заводах «Лесмаш» и «Металлургмаш», ОАО «Мансуровский КСМ». Загрузка мощностей этих предприятий, к сожалению, продолжает оставаться недостаточно высокой. Хотя убытки от производственно- хозяйственной деятельности уменьшились по сравнению с прошлым годом, предприятиям не уделялось выйти на рентабельный уровень работы. Наибольшее изменение объемов на ОАО «Швейная фабрика» – 65,9% и ОАО «Маслосырзавод». -31- Резко ухудшилось и финансовое состояние ОАО «Маслосырзавод». Сказалось уменьшение поставок молока сельхозпроизводителями из-за неблагоприятных погодных условий прошлого года. Завод решением арбитражного суда РБ от 24 сентября 1998 года признан банкротом. В целях улучшения финансового положения предприятия назначено внешнее управление сроком на 1 год. Динамика изменения индексов физического объема промышленного производства представлена на рис. 2. Наибольший выпуск промышленного производства наблюдался в 1994 и 1998 годы. В текущем году промышленным предприятиям в сложных |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |