реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная база и социальные факторы экономических преобразований

цели явилось одной из важнейших причин экономического спада.

В начале текущего года в Минэкономики РФ были разработаны сценарные условия

функционирования экономики России на период до 2001 г. Оба представленных

варианта развития вряд ли можно считать приемлемыми с точки зрения

возрождения экономики России. По крайней мере в ближайшие два года (1998-

1999 г. ) они не предусматривают перехода к высоким темпам экономического

роста. Более того, ожидается, что в 1998 г вследствие мирового финансового

кризиса темпы прироста основных макропоказателей будут близки к расчетам по

второму варианту. По данным Госкомстата России, ВВП в I квартале 1998 г

составил 100,0%, объем промышленной продукции - 101,3% инвестиции в

основной капитал - 93,1% по сравнению с I кварталом 1997 г.

Между тем Россия может и должна в ближайшие годы совершить прорыв к

экономическому росту и решению социальных задач. Она располагает для этого

необходимым научно-техническим, производственным и трудовым потенциалом,

который в настоящее время в должной мере не используется.

Основные показатели социально-экономического развития РФ на период до

2001 г. (в % к предыдущему году)

| |19|I вариант |II вариант |

| |97| | |

| |г.| | |

| |от|19|19|20|20|19|19|200|20|

| |че|98|99|00|01|98|99|0 г|01|

| |т |г.|г |г.|г |г |г | |г |

| |^ | | | | | | | | |

|ВВП |10|10|10|10|10|10|10|102|10|

| |0,|2 |3,|4,|5 |0,|1 | |2 |

| |4 | |5 |5-| |5 |5 | |5 |

| | | | |10| | | | | |

| | | | |5 | | | | | |

|Продукция|10|10|10|10|10|10|10|103|10|

|про- |t,|3-|4 |5,|6 |1,|2 | |4 |

|промышлен|9 | | |3 | |5 | | | |

|ности | | | | | | | | | |

|Продукция|10|99|10|10|10|97|10|101|10|

|сельского|0 |-1|2 |3 |3 |,0|0 | |2 |

|хозяйства| |00| | | | | | | |

|Инвестици|95|99|10|10|10|99|10|102|10|

|и в основ|,0|-1|4-|5-|6 |,0|0 | |3 |

| | |01|10|10| | | | | |

| | | |6 |8 | | | | | |

|основной | | | | | | | | | |

|капитал | | | | | | | | | |

|Розничный|10|10|10|10|10|10|10|103|10|

|товарообо|2,|2 |3 |3 |3 |1,|2 | |3 |

|рот |5 | | | |5 |0 | | | |

До последнего времени правительство РФ придерживалось на этот счет

следующей позиции. В частности, оно считало, что промышленная политика в

1999 г и на период до 2001 г будет нацелена на обеспечение активного роста

промышленного производства на базе свертывания и ликвидации неэффективных,

не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки и

развития современных эффективных и конкурентоспособных предприятий и видов

деятельности. Подобного рода политика возможна при условии резкого

ускорения темпов роста инвестиций в основной капитал. Однако намечаемые

правительством темпы инвестиций явно недостаточны для решения такой задачи

К тому же во многих отраслях промышленности производство сократилось в

несколько раз. Так, в 1996 г в отраслях обрабатывающей промышленности

простаивало от 30 до 92,2% производственных мощностей. Среди простаивающих

мощностей есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Но есть и

такие, которые были остановлены из-за резкого удорожания сырья, материалов,

энергии, разрыва хозяйственных связей со странами СНГ, импортной экспансии,

искусственного сокращения платежеспособного спроса. Необходимо отметить,

что производственные мощности металлургии, текстильной, химической,

пищевкусовой отраслей промышленности СССР в 1986-1990 г. были в

значительной мере созданы на базе импортного оборудования и в состоянии

выпускать конкурентоспособную продукцию. С учетом того, что за период

бездействия производственных мощностей часть промышленно-производственного

персонала переквалифицировалась или просто утратила профессиональные

навыки, распались хозяйственные связи, утрачен оборотный капитал, процедура

их реанимации потребует серьезных организационных усилий со стороны

исполнительной власти, а главное - времени. Нужно от одного года до четырех

лет, чтобы восстановить эффективную часть бездействующих производств.

Использование производственных мощностей по выпуску отдельных видов

продукции (в %)

| |1990 г|1996г |

|Чугун |94 |70 |

|Сталь - |94 |68 |

|Готовый прокат |92 |65 |

|Металлорежущие станки |81 |18 |

|Кузнечно-прессовые машины |83 |7,8 |

|Тракторы |81 |10 |

|Древесно-стружечные плиты |92 |39 |

|Целлюлоза |88 |52 |

|Цемент |93 |36 |

|Сборные железобетонные |78 |24 |

|конструкции и изделия | | |

|Хлопчатобумажные ткани, |91 |24 |

|суровые | | |

|Обувь |87 |18 |

|Мясо |76 |25 |

|Цельномолочная продукция |76 |24 |

|Плодоовощные консервы |72 |15 |

По оценке Института экономики РАН, в отдельных отраслях промышленности

потенциальный рост производства продукции за счет использования эффективной

части простаивающих мощностей может быть весьма заметным и обеспечить за

период 1998-2001 г. 22-23% прироста продукции отраслей обрабатывающей

промышленности (7% в среднем за год), а по промышленности в целом с учетом

позитивного влияния данного эффекта на добывающую промышленность - не менее

6% в среднем за год по сравнению с 4,7% по оптимистическому варианту

правительства.

| Отрасли |Возможный прирост |

| |использования мощностей |

|Черная металлургия |12-14 15-17 30-32 |

|Цветная металлургия|20-22 |

|Машиностроение |37-44 35-50 20-25 |

|Деревообрабатывающа| |

|я и | |

|цёллю-лозно-бумажна| |

|я промышленность | |

|Промышленность | |

|стройматериалов | |

|Легкая | |

|промышленность | |

|Пищевая | |

|промышленность | |

В социальном плане загрузка простаивающих мощностей означает увеличение

занятости, смягчение социальной напряженности и криминогенной обстановки в

стране. Незагруженные мощности являются не только важнейшим фактором

экономического роста на начальном этапе выхода российской экономики из

кризиса, но и предпосылкой активизации инвестиционной деятельности (через

механизм мультипликатора - акселератора).

Таким образом, проведение политики, направленной на дальнейшее свертывание

так называемых неконкурентоспособных производств, экономически

нецелесообразно. К тому же понятие конкурентоспособности относительно. Если

в стране по-прежнему будут действовать высокие транспортные тарифы и цены

на энергоносители, если конечный спрос и впредь будет ограничен жесткой

денежно-кредитной политикой, то неконкурентоспособной будет подавляющая

часть российской экономики.

Правительство должно принять меры по созданию более благоприятных условий

функционирования реального сектора, снижению налогового бремени,

стимулированию конечного платежеспособного спроса, что позволило бы не

только остановить гибельное для страны свертывание действующих производств,

но и реанимировало бы часть простаивающих мощностей. Если этого не

произойдет, то прогнозируемый на период 1998-2001 гг. рост ВВП (116% к

уровню 1997 г ) потребует увеличения инвестиций в основной капитал не на 17-

23%, как намечено разработанным Минэкономики РФ вариантом социально-

экономического развития страны, а на значительно большую величину, примерно

на 35-50%. Но подобный прирост инвестиций при существующем ныне дефиците

финансового капитала вряд ли возможен. Поэтому попытка сохранения курса на

дальнейшее свертывание неконкурентоспособных производств на деле обернется

сохранением стагнации.

Многие ученые-экономисты не первый год обращают внимание правительства на

неэффективность такой политики. То обстоятельство, что в 1997 г удалось

остановить спад ВВП, а также производства промышленной и

сельскохозяйственной продукции, не дает никаких оснований для сохранения в

1998-2001 г. проводимого экономического курса.

Во-первых, спад производства, как показывает анализ, можно было остановить

намного раньше. Во-вторых, прекращение спада в условиях увеличения

неплатежей, с одной стороны, не способствует ослаблению социальной

напряженности в стране, а с другой - не дает возможностей для перехода к

экономическому росту.

В третьих, феномен неплатежей привел к резкому увеличению трансакционных

издержек, в результате чего стремление к эффективной экономике на деле

оборачивается снижением конкурентоспособности ее производств.

Целесообразно, на наш взгляд, повторение в данном докладе одного из

основных положений концепции, разработанной в Отделении экономики РАН, а

именно, что Россия располагает необходимыми предпосылками для резкого

ускорения экономического роста. Политику ускорения можно реализовать в два

этапа.

Если на первом этапе основной акцент делается на прекращении процесса

деградации экономики, восстановлении части производств, усилении активности

отечественных производителей, то на втором этапе следует программировать

возрождение научно- технического потенциала страны, переход к практической

реализации наукоемких технологий, техническое перевооружение экономики на

качественно новом уровне. Выбор начальной даты реализации первого этапа -

1999 год - не случаен. Во-первых, 1998 год для этого уже потерян: ключевые

параметры социально-экономического развития страны заданы законом о

федеральном бюджете на 1998 г , соответствующими поправками к федеральным

законам, программой действий Центрального банка РФ, другими нормативными

актами.

Во-вторых, для перехода к социально ориентированной экономике, отладки

экономических механизмов регулирования макропоказателей, создания

необходимого правового обеспечения потребуется значительное время. Поэтому

наиболее реально готовиться к вводу в действие экономико-правовых

механизмов социального рыночного хозяйства с начала следующего, 1999 года.

В-третьих, нужен специальный механизм запуска и управления социально-

экономической программы. Учитывая потребность в четкой координации

деятельности всех ветвей власти, экономических ведомств и Центрального

банка РФ, администраций субъектов Федерации, было бы целесообразно создать

возглавляемую президентом РФ Государственную комиссию. В качестве рабочего

органа этой комиссии может выступить Министерство экономики РФ

Государственная комиссия могла бы:

- регламентировать порядок и время разработки в течение текущего года

всего пакета необходимых документов,

- осуществить комплекс мер по реорганизации органов управления

экономикой в соответствии с требованиями программы,

- урегулировать отношения с МВФ и другими международными финансовыми

организациями в связи с запуском новой программы,

- принять жесткие меры по борьбе с криминальным засильем в экономике.

Встает вопрос насколько должны увеличиться выплаты занятому населению,

чтобы стимулировать экономическое развитие. В индустриальных странах в

течение длительного периода - с 1965 по 1994 г - оно обеспечивалось при

умеренной инфляции, обусловленной опережением темпов роста оплаты труда над

индексом роста цен по "потребительской корзине".

Бюджетно-налоговая политика и механизмы ее реализации. Одна из узловых

проблем современного бюджетного процесса состоит в антисоциальной

направленности режима "нормирования" и сокращения бюджетного дефицита путем

урезания бюджетных расходов. Другая проблема связана с искусственным

увеличением дефицита финансовых ресурсов вследствие перевода на

коммерческую основу заимствования государством средств на покрытие

бюджетного дефицита. Изменение порядка финансирования бюджетного дефицита

привело к десоциализации бюджетного процесса и усилению бюджетной поддержки

интересов частных коммерческих структур (крупных банков, финансовых

компаний и т. д. ).

Отвлечение банковских ресурсов в сферу кредитования государственного

долга, перевод кредитования бюджетного дефицита с централизованных ресурсов

ЦБ РФ на ресурсы коммерческих банков явно не соответствовали степени

готовности банковского капитала к решению этой задачи, ослабляли

способность коммерческих банков кредитовать реальный сектор экономики.

Бюджет на 1998 г воспроизводит идеологию десоциализации, присущую

предшествующим бюджетам, по всем позициям - в отношении как формирования

доходов, так и государственного финансирования.

Принятие исходно заданных величин бюджетного дефицита и денежной

эмиссии в качестве жестких ориентиров порочно не только потому, что

отсутствуют четкие критерии их уровней. Главное состоит в том, что в период

устойчивого спада производства искусственно ограничиваются мобилизационные

возможности экономики и активные начала бюджетно- налоговой и денежно-

кредитной политики. Нормативный подход к определению объемов бюджетного

дефицита и денежной массы противоречит самой природе формирования этих

величин, их синтетическому характеру. Уровни данных показателей служат

"барометром", или, точнее, индикатором состояния экономики. Но из этого не

следует, что правомерно их задавать в качестве исходных величин при

разработке государственного бюджета и определении потребности денежного

оборота в денежной массе.

Необходимость изменения действующего курса финансовой политики и методов

формирования федерального бюджета диктуется усилением ряда негативных

тенденций как в самой сфере бюджетные отношений, так и в социальной

области:

- на финансовом рынке монопольное положение занимает государство и

соответственно отсутствует конкуренция между сегмента ми рынка, что резко

сужает возможности осуществления масштабных заимствований ресурсов на

покрытие бюджетного дефицита,

- государство проводит рестрикционную денежно-кредитную политику,

ограничивая денежную массу в обращении и создавая дефицит денег. На этой

основе завышаются их "цены", что усиливает монополию государства на

финансово-денежном рынке и приводит к значительному завышению доходности

государственных ценных бумаг по сравнению с рентабельностью в

промышленности,

- осуществляется политика "нормирования" размера бюджетного дефицита и

жесткого ограничения объемов бюджетного финансирования текущими доходами

бюджета, что положило начало нарастанию бюджетного кризиса и кризиса

социальной сферы,

- в сложившихся условиях обслуживание государственного долга в среднем

за год (1996-1998 г. ) составит более 20-25% текущих доходов, обеспечивая

за счет налогоплательщиков доходы инвесторов (в основном крупнейших

банковских и финансовых конгломератов) и - что является российской

спецификой - высокие доходы Центрального банка и Сбербанка РФ,

- политика снижения бюджетного дефицита в условиях системного кризиса

экономики и высокой социальной напряженности в стране не имеет реальной

основы и, более того, служит фактором, провоцирующим дестабилизацию.

Для устранения негативного влияния современного курса бюджетной политики на

социально -экономическое положение в стране необходимо в качестве исходных

принять следующие направления. Прежде всего нужно разделить функции

бюджетной системы и деятельность ее организационных структур в части

формирования доходов и обеспечения режима финансирования определив границы

их ответственности за исполнение закона о бюджете в рамках установок по

формированию доходов и отдельно по финансированию расходов бюджетных

организации. При этом важно поставить выполнение доходной части бюджета в

жесткую зависимость от деятельности правительства по обеспечению

устойчивости финансового состояния реального сектора экономики и расширению

базы налогообложения, а не объемов финансирования.

Далее, бюджетное финансирование расходов субъектов РФ по всем статьям

должно осуществляться согласно установленным законом срокам и объемам

финансирования, следует ввести режим персональной (должностной)

ответственности за нарушение сроков объемов финансирования. Это поможет

избежать роста задолженности по заработной плате бюджетным организациям и

ее перманентного накопления (фактически принудительный заем средств у

населения) и погашения.

Задолженность по заработной плате, вызванная отсутствием финансирования

из бюджетов всех уровней (млн. руб. )

[pic]

Следует ввести в законодательно-правовое русло процесс использования

денежной эмиссии в целях обеспечения авансирования развития российской

экономики и доходов государства, что изменит сложившуюся практику получения

эмиссионного дохода коммерческими структурами и Центральным банком России.

С учетом сложившейся ситуации в российской экономике нужно использовать

денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита при жестком

законодательном регулировании и контроле. Это позволит отказаться от

установленного в 1995 г режима заимствования государством средств для

покрытия бюджетного дефицита на финансовом рынке как не соответствующего

современному финансовому состоянию экономики, а также уровню развития

финансового рынка.

Необходимо пресечь неограниченные заимствования на практически бесплатной и

безвозвратной основе средств фондов социального страхования, пенсионного и

других для покрытия текущих расходов бюджета. Порядок использования

средств, направляемых в фонды занятости и медицинского страхования, не

обеспечивает выполнения ими своих социальных функций. В такой ситуации

больше всего выигрывает не население, для удовлетворения нужд которого

якобы работают эти фонды, а различного рода финансовые структуры, в том

числе коммерческие банки, временно использующие проходящие через их счета

финансовые средства.

Замещение заимствований федерального и местных бюджетов, осуществляемых на

внутреннем финансовом и внешних рынках, целевыми кредитами ЦБ России будет

способствовать значительному снижению непосильных для федерального бюджета

издержек, связанных с обслуживанием государственного долга. Одновременно

появится возможность существенно уменьшить спрос государства на деньги на

внутреннем финансовом рынке и соответственно доходность ГКО и других

финансовых инструментов. Это позволит направлять банковские ресурсы в

реальный сектор. Представляется целесообразным восстановить практику

целевого кредитования не только банков для финансирования реального сектора

экономики, но и Министерства финансов РФ в рамках предоставления кредитов

под проекты на конкурсной основе при возможном участии в таких конкурсах

самих банковских структур.

В области налоговой политики в целях нормализации финансового положения

основного контингента налогоплательщиков можно выделить следующие

приоритеты:

- сбалансированное распределение налогового бремени между отраслями

экономики (снижение налоговой нагрузки на топливно-сырьевые отрасли и

соответственно уровня затрат в энергоемких производствах);

- проведение политики смещения налоговой нагрузки с промышленных

предприятий на население в соответствии с ростом доходов основной его

массы;

- изменение действующей практики начисления налогов вне зависимости от

факта реализации продукции в сторону учета реальной выручки как базы для

налогообложения, что позволит решить проблему уплаты налогов «живыми

деньгами».

Переход к социальной ориентации денежно-кредитной системы. В силу своей

инерционности денежная система страны не может быть переведена в

революционном режиме из одного состояния в другое без существенных потерь

для населения. Чтобы свести их к минимуму, необходимо преодолеть

сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству.

Именно государство - основной гарант устойчивости национальной валюты и

источник доверия к национальным институтам денежной системы.

В условиях перехода к рыночным отношениям необходимо полнее включить

бюджеты домашних хозяйств в сферу кредитно-денежных отношений. Именно

состояние семейных бюджетов основного массива граждан отражает и определяет

прогрессивность (или peгрессивность) проводимой политики.

Преодоление сложившейся асоциальной направленности курса денежно-кредитной

политики и ситуации практического отторжения большинства населения от

перераспределительных процессов требует существенной корректировки

действующего финансового механизма ЦБ России должен расширить сферу своей

ответственности за стабильность национальной валюты, выводя ее за рамки

достижения "соответствия динамики денежного предложения (денежный агрегат

М2) и не инфляционного роста ВВП" и акцентировав внимание на нарастающей

потере национальной валютой своих исходных функций, а именно - средства

обращения, платежа и сбережений. Банк России призван контролировать

достаточность денежной массы не только в целом по стране, но и по каждому

из секторов экономики, регионов Федерации, а также пропорции функциональной

ее структуры (сбережений и денег в текущем обороте). Не менее важно

обеспечить спрос на денежные ресурсы в разрезе агрегатов денежной массы

(наличной, на счетах предприятий и т д.), а не просто совокупного спроса на

деньги.

В сложившихся условиях курс денежно-кредитной политики должен быть

ориентирован на преодоление неплатежей населению, снижение диспропорций

доходов основных его групп, обеспечение государством гражданам реального (а

не абстрактно-расчетного) прожиточного минимума. В этой связи

первоочередными целями денежно-кредитной политики государства должны стать

показатели не темпов инфляции и размера бюджетного дефицита, а реальных

доходов населения и прежде всего - потенциального "среднего класса",

степень обеспеченности широких слоев граждан кредитными услугами,

коэффициенты дифференциации доходов населения.

Согласование кредитной эмиссии с реальным спросом экономики на денежную

массу позволило бы не только преодолеть нарастание деформаций в сфере

финансово-кредитных отношений, но и придать динамизм всему развитию

российской экономики. Необходимым условием для этого является внесение

системных изменений в денежно-кредитную политику и взаимоотношения всех

секторов российской экономики. Имеется в виду

вытеснение из финансово-денежной сферы чужеродных для нее элементов -

всякого рода псевдоплатежных и фиктивных долговых обязательств,

- заполнение вакуума в расчетно-платежных отношениях, принявшего форму

катастрофического по размерам и парализующего экономику роста просроченной

дебиторско-кредиторской задолженности.

Целесообразно восстановление банковского кредитования предприятий реального

сектора взамен распространенной практики "вынужденного заимствования"

средств из бюджетов всех уровней. Предприятия на конкурсной основе,

согласно экспертной оценке представленных проектов, получат реальную

возможность (в рамках государственной кредитной политики) использовать

банковский кредит и высвободить заимствованные бюджетные средства из

хозяйственного оборота. Уже проводятся взаимозачеты долгов с включением в

цепочку банка и Минфина РФ вместе с взаимосвязанными с ним предприятиями

(со стороны как должников, так и получателей бюджетных средств). Однако

следует заметить, что локальное решение этой проблемы может дать лишь

временный эффект и то для узкого круга предприятий. Кроме того, высокая

степень произвола в подборе участников таких взаимозачетов и их явная

бесконтрольность могут привести к еще большему обострению платежного

кризиса и снижению доходов бюджета.

Для обеспечения реальной финансовой стабилизации и укрепления национальной

валюты курс денежной политики должен быть направлен прежде всего на

включение в сферу государственной ответственности интересов широких слоев

населения. Именно такой подход характеризует способность государства

использовать национальную валюту в качестве инструмента поддержания

жизнедеятельности основной массы населения и роста его доходов. Политика ЦБ

РФ должна стимулировать рост рублевых сбережений, используя механизм

установления дифференцированных процентных ставок на различные виды

вкладов. В условиях высокого уровня долларизации накоплений населения

основой курса на последовательное укрепление покупательной способности

национальной валюты и усиление гарантий накоплений в российских банках

должно стать принятие специального закона о сбережениях граждан.

Одномоментные меры по снижению уровня долларизации сбережений способны лишь

обострить ситуацию в сфере денежного обращения и усугубить недоверие к

российскому государству, а главное - резко повысить давление на

потребительский рынок. Кроме того, любые чрезвычайные меры репрессивного

характера будут играть на руку определенным группам участников финансового

рынка

Для того чтобы увеличить привлекательность сбережений в национальной

валюте, необходима система гарантий, целесообразно:

- создать и переориентировать действующие инвестиционные фонды (включая

пенсионные, страховые и др.) на широкое вовлечение доходов в сферу

накоплений под четко определенные имущественные гарантии государства с

одновременным формированием институциональной законодательно-правовой базы,

на основе которой можно осуществлять упреждающие антикризисные меры;

- ввести одновременно с осуществлением политики сдерживания динамики

курса рубля к доллару режим последовательного стимулирования трансформации

валютных сбережений в рублевые на основе создания системы сбережения денег

для российских граждан. Такая система должна включать организацию

деятельности разного рода фондов и компаний, банков и небанковских

структур, базироваться на четких правовых нормах и иметь центральную службу

регулирования. К важнейшим структурным звеньям сберегательной системы можно

отнести действующие и вновь создаваемые страховые фонды с реальной

гарантией государства, специальные пенсионные и инвестиционные фонды, а

также жилищно-строительные компании и другие структуры, обеспечивающие

капитализацию доходов населения.

О нормализации кредитных взаимоотношений населения с государством и

структурами финансово денежного рынка. Включение населения в систему

кредитно-денежных отношений традиционно сводится к одному аспекту -

привлечению сбережений населения в качестве банковских ресурсов. Другая

сторона развития кредитных отношений - активизация кредитования сектора

домашних хозяйств как необходимого условия обеспечения устойчивости

банковской системы (ликвидности российских банков) и экономического роста

-обычно упускается из виду. Современная денежно-кредитная политика

формируется в ограниченном рамками макроэкономического подхода

информационном пространстве, которое в условиях повышенной нестабильности

экономики не дает адекватного представления о происходящих социально-

экономических процессах, тем более в сфере денежных отношений.

Кредитование индивидуальных клиентов в России еще не получило должного

развития, вследствие чего банки сталкиваются со множеством проблем. В их

числе - недостаточная проработанность процедуры анализа кредитоспособности

индивидуальных заемщиков, усложненный процесс оформления выдачи ссуды,

низкая возвратность (имеется в виду не только несвоевременное погашение

клиентом задолженности перед банком, но и не целевое использование

полученной ссуды), отсутствие обоснованной и взвешенной процентной

политики, несовершенная законодательная база, узкий спектр видов ссуд.

Исходной посылкой решения проблемы обеспечения государственной гарантии

сбережений граждан является исполнение закона " О восстановлении сбережений

населения", принятого в 1995 г. В сложившейся ситуации реализация этого

закона зависит от: правильности расстановки акцентов в ходе его реализации;

понимания необходимости полного восстановления государственного долга

вкладчикам Сбербанка РФ в рамках осуществления политики реальной финансовой

стабилизации, обеспечивающей долгосрочные перспективы развития российской

экономики, а не просто сдерживание инфляции. Чтобы преодолеть тенденцию

отсрочки исполнения названного закона, необходимо, чтобы президент РФ

принял указ об установлении четкой последовательности (этапности) его

реализации. Подобный шаг станет началом признания государством на деле

своего долга перед вкладчиками

Повышению привлекательности такой формы сбережений, как вклады в банках в

национальной валюте, и преодолению тенденции долларизации сбережений

призван служить законопроект "О гарантировании вкладов граждан в банках".

Однако представленному законопроекту грозит перспектива стать еще одной

"рамочной" нормой, не обеспечивающей реальной защиты и гарантии сбережений

населения, прежде всего в связи с тем, что его нормы не распространяются на

Сбербанк РФ, концентрирующий более 70% вкладов граждан.

Очевидна необходимость разработки на законодательном уровне и ввода в

действие реального механизма стимулирования накоплений граждан, основу

которого должны составить гарантии государства относительно сохранности

накоплений, а также меры, побуждающие физических и юридических лиц к

накоплению. В качестве одной из таких мер можно назвать введение "счетов-

накоплений" граждан с персональным зачислением на них части средств

компенсационных и дотационных выплат, производимых из средств госбюджета,

вместо того чтобы "проводить ' их через фонд заработной платы и

себестоимость продукции. Это позволит переключить инфляционную компоненту

(относительно зарплаты) с текущих затрат на рост накоплений и сформировать

базу для увеличения кредитных ресурсов долгосрочного характера. В этом же

направлении должна действовать процентная политика стимулирования

накоплений, в рамках которой с учетом социально-экономической ситуации

необходимо принятие законодательных положений о режиме установления

процентных ставок по "счетам-накоплениям" в зависимости от кредитных

ставок, возможности централизованной поддержки.

Социальные ориентиры банковской деятельности. Сегодня очевидно

рассогласование интересов банковского сектора с финансовыми интересами

субъектов реального сектора и большинства населения. Речь идет о

практическом ограничении деятельности банков сферой финансового и валютного

рынка и однонаправленности кредитных отношений с населением в пользу

заимствования средств граждан.

Прежде всего необходимо разомкнуть круг взаимного недоверия. С одной

стороны, имеет место падение доверия населения к Кредитным структурам,

вызванное нарастающим количеством банкротств банков (особенно мелких и

средних). С другой - отсутствует доверие банков к денежно-кредитной

политике и обязательствам правительства и ЦБ РФ, что является нарушением

одного из главнейших условий устойчивости банковской системы. С этой точки

зрения принципиально важны своевременность выполнения ЦБ РФ своих

обязательств, а также разработка правовых норм защиты коммерческих банков

от произвола центральных органов.

Имея мощную иерархическую, жестко соподчиненную организационную структуру,

ЦБ РФ не должен ограничиваться реализацией собственных и правительственных

директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности

коммерческих банков. Регламентация таких макропоказателей, как резервные

требования и ставки рефинансирования, преследует главным образом цель

ограничения денежной массы. Не менее важны регулирование собственно

банковской деятельности, активизация работы кредитно-банковских учреждений

с широким контингентом населения. Говоря об изменении характера банковской

системы, необходимо отметить еще один аспект - установление четкого

"статуса" клиента банка как лица, обладающего определенной совокупностью

прав и обязанностей, интересы которого призвано защищать государство.

Прежде всего нужно отказаться от неверного, хотя закрепленного в законе

положения о том, что государство не отвечает по обязательствам коммерческих

банков. Это - его прямая обязанность перед гражданином.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.