реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная база и социальные факторы экономических преобразований

Система социального партнерства на общефедеральном уровне призвана на

практике выполнять следующие функции:

- ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде

случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне

отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и

занятости;

- проведение консультаций и переговоров по трудовому законодательству и

другим вопросам трудовых отношений;

- примирение и посредничество при общенациональных (или крупных)

забастовках и конфликтах;

- выполнение совещательной роли при обсуждении общих вопросов экономической

и социальной политики;

Коллективные соглашения на уровне отрасли и региона должны включать лишь

предельные значения гарантий условий труда и его оплаты и прежде всего

содействовать достижению конкретных соглашений на предприятиях. В них

должны определяться права и обязанности работников и работодателей на

предприятиях отрасли или региона.

Главная задача сейчас - развитие реальных механизмов коллективно-

договорного регулирования именно на этом уровне. Роль государства состоит в

том, чтобы создать лучшие правовые возможности для заключения коллективных

договоров и более полного учета в них интересов различных групп работников

как объединенных, так и не объединенных в профсоюзы. Это обеспечивается, в

частности, заключением коллективных договоров любой профсоюзной

организацией или группой работников, в том числе с использованием услуг

посредников.

Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных

ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников - государство и

предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, что

приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.

В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное - равно правив сторон.

Принципиальным условием возникновения и функционирования социально-трудовых

отношений в рыночной экономике является юридическая независимость их

субъектов. Осуществляемая реформа восстанавливает права собственности

работника на свою рабочую силу. Но вряд ли можно говорить о том, что

наемный работник является полноправным партнером в социально-трудовых

отношениях. В условиях кризиса социально-экономической системы он не может

выступить в качестве самостоятельной, активной личности. Все его

устремления направлены на то, чтобы выжить, обеспечить потребности своей

семьи, сохранить рабочее место.

Необходимо прежде всего преодолеть отчуждение работника от его рабочей

силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами

цивилизованного мира. Рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех

форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной

деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями,

профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по

законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы

государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.

Нужно ускорить процесс формирования инфраструктуры рынка труда, где для

наемных работников должна быть создана реальная возможность выбора

конкретной формы деятельности в соответствии с личными склонностями и

квалификацией, где существовала бы конкуренция не только продавцов рабочей

силы, но и работодателей.

Для наемных работников большое значение имеет обеспечение коллективной

защиты своих прав через профсоюзы, которые, как правило, выступают в

качестве их представителей в переговорном процессе. Проблема состоит в том,

что профсоюзы и администрация многих предприятий объединены общим интересом

- сохранение любой ценой производства, а следовательно, и рабочих мест, и

минимальных социальных гарантий работникам. Сегодня очень часто директора и

профсоюзы вступают в союз против правительства, добиваясь смягчения

налогового бремени и льгот для своего предприятия или даже целой отрасли.

По данным опроса, проведенного Центром исследований политической культуры

России в 46 регионах страны, до 60% респондентов заявили, что не

участвовали ни в одном мероприятии, организованном профсоюзами.

Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и

заключаемых соглашений и договоров. В России действует практика ежегодного

заключения генеральных соглашений на федеральном уровне по социально-

трудовым вопросам между правительством, представителями профсоюзов и

работодателей. На отраслевом уровне заключаются трехсторонние тарифные

соглашения, на уровне территорий- специальные соглашения, а на уровне

предприятий, в учреждениях и организациях - коллективные договоры.

Заключение коллективных договоров и соглашений должно основываться на

следующих принципах, соблюдение норм законодательства, полномочность

представителей сторон, их равноправие, свобода выбора и обсуждения

вопросов, составляющих содержание договоров и соглашений, добровольность

принятых обязательств, реальность их обеспечения и, наконец, не ухудшение

каждым последующим уровнем коллективных соглашений (договоров) условий

соглашений более высокого уровня. Соглашениями и договорами при этом должны

предусматриваться реальные мероприятия, которые будут безусловно выполнены.

Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на

предприятиях и в организациях, то есть там, где непосредственно происходит

соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах

должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и

предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии

производства и повышении конкурентоспособности товаров и услуг, в росте

трудовой и социальной активности, в смягчении остроты социальных

противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых

конфликтов.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами исходя

из типовой совокупности вопросов. По нашему мнению, для повышения

эффективности совместной деятельности партнеров нужно расширить спектр

вопросов по сравнению с теми, которые включаются в договор согласно

нормативным актам. В этих договорах следует предусмотреть:

- усиление мотивации труда, включая конкретные размеры тарифных ставок

оплаты труда с учетом отраслевых и территориальных соглашений (минимальные

тарифные ставки, дифференциация по сложности, условиям труда), формы,

системы и размер оплаты труда;

- механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня и

темпов инфляции, индексации невыплаченной заработной платы;

- содействие продуктивной занятости и защите от безработицы,

переобучение, переквалификацию, перераспределение рабочей силы,

- организацию рабочих мест с использованием труда инвалидов, молодежи (в

том числе подростков);

- продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

всестороннюю обоснованность норм труда путем учета организационно-

технических, экономических, психофизиологических и социальных факторов,

- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и

детей, совершенствование организации труда с целью обогащения содержания

работы;

- экологическую безопасность и охрану здоровья работников на

производстве;

- добровольное и обязательное медицинское страхование;

- льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

- соблюдение интересов работников при приватизации государственных и

муниципальных предприятий;

- другие, в том числе более льготные, трудовые, и социально-экономические

условия по сравнению с нормами, установленными законодательством и

отраслевыми соглашениями с учетом экономических возможностей;

- предотвращение трудовых конфликтов и забастовок, укрепление трудовой

дисциплины;

- обеспечение возможностей для участия и соучастия работников в управлении

предприятием (организацией), разработку процедур отбора работников, которые

действительно желают и способны участвовать в управленческих решениях;

- контроль за выполнением коллективного договора, ответственность

сторон, обеспечение благоприятных условий функционирования профсоюзов, иных

уполномоченных работниками представительных органов.

В коллективном договоре должны быть предусмотрены гарантии полной и

своевременной выплаты заработков независимо от места работы и финансового

положения предприятия при выполнении установленного задания или нормы и

соблюдении определенной законом продолжительности рабочего времени

(минимальная заработная плата, централизованные тарифы по уровням сложности

работы и их условиям).

Анализ коллективных договоров, осуществленный сотрудниками НИИ труда,

свидетельствует, что в регулировании оплаты труда еще много нерешенных

вопросов. Так, например, уровень нижней границы заработной платы в

большинстве случаев не связан с гарантиями, предусмотренными

территориальными и отраслевыми соглашениями. Всего 30% предприятий учли

отраслевой минимум и только 10-15% предприятии установили нижнюю границу

заработной платы на более высоком уровне. Вне сферы договорного

регулирования, как правило, остается оплата труда служащих, специалистов и

руководителей подразделений. В ряде случаев предприятия не берут на себя

ответственности за исполнение условии договора.

Принципиальной особенностью формируемой мотивационной системы является

создание механизма непосредственной связи поощрения за добросовестный и

инициативный труд с прямой материальной ответственностью за недополучение

возможного хозяйственного эффекта. В настоящее время заработная плата

растет при снижении уровня производительности труда, и поднимать вопрос об

установлении определенного соотношения между темпами роста этих показателей

бессмысленно. Однако в будущем на предприятиях станет возможным

использовать такую зависимость с учетом особенностей отраслей, а также при

прогнозировании инфляции, индексации заработной платы и доходов, уровня

безработицы.

Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению

коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении

коллективных договоров, их содержания и структуры нужно учитывать специфику

предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности

предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема

производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное),

отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия

социальной инфраструктуры. В ряде развитых стран широко распространены

системы участия работников в акционерном капитале и прибыли. Сейчас трудно

говорить о перспективах использования той или иной системы в России в

условиях падения производства и общей кризисной ситуации. Однако стоит

детально проанализировать этот вопрос и подготовить предложения с тем чтобы

коллективы предприятии сами могли выбирать наиболее подходящую им форму.

Следует использовать и имеющиеся разработки касающиеся корпоративных

отношении корпоративного климата и корпоративной культуры.

Доходы потребление и качество жизни населения

Основные тенденции в динамике уровня и качества жизни населения в России.

Общее изменение экономической ситуации в стране с 1991 г привело к

существенному снижению уровня жизни ее населения В 1991-1995 г. произошло

падение его денежных доходов на 40- 50% чему способствовало раскручивание

инфляции (индекс роста цен за эти годы составит 1805, 7). В 1996 г

сокращение реальных доходов практически остановилось В-4997г по данным

Госкомстата России реальные располагаемые денежные доходы увеличились по

сравнению с 1996 г. на 3,5 %.Таким образом после ухудшения большинства

основных социальных показателей в 1991-1995 г. наблюдаются стабилизация

уровня реальных располагаемых доходов населения в 1996-1997 г.

приостановление социального расслоения и некоторое снижение уровня бедности

стабилизация потребительских цен и потребительского рынка.

Приоритеты социальной политики в области доходов потребления и качества

жизни. Ситуация в сфере потребления и уровня жизни населения определяется

взаимодействием двух составляющих: доходов населения (уровень, динамика,

дифференциация) и потребительского рынка товаров и услуг (нясыщенность

рынка и его обеспеченность, цены и их динамика).

Ситуация в области потребления в 90- е годы в каком-то смысле изменилась на

прямо противоположную. Если в доперестроечной экономике основные проблемы

были связаны с развитием потребительского рынка (дефицит), то сейчас -

сферы доходов (чрезвычайно низкого их среднего уровня и высокой

дифференциации) Это определяет основные приоритеты социальной политики в

указанной области поддержание и подъем уровня жизни,

- сдерживание инфляции,

- уменьшение дифференциации доходов населения,

- борьба с нищетой, бедностью и малообеспеченностью стимулирование

потребительского рынка средних слоев населения,

- обеспечение государственных стандартов качества и безопасности

потребительских продуктов и услуг,

-стимулирование развития рынка жилья,

- повышение экономической эффективности бюджетной социальной сферы,

- содействие инновациям в производстве потребительских продуктов и

услуг,

- поддержка отечественных товаропроизводителей в области потребительских

продуктов и ус туг

Направления и механизмы реализации политики доходов, потребления и качества

жизни. Серьезную проблему представляет резкое падение доходов населения.

Важнейшей задачей в настоящее время следует считать подъем уровня жизни

россиян на основе проведения политики, направленной на рост доходов, то

есть программы долговременного экономического роста и инвестиций,

стабилизации кредитно- денежной системы, занятости и создания рабочих мест.

Необходима разработка специальной программы мер, направленных на сокращение

дифференциации доходов. Здесь не последнюю роль должна сыграть налоговая

политика. Нужно изменить шкалу налогообложения с тем, чтобы основное

налоговое бремя несли состоятельные слои населения (некоторые шаги в этом

направлении сделаны в текущем году). Было бы целесообразно освободить от

налогов доходы ниже прожиточного минимума и при налогообложении принимать

во внимание среднедушевой доход семьи (исключение из налогооблагаемой базы

нескольких минимальных ставок оплаты труда в зависимости от количества

иждивенцев пока не оказывает существенного влияния на величину

располагаемых доходов населения из за низкой ее величины).

Специальная программа должна быть разработана для борьбы с бедностью. Так,

несмотря на уменьшение доли тех, кто находится ниже черты бедности, часть

семей (особенно многодетных) живет в условиях застойной бедности и нищеты,

а потребление ими продуктов питания находится ниже физиологического

минимума. Необходимо становление официального статуса бедной семьи с тем,

чтобы многие виды социальных пособий стали исключительно адресными - это

касается в первую очередь пособии на детей и дотаций на жилищно-

коммунальные услуги.

Важно также сохранять бесплатную (или страховую) систему медицинского

обслуживания и образования хотя бы при минимально гарантированных нормах.

Должна быть развита сеть социальных учреждений, обслуживающих нищих и

бездомных граждан (ночлежки, столовые, поликлиники).

Главной проблемой социальной политики, направленной на снижение уровня

бедности, является повышение ее эффективности. По оценкам МОТ, лишь около 1

/5 суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся

за чертой бедности.

Диверсификация предложения товаров и услуг необходима в таких областях,

как образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, трудоустройство.

Кроме экономических мер по поддержке не государственных предприятий этой

сферы (в частности, системы налогообложения, позволяющей таким учреждениям

эффективно функционировать), здесь требуется и определенный пересмотр

правовой базы, направленный в первую очередь на защиту прав потребителей

(при банкротстве пенсионных фондов, обеспечении стандартов качества

медицинских и образовательных услуг и др. ). В то же время нужно

разработать и варианты различных систем государственных услуг в этой сфере,

например, предоставлять возможность выбора раз личных систем пенсионного

обеспечения, здравоохранения и др. Для стимулирования экономической

эффективности бюджетной социальной сферы (здравоохранение, образование), в

частности, целесообразно развитие ваучерной системы

Обеспечение равного доступа населения к товарам и услугам зависит сейчас

преимущественно от его доходов, а не от механизмов регулирования рынка.

Основной акцент необходимо сделать не на прямом дотировании населения из

бюджета а прежде всего на создании возможностей для зарабатывания денег ).

(Особое место среди потребительских рынков занимает рынок жилья. При

благоприятных в целом тенденциях (рост обеспеченности жилой площадью на

душу населения, стабилизация ввода жилья и формирование его рынка)

актуальной проблемой остается то что при нынешнем уровне доходов для

подавляющего большинства населения и улучшение жилищных условий за счет

собственных средств пока невозможно. Фактически отсутствует механизм

улучшения жилищных условий в форме не покупки (или скрытой покупки обмена с

доплатой), а найма большей площади, так как системы дотации и свободного

найма государственного житья по доступным ценам не существует, а наем в

частном секторе с тишком дорог да и предложение недостаточно ).

В этих условиях необходимо сохранение государственной системы

обеспечения жильем самых бедных и имеющих плохие жилищные условия семей,

хотя финансирование ее должно осуществляться за счет перераспределения

доходов от продажи и найма жилья в государственном фонде. В то же время

нужно разработать систему накоплении вложений или ваучеров на жилье

гарантированных государством и позволяющих постепенно улучшать свои

жилищные условия. Важной составной частью такой политики должна быть

система продажи жилья в кредит и найма государственного жилья, позволяющая

динамично удовлетворять изменяющиеся потребности.

В связи с возросшей дифференциацией доходов возникла и дифференциация

потребительских рынков. В России она приняла полярные формы, когда

потребительские рынки богатых и бедных слоев населения различаются не

только по качественным и другим характеристикам, но фактически противостоят

друг другу по наличию или отсутствию в них целых групп товаров, тогда как

рынки развитых стран ориентированы, например, на сосуществование

автомобилей как для богатых, так и для не очень обеспеченных людей.

Наименее развит потребительский рынок средних слоев, тогда как именно

потребление данной группы является устойчивой опорой рынка в целом.

При выработке политики по отношению к производителям потребительских

товаров традиционно большая роль отводится стимулированию и поддержке

отечественных товаропроизводителей. Главной задачей политики в области

потребления населения следовало бы признать создание условий для роста его

объема и повышения качества вне зависимости от того, какие товары

потребляются - импортные или отечественные. Только поддержка отечественных

пред приятии, увеличение занятости и объема производства могут обеспечить

необходимый для этого рост денежных доходов населения.

Основные меры по поддержке российской промышленности не должны носить

протекционистского характера. Необходимы обеспечение нормальной

конкурентоспособности отечественных и импортных товаров, создание

экономических условий и в первую очередь законодательной и фискальной

систем, вообще допускающих нормальную (тем более прибыльную)

производственную деятельность, не толкающих предприятия к системе двойного

бухгалтерского учета, «черного нала» и бартера, а также стимулирующих

иностранные инвестиции, особенно в производства, связанные с передовыми

технологиями.

Искусственное завышение таможенных пошлин, а тем самым и цен на

импортные товары, напротив, дестимулирует повышение конкурентоспособности,

качества выпускаемых отечественных товаров, вынуждает население покупать

дешевые изделия. Уже очевидно, что в тех областях, где отечественная

продукция превосходит по качеству импортную, население явно отдает ей

предпочтение даже при более высокой цене российских товаров и равной

доступности на рынке (например, продовольственные товары).

Макроэкономические и финансовые предпосылки решения социальных проблем

Исходные условия обновления курса экономических преобразований

Для перехода российской экономики к модели социально ориентированного

хозяйства требуется серьезная корректировка системы макрорегуляторов с

целью активизации платежеспособного спроса населения и предприятий. В

индустриально развитых странах в этой области накоплен значительный опыт, в

частности, платежеспособный спрос стимулируется через регулирование

процентных ставок, заработной платы, цен, налогов, денежной массы,

валютного курса и т.д. В России в 1992-1997 г. проводилась иная политика,

приведшая к подавлению платежеспособного спроса. Одной из главных причин

этого явления стало резкое отставание темпа роста заработной платы от

индекса инфляции, в результате чего реальная заработная плата в 1997 г. по

сравнению с 1991 г сократилась в 2,6 раза.

Как известно, наряду с падением реальной заработной платы в России в

результате гиперинфляции обесценились сбережения населения. Как следствие

был не только снижен платежеспособный спрос, но и утрачен один из основных

источников финансирования инвестиций. Отсутствие ориентации на социальные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.