реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная база и социальные факторы экономических преобразований

Социальная база и социальные факторы экономических преобразований

Социальная база и социальные факторы экономических

преобразований.

В настоящее время глубокие социально-экономические трансформации происходят

во всем мире, и Россия не является исключением. Трудности, с которыми

столкнулись российские реформы, видимо, связаны не только с экономическими

просчетами и ошибками властей. О имеют более глубокие корни

методологического и даже мировоззренческого характера. Исследования

глобальных изменений в мировой эконо - мике привели к осознанию

необходимости преодоления узко экономического подхода к реформам,

игнорирующего происходящие социальной процессы и требования поддержки

широких слоев населения. В центре социально-экономических, правовых и

институциональных преобразований в развитых странах на данном этапе

находятся изменения в самом человеке - основном носителе новых потребностей

и инноваций.

Мировая экономика стала ареной жесткой конкуренции страны, лидерство

которых обеспечивается ускоряющимся потоком новых технологических решений и

новой организацией их использования во всех сферах жизни общества. В этих

условиях действительное богатство экономически лидирующих стран

определяется способностью их экономик адаптироваться к эффективным

преобразованиям, которые зависят от состояния нематериальных форм богатства

и сфер, обеспечивающих развитие человека. Прогресс в этих странах все в

большей степени определяется качеством жизни, эмансипацией личности в

хозяйственной сфере, а не темпами роста производства.

Массовая поддержка реформ - главное условие их

успеха

При анализе возможностей реализации в России условий - перехода к социально

ориентированной экономике встает вопрос социальной составляющей реформ, в

первую очередь о поддержке реформ снизу. Без нее любые преобразования,

какими бы прогрессивны они ни были, обречены на провал, что и

подтверждается опыт России. Вместе с тем требуется поддержка сверху, то

есть, осознан органами управления необходимости изменения политики

адекватной интересам большинства населения. Совмещение двух названных форм

социальной поддержки является важнейшей предпосылкой дальнейших

экономических преобразований. Приемлемость и поддержка реформ гражданами

зависят от:

- оценки степени влияния реформ на уровень благосостояния и социальную

безопасность;

- признания легитимности и справедливости новых законодательных норм и

институциональных структур;

- принятия населением реализуемых принципов распределения, в противном

случае создаются предпосылки социальной дезинтеграции и нестабильности;

- степени доверия к проводимой политике реформ, масштабам и темпам

преобразований, а также к мерам по защите населения от возможных негативных

последствий.

Проведение реформ в России сопровождается снижением адаптации

населения, и поддержки со стороны основной его части. Либерализация

экономики привела к существенным изменениям в структуре общества,

социальному и имущественному расслоению. При переходе к рынку

дифференциация неизбежна, но если она переходит за определенную грань, то

становится фактором социальной дестабилизации. В нашей стране разрыв в

доходах 10% наименее и 10% наиболее обеспеченного населения в 1997 г.

составил, по официальным данным, 13,2 раза. Между тем в развитых странах

этот коэффициент значительно ниже (в Западной Европе - 5-6, в США - около

11 раз).

Число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума

(рассчитываемых по давно устаревшей методике), остается высоким - в 1997 г.

30,7 млн. человек (20,8% ко всему населению). Чрезвычайно высока

дифференциация в уровнях оплаты труда между отраслями экономики, разными

профессионально-квалификационными и социальными группами. Различия в оплате

труда рабочих и администраций достигают не менее 20 раз, отраслевые

различия -10 раз, региональные -.11 раз. При этом почти полностью утрачена

зависимость доходов от затраченного труда.

Однако динамика дифференциации доходов не является единственной

характеристикой степени расслоения общества и поддержки реформ со стороны

населения. Необходимо оценивать результаты перераспределения собственности,

доступ к материальным и финансовым ресурсам общества, уровень социальной

активности и возможности самореализации. Эти факторы формируют

политический, экономический, образовательный, культурный (доступность

социальных благ) потенциал различных групп и определяют особенности

социальной стратификации общества. В экономических исследованиях

отечественных ученых, прежде всего в работах акад. Т. Заславской,

достаточно четко обозначено сложившееся в ходе реформ расслоение общества.

Верхняя группа, к которой относятся, по различным оценкам, от 1,5 до 3%

населения, сосредоточила в своих руках практически весь экономический

потенциал, она имеет прямой выход во властные структуры. На этом уровне

социальной "пирамиды" находится также слой правящей бюрократии, численность

которой за годы реформ возросла вдвое и составляет 4-5% населения. Он

прочно занял верхние позиции в социальной структуре, обладает реальной

властью и чрезмерно коррумпирована

Средний слой в классическом понимании в настоящее время в России

отсутствует. В городах существует прослойка (по различным оценкам, от 9 до

14% населения) которая условно может быть отнесена к среднему классу. В

основной своей части она неустойчива, не имеет существенной собственности и

в силу слабости своего положения не способна оказывать реального влияния на

экономическое развитие.

В ходе реформ оказались выкинутыми за борт те, кто своим трудом,

проявлением предпринимательской инициативы пытался "встроиться" в новую

систему хозяйствования и сформировать средний класс который должен был

стать опорой экономических преобразований. Эта часть населения, являющегося

основным носителем человеческого капитала, перешла в массовый слой

бедняков, составляющий по оценкам социологов, 60-65% населения. Не

располагая иной собственностью, кроме высокой квалификации, лишенный

наиболее важных социальных гарантий, находящийся близко к зоне социального

риска, этот массовый слой не может в сложившемся виде быть опорой

экономических преобразований в России. Свои главные усилия он направляет на

поиск путей выживания. К низшим группам, составляющим, по оценкам, 9-12%

населения относятся социально не защищенные слои населения, находящиеся в

зоне риска. Дно общества - это 7-9% люмпенизированных, десоциализированных

граждан страны. Условно можно считать, что в ходе реформ к ним

адаптировались и поддерживают их не более 20-23% населения. Полностью не

адаптировались и останутся аутсайдерами по различным причинам до 25%

населения. От степени адаптации населения к новым условиям в значительной

мере зависит его оценка хода реформ. В соответствииствии с исследованиями

ИСЭПН РАН 30% респондентов, отнесенных к достаточно адаптированной группе,

отмечают позитивные изменения в стране, тогда как среди слабо

адаптированных таких людей втрое меньше.

Отчуждение или даже враждебность к преобразованиям становится серьезным

препятствием на пути продолжения всех видов реформ в России. Фактически

речь идет о глобальном кризисе. При этом следует обратить внимание на три

момента, оказывающие существенное влияние на состояние общества. Во-первых,

уровень общественного терпения пока остается высоким, но антагонизм

углубляется и при определенном стечении обстоятельств ситуация может резко

ухудшиться. Во-вторых, все больше рост общественного недовольства и

социально-психологической напряженности происходит на фоне невысокой

политической активности. В-третьих, в стране не представлена или не

осознана система интересов многих социальных групп. Практически отсутствуют

цивилизованные формы защиты интересов населения, поскольку нет механизма

взаимодействия: общество - партия - власть, характерного для развитых

стран.

В силу специфики развития России среди большей части населения

широко распространена уравнительная интерпретация понятия социальной

справедливости. Однако вопрос о справедливом распределении результатов

производства в обществе является сложным и неоднозначным, его трактовка

зависит от совокупности культурных, нравственных представлений,

исторических традиций и других национальных особенностей. В этих условиях

должны быть достаточно четко поставлены вопросы о базисе доверия властным

структурам и о преодолении отчуждения народа.

На макроуровне речь идет в первую очередь о разработке

стратегии, ясной и понятной населению, в которой особо следует выделить

положения о возможном распределении ответственности среди различных

социальных групп. Необходима также отработка мер с тем, чтобы социальные

субъекты не уклонялись от принятых на себя обязательств по социально-

экономическому реформированию. Кроме того, должно быть выработано четкое

представление о возможных социальных партнерах в реформируемом обществе,

системе их интересов и механизмах согласования последних. Свободное

преобразование старой системы, основой которой было гарантирование некоего

минимального уровня обеспеченности, в систему, претендующую на справедливую

по сравнению с прежней, реально, если социальные институты смогут

противодействовать настроениям неуверенности, создать основы для

положительных перспектив проведения реформ.

Необходимость социальной ориентации экономического развития. Нынешняя

стратегия развития российской экономики доказала свою ошибочность и

нежизнеспособность. Общество вновь оказалось перед выбором пути развития.

Речь идет не просто о создании условий для реализации социальных целей,

повышении эффективности перераспределительных отношений, а о превращении

социальных факторов в мощный рычаг воздействия на экономические

преобразования. По существу, должна быть разработана качественно новая

модель, адекватная как историко-культурным внутренним традициям, так и

мировым тенденциям. В новой модели социальная составляющая выступает и как

цель, и как главный фактор экономических преобразований.

Принципиально важной частью этой модели является сбалансирование принципов,

факторов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических

приоритетов. При этом необходимо принципы рыночной свободы увязать с

принципами социальной справедливости, обеспечить баланс рыночной

эффективности и социальной гармонии. Предполагается эффективное сочетание

свободного предпринимательства и государственного регулирования, развитие

социального партнерства и т.д.

Учет мирового опыта при разработке качественно новой стратегии в России

даст возможность привести в действие, накопленное невещественное богатство

страны и продолжить его формирование в тесной увязке с экономическими

факторами. Речь практически идет не только о синтезе рынка и социальной

политики текущего характера. Главное - мобилизация факторов долговременного

действия (уже накопленных и будущих), их "встроенность" в развивающуюся

рыночную систему. Российская модель социально ориентированной рыночной

экономики предполагает:

- обеспечение приоритета социальных факторов роста: образования, науки,

здравоохранения, культуры в целом;

- социальную поддержку экономически активного населения;

- формирование рынка с минимальными социальными рисками;

- социальную защиту малообеспеченных слоев населения;

- дальнейший рост социального потенциала.

Между экономическими и социальными компонентами развития должно

поддерживаться динамичное равновесие. С одной стороны, оно предполагает

равнозначность социальных и экономических факторов в модели, основанной на

их синтезе и сбалансированности. С другой - в силу сложившихся

обстоятельств и особенностей формирования дальнейшее развитие социальных

факторов должно носить в целом опережающий характер (что не исключает в

отдельные периоды приоритета экономических факторов)

Социальная база рыночных реформ и проблемы ее расширения

Понятие социальной базы реформ. Необходимая социальная база, которая

могла бы обеспечить успех реформ в России, сегодня практически отсутствует.

В этих условиях основной задачей становится выявление и мобилизация

факторов, которые укрепляют социальную базу реформ и способствуют,

ускорению экономической трансформации. Социальная база реформ включает:

- систему интересов, мотиваций и моральных ценностей широких слоев

населения, адекватных потребностям экономической трансформации;

- высокий уровень экономической активности населения и личной

ответственности за хозяйственную деятельность;

- средний класс как основу рыночного социально ориентированного

общества;

- качество жизни (доходы населения, экономически справедливая оценка

труда, социальные гарантии, социальная поддержка и т. д.)

- накопленное невещественное национальное богатство (научно-технический,

образовательный, духовно-нравственный потенциал, а также потенциал

здоровья);

- механизмы, создающие условия для разрешения социальных противоречий,

обеспечения социально-экономической безопасности, социальной ориентации

хозяйственной деятельности;

- законодательную базу реформ и ее институциональное обеспечение;

механизмы исполнения законов и преодоления криминализации общества.

Социальная база формируется не только на основе социальной политики. На

ее расширение и укрепление должны быть направлены экономическая,

финансовая, структурная, инвестиционная политика, а также вся система

законотворчества и управления.

В широком смысле социальные факторы включают все отношения между людьми

и группами людей в сфере жизнедеятельности общества, воспроизводства

индивида и потребления материальных и духовных благ. При этом наряду с

экономическими стимулами и интересами людей существуют внеэкономические

факторы, связанные с многообразными духовно-нравственными национально-

психологичегкими, культурными и другими особенностями. Эти факторы

пронизывают экономические отношения, оказывая двойственное влияние на

социально-экономическое развитие: с одной стороны, они формируют

социальную базу реформ, а с другой - антагонистический потенциал общества.

Социальные факторы воздействуют на экономику прежде всего через

социальную организацию общества и человеческий капитал. Уровень социальной

организации определяется на основе качественной оценки функционирования

системы социальных институтов (государственно-правовых, моральных норм,

культурно-исторических традиций, религии, искусства, науки и др. ),

характера социальной мобильности, мотиваций и интересов. Тем или иным типам

социальной организации соответствуют определенные экономические модели.

Существует широкий спектр причин, определяющих способность нации к

реформированию и опирающихся на основные представления людей, заложенные в

их сознании культурой, религией, социально-психологическими стереотипами.

Еще одна группа социальных факторов - элементы невещественного богатства

общества - формирует человеческий капитал, который характеризуется уровнем

интеллектуального и духовного развития, квалификации, инновационными

способностями, профессиональным мастерством и добросовестностью,

приобретаемыми в процессе воспитания, образования и трудовой деятельности.

Сюда же следует отнести научно-технический потенциал. Благодаря

интеллектуальным и информационным технологиям полученные знания носят

универсальный характер и являются мировым достоянием.

В то же время особенностью современного периода, определяющей динамизм

экономики, является акцент на массовом формировании творческой

индивидуальности, способной к созданию инноваций и принятию инновационных

решений в различных сферах деятельности, в том числе в малом бизнесе. На

профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной

прирост занятости населения: в США -85%, в ФРГ - 89, в Великобритании - 95,

в Японии - 90%.

Возросшая роль высококвалифицированной рабочей силы в экономике вызвала

опережающий рост вложений в человека (образование, условия жизни, здоровье)

по сравнению с вложениями в вещественные элементы производства. Так, в США

к 1970 г затраты на образование, здравоохранение и социальное обеспечение

вдвое превышали валовые частные и государственные инвестиции в средства

производства. К 1980 г это превышение составило 3 раза, а к 2000 г (по

прогнозу ряда экономистов) разрыв возрастет почти в 4 раза.

В России к началу процесса трансформации экономики был накоплен

значительный научно-технический, образовательный, квалификационный

потенциал. Однако многие трудности преобразований привели к обесценению

этого потенциала, поскольку он создавался по меркам социалистического

планового хозяйства. В то же время разрушение накопленного потенциала и

отсутствие новых направлений развития приводят к утрате источника

перспективного развития.

Решение вопроса об альтернативном наращивании накопленного потенциала

зависит от стратегии долговременного развития экономики, от того, какая

экономическая модель будет реализовываться. Речь идет о принципиальной

ориентации экономики на повышение качества жизни широких слоев населения, а

не о частичных уступках со стороны элиты, временно снижающих недовольство

населения.

Качество жизни является важнейшим фактором формирования человеческого

капитала как источника экономического роста и мощным фактором воздействия

на состояние экономики. Сейчас этот фактор оказывает негативное воздействие

на экономику. Тому есть немало причин. Низкие доходы, отсутствие

экономически справедливой цены труда, слабая социальная защита, отсутствие

социальной поддержки экономически активного населения, низкая

продолжительность жизни, отсутствие гарантий в сферах образования, охраны

здоровья, снижение уровня культуры дестабилизируют социально-экономическую

ситуацию.

Антагонистический потенциал. Трансформация российской экономики - процесс

сложный и длительный, сопряженный с возможной утратой социальной

стабильности. Кроме того, в нашей стране он существенно осложняется

некоторыми особенностями, отличающими его от условий проведения рыночных и

демократических реформ в бывших социалистических странах Европы. Прежде

всего это связано с различными уровнями социально-культурного и

экономического развития регионов. Даже в крупных городах не завершена

интеграция значительной массы населения в современную городскую среду.

Преобразования в России требуют более крутой ломки установок, которые

длительное время насаждались в стране.

Процесс преобразований осложняется также накоплением разочарований, когда

ожидания людей, связанные с улучшением условий жизни, оказываются

нереализованными. В этом смысле можно говорить об антагонистическом

потенциале развития, способном привести к регрессивным и даже

катастрофическим последствиям. Вызвано это ростом социальной напряженности

в силу таких явлений, как:

- кризис ценностных ориентации и мировоззренческих установок и мотиваций;

- отсутствие в обществе правил и норм деловой этики, отвечающих новым

условиям;

- негативное влияние на хозяйственную практику старых норм

и представлений;

- несовершенство и противоречивость законодательно-правовой

базы и частая смена "правил игры",

- появление негативных форм адаптации различных групп населения к новым

условиям (рост преступности, уход от налогов и др.),

- неясность и неопределенность целей реформ и правил принятия

политических решений;

- нечеткость в разграничении компетенции, прав и ответственности между

властными структурами и общественными институтами. Очевидно, политики,

принимающие решения в переходный период, отягощенный кризисным состоянием

экономики и социальной сферы, должны отслеживать взаимосвязи между

масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций,

угрожающих социальной стабильности и безопасности страны в целом. Речь идет

и предельном уровне напряженности в обществе, связанном с реформами, за

гранью которого возникает угроза социальной дестабилизации.

В распоряжении правительства должен находиться инструментарий

мониторинга и анализа последствий принимаемых решений. При разработке

стратегии реформ необходимо предусматривать предварительную оценку

социальных последствий тех или иных решений, их корректировку и систему мер

по смягчению и компенсации негативных последствий. Решение таких задач

требует нового подхода к управлению социально-экономическими процессами,

при котором учитываются неопределенность результатов принимаемых

хозяйственных решений, неизбежные факторы риска.

Использование концепции риска для обеспечения социальной поддержки реформ

предполагает предвидение возможных критических ситуаций, оценку потерь

(ущерба) для населения с определением их качества и количества в

зависимости от масштабов (локальные, в пределах отдельных групп населения,

общенациональные) и способов их возмещения (компенсируемые,

некомпенсируемые)

Условия мобилизации социальных факторов. Для приведения в действие

социальных факторов, получения от них максимальной отдачи необходимо

соблюдать ряд условий, которые также должны включаться в социальную базу

реформ. Речь идет прежде всего о развитии законодательной базы и принятии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.