реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная база и социальные факторы экономических преобразований

социопатии: туберкулез, венерические заболевания, психические расстройства,

алкоголизм, наркомания, убийства и самоубийства. Как следствие меняется

структура инвалидности и смертности. По-прежнему велика детская и

материнская смертность. Путь радикального решения проблем - социальное

оздоровление, "снятие" социально деструктивных импульсов, вольно или

невольно продуцируемых кризисом и социально дезориентированной политикой

реформ. Решение перечисленных проблем во многом зависит от состояния

образования и здравоохранения. Следует выделить ряд характерных причин

кризиса в социальных отраслях.

Во-первых, произошел резкий спад объемов финансирования, что привело к

прямому развалу образования и здравоохранения. Так, расходы на образование

из федерального бюджета сократились с 5,85 в 1992 г. до 3,48% в 1997 г.

Консолидированные расходы на образование в процентах к ВВП составили

соответственно 3,56 и 3,97. Потребность сферы образования в ресурсах

удовлетворяется не более чем наполовину. Перевод здравоохранения на

страховую основу должен был изменить направленность финансовых потоков.

Однако произошло не столько дополнительное финансирование, сколько

замещение бюджетных средств внебюджетными (30% всех расходов). За 5 лет

реальное финансирование сократилось на 21% и составляет, по разным оценкам,

2,3-3,2% ВВП. Расходы на одного человека в год - около 50 долл. (в США - 3

тыс., в Западной Европе - 1,5 тыс. долл. )

Во-вторых, резкая коммерциализация социально-культурных услуг, не

обеспеченная соответствующей системой доходов, отторгла от качественного

обслуживания большую часть населения. В результате социальная сфера сама

превратилась в источник усиления социальной дифференциации. Продолжают

нарастать различия в стартовых позициях школьников, так как школьное

образование становится дорогим даже в муниципальных школах. Высшая школа

охраняет и закрепляет кастовые различия и деформированную социальную

структуру. По результатам обследований, в 1995 г. 60% студентов - выходцы

из обеспеченных семей (23% населения). В 1996 г. доля внебюджетных средств

в высших учебных заведениях достигла 30-35%. Отмена ограничений на платное

обучение ведет к усилению неравенства. Социальная дифференциация нарастает

и в предоставлении медицинских услуг.

В-третьих, распад инвестиционного комплекса подорвал материальные основы

развития образования и здравоохранения. Продолжаются недоинвестирование

отраслей, их дальнейшее отторжение от достижений НТП и новых технологий.

Инвестиции смещаются на местный уровень, что ставит под удар развитие

социальных отраслей. В-четвертых, снижение престижности труда в социальных

отраслях сопровождалось массовым переходом кадров в коммерческие структуры

или выездом за рубеж. Низкий уровень оплаты труда (менее 70% среднего по

стране), постоянные неплатежи ухудшают ситуацию в образовании и

здравоохранении. При низкой престижности труда в этих сферах невозможно

решать такие назревшие проблемы, как обучение возросшего числа умственно

отсталых детей, борьба с беспризорностью, обучение и медицинское

обслуживание в сельской местности, сохранение педагогической элиты в вузах.

В- пятых происходящая интенсивная децентрализация социальных функций не

сопровождалась соответствующим перераспределением ресурсов между центром и

регионами. С передачей подавляющей части расходов на региональный уровень

(образование - 85%, здравоохранение - 80%) ухудшилось обслуживание

населения вследствие тяжелого состояния региональных бюджетов.

Основными целями государственной политики являются прекращение развала

этих отраслей, стабилизация положения, создание условий для возрождения и

развития их на качественно новой основе. Все это позволит обеспечить

населению конституционные гарантии бес платного образования и

здравоохранения (без снижения их качества) и расширить социальную базу

реформ.

К приоритетам текущей политики в образовании относятся развитие

дошкольных учреждений, средней школы, системы переподготовки кадров,

отработка системы потребностей в услугах высшего образования на текущий

период и перспективу. В здравоохранении -это скорая и неотложная помощь,

охрана здоровья матери и ребенка, контроль над инфекционными и социально

опасными болезнями обеспечение лекарствами.

Среди приоритетов средне- и долгосрочного характера следует назвать

наукоемкие варианты развития фармацевтической промышленности, производства

техники для образования и здравоохранения, массового внедрения в эти

отрасли информационных систем. Важно усилить активизацию инвестиционной

деятельности, массовое переобучение занятых и поддержку научных кадров.

Следует добиться четкого разграничения основных функций, прав и

ответственности между Федерацией и регионами в восстановлении и развитии

социальных отраслей. Очевидно, государство должно четко обозначить свои

функции и рассматривать их выполнение в качестве первоочередных задач. К

ним относятся: обеспечение основных гарантий; разработка и соблюдение

единых социальных стандартов в охране здоровья и развитии образования (с

учетом мировых стандартов); формирование правовой базы, обеспечивающей

доступность населения к социальным благам; разработка концепции целевых

программ. Кроме того, государство должно создать эффективную систему

контроля и социального мониторинга.

Наконец, важен поиск механизмов, позволяющих совместить социальную защиту с

повышением экономической эффективности образования и здравоохранения. Речь

идет не только о структурной перестройке отраслей и улучшении использования

ресурсов. Как отмечалось выше, коммерциализация услуг нарастает, приняла

неуправляемый характер, а социальные гарантии превращаются в простую

декларацию. Невнимание государства к проблемам коммерциализации и

приватизации в социальной сфере грозит ее полным демонтажем. Ключевое

значение для образования и здравоохранения имеет стабилизация

государственного финансирования. Для этого потребуется:

- признать государственное финансирование основным источником подъема

данных отраслей, реализовать предложения о фиксированной доле ВВП на их

финансирование,

- обеспечить постепенный переход образования и здравоохранения на

нормативное финансирование, что потребует не только раз работки

соответствующих государственных стандартов, но и типологизации регионов по

финансовому состоянию,

- создать правовые и организационные условия для эффективной реализации

многоканального механизма финансирования за счет как бюджетов разных

уровней, так и средств, поступающих от юридических и физических лиц,

- совместить во времени процессы перемещения социальных функций в регионы и

их финансовое обеспечение. Ввести систему административной и финансовой

ответственности правительства за нарушение синхронности этих процессов.

Четко обозначить систему финансовой поддержки регионов исходя из их

типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры,

- поставить под контроль целевое расходование средств из внебюджетного

фонда медицинского страхования и обеспечить посте ценность перехода от

бюджетной к бюджетно-страховой медицине с учетом экономической ситуации в

регионах. Отразить сложившуюся региональную дифференциацию моделей

финансирования здравоохранения в нормативных документах,

- ввести максимальные налоговые и кредитные льготы для социальных

инвестиций, повысить заинтересованность в мобилизации внебюджетных средств.

Возрождение образования и здравоохранения - это процесс восстановления

национального достояния. Оно должно носить общенародный,

общегосударственный характер и ориентироваться на весомые источники

обеспечения успеха реформ.

Проблемы занятости населения

Основные тенденции и проблемы в сфере занятости. Отход от плановых

методов управления экономикой, формирование рыночного механизма

хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда

сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости,

которые сосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от

прошлого, так и порождаемых современным кризисом. В числе тенденций, четко

обозначившихся в середине 90-х годов, можно назвать:

- абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее

устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по

сравнению с численностью трудоспособного населения,

- активное перераспределение занятых между государственным и

негосударственным секторами экономики в пользу последнего, ускоренный рост

занятости в частном секторе, развитие малого предпринимательства,

значительное увеличение числа самозанятых, развитие новых гибких форм

частичной и вторичной занятости;

- процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и

относительное сокращение численности работающих в промышленности и

строительстве, науке и научном обслуживании, рост удельного веса занятых в

таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое

обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство,

здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы,

страхование и др.

- глубокое изменение структуры занятости в промышленности (ускоренный

рост численности промышленно-производственного персонала в

электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях и сокращение занятости

в обрабатывающих отраслях и прежде всего в легкой промышленности и

машиностроении);

- возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого

(послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня,

расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и

извоз, обслуживание на дому и др.),

- легализацию безработицы и быстрое ее распространение на территории

России в связи с сокращением спроса на рабочую силу;

- трансформацию скрытых резервов рабочей силы в "подавленную"

(латентную) безработицу;

- усиление процессов текучести, высвобождения рабочей силы,

- трудовой миграции, изменение ее направлений и форм,

- активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой

экономике

Массовая занятость населения в неформальной экономике искажает

представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной

стратификации общества, соотношении спроса и предложения рабочей силы,

действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактической

бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда

В 90-е годы серьезное деформирующее воздействие на процессы

реструктуризации занятости оказывали внерыночные элементы регулирования,

что привело к сохранению практики содержания излишней численности занятых

на предприятиях без оплаты их труда и перспектив возвращения к нормальной

работе, сдерживанию применения процедур банкротства к несостоятельным

предприятиям и процесса высвобождения рабочей силы при глубоком спаде

производства;

- усилению уравниловки в оплате труда и пенсионном обеспечении,

углубившему разрыв между трудовым вкладом работника и размером получаемой

заработной платы,

- "размытости" фактического положения человека в соответствии со статусом

занятости и незанятости. Имеется в виду практика работы зарегистрированных

безработных в неформальном секторе, бездействия части лиц, числящихся в

штате предприятий, регистрации в качестве занятых на фирмах лиц, фактически

непричастных к их деятельности, и т.п.

- Вместе с тем ряд достигнутых в прошлом завоеваний в деле

гарантированного обеспечения занятости и регулирования социально-

трудовыx отношений был в значительной степени утрачен. Это выразилось

в ослаблении государственных гарантий получения оплачиваемой работы и

сохранения рабочего места, а также государственного контроля за

безопасностью труда, системы защиты интересов трудящихся через

профсоюзы, особенно в частном секторе; снижении действенности

стимулов к получению трудового дохода, свертывании системы

подготовки, пере обучения и повышения квалификации работников на

предприятиях, ограничении доступа к бесплатному профессиональному

обучению.

Ожидаемая активизация процессов отраслевой реструктуризации и применения

процедур банкротства в связи с переходом к новому этапу реформирования

экономики может вызвать в ближайшие годы резкий скачок уровня безработицы

(как официального, так и оценочного) и привести к выходу его за пределы

допустимого согласно критериям экономической безопасности. Критическим,

пороговым значением уровня безработицы в международной практике (при

нормальной системе социальной защиты безработных) считается 10%. В период

реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно его повышение до отметки

15-20%, но на срок не более чем 3-5 лет.

В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором углубления

бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из

наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной

стабильности. С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте

безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором

обнищания населения и ограничения спроса на товары и услуги, а стало быть,

и торможения экономического роста, сокращения налоговой базы формирования

бюджета и возможностей реализации социальных программ. С другой стороны,

повышение уровня безработицы ведет к росту преступности и числа

самоубийств. В среднесрочной программе правительства в связи с

ограниченностью финансовых возможностей государства особая роль в

нейтрализации социальных последствий безработицы отводится расширению

занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных

условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств населения на

инвестиционные нужды этого сектора. В данной связи главным приоритетом

экономической политики государства в части содействия занятости населения в

настоящее время становится обеспечение скоординированного функционирования

рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного

регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории

России, использования корпоративного и частного капитала с учетом интересов

занятости. Особенно актуальной является ориентация государственной

финансово-кредитной и налоговой политики на обеспечение наибольшей

экономической привлекательности вложений отечественных и зарубежных

инвесторов в экономику регионов с профессионально подготовленной рабочей

силой, обескровленных длительной безработицей, на структурную перестройку

промышленности и повышение конкурентоспособности ее продукции, на

содействие развитию в регионах малых и средних предприятий

производственного профиля.

Основным принципом корректировки и настройки механизма

скоординированного функционирования рынков труда и капитала является его

соответствие критериям реализации приоритетности национально-

государственных интересов, а также интересов регионов в обеспечении

занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения

в рамках минимальных государственных социальных стандартов потребления

материальных благ и услуг в области образования, полноценной профподготовки

и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и

законами РФ.

К числу важнейших принципов, которые должны учитываться в ходе

корректировки политики занятости на всех уровнях ее реализации с учетом

ориентации России на модель социальной рыночной экономики, относятся

сохранение активной роли государства в создании условий для реализации

свободы выбора рода занятий, содействии предпринимательству и развитию

самодеятельности населения, решении проблем открытой и скрытой безработицы,

обеспечении экономической безопасности граждан (наемных работников и

предпринимателей), а также формирование законодательной и институциональной

базы взаимодействия интересов труда и капитала под контролем государства.

Особенности государственной политики занятости. Политика занятости -

органическая часть экономической политики. Она не может осуществляться

изолированно в отрыве от структурной и инвестиционной политики, политики

доходов, кадровой политики и политики в области трудовых отношений, которые

и определяют в конечном счете характер модели рыночной экономики. Вместе с

тем политика занятости должна активно влиять на выбор курса социально-

экономических преобразований.

Основное направление корректировки социально-экономической стратегии

реформ состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых

средств для социальной помощи малообеспеченным (такой подход предполагает

неизбежность роста безработицы), на активную политику обеспечения занятости

населения, поддержки создания; сохранения рабочих мест в количестве,

достаточном для снятия угрозы массовой деградации населения. Политика

занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть

сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для

более полного использования потенциала трудовой и деловой активности

граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице,

стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной

среде. В программе социально-экономического развития страны на

среднесрочную перспективу необходимо предусмотреть меры по обеспечению

эффективной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования

рабочей силы на предприятиях и разрастанием скрытой безработицы. Эти

проблемы должны решаться параллельно - на макро-, мезо- и микроуровнях.

К числу наиболее актуальных социальных критериев политики занятости

относятся:

- содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях

управления;

- разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых

городов различного типа в условиях обвального спада производства и

разрушения сложившейся региональной практики монопольной их специализации,

привязки к одному-двум предприятиям;

- стимулирование вложений в человека, накопления "человеческого капитала"

(в том числе в развитие его способностей через общее, профессиональное и

бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку), в

наращивание профессионального мастерства, формирование мобильности и

конкурентоспособности граждан.

Меры по стабилизации ситуации в сфере занятости. К числу главных

направлений деятельности государства по стабилизации социальной ситуации в

стране и в интересах восстановления доверия населения к курсу реформ

следует отнести:

- ориентацию экономической политики на содействие расширению занятости,

сохранение перспективных рабочих мест, сокращение безработицы как фактор

повышения уровня жизни населения, активизации потребительского и

инвестиционного спроса, оживления производства, преодоление практики

несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся

задолженности;

- становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены

труда по мере роста национальной экономики;

- отладку механизма увязки формирующегося рынка образовательных услуг и

профессий с потребностями экономики в кадрах, развитие системы

адаптационного обучения, внутрифирменной подготовки кадров; усиление

контроля за выполнением и соблюдением социальных гарантий и трудовых прав

граждан, закрепленных КЗОТОМ РФ и другими законами, работодателями всех

форм собственности, на муниципальном и региональном уровнях.

Соответственно основными направлениями государственного регулирования в

сфере занятости являются:

- выработка и введение действенных стимулов ускорения становления

многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности

выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям

и интересам каждого;

- целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его

предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения

рабочих мест;

- реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства,

- законодательное оформление существования кооперативной собственности и

народных предприятий, отвечающих российским традициям, с целью легализации

реальной занятости, в том числе в "челночном" бизнесе, инофирмах;

- становление и развитие муниципальной собственности;

- разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения

рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий жизнеобеспечения

населения; подготовка организационных и нормативно-правовых основ для

реализации таких программ, отладка механизма их информационного обеспечения

и финансирования;

- введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ

для оценки их влияния на условия занятости и смягчение социальных проблем

регионов;

-совершенствование отношении социального партнерства за счет включения

в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест,

содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества,

расширение практики общественных работ.

Социальная защита наемных работников

Основные тенденции и проблемы в области трудового найма.

В настоящее время можно выделить ряд факторов, обусловливающих изменение

ситуации в сфере наемного труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.