реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная база и социальные факторы экономических преобразований

эффективных механизмов исполнения законов. На правовой основе следует

формировать главную социальную базу реформ (средний класс). Кроме того,

требуется разработка механизмов, обеспечивающих разрешение социальных

противоречий, поддержание социально-экономической безопасности,

политическую стабильность и правовую защиту личности, социальную ориентацию

хозяйственной деятельности.

Исходя из опыта развитых стран, реализующих модели социальной рыночной

экономики, можно утверждать, что экономические преобразования должны

опираться на социальный консенсус, который насаждается не сверху, а

рождается и поддерживается всей развивающейся системой. Для прогресса

социальной рыночной экономики важна не только расстановка социальных сил,

но и возможность объединения и направленности их на решение общих проблем и

реализацию избранной стратегии.

Солидарность превращается в общественную ценность, охрана и

воспроизводство которой поддерживаются всеми социальными группировками,

четко осознающими, что альтернатива солидарности - война, борьба,

разрушение и крах государства. Для обеспечения солидарности важно оценить,

как новая модель будет воздействовать на различные элементы социальной

структуры, укреплению каких слоев будет способствовать и какие при этом

могут возникнуть зоны и области риска, каковы условия поддержки реформ

основной массой населения.

Движущие силы социально экономических преобразований

На первом этапе расширение социальной базы реформ в России должно

проводиться прежде всего за счет становления среднего класса и роста

вложений в человека (наука, образование, здравоохранение, культура). Это

позволит расширить и укрепить основную опору реформ - средний класс, в том

числе за счет научно-технической и творческой интеллигенции, и использовать

социальные факторы как движущую силу экономического развития.

Становление российского среднего класса. Курс на успешное проведение реформ

невозможен без наличия достаточно многочисленного и сильного слоя

населения, заинтересованного в политической стабильности общества,

укреплении демократических принципов его организации, всех форм творческой,

в том числе предпринимательской, деятельности. Такой социальный слой,

представляющий собой базу функционирования социальных институтов

современного гражданского общества, получил название "средний класс"

Основополагающим критерием отнесения к среднему классу является, как

правило, уровень доходов, обеспечивающий семье соответствующий образ жизни.

Чрезвычайно большую роль в этой связи играет собственность. Сформировать

мощный средний класс - как минимум значит возможно большее число людей

сделать собственниками. В частности, наемный работник (или лицо свободной

профессии), который по основным параметрам может быть отнесен к среднему

классу, при наличии собственности (ценных бумаг, недвижимости) перестает

быть зависимым от единственного источника дохода - продажи своего труда.

Стимулирование приобретения собственности представляет со бой одну из форм

содействия укреплению среднего класса. Политика справедливой заработной

платы сочетается в развитых странах с политикой формирования собственников

из среды наемных работников.

Вместе с тем принадлежность к среднему классу не должна рассматриваться

исключительно через призму различий в доходах. Необходимы дополнительные

критерии, характеризующие субъекта среднего класса. К их числу можно

отнести социальный статус, уровень образования, характер социально-

экономических притязаний, ориентацию на легальные формы осуществления своей

деятельности, квалификацию и т. п. Эти дополнительные критерии нельзя

абсолютизировать, но и абстрагироваться от них не следует.

Стартовые условия формирования среднего класса в России значительно хуже,

нежели в странах Центральной и Восточной Европы. И практика хозяйственного

строительства, и мировоззрение населения в бывших социалистических странах

Европы обеспечили высокую его готовность к принятию самостоятельных

решений, большее чувство ответственности за результаты своих действий.

Однако и в России, несмотря на меньшую потенциальную адаптацию к реформам,

постепенно приходит понимание необходимости ориентации на собственные силы

и возможности, а не на помощь государства. Включение все большего числа

людей в процесс адаптации к резко изменившимся экономическим отношениям

является необходимой предпосылкой и важнейшим фактором перехода из

аутсайдеров в число граждан из которых формируется средний класс.

За счет каких же слоев населения может и должно происходить становление

среднего класса в России и что надо сделать для ускорения этого процесса? К

потенциальным субъектам среднего класса относятся акционеры (пайщики)

хозяйственных обществ и товариществ представители малого и среднего

бизнеса, творческая интеллигенция (деятели науки, литературы, искусства),

менеджеры и высококвалифицированные специалисты и т. п.

Массовая приватизация и акционирование предприятий создали в России новый

вид собственника – акционера. С ним в начале процесса приватизации и

связывались надежды на образование мощного слоя населения. Однако подобные

расчеты не оправдались. В результате приватизации сформировались, с одной

стороны, прослойка "новых русских", сосредоточивших (зачастую в результате

криминальных действий) в своих руках колоссальные богатства, а с другой -

основная масса акционеров, которая на полученные акции и ваучеры не могла

не только обеспечить приличную жизнь, но и просто существовать./Остальные

группы акционеров в том числе самая крупная из них - наемные работники в

стожившихся условиях не могут быть отнесены к среднему классу. Однако

исключить наемных работников из потенциального резерва среднего класса

значит поставить крест на достаточной численности и роли последнего. Данное

обстоятельство учитывается в государственной политике развитых стран

которая направлена и на то чтобы благополучие наемного работника опиралось

не только на высокий заработок, но и на собственность. Для этого

предусматриваются например налоговые льготы для предпринимателей помогающих

своим работникам приобретать собственность вести жилищное строительство и

т. п.

Наиболее сложная проблема стимулирование работника к при обретению акции

предприятия на котором он трудится. В ряде случаев работники просто

перепродают акции полученные на льготных условиях. Чтобы предотвратить эти

нежелательные тенденции устанавливают запрет на перепродажу акции в течение

5- 6 лет. По истечении срока работники привыкают к собственности и в ряде

случаев увеличивают свой пакет акций, становясь солидными собственниками и

субъектами среднего класса.

Одним из важных способов накопления собственности является участие

персонала в прибылях фирмы. Оно широко распространено в США, а также в

странах Западной Европы. При этом во Франции напри мер принят ряд законов,

предоставляющих финансовые льготы фирмам практикующим выплаты рабочим из

прибыли и продажу им акций.

В России активная государственная политика подобного рода не

реализуется. Даровая раздача акций при приватизации эффекта не дала, а к

участию персонала в прибылях государство относится безразлично. В этих

условиях расширение среднего класса за счет наиболее многочисленного слоя

населения практически затруднено. Но в перспективе стимулирование наемного

работника к приобретению им собственности должно стать одним из основных

направлений социалъной политики государства.

Реальным резервом формирования среднего класса в ближайшем будущем

являются представители среднего и мелкого бизнеса. Развитие и поддержка

малого предпринимательства рассматриваются государством в качестве одной из

приоритетных его задач. Тем не менее сектор малого предпринимательства

несмотря на определенные успехи (в частности в Москве) не получил должного

развития (особенно в промышленности). Одной из причин слабого развития

малого бизнеса является низкая эффективность организации его поддержки.

Ограниченность имущественных и финансовых ресурсов недостаточная

информированность, нехватка высококвалифицированных кадров (бухгалтеров

юристов) наряду с отсутствием механизма судебной защиты приводят, как

правило, к тому что мелкие предприятия не могут стабильно функционировать.

При всей значимости предпринимателей и топ менеджеров для формирования

среднего класса полноценным он может стать только при наличии в его составе

широких слоев творческой интеллигенции и высококвалифицированных

специалистов. В составе среднего класса развитых стран широко представлены

ученые и деятели искусства, врачи и адвокаты, квалифицированные специалисты

среднего звена, крупные чиновники и менеджеры. Научные работники, а также

большинство работников сферы культуры, образования и медицины в условиях

российской действительности не могут быть отнесены к среднему классу. По

уровню доходов они, скорее, принадлежат к наиболее слабо защищенным слоям

населения. То же самое относится и к основной массе инженерно-технических

работников.

Это является следствием порочной государственной политики, превращающей

деятелей науки и культуры в маргиналов. Нужны масштабные вложения в

образование, развитие перспективных научных направлений, в культуру. Только

такая переориентация политики государства может привести к созданию в нашей

стране полноценного и влиятельного среднего класса.

Анализ становления среднего класса как основы стабильности новой России

приводит к выводу, что в узких рамках он существует и в настоящее время,

оказывая влияние на отечественное производство. Если несколько лет назад

оно ориентировалось на беднейшие слои населения и решало свои проблемы

путем удешевления продукции за счет качества, то теперь большинство фирм,

учитывая потребности среднего класса, повышает качество продукции, хотя это

и связано с ее удорожанием. Такая пусть подорожавшая, продукция

конкурентоспособна, ибо продается по ценам ниже цен соответствующего

импортного изделия, практически не уступая ему по качеству. Изменение

политики производственных фирм - свидетельство реального формирования

определенной части среднего класса и его требований.

Научно-технический потенциал. Россия является одной из немногих стран,

располагающих высокоразвитым научным потенциалом, который в современном

мире выступает наиболее важным стратегическим ресурсом. Было бы

катастрофической ошибкой не использовать этот уникальный человеческий

капитал при выборе стратегии развития.

Исследования специалистов в России и за рубежом позволяют сделать вывод,

что сфера НИОКР воздействует на экономику не только через новые прикладные

идеи и разработки, но и само ее существование является необходимым условием

экономического роста. Не случайно наиболее продвинутые сектора рынка -

банковский, финансовый, компьютерный - в основном развиваются усилиями

бывших научных сотрудников. Поэтому -любое сдерживание процесса получения

новых знаний по чисто экономическим мотивам рано или поздно отразится на

показателях экономической динамики.

Изменения в социально-экономической сфере, связанные с процессами

экономической трансформации, существенно затронули сферу НИОКР, ее

структуру, ресурсное обеспечение, взаимодействие с другими секторами

экономики. Спад производства в наукоемких отраслях и сырьевая

направленность экономики привели к сокращению спроса на научную продукцию,

к резкому снижению ее финансирования. Следствием недостаточного

финансирования стало быстрое и неуправляемое сокращение численности научных

кадров. В большой мере это связано с тем, что многие научные организации в

целях выживания начали заниматься деятельностью, не относящейся к научно-

технической. Приостановка научной деятельности наблюдается и в

организациях, которые из-за сокращения кадров не могут обеспечить

выполнения работ на многих направлениях исследований. Отток научных кадров

шел в частный бизнес, предпринимательскую деятельность, в органы

государственного управления, за рубеж. Россию ежегодно покидают более 2

тыс. ученых и специалистов, работавших в отрасли "Наука и научное

обслуживание". Как правило, это высокопрофессиональные специалисты,

преобладающий возраст которых 31-45 лет, что, безусловно, негативно

отражается на качественной структуре научного потенциала.

Сократился приток молодых кадров (выпуск аспирантов уменьшился с 16,3 тыс.

в 1990г. до 11,9 тыс. человека 1996г.), а их прием в научные учреждения

снизился на 23%. Правда, прием аспирантов в высшие учебные заведения

возрос с 11,5 тыс. до 24,4 тыс. человек. Однако выпуск аспирантов в вузах

тем не менее упал с 10,3 тыс. до 9,6 тыс. Это может означать, что

существует определенная невостребованность выпускников вузов и что после

поступления в аспирантуру они переориентируются на другие виды

деятельности из-за снижения престижности науки. О процессе рыночной

реструктуризации свидетельствуют изменения во взаимоотношениях между

государством и сферой науки. Если раньше они в большей мере определялись

политикой государства (военно-техническое противостояние и пр.), то в

настоящее время государственная поддержка науки значительно сокращена.

Доля расходов на науку из бюджета снизилась с 1,85% ВВП в 1991 г. до 0,53%

в 1996 г; ассигнования на фундаментальные исследования и содействие научно-

техническому прогрессу уменьшены с 0,96% ВВП в 1991 г. до 0,31% в 1996 г. С

учетом сжатия объемов ВВП в результате экономического спада реальное

финансирование науки из государственного бюджета сократилось более чем в 5

раз. При этом жесткие финансовые ограничения не сопровождались поддержкой

внутреннего спроса на научную продукцию путем формирования приоритетов

структурной и технологической политики государства.

В качестве положительного момента в динамике состояния научной сферы за

последние два года можно назвать рост объема заказов на исследования и

разработки (в постоянных ценах): в 1996 г. - на 6,4%, в 1997 г. - на 43,4%.

В результате увеличения затрат на науку их доля составила 1,23% ВВП, хотя

это - лишь 51% уровня затрат в 1991 г.

Несмотря на ряд негативных моментов в развитии научно-технического

потенциала страны, а также наличие элементов старой структуры, не

соответствующих рыночным отношениям, Россия располагает 12% ученых мира,

причем треть из них - в возрасте до 40 лет, что свидетельствует о

достаточно высоком потенциале трансформации. Очевидно, имеющийся научно-

технический потенциал не соответствует объему и технологическому уровню

экономики России с ее сырьевой ориентацией и низкой наукоемкостью. Будущее

развитие российской науки как стратегической основы долговременного

экономического роста зависит от модели развития, которая будет избрана.

Многие экономисты, оценивая среднесрочные перспективы развития, в

инерционном сценарии с преобладанием сырьевой ориентации экономики видят

опасность быстрого свертывания научно-технического потенциала, роста

безработицы во всех секторах экономики и утраты технологической

независимости. Более оптимистические альтернативные сценарии опираются на

использование научно-технического и промышленного потенциала России,

развитие наукоемких технологий. В настоящее время, по мнению российских

ученых, производство наукоемкой продукции обеспечивают 50 макротехнологий

(макротехнология - совокупность знаний и производственных возможностей для

выпуска на мировой рынок конкретных изделий: самолетов, компьютеров и пр.).

Для реализации модели, базирующейся на использовании конкурентных

возможностей России, требуется проведение активной научно-технической

политики государства. ЕЕ важнейшие составляющие:

- обоснованный выбор системы макроэкономических приоритетов,

позволяющих сформировать государственный и рыночный заказы науке;

- становление и функционирование инновационной системы, в которой наука

составляет ведущее звено. Для этого необходимы укрепление института

интеллектуальной собственности, развитие рынка технологий,

маркетинга;

- преодоление взаимной изоляции академического, вузовского и

отраслевого секторов науки, что позволит приблизить процесс обучения к

передовым научным исследованиям, привлечь талантливую молодежь, включить ее

в инновационный процесс;

- изменение принципов финансирования и налоговой политики. |

Распределение средств, в том числе бюджетных, должно осуществляться на

конкурсных началах при открытости принимаемых решений и контроле за их

использованием. Важнейшим новым источником финансирования должна стать

система венчурных фондов, деятельность которых в мировой практике

способствует продвижению инноваций. Роль государства - гарантировать

рисковые кредиты;

- сохранение и развитие научно-технического потенциала регионов. На

территории страны находятся 60 градообразующих предприятий с высокой

концентрацией научно-технического потенциала, уникальной научно-

производственной и экспериментальной базой. Их включение в инновационный

процесс в условиях возрастающей роли регионального самоуправления будет

способствовать формированию "точек роста" региональной экономики.

Особо следует сказать о таком важном элементе научно-технической

политики, как поддержка развития венчурного (рискового) капитала. Венчурный

капитал финансирует формирование и развитие малых и средних предприятий,

занимающихся коммерциализацией результатов НИОКР. Как правило,

высокорисковые инновационные проекты с периодом окупаемости от 3 до 7 лет,

которые реализуют эти предприятия, не могут финансироваться из традиционных

источников. Вместе с тем именно от малых инновационных предприятий в

значительной степени зависит технологическая динамика экономики. Благодаря

им происходили технологические революции, приводившие к трансформации

отраслей экономики и появлению новых отраслей, таких, как компьютерная и

биотехнологии. В случае успеха малые инновационные компании демонстрируют

высокие темпы роста и прибыльности.

Венчурный капитал, обеспечивающий финансирование инновационных

предприятий, имеет принципиально важное значение для национальных

инновационных систем. Этот капитал предоставляется несколькими типами

инвесторов, такими, как фонды венчурного капитала при финансовых институтах

и крупных компаниях, пенсионные фонды, индивидуальные инвесторы,

вкладывающие в новые предприятия свои личные средства ("бизнес-ангелы").

В ряде исследований, проведенных на Западе, отмечается, что без активной

государственной поддержки венчурный капитал, несмотря на внушительный рост,

не сможет полностью реализовать свой потенциал. Среди задач, которые

государство должно решить с целью поддержки венчурного капитала, можно

выделить следующие: создание адекватной инвестиционной среды, то есть

системы налоговых и юридических инструментов стимулирования предложения

венчурного капитала; снижение риска для инвесторов, в частности,

предоставление налоговых льгот, внедрение системы долевого финансирования,

частичная компенсация убытков; финансирование оценки технологий и аудита до

осуществления инвестиций; повышение ликвидности инвестиций через создание

активных вторичных фондовых рынков.

В России начала формироваться система венчурных фондов. Комплекс мер по

созданию системы венчурного финансирования в настоящее время реализует

Миннауки РФ. Вместе с тем надо отметить, что малый бизнес практически не

занимается инновационной и нововведенческой деятельностью при отсутствии

спроса на данную продукцию и ее дороговизне.

Социально-культурная сфера. В ходе российских реформ разрушение

образования и образовательного потенциала принял катастрофический характер.

Перепроизводство числа одних специалистов и недопроизводство других,

невостребованность знаний, ухудшение профессионально-квалификационной

структуры работников, моральное старение знаний, падение престижа

образования - потери, которые несет общество в результате негативных

процессов в прошлом и критической ситуации в экономике сегодня. Вместе с

тем следует иметь в виду, что новые индустриальные страны совершали

качественные сдвиги в экономике с гораздо худшим по составу и структуре

образовательным потенциалом, постепенно приводя его в соответствие с

потребностями экономического роста. Россия располагает богатством, которого

не было у этих стран. | Образовательный потенциал даже со сложившейся

структурой является надежной основой для эффективной переподготовки кадров

и овладения новыми профессиями.

Социально-демографические показатели состояния здоровья также

свидетельствуют о катастрофической ситуации в нашей стране. Резко снизилась

средняя продолжительность жизни. Правда, в 1995-1996 гг. произошел

незначительный рост этих показателей. Однако ситуация остается тяжелой и,

по самым оптимистическим сценариям, в 2010 г. этот показатель не превысит в

среднем 69,2 года, то есть отставание от развитых стран не снижается. Можно

констатировать, что в России сформировались негативные тенденции

воспроизводства населения: рост естественной убыли, региональное расширение

процессов депопуляции (охвачено 69 субъектов Федерации из 89), интенсивное

старение населения. Демографический фактор в ближайшие десятилетия будет

показывать дестабилизирующее воздействие и на экономику, и на социальную

сферу. Социально-экономический кризис резко изменил картину здоровья

населения и круг определяющих его факторов. На первое место в

характеристике заболеваемости и смертности выходят различного рода

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.