реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

1.

Свобода – это самостоятельность социальных и политических субъектов (в

том числе и личности), выражающаяся в их способ

ности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии

со своими интересами и целями.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в

соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли,

доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя

объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый

человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального

предопределения, исключающего свободный выбор.

Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в

действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы,

понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека

есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде

объективно данных индивиду условий существования.

Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть

абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена

уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными

ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые

современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не

может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно

свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и форму-

лирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные

условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими

модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в

соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой

свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим

человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от

обязанностей перед обществом и другими его членами.

Свобода человека во всех ее проявлениях – основа современных

демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит

выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод

гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях.

В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению

свободы человека.

2.

Термин «демократия» появился в Древней Греции и в буквальном переводе

означает « власть народа». В современной политической науке под демократией

понимается политический режим (иногда говорят о политической системе, форме

государственно-политического устройства), основанный на признании народа

источником и субъектом власти. Первые демократические формы политической

жизни появились еще в древнее

время: классическим образцом античной демократии считаются Афины.

Принципы демократии:

1) признание народа источником власти и носителем суверенитета;

2) равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равная

возможность участия в политической жизни;

3) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание,

гарантированность и защита со стороны государства;

4) принцип большинства – именно большинство, а не меньшинство выражает

через институты демократии свою волю;

5) право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);

6) политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-

политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии

свободной конкуренции;

7) правовое государство;

8) система разделения властей, при которой различные ветви

государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга,

препятствуя установлению диктатуры;

9) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц,

возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;

10) выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого,

равного избирательного права при тайном голосовании;

11) развитая система органов местного самоуправления.

Условия демократии.

1) высокий уровень социально-экономического развития, способный

обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно

достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых

демократических принципов;

2) многообразие форм собственности, обязательное признание и

гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае

возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже

и относительная, независимость от государства;

3) высокая степень развития общей и политической культуры общества,

значительная социальная и политическая активность индивидов и их

добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.

В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют

две формы демократии. прямую (непосредственную} и косвенную

(представительную}. Институтами прямой демократии, в рамках которой народ

непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть,

являются выборы и референдумы, представительная же демократия подразумевает

возможность народа осуществлять власть через своих представителей в

различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент –

высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Ведущее положение парламента в системе государственной власти и

управления называется парламентаризмом. При такой организации власти

избранные народом представители получают не только монопольное право на

законодательство, но и реальные рычаги контроля за органами исполнительной

власти. Выборы парламента должны обеспечить всем гражданам, имеющим право

голоса, равные возможности в избрании своих представителей. Избранные в

высший законодательный орган депутаты образуют фракции (объединения

депутатов от одной партии для более эффективного проведения согласованной

политики), профильные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения

законопроектов. Деятельность парламентов освещается средствами массовой

информации, депутаты обязаны периодически работать в своих округах,

отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право

отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (так

называемый императивный мандат). Власть парламента велика, но не

безгранична. Установлению парламентской диктатуры препятствуют такие

институты системы разделения властей, как право вето у главы государства на

законопроекты, принятые парламентом, право роспуска парламента, возможность

признания закона неконституционным и его отмена решением Конституционного

Суда.

Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме

12 декабря 1993 г., провозглашает наше государство демократическим

федеративным правовым с республиканской формой правления (ст. 1). Носителем

суверенитета и единственным источником власти в России является народ,

осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдум), через

органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2). В

России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет

(кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения

свободы по приговору суда), избирается Президент, депутаты Государственной

Думы, члены высших законодательных органов и главы высших органов

исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления,

главы городских и районных администраций. В Конституции нашего государства

закреплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека.

Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический

плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности,

разделение властей. Но реальное формирование демократического режима в

России только началось.

Билет № 13

1. Исторический процесс и его участники.

2. Политические партии. Многопартийность.

1.

Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих

друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих

поколений людей.

Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие

или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное

воздействие на жизнь людей.

В процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и

пытаются дать им научное объяснение. При изучении таких фактов следует

помнить о том, что:

а) любой исторический факт представляет собой элемент объективной

реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все

исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять

не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние

на последующее развитие общества;

б) содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного

общества и является результатом деятельности субъектов исторического

процесса.

Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их

общности, которые принимают в нем непосредственное участие. Такими

субъектами могут быть народные массы, социальные группы и общественные

объединения, отдельные исторические личности.

Народными массами в самом общем смысле можно назвать со-

циальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой

является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый

менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и

духовные ценности. Народные массы являются наиболее значимым субъектом

исторического процесса. Большинство ученых считают, что именно народные

массы играют в нем определяющую, а подчас и решающую роль. Однако ряд

философов указывают на необходимость разделения понятий «народ» и «масса».

Они подчеркивают, что, в отличие от народа, масса представляет собой группу

людей, не связанных друг с другом. Подобные группы, говорят они, возникают

время от времени и в своей деятельности руководствуются не разумом, а

эмоциями, причем стремление к разрушению у них бывает сильнее стремления к

созиданию.

Еще одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и

общественные объединения. Социальные группы могут выделяться по различным

признакам – возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т. д.

Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в

историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Каждая из

социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности

социальный характер данной группы. У каждой из групп есть свои интересы,

которые они пытаются отстаивать

в историческом процессе и для защиты которых создают общественные

объединения. Общественными объединениями называются добровольные,

самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для

достижения какой-либо цели, общей для всех их членов. К ним относятся

политические партии, профсоюзные организации, общественные движения.

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности,

которых ученые называют историческими деятелями, Прежде всего таковыми

традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и

т. д.). Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его

самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства.

Поэтому в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в

исторический процесс они также могут быть отнесены к историческим

личностям.

. Таким образом, исторический процесс складывается из поступков как

отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из

действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

2.

Политическая партия – это специализированная, организационно

упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных

целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаками партии являются:

1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;

2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; 3)

фиксированное членство; 4) разветвленная сеть первичных местных

организаций.

История политических партий в современном понимании этого слова

начинается с XVIII–XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной

демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к

участию в управлении государством. Первоначально политические партии

формировались в результате объединения парламентских фракций с комитетами

по поддержке кандидатов на местах. Сейчас наряду с этим «парламентским»

путем создания партий существует еще несколько. Партии возникают в

результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных,

промышленных обществ, клубов). Довольно часто партии создаются популярными

и влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особой

разновидностью политических партий стали массовые партии, формирующиеся

«снизу», в результате оформления стихийных социальных движений.

Среди функций политических партий выделяют:

1) политическую – овладение государственной властью с целью осуществления

своей программы;

2) социального представительства – каждая партия либо выра

жает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо

пытается создать себе прочную опору в обществе;

3) социальной интеграции – примирение интересов различных социальных

групп, достижение консенсуса в обществе;

4) политического рекрутирова-ния – подготовка и выдвижение кадров для

различных политических институтов;

5) идеологическую – разработка партийной идеологии и программ;

6) электоральную – организация и участие в избирательных кампаниях;

7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание.

Таким образом, партия – один из важнейших институтов гражданского

общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с

различными критериями:

1) в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности

партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой

немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических

деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного

членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная

структура таких партий крайне проста, их центр – в парламентских фракциях.

Массовые же партии имеют сложную организационную струк-

туру, многочисленны, основным источником их финансирования являются

членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов,

не совпадающих с парламентскими фракциями;

2) в зависимости от степени участия в осуществлении политической власти

партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными

(деятельность которых разрешена государством и которые официально

зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие

подпольно);

3) по устойчивости существования политические партии подразделяются на

стабильные и неустойчивые;

4) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со

свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми

(с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и

сложным механизмом приема);

5) по характеру целей и отношению к существующему общественно-

политическому строю партии делятся пореволюционные (выступают за коренное и

насильственное преобразование существующего общественного строя),

реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках),

консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие

преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без

особых потрясений) и реакционные (вы

ступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

6) по месту в политическом спектре общества партии можно условно

подразделить на левые (коммунистические, социалистические, социал-

демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся,

социализацию производства, создание основ социалистического общества),

правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности,

основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские

(пытаются примирить крайние интересы в политике).

Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется

партийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, как

правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо

функционируют под жестким контролем правящей.

Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под

которой понимается существование и легальная деятельность в государстве

двух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могут

принимать участие всего две партии (Республиканская и Демократическая

партии в США или Консервативная и Лейбористская партии в Великобритании).

Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исключает свободного

функционирования и участия в политической жизни других партий (например,

коммунистических).

В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие и

многопартийность (ст. 13), Все общественные объединения равноправны. В

настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но

говорить о стабильности партийной системы пока на приходится. У многих

партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети

первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны,

интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной

мере.

Билет № 14

1. Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.

2. Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в

современной России.

1.

Слово «политика» произошло от греческого слова politike, что означает в

переводе на русский язык « государственные дела», « искусство управления

государством».

Политика существовала не всегда. Среди причин ее возникнове ния –

поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов,

нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости

управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от

народа органов власти. Появление политической и государственной власти и

есть

важнейшая предпосылка политики.

Наука предлагает различные on ределения понятия «политика»:

1. Политика – это отношения между государствами, классами, социальными

группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания

политической власти в обществе, а также отношения между государствами на

международной арене.

2. Политика – это деятельность государственных органов, политических

партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными

группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их

усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика – сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства,

связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической

власти.

Под функциями политики понимают совокупность процессов, выражающих ее

назначение в обществе. Среди функций политики выделяют: а) выражение

значимых интересов всех групп и слоев общества; б) интеграцию различных

социальных слоев, поддержание целостности общества; в) обеспечение

дальнейшего развития общества; г) управление и руководство общественными

процессами, разрешение конфликтов и противоречий; д) политическую

социализацию личности (т. е. процесс освоения индивидом социально-

политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельно-

сти, в результате которого он принимает на себя определенную политическую

роль).

По масштабам проведения различают локальную, региональную,

общенациональную и международную политику, а по срокам осуществления –

текущую, долговременную и перспективную.

Субъекты политики – это индивиды, социальные группы, слои, организации,

прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти

или влияния на нее. Субъектами политики могут быть: а) социальные общности

(классы, нации и др.);

б) различные организации и объединения (государства, партии, движения,

церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы,

занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно

участвующие в принятии властных решений); г) отдельные личности (в том

числе и политические лидеры). Степень и границы политической деятельности

субъектов политики зависят от существующей в стране политической системы,

которая определяет пределы и нормы политической активности; от социальной

структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов,

кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений);

от общественного положения того или иного слоя, личности, социального

института; от субъективных факторов (личных качеств человека, численности и

системы ценностей политических движений и партий и т. д.) и ряда других

обстоятельств (например, от политической ситуации в стране).

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни,

на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика

регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.