реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

структу ре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается

противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам.

К высшей страте (или элите) сегодня могут быть отнесены представители

нарождающейся буржуазии, государственного аппарата, а также интеллектуалы,

занятые в сфере финансового бизнеса (они составляют около 3–5% населения).

Создание так называемого среднего класса в России сегодня только

начинается (предполагается, что к нему в основном будут принадлежать

представители класса предпринимателей, а также рабочие, занятые

высококвалифицированным трудом, и работники умственного труда). В настоящий

момент по данным социологических исследований число людей, принадлежащих к

данному стратификационному уровню, колеблется от 10 до 15%. Наконец, низшая

стра-та в современной России – это рабочие различных профессий, занятые

трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие

(приблизительно 80% населения). Следует отметить тот факт, что процесс

социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный

характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в

обществе.

Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры

современного российского общества:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных,

углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе

индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства

(так называемая утечка мозгов);

3) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и

высококвалифицированными рабочими.

Билет № 7

1. Научное познание. Значение научной теории.

2. Национальные отношения в современном мире. Проблемы / межнациональных

отношений в нашей стране.

1.

Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание

отличается от обыденного:

а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых

предметов и явлений;

б) особым (научным) языком, используемым для их описания;

в) специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

г) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только

сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание

предметов и явлений, а основной формой получаемого знания – эмпирический

(научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых

явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных

теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирйческо-

го познания, являются методы на блюдения, эмпирического описа ния и

эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных

предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних

свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие

формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление.

Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого

полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других

знаковых формах.

Особое место среди вышеперечисленных методов занимает экс перимент.

Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который

осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при

необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания

(ученым). Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при

котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно

соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении

мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами

познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании

данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим

методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим

звеном между двумя уровнями науч

ного познания – теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания,

можно выделить метод гипотезы, а также формула рования научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых

предположений, с помощью которых рассчитывают объясни! ь те эмпирические

факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Целью проверки

гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих

явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с

ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие

собой предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке,

но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить

предположение о существовании еще не открытых элементов перио дической

таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной

теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего

мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо

описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает

определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем

явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение.

2.

Этносы – большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры,

языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.

Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны.

Прежде всего это племена, народности и нации.

Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими

на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-

психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в

котором существует не менее двух тысяч различных этносов

Харакгер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции,

к дифферен циации и к интеграции.

Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального

своеобразия, языка, культуры Эти стремления реали зуются в процессе их

дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное

самоопределение и создание само стоятельного национального государства.

С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира

невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена

культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных

контактов Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью

решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с

успехами научно-технической революции.

Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие

национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает

исчезновения различий между ними.

Межнациональные отноше ния – материя особенно тонкая. Нарушение или

ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают

чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

В современном мире, в том числе и в России, существуют межна циональные

конфликты, вызванные различными причинами:

1) территориальными спорами;

2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;

3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении

малых наций и народов;

4) попытками национальных политических элит использовать национальные

чувства в целях собственной популярности;

5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к

созданию собственной государственности .

Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении

межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной

целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и

связанного с ним насилия.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюде-

ние гуманистических принципов политики в области националь ных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;

2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Билет № 8

1. Роль искусства в познании мира.

2. Социальный статус личности, социальные роли личности.

1.

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и

человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей

действительности в художественных образах. Посредством создания

произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной

деятельности людей, как художественное познание.

Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и

другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических

условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том,

что:

– во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства – жизнь

людей – чрез

вычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии

в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем

не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально

существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в

искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит

процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков

познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие

общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное

влияние на общественное сознание;

– во-вторых, для художественного познания характерны специфические

способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при

помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе

таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в

скульптуре – объемно-пространственные формы;

– в-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства

играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел,

допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в

процессе научного познания.

В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные

стороны жизни людей, искусство исследует человека в це-

лом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой

познания окружающей действительности.

2.

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет

определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной

группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и

обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные,

достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения,

социальное происхождение и т. п., ко второй – профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая

представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются

престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной

значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном

мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот,

занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов.

Общество, в

котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может

нормально функционировать.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее

поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить

большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия,

которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека,

ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной

ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец

поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном

обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально

(например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей,

которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта

личности (в тбм случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг

другу).

Однако несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем

статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в

обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и

определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается

тенденция к

унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью,

не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных

статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы,

максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое

предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним

возможность выбора путей его исполнения.

Билет № 9

I* Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход к

социальным явлениям.

2. Политическая система общества, ее структура.

1.

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием

которого является отражение объективной реальности в его сознании, а

результатом – получение нового знания об окружающем мире. В процессе

познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект

познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают

познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком – все

общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый

предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех границах, в

которых с ним взаимодействуют

отдельные люди и общество в целом.

Главной особенностью социального познания как одного из видов

познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта

познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое

совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на

сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание

всегда будет связано с интересами индивидов-субъектов познания, и этим

обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных

выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных

явлений.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов.

Различают три вида таких фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных

групп; \

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от

мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он

принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление

истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объ-

екта познания. Однако установить истину в процессе социального познания

нелегко, потому что:

1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей

структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние

как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление

социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы

носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и

явления никогда полностью не повторяются.

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического

исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального

явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее

распространенным методом социального исследования является научная

абстракция.

Главным источником получения знаний об обществе является социальная

действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется

достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об

установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть

законы общественного развития можно только при использовании конкретно-

исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного

подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин,

результатом которых она явилась;

2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг

с другом;

3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как

социальных групп, так и отдельных личностей).

Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются

некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии

исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются

общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных

процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и

составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге

являются целью социального познания.

2.

Под политической системой общества понимают совокупность различных

политических институтов, социально-политических общ-ностей, форм

взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется

политическая власть.

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4)согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической

жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение

попыток их нарушения.

Основанием классификации по литических систем выступает, как правило,

политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и

общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены

на тоталитарные, авторитарные и демократические,

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической

системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2)

коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологическую .

К институциональной подсис теме относятся политические организации

(институты), среди которых особое место занимает государство. Из

негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества

играют политические партии и обществен

но-политические движения. Все политические институты можно условно

разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации,

непосредственной целью существования которых является осуществление власти

или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-

политические движения). Ко второй группе – несобственно политических –

относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической,

социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и

кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой

самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. На их

цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные

организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая

свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей

деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и

функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо

слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок

они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других

собственно политических институтов. Сами же они не являются активными

субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической системы обще-

ства – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся

между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их

участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных

связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в

них людей и политические институты побуждают их собственные политические

интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные)

политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия

между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также

внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.