реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

любой деятельности является ее субъект, т. е. осущест

вляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения

необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими

субъектами, общаться с ними.

Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами

деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и

социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.

Выделяют несколько видов обще ния\

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например,

человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему

качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним

подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога

или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни

ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое

общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность

и общение – противоположные понятия, поскольку общение есть только условие

деятельности, но

никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его

взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется

процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи

некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения,

передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов

(того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от

процесса общения, отсутствует.

2.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного

ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка не только дают

положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике,

такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей

рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце

XIX – начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли

монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929– 1933 гг.

в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение

объемов производства и массовая безработица.

Кризис 1929–1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие

положения эконо

мической теории. В частности, до середины 30-х годов XX в. среди них

господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего

лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком

высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать

людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является

безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту

проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.

этого не произошло.

В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая

теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с

которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть

решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться

государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму

отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.

Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую

мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных

странах.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными

участниками рыночных отношений. Они используют различные методы

регулирования экономической жизни.

1. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные

упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди

этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с

помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-

монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию,

ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран

принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса,

поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

2. Финансово-экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер

налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит

его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении

своей денежной политики. Под де нежной политикой понимают политику

государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную

ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк

страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк

либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями

кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные

пошлины. Пошли

на – это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей.

Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и

потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны,

сдерживает импорт, а с другой – защищает соответствующие отечественные

отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных

производителей автомобилей).

3. Экономическое программиро вание

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития

экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где

подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов

сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на

практике обычно оказывают определенное влияние на частных

товаропроизводителей.

Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в

экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на

ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.).

Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно

быть тотальным – экономику нельзя держать в полном подчинении у

государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования

экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно

экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

Билет .№ 5

1. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

2. Человек в системе рыночных отношений.

1.

Под социальными нормами

обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны

поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды

социальных норм:

1) нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления

людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и

несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением

людей либо силой общественного мнения;

2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся

правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного

повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в

текстах священных книг либо установленные религиозными организациями

(церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под

угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

4) политические нормы – нормы, устанавливаемые различными политическими

организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены

данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними

убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть

исключенными из них;

5) правовые нормы – формально определенные правила поведения,

установленные либо санкционированные государством, реализация которых

обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей

применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было

указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними

убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и

социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под

социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной

группы на поведение индивида в общественно-значимой ситуации. По своему

содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными

(наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует

установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение.

В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. От-

кланяющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не

соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда

подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к

положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся

поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред

обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются

преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания,

которое развивается в результате систематического употребления человеком

спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное виновное деяние,

предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность

преступлений в социологии имеет особое название – де-линквентное поведение.

2.

Экономические отношения, в которые на протяжении жизни вступает человек,

многообразны. Место человека в экономических отношениях в первую очередь

характеризуют:

1) его положение в отношениях собственности;

2) его роль в процессе труда (производства);

3) его участие в бизнесе и предпринимательстве;

4) его положение в отношениях распределения и потребления

произведенного в обществе продукта.

Вступая в отношения собствен ности, человек реализует права владения

(возможность иметь у себя то или иное имущество), распоряжения (возможность

изменять назначение и принадлежность имущества), пользования (возможность

использовать полезные свойства имущества). Объем этих прав зависит от формы

собственности: общей, частной или смешанной.

Следует подчеркнуть, что влияние формы собственности на экономическое

поведение человека не является однозначным. На пример, частная

собственность, с одной стороны, разъединяет лю дей и отчуждает их от труда,

но, с другой – является необходимым условием их хозяйственной само

стоятельности и независимости Общая (или общественная) собст венность, в

определенной степени способствуя преодолению резкого имущественного и

социального не равенства, по мнению экономистов, не создает достаточных

стимулов к труду и не может обеспе чить устойчивый экономический рост.

Право собственности признает ся одним из естественных и неотчуждаемых

прав человека.

Важнейшая экономическая роль человека – его участие в процессе труда.

Объективными характеристиками трудовой деятельности че ловека являются

производительность, эффективность и место в системе общественного

разделения труда.

Ее оценка определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, к ней

предъявляемым:

требованиями профессионализма, квалификации, трудовой, технологической и

договорной дисциплины, а также исполнительности и инициативности.

В современных условиях сильнейшее влияние на характер труда оказывает

научно-техническая и технологическая революция.

Предпринимательская деятельность в современных условиях становится одной

из важных форм участия человека в экономических отношениях.

Предпринимательством считается осуществляемая по собственной инициативе, на

свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение

прибыли деятельность людей.

Она предъявляет к человеку особые требования: изобретательность, глубокие

знания, инициативность, сила воли, готовность к риску, твердость, умение

самостоятельно принимать ответственные решения, верность слову.

Несоответствие этим требованиям превращает деятельность, внешне похожую на

предпринимательскую, в ее противоположность – обман и жульничество.

Наконец, человек является участником отношений распределения и

потребления.

Известны различные формы распределения произведенного в обществе

продукта: заработная плата, банковский процент, земельная рента, дивиденд

по купленным акциям и др. Неравенство доходов зависит от положения

человека в отношениях собственности, уровня его образования,

квалификации, профессиональной подготовки и других факторов. Неизбежный в

условиях рыночной экономики разрыв в уровнях доходов отдельных людей и

групп населения в современных условиях призвано компенсировать государство

(социальные программы, пособия).

Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает

необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и

духовные потребности.

-

Билет № 6

1. Познание, истина и ее критерии.

2. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры

российского общества.

1.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным

содержанием которой является отражение объективной реальности в его

сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское,

художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной

деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно

взаимосвязаны.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъ-

ект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания

обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в

широком – все общество. Объектом познания соответственно являются либо

познаваемый предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех

границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в

целом.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая

называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitiu –

«воспринимаемый чувствами»), человек получает информацию о предметах и

явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами

чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств

предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы

чувств;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется

целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств

предметы и их свойства;

в) представление – такая форма познания, при которой чувственное

отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании,

что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он

отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Второй ступенью познавательной деятельности является рацио

нальное познание (от лат. ratio – «разум»). На этом этапе, опираясь на

данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с

окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и

предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и

умозаключения,

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и

существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение – есть форма мысли, в которой устанавливается связь между

отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-

либо.

Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже

имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т.

е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в

отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты

рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким

образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем

сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный

образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.

Сущностью процесса познания является получение как можно более

объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные

философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира

и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные

знания невозможно, эмпирики – что это можно сделать только при помощи

ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только

разум.

В истории философии существовали различные определения понятия «истина».

Наиболее часто употребляемым является следующее: истина – это соответствие

полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины

является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная

сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не

зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная

сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда

субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит

взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное

участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной

истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о

каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное

практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с

относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное,

ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает

человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является

практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины

соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение,

эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в

частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда

нет возможности опереться на практику (например, выявление логических

противоречий в математических рассуждениях).

2.

Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и

иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность

институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое

происхождение от латинского слова stratum – «слой», «пласт». Страты

представляют собой большие группы людей, отличающиеся по своему положению в

социальной структуре общества.

Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры

общества является естествен-

ное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно служит

критерием неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в

обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком

собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный

престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П.

Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и

привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что

социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее

можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности,

религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного

функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции,

которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

В современном обществе можно выделить три стратификаци онных уровня:

высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень

является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Внутри

каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность

различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:

1) профессиональные администраторы;

2) технические специалисты;

3) предприниматели;

4) интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда;

5) квалифицированные рабочие;

6) неквалифицированные рабочие и др.

Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность

переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой

социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо

уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется

социальной мобильностью. В первом случае говорят о вертикальной

мобильности, во втором – о горизонтальной. Высокий показатель вертикальной

социальной мобильности при иных равных условиях считают важным

свидетельством демокрагичности общества.

Качественные изменения, происходящие сегодня в экономике современного

российского общест ва, повлекли за собой серьезные сдвиги в его социальной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.