![]() |
|
|
Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществЕсли стоимости имущества хозяйственного общества, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, такое общество ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». В случае выявления указанных обстоятельств ликвидационная комиссия обязаны обратится в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в отношении такого общества. В случае выявления указанных обстоятельств ликвидационная комиссия обязаны обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в отношении такого общества. В случае выявления указанных обстоятельств после принятия решения о ликвидации, но до создания ликвидационной комиссии, заявление о возбуждении дела о банкротстве подеется участниками общества. В ч. 5 ст.7 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» установлен месячный срок для подачи ликвидационной комиссией или участниками общества заявления о возбуждении дела о банкротстве. По результатам рассмотрения дела хозяйственный суд признает общество банкротом, открывает ликвидационную процедуру и назначает ликвидатора. Обязанности ликвидатора могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии, сформированной уполномоченным органом до возбуждения дела о банкротстве. Кредиторы имеют право заявить свои претензии к должнику в течение месяца со дня публикации объявления о признании общества – должника, которое ликвидируется банкротом. Порядок распределения между участниками имущества общества, оставшегося после расчетов с кредиторами, определяется ст. 21 Закона «О хозяйственных обществах» и учредительными документами общества. В статье 21 Закона «О хозяйственных обществах» упоминается о распределении между участниками денежных средств общества. Данная норма подлежит расширительному толкованию. Она определяет порядок распределения между участниками не только денежных средств, но и любого иного имущества общества, оставшегося после расчетов со всеми кредиторами. Законом не предусмотрена обязательная продажа имущества общества в процессе ликвидационной процедуры. Поэтому после проведения расчетов со всеми кредиторами у общества могут оставаться не только денежные средства, но и иное имущество – движимое и недвижимое имущество в материальной форме (вещи), ценные бумаги, права интеллектуальной собственности и другое имущество. Такой вывод подтверждается содержанием ч. 6 ст. 36 Закона «О предприятиях в Украине», где говорится об имуществе, оставшемся после удовлетворения претензий кредиторов и членов трудового коллектива к ликвидируемому предприятию – это имущество используется по усмотрению собственника (в данном случае – по усмотрению участников общества). Участники в учредительных документах могут предусмотреть необходимость продажи всего имущества при проведении ликвидации с последующим распределением между ними полученных от продажи денежных средств. Такой порядок целесообразно закрепить: . в отношении акционерных обществ или обществ со значительным числом участников; . если имущество общества составляют неделимые вещи либо вещи, стоимость которых существенно уменьшается при разделе (например, целостностный имущественный комплекс – цех, завод и пр.) Имущество, переданное обществом участниками в пользование, не учитывается при распределении – оно возвращается собственнику в натуральной форме без вознаграждения. Стоимость имущественных прав (прав пользования данным имуществом) должна учитываться при распределении размера участника в имуществе, подлежащим разделу. Участники общества не относятся к числу его кредиторов, а потому распределение между ними имущества общества производится за рамками ликвидационной процедуры. Участники не имеют права требовать от общества возврата своих вкладов в том объёме, в каком они были внесены. Между участниками распределяется лишь то имущество, которое осталось у общества. Участники сами определяют условия распределения между ними имущества общества, оставшегося после расчётов с кредиторами. По общему правилу, имущество распределяется пропорционально размерам долей участников в уставном фонде (капитале) общества. Участники могут определить его порядок раздела имущества в учредительных документах. Владельцы привилегированных акций в акционерном обществе и вкладчики в коммандитном обществе при распределении имущества между участниками имеют право на первоочередное получение причитающейся им доли32. Законом установлен 6-ти месячный срок с момента опубликования объявления о ликвидации, в течении которого имущество хозяйственного общества, оставшееся после расчётов со всеми кредиторами, должно быть распределено между участниками. По истечении 6-ти месячного срока участники приобретают право требовать у общества возврата им оставшегося имущества в судебном порядке. Это право сохраняется до исключения общества из Единного государственного реестра предприятий и организаций Украины. Обязанность по распределению имущества хозяйственного общества, оставшегося после расчетов со всеми кредиторами, возлагается на ликвидационную комиссию. Участник общества может в судебном порядке оспаривать действия ликвидационной комиссии, связанные с распределением имущества между участниками или требовать выдачи причитающийся ему доли имущества. Ответчиком по подобным искам является не ликвидационная комиссия, а само общество (ликвидационная комиссия действует в качестве специального органа общества). Ликвидация считается завершенной, а общество прекратившим свою деятельность с момента внесения записи об этом в государственный реестр. Отмена государственной регистрации хозяйственного общества и исключение его из Реестра предпринимательской деятельности осуществляется после предоставления в орган государственной регистрации 32ч. Ст. 4 Закона «О ценных бумагах и фондовой бирже», ч. 3 ст. 83 Закона «О хозяйственных обществах». следующих документов: . решение о ликвидации следующих документов; . решение о ликвидации; . акта ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом; . справки аудитора (в случае обязательности проверки им ликвидационного баланса); . справки учреждений банков о закрытии счетов; . справки органов государственной налоговой службы о снятии с учета; . подтверждение опубликования объявления о ликвидации хозяйственного общества; . справки из архива о принятии документов, подлежащих долгосрочному хранению; . справки органов внутренних дел о принятии печатей и штампов; . оригиналов учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации. Инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями дополнительно посылаются сообщения государственной комиссии по ценным бумагам о фондовом рынке, об отмене регистрации выпуска инвестиционных сертификатов инвестиционных фондов и инвестиционных компаний. Отмена государственной регистрации лишают общество статуса юридического лица и является основанием для исключения его из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины. Хозяйственное общество считается ликвидированным с момента и исключения из государственного реестра. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В настоящей работе рассмотрены основные аспекты правового регулирования предпринимательской деятельности хозяйственных обществ, одной из самых распространенных организационно – правовых форм предпринимательской деятельности в Украине. В работе предоставлен анализ основополагающей нормативно – правовой базы, регулирующий основы предпринимательства в целом и предпринимательской деятельности хозяйственных обществ, в частности: Рассмотрены подробно правила создания, регистрации хозяйственных обществ, материальные основы деятельности обществ, правовой статус их филиалов и представительств, а также дочерних предприятий. При анализе различных отличительных особенностей разных видов хозяйственных обществ, особое внимание было уделено таким видам хозяйственных обществ, как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Большая часть дипломной работы посвящена исследованию правовых аспектов финансово – хозяйственной деятельности хозяйственных обществ (взаимоотношениям с другими субъектами хозяйствования, с финансово – кредитными учреждениями, контролирующими органами). Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что: а) правовую основу, регулирующую деятельность хозяйственных обществ, составляет вся совокупность нормативно – правовых актов (законов, Указов президента, постановлений Кабинета Министров Украины, актов центральных и местных органов государственной власти), которые базируясь на Конституции Украины, устанавливают принципы, стандарты, нормативы и правила поведения всех субъектов предпринимательской деятельности. Данная нормативная совокупность достаточно обширна, зачастую нестабильна и противоречива; б) еще один немаловажный вопрос, затронутый в этой работе – перспективы дальнейшего усовершенствования законодательства в этой области. Переход к рыночной экономике потребовал изменения сложившейся ранее концепции хозяйственного права. Современное хозяйственное право становится правом предпринимательской деятельности. Следует отметить, что в отличие от России, где в основном уже разработаны научные основы предпринимательского права, в Украине эта отрасль науки значительно отстает. Издающиеся в последнее время монографии, книги, учебники, методические пособия представляют из себя либо сборники нормативных актов (например, комментарий Закона Украины «О хозяйственных обществах» под авторством Е.Р. Кибенко – доцента кафедры правовых основ предпринимательского и финансового права Национальной юридической академии Украины). Многие хозяйственные отношения не урегулированы законами, Указами президента и постановлениями правительства Украины, поэтому часть хозяйственных отношений регулируется приказами и инструкциями министерств, ведомств Украины, например, в сфере правового регулирования ценообразования, налогообложения, ведения бухгалтерского учета. Следует отметить, что многие положения правовых актов противоречивы, бессистемны и непоследовательны, что затрудняет их понимание и самое главное реализацию (применение). Выход из сложившийся ситуации может быть один - кодификация хозяйственного законодательства и принятие хозяйственного (предпринимательского ) кодекса, ибо успешное развитие предпринимательства и экономики в целом возможно лишь при стабильном законодательстве, позволяющем реализовать гражданам свое конституционное право на свободную предпринимательскую деятельность. Список использованных источников Научная литература: 1. Винник О.П. Характерные черты хозяйственных организаций, - «Предпринимательство, хозяйство, право» № 2 , 1998, с.7 2. Горфинкель В.Я. Предпринимательство. Учебник М.: Изд-во Юнити, 1999 3. Дойников И.В. Предпринимательское право: Учебное пособие Москва.,1999 4. Жилинский С.Е. Предпринимательское право: Учебник для вузов - Москва, 2000 5. Кибенко Е.Р. Научно – практический комментарий Закона «О хозяйственных обществах» - Х.: Эспада, 2000 6. Костюк Д.В. «Что и как проверяет налоговый инпектор».- Харьков, изд-во «Фактор»,2000 7. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право.- изд-во «Бек», Москва., 1994 8. Пелих А.С. Основы предпринимательства – изд-во «Гардарина», Москва,1996 9. Саниахметова Н.А. Юридический справочник предпринимателя изд-во «Одиссей», Х., 1999 10. Селезнев В.В. Основы рыночной экономики – изд-во «АСК», Киев., 2000 11. Харитонов Е.О. Гражданское и семейное право Украины, - изд-во «Одиссей», Харьков, 2000 12. Яновская Н.А. Уставный фонд: формирование, изменение, ликвидация, изд- во «Фактор», Харьков, 1998 13. Бюллетень. Право и практика, изд-во «Бест и Ко», Киев, 1995 Нормативные акты 1. Конституция Украины / Ведомости Верховной Рады Украины № 30 , 1996 2. Хозяйственный процессуальный кодекс / Баланс, № 32, 2001, с.16 3. Гражданский кодекс Украины / Кодексы Украины, №1, 1999г. 4. Кодекс административных нарушениях Украины/ Кодексы Украины, № 5, 1999 г. 5. Закон Украины «О предпринимательстве» от 7.02.1991г./ Сборник законодательства Украины, свод законов Украины (серия 3) № 1, 2000, с.10 6. Закон Украины «О предприятиях» от 27.03 .1991г./ Сборник законов Украины (серия 3) № 2, 2000, с.17 7. Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18.06.1991г./ Ведомости Верховной Рады Украины, № 38,1991, ст.509 8. Закон Украины «О товарной бирже» от 10.12.1991 г./ Сборник законодательства Украины, свод законов Украины (серия 3) № 4, 2000, с.50 9. Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991 г./ Сборник законодательства Украины (серия 3) № 4 , 2000, с.39 10. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г./ Свод законов Украины (серия 3) № 2, 2000, с.18 11. Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции» от 18.02.1992 г./ Сборник законодательства Украины, свод законов Украины (серия 3) № 5, 2000, с.64 12. Закон «О лицензировании определённых видов хозяйственной деятельности» от 1.06.2000 г. / Ведомости Верховной Рады Украины, № 131-132, 2000, ст.10 13. Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.1996г./ Ведомости Верховной Рады Украины, № 86,1996, ст.451 14. Закон Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности» от 16.07.1999г./ Ведомости Верховной Рады Украины, № 40,1999, ст.365 15. Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 20.03.1991 г. / Свод законов Украины (серия 3) № 2, 2000, с.15 16. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 23.12.1997 г./ Ведомости Верховной Рады Украины, № 16,1998, ст.3 17. Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30.05.1999г./ Ведомости Верховной Рады №42- 43 , ст. 378, 1999 г. 18. Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 3.04.1997г./ Ведомости Верховной Рады Украины, № 21,1997, ст.156 19. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.1997г./ Ведомости Верховной Рады Украины, № 30,1997, ст.81 20. Указ Президента Украины от 23.07.1998 г. №817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности», Бизнес, (Бухгалтерия(, №14, 2000 г.,149 21. Указ Президента Украины от 3.07.1998 г. №727 «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности субъектов малого предпринимательства», Официальный вестник Украины, №26, 1999 г., ст. 1230 22. Постановление Кабинета Министров Украины от 28.02.1998г. № 419 «Об утверждении порядка представления финансовой отчётности», ОВУ, 2000, №9,с.344 23. Постановление Кабинета Министров Украины от 25.05.1998г. № 740 « Об утверждении Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», ОВУ, 1998,№ 21,с.767 24. Постановление Кабинета Министров Украины от 3.07.1998г. № 1020 «Об утверждении положения о порядке лицензирования предпринимательской деятельности», ОВУ, 1998, №27, с.1004 25. Положение о приобретении, реализации и аннулирования акционерным обществом собственных акций: утверждено решением Государственной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 19.04.2000, №42, ОВУ, 2000, №20, ст. 841 26. Положение о порядке ознакомления акционеров с информацией в открытом акционерным обществе: Рекомендовано распоряжением фонда государственного имущества Украины от 5.05.1996, №71-р, /Бюллетень о приватизации, 1996, №11 27. Положение о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ: утверждено решением Государственной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 30.12.1998, №22/ ОВУ,1999, №10, ст.398 28. Положение о порядке регистрации выпуска акций закрытыми акционерными обществами: утверждено решением Государственной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12.02.1998, №41- Бизнес; Бухгалтерия,1999, №14, ст.62 29. Положение о предоставлении регулярной информации открытыми акционерными обществами и предприятиями – эмитентами облигаций: утверждено решением Государственной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 17.01.2000, №3/ ОВУ,2000, №36, ст.235 30. Инструкция о порядке учета плательщиков налога: утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 17.11. 1998г., №552/ ОВУ, 1998, № 50, ст.1856 31. Инструкция об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте: Утверждена постановлением Правления Национального банка Украины от 18.12.1998 г., № 527/ОВУ , 1999, 31 ,ст.23 32. «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины «О предпринимательстве». Разъяснение президиума Высшего Арбитражного Суда Украины от 6.08.1997г., № 02-5/276,- Вестник арбитражного Суда Украины, 1998,№1, с 72 33. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий». Разъяснение президиума Высшего Арбитражного суда Украины от 12.06.1996г. № 02- 5/334, - Бюллетень законодательства и юридической практики Украины, 1998, №3, ст. 33 34. « О порядке применения ст.41 и ст. 43 Закона Украины «О хозяйственных обществах»: Разъяснения Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 10.11.1999г., 324» - Бюллетень «О приватизации», 2000, №3, ст.21 Перечень условных сокращений, символов, терминов ОВУ - Официальный вестник Украины ВВР - Ведомости Верховной Рады Украины АКУ – Антимонопольный комитет Украины ГК – Гражданский кодекс КоАП – Кодекс об административных правонарушениях УК – уголовный кодекс МВЭСторг – Министерство Внешенеэкономических связей и торговли Субъект предпринимательства – юридические лица какой–либо организационно- правовой формы и физические лица, не ограниченные в правоспособности и дееспособности, зарегистрированные как субъекты предпринимательской деятельности в установленном законом порядке. ст. – статья г. - год и.т.д.- и так далее в т.ч. – в том числе тыс. грн.- тысяч гривень ч. - часть Приложение 1 Таблица 1. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм хозяйственных обществ |Характеристик|АО |ООО |ОДО |ПО |КО | |а | | | | | | |Начальный |уставный |уставный |уставный |капитал с |капитал с | |капитал |фонд, |фонд |фонд |выделением |выделением | | |разделенный|разделенный|разделенный|долей, |долей, | | |на доли |на доли, |на доли, |размер |размер | | |равной |размер |размер |которых |которых | | |номинальной|которых |которых |может |может | | |стоимости |может быть |может быть |быть любым |быть любым | | |(акции) |любым |любым | | | |Учредительные|учредительн|учредительн|учредительн|учредительн|учредительны| |документы |ый договор |ый договор |ый договор |ый договор |й договор и | | |и устав |и устав |и устав |и устав |устав | |Ответственнос|ограниченна|ограниченна|дополнитель|полная: |имеются две| |ть участников|я: в |я: в |ная: |участники |категории | | |пределах |пределах |участники |отвечают по|участников: | | |суммы, |вклада |несут |долгам |участники с| | |уплаченной |в уставный |дополнитель|общества | | | |за акции |фонд |ную |всем своим |полной | | | | |ответственн|имуществом,|ответственно| | | | |ость |на |стью и | | | | |принадлежащ|которое |вкладчики | | | | |им |может |(несут | | | | |им |быть |ответственно| Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |