реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ

работниками), наличие условий, способствующих созданию

корпоративной демократии;

. требование возложения предпринимателями на себя

ответственности за благосостояние всего общества;

. требование активной роли предпринимателя в защите

окружающей среды.

1.2. Условия соответствующей регистрации в осуществлении

предпринимательской деятельности

Условия соответствующей регистрации в осуществления

предпринимательства – это установленные государством и закрепленные

в законодательстве необходимые требования прохождения определенной

процедуры, а именно государственной регистрации субъектов

предпринимательства, лицензирования и патентовании некоторых

видов предпринимательской деятельности, подтверждающее признание

государством законности их вхождения в сферу предпринимательства.

В ст. 8 Закона Украины «О предпринимательстве» в качестве

необходимого условия осуществления предпринимательской

деятельности названа государственная регистрация

предпринимательства. В соответствии с п.4 ст.5 Закона «О

предприятиях в Украине» предприятие считается созданным и

приобретает статус юридического лица со дня его

государственной регистрации.

Детально процедура регистрации регламентируется Положением о

государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности,

утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от

25.05.98.г. № 740. Это положение определяет порядок государственной

регистрации и перерегистрации субъектов предпринимательской

деятельности независимо от их организационно- правовых форм деятельности

и форм собственности, за исключением отдельных субъектов

предпринимательской деятельности, для которых законами

Украины установлены специальные правила государственной

регистрации, а также порядок отмены государственной

регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, законодательством Украины предусмотрена единая

система государственной регистрации субъектов предпринимательской

деятельности все субъекты подлежат государственной регистрации

в соответствующих органах в одинаковом порядке. Исключение составляют

лишь отдельные субъекты предпринимательства (например, банки)

специфика деятельности которых требует специального порядка

легитимации.4

В соответствии с ст. 4 Закона Украины « О предпринимательстве»,

отдельные виды предпринимательской деятельности подлежат

лицензированию. Это означает необходимость получения лицензии –

документа, удостоверяющего право субъекта предпринимательской деятельности

заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, в

отношении которых действующим законодательством

4Закон Украины от 20.03.1999г. «О банках и банковской деятельности»

свод Законов Украины (серия 3) 2000 № 2,ст.15

предусмотрены специальные требования к их осуществлению. Как правило,

лицензия является документом, который не только разрешает

осуществлять указанный в нем вид деятельности, но и определяет условия

его осуществления.

1.3. Субъекты предпринимательской деятельности

В предыдущем разделе дана общая

характеристика, понятие предпринимательской деятельности.

Кто же может быть субъектом предпринимательской

деятельности?

Законодательство не дает обобщенного понятия (Субъект

предпринимательской деятельности(, а при определении субъектов за

основу берется понятие (предприниматель(. Применительно к

специфике действующего законодательства, понятие предприниматель

определяется, прежде всего, исходя из анализа статьи 2 Закона Украины

«О предпринимательстве», где приведен перечень субъектов

предпринимательской деятельности. Однако самого определения субъекта

предпринимательской деятельности этот закон не содержит.

Исходя из общих начал и смысла права, определения предпринимательской

деятельности, изложенного в статье 1 вышеприведенного Закона, следует

понимать, что субъект предпринимательской деятельности – это лицо,

носитель прав и обязанностей, при осуществлении самостоятельной,

инициативной, систематической, на собственный риск деятельности

по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и

занятию торговлей с цель получения прибыли.

Довольно типичным является высказывание следующего характера:

«Понятие субъекта предпринимательской деятельности определяется тем,

что предпринимательская деятельность в Украине, реализуясь в

гражданских правоотношениях, регулируется нормами гражданского права.

Отсюда, субъект предпринимательской деятельности является одновременно

субъектом гражданского права». Это утверждение неоправданно

сужает правовое поле деятельности субъекта предпринимательской

деятельности, который, во-первых, как уже было сказано ранее,

одновременно является субъектом предпринимательского права. Во - вторых,

субъект предпринимательской деятельности на практике вступает, помимо

гражданских в трудовые административные и иные правоотношения, что

привносит в последние свою специфику.

В современном хозяйственном обороте, существуют гражданские

правоотношения трех видов:

1- й вид - это гражданские правоотношения без

участия субъекта предпринимательской деятельности.

2-й вид - это гражданские правоотношения (например,

двустороннего характера) с участием в качестве одной из сторон

субъекта (нескольких субъектов) предпринимательской деятельности.

3-й вид - это гражданские правоотношения с участием

только субъектов предпринимательской деятельности.

Каждый из вышеперечисленных видов гражданских

правоотношений, безусловно, имеет свою специфику. Например, лицо,

субъект предпринимательской деятельности, при осуществлении

реализации товаров, работ (услуг) гражданину (2 –й вид

гражданских правоотношений), не вправе сделать это на

основании ч. 1 ст. 43 ГК Украины («Устные сделки»), так как для

первого эта сделка требует письменной формы, поскольку указанное

условие вытекает из установленного действующим законодательством

требования об учете доходов предпринимателя с целью налогообложения. Это

правило вытекает из требований иных, помимо Закона

«О предпринимательстве», нормативных актов, например Закона Украины «О

налогообложении прибыли предприятий», «О системе налогообложения».

Следовательно, гражданское правоотношение с участием

субъектов предпринимательской деятельности имеет особый

характер и не может быть объективно проанализировано только на

основе Гражданского Кодекса Украины и Закона «О

предпринимательстве». Не случайно проект нового Гражданского Кодекса

содержит специальное правило для случаев, когда стороной, которая

присоединилась к договору, является субъект предпринимательской

деятельности. Отсюда, классификацию субъектов предпринимательской

деятельности возможно лишь начать, используя анализ ГК Украины и

Закона « О предпринимательстве ».

В соответствии со ст.2 этого Закона субъектами

предпринимательской

деятельности (предпринимателями) могут быть:

Во – первых, физические лица – граждане Украины ( с 18 – летнего

возраста), граждане других государств, не ограниченные законом в

правоспособности и дееспособности. (ст.16 этого же закона, названная

«Деятельность иностранных предпринимателей», уточняет: «иностранные

граждане и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую

деятельность на территории Украины, на её континентальном шельфе и в

исключительной (морской) экономической зоне». Они «пользуются такими же

правами и несут такие же обязанности, что и граждане Украины». Здесь

речь идёт о правоспособности. Дееспособность же иностранных граждан

определяется в соответствии со ст. 56-61 ГК Украины).

Среди иностранных граждан физических лиц - субъектов

предпринимательской деятельности, пребывающих на территории

Украины, следует различать:

1) физических лиц, имеющих постоянное место жительства

(ПМЖ) на территории Украины и зарегистрированных в качестве

предпринимателей согласно Закону Украины «О предпринимательстве ».

2) физических лиц, не имеющих ПМЖ на территории Украины,

если они являются субъектами хозяйственной деятельности по

закону государства, в котором они имеют ПМЖ или гражданами которого

они являются.

Во – вторых, в соответствии со ст. 2 Закона «О предпринимательстве»

субъектами предпринимательской деятельности могут быть юридические

лица (предприятия, учреждения, организации) – всех видов и

форм собственности, установленных Законом Украины «О

собственности».

У юридических лиц правоспособность является

специальной. Иными словами, юридические лица могут

заниматься только теми видами деятельности, которые перечислены

в их учредительных документах, т.е. включены в предмет их

деятельности, которым оно желает заниматься.

К юридическим лицам относятся организации, которые:

1) обладают обособленным имуществом

2) могут от своего имени приобретать имущественные права и

нести обязанности

3) быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде

или третейском суде 5.

Среди субъектов предпринимательской деятельности -

юридических лиц статья 2 Закона «О предприятиях в Украине» выделяет:

1. Частные предприятия – основанные на собственности

физического лица. Закон не содержит указаний на

ограничения числа нанимаемых работников, равно как и размер частного

капитала.

2. Коллективные предприятия - созданные на

собственности трудового коллектива предприятия. Это предприятие,

собственность которого возникает в случае перехода всего имущества

государственного предприятия в собственность трудового коллектива,

выкупа арендованного имущества или приобретения имущества иным

предусмотренном законом способом.

5Ст. 23 Гражданского кодекса Украины книг, ст.1 (ВВД, 1996,№28 с.205)

3. Хозяйственные общества. Хозяйственными обществами

признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на

началах договора юридическими лицами и гражданами путем

объединения их имущества и предпринимательской деятельности в

целях получения прибыли.

4. Предприятия, основанные на собственности объединения граждан.

В своей деятельности они руководствуются Законом Украины

«Об объединениях граждан».

5. Коммунальные предприятия, основанные на собственности

территориальной общины (громады). Эти предприятия являются

собственностью соответствующих административно - территориальных

образований.

6. Государственные предприятия, основанные на собственности

государства, в том числе и казенные предприятия.

Глава 2. Хозяйственные общества - одна из важнейших организационно-

правовых форм предпринимательской деятельности

2.1. Общие положения о правовом регулировании

деятельности хозяйственных обществ

Одну из самых распространенных организационно- правовых форм

осуществления предпринимательской деятельности представляют хозяйствен-

ные общества.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности

хозяйственных обществ осуществляется с помощью нормативно - правовых

актов, в той или иной степени относящихся как к регулированию

всех сторон предпринимательской деятельности различных субъектов

предпринимательства так и конкретно хозяйственных обществ.

Законодательная база по регулированию рассматриваемого

вопроса имеет следующую структуру:

а) во главе пирамиды нормативно- правовых актов находится

Конституция Украины. Ст. 42 Конституции гласит: «Каждый имеет право

на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом.

Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской

деятельности. Не допускается злоупотребление монопольным положением

на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная

конкуренция…»6

б) базовые законы, регулирующие основополагающие вопросы

предпринимательской деятельности (Закон Украины «О предпринимательстве» от

7 февраля 1991 года, Закон « О предприятиях в Украине» от 27 марта

1991 года, закон « О собственности» от 7 февраля 1991 года),

Гражданский

6Конституция Украины, Харьков, Консум, 1996, с.48

кодекс Украины.

в) специальный закон, регулирующий деятельность хозяйственных

обществ - Закон «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991г.

г) законы, регулирующие деятельность хозяйственных обществ

(Законы «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. « О

банках и банковской деятельности» от 20.03.1991 года, «О

товарной бирже» от 10.12.1991 года, «О ценных бумагах и фондовой бирже»

от 18.06.1991г., «О ценах и ценообразовании» от 3.12.1990г., «О

бухгалтерском учёте и финансовой отчетности в Украине» от

16.07.1999г., «О государственном регулировании рынка ценных

бумаг в Украине» от 30.10.1999г., «О восстановлении

платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.1992г.

и др., «О лицензировании определенных видов хозяйственной

деятельности» от 01.06.2000 года, «Об ограничении монополизма и

недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской

деятельности» от 18.02.1992 г. и др.

д) подзаконные нормативные акты:

. Постановление Кабинета Министров Украины « Об утверждении

положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской

деятельности» от 25.05. 1998г. № 740;

. Постановление Кабинета Министров Украины «О перечне сведений,

не составляющих коммерческой тайны » от 09.09. 1993г., № 811;

. Декрет Кабинета Министров Украины « О доверительных

обществах» от 17.03.1993г., № 22-93;

. Указы Президента Украины: «Об утверждении положения о

государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку» от

14.02.1997г.,№142/97и др.;

е) документы компетентных органов (положения, инструкции,

стандарты и.т.д.), в которых устанавливаются), в которых

устанавливаются или отменяются правовые нормы в пределах

правомочия и компетенции этих органов, таковы, например:

- Инструкция об открытии банками счетов в национальной и

иностранной валюте, утвержденная Постановлением правления Национального

банка Украины от 18.12.1998г. № 527;

- Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок

органами государственной контрольно - ревизионной службы в Украине,

утвержденная

приказом Главного контрольно - ревизионного управления Украины

от3.10.1997г. № 121;

- Решение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому

рынку от12.09.1998г. «О передаче полномочий территориальным

органам (в целях усовершенствования порядка регистрации выпуска

акций акционерных обществ)

- Приказ Государственной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку

от 20.09.1996г. « Об утверждении временных положений ценных

бумаг и информации об их выпуске»;

- Положение о порядке ведения реестров собственников именных ценных

бумаг, утвержденное решением Государственной Комиссии по ценным

бумагам и фондовому рынку от30.12.1998г.№ 221

ж) разъяснения и информационные письма Высшего

арбитражного суда Украины, например: «О некоторых вопросах практики

разрешения споров, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией

предприятий», о некоторых вопросах практики применения Закона

Украины «О банкротстве» (Разъяснение от18.11.1997г. № 02-5/44

и.т.д.).

Вышеуказанные акты, в числе многих иных нормативных документов в

своей совокупности составляют правовую основу предпринимательской

деятельности хозяйственных обществ.

2.2 Создание хозяйственных обществ. Государственная регистрация

Среди видов предприятий, которые действуют на территории Украины,

важное место занимают хозяйственные общества. Их

деятельность регулируется Законом Украины «О хозяйственных обществах»

от 19.09.1991 года.

Хозяйственными обществами признаются предприятия, учреждения,

организации, созданные на принципах соглашения юридическими лицами

и гражданами путем объединения их имущества и

предпринимательской деятельности в целях получения

прибыли.

Общества являются юридическими лицами и могут

заниматься любой предпринимательской деятельностью, которая не

противоречит законодательству Украины. Они могут приобретать

имущественные и личные неимущественные права, вступать в

обязательства, выступать в суде, арбитражном суде и третейском суде

от своего имени.

Хозяйственное общество - это родовое понятие, охватывающее

несколько организационных форм. Хозяйственное общество может существо

только в одной из предусмотренных действующим законодательством форм.

Организационно-правовая форма хозяйственного общества – это

законодательно закрепленный вид общества, для которого установлен

определенный правовой режим организации, деятельности и

ликвидации.

Закон «О хозяйственных обществах» называет пять организационно-

правовых форм хозяйственного общества:

o акционерные общества;

o общества с ограниченной ответственностью;

o общества с дополнительной ответственностью;

o полные общества;

o коммандитные общества.

Среди указанных видов наиболее распространенными в

предпринимательской практике Украины являются акционерные общества и

общества с ограниченной ответственностью.

Эти организационно – правовые формы отличаются по таким

параметрам, как порядок создания, формирования имущества, необходимого для

ведения хозяйственной деятельности, особенностями организации

управления, правового статуса и ответственность участников, порядку

ликвидации.

Государственная регистрация хозяйственных обществ

проводится в соответствии со ст.8 Закона «О предпринимательстве» и

положением о государственной регистрации, органами государственной

регистрации, которыми являются исполкомы городских районных,

районные в г. Киеве и Севастополе государственные администраций,

исполнительные органы местного самоуправления по месту нахождения

хозяйственного общества.

Для регистрации подаются следующие документы:

1) Устав и учредительный договор (для акционерных обществ,

обществ с ограниченной ответственностью и обществ с

дополнительной ответственностью); учредительный договор для

полных и коммандитных обществ;

2) регистрационная карточка установленного образца,

которая является одновременно и заявлением о

государственной регистрации;

3) документ, удостоверяющий о внесении платы за

государственную регистрацию;

4) документ, свидетельствующий о внесении вкладов в

уставный фонд общества в установленном порядке и размерах;

5) документы, подтверждающие местонахождения общества по

указанному в учредительных документах адресу: договор купли-

продажи, мены, дарения, аренды, лизинга, безвозмездного пользования

имуществом, о совместной деятельности, учредительный договор и др.

Перечень данных документов является

исчерпывающим. Орган государственной регистрации не имеет права

требовать предоставления иных документов.

Орган государственной власти формирует регистрационное дело

хозяйственного общества, фиксирует дату поступления

документов в журнале учета регистрационных дел и выдает заявителю

соответствующую справку. Не позднее 5 дней (при ускоренной регистрации -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.