реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Системный подход при анализе результатов управляемых процессов, опыта истории и при прогнозировании

важным элементом процесса строительства нового государства. В жестокой

борьбе, преодолевая сопротивление, было покончено с монопольным засильем

каких-то отдельных национальных групп, кланов в ключевых областях жизни

страны[[?]]. В 30-е годы, впервые после 1917 года, на высокие

государственные, хозяйственные и партийные посты (а, благодаря этому, также

в науку, искусство и т.д.) пришли и представители основных национальностей

страны, в том числе, русские, украинцы, белорусы, узбеки и др. и, что

важно, представители ранее отсталых народов. Несмотря на крайне тяжелое

положение страны, руководство дальновидно, в ущерб сиюминутным интересам,

централизованно выделяло средства для развития наций, национальностей,

народностей. Все эти меры окупились. Возросла сплоченность народов;

руководство страны получило мощную социальную опору в лице основных масс

многих десятков национальностей страны; экономика страны развивалась в

рамках единого экономического пространства; страна получила возможность

черпать таланты из мощного многонационального источника на принципах учета

морально-деловых качеств людей; многонациональные Вооруженные силы были

сплоченными и едиными.

Вот один из типичных примеров - Мордовская АССР. Ее народ, давший

название республике, обрел письменность только при советской власти с

помощью русских ученых. Уже в 30-е годы в республике появились поэты и

писатели, творившие на мордовском языке (языке эрьзя и мокша). Было

организовано мордовское отделение союза писателей СССР (1937г.), созданы и

активно функционировали мордовский государственный драматический театр

(1932г.), театр оперы и балета (1937г.), сотни школ, высшие учебные

заведения[?]. Певец мордовского театра оперы и балета И. М.Якушев

(заслуженный артист РСФСР) получил общесоюзное признание, пел в Москве в

Большом театре; мировую известность приобрел скульптор Эрьзя (Нефедов) С.А.

(1876 - 1959г.); мордвин Пуркаев М.А. (1854 - 1953г.) стал генералом армии,

был нашим военным атташе в Германии, командовал фронтом, военным округом;

Данилов Б.П. (1918 - 1970г.) стал видным организатором здравоохранения

страны, первым заместителем министра здравоохранения СССР и т.д. Таких

примеров - тысячи и по всем народам. Руководящей силой этих преобразований

была ВКП(б), а основным (не единственным, конечно) исполнителем - русский

народ. Поэтому строки гимна СССР - «Союз нерушимый республик свободных

сплотила навеки великая Русь» - были в то время святой правдой[?].

Умелая идеологическая работа способствовала дальнейшему развитию

врожденного веками патриотизма народа, особенно среди молодежи.

Теория и практика идеологической работы партии и государства 30 - 50-х

годов заслуживает специального исследования. В рамках данной работы можно

отметить только главное: эта работа была наступательной, активной,

изобретательной, составляла единое целое со всеми планами хозяйственного,

культурного, военного строительства. Большое внимание в этой работе

уделялось молодежи. При этом учитывалось, что социально активная часть

молодежи не может жить без масштабных высоконравственных целей; что

молодежь может стать социально активной, патриотически настроенной, если

будет добиваться своих личных целей в рамках понятных ей масштабных

государственных целей. Такие цели формулировались, работа по их достижению

тщательно организовывалась, успехи при достижении цели, преодолении

трудностей, стимулировались материально и морально. Примеров можно привести

много, рассмотрим один. В начале 30-х годов был выдвинут лозунг: «Молодежь

- в авиацию». Он был вызван очевидной необходимостью: создать в стране эту

отрасль обороны и народного хозяйства. Была создана сеть аэроклубов,

авиационных училищ, сформированы авиационные части, структуры гражданской

авиации. Организации ВЛКСМ проводили индивидуальную работу с молодежью.

Призыв к молодежи подкреплялся материально и морально. Например, первыми

Героями Советского Союза стали не функционеры высоких постов, достигшие

юбилейного возраста, а молодые парни, которые откликнулись на призыв

руководства страны, стали высокопрофессиональными авиаторами и спасли

челюскинцев. И далее высокие боевые и трудовые награды, а также связанные с

этим привилегии и почет получала, главным образом, молодежь. Поэтому ее

значительная часть чувствовала сопричастность с важными государственными

делами[?].

Идеологической работе с народом страна в значительной степени обязана

построением в кратчайший срок экономики, отражением агрессии фашистской

Германии, многочисленных агрессивных действий Японии (Хасан, Халхин-Гол).

Примерами массового сознательного героизма народа, проявляемого при

защите Родины из чисто патриотических побуждений (не по принуждению,

бесконтрольно со стороны властей), являются партизанское движение, действия

подпольных организаций на временно оккупированной врагом территории,

участие в обороне своих городов жителей Ленинграда, Сталинграда, Москвы,

Севастополя, Одессы. Множество таких примеров было и в действующей армии.

Достаточно указать на свыше шестисот случаев тарана вражеских самолетов

советскими летчиками[?], свыше двухсот случаев, когда люди закрывали своим

телом амбразуры огневых точек противника, чтобы спасти товарищей и

обеспечить успех боя.

Большим недостатком в идеологической работе 30 - 50-х г., который

неминуемо проявляет себя в любом обществе, была нетерпимость, преследование

инакомыслящих, произвол, силовые приемы. Страна при этом потеряла много

талантливых деятелей искусства: писателей, художников, музыкантов и их

произведений. Сейчас много и справедливо возмущаются уничтожением храмов,

икон, других исторических и культурных памятников[?].

Все 20 - 50-е годы основная масса народа жила скудно, испытывая многие

лишения. Такая большая часть народа как крестьянство была существенно

ограничена в гражданских правах (отсутствие паспортов, трудность покинуть

колхоз, кроме случаев вербовки на народнохозяйственные стройки весьма,

впрочем, частых)[?]. Однако народ верил в партию и правительство,

правильность его руководства. И дело здесь не только в хорошо поставленной

идеологической работе, в насаждении культа личности. Причина в другом:

народ видел успехи экономики и политики страны и верил, что это приведет к

улучшению его жизни. Тем более, что планомерно предпринимались эффективные

действия в этом направлении. Так, в 30 - 50-е годы советская система

здравоохранения и народного образования считались лучшими в мире[[?]],

отставая до революции от развитых стран по продолжительности жизни

населения на 15-18 лет, СССР к 50-м годам сумел догнать их; относительные

расходы СССР на высшую школу в 30 - 50-е годы в 1, 5 раза превосходили

расходы США[?]; уже в 30-е годы страна добилась всеобщей грамотности; к

началу 50-х годов страна уверенно держала 3-е место в рейтинге по

интеллекту и по праву считалась самой читающей страной мира; быстро

развивались ранее отсталые нации и народности (см. выше); в конце 40-х -

начале 50-х годов стало практикой систематическое снижение цен[?]. В

результате вера народа в свое руководство не была поколеблена самыми

суровыми испытаниями.

В стране уже давно (безотносительно к проблемам, рожденным революцией)

назрела необходимость в реформе сельского хозяйства. Причина - низкая

производительность труда, необходимость ее повышения. Для этого требовалось

внедрять в сельскохозяйственное производство технику, минеральные

удобрения, рациональный севооборот. Однако, это делало необходимым решение

вопроса о рациональной организации сельскохозяйственного производства, о

форме собственности на землю. После революции, в связи с задачей ускоренной

индустриализации страны, при планировании реформы в сельском хозяйстве

требовалось учесть условие: в задаваемые (крайне малые) сроки снабжать

промышленность страны миллионами рабочих рук, обеспечить создание массовой

системы школьного и вузовского образования.

Альтернативными путями реформы были:

1) Сохранить прежнюю систему мелкого землевладения крестьян

(фермерство). Но такие крестьяне не могли купить и содержать технику,

использовать минеральные удобрения, организовать научно обоснованный

севооборот, обеспечить индустрию рабочей силой.

2) Восстановить (создать) крупное землевладение. На пути создания

крупных сельскохозяйственных производств, впервые стали Англия и США.

В Англии руками мелких землевладельцев и ремесленников была совершена

буржуазная революция (XVIII в.). После этого мелкие землевладельцы были

планомерно разорены и превращены в бродяг. Бродяг отлавливали и как скот

отвозили на заморские плантации, где они и гибли. Зато из мелких земельных

участков образовывались рентабельные крупные хозяйства.

В США для подобных целей были физически истреблены владельцы земли -

индейцы и созданы крупные хозяйства, плантации. Затем в Африке отлавливали,

как диких животных, негров и привозили их на плантации в качестве рабочего

скота.

В результате на крови и костях этих людей, а также населения колоний,

обе страны осуществили экономический рывок. Для нашей страны этот путь

«цивилизованных» государств был не приемлем: для русского народа в целом -

по этическим и нравственным соображениям, для коммунистов, кроме того, по

той причине, что этот путь требовал много времени, а его не было; приводил

к непредсказуемым результатам (сколько крестьян и когда разорит помещик,

какая и сколь долго будет существовать безработица); наконец он

противоречил идеологическим установкам и целям партии.

3) Внедрение кооперации. Идея кооперации: крестьяне-частники, владея

наделами земли, скотом и т.д., сообща покупают и используют технику. От

этого пути отказались, так как даже крупные кооперации не смогли бы купить

и содержать технику, использовать минеральные удобрения, организовывать

рациональный севооборот; не могло быть решено и условие - плановое

обеспечение народного хозяйства миллионами рабочих рук.

4) Коллективизация. При этом крестьяне сдают свои земельные участки,

рабочий скот, часть другого скота в коллективное пользование - колхоз.

Результаты деятельности колхоза распределяются между его членами

соответственно вложенному ими труду. Создается сеть машинно-тракторных

станций (МТС), техника которых за определенную плату обслуживает сразу

несколько колхозов (достигается возможность и рентабельность использования

техники). При этом высвобождается необходимое число людей для

промышленности, процесс перераспределения людей между областями народного

хозяйства становится достаточно управляемым, исключается безработица.

Этот теоретически привлекательный план имел и недостатки, которые

обернулись для народа бедствиями, зачастую голодом и нищетой. Прежде всего,

такая форма хозяйства была психологически непривычна для веками воспитанных

частников. Отсутствовали квалифицированные организаторы, способные на

различных уровнях эффективно руководить такой формой производства,

организацией колхозов, их жизни (см. М.С. Шолохов «Поднятая целина»).

В условиях дефицита времени для преодоления производственных трудностей, а,

главное, противодействия крестьян, чаще всего использовались командные

силовые методы (например, широкомасштабное «раскулачивание»). Сторонники

упомянутой выше второй версии борьбы группировок Сталина и Троцкого

утверждают, что многие трудности были организованы и использовались

сторонниками группировки Троцкого.

Тем не менее, план коллективизации был внедрен в жизнь. Теперь

представляется безусловным, что это обеспечило экономический рывок страны в

невиданно короткий срок (за десять лет - вместо веков в Англии и США) и в

тяжелейших условиях экономической блокады, позволило выстоять во время

Великой Отечественной войны.

Изучение условий функционирования народного хозяйства страны в 20 - 50-х

годах приводит к выводу: его поразительные успехи могли быть достигнуты

только благодаря расцвету отечественной науки. В большинстве важнейших

позиций советская наука занимала лидирующее положение в мировой науке.

Научная работа органически включалась в жизнь страны, научные результаты

оперативно внедрялись в практику.

Не соответствуют действительности выдвинутые в настоящее время многими

средствами массовой информации обвинения нашего руководства 30 - 50-х годов

в личном невежестве, в пренебрежении наукой. Типичным для руководства той

поры было стремление к научному обоснованию планов, к обеспечению рывков в

народном хозяйстве, в других областях за счет научных достижений. Поэтому

руководство не жалело средств для расширения академии наук, создания

обширной сети научно-исследовательских институтов. Полезно привести

следующие примеры.

По заданию правительства академиком А.Н. Колмогоровым[?] в 1943 г. была

разработана методика для оценки эффективности артиллерийских систем. В

результате использования этой методики, например, при очередной

модернизации танка Т-34 он был вооружен пушкой калибра 85 мм. Танк Т-34-85

блестяще зарекомендовал себя на последнем этапе войны. Работа А.Н.

Колмогорова до сих пор являются основополагающей в принципах оценки

эффективности любых систем.

В 30-х годах рывок в области авиастроения был достигнут теоретическими

трудами Л. Бартини[?]: советская авиация первой преодолела рубеж скорости

400 км/час. В 50-х годах Л. Бартини разработал методику творческой

деятельности в области конструкторских работ («Методика И - и»). При

использовании этой методики творческие возможности человека расширялись за

счет комплексного использования закона о единстве и борьбе

противоположностей в сочетании с математическим моделированием[[?]].

Благодаря трудам советских ученых, начатых в 20 - 40-х годах, страна

получила атомное оружие, атомную энергетику, ракетную технику, первой вышла

в космос. При этом именно ученые (Курчатов, Королев и др.) возглавили

соответствующие проекты-структуры.

Творцами в области науки были и многие руководители - практики.

Выдающийся советский полководец Г.К. Жуков и воспитанная им школа советских

полководцев добились блестящих побед, в том числе, благодаря тому, что они

опередили генералитет противника и других стран мира в разработке и

использовании методов системного подхода[?] при управлении войсками. В

частности, при планировании операций они методологически целенаправленно

использовали все инструменты познания закономерностей вооруженной борьбы и

объективного обоснования планов: качественный анализ (логику), результаты

накопленного опыта, натурное моделирование (военные игры), математическое

моделирование (оперативно-тактические расчеты).

Важным достижением советской науки было обоснование показателя

рентабельности производств - расход энергоресурсов на единицу произведенной

(по плану) продукции. Этот показатель стимулировал рентабельность

организации производств, экономию энергоресурсов, что существенно влияло на

темпы развития экономики (на Западе до этого показателя додумались только в

70-е годы в связи с энергетическим кризисом). Было организовано массовое

стахановское движение, смысл которого - повышение производительности труда

иногда на несколько порядков при тех же или меньших затратах

энергоресурсов. Стаханов и его последователи стимулировались морально

(высокие правительственные награды, всенародная известность) и материально.

Наряду с очевидными успехами советской науки, она едва ли не первой

показала пример пагубных последствий диктата, произвола, отсутствия

плюрализма мнений. Так, уже в 1922г. из страны было выслано несколько тысяч

интеллигентов, несогласных с доктринами тогдашнего руководства. Многие из

них, как указывалось выше, впоследствии стали учеными с мировым именем.

В 30-х годах генетика, а в 50-х годах кибернетика объявлялись лженаукой,

а ученые подвергались репрессиям. Наибольшая возможность подвергнуться

гонениям была у ученых-социологов (вынужденных критиковать официальные

доктрины), а также у ученых в тех областях, где руководству страны не была

видна возможность получить достаточно быстрый результат.

Достигнутые успехи в создании сплоченного многонационального государства

позволили продумать и организовать централизованную систему управления

экономикой страны. Она предусматривала систему союзных, союзно-

республиканских, республиканских наркоматов со строгой организацией

«вертикального» их подчинения. Внешняя торговля была монополией

государства. Важную роль играл Госплан, который обосновывал и план развития

экономики, и план обеспечения наркоматов и ведомств ресурсами. Возглавляло

управление всеми сторонами жизни страны Политбюро ЦК ВКП(б). Его рабочими

органами являлись ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров. В СНК ведущие

посты занимали члены партии. Аналогичные системы управления были в союзных,

автономных республиках, краях, областях, районах. Системы управления

различных уровней были соподчинены строгой дисциплиной.

Созданная система управления была весьма гибкой, с точки зрения ее цели,

что достигалось за счет использования структур и власти ВКП(б).

Партийная дисциплина обеспечивала обязательное выполнение установок

руководящих органов партии всеми членами партии (а они занимали или

контролировали все ключевые посты в государстве), не взирая на

ведомственные или национальные (территориальные) перегородки. Это давало

возможность оперативного создания и функционирования в течение нужного

промежутка времени «горизонтальных» структур различного уровня - районного,

областного, республиканского, союзного. Такие структуры создавались из

элементов различных наркоматов, ведомств. Возглавлялись они либо партийными

функционерами с включением в состав руководства профессионалов, либо

профессионалами с включением в состав руководства партийных функционеров.

Руководство наделялось необходимыми полномочиями для выполнения

предписанных планом задач.

В 30 - 50-е годы создавалось и функционировало множество таких структур,

например, для развития авиации, танковой промышленности, тракторостроения,

эвакуации с началом войны объектов народного хозяйства из западных районов

страны в восточные, восстановления разрушенной войной промышленности

Донбасса, создания атомного оружия и атомной энергетики, создания ракетной

и космической техники и др. В качестве примера рассмотрим структуру

«Танковая промышленность». Ее элементами были предприятия, конструкторские

бюро (КБ) различных наркоматов: по производству танковой брони, двигателей,

танковых пушек и пулеметов, оборудования связи, по производству топлива и

т.д., собственно танковые заводы и КБ, армейские ремонтные предприятия (с

точки зрения снабжения их запчастями, оборудованием), учебные заведения для

подготовки инженерно-технического персонала и т.д. В предвоенные и военные

годы курировал танковую промышленность член Политбюро В.М. Молотов.

Неверно утверждение, что дело в таких структурах (и в экономике в целом)

держалось исключительно на драконовских порядках. Требования к трудовой и

технологической дисциплине были, действительно, очень жесткими, нарушители

могли привлекаться и к административной, и даже к уголовной

ответственности. Применялись и меры экономического стимулирования, но в

условиях бедности государства они не были ни развитыми, ни щедрыми. Однако

для достижения эффективности производства недостаточно лишь добиться

своевременного прихода рабочих на работу. Методы принуждения и побуждения

людей, трудовая и технологическая дисциплина должны были обеспечить

рациональную организацию работ для выполнения плана. Без рациональной

организации дела ни один руководитель того времени не смог бы долго

удержаться в должности. Возвратимся к примеру танковой промышленности. Ее

успехи были предопределены в значительной степени тем, что для вооружения

армии было принято ограниченное число (четыре) базовых типов танков:

средний танк Т-34, тяжелые танки КВ, а затем ИС, малый (разведывательный)

танк Т-70. Это произошло в результате борьбы мнений, конкурентной борьбы

различных КБ. В момент принятия на вооружение эти танки превосходили по

своим боевым возможностям танки аналогичных типов всех армий мира. Что

касается танка Т-34, то он вообще изменил все танкостроение мира. Некоторые

английские специалисты даже утверждают, что он изменил и политическую карту

мира, т.к. именно он, мол, обеспечил победу Красной Армии во 2-й Мировой

войне[[?]]. Танки были сконструированы «на вырост» - позволяли их

модернизацию с учетом изменения условий военных действий. Кроме того, на

базе этих типов танков были созданы все типы самоходных артиллерийских

установок (САУ). Ограниченное число типов танков и САУ позволило

стандартизировать их узлы, оборудование, вооружение; ремонт, снабжение

танковых войск во фронтовых условиях, способствовало массовому выпуску

танков и САУ, облегчило подготовку кадров создателей танков и кадров для

танковых войск, обеспечило разработку эффективной тактики использования

танковых частей и соединений.

Для сравнения можно указать (не вдаваясь в детали), что Германии во

время второй мировой войны потребовалось создать около 230 типов танков и

САУ со всеми вытекающими отсюда трудностями[[?]]. Без преувеличения можно

считать, что только возможность использования индустриального потенциала

всей Европы спасла танковую промышленность Германии. Она бы не выдержала

борьбы с танковой промышленностью нашей страны, несмотря на благоприятные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.