![]() |
|
|
Социологическая концепция П. Сорокина| |точно неопределенный, если даже абстрагироваться от | | |его | | |"фигуры умолчания" относительно названных великих | | |имен этого направления. Так, среди упомянутых Платон| | | | | |обращен к исходному "золотому веку", а "Вико идет не| | | | | |по замкнутому кругу, а по спирали, что означает не | | |вечное повторение одного и того же, пусть и в разных| | | | | |формах, а в целом движение вперед... практически для| | | | | |своего времени у него была концепция восхождения". | | |Адекватность такого вывода выверена специальным ана-| | | | | |лизом "Оснований новой науки о природе наций" Дж. | | |Вико . | | |Впрочем, у Сорокина этого периода была идея, кото- | | |рая ярче других свидетельствует о его эклектизме, | | |тя- | | |готении одновременно к крайностям агностицизма и фа-| | | | | |тализма. В работе "Социальная мобильность" (1927) - | | |теоретическом апофеозе того времени - он писал: "Ве-| | | | | |роятно, в истории и есть некая трансцендентная цель | | |и | | |и невидимые пути движения к ней, но они еще никем | | |неустановлены" . Это звучит вполне в духе, казалось | | |бы, | | |неприемлемой для Сорокина эсхатологии, но в | | |контексте | | |его мировидения означает неистребимый порыв к проры-| | | | | |ву за пределы плоского саентизма и эвристически бес-| | | | | |плодного, "маятникового" варианта циклических | | |представ- | | |лений. | | |Социально-исторические и биографические циклы Со- | | |рокина явно не совпадали. В 1930 г., в разгар | | |начавше- | | |гося в США мирового социально-экономического и идей-| | | | | |но-политического кризиса, вползания мира в новую | | |гло- | | |бальную катастрофу, он прощается, наконец, с уделом | | |эмигрантского маргинала и не только включается в | | |аме- | | |риканскую интеллектуальную элиту, но и становится ее| | | | | |наиболее авторитетным представителем и статусным | | |гла- | | |вой социологического комплекса Гарвардского | | |универси- | | |тета. В 1937-1941 гг. вышла фундаментальная четырех-| | | | | |томная "Социокультурная динамика", в 1941 г. - блис-| | | | | |тательный труд "Кризис нашего времени", в 1947 г. - | | |"Общество, культура и личность: их структура и | | |динами- | | |ка", в 1957 г. - "Социальная и культурная динамика",| | | | | |в 1964 г. - "Главные тенденции нашего времени", | | |"Современные социологические теории" - 1986 г. | | |Гарвардский период - это время отчетливой устрем- | | |ленности Сорокина к обоснованию социально-философс- | | |кой системы как завершенной целостности и в этой | | |связи - решительное дистанцирование от недавних "со-| | | | | |товарищей" его трудов и... существенная коррекция | | |от- | | |ношения к -своему неизменному оппоненту Марксу. | | |Прежде всего Сорокин сполна расплатился по счетам | | |своей саентистской и позитивистской "совести" в | | |любых | | |ее ипостасях. Он пренебрежительно отозвался о | | |прагма- | | |тизме: "Джон Дьюи. Ну, прочел одну его книгу. Прочел| | | | | |другую. Прочел, наконец, третью. Но в них нет ничего| | | | | |такого!" . Более того, всегда чуткий к | | |политико-идеологичес- | | |кому камертону социологии Сорокин прямо обвинил | | |праг- | | |матизм и его европейское "свое другое" - эмпириокри-| | | | | |тицизм - в том, что их кредо - "истинно то, что | | |полез- | | |но" - стало одним из идейных предтеч Сталина и Гит- | | |лера отверг все виды натурализма и вернулся к | | |принципу | | |гуманизма. С ним, писал он, равно несовместимы | | |"либи- | | |до Фрейда, экономические факторы Маркса, "реликты" | | |Парето и многое др. Человеческая история (в их | | |интер- | | |претации. - И. Л.) оказывается ничем иным, как | | |посто- | | |янным взаимодействием космических лучей, солнечных | | |пятен, климатических и географических изменений, | | |био- | | |логических сил, стимулов, инстинктов, условных и | | |безус- | | |ловных пищеварительных рефлексов, физико-экономичес-| | | | | |ких комплексов. Именно эти силы, а не человек, | | |-став- | | |ший лишь глиной, являются творцами всех исторических| | | | | |событий и создателями культурных ценностей. Сам же | | |человек как воплощение надорганической энергии, мыс-| | | | | |ли, совести, сознания, рациональной воли играет | | |незна- | | |чительную роль в разворачивании этой драмы. В наших | | |"научных" изданиях его оттеснили за кулисы, чтобы он| | | | | |был игрушкой в руках слепых сил... он всего лишь | | |марионетка... человек падает с величественного | | |пьедес- | | |тала абсолютных ценностей" . По анало- | | |гии с критикой Сорокиным прагматизма и эмпириокрити-| | | | | |цизма можно заключить, что эти "натуралистические" | | |направления (среди них - и марксистское) объективно | | |ответственны за "кризис нашего времени", "опуская | | |человека до уровня материи и ее составляющих", до | | |"экономического тела Маркса" . | | |Итак, гимн гуманизму, признание человека как само- | | |цели и абсолютной самоценности - такова точка опо- | | |ры построения новой социально-философской картины | | |структуры и динамики социума. С точки зрения филосо-| | | | | |фа, человечество - это целостность, в которой "родо-| | | | | |вой и многогранный лото одновременно и нераздельно | | |экономический, политический, религиозный, этический,| | | | | |художественный, частью рациональный и утилитарный, | | |частью нерациональный и при всем этом отличающийся | | |непрестанным взаимодействием всех этих аспектов". | | |Дефицит целостного, системного подхода блокирует | | |познания социума, и в этом смысл замечания в адрес | | |Тойнби: "Цивилизации Тойнби являются не интегральной| | |системой, а простым конгломератом различных | | |цивилизационных объектов, объединенных только | | |своего рода соседством, а не причинными и существен-| | | | | |ными связями" . Сорокин пошел дальше, | | |рассматривая социум как "целостное социокультурное. | | |пространство" "логико-смыслового упорядочения | | |хаоса... | | |упорядочивающим элементом служит здесь... тождество | | |смысла... если единообразие явлений является общим | | |знаменателем причинно-следственных связей, то при | | |логико-смысловом единстве этот знаменатель - глав- | | |на и смысл, или идея" (Социальная и культурная дина-| | | | | |мика (главы из книги). М., 1999, с. 11). | | |Как видим, почти неразменный сорокинский примат | | |идеи обретает, наконец, характер тождества с | | |системооб- | | |разующим ядром социума - его ценностно-ориентиру- | | |ющим смыслом. Родовой и инвариантный он разверты- | | |вается, как "индивидуальности", в трех основных, | | |гос- | | |подствующих на различных этапах или сосуществующих | | |интегративных социокультурных суперсистемах - иде- | | |аииональной (иррациональной, трансцендентной), чув- | | |ственной (рациональной, имманентной) и | | |идеалистической | | |(совмещающей первые два начала). Казалось бы, они и | | |определяют структуру и динамику социума как единого | | |соцг-окультурного пространства, обусловливая | | |необходи- | | |мость трансформации предмета социологии в единую, | | |интегративную социокультурологию, или | | |культурсоциоло- | | |гию. | | |Однако в применении этой методологии Сорокин стол- | | |кнулся с определенными затруднениями как структурно-| | | | | |го, так и динамического характера. | | |Прежде всего загадочным остался феномен "неинтег- | | |рясованных и дезинтегрированных скоплений", в | | |которых | | |"нельзя найти взаимозависимость" . Хотя Сорокин | | |усматри- | | |вал в этом наблюдении "новую постановку проблемы", | | |но это лишь ее постановка. Пока проблема ее систем- | | |1-с-генетической интерпретации не решена, постулат | | |со- | | |циума как целостного социокультурного пространства | | |остается под сомнением и не обладает достоинством | | |всеобщности. | | |Ради девственной доктринальной чистоты сзоей сис- | | |темы Сорокин не счел возможным прибегнуть к аргумен-| | | | | |тации русского периода - различению духовной культу-| | | | | |ры и ее "застывшей формы" - цивилизации, в которой | | |действуют "иные закономерности", в том числе и "эко-| | | | | |номического тела" марксизма. Отсюда целостность как | | |тотальный принцип оказалась под угрозой даже в | | |приме- | | |нении к западному культурно-цивилизационному | | |комплексу. Последнее столь же тривиально, сколь | | |неясно, что остается от целостности наличной | | |западной социокультурной системы. | | |Удобно, к примеру, объявить социальные революции | | |"несистемным" феноменом, но этим не снимается про- | | |блема ее детерминации. | | |Вообще методология, которая доктринерски строит мир | | |в соответствии с априорными принципами, а не выводит| | | | | |их из мира, бессильна в рациональной интерпретации | | |до- | | |и несистемных объектов и процессов. Неясными | | |остались | | |и детерминация специфических смыслов различных су- | | |перкультур, их взаимодействие, межцивилизационные | | |'контакты. | | |Немало вопросов вызывает сорокинское видение ди- | | |намики суперсистем. Если даже прибегнуть к его ис- | | |ходному положению о том, что цивилизация - это | | |объек- | | |тивированная культура, в которой действуют иные, | | |"отяг- | | |ченные материей" закономерности, то как объяснить | | |ге- | | |незис, расцвет, упадок и гибель социокультурных | | |систем? | | |Шпенглерианский цикл - детство, зрелость и смерть | | |культур - философ отвергает как "натуралистический" | | |. В негативных терминах он констатирует, | | |что кризис нашего времени - "не в противопоставлении| | | | | |либо демократии и тоталитаризма, либо капитализма и | | |коммунизма, либо национализма и интернационализма, | | |деспотизма и свободы... этот кризис заключается в | | |рас- | | |паде основополагающих форм западной культуры и об- | | |щества последних столетий" . Но почему | | |этот системообразующий смысл обусловливал восхожде- | | |ние Запада (Возрождение, Просвещение, промышленную | | |революцию и т. п.), а ныне влечет его к жалкому жре-| | | | | |бию упадка и распада? Абсолютизация этого принципа? | | |И вновь неразрешимые на этой методологической почве | | |"почему". | | |Кажется, Сорокин не замечал этих противоречий и | | |пределов своей методологии. "Наша теория и диагноз, | | |- | | |писал он, - не являются разновидностями ни одной из | | |выше описанных концепций - ни умеренно линеарной, | | |ни революционно прогрессивной, ни циклично-западно- | | |разлагающейся. Теория, построенная здесь, стоит | | |особ- | | |няком безотносительно к какой-либо популярной ныне | | |социальной философии. Она не нуждается ни в одобре- | | |нии, ни в поддержке, так как ноги у нее крепче и | | |стоит | | |она на более прочном основании" . | | |Убеждение в том, что об истинности его концепции | | |нельзя судить по критерию конвенции или | | |популярности, | | |безусловно верно. Но скверно другое: видимо, | | |сомнева- | | |ясь в крепости ее "ног", Сорокин на закате своей | | |твор- | | |ческой биографии уже апеллирует к "Божественному | | |Абсолюту". Как культурный акт это впол- | | |не легитимно, но по существу означает выход за | | |преде- | | |лы научной парадигмы, иной способ интерпретации | | |мира. | | |Философ испытал потребность в том, в чем не нуждался| | | | | |Лаплас. | | |Можно и должно абстрагироваться от этой драмы, | | |вернувшись к лейтмотиву сорокинского | | |интеллектуально- | | |го труда - устремленности к построению интегративнсй| | | | | |социокультурной системы. Действительно цельная в | | |сво- | | |их мировоззренческих основаниях она обнаруживает | | |лишь | | |тенденцию к интеграции социально-гуманитарного зна- | | |ния, которая блокируется односторонностью его | | |демиур- | | |гической "идеи", ограничивает эвристический | | |потенциал | | |системно-динамической методологии и обусловливает | | |скорее феноменологический, чем эссенциальный, сущно-| | | | | |стный характер концепции в целом, большую ясность | | |относительно того, что происходит, чем почему, как и| | | | | |какова направленность социальной динамики. | | |Возможно поэтому Сорокин, неизменно веруя в непог- | | |решимость своих взглядов, парадоксальным образом | | |обнаружил прогрессирующее "потепление" отношения к | | |марксизму в течение всего "гарвардского" периода. Он| | | | | |уже не квалифицировал его среди "вульгаризированных | | |и примитивных" социологических теорий и вначале под-| | | | | |черкнул его выводы наряду с Контом, Спенсером и | | |Гегелем как "весьма резонные", "обобщающие", воздал | | |ему "должное", наконец, отметил, что социальное зна-| | | | | |ние оказалось "под огромным воздействием марксистс- | | |кой социологии" . Но теперь Сорокин утверждает, | | |что, хотя марксизм стал "святыней коммунистической | | |революции в России", его "отец" не повинен "в том, | | |что | | |стал объектом религиозно-политического | | |идолопоклонства". | | |В "Социальной и культурной динамике" (1957) содер- | | |жится признание методологической плодотворности | | |теоре- | | |тического освоения "структурно-функциональной | | |интегра- | | |ции" социума. Как справедливо отмечает Ю. В. Яковец,| | | | | |"здесь прежде всего имеется в виду К. Маркс и его | | |учение о "базисе" и "надстройке" (Комментарий к "Со-| | | | | |циальной и культурной динамике". Главы из книги. М..| | | | | |1999, с. 22). В этом пункте Сорокин увидел в Марксе | | |предтечу интегративного направления в постижении со-| | | | | |циума. Но он до конца отказывался признать, что его | | |структуру и динамику можно интерпретировать в | | |контек- | | |сте иного смысла. | | |Наконец, в финале своего творческого пути Сорокин | | |лучше видел обратную тенденцию - движение к | | |собственной парадигме в... советской социологии. | | |Вопреки царящему в ней "диаматовскому раю" | | |(Солженицын) он обнаружил в ней "целый ряд | | |направлений "интегральной" и "идеалистической" | | |социально-политической мысли". Такое признание | | |заслуживает внимания, хотя его "расшифровка" | | |затруднена обычной для Сорокина манерой не ссылаться| | |на первоисточники, давшие основания для такого | | |радикального вывода. Вероятно имеются в виду | | |реальные сдвиги советской социально-философской | | |мысли в таких областях, как антропология, | | |глобалистика, всеобщая история, аксиология, | | |культурология, этика, эстетика, семиотика и др. Было| | |бы благодарной задачей специально проследить | | |корреляцию между постепенным и "из-под глыб" | | |официальной идеологии возвратом советской философии | | |к аутентичному, не искаженному марксизму и | | |"потеплением" Сорокина к его последователям. Но | | |независимо от этого ясно. что "топор вой- | | |ны" с марксизмом "поздний" Сорокин зарыл. | | |Многое, очень многое сближает нас с | | |российско-американским мыслителем. Мы, вышедшие из | | |шинели закрытого общества, отчасти повинны в том. | | |что наши идеи формировались в режиме не прямого | | |диалога, а так называемой критики буржуазной | | |философии, не всегда что греха таить – | | |доброжелательной. | | |Абстрагируясь от перипетий изначального и в принципе| | |непреходящего отчуждения Сорокина от Маркса, его | | |гамбургский счет последнему сводится к следующим | | |положениям. | | |• Маркс поставил, но не решил проблему | | |"системосозядания", априорной и законченной | | |социологической доктрины. | | |• Марксовский детерминизм имеет односторонне | | |экономический характер и не способен адекватно | | |"схватить" гуманистическую природу человека. | | |• Формационная методология марксистского анализа | | |социума "работает" в структурно-функциональном | | |измерении, но не способна выявить смыслообразующее | | |ядро социальных систем и циклов их эволюции. | | |• Марксистская концепция общественного прогресса, | | |особенно в его революционной ипостаси, это | | |абсолютизация маргинальных состояний общества и | | |отрицание | | |эволюционного прогресса. | | |• Марксизм - разновидность эсхатологии, | | |наукообразного пророчества конечной цели - | | |"коммунистического рая". | | |Развернутая реконструкция аутентичного марксизма по | | |этим ключевым вопросам была бы небесполезной как для| | |тех, кто поспешил отречься от его "краткого курса", | | |так и для тех, кто не спешит освоить его в свободном| | |от деформаций виде. Однако императивное "краткость -| | |сестра редакции" вынуждает ограничиться тезисами о | | |Марксе. Их структура изоморфна сорокинскому | | |вердикту. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером. Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе, несмотря на свою неоднозначность. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |