реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социологическая концепция П. Сорокина

| |точно неопределенный, если даже абстрагироваться от |

| |его |

| |"фигуры умолчания" относительно названных великих |

| |имен этого направления. Так, среди упомянутых Платон|

| | |

| |обращен к исходному "золотому веку", а "Вико идет не|

| | |

| |по замкнутому кругу, а по спирали, что означает не |

| |вечное повторение одного и того же, пусть и в разных|

| | |

| |формах, а в целом движение вперед... практически для|

| | |

| |своего времени у него была концепция восхождения". |

| |Адекватность такого вывода выверена специальным ана-|

| | |

| |лизом "Оснований новой науки о природе наций" Дж. |

| |Вико . |

| |Впрочем, у Сорокина этого периода была идея, кото- |

| |рая ярче других свидетельствует о его эклектизме, |

| |тя- |

| |готении одновременно к крайностям агностицизма и фа-|

| | |

| |тализма. В работе "Социальная мобильность" (1927) - |

| |теоретическом апофеозе того времени - он писал: "Ве-|

| | |

| |роятно, в истории и есть некая трансцендентная цель |

| |и |

| |и невидимые пути движения к ней, но они еще никем |

| |неустановлены" . Это звучит вполне в духе, казалось |

| |бы, |

| |неприемлемой для Сорокина эсхатологии, но в |

| |контексте |

| |его мировидения означает неистребимый порыв к проры-|

| | |

| |ву за пределы плоского саентизма и эвристически бес-|

| | |

| |плодного, "маятникового" варианта циклических |

| |представ- |

| |лений. |

| |Социально-исторические и биографические циклы Со- |

| |рокина явно не совпадали. В 1930 г., в разгар |

| |начавше- |

| |гося в США мирового социально-экономического и идей-|

| | |

| |но-политического кризиса, вползания мира в новую |

| |гло- |

| |бальную катастрофу, он прощается, наконец, с уделом |

| |эмигрантского маргинала и не только включается в |

| |аме- |

| |риканскую интеллектуальную элиту, но и становится ее|

| | |

| |наиболее авторитетным представителем и статусным |

| |гла- |

| |вой социологического комплекса Гарвардского |

| |универси- |

| |тета. В 1937-1941 гг. вышла фундаментальная четырех-|

| | |

| |томная "Социокультурная динамика", в 1941 г. - блис-|

| | |

| |тательный труд "Кризис нашего времени", в 1947 г. - |

| |"Общество, культура и личность: их структура и |

| |динами- |

| |ка", в 1957 г. - "Социальная и культурная динамика",|

| | |

| |в 1964 г. - "Главные тенденции нашего времени", |

| |"Современные социологические теории" - 1986 г. |

| |Гарвардский период - это время отчетливой устрем- |

| |ленности Сорокина к обоснованию социально-философс- |

| |кой системы как завершенной целостности и в этой |

| |связи - решительное дистанцирование от недавних "со-|

| | |

| |товарищей" его трудов и... существенная коррекция |

| |от- |

| |ношения к -своему неизменному оппоненту Марксу. |

| |Прежде всего Сорокин сполна расплатился по счетам |

| |своей саентистской и позитивистской "совести" в |

| |любых |

| |ее ипостасях. Он пренебрежительно отозвался о |

| |прагма- |

| |тизме: "Джон Дьюи. Ну, прочел одну его книгу. Прочел|

| | |

| |другую. Прочел, наконец, третью. Но в них нет ничего|

| | |

| |такого!" . Более того, всегда чуткий к |

| |политико-идеологичес- |

| |кому камертону социологии Сорокин прямо обвинил |

| |праг- |

| |матизм и его европейское "свое другое" - эмпириокри-|

| | |

| |тицизм - в том, что их кредо - "истинно то, что |

| |полез- |

| |но" - стало одним из идейных предтеч Сталина и Гит- |

| |лера отверг все виды натурализма и вернулся к |

| |принципу |

| |гуманизма. С ним, писал он, равно несовместимы |

| |"либи- |

| |до Фрейда, экономические факторы Маркса, "реликты" |

| |Парето и многое др. Человеческая история (в их |

| |интер- |

| |претации. - И. Л.) оказывается ничем иным, как |

| |посто- |

| |янным взаимодействием космических лучей, солнечных |

| |пятен, климатических и географических изменений, |

| |био- |

| |логических сил, стимулов, инстинктов, условных и |

| |безус- |

| |ловных пищеварительных рефлексов, физико-экономичес-|

| | |

| |ких комплексов. Именно эти силы, а не человек, |

| |-став- |

| |ший лишь глиной, являются творцами всех исторических|

| | |

| |событий и создателями культурных ценностей. Сам же |

| |человек как воплощение надорганической энергии, мыс-|

| | |

| |ли, совести, сознания, рациональной воли играет |

| |незна- |

| |чительную роль в разворачивании этой драмы. В наших |

| |"научных" изданиях его оттеснили за кулисы, чтобы он|

| | |

| |был игрушкой в руках слепых сил... он всего лишь |

| |марионетка... человек падает с величественного |

| |пьедес- |

| |тала абсолютных ценностей" . По анало- |

| |гии с критикой Сорокиным прагматизма и эмпириокрити-|

| | |

| |цизма можно заключить, что эти "натуралистические" |

| |направления (среди них - и марксистское) объективно |

| |ответственны за "кризис нашего времени", "опуская |

| |человека до уровня материи и ее составляющих", до |

| |"экономического тела Маркса" . |

| |Итак, гимн гуманизму, признание человека как само- |

| |цели и абсолютной самоценности - такова точка опо- |

| |ры построения новой социально-философской картины |

| |структуры и динамики социума. С точки зрения филосо-|

| | |

| |фа, человечество - это целостность, в которой "родо-|

| | |

| |вой и многогранный лото одновременно и нераздельно |

| |экономический, политический, религиозный, этический,|

| | |

| |художественный, частью рациональный и утилитарный, |

| |частью нерациональный и при всем этом отличающийся |

| |непрестанным взаимодействием всех этих аспектов". |

| |Дефицит целостного, системного подхода блокирует |

| |познания социума, и в этом смысл замечания в адрес |

| |Тойнби: "Цивилизации Тойнби являются не интегральной|

| |системой, а простым конгломератом различных |

| |цивилизационных объектов, объединенных только |

| |своего рода соседством, а не причинными и существен-|

| | |

| |ными связями" . Сорокин пошел дальше, |

| |рассматривая социум как "целостное социокультурное. |

| |пространство" "логико-смыслового упорядочения |

| |хаоса... |

| |упорядочивающим элементом служит здесь... тождество |

| |смысла... если единообразие явлений является общим |

| |знаменателем причинно-следственных связей, то при |

| |логико-смысловом единстве этот знаменатель - глав- |

| |на и смысл, или идея" (Социальная и культурная дина-|

| | |

| |мика (главы из книги). М., 1999, с. 11). |

| |Как видим, почти неразменный сорокинский примат |

| |идеи обретает, наконец, характер тождества с |

| |системооб- |

| |разующим ядром социума - его ценностно-ориентиру- |

| |ющим смыслом. Родовой и инвариантный он разверты- |

| |вается, как "индивидуальности", в трех основных, |

| |гос- |

| |подствующих на различных этапах или сосуществующих |

| |интегративных социокультурных суперсистемах - иде- |

| |аииональной (иррациональной, трансцендентной), чув- |

| |ственной (рациональной, имманентной) и |

| |идеалистической |

| |(совмещающей первые два начала). Казалось бы, они и |

| |определяют структуру и динамику социума как единого |

| |соцг-окультурного пространства, обусловливая |

| |необходи- |

| |мость трансформации предмета социологии в единую, |

| |интегративную социокультурологию, или |

| |культурсоциоло- |

| |гию. |

| |Однако в применении этой методологии Сорокин стол- |

| |кнулся с определенными затруднениями как структурно-|

| | |

| |го, так и динамического характера. |

| |Прежде всего загадочным остался феномен "неинтег- |

| |рясованных и дезинтегрированных скоплений", в |

| |которых |

| |"нельзя найти взаимозависимость" . Хотя Сорокин |

| |усматри- |

| |вал в этом наблюдении "новую постановку проблемы", |

| |но это лишь ее постановка. Пока проблема ее систем- |

| |1-с-генетической интерпретации не решена, постулат |

| |со- |

| |циума как целостного социокультурного пространства |

| |остается под сомнением и не обладает достоинством |

| |всеобщности. |

| |Ради девственной доктринальной чистоты сзоей сис- |

| |темы Сорокин не счел возможным прибегнуть к аргумен-|

| | |

| |тации русского периода - различению духовной культу-|

| | |

| |ры и ее "застывшей формы" - цивилизации, в которой |

| |действуют "иные закономерности", в том числе и "эко-|

| | |

| |номического тела" марксизма. Отсюда целостность как |

| |тотальный принцип оказалась под угрозой даже в |

| |приме- |

| |нении к западному культурно-цивилизационному |

| |комплексу. Последнее столь же тривиально, сколь |

| |неясно, что остается от целостности наличной |

| |западной социокультурной системы. |

| |Удобно, к примеру, объявить социальные революции |

| |"несистемным" феноменом, но этим не снимается про- |

| |блема ее детерминации. |

| |Вообще методология, которая доктринерски строит мир |

| |в соответствии с априорными принципами, а не выводит|

| | |

| |их из мира, бессильна в рациональной интерпретации |

| |до- |

| |и несистемных объектов и процессов. Неясными |

| |остались |

| |и детерминация специфических смыслов различных су- |

| |перкультур, их взаимодействие, межцивилизационные |

| |'контакты. |

| |Немало вопросов вызывает сорокинское видение ди- |

| |намики суперсистем. Если даже прибегнуть к его ис- |

| |ходному положению о том, что цивилизация - это |

| |объек- |

| |тивированная культура, в которой действуют иные, |

| |"отяг- |

| |ченные материей" закономерности, то как объяснить |

| |ге- |

| |незис, расцвет, упадок и гибель социокультурных |

| |систем? |

| |Шпенглерианский цикл - детство, зрелость и смерть |

| |культур - философ отвергает как "натуралистический" |

| |. В негативных терминах он констатирует, |

| |что кризис нашего времени - "не в противопоставлении|

| | |

| |либо демократии и тоталитаризма, либо капитализма и |

| |коммунизма, либо национализма и интернационализма, |

| |деспотизма и свободы... этот кризис заключается в |

| |рас- |

| |паде основополагающих форм западной культуры и об- |

| |щества последних столетий" . Но почему |

| |этот системообразующий смысл обусловливал восхожде- |

| |ние Запада (Возрождение, Просвещение, промышленную |

| |революцию и т. п.), а ныне влечет его к жалкому жре-|

| | |

| |бию упадка и распада? Абсолютизация этого принципа? |

| |И вновь неразрешимые на этой методологической почве |

| |"почему". |

| |Кажется, Сорокин не замечал этих противоречий и |

| |пределов своей методологии. "Наша теория и диагноз, |

| |- |

| |писал он, - не являются разновидностями ни одной из |

| |выше описанных концепций - ни умеренно линеарной, |

| |ни революционно прогрессивной, ни циклично-западно- |

| |разлагающейся. Теория, построенная здесь, стоит |

| |особ- |

| |няком безотносительно к какой-либо популярной ныне |

| |социальной философии. Она не нуждается ни в одобре- |

| |нии, ни в поддержке, так как ноги у нее крепче и |

| |стоит |

| |она на более прочном основании" . |

| |Убеждение в том, что об истинности его концепции |

| |нельзя судить по критерию конвенции или |

| |популярности, |

| |безусловно верно. Но скверно другое: видимо, |

| |сомнева- |

| |ясь в крепости ее "ног", Сорокин на закате своей |

| |твор- |

| |ческой биографии уже апеллирует к "Божественному |

| |Абсолюту". Как культурный акт это впол- |

| |не легитимно, но по существу означает выход за |

| |преде- |

| |лы научной парадигмы, иной способ интерпретации |

| |мира. |

| |Философ испытал потребность в том, в чем не нуждался|

| | |

| |Лаплас. |

| |Можно и должно абстрагироваться от этой драмы, |

| |вернувшись к лейтмотиву сорокинского |

| |интеллектуально- |

| |го труда - устремленности к построению интегративнсй|

| | |

| |социокультурной системы. Действительно цельная в |

| |сво- |

| |их мировоззренческих основаниях она обнаруживает |

| |лишь |

| |тенденцию к интеграции социально-гуманитарного зна- |

| |ния, которая блокируется односторонностью его |

| |демиур- |

| |гической "идеи", ограничивает эвристический |

| |потенциал |

| |системно-динамической методологии и обусловливает |

| |скорее феноменологический, чем эссенциальный, сущно-|

| | |

| |стный характер концепции в целом, большую ясность |

| |относительно того, что происходит, чем почему, как и|

| | |

| |какова направленность социальной динамики. |

| |Возможно поэтому Сорокин, неизменно веруя в непог- |

| |решимость своих взглядов, парадоксальным образом |

| |обнаружил прогрессирующее "потепление" отношения к |

| |марксизму в течение всего "гарвардского" периода. Он|

| | |

| |уже не квалифицировал его среди "вульгаризированных |

| |и примитивных" социологических теорий и вначале под-|

| | |

| |черкнул его выводы наряду с Контом, Спенсером и |

| |Гегелем как "весьма резонные", "обобщающие", воздал |

| |ему "должное", наконец, отметил, что социальное зна-|

| | |

| |ние оказалось "под огромным воздействием марксистс- |

| |кой социологии" . Но теперь Сорокин утверждает, |

| |что, хотя марксизм стал "святыней коммунистической |

| |революции в России", его "отец" не повинен "в том, |

| |что |

| |стал объектом религиозно-политического |

| |идолопоклонства". |

| |В "Социальной и культурной динамике" (1957) содер- |

| |жится признание методологической плодотворности |

| |теоре- |

| |тического освоения "структурно-функциональной |

| |интегра- |

| |ции" социума. Как справедливо отмечает Ю. В. Яковец,|

| | |

| |"здесь прежде всего имеется в виду К. Маркс и его |

| |учение о "базисе" и "надстройке" (Комментарий к "Со-|

| | |

| |циальной и культурной динамике". Главы из книги. М..|

| | |

| |1999, с. 22). В этом пункте Сорокин увидел в Марксе |

| |предтечу интегративного направления в постижении со-|

| | |

| |циума. Но он до конца отказывался признать, что его |

| |структуру и динамику можно интерпретировать в |

| |контек- |

| |сте иного смысла. |

| |Наконец, в финале своего творческого пути Сорокин |

| |лучше видел обратную тенденцию - движение к |

| |собственной парадигме в... советской социологии. |

| |Вопреки царящему в ней "диаматовскому раю" |

| |(Солженицын) он обнаружил в ней "целый ряд |

| |направлений "интегральной" и "идеалистической" |

| |социально-политической мысли". Такое признание |

| |заслуживает внимания, хотя его "расшифровка" |

| |затруднена обычной для Сорокина манерой не ссылаться|

| |на первоисточники, давшие основания для такого |

| |радикального вывода. Вероятно имеются в виду |

| |реальные сдвиги советской социально-философской |

| |мысли в таких областях, как антропология, |

| |глобалистика, всеобщая история, аксиология, |

| |культурология, этика, эстетика, семиотика и др. Было|

| |бы благодарной задачей специально проследить |

| |корреляцию между постепенным и "из-под глыб" |

| |официальной идеологии возвратом советской философии |

| |к аутентичному, не искаженному марксизму и |

| |"потеплением" Сорокина к его последователям. Но |

| |независимо от этого ясно. что "топор вой- |

| |ны" с марксизмом "поздний" Сорокин зарыл. |

| |Многое, очень многое сближает нас с |

| |российско-американским мыслителем. Мы, вышедшие из |

| |шинели закрытого общества, отчасти повинны в том. |

| |что наши идеи формировались в режиме не прямого |

| |диалога, а так называемой критики буржуазной |

| |философии, не всегда что греха таить – |

| |доброжелательной. |

| |Абстрагируясь от перипетий изначального и в принципе|

| |непреходящего отчуждения Сорокина от Маркса, его |

| |гамбургский счет последнему сводится к следующим |

| |положениям. |

| |• Маркс поставил, но не решил проблему |

| |"системосозядания", априорной и законченной |

| |социологической доктрины. |

| |• Марксовский детерминизм имеет односторонне |

| |экономический характер и не способен адекватно |

| |"схватить" гуманистическую природу человека. |

| |• Формационная методология марксистского анализа |

| |социума "работает" в структурно-функциональном |

| |измерении, но не способна выявить смыслообразующее |

| |ядро социальных систем и циклов их эволюции. |

| |• Марксистская концепция общественного прогресса, |

| |особенно в его революционной ипостаси, это |

| |абсолютизация маргинальных состояний общества и |

| |отрицание |

| |эволюционного прогресса. |

| |• Марксизм - разновидность эсхатологии, |

| |наукообразного пророчества конечной цели - |

| |"коммунистического рая". |

| |Развернутая реконструкция аутентичного марксизма по |

| |этим ключевым вопросам была бы небесполезной как для|

| |тех, кто поспешил отречься от его "краткого курса", |

| |так и для тех, кто не спешит освоить его в свободном|

| |от деформаций виде. Однако императивное "краткость -|

| |сестра редакции" вынуждает ограничиться тезисами о |

| |Марксе. Их структура изоморфна сорокинскому |

| |вердикту. |

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится

символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из

классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г.

Спенсером, М. Вебером.

Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный

вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об

обществе, несмотря на свою неоднозначность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.