![]() |
|
|
Социологическая концепция П. Сорокина| |самих критикуемых. | | |Стоит, я думаю, зафиксировать совершенно особую | | |ситуацию в гуманитарной сфере - когда критик в | | |качестве своей оценки объекта заимствует у объекта | | |самооценку, не принимая во внимание то | | |обстоятельство, что последняя может оказаться | | |совершенно неадекватной или, скажем, весьма | | |своеобразной. Так, в Британской энциклопедии в | | |статье о советской литературе много места уделяется | | |Федину и совсем не упоминается Платонов: в | | |независимый иностранный источник некритически | | |перекочевала официальная табель о рангах советской | | |литературы. | | |Удобство и нетрудоемкость познавательной процедуры | | |перевесили возможные недостатки. Но если | | |исследователь или критик подменяет оценку объекта | | |его самооценкой, он с логической необходимостью | | |должен сделать еще одно допущение: что изучаемый | | |объект с фанатической настойчивостью следует своим | | |декларациям – иначе, какой смысл их изучать? Таким | | |образом, можно говорить о совершенно специфическом | | |явлении культуры: о мнимой экзальтации, | | |приписываемой обществоведами изучаемым сообществам | | |для удобства своей познавательной работы. Историки, | | |этнографы, антропологи любят ошарашивать публику | | |рассказами о чрезмерно жестоких или причудливых | | |нравах, царящих в среде тех или иных народов. И на | | |помощь престижу ученого приходит мнимость | | |экзальтации. | |Левяш И.Я. К.Маркс и П.Сорокин : поиск интегративной парадигмы. | |//Соц.-гумонитарные знания.-1999.-№5.-С.203-222. | |Маркс и Сорокин – |Время переоценки ценностей - это всегда | |ракурс рассмотрения |взаимопревращение, а нередко и отождествление идолов| | |и идеалов. Выйти из этого коловорота можно лишь | | |путем ассимиляции мирового духовного опыта и | | |реанимации распавшейся связи времен отечественной | | |интеллектуальной традиции. Вместе с тем недопустимы | | |новые разрывы и забвение других, но по-своему | | |укорененных на российской почве традиций. Для нас, | | |вышедших из "шинели" марксизма, это прежде всего | | |вопрос об отношении к его социальной философии иных | | |значимых систем, возможности их взаимной | | |дополняемости в более емкой и плодотворной | | |миросистемной картине. | | |Одна из траекторий такого синтеза и его оснований | | |-отношение к марксизму заметного представителя | | |российско-американской социальной философии Питирима| | |Сорокина. О нарастающем интересе к этому мыслителю | | |свидетельствуют не только выход в свет достаточно | | |репрезентативного сборника его работ, но и | | |российско-американский симпозиум, посвященный | | |110-летию со дня рождения философа, и принятое на | | |симпозиуме решение осоздании Международного фонда П.| | |Сорокина – К.Кондратьева. | | |Избранный нами ракурс - Маркс и Сорокин - заведомо | | |лишен соблазнов компаративного анализа однотипных | | |интеллектуальных систем или духовных квинтэссенций | | |одного исторического периода. В координатах | | |физического времени задачу можно было бы упростить | | |ссылкой на то, что Сорокин как-то "относился" к | | |Марксу, но последний был лишен такой возможности. | | |Однако это значало бы утрату ариадниной нити их | | |смысловой коммуникации в едином и неделимом | | |социально-историческом времени не только "заката | | |Европы", но и "конца" | | |одной истории и проблематичного восхождения к | | |другой. Предмет нашего анализа - прежде всего такие | | |смыслы, и это обстоятельство (не говоря уже о жанре | | |статьи) взыскует "бритвы Оккама" как принципа | | |лаконичной интерпретации практически необъятного | | |наследия обоих мыслителей. Следуя этому принципу, | | |необходима реконструкция "узловой линии мер" - | | |ключевых идей духовной эволюции Сорокина, которая в | | |явном или имплицитном виде формировалась как | | |притяжение/отталкивание от марксизма. | |«Не очарованный |Единственный момент, облегчающий наш анализ, | |марксизмом» |заключается в том, что, в отличие от Н. Бердяева, С.| | |Булгакова, Н. Михайловского, П. Струве, Сорокин | | |никогда не "очаровывался" марксизмом, и у него не | | |было оснований разочаровываться в нем. Уже в 1963 | | |г., описывая эволюцию своего мировоззрения, он | | |отмечает, что оно изначально и последовательно | | |представляло собой альтернативную марксизму систему | | |взглядов. "В отличие от марксистского материализма и| | |экономической интерпретации человека и истории | | |философия и социология эсеров были в большей степени| | |интегральными и | | |идеалистическими. Они особо подчеркивали роль | | |творческих идей... Этой близостью и объясняется мой | | |выбор в пользу эсеровской, а не | | |социал-демократической партии и, собственно, поэтому| | |на протяжении всей последующей жизни я так и не был | | |заражен марксистской идеологией". В работе "Главные | | |тенденции нашего времени" он вновь подчеркивал, что | | |"всегда был очень критичным по отношению к основным | | |принципам всех видов материалистической философии". | |Маркс и Сорокин: три|Во-первых, оба мыслителя, в особенности "поздний" | |парадокса общности |Сорокин - ярко выраженные "интеграторы", сторонники | | |интегративной парадигмы содостаточность все более | | |специализирующегося знания или реализация | | |кантовского импульса к "системосозиданию". Прежде | | |всего она обусловлена масштабами мировоззрения обоих| | |мыслителей. | | |Во-вторых, Маркс и Сорокин - личности, для которых | | |мысль не тождественна созерцанию. Маркс изначально | | |избрал деятельностную ориентацию уже в "Тезисах о | | |Фейербахе", упрекал предшествующий материализм в | | |дефиците "субъективности" и сформулировал назначение| | |философии - объяснять мир для того, чтобы изменить | | |его. Сорокин же определил свой выбор, по его словам,| | |под прямым воздействием партийного, идеологического | | |противостояния эсеровской и социал-демократической | | |альтернатив русской революции. Уже в 1947 г., как бы| | |оспаривая будущих трубадуров "деидеологизации", он | | |вполне прозрачно утверждал, что "в большинстве всех | | |социальных революций, реформ и реконструкций именно | | |социология того или иного рода была ведущей | | |идеологией и направлением" . | | | | | |Общность Маркса и Сорокина обнаруживается и | | |впроблематичности оценки их ролей на исходе XX | | |столетия. Одному из ведущих западных социологов, еще| | |недавно президенту Международной социологической | | |ассоциации П. Валерстайну имя Сорокина-социолога | | |ничего не говорит, зато ему ясен вопрос, "кого мы | | |называем в качестве мыслителей, сформировавших нас | | |профессионально. Стандартный набор для социологов | | |наших дней - это Дюркгейм, Маркс и Вебер" было бы | | |счесть авторитетной, но все же приватной, если бы | | |она (включая недвусмысленное "мы") не вызвала | | |никаких возражений участников XIV Всемирного | | |социологического конгресса (Монреаль, 1998). Однако | | |слишком многим аргусам марксистского учения с | | |недавних пор удобнее снимать с себя историческую | | |ответственность, возлагая ее на "основоположника". | | |Смена есть. А вехи? На пленарном заседании, | | |посвященном юбилею Сорокина, "основоположником" | | |называли теперь уже его. Ранее американский социолог| | |Э.Тириакьян определил своего учителя как | | |"социологического Достоевского". Своеобразную оценку| | |Сорокину дали А. Ю. Согомонов, определив его работу | | |«Социальная и культурная динамика» как | | |"беспрецедентный по объему и по эмпирическому охвату| | |сопревосходящий в этом смысле даже "Капитал" Маркса"| | |Как раз в этом смысле можно напомнить научный идеал | | |"раннего" Сорокина в его "Программе преподавания | | |социологии": "Хорошая статистическая диаграмма стоит| | |гораздо больше, чем обширный социально-философский | | |трактат" . Эта идея позднее была реализована в его | | |работах, но она не очень согласуется с их | | |"беспрецедентным объемом". В свою очередь, отрекаясь| | |от марксизма, Н. Михайловский все же счел | | |необходимым подчеркнуть, что марксовский "Капитал" -| | |это "Монблан" эмпирической информации. Но кто-то | | |заметил, что и его двухстраничные "Тезисы о | | |Фейербахе" стоят целых томов. Так что оба мыслителя | | |вполне релевантны как энциклопедические ученые мужи.| |Сорокин не |Сорокин действительно обнаружил феноменальную | |анализирует работы |эрудицию, неоднократно апеллируя буквально к сотням | |Маркса ни в одной из|духовно близких ему источников. Исключение – и в это| |своих главных работ |верится с трудом - составляют труды Маркса! Во | | |всяком случае среди дюжины ключевых работ, которые | | |будут представлены в статье, нет ни одной прямой | | |ссылки на этот источник. "Капитал" ни разу даже не | | |упомянут, есть лишь одна ссылка на Энгельса (строка| | |о социальном равенстве как уничтожении классов - по | | |"Анти-Дюрингу" (см. там же. с. 263), Это почти | | |невероятно, но приходится констатировать, что | | |подлинного, аутентичного Маркса Сорокин не знал и | | |довольствовался версиями его учения "из вторых рук".| | |Это как-то объяснимо ранним выбором Сорокина не в | | |пользу марксизма, горечью срыва эсеровской | | |альтернативы революции, "жизнью среди смерти", как | | |писал он о своей горькой доле личного секретаря | | |Керенского в это лихолетье, в особенности - | | |изгнанием и забвением официальной "марксистской" | | |России. Но и гораздо позднее, когда философ признал,| | |что первая треть XX столетия - это "время-моды на | | |марксизм" (там же. с. 179) и даже назвал Маркса | | |среди своих предтеч , он никогда предметно не | | |анализировал марксовские тексты. Если этот | | |загадочный феномен не поддается рациональному | | |объяснению, остается апеллировать к прецедентам с | | |Гегелем, который не упомянул своего предшественника | | |Зико. или Гете. который третировал Фихте. Возможно, | | |объяснение этому та ницшеанская страсть, о которой | | |сам Сорокин писал, что "рано стал... лидером | | |социалистов-революционеров в школе и прилежащих | | |регионах". Со временем масштаб притязаний | | |существенно изменился и среди предтеч и | | |современников Сорокина достойным оспаривать духовное| | |лидерство был, пожалуй, только Маркс. | | |Это не более чем версия. "Тайна велика сия", но | | |понятным образом она на порядок усложняет решение | | |поставленной нами задачи. Выбора нет, и остается | | |воспроизвести отношение Сорокина к Марксу, | | |"сконструированному с подачи" иных имен. | |Реконструкции |Принято считать, что в творческом пути Сорокина было| |мировидения обоих |два этапа - "традиционный" и "гарвардский", но в | |мыслителей в |этой двузвенной схеме духовной биографии мыслителя | |пределах поиска ими |есть двойное упрощение: между исходным и гарвардским| |интегративной |этапами было еще весьма специфическое для Сорокина | |парадигмы |десятилетие. Но главное в том, что вопреки более | | |заметному "традиционализму" он изначально обнаружил | | |тенденцию к интегративному способу рефлексии о | | |человеке и его мире. | | |Основные факторы воздействия на формирование своего | | |духовного облика Сорокин определял по уровнями | | |направлениям наличного знания. Он считал, что, с | | |точки зрения философии, складывающаяся система была | | |больше разновидностью эмпирического неопозитивизма и| | |критического реализма, основанного на логических и | | |эмпирико-научных методах, социологически - | | |разновидностью синтеза конто-спенсеровской | | |социологии эволюции и прогресса, дополненной | | |теориями Н. Михайловского, М. Ковалевского, Г. | | |Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М, Вебера, К. | | |Маркса, В. Парето и других' западных обществоведов, | | |политически - видом социальной идеологии, основанной| | |на этике солидарности и свободы. В этих поздних | | |воспоминаниях Маркс далеко не случайно назван среди | | |известных социологов, а не философов, к тому же не | | |"основополагающих" (Конт, Спенсер), а лишь | | |"дополняющих" и "корректирующих" сорокинские | | |взгляды. Позитивизм и его сиамский близнец -саентизм| | |были восприняты Сорокиным как мировоззрение | | |принципиального неприятия всякой "метафизики" и | | |требования "придать социологии ясные и точные | | |очертания". Оказавшись правленность - не только | | |реакция на этой почве, автор "Программы | | |преподавания социологии" в бихевиористском духе | | |полагал, что социология - это "наука о поведении | | |людей, а не наука о едином обществе" | | |Означает ли это отрицание объективной целостности ; | | |общества как метафизической химеры? Если быть | | |последовательным, да. Но позитивизм никогда не | | |обладал ;таким достоинством и в то время еще не | | |отказывался ясно формулировать исходный пункт своего| | |мировоззрения: "О. Конт был прав: идеи управляют | | |миром и вертят его... Единственное отличие человека | | |от животных – это его интеллект" . Поскольку Сорокин| | |осознанно и почти неизменно апеллировал к этой deus | | |ех machina, к этому краеугольному камню его | | |мировоззрения нет смысла специально возвращаться. | | |Оставаясь верным своему философскому кредо, Сорокин | | |очень рано обнаружил озабоченность "факторами | | |социальной эволюции" - от географических до | | |интеллектуальных - и среди них постоянно обращал | | |внимание на "экономические и классовые (марксизм)". | | |Судя также по другим -работам этого времени , он | | |склонялся к осознанию взаимодействия этих факторов | | |как основного принципа, которому уже тесно на | | |прокрустовом ложе отрицания "единого общества". | | |Философ отмечает "специфические признаки этого | | |общемирового и в этом смысле родового у процесса" .| | | | | |Ом полагает "одинаково метафизическими" сторонников | | |индетерминизма и фатализма, среди последних отмечает| | |марксизм как "экономический детерминизм" и | | |вопрошает: "Что составляет необходимое и главное | | |условие истории человечества . таким необходимыми | | |достаточным условием является сам человек... человек| | |был всегда творцом истории.. закономерность в | | |истории означает то, что не может быть ни одного | | |исторического факта, который противоречил бы | | |свойствам человека или совершался помимо его" . | | |Эта гуманистическая установка реализуется путем | | |преодоления эмпирического бихевиоризма, но не | | |продвительный признак чисто социального | | |(человеческого) явления" . Это чистопородное, хотя и| | |освобожденное от мистического ореола гегельянство, и| | |именно в таком контексте социология определяется | | |Сорокиным как "наука о родовых свойствах и основных | | |закономерностях социально-психологических явлений". | | |Иными словами, социально = психическому. | | |В этом вполне определенном пункте Сорокин впервые | | |проходит рубикон, который отделяет его от своих | | |духовных предтеч. Для них мир идей, духовная | | |культура были чем-то "отдельным от общества". | | |"Неужели, - сомневается он, - миром понятий | | |ограничивается культура и цивилизация!". Нет, все, | | |что предметно существует (техника, быт, политическое| | |устройство и пр.) - это, выражаясь удачным термином | | |Г. Тарда, "застывшая форма". | | |Видение общества как интегрированного бытия культуры| | |и цивилизации, их взаимосвязи как "своего другого", | | |становится генерализующей идеей Сорокина. В ней не | | |оказалось места марксистской концепции социума, | | |понимаемой Сорокиным как биологизаторская теория | | |"борьбы за существование", т. е. одна из | | |разновидностей неприемлемого материализма. Он | | |сожалеет, что в ней биологическое, досоциальное не | | |отделено от надбиологического, | | |социального=психического. Для него "основные | | |категории политической экономии вроде "хозяйства", | | |"ценностей", "капитала", "труда" есть | | |психосоциальные категории... Все эти явления | | |принадлежат к категории социальных фактов лишь | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |