реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социологическая концепция П. Сорокина

| |самих критикуемых. |

| |Стоит, я думаю, зафиксировать совершенно особую |

| |ситуацию в гуманитарной сфере - когда критик в |

| |качестве своей оценки объекта заимствует у объекта |

| |самооценку, не принимая во внимание то |

| |обстоятельство, что последняя может оказаться |

| |совершенно неадекватной или, скажем, весьма |

| |своеобразной. Так, в Британской энциклопедии в |

| |статье о советской литературе много места уделяется |

| |Федину и совсем не упоминается Платонов: в |

| |независимый иностранный источник некритически |

| |перекочевала официальная табель о рангах советской |

| |литературы. |

| |Удобство и нетрудоемкость познавательной процедуры |

| |перевесили возможные недостатки. Но если |

| |исследователь или критик подменяет оценку объекта |

| |его самооценкой, он с логической необходимостью |

| |должен сделать еще одно допущение: что изучаемый |

| |объект с фанатической настойчивостью следует своим |

| |декларациям – иначе, какой смысл их изучать? Таким |

| |образом, можно говорить о совершенно специфическом |

| |явлении культуры: о мнимой экзальтации, |

| |приписываемой обществоведами изучаемым сообществам |

| |для удобства своей познавательной работы. Историки, |

| |этнографы, антропологи любят ошарашивать публику |

| |рассказами о чрезмерно жестоких или причудливых |

| |нравах, царящих в среде тех или иных народов. И на |

| |помощь престижу ученого приходит мнимость |

| |экзальтации. |

|Левяш И.Я. К.Маркс и П.Сорокин : поиск интегративной парадигмы. |

|//Соц.-гумонитарные знания.-1999.-№5.-С.203-222. |

|Маркс и Сорокин – |Время переоценки ценностей - это всегда |

|ракурс рассмотрения |взаимопревращение, а нередко и отождествление идолов|

| |и идеалов. Выйти из этого коловорота можно лишь |

| |путем ассимиляции мирового духовного опыта и |

| |реанимации распавшейся связи времен отечественной |

| |интеллектуальной традиции. Вместе с тем недопустимы |

| |новые разрывы и забвение других, но по-своему |

| |укорененных на российской почве традиций. Для нас, |

| |вышедших из "шинели" марксизма, это прежде всего |

| |вопрос об отношении к его социальной философии иных |

| |значимых систем, возможности их взаимной |

| |дополняемости в более емкой и плодотворной |

| |миросистемной картине. |

| |Одна из траекторий такого синтеза и его оснований |

| |-отношение к марксизму заметного представителя |

| |российско-американской социальной философии Питирима|

| |Сорокина. О нарастающем интересе к этому мыслителю |

| |свидетельствуют не только выход в свет достаточно |

| |репрезентативного сборника его работ, но и |

| |российско-американский симпозиум, посвященный |

| |110-летию со дня рождения философа, и принятое на |

| |симпозиуме решение осоздании Международного фонда П.|

| |Сорокина – К.Кондратьева. |

| |Избранный нами ракурс - Маркс и Сорокин - заведомо |

| |лишен соблазнов компаративного анализа однотипных |

| |интеллектуальных систем или духовных квинтэссенций |

| |одного исторического периода. В координатах |

| |физического времени задачу можно было бы упростить |

| |ссылкой на то, что Сорокин как-то "относился" к |

| |Марксу, но последний был лишен такой возможности. |

| |Однако это значало бы утрату ариадниной нити их |

| |смысловой коммуникации в едином и неделимом |

| |социально-историческом времени не только "заката |

| |Европы", но и "конца" |

| |одной истории и проблематичного восхождения к |

| |другой. Предмет нашего анализа - прежде всего такие |

| |смыслы, и это обстоятельство (не говоря уже о жанре |

| |статьи) взыскует "бритвы Оккама" как принципа |

| |лаконичной интерпретации практически необъятного |

| |наследия обоих мыслителей. Следуя этому принципу, |

| |необходима реконструкция "узловой линии мер" - |

| |ключевых идей духовной эволюции Сорокина, которая в |

| |явном или имплицитном виде формировалась как |

| |притяжение/отталкивание от марксизма. |

|«Не очарованный |Единственный момент, облегчающий наш анализ, |

|марксизмом» |заключается в том, что, в отличие от Н. Бердяева, С.|

| |Булгакова, Н. Михайловского, П. Струве, Сорокин |

| |никогда не "очаровывался" марксизмом, и у него не |

| |было оснований разочаровываться в нем. Уже в 1963 |

| |г., описывая эволюцию своего мировоззрения, он |

| |отмечает, что оно изначально и последовательно |

| |представляло собой альтернативную марксизму систему |

| |взглядов. "В отличие от марксистского материализма и|

| |экономической интерпретации человека и истории |

| |философия и социология эсеров были в большей степени|

| |интегральными и |

| |идеалистическими. Они особо подчеркивали роль |

| |творческих идей... Этой близостью и объясняется мой |

| |выбор в пользу эсеровской, а не |

| |социал-демократической партии и, собственно, поэтому|

| |на протяжении всей последующей жизни я так и не был |

| |заражен марксистской идеологией". В работе "Главные |

| |тенденции нашего времени" он вновь подчеркивал, что |

| |"всегда был очень критичным по отношению к основным |

| |принципам всех видов материалистической философии". |

|Маркс и Сорокин: три|Во-первых, оба мыслителя, в особенности "поздний" |

|парадокса общности |Сорокин - ярко выраженные "интеграторы", сторонники |

| |интегративной парадигмы содостаточность все более |

| |специализирующегося знания или реализация |

| |кантовского импульса к "системосозиданию". Прежде |

| |всего она обусловлена масштабами мировоззрения обоих|

| |мыслителей. |

| |Во-вторых, Маркс и Сорокин - личности, для которых |

| |мысль не тождественна созерцанию. Маркс изначально |

| |избрал деятельностную ориентацию уже в "Тезисах о |

| |Фейербахе", упрекал предшествующий материализм в |

| |дефиците "субъективности" и сформулировал назначение|

| |философии - объяснять мир для того, чтобы изменить |

| |его. Сорокин же определил свой выбор, по его словам,|

| |под прямым воздействием партийного, идеологического |

| |противостояния эсеровской и социал-демократической |

| |альтернатив русской революции. Уже в 1947 г., как бы|

| |оспаривая будущих трубадуров "деидеологизации", он |

| |вполне прозрачно утверждал, что "в большинстве всех |

| |социальных революций, реформ и реконструкций именно |

| |социология того или иного рода была ведущей |

| |идеологией и направлением" . |

| | |

| |Общность Маркса и Сорокина обнаруживается и |

| |впроблематичности оценки их ролей на исходе XX |

| |столетия. Одному из ведущих западных социологов, еще|

| |недавно президенту Международной социологической |

| |ассоциации П. Валерстайну имя Сорокина-социолога |

| |ничего не говорит, зато ему ясен вопрос, "кого мы |

| |называем в качестве мыслителей, сформировавших нас |

| |профессионально. Стандартный набор для социологов |

| |наших дней - это Дюркгейм, Маркс и Вебер" было бы |

| |счесть авторитетной, но все же приватной, если бы |

| |она (включая недвусмысленное "мы") не вызвала |

| |никаких возражений участников XIV Всемирного |

| |социологического конгресса (Монреаль, 1998). Однако |

| |слишком многим аргусам марксистского учения с |

| |недавних пор удобнее снимать с себя историческую |

| |ответственность, возлагая ее на "основоположника". |

| |Смена есть. А вехи? На пленарном заседании, |

| |посвященном юбилею Сорокина, "основоположником" |

| |называли теперь уже его. Ранее американский социолог|

| |Э.Тириакьян определил своего учителя как |

| |"социологического Достоевского". Своеобразную оценку|

| |Сорокину дали А. Ю. Согомонов, определив его работу |

| |«Социальная и культурная динамика» как |

| |"беспрецедентный по объему и по эмпирическому охвату|

| |сопревосходящий в этом смысле даже "Капитал" Маркса"|

| |Как раз в этом смысле можно напомнить научный идеал |

| |"раннего" Сорокина в его "Программе преподавания |

| |социологии": "Хорошая статистическая диаграмма стоит|

| |гораздо больше, чем обширный социально-философский |

| |трактат" . Эта идея позднее была реализована в его |

| |работах, но она не очень согласуется с их |

| |"беспрецедентным объемом". В свою очередь, отрекаясь|

| |от марксизма, Н. Михайловский все же счел |

| |необходимым подчеркнуть, что марксовский "Капитал" -|

| |это "Монблан" эмпирической информации. Но кто-то |

| |заметил, что и его двухстраничные "Тезисы о |

| |Фейербахе" стоят целых томов. Так что оба мыслителя |

| |вполне релевантны как энциклопедические ученые мужи.|

|Сорокин не |Сорокин действительно обнаружил феноменальную |

|анализирует работы |эрудицию, неоднократно апеллируя буквально к сотням |

|Маркса ни в одной из|духовно близких ему источников. Исключение – и в это|

|своих главных работ |верится с трудом - составляют труды Маркса! Во |

| |всяком случае среди дюжины ключевых работ, которые |

| |будут представлены в статье, нет ни одной прямой |

| |ссылки на этот источник. "Капитал" ни разу даже не |

| |упомянут, есть лишь одна ссылка на Энгельса (строка|

| |о социальном равенстве как уничтожении классов - по |

| |"Анти-Дюрингу" (см. там же. с. 263), Это почти |

| |невероятно, но приходится констатировать, что |

| |подлинного, аутентичного Маркса Сорокин не знал и |

| |довольствовался версиями его учения "из вторых рук".|

| |Это как-то объяснимо ранним выбором Сорокина не в |

| |пользу марксизма, горечью срыва эсеровской |

| |альтернативы революции, "жизнью среди смерти", как |

| |писал он о своей горькой доле личного секретаря |

| |Керенского в это лихолетье, в особенности - |

| |изгнанием и забвением официальной "марксистской" |

| |России. Но и гораздо позднее, когда философ признал,|

| |что первая треть XX столетия - это "время-моды на |

| |марксизм" (там же. с. 179) и даже назвал Маркса |

| |среди своих предтеч , он никогда предметно не |

| |анализировал марксовские тексты. Если этот |

| |загадочный феномен не поддается рациональному |

| |объяснению, остается апеллировать к прецедентам с |

| |Гегелем, который не упомянул своего предшественника |

| |Зико. или Гете. который третировал Фихте. Возможно, |

| |объяснение этому та ницшеанская страсть, о которой |

| |сам Сорокин писал, что "рано стал... лидером |

| |социалистов-революционеров в школе и прилежащих |

| |регионах". Со временем масштаб притязаний |

| |существенно изменился и среди предтеч и |

| |современников Сорокина достойным оспаривать духовное|

| |лидерство был, пожалуй, только Маркс. |

| |Это не более чем версия. "Тайна велика сия", но |

| |понятным образом она на порядок усложняет решение |

| |поставленной нами задачи. Выбора нет, и остается |

| |воспроизвести отношение Сорокина к Марксу, |

| |"сконструированному с подачи" иных имен. |

|Реконструкции |Принято считать, что в творческом пути Сорокина было|

|мировидения обоих |два этапа - "традиционный" и "гарвардский", но в |

|мыслителей в |этой двузвенной схеме духовной биографии мыслителя |

|пределах поиска ими |есть двойное упрощение: между исходным и гарвардским|

|интегративной |этапами было еще весьма специфическое для Сорокина |

|парадигмы |десятилетие. Но главное в том, что вопреки более |

| |заметному "традиционализму" он изначально обнаружил |

| |тенденцию к интегративному способу рефлексии о |

| |человеке и его мире. |

| |Основные факторы воздействия на формирование своего |

| |духовного облика Сорокин определял по уровнями |

| |направлениям наличного знания. Он считал, что, с |

| |точки зрения философии, складывающаяся система была |

| |больше разновидностью эмпирического неопозитивизма и|

| |критического реализма, основанного на логических и |

| |эмпирико-научных методах, социологически - |

| |разновидностью синтеза конто-спенсеровской |

| |социологии эволюции и прогресса, дополненной |

| |теориями Н. Михайловского, М. Ковалевского, Г. |

| |Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М, Вебера, К. |

| |Маркса, В. Парето и других' западных обществоведов, |

| |политически - видом социальной идеологии, основанной|

| |на этике солидарности и свободы. В этих поздних |

| |воспоминаниях Маркс далеко не случайно назван среди |

| |известных социологов, а не философов, к тому же не |

| |"основополагающих" (Конт, Спенсер), а лишь |

| |"дополняющих" и "корректирующих" сорокинские |

| |взгляды. Позитивизм и его сиамский близнец -саентизм|

| |были восприняты Сорокиным как мировоззрение |

| |принципиального неприятия всякой "метафизики" и |

| |требования "придать социологии ясные и точные |

| |очертания". Оказавшись правленность - не только |

| |реакция на этой почве, автор "Программы |

| |преподавания социологии" в бихевиористском духе |

| |полагал, что социология - это "наука о поведении |

| |людей, а не наука о едином обществе" |

| |Означает ли это отрицание объективной целостности ; |

| |общества как метафизической химеры? Если быть |

| |последовательным, да. Но позитивизм никогда не |

| |обладал ;таким достоинством и в то время еще не |

| |отказывался ясно формулировать исходный пункт своего|

| |мировоззрения: "О. Конт был прав: идеи управляют |

| |миром и вертят его... Единственное отличие человека |

| |от животных – это его интеллект" . Поскольку Сорокин|

| |осознанно и почти неизменно апеллировал к этой deus |

| |ех machina, к этому краеугольному камню его |

| |мировоззрения нет смысла специально возвращаться. |

| |Оставаясь верным своему философскому кредо, Сорокин |

| |очень рано обнаружил озабоченность "факторами |

| |социальной эволюции" - от географических до |

| |интеллектуальных - и среди них постоянно обращал |

| |внимание на "экономические и классовые (марксизм)". |

| |Судя также по другим -работам этого времени , он |

| |склонялся к осознанию взаимодействия этих факторов |

| |как основного принципа, которому уже тесно на |

| |прокрустовом ложе отрицания "единого общества". |

| |Философ отмечает "специфические признаки этого |

| |общемирового и в этом смысле родового у процесса" .|

| | |

| |Ом полагает "одинаково метафизическими" сторонников |

| |индетерминизма и фатализма, среди последних отмечает|

| |марксизм как "экономический детерминизм" и |

| |вопрошает: "Что составляет необходимое и главное |

| |условие истории человечества . таким необходимыми |

| |достаточным условием является сам человек... человек|

| |был всегда творцом истории.. закономерность в |

| |истории означает то, что не может быть ни одного |

| |исторического факта, который противоречил бы |

| |свойствам человека или совершался помимо его" . |

| |Эта гуманистическая установка реализуется путем |

| |преодоления эмпирического бихевиоризма, но не |

| |продвительный признак чисто социального |

| |(человеческого) явления" . Это чистопородное, хотя и|

| |освобожденное от мистического ореола гегельянство, и|

| |именно в таком контексте социология определяется |

| |Сорокиным как "наука о родовых свойствах и основных |

| |закономерностях социально-психологических явлений". |

| |Иными словами, социально = психическому. |

| |В этом вполне определенном пункте Сорокин впервые |

| |проходит рубикон, который отделяет его от своих |

| |духовных предтеч. Для них мир идей, духовная |

| |культура были чем-то "отдельным от общества". |

| |"Неужели, - сомневается он, - миром понятий |

| |ограничивается культура и цивилизация!". Нет, все, |

| |что предметно существует (техника, быт, политическое|

| |устройство и пр.) - это, выражаясь удачным термином |

| |Г. Тарда, "застывшая форма". |

| |Видение общества как интегрированного бытия культуры|

| |и цивилизации, их взаимосвязи как "своего другого", |

| |становится генерализующей идеей Сорокина. В ней не |

| |оказалось места марксистской концепции социума, |

| |понимаемой Сорокиным как биологизаторская теория |

| |"борьбы за существование", т. е. одна из |

| |разновидностей неприемлемого материализма. Он |

| |сожалеет, что в ней биологическое, досоциальное не |

| |отделено от надбиологического, |

| |социального=психического. Для него "основные |

| |категории политической экономии вроде "хозяйства", |

| |"ценностей", "капитала", "труда" есть |

| |психосоциальные категории... Все эти явления |

| |принадлежат к категории социальных фактов лишь |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.