реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социологическая концепция П. Сорокина

Социологическая концепция П. Сорокина

Мурманский государственный технический университет

РЕФЕРАТ

по социологии на тему:

«Социологическая концепция П. Сорокина»

|Выполнил: |студент 3 курса, |

| |специальность |

| |«Национальная |

| |экономика» Панов |

| |Александр |

|Проверил: |ст. преподаватель |

| |кафедры истории и |

| |социологии |

| |Федосеенко И.Н. |

Мурманск, 2002

ВВЕДЕНИЕ

Социальное поведение, взаимодействие, сотрудничество общества

направлены на приспособление, достижения стабильности, что соответствует и

законам, действующим в сфере природы, хотя социальные явления и

закономерности общественного развития обладают спецификой. Задача

социологии – определить, в каком соотношении друг с другом находятся

социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу;

Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического

характера, реализовать идеал "описательной науки".

Российская социология, хотя и прошла те же этапы развития, что и

социологи на Западе, не ориентировалась исключительно на формализованные

модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения

социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда

присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные

ориентации. Это касается и российского позитивизма, и неокантианства, и

неопозитивизма. Поэтому "чистого" позитивизма в западном варианте в России

не было. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией

российской социологической мысли.

В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих

собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она

испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного

аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И

несмотря на это в России постоянно росло число публикаций по социологии,

появлялось всё больше переводов, обобщений, комментариев работ западных

социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по

социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации,

появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин.

В первой части своей работы, я постараюсь показать общие взгляды

Сорокина на социологию, во второй и третьей – будут даны различные оценки

его деятельности.

|Сорокин А.П. Человек. Цивилизация. Общество/Общ. ред., А.Ю. Согомонов: |

|перевод с англ. – М.: Политиздат, 1992. – С.27-40 |

|Наука социология |Социология – это наука об обществе и закономерности,|

| |проявляющейся в общественных явлениях. Такое |

| |определение социологии вытекает из смысла самого |

| |слова «социология», что буквально означает «слово |

| |(наука) об обществе». Из него следует, что предметом|

| |изучения социологии является общество или |

| |общественные явления. Однако вряд ли можно |

| |довольствоваться таким определением: оно – увы! – |

| |дает нам немного. Стоит чуть-чуть подумать над ним, |

| |как сразу же встают вопросы: а что такое общество? |

| |каковы признаки общественных явлений, отличающих их |

| |от множества других явлений? будет ли обществом, |

| |например, груда камней, муравьиная куча и рой пчёл, |

| |или же обществом будет только собрание или |

| |совокупность людей? Если куча камней, или табун |

| |лошадей, или группа деревьев (лес) будут обществом, |

| |то, очевидно, социология становиться всеобъемлющей |

| |наукой, обнимающей в себе и физику, и химию, и |

| |биологию, короче – простым ярлыком, обозначающим |

| |собой лишь новый термин для ряда существующих наук. |

|Отличительные черты |Раз мы говорим об обществе, тем самым мы |

|общества, изучаемого|предполагаем наличность не одной единицы, не одного |

|социологией |существа, а по меньшей мере нескольких. Единица |

| |общества не составляет. Значит, общество означает |

| |прежде всего совокупность нескольких единиц |

| |(индивидов, существ, особей). Теперь представим |

| |себе, что эти единицы абсолютно закупорены и не |

| |имеют никаких отношений друг с другом. Будет ли в |

| |этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда |

| |вывод: общество означает не только совокупность |

| |нескольких единиц (особей, индивидов и т.д.), но |

| |предполагает, что эти единицы не изолированы друг от|

| |друга, а находятся между собой в процессе |

| |взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то |

| |или иное влияние, соприкасаются друг с другом и |

| |имеют между собой ту или иную связь. Иными словами |

| |понятие общества предполагает не только наличность |

| |нескольких единиц, но требует еще, чтобы эти единицы|

| |взаимодействовали между собой. Но этих черт мало для|

| |общества, изучаемого социологией. Каждому известно, |

| |что все предметы мира взаимодействуют друг с другом |

| |(например, планеты находятся в постоянном |

| |взаимодействии между собой). Следовательно, если бы |

| |мы ограничились понятием общества только как |

| |совокупности взаимодействующих единиц, это означало |

| |бы, что социология как наука об обществе должна была|

| |бы изучать и планеты, и клетки, и атомы, и молекулы,|

| |т.е. весь неорганический и органический мир, |

| |изучаемый физико-химическими и биологическими |

| |науками. Так где же и в чем искать отличительную |

| |черту? Она дана одновременно и в свойствах |

| |взаимодействующих единиц, и в свойствах самого |

| |процесса взаимодействия. Свойства двух камней и |

| |связывающего их процесса взаимодействия не похожи на|

| |свойства двух амёб или клеточек тела и характер |

| |взаимодействия между последними. Наконец, свойства |

| |человека и процесса взаимодействия, в котором |

| |находятся люди друг с другом, не похожи на свойства |

| |предыдущих взаимодействующих единиц и характер |

| |происходящего между ними процесса взаимодействия. С |

| |этой точки зрения взаимодействующие центры и все |

| |процессы взаимодействия можно разделить на 3 |

| |основные формы: |

| |«неорганические», изучаемые физико-химическими |

| |науками |

| |«живые органические», изучаемые биологическими |

| |науками |

| |взаимодействующие центры, одаренные психикой, |

| |сознанием и взаимодействие психическое, т.е. обмен |

| |идеями, чувствами, волевыми актами, изучаемые |

| |социологией. |

| |Из сказанного само собой следует, что общество как |

| |предмет изучения социологии дано только там, где |

| |дано несколько единиц (индивидов), одаренных |

| |психикой и связанных между собой процессами |

| |психического взаимодействия. И обратно, всюду, где |

| |взаимодействие тех или иных центров лишено |

| |психического характера, например взаимодействие |

| |–атомов, молекул, планет, простейших организмов, |

| |лишенных сознания, - там не будет общества в |

| |социологическом смысле. Социология изучает только |

| |такие общества, где члены последнего помимо |

| |органических и неорганических процессов, связаны еще|

| |взаимодействием психическим, т.е. обменом идей, |

| |чувств, волевых устремлений, короче – тем, что |

| |характеризуется словом «сознание». Атомы, молекулы, |

| |предметы неорганического мира, наконец, простейшие |

| |организмы, хотя и связаны между собой рядом |

| |процессов взаимодействия, но оно лишено психических |

| |форм: они не обмениваются ни идеями, ни чувствами, |

| |ни волевыми импульсами. Значит, тем самым они не |

| |составляют и общества в смысле социологическом. |

|Отделы социологии, |Вся наука социология может быть разделена на четыре |

|их задачи |главных отдела. |

| |Первый отдел социологии составляет общее учение об |

| |обществе. Сюда войдет: определение общества или |

| |социального явления, описание его основных черт, |

| |анализ процесса взаимодействия, формулировка |

| |основных социальных законов; сюда же должны быть |

| |отнесены и история самой социологии, характеристика |

| |современных социологических направлений и учение о |

| |методах социологии. |

| |Второй отдел социологии составляет социальная |

| |механика . Задачей этого отдела, наиболее важного из|

| |всех остальных, служит изучение закономерностей, |

| |проявляющихся в общественных явлениях. Социальная |

| |механика как часть социологии ставит своей задачей: |

| |а) разложение сложных общественных явлений на |

| |простейшие элементы; б)изучение свойств этих |

| |элементов и тех эффектов, которые они вызывают в |

| |поведении людей и общественной жизни; в) идя этим |

| |путем, социальная механика в конечном итоге пытается|

| |понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее|

| |тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым,|

| |случайное закономерным. |

| |Третьим отделом социологии будет социальная генетика|

| |(от «генезис» – значит происхождение и развитие). |

| |Содержанием его явиться: 1) учение о происхождении и|

| |развитии общества и общественных институтов: языка, |

| |семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т.д.; |

| |2) учение об основных исторических тенденциях, |

| |проявляющихся с поступательным ходом истории в |

| |развитии общества и общественных институтов. |

| |Четвертым отделом социологии будет социальная |

| |политика. Это отдел по своему характеру и целям |

| |является чисто практическим, прикладной дисциплиной.|

| |Его задачей служит формулировка рецептов, указание |

| |средств, пользуясь которыми можно и должно достигать|

| |цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе|

| |социальную политику можно назвать социальной |

| |медициной или учением о счастье. |

|Отношение социологии|Если предметом социологии является мир людей и |

|к другим научным |высших животных, находящихся в процессе психического|

|дисциплинам |взаимодействия, то встает вопрос: каково же |

| |отношение социологии к другим социальным наукам? |

| |Общественные явления изучаются не только |

| |социологией, но и рядом других наук: теорией права, |

| |политической экономией, историей, психологией и т.д.|

| |Спрашивается поэтому: в каком отношении к этим |

| |наукам, изучающим тот же предмет, что и социология, |

| |стоит последняя? Ответы, дававшиеся на этот вопрос |

| |разбивались на три группы: одни ученые под |

| |социологией понимали совокупность всех социальных |

| |наук. В этом случае социология превращалась в |

| |простое название, обозначавшее все социальные науки,|

| |вместе взятые. Другие социологи пытались выделить |

| |социологию из ряда других социальных наук по |

| |различию объектов, изучаемых первыми и второю. |

| |Нельзя признать удачной и эту попытку: во-первых, |

| |само различие формы и содержания очень неясно; |

| |во-вторых если бы даже это различие и было |

| |правильно, то оно в лучшем случае дало бы почву для |

| |новой социальной науки и ничуть не уничтожало бы |

| |потребности в особой науке, роль которой сейчас |

| |играет социология. В чем же дело? Дело в том, что |

| |социология, в противоположность специальным |

| |общественно-психологическим наукам, изучает не те |

| |или иные отдельные, специальные стороны или ряды |

| |общественных явлений, а изучает наиболее общие, |

| |родовые их свойства, как таковые не изучаемые ни |

| |одной из них. Следовательно, социология – наука о |

| |родовых свойствах и основных закономерностях |

| |социально-психологических явлений. В этом отношении |

| |социология находится в таком же положении по адресу |

| |специальных общественных наук, в каком общая |

| |биология находится по адресу специальных |

| |биологических дисциплин (зоологии, ботаники, т.п.) |

| |Как общая биология служит основной для последних, |

| |так и социология должна быть фундаментом для |

| |специальных общественных наук. Из сказанного ясно |

| |отношение социологии к последним. Социология не есть|

| |пустой ярлык для обозначения совокупности наук, не |

| |является она и специальной дисциплиной, подобно |

| |другим, отмежевавшим себе маленький угол |

| |общественных явлений для возделывания, а |

| |представляет собой самостоятельную науку, не |

| |слившуюся с существующими специальными дисциплинами,|

| |науку, изучающую наиболее общие – родовые – свойства|

| |общественных явлений, не изучаемых первыми. |

|Фрумкин К. О мнимой экзальтации. //Свободная мысль-21.-2001.-№5.-С.60-66. |

|«Наследие |Одно из самых знаменательных явлений современной |

|серебряного века»: |российской культуры - переиздание произведений |

|неоднозначность |русских мыслителей конца XIX - начала XX века. |

|восприятия и оценок |Цитирование многих из них в научной и философской |

| |литературе стало таким обильным, что часто вытесняет|

| |ссылки на современных авторов. И это обстоятельство |

| |вызывает определенную настороженность. С одной |

| |стороны, известный отрыв отечественной мысли от |

| |многих линий в развитии мировой культуры (а иным из |

| |них начало было положено именно русскими авторами) |

| |заставляет относиться к мыслителям "серебряного |

| |века" с повышенной серьезностью: их интеллектуальный|

| |уровень, профессионализм и образованность не могут |

| |не внушать уважение. Но с другой - идеи, появившиеся|

| |на свет едва ли не 100 лет назад не могут не |

| |устареть в том или ином аспекте. Именно такие |

| |двойственные чувства вызывают изданные в последние |

| |годы произведения классика русской и мировой |

| |социологии Питирима Сорокина. Социология волею судеб|

| |оказалась в России одной из самых отсталых |

| |гуманитарных наук. И поэтому она не может не |

| |обращать внимания на труды своего малоосвоенного |

| |классика. В самом деле, некоторые фрагменты работ |

| |Сорокина - прежде всего размышления о социологии |

| |революции - и по сей день воспринимаются как |

| |откровения. Но другие буквально режут слух |

| |современного читателя. |

|Общество по Сорокину|В ранних произведениях Сорокина, а точнее - в его |

|- экзальтированная |учении о классификации актов человеческого |

|секта? |поведения, есть одна странность. Ученый выделяет три|

| |разновидности поведения человека: |

| |нормальное и обязательное поведение, которое |

| |общество требует от своих членов; |

| |подвиги, которые не обязательны, но рекомендуемы и |

| |награждаемы; |

| |преступления, то есть запрещенные акты поведения, |

| |совершение которых наказуемо. |

| |Первое, что бросается в глаза даже не являющемуся |

| |профессиональным социологом читателю, - это |

| |совершенное отсутствие в системе Сорокина места для |

| |морально-нейтральных актов поведения. К какому из |

| |трех разрядов отнести, скажем, безобидное |

| |посвистывание на улице? Оно не обязательно, не |

| |рекомендуемо и не наказуемо. По Сорокину же все, что|

| |не обязательно, - либо подвиг, либо преступление. |

| |Можно попытаться представить себе общество, |

| |адекватное сорокинской классификации!. Его члены не|

| |смеют делать ничего сверх обязательного или хотя бы |

| |рекомендуемого. Перед нами жесткая тирания или – это|

| |даже точнее - экзальтированная секта. |

| |В словарях под экзальтированностью обычно понимается|

| |состояние болезненного возбуждения, то есть этому |

| |понятию дается психологическое, психофизиологическое|

| |толкование. Но нас в данном случае интересует не |

| |психология, а культура. Чтобы понять |

| |экзальтированность как категорию культурологическую,|

| |надо переосмыслить ее, исходя из того, что |

| |индивидуальная психология влияет на общие |

| |характеристики общества и культуры. Человек |

| |интегрирован в культуру через поступок, и |

| |возбужденность проявляется в разрастании чувства |

| |необходимости его совершения. |

| |Экзальтированность в данном контексте - это, прежде |

| |всего, гипертрофированность чувства долга, будь это |

| |долг религиозный, рыцарский или любой другой. |

| |Особенность экзальтированного, сектантского |

| |поведения как раз и заключается в отсутствии понятия|

| |о необязательных, но допустимых поступках. Все либо |

| |обязательно, свято - либо запрещено. Тирания |

| |навязывает своим поданным экзальтированное |

| |поведение. При жесткой теократии всякое нормальное |

| |жизненное отправление становится исполнением закона,|

| |актом служения. Таким образом, сливаются до |

| |неразличимости сакральные, ритуальные - и обыденные |

| |действия, с заметным перекосом к ритуалу. Вся жизнь |

| |становится исполнением ритуала. |

| |Понятия, близкие по смыслу к такому |

| |действию-служению, можно найти у Владимира Соловьева|

| |в понятии "теургия" или у Николая Федорова в понятии|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.