![]() |
|
|
Социологическая концепция П. СорокинаСоциологическая концепция П. СорокинаМурманский государственный технический университет РЕФЕРАТ по социологии на тему: «Социологическая концепция П. Сорокина» |Выполнил: |студент 3 курса, | | |специальность | | |«Национальная | | |экономика» Панов | | |Александр | |Проверил: |ст. преподаватель | | |кафедры истории и | | |социологии | | |Федосеенко И.Н. | Мурманск, 2002 ВВЕДЕНИЕ Социальное поведение, взаимодействие, сотрудничество общества направлены на приспособление, достижения стабильности, что соответствует и законам, действующим в сфере природы, хотя социальные явления и закономерности общественного развития обладают спецификой. Задача социологии – определить, в каком соотношении друг с другом находятся социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу; Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического характера, реализовать идеал "описательной науки". Российская социология, хотя и прошла те же этапы развития, что и социологи на Западе, не ориентировалась исключительно на формализованные модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные ориентации. Это касается и российского позитивизма, и неокантианства, и неопозитивизма. Поэтому "чистого" позитивизма в западном варианте в России не было. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией российской социологической мысли. В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И несмотря на это в России постоянно росло число публикаций по социологии, появлялось всё больше переводов, обобщений, комментариев работ западных социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин. В первой части своей работы, я постараюсь показать общие взгляды Сорокина на социологию, во второй и третьей – будут даны различные оценки его деятельности. |Сорокин А.П. Человек. Цивилизация. Общество/Общ. ред., А.Ю. Согомонов: | |перевод с англ. – М.: Политиздат, 1992. – С.27-40 | |Наука социология |Социология – это наука об обществе и закономерности,| | |проявляющейся в общественных явлениях. Такое | | |определение социологии вытекает из смысла самого | | |слова «социология», что буквально означает «слово | | |(наука) об обществе». Из него следует, что предметом| | |изучения социологии является общество или | | |общественные явления. Однако вряд ли можно | | |довольствоваться таким определением: оно – увы! – | | |дает нам немного. Стоит чуть-чуть подумать над ним, | | |как сразу же встают вопросы: а что такое общество? | | |каковы признаки общественных явлений, отличающих их | | |от множества других явлений? будет ли обществом, | | |например, груда камней, муравьиная куча и рой пчёл, | | |или же обществом будет только собрание или | | |совокупность людей? Если куча камней, или табун | | |лошадей, или группа деревьев (лес) будут обществом, | | |то, очевидно, социология становиться всеобъемлющей | | |наукой, обнимающей в себе и физику, и химию, и | | |биологию, короче – простым ярлыком, обозначающим | | |собой лишь новый термин для ряда существующих наук. | |Отличительные черты |Раз мы говорим об обществе, тем самым мы | |общества, изучаемого|предполагаем наличность не одной единицы, не одного | |социологией |существа, а по меньшей мере нескольких. Единица | | |общества не составляет. Значит, общество означает | | |прежде всего совокупность нескольких единиц | | |(индивидов, существ, особей). Теперь представим | | |себе, что эти единицы абсолютно закупорены и не | | |имеют никаких отношений друг с другом. Будет ли в | | |этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда | | |вывод: общество означает не только совокупность | | |нескольких единиц (особей, индивидов и т.д.), но | | |предполагает, что эти единицы не изолированы друг от| | |друга, а находятся между собой в процессе | | |взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то | | |или иное влияние, соприкасаются друг с другом и | | |имеют между собой ту или иную связь. Иными словами | | |понятие общества предполагает не только наличность | | |нескольких единиц, но требует еще, чтобы эти единицы| | |взаимодействовали между собой. Но этих черт мало для| | |общества, изучаемого социологией. Каждому известно, | | |что все предметы мира взаимодействуют друг с другом | | |(например, планеты находятся в постоянном | | |взаимодействии между собой). Следовательно, если бы | | |мы ограничились понятием общества только как | | |совокупности взаимодействующих единиц, это означало | | |бы, что социология как наука об обществе должна была| | |бы изучать и планеты, и клетки, и атомы, и молекулы,| | |т.е. весь неорганический и органический мир, | | |изучаемый физико-химическими и биологическими | | |науками. Так где же и в чем искать отличительную | | |черту? Она дана одновременно и в свойствах | | |взаимодействующих единиц, и в свойствах самого | | |процесса взаимодействия. Свойства двух камней и | | |связывающего их процесса взаимодействия не похожи на| | |свойства двух амёб или клеточек тела и характер | | |взаимодействия между последними. Наконец, свойства | | |человека и процесса взаимодействия, в котором | | |находятся люди друг с другом, не похожи на свойства | | |предыдущих взаимодействующих единиц и характер | | |происходящего между ними процесса взаимодействия. С | | |этой точки зрения взаимодействующие центры и все | | |процессы взаимодействия можно разделить на 3 | | |основные формы: | | |«неорганические», изучаемые физико-химическими | | |науками | | |«живые органические», изучаемые биологическими | | |науками | | |взаимодействующие центры, одаренные психикой, | | |сознанием и взаимодействие психическое, т.е. обмен | | |идеями, чувствами, волевыми актами, изучаемые | | |социологией. | | |Из сказанного само собой следует, что общество как | | |предмет изучения социологии дано только там, где | | |дано несколько единиц (индивидов), одаренных | | |психикой и связанных между собой процессами | | |психического взаимодействия. И обратно, всюду, где | | |взаимодействие тех или иных центров лишено | | |психического характера, например взаимодействие | | |–атомов, молекул, планет, простейших организмов, | | |лишенных сознания, - там не будет общества в | | |социологическом смысле. Социология изучает только | | |такие общества, где члены последнего помимо | | |органических и неорганических процессов, связаны еще| | |взаимодействием психическим, т.е. обменом идей, | | |чувств, волевых устремлений, короче – тем, что | | |характеризуется словом «сознание». Атомы, молекулы, | | |предметы неорганического мира, наконец, простейшие | | |организмы, хотя и связаны между собой рядом | | |процессов взаимодействия, но оно лишено психических | | |форм: они не обмениваются ни идеями, ни чувствами, | | |ни волевыми импульсами. Значит, тем самым они не | | |составляют и общества в смысле социологическом. | |Отделы социологии, |Вся наука социология может быть разделена на четыре | |их задачи |главных отдела. | | |Первый отдел социологии составляет общее учение об | | |обществе. Сюда войдет: определение общества или | | |социального явления, описание его основных черт, | | |анализ процесса взаимодействия, формулировка | | |основных социальных законов; сюда же должны быть | | |отнесены и история самой социологии, характеристика | | |современных социологических направлений и учение о | | |методах социологии. | | |Второй отдел социологии составляет социальная | | |механика . Задачей этого отдела, наиболее важного из| | |всех остальных, служит изучение закономерностей, | | |проявляющихся в общественных явлениях. Социальная | | |механика как часть социологии ставит своей задачей: | | |а) разложение сложных общественных явлений на | | |простейшие элементы; б)изучение свойств этих | | |элементов и тех эффектов, которые они вызывают в | | |поведении людей и общественной жизни; в) идя этим | | |путем, социальная механика в конечном итоге пытается| | |понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее| | |тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым,| | |случайное закономерным. | | |Третьим отделом социологии будет социальная генетика| | |(от «генезис» – значит происхождение и развитие). | | |Содержанием его явиться: 1) учение о происхождении и| | |развитии общества и общественных институтов: языка, | | |семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т.д.; | | |2) учение об основных исторических тенденциях, | | |проявляющихся с поступательным ходом истории в | | |развитии общества и общественных институтов. | | |Четвертым отделом социологии будет социальная | | |политика. Это отдел по своему характеру и целям | | |является чисто практическим, прикладной дисциплиной.| | |Его задачей служит формулировка рецептов, указание | | |средств, пользуясь которыми можно и должно достигать| | |цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе| | |социальную политику можно назвать социальной | | |медициной или учением о счастье. | |Отношение социологии|Если предметом социологии является мир людей и | |к другим научным |высших животных, находящихся в процессе психического| |дисциплинам |взаимодействия, то встает вопрос: каково же | | |отношение социологии к другим социальным наукам? | | |Общественные явления изучаются не только | | |социологией, но и рядом других наук: теорией права, | | |политической экономией, историей, психологией и т.д.| | |Спрашивается поэтому: в каком отношении к этим | | |наукам, изучающим тот же предмет, что и социология, | | |стоит последняя? Ответы, дававшиеся на этот вопрос | | |разбивались на три группы: одни ученые под | | |социологией понимали совокупность всех социальных | | |наук. В этом случае социология превращалась в | | |простое название, обозначавшее все социальные науки,| | |вместе взятые. Другие социологи пытались выделить | | |социологию из ряда других социальных наук по | | |различию объектов, изучаемых первыми и второю. | | |Нельзя признать удачной и эту попытку: во-первых, | | |само различие формы и содержания очень неясно; | | |во-вторых если бы даже это различие и было | | |правильно, то оно в лучшем случае дало бы почву для | | |новой социальной науки и ничуть не уничтожало бы | | |потребности в особой науке, роль которой сейчас | | |играет социология. В чем же дело? Дело в том, что | | |социология, в противоположность специальным | | |общественно-психологическим наукам, изучает не те | | |или иные отдельные, специальные стороны или ряды | | |общественных явлений, а изучает наиболее общие, | | |родовые их свойства, как таковые не изучаемые ни | | |одной из них. Следовательно, социология – наука о | | |родовых свойствах и основных закономерностях | | |социально-психологических явлений. В этом отношении | | |социология находится в таком же положении по адресу | | |специальных общественных наук, в каком общая | | |биология находится по адресу специальных | | |биологических дисциплин (зоологии, ботаники, т.п.) | | |Как общая биология служит основной для последних, | | |так и социология должна быть фундаментом для | | |специальных общественных наук. Из сказанного ясно | | |отношение социологии к последним. Социология не есть| | |пустой ярлык для обозначения совокупности наук, не | | |является она и специальной дисциплиной, подобно | | |другим, отмежевавшим себе маленький угол | | |общественных явлений для возделывания, а | | |представляет собой самостоятельную науку, не | | |слившуюся с существующими специальными дисциплинами,| | |науку, изучающую наиболее общие – родовые – свойства| | |общественных явлений, не изучаемых первыми. | |Фрумкин К. О мнимой экзальтации. //Свободная мысль-21.-2001.-№5.-С.60-66. | |«Наследие |Одно из самых знаменательных явлений современной | |серебряного века»: |российской культуры - переиздание произведений | |неоднозначность |русских мыслителей конца XIX - начала XX века. | |восприятия и оценок |Цитирование многих из них в научной и философской | | |литературе стало таким обильным, что часто вытесняет| | |ссылки на современных авторов. И это обстоятельство | | |вызывает определенную настороженность. С одной | | |стороны, известный отрыв отечественной мысли от | | |многих линий в развитии мировой культуры (а иным из | | |них начало было положено именно русскими авторами) | | |заставляет относиться к мыслителям "серебряного | | |века" с повышенной серьезностью: их интеллектуальный| | |уровень, профессионализм и образованность не могут | | |не внушать уважение. Но с другой - идеи, появившиеся| | |на свет едва ли не 100 лет назад не могут не | | |устареть в том или ином аспекте. Именно такие | | |двойственные чувства вызывают изданные в последние | | |годы произведения классика русской и мировой | | |социологии Питирима Сорокина. Социология волею судеб| | |оказалась в России одной из самых отсталых | | |гуманитарных наук. И поэтому она не может не | | |обращать внимания на труды своего малоосвоенного | | |классика. В самом деле, некоторые фрагменты работ | | |Сорокина - прежде всего размышления о социологии | | |революции - и по сей день воспринимаются как | | |откровения. Но другие буквально режут слух | | |современного читателя. | |Общество по Сорокину|В ранних произведениях Сорокина, а точнее - в его | |- экзальтированная |учении о классификации актов человеческого | |секта? |поведения, есть одна странность. Ученый выделяет три| | |разновидности поведения человека: | | |нормальное и обязательное поведение, которое | | |общество требует от своих членов; | | |подвиги, которые не обязательны, но рекомендуемы и | | |награждаемы; | | |преступления, то есть запрещенные акты поведения, | | |совершение которых наказуемо. | | |Первое, что бросается в глаза даже не являющемуся | | |профессиональным социологом читателю, - это | | |совершенное отсутствие в системе Сорокина места для | | |морально-нейтральных актов поведения. К какому из | | |трех разрядов отнести, скажем, безобидное | | |посвистывание на улице? Оно не обязательно, не | | |рекомендуемо и не наказуемо. По Сорокину же все, что| | |не обязательно, - либо подвиг, либо преступление. | | |Можно попытаться представить себе общество, | | |адекватное сорокинской классификации!. Его члены не| | |смеют делать ничего сверх обязательного или хотя бы | | |рекомендуемого. Перед нами жесткая тирания или – это| | |даже точнее - экзальтированная секта. | | |В словарях под экзальтированностью обычно понимается| | |состояние болезненного возбуждения, то есть этому | | |понятию дается психологическое, психофизиологическое| | |толкование. Но нас в данном случае интересует не | | |психология, а культура. Чтобы понять | | |экзальтированность как категорию культурологическую,| | |надо переосмыслить ее, исходя из того, что | | |индивидуальная психология влияет на общие | | |характеристики общества и культуры. Человек | | |интегрирован в культуру через поступок, и | | |возбужденность проявляется в разрастании чувства | | |необходимости его совершения. | | |Экзальтированность в данном контексте - это, прежде | | |всего, гипертрофированность чувства долга, будь это | | |долг религиозный, рыцарский или любой другой. | | |Особенность экзальтированного, сектантского | | |поведения как раз и заключается в отсутствии понятия| | |о необязательных, но допустимых поступках. Все либо | | |обязательно, свято - либо запрещено. Тирания | | |навязывает своим поданным экзальтированное | | |поведение. При жесткой теократии всякое нормальное | | |жизненное отправление становится исполнением закона,| | |актом служения. Таким образом, сливаются до | | |неразличимости сакральные, ритуальные - и обыденные | | |действия, с заметным перекосом к ритуалу. Вся жизнь | | |становится исполнением ритуала. | | |Понятия, близкие по смыслу к такому | | |действию-служению, можно найти у Владимира Соловьева| | |в понятии "теургия" или у Николая Федорова в понятии| |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |