![]() |
|
|
Социологическая концепция П. Сорокина| |потому, что они суть символы психических переживаний| | |и, иначе говоря, они суть реализовавшаяся психика. | | |Храм. статуя Венеры Милосской - это "застывшая | | |психика"; они суть социальные ценности лишь | | |благодаря тому, что объективируют собой субъективную| | |психику" . | | |Произошла концептуализация известной ранее идеи. У | | |Сорокина она обрела форму базового и интегративного | | |видения двуединства субъективированной духовной | | |культуры и объективированной материальной | | |цивилизации. Но последняя - лишь отраженный свет | | |первой. | | |Здесь - творческая вершина российского этапа | | |Сорокина и вместе с тем источник более поздних | | |затруднений его мысли. Кристаллизация этих взглядов | | |происходила путем однозначного отталкивания от | | |утрированного "марксизма", и такая позиция еще не | | |составляла проблемы. Однако в обстановке втягивания | | |мира в омут :первой глобальной военной катастрофы и | | |в преддверии 1917 г., когда, по признанию Сорокина, | | |марксизм становнтся ведущим интеллектуальным | | |направлением" (там же, с. 172), новые императивы | | |потребовали выхода за пределы стационарных | | |социальных моделей и рефлексии социологии, которая, | | |как теперь утверждает Сорокин. ,"рассматривает циклы| | |и флуктуации как родовой признак я социальных | | |явлений" . | | |Впрочем, этот вызов для "традиционного" Сорокина | | |остается во многом непонятым, и он сосредоточивается| | |:на концепции социальной эволюции. В отличие от | | |саентистов, философа удовлетворяет ее интерпретация| | |как ;"двустороннего процесса дифференциации и | | |интеграции". | | |В таком понимание, обоснованно утверждает он, нет | | |;социальной специф. Прогресс - "один из наиболее | | |достоверных в социальной жизни законов". Понятие | | |прогресса включает в себя не только сущее, но и | | |должное – оценку с позиций определенного критерия. | | |Каков же он "Так или иначе критерии прогресса | | |вынуждены считаться с принципом счастья... они | | |утверждают причинную связь между объективным | | |критерием и счастьем", но, сведенные к последнему, | | |"лишают себя почвы" . Проблема поставлена, но не | | |решена. | | |Уже под занавес российского этапа в работе "Проблема| | |социального равенства" (1917) Сорокин приветствовал | | |революцию 1905-1907 гг., видел неотвратимость новой | | |революции, стал пассионарием революционной весны | | |1917 г., но полемизировал с Энгельсом, шире – с | | |марксистской теорией классовой борьбы и | | |противопоставлял ее наличному сущему доктринерское | | |должное - смену "естественного" закона борьбы за | | |существование "искусственным" законом взаимной | | |помощи и солидарности (см.: там же, с. 263, 521). | | |Это исход с позиций популярной в предреволюционное | | |время позитивистской "теории равновесия" Оставаясь | | |на прежде всего пересмотреть свое отношение к | | |"ведущему интеллектуальному направлению" - | | |марксизму. И не только потому, что для него "все | | |кошки" марксизма и Торжествующего большевизма были | | |одинаково серы (см.: Левяш И. Я. Русский коммунизм: | | |альтернативы, драма духа, трагедия воли//Социс, | | |1997, № 11), и он потерпел политическое поражение и | | |личную катастрофу | | |("Лицом к лицу - 'лица не увидать"). Глубинный | | |источник этой драмы - в достаточно эклектичной | | |системе взглядов "первого" Сорокина, в его | | |стремлении вместе "запрячь коня и трепетную лань". | | |Позднее в "Долгой дороге" он признал себя в то время| | |"телком, который смотре" на мир сквозь розовые | | |очки". Но Сорокин так и не понял, почему не его идеи| | |овладели массами. | | |Достойны уважения отмеченные А. Ю. Согомоновым | | |жизнелюбие и стойкость Сорокина в пустыне изгнания. | | |Сразу после вынужденного отъезда из России в | | |"Листках из дневника" он пишет уже не о | | |"солидарности" и "счастье", а о самоценности жизни, | | |следовании долгу и отвращении к насилию . Однако это| | |не отменяло жестких эмпирических реалий. Впереди | | |была долгая дорога "высоколобого"эмигранта, который | | |явился со своим уставом в чужой монастырь, и, по | | |оценке одного американского социолога, "злопамятного| | |и не извлекшего никаких уроков" . | | |Основные причины дискомфорта Сорокина - не только в | | |преследующих его кошмарах политического разгрома и | | |изгнания, в мучительном процессе натурализации. | | |Они - в знакомой каждому эмигранту-интеллектуалу | | |"фигуре умолчания", неявном требовании принять | | |правила игры, прежде всего господствующую в | | |американской | | |науке парадигму прагматизма, чуждого каких-либо | | |метатеорий и взыскующего лишь "пользы" и "успеха". | | |Пришлось выживать вопреки обстоятельствам, как | | |оставленным позади, так и тем, в которые он был | | |погружен. Такое уникальное переплетение факторов | | |привело к синдрому, о котором писал Гейне: "Если из | | |моей бочки вытекает вода, значит пришел всемирный | | |потоп". | | |Еще в России Сорокин писал, что человек – это | | |существо, создающее богов. В контексте его | | |эмигрантской доли становится понятнее, почему он | | |дрогнул и отступил от своего всемогущего | | |дореволюционного "бога" - "духа", его закономерной | | |эволюции и прогресса. Философ порвал пуповину, | | |соединяющую его с конто-спенсеровской традицией и в | | |"(методологической ремар- | | |ке" к своей работе "Социальная и культурная | | |мобильность" (1927) писал: "Со второй половины XIX | | |века под влиянием эволюционной теории социальные | | |науки уделяют значительное внимание т. н. | | |"тенденциям", "эволюции", "историческим | | |закономерностям", "законам исторического | | |развития"... все они превратились в прах" . В том же| | |году в "Обзоре циклических концепций | | |социально-исторического процесса" Сорокин | | |воспроизвел этот вердикт, более отчетливо объяснив | | |его причину: "Общественная мысль второй половины XIX| | |века отмечена линейной концепцией | | |социально-исторических перемен... В этих | | |теориях общественный процесс рисовался как нечто | | |движущееся к определенной цели... Так линейная | | |концепция приобрела характер эсхатологической | | |интерпретации социально-исторического процесса" . | | |Этот приговор вполне понятен как сублимация | | |по-своему пережитого социально-исторического и | | |личного опыта начала XX в. Озадачивает лишь одно - | | |какая-то отстраненность, если не отрешенность, от | | |всего того, к чему философ десятилетиями был | | |теоретически и практически сопричастен. С этой | | |ментальной особенностью Сорокина нам еще предстоит | | |встретиться. | | |Еще откровеннее Сорокин писал: "Несмотря на нашу | | |склонность видеть во всем определенные | | |закономерности, несмотря на наше желание верить в | | |неизвестные силы, которые создают историю | | |человечества и ведут нас к определенной цели... | | |"коммунистического"... социалистического рая, | | |предписанного историей, разумом или абсурдом | | |"теоретиков прогресса".., мы вынуждены заключить, | | |что такому "финализму" и "эсхатологии" нет серьезных| | |оснований" . | | |Итак, "прощай, оружие" детерминизма, эволюции, | | |прогресса, в том числе и некогда естественной для | | |бывшего эсера социалистической идеи, к которой он | | |еще | | |относился серьезно (в тексте без кавычек, в отличие | | |от | | |ироничного "коммунизма"), но уже не разделял. Чем же| | | | | |Сорокин заполнил идейный вакуум? | | |"Исторический процесс, - писал он, - скорее напо- | | |минает мне человека, который вращается во всех | | |направлениях без определенной цели и пункта | | |назначения... | | |вопреки моему желанию видеть в истории этапы посту- | | |пательного, прогрессивного развития, я неизбежно | | |терп- | | |лю неудачу... я вынужден удовлетвориться более | | |коррек- | | |тной концепцией бесцельных исторических флуктуации".| | | | | |Это почти дословные шпенглерианские констатации | | |релятивистского, если не агностического, толка. | | |Теперь Сорокин против теорий прогресса,поскольку они| | |- "ценностные суждения - они обречены быть | | |субъективными и, соответственно их логической | | |природе, никогда не могут быть научными | | |констатациями. Если социология хочет быть наукой | | |точной, ей надо освобождаться от ценностных | | |суждений" . Отныне философ предпочитает мудрость | | |Экклезиаста: "Ничто не ново под Луной". Вместе с | | |мутной водой "линейного" и "эсхатологического" | | |прогресса из ванны выброшен еще недавно родной и | | |вполне здоровый ребенок социального детерминизма, | | |родовой целостности общества, возможности оценивать | | |его с позиций противоречивой эволюции творческой | | |природы человека, смысла его культуры и цивилизации.| | | | | |Но если бы это было все, к чему пришел Сорокин, | | |это означало бы - по крайней мере для него - "смену | | |жезла на капусту", конец социологии как довольно | | |"за- | | |нудного" регистратора социальных изменений. Однако | | |философ, который под прессингом мачехи-судьбы и | | |холодного саентизма подавлял всегда присущее ему | | |страстное желание быть мыслителем - идеологом не | | |каких-нибудь обывательс- | | |ких "изменений", а именно социального прогресса, по | | |определению не мог быть последовательным. Отойдя от | | |принципа надбиологического, социального детерминизма| | | | | |он апеллировал к иным, несоциальным типам детермина-| | | | | |ции, но теперь усматривал их не в бихевиоризме, а в | | |отвергаемых ранее фрейдовских "базовых инстинктах". | | |Эта новая когнитивная возможность сполна реализо- | | |вана в своеобразном некрологе бурному 1917 г. - "Со-| | | | | |циологии революции" (1925). Ею автор анонсировал, | | |что | | |цель его анализа - "не хвала, не хула, не апофеоз, | | |не | | |проклятие революции, а рассмотрение ее во всех | | |реали- | | |ях" .В интерпретации Сорокина эти реалии имеют | | |вполне | | |"натуралистический" характер, и причину социальных | | |революций он усматривает в подавлении “базовых | | |инстинктов”. "Постановка грандиозной драмы, комедии | | |или | | |трагедии революции… предопределена первым долгом | | |репрессированными врожденными рефлексами" . В этом | | |"что-то слышится родное": Фейербах усматривал | | |причину неудачи революции 1848 г. в "картофельной | | |диете" повстанцев, а панацею - в фасоли. | | |Таковы, с точки зрения материализма подобного рода, | | |подлинные причины резолюций. Позднее Сорокин, уходя | | |от фрейдизма, интерпретировал социальные революции | | |как аномалии: Революционные прожекты - это всего | | |лишь утопия, возникающая в разорванном сознании де- | | |морализованного человека, и появляются они как | | |побоч- | | |ный продукт распавшейся культуры переходного перио- | | |да . | | |В таком контексте становится понятной констатация | | |Сорокиным того обстоятельства, что "дорога к | | |социальной революции открыта идеями... Маркса" , | | |однако | | |"70 лет, которые пролетели со времени выпуска | | |"Комму- | | |нистического манифеста" Маркса, не оправдали его | | |про- | | |рочество" . | | |Приходится констатировать, что в противоречии с | | |собственным исходным принципом социологии как знания| | | | | |о нэббиологическом Сорокин предложил модную на- | | |турфилософию революции как сублимации подавленных | | |и маргинальных инстинктов Ему была неведома ее со- | | |циальная природа и признанная им роль марксизма в | | |революции не стала предметом сущностного анализа. По| | | | | |су. и Сорокин отказался признать закономерный | | |характер | | |поражения своей "партии.) (в широком смысле). Бывший| | | | | |социалист-революционер отрекся от революционной | | |"прав- | | |ды", отныне усматривая в ней нечто инстинктивное, | | |"низ- | | |шее", "маргинальный прожект" и противопоставив ему | | |эволюционную перспектнву. | | |Однако непоследовательный философ не был бы со- | | |бою, если бы наряду с сомнениями в "непрерывном | | |творчестве истории" не увидел в революции нечто | | |боль- | | |шее, чем экклезиастову "суету сует" и бурные, хотя и| | | | | |бесцельные "изменения во всех направлениях", марги- | | |нальное "восстание масс" Он пишет и о трех законо- | | |мерных фазах революции - изначальном неизбежном | | |насилии, последующей реакции, наконец, "нормальной" | | |конструктивной" фазе, которая приводит революционный| | | | | |хаос в эволюционное русло. Принципиально это уже | | |нечто большее, чем натурализм и тем более индетерми-| | | | | |низм, но и далекое от фатального, линейного, | | |эсхатоло- | | |гического прогресса. | | |Такое движение мысли между Сциллой и Харибдой | | |вернуло Сорокина к идее нелинейной эволюции, которая| | | | | |была периферийной для его русского этапа и выходила | | |за пределы конто-спенсеровской парадигмы. Теперь он | | |акцентирует внимание на "забвении иной, циклической | | |концепции социальных перемен и исторического | | |процесса" и | | |приветствует стремление уделять "большее внимание | | |повторениям, ритмам и циклам" . Среди предтеч этого | | |направления философ указал на Экклезиаста, Конфуция,| | |Платона, Сенеку, Макиавелли, Вико. Но среди них - | | |явно избирательно и тенденциозно – нет автора | | |энциклопедии спиралевидно восходящего "мирового | | |духа" (Гегеля), ни буревестника концепции "великого | | |возвращения" (Ницше), ни принципиально новой и самой| | |влиятельной, по его признанию, марксовской | | |циклической теории (она будет признана позднее, на | | |закате "гарвардского" этапа). Маркс еще не вошел в | | |эту "та- | | |бель о рангах", по мнению Сорокина, как автор | | |концеп- | | |ции линейного, эсхатологического и к тому же | | |"локаль- | | |но-темпорального", т. е. не имеющего социально-фило-| | | | | |софского статуса прогресса. | | |К сожалению, цикпизм Сорокина этого периода доста- | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |