![]() |
|
|
Социологическая концепция П. Сорокина| |"общее дело". Но это все мыслители мистической | | |напряженности! По мнению Н. Федорова, элементы | | |"общего дела" были свойственны ранним христианским | | |общинам, где, как он считал, литургия не | | |ограничивалась службами в храме, а охватывала всю | | |жизнь общины. | | |Примерно то же самое можно сказать об идеальной | | |еврейской общине, отвечающей всем требованиям | | |регламентирующей быт религии (так пытаются жить | | |некоторые ультраортодоксальные еврейские семьи). | | |Иудаизм стремится сакрализовать будничный обиход | | |еврея до такой степени , что сам этот обиход | | |становится подобием литургии. | | |Если вся жизнь общины – это богослужение, то есть | | |действие морально-обязательное, то нельзя | | |предполагать, пожалуй, и полного отсутствия в ее | | |быту проступков и преступлений. Сам Федоров вряд ли | | |считал абсолютно безгрешными первых христиан, а в | | |быту самых-самых религиозных евреев, вероятно, | | |находится место для каких-то хотя бы случайных | | |нарушении. С другой стороны, христианству и иудаизму| | |хорошо знакомо понятие "подвижничество"; в жизни | | |религиозных общин находится место и для | | |обязанностей, и для преступлений, и для подвигов. | | |Иными словами, к этим экзальтированным сообществам с| | |некоторой натяжкой вполне применима сорокинская | | |классификация. | |Экзальтированный |Впрочем экзальтации долга есть куда двигаться | |морализм: движение |дальше. Морализм а lа Сорокин все-таки оставляет | |вперед |простор для некоторой инициативы, для прорыва за | | |пределы обязательного - хотя необязательное при этом| | |подлежит непременной моральной оценке, | | |необязательный поступок должен быть хорошим. Дальше | | |экзальтированному морализму остается сделать еще | | |один шаг: все, что не обязательно, запрещено. А | | |поскольку в этом случае нормальное поведение | | |неотличимо от героического, то формула поведения | | |становится еще романтичнее: подвиг обязателен: все | | |что не подвиг (или все, что не обязательно) - | | |преступно. Здесь уже веет нравами каких-нибудь | | |суперменов-самураев; это ограничения, добровольно | | |налагаемые на себя аскетами-подвижниками, великими | | |цадиками. | | |Впрочем лучше будет вспомнить платоновский | | |"Чевенгур" – роман о фанатизме и экзальтированности.| | |В "Чевенгуре" установлены порядки, которые порой | | |могут показаться чем-то вроде бунта против иудейской| | |религии. Если евреям запрещено работать по субботам,| | |то в Чевенгуре разрешено (и обязательно) работать | | |только по субботам. Но дело конечно, не в иудаизме. | | |Субботник для коммуниста - это особый, священный | | |почетный труд, занятие самоотверженных подвижников. | | |Но герои "Чевенгура" питаются долетающими до них | | |брызгами коммунистического мифа, отношение к | | |которому у них доходит до страшной и страстной | | |напряженности. Поэтому единственно возможным – равно| | |как и обязательным становится труд священный. Труд | | |же будничный - и, следовательно, с точки зрения | | |восторженного напряденного сознания, не героический| | |-запрещается в Чевенгуре как буржуазный пережиток. | |Разграничение добра |Впрочем, даже если бы система Сорокина оставляла | |и зла: однозначность|место для нейтрального поведения, все равно пришлось| |Сорокина |бы говорить об известной степени моральной | | |экзальтированности ее автора. Наличие таких | | |категорий, как "подвиг" и "преступление", | | |подразумевает возможность четкого отделения добра от| | |зла. И эта однозначность существует не только для | | |описываемого условного общества, но и для самого | | |Сорокина. В качестве при- | | |мера очевидности чувства запрещенности, недолжности | | |Сорокин предлагал читателю представить, что он | | |убивает собственного отца. Но как бы в насмешку над | | |этим доводом современник Сорокина Андрей Белый уже | | |писал свои знаменитые романы, где маниакальным | | |рефреном звучало желание лирического героя убить | | |собственного отца, причем желание это, конечно же, | | |находило у него внутреннее оправдание. | | |Четкое разделение добра и зла имеет своим следствием| | |нетерпимость, поскольку необходимыми условиями | | |готовности идти на компромисс являются определенное | | |сомнение в абсолютности своей правоты и признание | | |относительной правоты за противоположной стороной. | | |Когда же Сорокин разбирает ситуацию столкновения | | |разных систем ценностей, разных шаблонов поведения, | | |он видит для нее три возможных исхода: | | |- раскол и размежевание; | | |- уничтожение одной из сторон; | | |- насильственное подчинение одной из сторон шаблонам| | |и ценностям другой. | | |Возможность четвертого варианта - компромисса между | | |системами ценностей, консенсуса - Сорокину даже не | | |приходит в голову; | | |Руссоистические теории общественного договора он | | |прямо считал в корне ложными. | | |Если набросать шкалу степеней моральной | | |экзальтированности (моральный нигилизм - четкое | | |различение добра и зла - отсутствие чего-либо кроме | | |добра и зла), то учение Сорокина придется отнести | | |даже не ко второй, а к третьей ее степени - хотя оно| | |и не доходит до того предела, где стирается грань | | |между нормой и подвигом. | | |Таким образом, теория Сорокина вполне может служить | | |иллюстрацией к идее Ю. Лотмана о характерности для | | |русской культуры на всем протяжении ее истории | | |"бинарной структуры самоосознания", которая связана | | |с "разделением мира на мир греха и мир святости, с | | |отрицанием "среднего - - не греховного не святого, | | |а нейтрального пласта"3. И, в соответствии с | | |культурологической концепцией Ю. Лотмана, наше | | |нынешнее отношение к системе Сорокина означает | | |описание бинарной | | |модели самоописания с точки зрения "тернарной" | | |(трехэлементной) модели, которая, по мнению Лотмана,| | |активно действует в короткие периоды перелома эпох. | |Почему Питирим |На этот вопрос есть два в равной степени правильных | |Сорокин выглядит |ответа. С одной стороны, сыграла свою роль | |столь странно, как |возбужденная атмосфера, царившая в среде русской | |человек |интеллигенции начала XX века. Тогда действительно | |экзальтированный и |было велико влияние бинарного, черно-белого | |видящий |мышления, | |существование не |как это бывает всегда, когда градус общественных | |награждаемых и не |дискуссий повышается выше некоторого уровня. | |наказуемых обществом|Атмосфера яростных социальных споров, когда многие | |человеческих |брались на деле различать добро и зло, индуктивно | |поступков, поступков|воздействовала на всех авторов эпохи. | |пусть даже |С другой стороны, можно привести мнение Михаила | |ничтожных, социально|Ямпольского, которое применительно к нашему случаю | |незначимых, но все |означает перенос вины за ошибку Сорокина на весь | |же реальных? |Запад: "Я думаю, что гуманитарная наука XIX века вся| | |строилась вокруг и на основе понятия "нормы"... И | | |только сегодня, наконец, мы начинаем понимать, какое| | |огромное число явлений человеческого опыта осталось | | |за пределами нормативного подхода к ним. Обычно их | | |определяли как "патологические", "анормальные", | | |"перверсивные" и т. п. К ним прежде всего относятся | | |осуждаемые обществом сексуальные практики, безумие, | | |насилие... В итоге к XX веку сложилось странное | | |положение, когда одни явления почему-то были | | |допущены в качестве нормы в крут нашего сознания, в | | |то время как другие оказались вытесненными на его | | |периферию. А это - огромный пласт явлений, без | | |которых невозможно осмыслить жизнь общества и | | |человека". | | |Сам по себе интерес наук к нормам естественен. | | |Весьма основательным представляется существующее в | | |западной социологии мнение, согласно которому | | |наличие нормы вообще является свойством любой | | |социальности: нет общества без нормы, они рождаются | | |вместе. Способность человека отличать "правильное •>| | |поведение от "неправильного" является самым | | |первичным и фундаментальным условием, для того чтобы| | |считать человеческие действия осмысленными. Для | | |этого критерия осмысленности не имеет даже значения,| | |может ли сам человек рационально обосновать свой | | |поступок или он поступает определенным образом по | | |традиции, по привычке, в подражание другим и т. п. | | |Однако любой социум - это сложная игра норм: | | |общепринятых, коллективных и индивидуальных, | | |постоянных и временных, латентных и эксплицитных и | | |т. д. И нормативную систему невозможно | | |кодифицировать так, чтобы в ней вовсе не осталось | | |места для не предусмотренного и не "я прощенного | | |нормам;: поведения. А это значит, что само по себе | | |указание на зацикленность науки на нормах еще не | | |отвечает на вопрос: куда | | |же все-таки делось нейтральное? Более того, поднятое| | |Ямпольскпм на щит изучение аномалий оказывается тем | | |же самым нормативным подходом, но с обратным: | | |знаком. В любом случае исследователя интересуют | | |факты, находящиеся либо по ту, либо по эту сторону | | |границы между нормальным и аномальным, - но не те, | | |что находятся вне этого деления. | | |Однако сетования М. Ямпольского по поводу | | |"нормативного подхода могут дать нам ключ к решению | | |поставленного вопроса, если мы задумаемся о тех | | |источниках информации, которыми пользуются ученые | | |при изучении обществ. Если ученые концентрируются на| | |нормальном и не уделяют достаточного внимания | | |маргинальному, - это все-таки еще не | | |повод, чтобы полностью смешивать нормальное с | | |существующим. Но подобный перекос внимания вполне | | |может привести к такому смешению, если социолог | | |черпает свои представления об обществе из вторичных | | |источников, в которых утке присутствуют, во-первых, | | |недостаток сведений о нарушениях норм, а во-вторых,| | |- острый интерес к проблеме | | |"нормальное-патологическое", то есть интерес, | | |отвлекающий внимание от нейтрального. Таким образом,| | |то, что не присутствует во вторичных источниках | | |ввиду специфической структуры интересов, оказывается| | |вообще не существующим в созданных на их основе | | |исследованиях. Таково одно из объяснений довольно | | |стандартного взаимодействия русской и европейской | | |культур. Русские радикализуют европейскую духовную | | |ситуацию, лишая ее полутонов. Там, где Европа | | |тяготеет к поляризации, Россия осуществляет эту | | |поляризацию полностью. | | |"Странность" Сорокина - это в некотором смысле | | |замечательный образец такой осуществленной до конца | | |поляризации. С одной стороны, Сорокин был | | |пассионарным русским интеллигентом, а с другой - | | |позитивистки настроенным социологом, мечтавшим | | |вывести законы общества. | | |Русская пасспонарность только довела до конца ту | | |идею, которая была изначально заложена в принципах | | |европейской позитивной науки. Позитивистской | | |социологии действительно выгодно рассматривать | | |изучаемое общество как экзальтированное. Такое | | |общество имеет идеал - шаблон поведения, и все | | |нормальное (непреступное, неаномальное) поведение | | |легко сводится к этому шаблону. Количество схем | | |нормального поведения оказывается резко | | |ограниченным. К тому же не остается места для | | |свободы выбора, затрудняющего построение любого | | |анализа. Задача социолога, изучающего | | |экзальтированных фанатиков, простейшая: | | |реконструировать шаблон должного поведения. | | |В гипотетическом, экзальтированном, фанатичном | | |сообществе поведение людей максимально приближено к | | |их системе ценностей, поэтому изучение последней - | | |то есть изучение идеального поведения – дает | | |представление о реальном поведении. И изучение | | |самого общества может быть заменено изучением | | |памятников его самосознания. | | |Социологи, продолжающие изображать знатоков социума,| | |просто вынуждены надевать на объекты изучения одежды| | |религиозных фанатиков, восклицающих: должно быть | | |только так и не иначе. И в результате все суждения о| | |предмете с удобством строятся на основании весьма не| | |значительной по объему информации, легко доступной | | |для кабинетного ученого: вся она основывается на | | |высказываниях людей о том, как должно быть. | | |О сходном отношении к действительности применительно| | |к исторической науке иронически писал еще | | |современник Сорокина, Лев Карсавин: "И в самом деле,| | |историк конструирует систему феодализма, которая | | |никогда в таком виде эмпирически не существовала, но| | |к которой эмпирия приближалась, отражаясь в уме | | |какого-нибудь Бомандара". (Бомандар - | | |средневековый французский юрист, составитель | | |правового кодекса, и он, конечно, в большей степени | | |может быть полезен для изучающего историю права, чем| | |для собственно историка.) | | |Схемы нейтрального поведения - даже если оно | | |стереотипное - | | |значительно реже фиксируются в письменных | | |памятниках, чем схемы поведения должного. Нечего и | | |говорить о том, что из-за этого обстоятельства в | | |распоряжении обществоведа часто в избытке имеются | | |нормативные документы, но не хватает свидетельств о | | |том, как жизнь развивается на самом деле (и, в | | |частности, о том, как и насколько выполняются эти | | |нормы). Поэтому, чем менее экзальтированным признает| | |ученый изучаемое общество, тем в большей степени | | |признается он в его незнании. | | |Таким образом, стремление создать обществознание в | | |духе "естественных", "номотетических" наук заключает| | |союз с интеллигентской восторженностью. По мнению | | |российского философа С. С. Хоружего, бинарное, | | |черно-белое мышление является следствием | | |самовозвеличивания сознания, противопоставляющего | | |себя материя. В нашем же случае "черно-белость" | | |оказывается средством к самовозвеличиванию научного | | |сознания, противопоставляющего себя социальной | | |реальности. | |Экзальтированность и|Впрочем все сказанное о Питириме Сорокине имело бы | |мнимая |чисто историтческое значение, но феномен мнимой | |экзальтированность: |экзальтации вовсе не ушел в прошлое. Сегодня в | |наши дни |России приписывание противнику ложной | | |экзальтированности становится полемическим приемом, | | |к которому активно прибегают в политических целях. | | |Классическим примером использования этого приема для| | |меня является полемика между "патриотами" и | | |"демократами", | | |которая ведется в российской прессе со времен | | |"перестройки". | | |"Патриоты", как известно, критиковали и критикуют | | |"демократов" за то, что те не учитывают российской | | |специфики, обвиняя их в слепом подражании странам | | |Запада. И. Шафаревич, чтобы подчеркнуть отсутствие | | |самостоятельности в мышлении у "русофобов", даже | | |употребляет эпитет "точный" - построение общества | | |"по точному образцу современных западных | | |демократий". | | |Можно спорить о том, правильна или нет такая оценка | | |российских либералов. Но дело в том, что декларации | | |и, если можно так выразиться, самопрезентации самих | | |авторов либерального направления менее всего | | |способны развеять подобные обвинения. Более того, | | |упреки "патриотов" | | |являются прямой производной от риторики нынешних | | |"западников" о "столбовой дороге цивилизации" и | | |"порядках, принятых во всех цивилизованных странах".| | |Для "западников" возможность ссылаться на западный | | |уровень эффективности производства и уровень жизни | | |перетягивает уязвимость перед обвинениями в | | |подражательности. Следовательно, критики | | |"демократов" оказываются в роли заложников демагогии| |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |