реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

№1,1997. С29-34.

2. Актуальные проблемы социальной геронтологии. Самара,1997.

3. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Серия « Учебники и учебные

пособия». Ростов н/Д: Феникс,1997.576 с.

4. Альперович В.Д. Старость. Социально философский анализ.Ростов н/Д: изд-

во СКНЦ ВШ, 1998.

5. Александрова Т. Годы и заботы. М.: издательство политической

литературы.1990.

6. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории.

М.:Прогресс,1977.

7. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений. -В кн.:

Преемственность поколений как социальная проблема. М. 1973. С.20-24.

8. Белова Е.А. Институт социальной работы. Саратов.1997.

9. Беликова М.Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения дневного

пребывания Октябрьского ЦСОН г.Саратова //Международный Год Пожилых

Людей: социальные исключения по полу и возрасту/ Материалы

межрегиональной конференции. Саратов: «Параход», 2000. С.59.

10. Бернштам А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х!Х- начала ХХ

века.: Половозрастной аспект традиционной кул-ры /АН СССР, Ин-т

этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1988.

11. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры:

конфликт или преемственность// Общественные науки и современность.

1996.№3 С.61-69.

12. Борзикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением // Социальная

психология за рубежом. М.:1974.

13. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения // Социс №2, 1998.

14. Васильев В.А. Общность интересов-основа общественного согласия //

Социально-гуманитарные знания. 1999.№1. С.48-61.

15. Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной

геронтологии //современные исслед-я: Реферативный сборник. М.:РАН ИНИ по

общ-м наукам, 1994.С.51.

16. Волков А..Г., Почему изменилась российская семья.// Семья в России.№1-

2, 1999.С.40-53.

17. Гаман. О. Преемственность поколений.// Человек.№ 5,1996.

18. Геронтология социальная// Росс-я энц-я соц. раб. М.: Ин-т соц. работы,

1997.

19. Глинка Т.В. Дом или место жительства? М.1989.

20. Гордин В.Э. Чем старость обеспечим.,М.,1998.

21. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских

крестьян Х1Х века. М.: Наука,1986. С.276.

22. Дубин Б. Старшие и младшие: Три поколения на переходе (По материалам

вопросов Всерос. центра изуч. общ. мнение ВЦИОМ) //Дружба народов.1994.

№2.С.159-170.

23. Егоров В.К. История есть смена поколений. М.: Молодая

гвардия,1986.С.255.

24. Егорова Е.А. Эволюция процесса постарения России // Проблемы

социального и демографического развития. М.1995.

25. Елютина М.Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной

подготовки социальных работников // Российский журнал социальной работы

№2/4,1996.С.86-95.

26. Елютина М.Э. Старость в пространстве культурно-исторического

бытия//Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы

междисциплинарной научной конференции /Под ред.М.Э. Елютиной.-Саратов:

Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. С.3-15.

27. Елютина М.Э. Социокультурный колорит старости// Социокультурные

проблемы нетипичности / Под ред. Е.С. Смирновой. Саратов: Сарат. гос. ун-

т,1997.С.58-63.

28. Елютина М.Э. Социогеронтологические теории // Российский журнал

социальной работы. 1997.№2/6.С.9-15.

29. Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого

бытия. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 1999.

30. Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста.

Автореферат. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т.1999.

31. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики //

Социс №2, 1998.

32. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть 1.М.: АО « Аспект

Пресс»,1994. 384с.

33. Жизненное пространство человека и общества. Саратов:СГУ.1996.

34. Жукова С.А. Культура межпоколенных взаимоотношений // Культура, власть,

идентичность: новые подходы в социальных науках. Под ред. Е.Р. Ярской-

Смирновой.. Саратов: Издательско-комерческое предприятие «Волжский сад»,

1999.С.313-317.

35. Жукова С.А. Технология межпоколенных коммуникаций // Международный Год

Пожилых Людей : социальные исключения по полу и возрасту / Материалы

межрегиональной конференции. Саратов: «Параход»,2000. С.48-51.

36. К международному году пожилых людей //Работник соц. службы.1998.№1.

37. Колосов А.В., Альтшулер Е.А. Наука о долголетии.М.: Искусство,1984.

38. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый стол сказаний, поверий, обычаев

и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1994.560с.

39. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

40. Корнеев П.В. О понятии жизненного опыта// Философские науки. 1980.№1.

41. Краснова. О. В. Бабушки в семье. // Социс.2000.№ 11.С.108-116.

42. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной

старости.//Социс.2001.№4.С.61-64.

43. Мид. М. Культура и мир детства.М.: «Наука», 1988. С.429.

44. О. Грегер. Жить не старея. М.:Физ-ра и спорт.1991.

45. Патрушев В.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых //Социс.1998.№10. С.108.

46. Популярная медицинская энц-я.М.: «Советская энц-я».1992.

47. Преемственность поколений: круглый стол //Человек. 1996.№ 5. Российская

социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во «Норма-

инфо», 1998.

48. Саралиева З.М. Балабанов С.С. Пожилой человек в центральной

России //Социс.1999.№12.

49. Симонова Н.Н. Пожилые в семье: взаимоотношения между

поколениями.//Социально-экономические проблемы нетрудоспособных. М.,

1991.С79-87.

50. Сонин М.Я., Дыскин А..А.. Пожилой человек в семье и обществе//

Социальная защита. 1996.№ 2.

51. Солник С. Истоки и следствия нового конфликта « отцов и

детей» //Социс.1992.№6. С54-63. Соловьева Л. Пожилые люди и общество //

Полис.1991.№6.С.144-148.

52. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-

политический журнал. 1995.№4. С.101-122; №5. С.101-121.

53. Старшее поколение в России: Современная ситуация.//Россия и современный

мир. 2000.№2(27). С.36-38.

54. Старость: популярный справочник под редакцией Яцинина-М.:Большая

Российская Энциклопедия.1996.

55. Торнстон Л. Геронтол-я в динамич-м общ-ве //Соц-я гер-я: современные

исследования: Реферативный сборник. М.: РАН ИНИ по общ-м наукам,1994.

С.68.

56. Толстых А.В. Возрасты жизни.М.1988.

57. Условия жизни и пожилой человек/ Под. ред. Д.Ф. Чеботарева. М.:

Медицина, 1978.С.312.

58. Чеботарев Д.Ф. Слово о старости. М. 1992. 1996. №2.С.123.

59. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука,1983.

60. Фиглин Л. Трудовой потенциал: проблема старения.// Человеческие

ресурсы.2000.№3. С29-31.

61. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

62. Фролькис В.В. Старение и биологические возможности организма. М.:1975.

63. Элизабет Паркер Барш. Семь возрастов женщины. Москва. «ННН»1994.

Приложения

Урок 1.

Наступления возраста

Этот урок вводит понятие возраста и взросления.

Цели:

1. Определить плюсы и минусы возрастов.

2. Обнаружить общие связи между молодыми и пожилыми людьми.

Упражнение №1 (10 минут)

Написать на доске цифры 18-19 и 65 (возраст) и попросить группу

охарактеризовать данные возраста с помощью различных слов.

Записать на доску ответы и обсудить их.

Упражнение №2 (20 минут)

Разделить студентов на 4 группы.

1-я группа должна написать 5 позитивных сторон молодости, а 2-я группа

- 5 отрицательных сторон молодости.

3-я группа пишет 5 позитивных сторон старости, а 4-я группа - 5

негативных сторон старости.

Один человек от каждой группы должен зачитать высказывания группы.

Затем обсудить услышанное.

Зачитать студентам следующую информацию.

-Сейчас, когда люди уходят на пенсию 55-60 лет впереди у них есть еще

треть жизни.

-Проживание в одиночестве не обязательно является проблемой, и

большинство пожилых людей независимы и дееспособны.

-Некоторые пожилые одиноки и многие были бы рады, если бы их посещали

члены их семьи друзья соседи всех возрастов.

-Исследования показывают, что многие пожилые люди старше 60 лет

поддерживают отношения со своей семьей по крайне мере раз в неделю.

Упражнение №3 (15 минут)

Раздать группе опросники и дать каждому студенту 5 минут для их

заполнения.

Затем зачитать правильные ответы и обсудить их.

Опросник.

"Возраст, когда ты имеешь право".

1. В каком возрасте ты по закону имеешь право.

А) голосовать.

В) окончить школу.

С) начать работать.

Д) водить машину.

2. В каком возрасте ты имеешь право на уважение?

3. В каком возрасте ты уже достаточно зрелый (ая) чтобы целиком

отвечать за свою жизнь?

4. В каком возрасте ты достаточно ответственен, чтобы заботиться о

других?

5. В каком возрасте ты по закону имеете право:

А) Употреблять спиртные напитки.

В) жениться (выходить замуж ).

С) стать донором.

Д) стать членом партии.

6. В каком возрасте ты перестаешь представлять ценность для общества?

Ответы:

1. По закону ты имеешь право:

А) голосовать в 18 лет.

Б) окончить школу в 14 лет.

С) начать работать в 14 лет.

Д) водить машину в 18 лет.

2. Ты имеешь право на уважение с младенчества до конца жизни.

3. Приобретение необходимой зрелости, нужной для ответственности за

свою жизнь, является постепенным процессом, который начинается в детстве и

продолжается всю жизнь.

Многие 16 -18 летние принимают большинство собственных решений. К 25

годам многие люди считают себя полностью взрослыми.

4. Обладание достаточной ответственностью для заботы о других не

связано с возрастом. Для этого необходимы такие качества как надежность,

верное суждение и сочувствие. Можно быть достаточно ответственным в 15 лет

и недостаточно - в 35.

5. По закону ты имеешь право:

А) употреблять алкоголь - в 18 лет.

Б) жениться - 18 лет (в 16 лет - с согласия родителей).

С) стать членом политической партии - в 18 лет.

Д) стать донором - в 18 лет.

6. Не существует возраста, когда люди перестают быть ценными для

общества.

Урок 2.

Новое о старости

Данный раздел изучает старение и предлагает свой взгляд относительно

пожилых людей .

Цели:

1. Обсудить то, почему существует старение и что оно значит для нас.

2. Изучить ценности, которые подкрепляют понятие "старение" и решить,

нужно ли нам придерживаться их.

3. Дать информацию относительно пожилых людей.

Упражнение №1.(15 мин)

Провести дискуссию по следующим вопросам:

1) Когда начинается пожилой возраст?

2) Как живут пожилые люди?

3) Чем пожилые отличаются от молодежи?

4) Когда ты являешься пожилым в глазах общества?

5) Что означает для пожилого, для общества?

Информация для участников упражнения.

1. Мы становимся старше все время.

- наши тела постоянно стареют и развиваются;

- наш ум постоянно становится более зрелым и развивается;

- наши мысли и воззрения постоянно формируются, изменяются, и

развиваются. Происходит переход от детства к юношеству, далее к зрелости,

от зрелости к среднему возрасту, а затем к пожилому возрасту.

2. В обществе укоренилось мнение о том, люди вступают в пожилой

возраст с того момента, как им "перевалило" за 60 лет.

3. Однако процесс зрелости, изучения и развития не заканчивается в тот

момент, когда мы достигаем определенной даты по календарю.

4. Весь жизненный цикл может рассматриваться как время, за которое

необходимо выполнить различные задания на различных жизненных стадиях.

5. Многие люди в возрасте 60 лет все еще заняты на производстве.

6. Многие в возрасте 60 лет и старше хорошо проводят время, получают

удовольствие от досуга, осваивают новые увлечения, радуются внукам, имеют

время остановиться и оглядеться вокруг.

7.Многие и возрасте 60 лет работают на добровольной основе в церквях,

ухаживают за детьми и более старшими пожилыми людьми, передают знания и

опыт.

8. Многие находят, что возраст 60 лет и старше является чрезвычайно

творчески продуктивным. Писатели, авторы книг, художники, актеры, музыканты

часто достигают наивысшего расцвета именно в это время.

9. Многие находят, что в возрасте 60 лет и старше наступает момент

духовного и психологического познания и проницательности.

10. Людям, которым 60 лет и более, влюбляются и продолжают любить.

11. Большинство, кому за 60, действительно нуждаются в уходе различной

степени, однако их жизнь все еще представляет ценность, нужность, является

радостной изначально.

12. У каждого человека своя история жизни и чем дольше его жизнь,

больше опыт, тем более разносторонним и индивидуальным он становится.

Урок 3.

Видение сквозь призму.

В данном разделе изучаются типы образов, которые формируют средства

массовой информации у молодых людей относительно пожилых .

Цели:

1. Изучение представлений молодежи о старых людях, сформировавшихся

под влиянием средств массовой информации.

2. Рассмотрение вопроса формирования восприятия.

Упражнение №1 (15 мин).

Написать на доске вопрос: откуда вам это известно?

Каждый участник упражнения должен отметить среди перечисленных на

доске те источники получения знаний о пожилых людях, благодаря которым

складывается отношение к ним, и проранжировать их по степени важности.

Список источников информации:

- родители;

- братья, сестры;

- бабушки, дедушки;

- пожилые соседи;

- школа;

- религия;

- телевидение ( в частности реклама )

- радио, газеты, книги, журналы;

Обсудить ответы группы.

Упражнение №2 (30 мин).

Раздать опросник, в котором изучается то, каким образом пожилые люди

изображены в СМИ- по телевидению, в газетах, рекламе, музыке, книгах,

фильмах, журналах. Уделить 10 минут для заполнения опросника каждым

студентом ( студенты должны написать ответы на отдельном листке).

Опросник.

Телевидение:

1. Назовите пожилых людей, которых вы видите в:

- вашей любимой телепрограмме;

- программе, которую вы смотрите регулярно;

- телевизионных "мыльных операх".

2. Что наилучшим образом их характеризует?

Радио: Назовите радиостанцию, которую вы наиболее часто слушаете.

2. Назовите кого-нибудь в возрасте 60 лет и старше, кто работает в

роли ди-джея, репортера, ведущего.

Новости:

1. Назовите людей 60-ти лет и старше, о которых вы:

- недавно прочитали в газете;

- недавно видели в теленовостях.

( о чем шла речь?)

2. Что вы думаете о содержание сказанного ими:

- интересно;

- скучно;

- не знаю.

Фильм:

1. Назовите фильмы, которые вы недавно смотрели, где играли актеры в

возрасте 60 лет и старше.

2. Какую роль они играли?

- беспомощный человек;

- герой (героиня);

- мудрый человек;

- друг;

- бабушка (дедушка);

- негодяй;

- лидер;

- романтическая личность;

- другое.

Журналы:

Назовите журналы, которые вы читаете и вспомните представленные в них

персонажи в возрасте 60 лет и старше.

Музыка:

Назовите любого ныне живущего композитора, исполнителя в возрасте 60

лет и старше, которых вы слушаете.

Книги:

1. Назовите любые вымышленные персонажи в возрасте 60 лет и старше из

книг, которые вы прочитали когда-то.

2. Вам они были:

- безразличны;

- не понравились;

- понравились.

Реклама:

Вспомните какую-нибудь рекламу продуктов или услуг, в которой

участвуют люди 60-ти лет и старше.

Какими они являются?

- положительными;

- отрицательными;

- владеющими ситуацией;

- нуждающимися в помощи, уходе;

- глупыми;

- умными;

- в хорошей форме;

- оказывающими помощь;

- дающими советы.

Затем попросить группу зачитать ответы на вопросы из данного

опросника.

Обсудить их. В конце обмена мнениями было бы хорошо представить

определенный список пожилых людей, в который могут входить некоторые

вымышленные персонажи из теле- видеофильмов, книг, журналов, а также людей

60-ти лет и старше, занимающихся политикой и шоу бизнесом (музыкой,

театром, рекламой).

Дать группе время для обсуждения данного списка людей, а затем задать

следующие вопросы:

1. В какой роли чаще всего изображаются пожилые люди в кино, книгах,

"мыльных операх", рекламе?

2. Как наиболее часто изображают пожилых людей: в позитивном или

негативном смысле?

3. Какая роль обычно отводится пожилым людям в реальной жизни? (жертв,

эксперт и т.д.)

4. О чем скорее всего будет говорить пожилой человек: о том, что

представляет общий интерес или о том, что интересно лишь старшему

поколению?

5. Исключены ли пожилые люди из некоторых разделов средств массовой

информации? Этот факт является значимым?

o если ДА, то почему?

o если НЕТ, то почему?

7. Этично ли то, что на телевидении и радиостанциях существуют определенные

возрастные ограничения для ведущих?

8. Является ли тот факт, что молодежная культура имеет мало общего с

культурой пожилых людей причиной того, что последние отсутствуют на

страницах молодежных изданий?

9. Является ли то, что пожилые люди пишут музыку на основе своего

эмоционального восприятия причиной того, что молодые не придают ей особого

значения?

Урок 4.

Когда требуется уход?

В данном разделе изучается проблема ухода за пожилыми людьми.

Цели:

1. Определить ситуации, в которых пожилым людям требуется уход.

2. Изучить то, какая поддержка необходима, и кто ее должен

осуществлять.

Упражнение №1 (25 мин).

Задать группе следующие вопросы.

1. В каких ситуациях пожилой человек может нуждаться в уходе?

2. Какой вид помощи необходим?

3. Кто ее должен осуществлять?

4. Исследования показывают, что большинство ухаживающих - женщины.

Согласны ли вы с этим? Должно ли так быть? Способны ли мужчины столь же

равноценно заботиться?

5. В каких ситуациях ухаживающий не способен справиться со своими

обязанностями? Что следует делать в таком случае?

Информация для группы.

- По мере того, как люди становятся старше, им все чаще требуется

помощь.

- Обычно уход за пожилыми людьми осуществляют родственники,

проживающие с ними.

- Если ухаживающий вынужден выполнять эту работу в полном одиночестве,

то у него может воз никнуть чувство усталости, сердитости, подавленное

состояние.

- Пожилые люди, которые полностью зависят от ухаживающего, могут

ощущать себя ненужными, нелюбимыми, даже испытывать страх, если ухаживающий

сердится или очень утомлен.

Урок 5.

Противодействие стереотипам.

В данном уроке изучается процесс формирования стереотипов и способы

противодействия этому.

Цели:

1. Изучение того, как и почему создаются стереотипы, каким образом они

воздействуют на всех нас.

2. Рассмотрение ярлыков, применяемых сторонниками дискриминации по

возрастному признаку к пожилым людям.

3. Рассмотрение способов, позволяющих противодействовать негативным

представлениям о старости.

Упражнение№1 (30 мин.)

Зачитать группе следующие выражения:

1. Все молодые люди сексуально распущены.

2. Все политики нечестны.

3. Все безработные ленивы.

4. Все путешественники неопрятны.

5. Все мужчины бесчувственны.

6. Все женщины ветрены.

Участники группы должны выбрать выражения, которые считают

подходящими. Провести обмен мнениями. Попросить группу дать определение

"стереотипу". Затем зачитать свое определение: Стереотип - устойчивое,

регулярно повторяющееся представление и форма поведения, своего рода штамп,

шаблон, образец поведения, принятый в той или иной культуре. При этом людям

даются характеристики по сути своей упрощенные и непредставительные.

Стереотипы зачастую используются для оправдания дискриминации.

Группа должна обсудить это определение и подтвердить свое согласие или

несогласие.

Попросить студентов привести примеры других стереотипов, в том числе и

по отношению к пожилым людям.

Задать вопрос: Почему мы воспринимаем пожилых людей через призму

негативных стереотипов?

Обсудить сказанное.

Затем зачитать группе следующую информацию:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.