реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

и этот доходящий до противоположности разрыв увеличивается.

2)Представления о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего

нового в этом отношении не произошло.

Встречается также точка зрения, согласно которой подобные взгляды на

взаимоотношения поколений существует лишь в спекулятивных глобальных

теориях. Данную точку зрения опровергают эмпирические исследования, которые

показывают, что межпоколенные отношения являются отношениями «селективной

преемственности».

История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть

между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые

владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и

хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место

каждого человека было определено с момента рождения, а также были

определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта.

Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое

постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи

самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт

предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и

будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется

«образ» каждого поколения.

В классической культуре России проблема смены поколений, проблема

отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до

отцеубийства - как у Достоевского. В европейской литературе такого

безумного противостояния не было. Конфликты конечно были, то есть каждое

новое историческое поколение, как и «положено» ему, начинало новый этап

жизни общества, говорили что-то новое, формировали и формулировали какие-то

новые ценности, но не было этого страшного, когда отцы «вырубались» детьми.

В. Кантор говорит, что это происходило потому, что каждое новое поколение

России получало своего европейского бога, отношение к которому было как к

языческому идолу. Сначала были гегельянцы, потом шеллингианцы, Маркс, Мах,

Фрейд. И каждое новое поколение воспринимало новую идеологию как

откровение, единственную истину, поэтому, естественно, предшествующее

поколение оказывалось не только естественно-биологическим соперником в

пространстве жизни, но и идеологическим противником. Гамлет мстит за отца,

а Дмитрий Карамазов - отца – убивает. По мнению В. Кантора, проблема

поколений, достаточно спокойная, взрывающаяся лишь в периоды катаклизмов -

например, в Европе 60-х годов, в России всегда в состоянии готовности к

взрыву.[21]

Конфликтность поколений снимает христианство, которое начинается с

осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. «Я не против

Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…». В христианской культуре

появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое,

учитывает, трансформируя, конечно, старое. Достоевский пишет, что только

христианизация может стать России защитой от всех бед.

Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века.

Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет

свою картину мира общепринятой.

Очень важным представляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения

в семье, которым очень много места уделено во второй главе данной работы

Семья очень важна как для молодого поколения так и для поколения пожилых.

Она является основным элементом в системе взаимоотношений между

поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и

последней опорой- «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним

прибежищем» в позднем возрасте.[22] Семья выполняет ряд важных социальных

функций таких как:

-воспитательная (социализация молодого поколения),

-функция духовного общения,

-социально-статусная (предоставляет определенный социальный статус

членам семьи),

- досуговая (взаимообогащение интересов),

- эмоциональная(получение психологической защиты, эмоциональной

поддержки).

В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни

страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в

наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как

снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми

занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам

семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними

внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и

преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с

ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от

заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при

совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не

понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся

объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия

во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности

пожилых и молодых людей. Молодое поколение растождествляется с дедами и как

носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни.

Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все - таки

отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь

пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе

чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это

часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над

пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом.

Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение

испытывает желание оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим

потомством. И в большинстве случаев желает жить раздельно со своими

родственниками.

Подведем итоги данного параграфа.

В разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково.

Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития

институтов демократии, спецификой культурных традиций, историческими

прецедентами. Существование различных моделей отношения к старым людям в

разные исторические периоды, у разных народов не исключает восприятие

старика как иного, другого со всей амбивалентностью, которую содержит это

понятие: он одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная

изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до

роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими,

бесполезными.

В традиционных обществах место каждого человека было определено с

момента рождения, способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены

и неизменны. Существует две основополагающие точки зрения на

взаимоотношения поколений:

1) в современном обществе существует большая разница между поколениями

и этот разрыв увеличивается;

2) представление о росте межпоколенных различий иллюзорны.

Ничего нового в этом отношении не произошло.

В последние годы развития российского общества мы имеем дело с

трансформацией отношений молодого поколения к старшему из традиционно

почтительного в нетрадиционное, осуждающее, порицающее, отвергающее, в

лучшем случае, абсолютно безразличное. Наблюдаются существенные различия в

ценностных ориентациях пожилого и молодого поколений, которые влияют на их

взаимоотношения в семье. Для любого общества на всех этапах развития

характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно

отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой

инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную

традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к

постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение

социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И

проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения

способов и типов преемственности, культурно – исторический смысл, которых

высвечивается отношением к традиции – отказом от преемственности,

уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура, может

развиться лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения

к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она

предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств

жизнедеятельности.

1.2. Межпоколенная трансмиссия культуры: генезис содержания,

темпов, форм передачи знаний и опыта между старшим

поколением и молодежью.

Проблема старения представляет собой совершенно новый социальный

феномен, с которым человечество столкнулось лишь в ХХ веке, особенно в

последние его десятилетия. Старость как феномен социальной жизни долгое

время находился ниже порога социальных интересов. С увеличением

продолжительности жизни пришло осознание старости. Возникла необходимость в

социальном анализе старения.

Существуют различные подходы:

1.Онтологическая реальность, в ее основе находятся закономерности

определенной фазы онтогенеза, набор процессов, связанных с физиологическими

изменениями в организме, социальной адаптацией к новому статусу и ролевым

ожиданиям.

2.Старость анализируется как социокультурный феномен. Включает в себя

определение социально-возрастных границ, влияние социально-политических

факторов на развитие геронтологических традиций, анализ ценностно-этических

норм в отношении к старым людям, системы возрастного символизма, связанной

с особенностями социальной структуры общества.

Феномен старения интересовал людей с незапамятных времен. Суждения о

старости и смерти встречаются у многих мыслителей прошлого. Цицерон

размышляя о причинах пессимистических взглядов на старость, говорил: «Когда

я думаю о старости, я вижу четыре причины, из-за которых мы по привычке

считаем ее несчастным периодом нашей жизни: она отстраняет нас от активной

жизни, ослабляет наши физиологические силы, лишает нас чувственных

удовольствий и приближает смерть».24 Мысли Цицерона, высказанные свыше две

тысячи лет назад по поводу причин негативной оценки старости, выдержали

испытание временем лучше, чем его похвала старости.

В истории развития человечества длительное время старость

рассматривалась как симптом и выражение отмирания, затухания всех жизненных

процессов. Старость представлялась в неразрывной связи со смертью как

начало конца, неспособное дать человеку позитивную силу.25 С увеличением

продолжительности жизни, возрастанием исследований по геронтологии,

социологии и психологии пришло осознание старости не просто как

органического умирания, а как новой длительной жизни, полной драматических

противоречий.

За начало старости в геронтологии принят возраст 65 лет. Старость

является не статичным состоянием, а динамичным процессом. Она связана со

специфичными изменениями условий жизни, многие из которых, к сожалению,

имеют негативную окраску. К ним принадлежат изменения физических

возможностей, утрата общественного положения, связанного с выполнявшейся

работой, изменение функции в семье, смерть или угроза утраты, близких

людей, ухудшение экономических условий жизни, необходимость

приспосабливаться к быстрым культурным и бытовым изменениям. Существуют,

разумеется, и позитивные стороны изменения жизненной ситуации: наличие

большого количества свободного времени, возможность свободно заниматься

любимым делом, посвящать себя развлечениям и хобби, освобождение от

необходимости общественного соперничества и борьбы за свое положение.

Старому человеку приходится радикально перестраивать свою жизнь:

изменять свой образ жизни, стереотип поведения, принимать на себя новую

социальную роль, правильно реагировать на требования окружения, изменять

свое самовосприятие. Новое видение самого себя может побудить к перестройке

субъективной картины мира. Если человек чувствует себя беспомощным,

бесполезным и слабым, то окружение превращается для него в арену действия

враждебных сил, источник угрозы и страха. Эти представления значительно

обусловлены культурологически. Так как в нашем обществе старым человек

вынужден стать в момент окончания профессиональной деятельности, то в нашей

культуре очень большое значение приобретает умение найти ей замену либо

продолжать ее в целях сохранения активности и чувства общественной пользы.

Однако в силу некоторых причин (физиологические проявления старости,

стереотипы в сознании окружающих и сложные условия экономической ситуации в

России) возможностей проявить себя в этой сфере деятельности для пожилых

людей становится все меньше. Поскольку перемены на рынке труда, рост

безработицы изменяет требования к качеству рабочей силы. Повышение спроса

со стороны работодателей на квалифицированные кадры изменяет состав

безработных в зависимости от уровня образования. Революция в сфере

образования, которая предполагает всеобщее и углубленное обучение молодежи,

дает в результате новые поколения работников в интеллектуальном смысле выше

прежних поколений. Этот фактор тяжело влияет на положение пожилых людей в

сфере производства. Бурный прогресс науки и техники, когда качественные

перевороты происходят в сроки, более короткие, чем жизнь одного поколения,

неимоверное ускорение темпов всей социализации на первый план выдвигают

такие качества личности, как восприимчивость к новому, энергичность,

творческая мощь, физическая выносливость и т.д., что более свойственно

молодым людям. Погоня за максимальной прибылью становится целью всех

начинаний и решений деловых людей, а такая «идеология» заставляет

расставаться с работником, которого уже достаточно использовали. Появляется

неприязнь к старым людям которая укрепляется под влиянием радикальных и

быстрых преобразований в области технологии производства, за которым

пожилым людям трудно поспевать. Социальный регресс становится уделом

стариков, это делает старость обесцененным периодом жизни.

Отличие нашего современного общества от традиционных обществ,

ориентировавшихся на авторитет предков и стабильность, состоит в глобальной

устремленности в будущее. Современный человек структурируя и

переструктурируя свое будущее не находит в нем места старости. Однако

современная цивилизация характеризуется ускорением процесса постарения

общества. Постарение населения является приметой нашего времени и носит

прогрессивный характер. Люди старше 60 лет являются самой быстро растущей

группой населения. Если в 1989 году они составляли 15,3% населения страны,

то к 1998 году доля выросла до 17,6%; Ожидается, что к 2015 году доля

пожилых повысится до 20,5%. Для наглядности процесс постарения населения

отражен в виде диаграммы (см. приложение). Поэтому к 2015 году среди

неработающих будут преобладать люди старше 60-ти лет. В настоящее время

пожилых в России меньше, чем детей до 15 лет, но специалисты ожидают, что

уже с 2000 года доля людей старше 60 лет превысит долю детей младше 15 лет,

и в дальнейшем, это превышение будет расти.26 В России процесс постарения

начался намного позже, чем в большинстве западноевропейских стран, в

которых он идет примерно с конца прошлого века, однако с середины 60-х

годов ХХ века протекал интенсивнее, чем на Западе. В России старение

населения выражено не столь явно как в других странах. В числе причин

постарения населения отмечают: сокращение рождаемости, рост смертности

населения в трудоспособном возрасте, увеличение показателей средней

предстоящей продолжительности жизни. Процесс постарения населения вызывает

серьезные демографические, экономические, общественные,

социопсихологические, культурные последствия. Демографы, прежде всего,

обращают внимание на тот факт, что прогрессирующее старение населения

приводит к изменению его возрастной структуры. Это вызывает радикальные

изменения между тремя основными группами населения, а именно

производительного, допроизводительного и послепроизводительного возраста.

Сторонники пессимистической модели стареющего возраста указывают на

увеличение нагрузки на трудоспособное население по содержанию

нетрудоспособных граждан, на затруднения при внедрении нововведений из-за

инновационной непластичности пожилых людей.

К. Джини считал, что старение населения является источником

возникновения существенных конфликтов, поскольку люди пожилого возраста

являются более или менее профессионально пассивными и поэтому с

экономической точки зрения становятся для народа увеличивающейся со дня на

день тяжелой обузой.27 Это понятие «обуза» не может не вызвать возражения.

Так как это понятие применяется к людям, которым общество обязано своим

сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы

умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить его

неустанное развитие. Работа людей, которые на сегодняшний момент

переступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование

и профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования

общества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт

и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или

поздно они тоже состарятся.

В начале нынешнего столетия в социальной культуре общества произошли

серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате

развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции

старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения.

Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к

старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении

высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как

«Старческая преступность», проявляющаяся в антисоциальном поведении,

толчок, которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им

почувствовать и осознать свою ненужность. Это, а также изолированность и

отчужденность стариков приводит к распространению суицида среди них. Эта

проблема особенно актуальна в России.

Среди факторов, влияющих на социальный статус пожилых, отмечается

разрушение патриархального многопоколенного клана, распространение

нуклеарной семьи, изменение характера труда в индустриальном обществе,

обесценивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения

темпов научно-технического прогресса, распространение негласной политики

отстранения от работы пожилых людей достигших пенсионного возраста. Эти

тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодых поколений и

усилению геронтофобной установки в массовом сознании. Геронтофобия- это

боязнь старости, негативное отношение к пожилым.

Дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, направленность

сознания наших людей на выживание, - все это влияет на то, как молодое

поколение воспринимает пожилых людей. Молодое поколение не имеет ясного

представления об их жизни и часто драматизирует социальное положение

пожилых, в противовес своему собственному мнению, тем самым, порождая

стереотипы. Социальный стереотип (от греч.stereos – твердый и typos –

отпечаток) – стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный,

ценностно-определенный образ, представление о социальном объекте.28

Социальные стереотипы являются выражением социальных установок и выполняют

функции регуляции и интеграции в жизнедеятельности индивида и социальной

общности. Социальный стереотип - образ полярной по знаку оценки, жестко

фиксированный, не допускающий ни малейшего сомнения в его истинности

побуждающий к строго однозначному действию. Стереотип может быть позитивным

или негативным. Позитивный стереотип старого человека делает упор на

жизненный опыт и мудрость старых людей, потребность уважения к ним и

заботе. Негативный, если главный упор делается на производство, оценивая

человека по тому, участвует ли он в нем. Тогда старого человека

воспринимают как ненужного, а о его опыте говорят, что он устарел и

неприменим. Проблемы в связи со стереотипами возникают тогда, когда

человека оценивают по тому, участвует он в производственной деятельности

или нет, и рассматривают его, когда они слишком обобщены или явно неверны.

Существующий в обществе негативный стереотип навязывает пожилым

определенный стиль поведения в рамках формулы детство-зрелость, взрослость

работа, старость-покой. Общество создает стереотип старого человека,

опирающийся в основном на крайние группы, черты которых затем приписывают

всем пожилым.

Американские геронтологи в современном обществе выделили такие

стереотипы, как:

-Пенсионеры ведут себя пассивно так, как долго в своей жизни работали,

а сейчас хотят отдыхать;

-Они зависимы от помощи и советов других. Эта зависимость естественным

образом связана со старостью;

- Количество старых людей требующих помощи, больше чем их процент в

обществе;

-Прекращение профессиональной деятельности означает отказ от

общественных контактов и связывается у старого человека с чувством, что он

стал изолированным и исключенным из общества;

-Подготовка к старости не нужна, так как старый человек должен

отдыхать, читать, слушать радио и смотреть телевизор;

-Старые работники не подходят к новым технологиям, среди них больше

несчастных случаев и они менее продуктивны.29

К. Виктор выделяет целый набор стереотипов в отношении к пожилым

людям:

1) все старики похожи друг на друга;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.