реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

как межличностное общение делает возможным накопление и передачу

социального опыта, и трансляцию культуры. Отношение младших к пожилым

людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества.

Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются

показателем, отражающим господствуюшую в данную эпоху и в определенном

культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ

молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно

действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям.

Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по

себе приобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом

современной жизни, не имеют сил, чтобы выполнять различного рода

обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации.

Глава I I. Симбиотичность поколений в современном

динамическом обществе

2.1. Семья как институт социального наследования

Одним из проявлений социального неблагополучия современного

российского общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к

потере универсальных норм и ценностей, воплощенных в обычаи и традиции.

Проблема межпоколенных отношений особенно обострилась во всем мире в

связи с подъемом молодежного и студенческого движения в 60-70-х годах ХХ

века, которое стало одним из проявлений нарастающего кризиса современной

цивилизации.

Появилось много исследований, в центре внимания которых был "конфликт

поколений", "разрыв поколений". По разному трактовалась сущность этого

явления.

Так, американский социолог Л.Фойер считал, что "конфликт" поколений

является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на

изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более

важной движущей силой истории, чем классовая борьба.[23]

Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений

лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери

и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и

отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного

наследства.

Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре

единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего

застойного, консервативного в обществе.

Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные

оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от

старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и

их причин.

Каковы же причины обострения противоречий между поколениями ?

Взаимодействие поколений - это производное от социальной структуры,

социальных отношений ( Т.Парсонс, Ш.Айзенштадт).

Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей

зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм

жизнедеятельности "отцов" и "детей", от возможности адекватной, успешной

социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими

поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального

статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или

отсутствие молодежных организаций).

Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений

современности.

Во-первых, это научно-технический прогресс, который подрывает

авторитет старшинства. С.Н.Паркинсон отмечает, что "старшинство" порой

означает лишь утрату связей с современностью, потерю контакта с реальной

жизнью. Ведь именно молодые могут работать с компьютерами, а нынешние

директора, вполне возможно, даже не знакомы с компьютерным языком.

Современные специалисты, живущие в электронном мире, часто не способны о

чем-то говорить с людьми, не получившими специального технического

образования.

Твердая рука руководителя якобы им уже не нужна. Информационный аспект

проблемы еще не осознан. Во всяком случае технический прогресс,

информатизация образа жизни (от досуга, обучения, производства, политики до

духовного мира человека и от детского возраста до старости) существенно

влияют на жизнедеятельность людей, часто наносят удар по преимуществам

традиционной мудрости, по авторитету стариков.

По словам С.Н.Паркинсона, технический прогресс не учитывает

старшинства. Если раньше знаний и навыков, полученных в юности, человеку

хватало на всю трудовую жизнь и новое поколение училось у предыдущего,

социальный статус и специальность чаще всего передавались по наследству, то

с внедрением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется.

Соотношение прошлого, настоящего и будущего приобретает новый смысл. При

обязательности и даже большей ценности учета опыта, знаний, традиций

предыдущих поколений все большее значение приобретает установка на будущее,

на неизбежность изменений в своей профессиональной, общественной, семейно-

родственной судьбе.

Во-вторых, все опаснее становится пренебрежение к прошлому, так как

каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Чем

старше цивилизация, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем

важнее историческое значение. Оно - первейшее средство сохранения и

продления стареющей цивилизации, но не потому, что дает рецепты ввиду новых

жизненных осложнений, а потому, что не дает повторять наивные ошибки

прошлого.

В-третьих, конфликтность в отношениях поколений определяется типом

воспитания "самодовольных недорослей", для которых является врожденным

ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений.

Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют

жизнедеятельность и производят ущербные натуры "баловня", "наследника".

Свой умственный и нравственный уровень он считает более, чем достаточным,

он не ощущает обязанностей, не знает трудностей, забот.

В-четвертых, особую роль в межпоколенных отношениях играет семья,

взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Ситуация, которая бы

позволила бы преодолеть конфликт поколений, далеко не утешительная.

Индустриализация прежде всего ослабляет и в последствии уничтожает семью

как общественную единицу. Семья, состоящая из четырех поколений, больше не

существует, и остается только маленькое ядро из родителей и детей, очень

часто с работающей матерью. В разных национальных культурах по-разному дети

относятся к родителям: уважение, почтительность к старшим больше

сохранились у азиатских и кавказских народов.

Межпоколенные отношения на микроуровне социальных связей, в семье

особенно значимы, поскольку в отличии от большой в малой социальной группе

отношения людей имеют непосредственный характер. Очень важно для каждого

человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих

предков.

В Японии силен культ предков. Японцы с детства воспитываются в духе

веры в то, что страна, в которой они живут, - это не просто земля, горы и

реки, а священное жилище богов, место, где обитают души их предков.

Считалось, что умершие предки превращались в богов и определяли жизнь и

поступки живых, распоряжались их судьбами. И сегодня, одну неделю в августе

японцы празднуют "встречу" с душами умерших предков. Они надевают свои

лучшие наряды, участвуют в массовых гуляньях. Их поведение должно

обрадовать души умерших. Особенно красиво прощание: при полном молчании в

реки спускаются фонарики, в которых горят свечи.

Известно, что традиции хороши до тех пор, пока не теряется связь со

временем. Нужно уметь отличать мертвое от живого, комбинировать

традиционное и современное. Особыми являются в Японии и отношения между

"отцами и детьми". Мудрость народа заключается не только в том, что

сохраняется уважительное отношение младших к старшим, но отношение старших

- родителей, учителей - к детям подчеркнуто бережное, ласковое,

внимательное, что во многом объясняет секрет феномена японского воспитания.

Взрослые стремятся сделать жизнь ребенка интересной, содержательной.

Способность жить в гармонии с другими, не теряя при этом своей собственной

индивидуальности, во многом определяет успешное развитие страны.

Это наиболее существенные факторы, влияющие на обострение современных

межпоколенных отношений: научно-технический прогресс, часто подрывающий

авторитет старших, пренебрежение к прошлому, традициям, воспитание

"самодовольных недорослей", разрушение семейных связей.

В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий:

"великий разрыв" и "ничего нового". Разговор пока шел в основном о

конфликтах и их причинах в отношениях поколений, но исходным при этом, как

бы ни располагались "фигуры" в данный момент, является преемственное в

развитии рода человеческого.[24] Во-первых, молодые, хотят они этого или

нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений.

Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда

включают в себя встречные информационно-деятельные потоки от родителей к

детям, но и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или

менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная

интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.

В-третьих, признавая значение обеих выше названных тенденций, нужно

опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои

культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями,

устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики.

Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни

"абсолютное обновление", ни "абсолютный разрыв" - и то и другое означало бы

социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в

их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность,

эгоцентризм, неспособность к диалогу - эти крайние проявления

обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам

цивилизации.

Главное в межпоколенных отношениях - способность каждого поколения

адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без

жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны "отцов" к детям, с

обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к

растущему человеку.

С точки зрения отношений поколений, мир переживает сейчас уникальиый

исторический период, суть которого заключается в том, что в обществе

впервые сложилась четырехзвенная, четырехпоколенная структура. Никогда в

истории еще такой ситуации не было, она возникла в ХХ веке. И отсюда ряд

неординарных, с точки зрения традиционных процессов социализации,

следствий.

Во-первых, раньше было одно работающее поколение - "отцы", а младших,

то есть "детей", воспитывали "старики". Таким образом, "отцы" обеспечивали

всю материальную жизнь, а функцию социализации выполняли старики,

воспитывая внуков. Теперь производство меняется, тяжелый физический труд

уже не нужен, а востребованы наработанные опыт и знания, или даже просто

терпеливость и покладистость. Теперь уже старики задействованы на

производстве, они там нужны и нередко более предпочтительны. Они больше не

хотят воспитывать внуков. "Отцы" тоже работают, и "детьми", оказалось,

заниматься некому. Поэтому возникла нужда в иных формах социализации.

С другой стороны, например, человеку 60 лет, но он умирать еще не

собирается, у него хорошее здоровье. А рабочих мест для таких нет, потому

что уже есть другие, молодые, тоже желающие на эти места. Объективность

конфликта налицо. Вот почему социализация есть вопрос расширенного

социального воспроизводства общества.

Во-вторых, появление 4-х поколенной структуры привело к новому

структурированию социального пространства и времени. Прежняя, традиционная

трехзвенная структура - дед, отец, сын - имела традиционные формы и

механизмы трансляции социальности. А когда появилось четвертое поколение,

оказалось, что в этих механизмах новые социально-поколенческие роли не

прописаны. Как каждое из поколений должно общаться с другими? Каким

безусловным авторитетом будет обладать дед, если он сам "сын"?

В-третьих, проблема "отцов и детей" усложняется тем, что с развитием

электронных средств и коммуникационных сетей дети по своим возможностям

уподобляются взрослым, и здесь сразу три поколения становятся взрослыми и

три - детьми, "молодыми". Соответственно, проблема межпоколенческого

конфликта как отношения между двумя поколениями в современных условиях

оказывается некорректно сформулированной.

А если взять за основу нуклеарную семью, раздельное проживание семей

разных поколений, то возникает проблема, как, с кем и по отношению к кому

идентифицирует себя ребенок? Бабушки и прабабушки оказываются за пределами

семьи, становятся чужими людьми. Распространение в современности домов для

престарелых - это как раз западное решение вопроса о разрыве поколений,

когда молодежь - дети и тем более внуки и правнуки - не принимает стариков

как ближних своих и родственников. Да и сами старики тоже даже внуков

нянчить не хотят, тем самым, усугубляя отчуждение.

Из этого возникает и другая проблема - риск распада единства

исторического и социального пространства и времени, которые не возможны без

содержательного взаимодействия людей разных поколений.

В старом традиционном обществе проблемы отцов и детей не возникали,

поскольку старики были воплощением опыта выживания, и все знали, что

стариков убрали - и сами до следующего года не дожили. А сейчас

производственные процессы освободили человечество от прямой

непредсказуемости природной стихии, опыт аккумулирован, откорректирован

наукой и письменно закреплен в информационных источниках, зачем теперь

старики? Пенсионеры - иждивенцы, "лишние", занимающие места, да еще и учат

чему-то.

Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и

инвалидам. И поэтому сегодня общество вынуждено создавать систему

поддержания стариков - пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о

воспитании милосердия. И обнаруживаются новые ниши, где необходимо

специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее конфликтные

ситуации и порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши

взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне

идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых

ценностей, можно получить или более того, спровоцировать, конфликт

поколений. Объективная база конфликта создается префигуративным типом

культуры.

Город демонстрирует большей частью конфликтную модель, а село

представляется куда более толерантным. Родительская группа воспринимается

сельской молодежью с большим пониманием, восхищением и сочувствием.

Городская молодежь - более требовательна и строга. Это тоже подтверждает

известный факт, что по сей день сельское население, в том числе и молодежь,

является в большей степени носителем традиционных ценностей.

Научиться понимать другого, и прежде всего старшее поколение, - это

важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов без

понимания их сути и смысла - бессмысленное занятие.

Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь,

необходимо подчеркнуть важность такого фактора, как мера доверия молодежи к

старшим.

Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях

показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем

собственными силами. Это проявление префигуративности современной культуры.

Даже мать как самый близкий человек, не говоря уже о бабушках и дедушках,

отходит сегодня на второй план, уступая место сверстнику. В этом -

подтверждение общей тенденции перехода нашего общества к новому этапу,

когда сверстники выступают главным информационным и поддерживающим

источником в решении индивидуальных, зачастую интимных, проблем. Это

чревато ослабеванием связей между поколениями, проблематичностью трансляции

и восприятия прежнего опыта.

В результате исторической и культурной преемственности каждое новое

поколение людей для осуществления своей деятельности овладевает

достижениями предшествующих поколений, теми условиями, в рамках которых ему

предстоит жить и действовать, делает своим внутренним достоянием культурные

ценности, которые создали его предшественники. Но каждое новое поколение

вносит и свой собственный вклад. Прошлое - это уже реализованные

возможности, а настоящее - это момент перехода возможностей в

действительность. Будущее - это то, чего нет в форме актуальной

действительности.[25]

Изменение социокультурной ситуации современной России затрагивает все

стороны социального бытия, в том числе социального института семьи.

Развитие института семьи выступает в качестве комплексной социальной

проблемы, так как семья представляет собой сложную, многогранную систему

социокультурного функционирования человека, является важнейшим институтом

социализации. Институт семьи, испытывая влияние множества социальных,

психических, культурно-исторических факторов отражает и существующие

изменения государственной социальной политики, влекущие за собой глубокие

сдвиги в социальной жизни.

В силу целого ряда причин проблема родительских аттитюдов, их

трансляции в культуре занимает центральное место в социальной политике, ее

реализации в социальной работе. Это в частности объясняется изменениями,

происходящими во взаимодействии института семьи с другими социальными

институтами, изменением экономической и социальной ситуации внутри семейных

отношений.

В связи с этим необходимым выступает научный анализ социокультурного

наследования ценностных ориентаций.

Семья как объект социологического исследования затрагивает интересы

целого ряда исследовательских направлений научных школ.

Впервые проблемы семьи и внутрисемейного взаимодействия упоминаются в

трудах Платона, Анаксагора, Аристотеля, Зенона, где семья рассматривается

как первый опыт общества, анализируется роль семьи в поддержании

социального порядка. Особое значение для понимания семейных взаимоотношений

и межличностных коммуникаций имели работы И.С. Кона, М.С. Мауковского, А.Г.

Харчева.

Проблемы взаимодействия детей и родителей неотъемлемо связаны с

наследованием традиционных культурных норм.

Э. Берн, Р. Ричардсон, Т. Харис рассматривали возрастные периоды,

наиболее благоприятные для усвоения социальных норм и ценностей, а также

становление и развитие эмоциональной связи родителей и детей.

Проблема социального взаимодействия поколений широко освещена в трудах

Г. Спенсера, который считал, что человек становится социальным существом в

ходе длительной эволюции.

Е.С. Балабанова, М.Ю. Михайлова, З.М. Саралиева, С.С. Ярушенко изучают

процесс наследования культурных особенностей в семье и в различных

социальных группах, в том числе процессы депривации, трансляции культуры от

поколения к поколению.

Именно семья выступает мощным институтом социального проектирования,

закладывая основы развития ценностного потенциала будущего человека нового

поколения. Это предполагает новый дискурс, позволяющий проследить динамику

взаимодействия поколений.

Родительские аттитюды представляют собой многомерный феномен,

отражающий, с одной стороны, индивидуальные представления каждого человека,

базирующиеся на его личном опыте, формируемом социальной реальностью, с

другой стороны, это опыт предшествующих поколений, усвоенный путем

наследования тех или иных социокультурных традиций и ценностей.

Родительские аттитюды транслируются из поколения в поколение,

детерминируются той социальной группой, в поле которой они формируются.

Глубина осознавания родительских аттитюдов находиться в прямой зависимости

с возможностью социального использования накопленного предыдущими

поколениями опыта с учетом требований нового социокультурного

инвайронмента, осознания и анализа наследуемых родительских аттитюдов,

обеспечивает гибкость и эффективность адаптации индивидов в социуме.[26]

Семья как социально-экологическая инвайронментальная ниша

обеспечивает решение проблем, связанных с индивидуальной безопасностью и

эмоциональной поддержкой, защитой прав каждого в семье, обеспечивает

физическую, психологическую, духовную основу жизнедеятельности всех ее

членов, является межпоколенческой системой наследования социокультурных

конструктов и родительских аттитюдов.

Семья всегда играла важную роль на всех стадиях жизни человека.

В семье он вырастал, в семье формировалась его личность, в семье он

воспитывал своих детей, обогащал свой мир чувств, самые яркие из них

связывались с семейными делами. Таким образом, семья представала

натуральной средой обитания и для человека в пожилом возрасте, от семьи он

надеялся получить материальную, физическую и духовную поддержку.

Как следствие преображения семьи под воздействием промышленного

развития, урбанизации и растущей мобильности населения связи между

поколениями внутри семьи, а также между братьями и сестрами становятся все

более слабыми и неглубокими.

В этих условиях уменьшаются возможности, а временами и желание

среднего поколения оказывать помощь старым родителям.

В пожилом возрасте круг социальных связей человека сужается до

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.