реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

отношений с семьей, главным образом с супругой, детьми и внуками и,

возможно, также с братьями и сестрами, и отношения эти оказывают огромное

воздействие на качество жизни и ее оценку. Возможность принимать участие в

жизни семьи, хотя бы регулярно встречаться с ней, оказывает взаимную помощь

и разного рода услуги вызывают у старого отца или матери не только

естественное удовлетворение от проявления своей сердечности, но и чувство

безопасности и признания своей роли в семье и обществе. Широко

распространено мнение, что все это могла обеспечить традиционная большая

семья, особенно крестьянская, и в значительной мере также ремесленная,

объединяемая общим источником существования, каким является семейная

мастерская. Сопутствующий промышленному развитию индивидуализм разорвал

характерную для традиционной семьи общность производства и потребления. По

мнению многих, именно это привело к отдалению между родителями и детьми, к

потере пожилыми людьми поддержки молодых, на которую они всегда могли

рассчитывать в случае нужды.

Семья играет на поздних этапах жизни индивида исключительную роль.

Она представляет собой ближайшее социальное окружение пожилого человека,

способное оказывать и позитивное и негативное влияние на его адаптацию к

изменившимся после выхода на пенсию условиям жизни, на усвоение им новой

социальной роли.[27]

В большинстве случаев "возврат" в нее не сопровождается негативными

моментами, а имеющее место усиление внутрисемейной деятельности, как

правило, соответствует ориентациям, установкам и ожиданиям пожилого

человека. В тоже время довольно значительная часть пенсионеров сталкиваются

с трудностями в адаптации к новым семейным ролям и возрастанию объема

некоторых своих функций.

Несомненно, что в хозяйственно-бытовой взаимопомощи участие старшего

поколения большее, причем это относится как к работающим, так и к

прекратившим трудовую деятельность. Можно также отметить, что наиболее

сильным фактором, связывающим старшее и среднее поколения, являются внуки.

Желание принести именно им максимальную пользу нередко заставляет

пенсионеров идти на известный компромисс, жертвуя другими потребностями и

беря на себя излишние обязанности по дому. Многие пенсионеры сталкиваются с

непониманием со стороны среднего поколения, считающего, что семья должна

составлять чуть ли не единственный объект интересов пожилого человека, и

воспринимающего вклад последнего, как нечто само собой разумеющееся.

Семья - уникальная, ничем не заменимая система поддержки для пожилых

и старых людей, по крайней мере так должно быть. Вряд ли когда-нибудь

опекунская функция семьи сможет перейти к кому-то другому. Хотя многие

пожилые люди стремятся к автономии от детей: социальной, экономической,

территориальной, для большинства из них семья по-прежнему - притягательный

центр их интересов, место удовлетворения многих фундаментальных

человеческих потребностей, одна из главных социальных и психологических

ценностей, важная сфера деятельности. Удовлетворенность своим положением в

семье, принятие семейных ролей и функций - эти факторы не только определяют

степень реального участия пожилых людей в жизни семьи, но также побуждают

их принимать вполне определенные решения, связанные и с вне семейной

деятельностью, в том числе в сфере общественного производства. В первую

очередь это подтверждается связью мотивов продолжения и прекращения работы

с семейными обстоятельствами.

Мотивы продолжения работы на производстве могут быть такими:

- "Работая, я могу помогать своей семье материально".

Такая причина может объясняться не только уровнем жизни семьи и

самого пенсионера, но и его желанием сохранить престиж, обусловленный

положением трудящегося человека, профессионала, кормильца, поставщика

материальных благ, распорядителя средствами семьи.

- "Не хочу зависеть от родственников материально".

Этот мотив отражает неблагополучную ситуацию, когда получение

материальной или другой подобной поддержки от родственников связывается в

явной или неявной форме с дополнительными обязанностями в хозяйственно-

бытовой сфере, уменьшением участия в принятии семейных решений,

перераспределением главенства. Но даже в тех случаях, когда помощь детей

бескорыстна и продиктована исключительно заботой о родителях, пенсионер

может видеть в этом признак своей беспомощности, неполноценности,

воспринимать как ущерб для самолюбия, авторитета, гордости.

Мотивы прекращения работы могут быть следующими:

- "Семья нуждалась в моей помощи на дому".

- "Я хотела заниматься воспитанием внуков".

Эти причины имеют для женщины гораздо большее значение, чем для

мужчины. Интересно, что вдовые связывают уход на пенсию с внуками вдвое

чаще, чем женатые. В последнем случае воспитание внуков, заботы о них

распределяются между двумя представителями старшего поколения и, по крайней

мере, один из них может оставаться на работе. С другой стороны, вдовые,

особенно в семьях с неполным средним поколением в большей мере

концентрируют внимание, чувства, эмоции на внуках, чем имеющие мужа или

жену.

Семейная ситуация является одним из важных факторов, влияющих на

трудовую активность людей, перешагнувших порог пенсионного возраста. Можно

предполагать, что общественная деятельность неработающих пенсионеров

зависит от семейно-бытовой деятельности, положения в семье и ее структуры.

Семья - это основной элемент в системе взаимоотношений между

поколениями.

В настоящее время в семейно-бытовой сфере пожилой человек оказывается

беспомощнее ребенка, так как он не может пользоваться компьютером, не может

научиться водить автомобиль, не умеет пользоваться сложной бытовой

техникой, не может помочь внуку сделать уроки. Его умение запрягать лошадь

или штопать белье и одежду не понадобится внукам, которые лошадь видели

только на картинке, а что касается белья, то цивилизованный мир переходит

на одноразовое. [28]

В семье, состоящей из нескольких поколений, пожилым людям (чаще

бабушкам) уготована участь домашней прислуги, но даже здесь возникают

конфликты, скажем между взрослой дочерью и ее матерью. Последняя не так

стирает, не то покупает, не так готовит. Проблема ухода за детьми,

воспитания внуков - также обширное поле конфликта трех поколений: попытки

бабушки воспитывать внука добрым, милосердным, отзывчивым встречаются в

штыки родителями, которые хотели бы видеть ребенка индивидуалистом,

жестким, работающим локтями, конкурентоспособным в мире бизнеса.

Старшее поколение осуществляет важную социальную функцию связи

поколений, являясь необходимым звеном цепи, уходящей в далекое прошлое. Но

память о прошлом сегодня больше накоплена в книгах, кинофотодокументах, на

компакт дисках, нежели в ненадежной памяти стариков. Даже в семейном кругу

передача семейных традиций от старшего поколения к младшим, память о

предках, как правило, не реализуется. Сегодня при опросах старшекластников

становится нормой, когда многие молодые люди не могут назвать места работы

и должности отца или матери, не говоря уже о биографии родителей, тем более

- бабушек и дедушек. Что касается более дальних предков, то они должны быть

совершенно выдающимися людьми, чтобы правнуки могли что-то знать о их

жизнедеятельности (и не просто из семейных преданий, а из книг и СМИ).

Причины наиболее частых конфликтов в семьях из трех поколений -

распределение ролей, борьба за главенство. У старших опыт, молодым бы

слушаться, а они почему-то не хотят.

Распад, дробление большой семьи - процесс объективный. На Западе он

начался раньше, у нас позже. Нуклеарная семья, родители - дети, становится

преобладающей. Это связано со многими сложными процессами -

индустриализацией, урбанизацией, научно-технической революцией. Но нельзя

тут, наверное, недооценивать и факторов субъективных, психологических.

Легко ли жилось детям, где командовали старшие, порой довольно деспотично?

Уход из под диктата можно считать явлением общественно-прогрессивным и

необходимым. Молодых людей уводили из дому тяга к самоутверждению, поиск

возможностей для этого. И сегодня, хотя от прежней родительской власти

почти ничего не осталось, они жаждут автономии, особенно после вступления в

брак. Мудрые родители понимают это желание и идут ему на встречу, если

могут пойти. Но, увы, не каждые родители могут обеспечить молодоженов

отдельным жильем, а совместное проживание бывает очень сложным, даже при

обоюдном стремлении понять друг друга и чем-то поступиться. Родителям

кажется, что они творят благое дело, учат уму-разуму, а молодые иногда из-

за этого "блага" разводятся. Излишне опекая взрослых детей, освобождая от

решения многих жизненных проблем, родители в то же время жалуются на их

несамостоятельность. Особенно трудно складываются отношения в семьях, где у

старших нет своих интересов, личных целей и они полностью отождествляют

свою жизненную перспективу с жизнью детей.

Зачастую конфликты возникают из-за того, что молодым легко все в доме

менять, перестраивать, обновлять, спешить за модой, а пожилые люди больше

ценят то, к чему привыкли. В этом скорее не старомодность вкусов, а особая

мудрость.

Сейчас изменились пожилые люди. Чем выше уровень образования, чем

шире интересы, тем больше дорожат они своей суверенностью. Да и с жильем

стало полегче: хоть все еще остра эта проблема, но уже не так, как двадцать-

тридцать лет назад. "Помогать взрослым детям, заботиться о внуках надо, но

жить лучше отдельно, пока себя обслуживаешь" - вот точка зрения многих

пенсионеров, особенно "молодых". Но что не говори, трудно одиноко живущим

старикам, особенно когда дети в другом городе.

Невольно вспоминаются слова А.С. Пушкина: "... семья должна быть одна

под одной кровлей: муж, жена, дети - покамест малы; родители, когда уже

престарелы". Многие сегодня разделяют взгляды Александра Сергеевича, но как

их воплотить в жизнь?

Одни требуют строгих правовых, административных, общественных мер.

Считают, что закон должен "обязать отъявленных эгоистов жить вместе с

пожилыми родителями", что детей, "спихнувших" мать или отца в дом для

престарелых, надо судить. Но не сократим ли мы при этом жизнь пожилым

родителям? Нечасто встретишь мать, желающую публичного позора своим детям,

даже если она льет из-за них слезы.[29]

Конституцией определена обязанность детей "заботиться о родителях и

оказывать им помощь". Можно взыскать алименты с забывших о своих святых

долгах, но только большинство стариков нуждаются не в материальной

поддержке, а в моральной. Поэтому у многих сама мысль о строгой

регламентации отношений вызывает протест: "Жить вместе по обязанности?

Какой же климат будет в такой семье?"

Дети привыкли видеть в родителях опору и не всегда вовремя замечают,

что наступил новый этап отношений, новое распределение ролей, когда они

должны заботиться о своих родителях.

Некоторые видят причину всех бед в "разрушении" больших семей и

вспоминают о прежнем патриархальном укладе семьи, где не было одинокой

старости.

В самом деле, никакой закон не сможет учесть все разнообразие

семейных сложностей, конфликтов.

Квартирные обмены в пределах одного города - жить вместе, поближе -

тоже не просты. И, конечно, пожилым родителям и взрослым детям нужна здесь

помощь общества, исполнительных органов власти, которые, обеспечивая

жильем, должны и учитывать вопросы расселения. Близость проживания

способствует контактам.

Проживая вместе или неподалеку друг от друга и поддерживая достаточно

частые контакты, родители и их взрослые дети могут оказывать взаимные

жизненно важные услуги и помощь. Для родителей это имеет значение не только

в материальном отношении, но и в эмоциональном, как выражение памяти и

близости, уважения и сердечности. Услуги и помощь со стороны взрослых детей

имеют для родителей тем большую ценность, что во многих случаях они

являются единственными значимыми для них контактами с людьми.

А пожилые родители, в свою очередь, могут помогать вести домашнее

хозяйство, присматривать за внуками. Обмен услугами и помощью несравнимо

выше между родителями и взрослыми детьми, живущими вместе или недалеко друг

от друга.

Но если старые люди по тем или иным причинам - географическим,

психологическим - не могут жить вместе с детьми, то государство должно о

них заботиться так же, как и об одиноких.

Хотя эпитет "счастливая" и не годиться для старости, но разве любовь

и забота детей - не из области счастья?

Хорошо приходить в дом, где вместе со взрослыми детьми и внуками

живут бабушка с дедушкой. Особый уют в этих домах. Здесь тихие, спокойные

вечера, когда молодой хозяйке, прибежавшей с работы, не надо «разрываться»

между плитой и детьми. У бабушки уже готов ужин, и вся семья садится за

стол. Старый добрый порядок, который не так просто сохранить при нынешних

ритмах жизни, особенно в больших городах. Мы привыкаем есть на ходу, а

накрытый стол - это разговоры, которые маленьких детей приобщают к заботам

взрослых, а бабушке с дедушкой дают ощущение наполненности жизни. Они в

курсе дел своих детей и внуков. Все, что с ними происходит, их

непосредственно касается. А если могут дать совет - счастливы.

В семье, где складываются подобные отношения, не услышишь от старших

ворчливого: "Вот мы в дни нашей молодости..." Они и от сегодняшних дней не

отстают, знают, что нынче читают, и даже к музыкальным вкусам внуков

относятся с пониманием. В таких домах нередко собираются родственники. Как

важно, особенно при малочисленности нынешних семей, чувство родства, рода,

корней.

Это каждому и в себе помогает разобраться, случайном и неслучайном в

своей жизни. Однако мало и все меньше таких домов.

Дети необыкновенно чутки и улавливают все оттенки взаимоотношений в

семье. Опыт многих семей показывает, что дети повторяют своих родителей.

Если родители хорошо относятся ко своим старикам, то они могут быть

спокойны: у них будет счастливая старость.

Подведем итоги данного параграфа.

Пожилые люди долгое время являлись трансляторами культурных традиций и

занимали влиятельную и авторитарную позицию в обществе, таким образом, они

служили молодежи положительными образцами для подражания. Такие отношения

между поколениями были закономерны, так как они удовлетворяли основные

потребности как детей и подростков, так и пожилых людей. Пожилые люди

выполняли наставнические функции, передавая свои знания и опыт молодым, для

которых такая информация была необходима. Таким образом пожилые люди

получали возможность адаптироваться к новым социальным ролям и найти

механизмы самореализации, а молодежь приобретала жизненно важные навыки.

Сегодня же эти знания и профессиональные навыки в массе приобретаются

через социальные институты и устаревают несколько раз в течение жизни

одного поколения. Таким образом старики превращаются в "носителей прошлого"

- отживших ценностей, устаревших профессиональных знаний, ненужных эталонов

поведения, только мешающих адаптации активного населения. Трудовой опыт

старшего поколения в большинстве случаев остается невостребованным, а

попытки использовать хорошо работающие в прошлом методы организации труда,

стимулирования работников, продвижения по службе могут оказаться даже

вредными. Это трижды справедливо для России, переходящей от плановой к

рыночной экономике.

Представители поколения, рожденного в 60-е годы, говорят о том, в их

жизни бабушки и дедушки имели большое значение: они ухаживали за внуками,

когда те болели; рассказывали сказки; служили защитой и источником

сочувствия; были наиболее близким и доверенным другом; никогда их не

наказывали; всегда были добры к ним и прощали ошибки.

Сейчас же некоторые пожилые люди избегают общества молодых, ворчат на

них, критикуют их поведение и взгляды. Им кажется, что теперешние молодые

люди - грубые, в целом - иные.[30]

В настоящее время, в связи с увеличением числа нуклеарных семей,

общение старшего поколения с младшим затруднено, хотя конечно имеет место.

С физическим удалением поколения дедов и бабушек из мира, в котором

воспитывается ребенок, его жизненный опыт "сокращается на поколение, а его

связи с прошлым ослабевают". С распадом многопоколенных семей появились

проблемы одиночества в старости, детской беспризорности. Вот почему так

важны многопоколенные семьи.

В экономически развитых странах люди старше 60-ти лет составляют 20-

25%. Это отразилось на программе действий ООН и ВОЗ. 1993 год был объявлен

годом пожилых людей и солидарности между поколениями, а 1994 год - годом

семьи. И такая постановка вопроса не случайна, ведь совместное проживание

пожилых людей с семьей - это проблема и для семьи, и для пожилого

человека.[31]

2.2. Практики межпоколенных взаимодействий

Пожилой человек в конкретном обществе может выступать в качестве

субъекта средовой активности, то есть действовать на благо этого общества

или просто участвовать в его жизни. Он может также быть объектом средовой

активности, что означает, что местные организации или социальные учреждения

занимаются помощью пожилым людям. Но, независимо от того, в какой роли

(объекта или субъекта) выступает пожилой человек в конкретном обществе,

каждая из этих ролей способствует уменьшению чувства его одиночества и

изолированности от общества. И чем глубже и живее будет связь с

общественностью, тем больше и сильнее будет чувство общности с ней.[32]

Существует большое разнообразие контактов и сфер деятельности для

пожилого человека, который желает заняться полезной для окружающих

деятельностью. Контакты устанавливаются в первую очередь через формальные

учреждения, общественные организации и группы, имеющиеся в данном районе.

Кроме того, пожилые люди могут поддерживать связи с коллегами по работе,

знакомыми, соседями. Наиболее простая и распространенная форма общения

существует в группах, состоящих из бабушек и внуков, за которыми они

присматривают. Бабушки заняты беседами, внуки - совместными играми.

Это убеждает нас в том, что согласие между пожилыми людьми и молодежью

не только существует, но и имеет возможности для своего развития.

Пожилой человек контактирует с названными социальными группами в

относительно узкой сфере: в магазине, парке, библиотеке, клубе и других

культурных учреждениях. Ограничение пространства, в котором происходят эти

контакты, наступает одновременно с убыванием физических сил стареющего

человека, вплоть до полного "замыкания" в собственном жилище. В этом случае

старый человек перестает быть участником общественной и культурной жизни и

часто становится объектом активности местной общественности. Разумеется,

это относится не ко всем старым людям, социальные контакты которых

ограничены квартирным пространством. Многие из них не только сохраняют

культурную активность: читают, слушают радио, смотрят телепередачи, имеют

хобби, но и организуют дружеские встречи, осуществляют опеку над внуками.

Если же пожилой человек находится в хорошей физической форме, то он может

реализовать себя в таких, наиболее характерных для нашего общества,

направлениях деятельности в его микросоциальном окружении, как опекунско-

воспитательная, административно-организационная и культурно-

просветительская.

Чтобы помочь пожилым людям активно включиться в общественную жизнь,

необходимо выделить такие интересы старшего поколения, которые сближают его

с другими возрастными группами. Именно интересы активизируют жизнь людей,

выступают побудительным мотивом, который направляет деятельность субъектов

на удовлетворение потребностей. Общность интересов рождает единство целей и

единство действий, вследствие чего возникает общественное согласие,

проявляющееся в поддержке.[33]

Симбиотичности поколений и стабильности общества способствуют практики

межпоколенных взаимодействий.

В современном обществе развиваются различные межпоколенные практики,

предусматривающие систематическое и преднамеренное взаимодействие между

пожилыми и молодыми людьми в обществе.

Такие практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных

поколений сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга.

Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах

между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество

установило между возрастными группами.

Практики взаимодействия поколений затрагивают множество социальных,

экономических и политических факторов, влияющих как на молодых, так и

пожилых людей. Например, в США межпоколенные практики успешно используются

с 1963 года, их применение эффективно в решение таких проблем как

социальная изоляция, дистанцированность поколений друг от друга и от

общества, дискриминация по возрасту как при приеме на работу, так и при

увольнении и множестве других.

Первоначально межпоколенные практики были созданы с целью преодолеть

негативные последствия географического разделения поколений, так как 30-40%

американских семей жили вдалеке от родителей. Недостаток межпоколенных

контактов в семье способствовал возникновению чувства одиночества и

ненужности среди пожилых, так как они теряли значимые роли в семье, а дети

и подростки теряли положительные образцы для подражания, ласку и заботу

бабушек и дедушек. Начали появляться стереотипы в отношении обоих

поколений.

В дальнейшем (1980-1990-е годы) межпоколенные практики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.