реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

1. Исследования показывают, что мы воспринимаем пожилых людей через

призму стереотипов так как мы с опаской относимся к пожилому возрасту.

2. Мы боимся потерять физические и умственные способности,

привлекательность, возможность зарабатывать деньги, статус, независимость.

3. Этот страх воздействует на наше подсознание и усиливает процесс

возникновения негативных стереотипов. Реальное восприятие нашего возраста

означает, что нам приходится осознать собственную уязвимость и смертность.

4. Мы избегаем реальности путем сегрегации пожилых людей.

5. Изображение пожилых людей, как непохожих на нас, маргиналов,

позволяет нам дистанцироваться от того, что мы подсознательно воспринимаем

наше возможное будущее.

6. Речь идет о случае "ОНИ" и "МЫ". И чем больше возрастной разрыв,

тем больше мы надеемся, что процесс перехода из состояния "МЫ" в состояние

"ОНИ" у нас будет дольше.

Упражнение №2. (10 мин.)

Раздать каждому студенту список с описанием молодости и старости,

указанный далее.

Попросите участников упражнения отметить слова из данного списка,

которые они считают полностью подходящими для описания состояния молодости

и старости.

МОЛОДОСТЬ - свежесть, неполноценность, "щенячий возраст", источник

проблем, молодое поколение, незрелость, меньшинство, юношество, расцвет,

"зеленый", странный, "неоперившийся", "безусость".

СТАРОСТЬ - седина, дряхлость, старческое слабоумие, годы упадка,

"старый болтун", парализованный, трясущийся, глупый, "одной ногой в

могиле", древний, у которого все в прошлом.

Задать вопрос: Являются ли все эти слова полностью подходящими для

описания состояния молодости и старости? Если нет, то что не подходит и

каких слов не хватает.

Обсудить мнения группы.

Урок 6.

В данном разделе две части. Первая часть урока заключается в

проведении ролевой игры. Во второй части занятия студентам раздается

информация относительно увеличения числа пожилых людей в мире, после

прочтения которой должна быть проведена дискуссия по этому вопросу.

Цели:

1. Осознать то, что мир стареет.

4. Обсудить значение, которое данная проблема имеет для социальной

политики.

Упражнение № 1 (45 минут)

Ролевая игра: Обычный ход работы в общественной палате. Неожиданно

приходит объявление о том, что выделяются дополнительные 100 млн. руб. и

они будут направлены только в один отдел. Принимается решение о том, что

тот министр, который наилучшим образом обоснует необходимость получения

этих средств, получит их в свой отдел.

В игре принимают участие:

Министерство социальной защиты:

Министр по вопросам детства.

Министр по делам молодежи.

Министр по вопросам пожилых людей.

Министр труда.

Министр культуры.

Министр по юридическим делам и вопросам правопорядка.

До игры: Выбрать игроков, которые исполнят роли правительственных

министров. Пригласить министров, расположиться в центре комнаты маленьким

кругом. Ввести правило: каждый говорит по очереди, иначе его аргументы

будут не услышанными. Остальные студенты наблюдают за ходом игры.

Ход игры:

Задать министрам вопрос: Почему они должны получить эти деньги?

Пока один отвечает, другие министры в произвольном порядке задают

вопросы. Ролевая игра длится 20 минут. Затем нужно закончить игру

независимо от того, появился ли реальный претендент. Обсудить то, как

каждый игрок ощущал себя во время игры.

Вопросы для группы:

1)Что вы думаете относительно доводов каждого игрока?

2)Насколько реалистичны предложенные проекты?

3) Что может от этого выиграть общество?

4) Будут ли выгоды от проекта долгосрочными или кратковременными?

Обсудить.

Затем зачитать группе следующую информацию:

-Дети нуждаются в любви, крове, защите, образовании.

-Пожилые люди нуждаются в любви, почестях, независимости, участии в

экономической жизни общества и социальных услугах.

-Жизнь была бы скучнее, грустнее и более серой без драматического

искусства, музыки, поэзии, телевидения, радио, изобразительного искусства.

-Молодые люди 15-18 лет нуждаются в любви, защите, образовании,

контроле и благополучном будущем.

-Обществу требуются законы и постановления для осуществления общего

контроля и защиты.

-Для того чтоб общество стало более справедливым и заботливым, могло

оказывать многие необходимые услуги требуются деньги

-Задача правительства заключается в том, чтобы расходовать скудные

средства на поощрение инициативности и создание рабочих мест, в тоже время,

защищая социально незащищенных граждан.

Упражнение № 2 (20 минут).

Раздать материал. «Увеличение числа пожилых людей в мире".

Дать время на обдумывание.

Обсудить следующий вопрос: Нам удалось достичь успеха в

продолжительности жизни пожилых людей. Но мы еще не знаем, как создать

меры, которые позволят пожилым людям участвовать в экономической жизни

общества и таким образом уменьшат их зависимость от снижения количества

рабочей силы.

Увеличение числа пожилых людей в мире.

-Число людей в возрасте 60 и старше является наиболее быстро растущей

частью населения в мире.

-В то время как мировое население предположительно будет колебаться в

течении, 75 лет за период с 1950 до 2025 года ООН прогнозирует пяти кратное

увеличение числа людей старше 80 лет в семь раз относительно их числа

сейчас.

-Это означает, что 1 человек из 7 будет старше 60 лет по сравнению с 1

из 12 в 1950 году.

-Старение нации является неизбежным последствием развития, которое

привело к увеличению жизненных стандартов более качественного питания и

более высокого уровня здравоохранения.

-Первоначальным результатом является уменьшение смертности от

недоедания и инфекционных болезней. Следовательно, очень мало детей умирает

в младенчестве, и большее число доживает до старости.

-Люди становятся старше быстрей, чем рождаются дети

-К 2025 году ожидается, что будет 35 детей на каждые 100 работающих

взрослых

-Типичная схема развития событий. Первоначально происходит

омолаживание населения, когда большее количество детей вырастает и заводит

семьи за этим идет старенье т.к. более позднее поколение воспроизводит

меньше детей и становится старше.

-В наименее развитых странах, где смертность и способность к

деторождению все еще высоки относительное число пожилых меньше, но при этом

все еще увеличивается.

-В более развитых странах старение достаточно очевидно и число пожилых

людей продолжает увеличиваться.

-Многие люди старше 60 лет в развитом мире ведут здоровый независимый

образ жизни.

-Но большинство таких людей окажется без работы к 65 годам из-за

обязательного ухода на пенсию.

-Существует категория молодых пожилых оказавшихся на обочине благодаря

непродуманной социальной политике.

-По прогнозу к 2020 году в индустриальных странах будет 270 млн.

экономически неактивных людей старше 55 лет. Это означает, что на каждые

100 работающих будет 38 иждивенцев пожилого возраста это в 2 раза больше

чем в 1950 году.

-Увеличение пожилых людей ставит новые вопросы по правам, способностям

и уходам, затратам.

Урок 7.

Смело встречай новый мир.

Данный раздел предоставляет возможность представить будущее и

рассмотреть возможные варианты решения его проблем.

Цели:

1. Рассмотреть состояние мира в 2043 г, когда сегодняшним подросткам

15-18-ти лет будет 60 лет.

2. Рассмотреть возможное личное участие, необходимое для создания

благоприятного будущего.

Упражнение№1(20 минут).

Начать занятие, написав на доске 2043 -год. Попросить студентов

представить себе будущее и изучить то, какой будет жизнь в 2043 году, когда

им будет 60 лет.

Задать следующие вопросы:

1. Какими вы будете в 2043 году?

2. В каких домах вы будете жить?

3. Как вы будете одеваться?

4. Сохранится ли семья в ее нынешнем виде?

5. Какие профессии будут в будущем? Какие старые профессии сохранятся?

6. Какими будут средства связи с точки зрения радио, телевидения,

телефона, Internet?

7.Сохранятся ли религии?

8.Каким будет состояние воздуха, воды, лесов, климата?

Обсудить ответы группы.

Упражнение№2 (30 минут).

Раздать списки персонажей. Каждый игрок должен выбрать роль которую он

исполнит. Попросить его держать свой персонаж в тайне. Объяснить участникам

игры, что на задаваемые вопросы можно отвечать «да», «нет», «не знаю». Если

игроки, согласно своим персонажам, отвечают «да» -они делают шаг вперед

,если «нет»-делают шаг назад, «не знаю»-остаются на месте.

Список персонажей.

1.Подросток-18 лет.

2.Вышедший на пенсию рабочий- 67 лет.(Выкуривал 50 сигарет в день в

течении 50-ти лет.)

3. 70-ти летняя вдова живет на 600 рублей в месяц.

4.Очень состоятельный человек 65-ти лет.

5.Ушедший на пенсию банкир в очень хорошей форме.

6.Находящийся в хорошей физической форме, удачливый молодой человек 35-

ти лет.

7.Ребенок состоятельных родителей 6-ти лет.

8. 80-ти летний человек, умственно здоровый, но глухой.

9.Мужчина, страдающий от депрессии 45-ти лет.

10. 65-ти летний человек в инвалидном кресле.

11.Ребенок бедных родителей 6-ти лет.

12.Слепой 50-ти летний человек.

13. 65-ти летний человек, сильно страдающий от артрита суставов на

руке.

Вопросы:

1.Можете ли вы прогуливаться ночью и чувствовать себя в безопасности?

2.Можете ли вы получить медицинскую помощь именно тогда, когда она вам

нужна?

3.Можете ли вы принимать решения самостоятельно?

4.Хотелось бы вам иметь возможность принимать больше решений,

касающихся лично вас?

5.Можете ли вы открыть банку консервов?

6.Можете ли вы без труда подниматься по ступенькам?

7.Вас подвергали дискриминации.

8.Можете ли вы без труда самостоятельно ходить за покупками?

9.Получаете ли вы удовольствие от радио, телевидения?

10.Есть ли у вас достаточно денег для основных потребностей?

11.Есть ли у вас деньги на хобби, развлечения, дополнительные расходы?

Остановить игру после того, как закончатся вопросы. Обозначить на

доске каждый персонаж, его начальное положение и последнее с помощью схемы.

Выявить, изменилось ли положение по сравнению с первоначальным.

Спросить, что чувствовал каждый игрок, принимавший участие в

упражнении.

Спросить, что ощущали игроки, делающие все время шаги вперед и что

чувствовали те, когда почти все время делал шаги назад.

Определить людей, которые оказались далеко позади. В эту категорию

обычно попадают бедные, инвалиды. Значит, в процессе старения у них

возникает больше проблем.

Упражнение№3 (20 минут).

Задать группе вопросы:

1.Что я могу сделать сегодня для создания лучшей обстановки в

завтрашнем дне?

2.Что я могу сделать сегодня, чтобы изменить негативное отношение к

пожилым людям?

3.Что я могу сделать для пожилых людей, которым требуется помощь?

Ответы должны быть в письменной форме.

Зачитать группе следующую информацию:

1.Не существует такого явления, как типично пожилой человек и все мы

будем стареть по-разному.

2.Скорость старения определяется чаще всего наследственными причинами.

Выпадение волос, например, может быть наследственным явлением. Если ваш

дедушка имел густую копну волос в 65 лет, то и у вас, возможно, будет так

же. Конечно бывают и исключения.

3.Некоторые аспекты старения в различной степени воздействуют на

каждого и связаны с внутренними изменениями организма.

4.Ваша кожа становится морщинистой с возрастом ,так как кожная ткань-

коллаген- теряет эластичность. Она менее способна растягиваться и это

вызывает морщины.

5.Широко распространено мнение, что лицо мужчины стареет медленнее,

чем лицо женщины.

6.Зрение изменяется с возрастом ,так как хрусталики глаз становятся

менее подвижными ,им труднее изменять фокус. Этот процесс проходит у людей

в разные сроки, но многие люди обнаруживают необходимость в очках, когда им

за 40 или за 50 лет.

7.С возрастом могут возникать изменения среднего уха ,что приводит к

ухудшению слуха.

8. Следует помнить, что состояние старости не является проблемой.

Болезни, инвалидность могут настигнуть вас в любой период жизни.

Экономические трудности ограничивают возможность выбора в любой период

жизни.

9. Для некоторых пожилых людей сочетание бедности, плохого здоровья и

предвзятого отношения могут значительно ограничить их образ жизни.

Если они испытывают подобное ограничение, то это приводит к ощущению

себя "выбитыми из колеи", ущербными.

10. Нужно следить за тем, чтобы ни в отношении к пожилым людям, ни в

разговоре с ними не было элементов дискриминации по возрасту.

11. Всегда необходимо помнить о том, что сегодняшняя молодежь -

завтрашние пожилые люди.

Урок 8.

( сценарий вечера «Встреча двух поколений»)

Одно поколение сажает деревья,

Другое-отдыхает в их тени.

( Китайская пословица ).

Ведущий 1.

Кто придумал судить о возрасте

По числу промелькнувших лет?

Ну, а если ты полон бодрости,

Если любишь ты целый свет.

Если мир твой рисован красками,

Где отсутствует черный цвет,

Если ты не скуднеешь ласками

И мечтателен как поэт?

Если ты отвергаешь прошлое

И тебя не влечет покой,

Если с грустью ты смотришь в прошлое

Значит, ты еще молодой!

Нет, не стоит судить о возрасте

По числу промелькнувших лет

Если ты еще полон бодрости,

Значит, старости места нет!

Ведущий 2.

В 20 веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между

поколениями. Одним из проявлений социального неблагополучия современного

российского общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к

потере, универсальных норм и ценностей, воплощенных в обычаи и традиции.

Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений,

ведут к конфликту и разрыву между поколениями.

Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и

пожилых.

Современные представления о старости окрашены, как правило, в мрачные

тона. Образ пожилого человека ассоциируется с больным, социально

незащищенным человеком.

Негативные представления о старости превращаются в социальные

стереотипы, которые служат основанием для возникновения дистанции между

поколениями. Причинами этого являются:

1. Отсутствие информации о возрастных особенностях.

2. Поддержание средствами массовой информации негативного образа

старости, сложившегося в обществе.

3. Изменение воспитательных функций старшего поколения.

Необходимо сблизить старшее поколение с другими возрастными группами.

Существуют межпоколенные практики, которые способствуют объединению

поколений. Они положительно влияют на молодых и пожилых так как частые

взаимоотношения пожилых людей с молодыми, повышают их жизненную активность.

Межпоколенные контакты улучшают физическое и эмоциональное самочувствие

пожилых, а дети начинают более полно понимать изменения, происходящие с

возрастом, не бояться своего старения. Дети, которые развиваются и

взаимодействуют с пожилыми людьми, приобретают способность видеть в них

личностей, а не стереотипные образы и могут изучать историю со слов старших

взрослых, которые представляют культуру и образ жизни прошлых лет.

Дети, которые видят заботу со стороны родителей о бабушках и дедушках,

также будут заботиться в будущем о своих родителях.

Не смейся над старым, Молодой на службу,

И сам будешь стар. Старый на совет.

А теперь мы хотели бы поразмышлять над тем, что значит быть молодым и

пожилым, и узнать ваши взгляды относительно друг друга, то есть то, как

одно поколение воспринимает другое.

Игра №1.

Ведущий 1..Разделитесь на две команды, в одной из которых будет

старшее поколение, а в другой- младшее. Команды в течении игры должны

видеть друг друга.

Первая группа заканчивает 5 предложений, начинающихся со слов:

"Пожилые люди...", а вторая группа- "Молодежь...".

Ход игры: Команда старшего поколения должна зачитать свои высказывания

о молодежи, а молодежь ответить на них, и наоборот.

Ведущий задает вопросы по окончанию игры:

1. Каковы ваши взгляды относительно друг друга?

2. Эти взгляды являются позитивными или негативными?

3. Согласны ли вы с услышанными высказываниями?

4. Насколько ваш взгляд на другое поколение формируется вашим личным

опытом?

5. Какие аспекты вашего поведения другое поколение могло бы осудить?

Справедливо ли это?

6. Чему молодые люди могут научиться у пожилых, и наоборот.

Есть у метких французов

Золотые слова:

«Если б молодость знала,

Если б старость могла».

Но бывает участок

В середине пути,

Когда опыт и сила

Могут рядом идти.

Этот возраст счастливый

Сочетает в себе

Два хорошеньких слова:

«Еще» и «Уже».

Так что жить в это время

И легко, и приятно:

Вам еще все доступно.

Вам уже все понятно.

Если жизнь вам предложит

Трудных ребусов ряд,

То решайте их смело-

Не смотрите назад.

Игра №2.

Для проведения игры необходимо свободное пространство.

Ведущий 2.. Раскладывает 3 плаката "Согласен", "Не согласен" и "Не

знаю".

Зачитывает группе следующие утверждения:

- Пожилым людям требуется особый уход.

- К пожилым людям относятся не справедливо.

- Ужасно, когда ты выглядишь старым.

- Жизнь в старости совсем не весела.

- Я всегда стараюсь поступать по-своему.

- Некоторые пожилые люди одиноки.

- Иногда я чувствую, что никто меня не понимает.

- В пожилом возрасте ты испытываешь страх большую часть времени.

- Быть добрым важнее, чем хорошо выглядеть.

- Иногда мне нужен особый уход.

- Наше общество уважает пожилых людей.

Ход игры: Каждый участник упражнения должен встать на один из плакатов

в зависимости от его точки зрения. После этого формируются группы , которые

должны попробовать склонить на свою сторону игроков из других групп,

используя для этого всякие доводы.

Наименьшая группа должна объяснить, что заставило ее сделать такой

выбор.

Группа из большинства должна убедить остальных переменить решение и

встать на ее сторону.

А группа " Не знаю " должна прокомментировать свой выбор.

Ведущий 1..Мы надеемся, что благодаря времени, проведенному сегодня

вместе, у вас сформировалось правильное, положительное отношение друг к

другу, и в дальнейшем оно останется таковым.

Молодость- не грех,

А старость- не смех.

Пусть годы несут вам лишь счастье,

Ни капли грусти, ни одной слезы.

Душевного богатства и здоровья

Желаем мы от всей души.

|Геронтологичесткие установки |Ювенальные установки пожилых людей |

|молодежи | |

|Все пожилые люди критикуют |Главные ценности сегодняшней |

|молодежь, любят посплетничать. |молодежи- богатство, престиж. |

|Бабушки в транспорте агрессивно |Молодежь сегодня сексуально |

|настроены. |распущенная, безнравственная. |

|Пожилому человеку ничего не нужно: |Молодежь не уважает старшее |

|ни модной одежды, ни косметики. |поколение, так как не |

|С возрастом возникает старческое |прислушивается к его мнению. |

|слабоумие. |Мода, которой придерживается |

|У пожилого человека уже все в |молодежь, безнравственная, особенно|

|прошлом, ему не к чему стремиться. |у эстрадных исполнителей. |

|В старости жизнь становиться |СМИ стремятся оторвать молодое |

|неинтересной. |поколение от старшего, внушить, что|

|Пожилые люди зависимые. |пожилые люди – это «вчерашний |

|У всех пожилых людей плохое |день». |

|здоровье, внешний вид. |В школе сейчас дают неточную и |

|Старшее поколение не имеет |неполную информацию о нашей |

|возможности зарабатывать деньги, |истории. |

|поэтому все пожилые люди бедны. |Большинство молодежи торгует на |

|Большинство пожилых людей одиноки. |базаре, хочет «легких денег». |

| |Молодые люди не хотят учиться. |

Процесс постарения населения России

-----------------------

[1]Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х!Х- начала ХХ

века.: Половозрастной аспект традиционной культуры /АН СССР, Ин-т

этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука, 1988. С. 24-25.

[2]Белов В. Лад // Избр. Произв. М.,1984. Т.3. С.99.

[3] Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Советский писатель,

1990. С.203-230.

[4] Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого

бытия. Саратов: Сарат.гос. техн. ун-т.1999.С.26..

[5] Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости.

//Социс.2001.№4. С.61-64.

[6] Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений. –В кн.:

Преемственность поколений как социологическая проблема. М. 1973. С.20-24.

[7] Кон. И.С. Социология личности. М., 1967. С.109.

[8] Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-

политический журнал. 1995.№4. С.118.

[9] Старость: Популярный справочник. Под ред. К.Н. Яцинина. –М.: Большая.

Российская. Энциклопедия. 1996.

[10] М.Э. Елютина. Геронтологическое направление в структуре человеческого

бытия. Саратов.1999. С.53.

[11] Старость: популярный справочник. Под ред. К.Н. Яцинина.-М.: Большая.

Российская. Энциклопедия, 1996. С.

[12] Гордин В.Э. Чем старость обеспечим. М.:1988. С.20.

[13] Гордин В.Э. Чем старость обеспечим. М.:1988.С.22.

[14] Старость: Популярный справочник. Под ред.К. Н. Яцинина.-М.: Большая.

Российская. Энциклопедия,1996. С.15.

[15] Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Ленинград. ун-т,

1986. С.89.

[16] Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого

бытия. Саратов: Сарат.гос.ун-т.

1999.

[17] Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого

бытия. Саратов: Сарат.гос.ун-т.

1999.

[18] Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый стол сказаний, поверий, обычаев

и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1994.

[19] Гордин В.Э. Чем старость обеспечим., М.,1998.С.31.

[20] Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Саратов:

Сарат. гос. техн. ун-т.1999. С.16.

[21] Преемственность поколений: круглый стол //Человек.№5.С.43.

[22] Старшее поколение в России: Современная ситуация. // Россия и

современный мир.2000.№2(27). С.43.

24 Старость:популярный справочник. / Под ред. Яцинина. М.: Большая

Российская энц-я.1996. С.15.

25 Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Автореф.

дис. д. с. н. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т.1999.С10.

26 Старшее поколение в России: Современная ситуация. //Россия и современный

мир.2000.№2(27). С.36-38.

27 Старость: популярный справочник/ Под ред. Яцинина. М.:Большая Российская

энц-я.1996.С.24.

28 Российская социологическая энц-я./ Под ред. Г.В. Осипова.М.: «Норма-

инфо», 1998.

29 Старость:популярный справочник./ Под ред. Яцинина. М.: Большая

Российская энц-я.1996.С.36.

30 Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной

геронтологии //Соврепенные исслед-я: Реферативный сборник.М.:РАН ИНИ по общ-

м наукам, 1994.С.41.

31 Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетепичности. Саратов:

Сарат. гос. техн .ун-т.1997.

32 Елютина М.Э. Социогеронтологические теории //Российский журнал

социальной работы.1997.№2/6. С.9-15.

33 Ерасов Е.С. Социальная культурология. Часть 1. М.:АО «Аспект Пресс»,

1994. С. 76.

34 Мид. М. Культура и мир детства. М.: «Наука», 1988. С.429.

[23] Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-

политический журнал. 1995. № 4. С.102.

[24] Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-

политический журнал. 1995. № 4. С.107.

[25] Жизненное пространство человека и общества. / Под ред. Устьянцева В.Б.

Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1996.

[26] Белова Е.А. Институт социальной работы. Саратов, 1997.

[27] Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука,

1983. С.97.

[28] Саралиева З.Н., Балабанова С.С. Пожилой человек в центральной России

// Социс. 1999. № 12. С.63.

[29] Александрова Т. Годы и заботы. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991. С.112.

[30] Грегер О. Жить не старея. М.: Физ-ра и спорт, 1991. С.206.

[31] Поляков А., Гниденко Т. Третий возраст // Социальная защита. 1996. №

2. С.121

[32] Старость: популярный справочник. / Под ред. Яцынина К.Н. М. Большая

Российская Энциклопедия, 1996. С.94.

[33] Васильев В.А. Общность интересов - основа общественного согласия //

Социально-гуманитарные знания. 1999. № 1.

[34] Лекции по технологии социальной работы. / Под ред. Холостовой Е.И. М.

1998. Ч.111. С.62.

[35] Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука,

1983. С.82.

[36] Система воспитательной деятельности пионерской организации. М.:

Педагогика. 1978.

[37] Беликова М.Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения дневного

пребывания октябрьского ЦСОН г. Саратова / Международный Год Пожилых Людей:

социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000. С.59.

[38] Скороходова Г.В. Связь поколений и информационное пространство Рода /

Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту.

Саратов. 2000. С.46.

[39] Леонова Л.В. Молодое поколение помогает пожилым / Международный Год

Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000.

С.47.

[40] Anny Dempsey, Genny Dempsey. In Due Season. A programm for post-

primary schools about being young and growing old. National Council for the

Elderly Publication. Corrigan House, Fenian Street, Dublin 2.: No.31, 1993.

65p. Перевод И.Б. Проскуряковой, Е.М. Майшевой.

[41] Преемственность поколений: материалы круглого стола (Ин-т человека

РАН) // Человек. 1996. № 5. С.51.

[42] Преемственность поколений: материалы круглого стола (Ин-т человека

РАН) // Человек. 1996. № 5. С.39.

[43] Жукова С.А. Тенденции развития межпоколенных коммуникаций /

Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту.

Саратов. 2000. С.49.

-----------------------

(прогноз)

20,5 %

18,0 %

17,6 %

16,8 %

15,3 %

Процент пожилых людей от 100% численности населения

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.