реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальное обеспечение в России

включает в себя такие аспекты социальной работы как психолого-социальный,

медико-социальный, социально-педогагический, социально-правовой и социально-

реабилитационный.[11]

Социальная деятельность осуществляется в рамках определенного

социального пространства, которое представляет собой форму общественного

бытия и предстает в виде "поля", где осуществляются многообразные

социальные связи и отношения между различными общественными субъектами.[12]

В этом "поле" осуществляются так же все экономические связи, социально-

экономические функции организаций и учреждений социального обеспечения,

социального страхования, занятости, попечительства, образования,

здравоохранения, охраны общественного порядка и т.д.

Следует выделить необходимость принятия новой концепции социальной

политики и социальной работы, которая должна основываться на принципах

апробированных мировой практикой и связанных с моделями "социального

государства" и "социальной рыночной экономики.[13]

3.2. Основные структуры, составляющие основу системы

социального обеспечения

Одним из важных факторов, влияющих на эффективность социального

обеспечения, является такой социальный норматив как бюджет прожиточного

минимума. К сожалению, этот принцип в настоящее время существует больше

теоретически, нежели практически, так как ухудшающееся социально

экономическое положение не позволяет окончательно определить эту константу.

Считается также, что минимум пенсии должен соответствовать минимуму

заработной платы, но, однако уровень минимальной зарплаты оказался

величиной непостоянной, да и практика показала, что финансово-экономическое

положение страны не позволяет прогрессивно увеличивать эти важнейшие

социальные показатели.

Государство уделяет значительное внимание вопросам охраны материнства

и детства. Специальные пособия, связанные с этими вопросами, а также

пособия по временной нетрудоспособные и некоторые другие выплачиваются за

счет фонда социального страхования, Пенсионного Фонда и других внебюджетных

фондов. Современная система социального обеспечения предусматривает новый

вид социальной помощи населению - пособие по безработице. В свете

расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их

социальной поддержки включает новые виды дополняющие систему пособий, такие

как компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы пока еще узкому кругу

лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от

гражданина.

Необходимым элементом федеральной системы социального обеспечения

наряду с пенсионной системой и системой обеспечения граждан пособиями

является система социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных и

семей с детьми. В комплекс социальных услуг входят услуги, оказываемые в

медико-социальных учреждениях, содержание детей в детских учреждениях

бесплатно либо со скидкой, профессиональное обучение и трудоустройство

лечения как вид профилактическую, реабилитационную, инвалидов, обеспечение

инвалидов транспортными средствами и средствами передвижения, а также

протезно-ортопедическая помощь.

Система медицинской помощи и социальной помощи включает:

диагностическую, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также

меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными,

инвалидами, включая выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Гарантии осуществления медико-социальной помощи закреплены

законодательством. Также в условиях переходного периода большое значение

приобретает такой самостоятельный вид социального обеспечения как

бесплатная лекарственная помощь, либо со скидкой, и обеспечение нуждающихся

в подобном виде услуг путевками для санаторно-курортного лечения либо

бесплатно, либо со скидкой.

Система льгот по системе социального обеспечения предоставляемых

государством адресована ветеранам, военнослужащим и их семьям, работникам

МВД и их семьям и другим некоторым категориям граждан. Эти льготы включают

скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на

всех видах городского пассажирского транспорта, бесплатный проезд на

железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах

пригородных маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или

междугородном автомобильном транспорте, скидку на установленную плату за

пользование телефоном.

4. Социальная поддержка населения

В настоящее время доля населения, имеющего право на получение

социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами

Российской Федерации, оценивается на уровне 70% всего населения Российской

Федерации, т.е. около 100 млн. человек могут претендовать на получение

социальных выплат и льгот. Только 9 видами социальных пособий и компенсаций

(включая ежемесячное пособие на ребенка) охвачено более 45,5 млн. чел. На

федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот,

пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например,

таким категориям как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т.д.).

Распределение общей суммы денежных средств, получаемых населением по

этим направлениям социальной защиты, складывается следующим образом: только

четверть общей суммы реализуемых всеми домохозяйствами льгот и пособий

приходится на долю домохозяйств со средним доходом ниже прожиточного

минимума домохозяйства, в то время как на долю домохозяйств со средним

доходом выше прожиточного минимума домохозяйства - три четверти. Такое

положение связано с тем, что практически все социальные пособия, выплаты и

льготы, установленные на федеральном уровне, предоставляются на основе

категориального принципа. Лишь два вида социальных выплат - ежемесячное

пособие на ребенка и жилищные субсидии - предусматривают проверку

нуждаемости и предоставляются домохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже

прожиточного минимума.

Принятый летом 1999 г. Федеральный закон “О государственной социальной

помощи”, разрабатывавшийся как закон о перестройке всей системы социальной

защиты на основе адресного принципа, в существующей редакции может означать

лишь появление дополнительного вида социальных выплат, осуществляемых на

основе проверки нуждаемости. Отсутствие механизмов реализации закона, в том

числе финансовых, превращают государственную социальную помощь в еще один

вид не финансируемых и потому не реализуемых социальных льгот и пособий.

В 1999г. расходы консолидированного бюджета по статьям раздела

“Социальная политика” составили 74,5 млрд. руб., то есть 1,7% ВВП или

примерно 6,0% суммарных расходов консолидированного бюджета Российской

Федерации. При этом необходимое финансирование установленных на федеральном

уровне льгот и пособий оценивается в более чем 15 процентов ВВП, что

превышает расходы федерального бюджета на социальную политику почти в 10

раз.

Сложившееся положение противоречит принципам федерализма.

Муниципалитетам компенсируется не более 30% их затрат на выполнение

федерального социального мандата. Основная часть расходов местной власти на

социальную защиту населения приходится на выполнение федеральных законов “О

государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, "О ветеранах", "О

социальной защите инвалидов в РФ". При этом у региональных властей на

практике остаются очень ограниченные возможности модифицировать эти льготы

и приспособить их к своим потребностям.

Поэтому в сфере социальных пособий и льгот одна из принципиальных

задач состоит в том, чтобы максимально расширить самостоятельность

территорий в принятии решений относительно того, какие выплаты

действительно на этой территории нужны, в каких объемах и каким образом, в

какой форме они должны предоставляться конкретным категориям населения.

Основная задача федеральной власти при таком подходе – с помощью

межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы

социальной защиты населения, решению снижения социальной дифференциации и

борьбы с бедностью.

Развитие и функционирование сети учреждений социальной защиты

населения по ряду направлений тяготеет к стационарным видам социальных

услуг, хотя их эффективность в отдельных случаях ниже, чем у нестационарных

видов социальной помощи. Приоритетным, как правило, является финансирование

сложившейся сети социальных учреждений на основе затратных принципов.

Доступ негосударственных организаций к оказанию соответствующих услуг в

рамках социального заказа ограничен. Слабо развито сотрудничество с

благотворительными и религиозными организациями. Недостаточно используются

возможности самофинансирования при предоставлении социальных услуг.

Практически не существует стимулов к снижению административных

издержек функционирования системы социальной защиты. Отсутствует практика

мониторинга эффективности социальной помощи в большинстве регионов.

Одной из проблем в связи с этим является недостаточность

статистической информации о состоянии дел в социальной защите, низкая

репрезентативность такой информации и несопоставимость различных источников

статистических данных.

Проблемы, связанные с низкой эффективностью существующих социальных

выплат и льгот накладываются на крайне неблагоприятные тенденции в

демографическом развитии. В результате предшествующего демографического

развития в масштабах всей страны наступила п. продолжает усиливаться

депопуляция. Этот процесс начался в первой половине 90-х годов и совпал с

экономическим кризисом, что усугубило характер его последствий и ухудшило

возможности по его сдерживанию.

Критически низкий уровень рождаемости в Российской Федерации не только

является фактором депопуляции, но и составляет самостоятельную

демографическую проблему. В настоящее время коэффициент суммарной

рождаемости почти в два раза отстает от уровня, необходимого для простого

воспроизводства населения. Характер рождаемости в Российской Федерации

определяется массовым распространением малодетности, сближением параметров

сельской и городской рождаемости, откладыванием рождения первого ребенка,

ростом внебрачной рождаемости, увеличением рождаемости в малолетнем

возрасте матери.

Острота депопуляции в Российской Федерации является также следствием

высокого уровня смертности, прежде всего в трудоспособных возрастах у

мужчин и в младенческом возрасте. Особое место среди причин смертности у

мужчин в трудоспособных возрастах занимают неестественные причины смерти –

несчастные случаи, отравления, травмы. Низкая продолжительность жизни

особенно характерна для лиц с относительно низким уровнем образования.

Демографическая ситуация должна стать предметом особого внимания

государства. Для этого необходима разработка специальной Концепции

демографической политики Российской Федерации на период до 2015 г., которая

должна войти в перечень первоочередных мер социальной политики на 2000-2001

гг.

4.1. Государственная социальная помощь обеспечит

прожиточный минимум российским гражданам.

Правительство РФ установило прожиточный минимум в целом по России за

первый квартал 2000 года: в расчете на душу населения 1137 руб. 66 коп.,

для трудоспособного населения - 1232 руб. 28 коп., для пенсионеров - 851

руб. 32 коп., для детей – 1160 руб. 66 коп. Величина прожиточного минимума

является определяющей для оценки уровня жизни населения при разработке и

реализации социальной политики и федеральных социальных программ,

обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии

по старости, устанавливаемых на федеральном уровне, а также для определения

размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования

бюджетов всех уровней на 2000 год. Со дня установления Правительством РФ

величины прожиточного минимума вступают в силу ряд нормативных правовых

актов, имеющих важное практическое значение, в том числе Федеральных закон

“О государственной социальной помощи”.

В общей системе мер по совершенствованию социальной политики РФ

большое внимание уделено вопросам усиления адресности социальной помощи

малоимущим слоям населения. Однако в регионах эти вопросы решались

бессистемно, принимались сотни различных, зачастую противоречивых,

нормативных правовых актов, регулирующих порядок ее предоставление на

различных основах. Руководителями субъектов РФ, а также местного

самоуправления неоднократно высказывались предложения о необходимости

принятия на федеральном уровне законодательного акта, регулирующего единые

правовые и организационные основы оказания государственной социальной

помощи российским гражданам.

В этой связи 25 июня 1999 года Государственной Думой был принят, 2

июля 1999 года одобрен Советом Федерации и 17 июля 1999 года подписан

Президентом РФ Федеральный закон “О государственной социальной помощи”,

который призван поддержать уровень жизни семей и одиноких граждан, доходы

которых ниже величины прожиточного минимума. Закон содержит основные нормы,

необходимость законодательного закрепления которых вытекает из Федерального

закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в

Российской Федерации” (последним предусматривается, что семья или одинокий

гражданин, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума,

установленного в соответствующем субъекте РФ, считаются малоимущими и имеют

право на получение государственной социальной помощи).

Размер государственной помощи, согласно Закону “О государственной

социальной помощи”, устанавливается в пределах разницы: для одиноко

проживающего гражданина - между прожиточным минимумом и его душевым

доходом; для семьи - между суммой величин прожиточных минимумов (для всех

членов семьи) и общим доходом членов семьи.

Кроме адресного принципа государственной социальной помощи (а именно,

для граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума), Закон устанавливает

также заявительный принцип предоставления помощи нуждающимся.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются

средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных

бюджетов. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Федерации и

средств местных бюджетов, такие средства выделяются за счет средств бюджета

вышестоящего уровня бюджетной системы РФ или дополнительных источников в

порядке, установленном законодательством РФ.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется органами

социальной защиты населения по месту жительства или пребывания в виде

денежных выплат, как то: социальные пособия, субсидии, компенсации или в

натуральном виде - жизненно необходимыми товарами.

Закон предусматривает возможность проверки представленных заявителем

сведений о составе семьи, доходах и имуществе, а также возможность отказа в

назначении этой помощи в случае предоставления заявителем неполных или

недостоверных данных.

Виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи или

одинокого гражданина, а также методика расчета среднедушевого дохода,

используемого для определения права малоимущих граждан на государственную

социальную помощь, определяются соответствующим Порядком, утвержденным

Постановлением Правительства РФ 22 февраля 2000 г.

4.2. Социальные льготы различных категорий граждан

Лица, проживающие на территориях, прилегающих к объектам атомной

энергетики

В соответствии с постановлением Правительства РФ “О мерах по

социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к

объектам атомной энергетики” населению, проживающему в 30-километровой зоне

вокруг действующих электростанций, установлены льготные тарифы за

пользование электроэнергией и теплом (при подаче его от систем

теплоснабжения атомных электростанций) на бытовые нужды - в размере 50% от

платы, определяемой в общем порядке.

Судьи

Согласно Закону Российской Федерации “О статусе судей в Российской

Федерации” судьи имеют право на внеочередную бесплатную установку телефона;

бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за

исключением такси); бесплатный проезд на пригородном транспорте; 50-

процентную скидку на оплату жилой площади, коммунальных услуг, топлива, а

также на абонентную плату за телефон.

Работники предприятий, учреждений и организаций государственной и

муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающие диагностику и лечение

ВИЧ-инфицированных

В соответствии с Федеральным законом “О предупреждении распространения

в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита

человека (ВИЧ-инфекции)” работники предприятий, учреждений и организаций

государственной и муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающие

диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, подлежат обязательному

страхованию на случай заражения вирусом иммунодефицита при исполнении своих

служебных обязанностей, а также на случай наступления в связи с этим

инвалидности или смерти от заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-инфекции.

Данная категория работников также имеет право на сокращенный рабочий день и

дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда.

Граждане, проживающие и работающие в закрытом административно-

территориальном образовании

Согласно Закону Российской Федерации “О закрытом административно-

территориальном образовании” граждане, проживающие и работающие в закрытом

административно-территориальном образовании, подлежат обязательному

бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их

жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при

аварии на предприятиях или объектах.

За работниками предприятий или объектов (других юридических лиц,

расположенных на территории закрытого административно-территориального

образования), высвобождаемых в связи с реорганизацией или ликвидацией

указанных организаций, а также при сокращении численности или штата

сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на 6 месяцев)

средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный

трудовой стаж.

В случае ликвидации предприятий или объектов (а также других

юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-

территориального образования), уменьшения объемов или перепрофилирования

производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники

имеют право на досрочный (но не менее чем за два года) выход на пенсию.

Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают

компенсацию за сданное ими в федеральную собственность жилье по сложившимся

в данных регионах ценам либо обеспечиваются жильем по установленным нормам

на новом месте жительства.

4.3. Об опыте работы органов власти субъектов РФ

по усилению адресности социальной поддержки малоимущего населения

Усиление адресности социальной поддержки малоимущего населения - один

из главных приоритетов социальной политики государства на 2001 год и

среднесрочную перспективу

Стратегические направления и ориентиры политики государства на 2001

год и на среднесрочную перспективу, определены в Бюджетном послании

Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной

политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу" и в Плане действий

Правительства Российской Федерации в области социальной политики и

модернизации экономики на 2000-2001 годы (распоряжение Правительства

Российской Федерации от 26 июля 2000 № 1072-р).

В соответствии с указанными программными документами переход к

адресной социальной поддержке подразумевает необходимость уточнения и

сокращения большого комплекса социальных обязательств, установленных

федеральным законодательством. Государство не отказывается от наиболее

важных социальных гарантий населению. Напротив, социальная поддержка твердо

гарантируется наиболее нуждающимся гражданам страны.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения на ближайшую

перспективу положен принцип адресного предоставления социальной помощи лишь

тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного

минимума.

По данным Минэкономразвития России, в 1999 г. расходы

консолидированного бюджета по статьям раздела "Социальная политика"

составили 1,7% ВВП страны или примерно 6% суммарных расходов

консолидированного бюджета Российской Федерации. При этом необходимое

финансирование установленных на федеральном уровне льгот и пособий

оценивается в более чем 15% ВВП, что превышает расходы федерального бюджета

на социальную политику почти в 10 раз.

В результате сложилась ситуация, когда муниципалитетам,

непосредственно работающим с социально незащищенными слоями населения на

местах, компенсируется не более 30% их затрат на выполнение мер социальной

защиты, предусмотренных федеральным законодательством. Государство по-

прежнему не в состоянии исполнять все взятые на себя обязательства в части

социальных гарантий, предусмотренных законами.

Таким образом, наиболее острой проблемой, определяющей весь характер

социально-экономических отношений между государством и обществом, является

несбалансированность ресурсов и обязательств на всех уровнях бюджетной

системы Российской Федерации. Большинство законов в сфере социальной защиты

населения не обеспечены реальным финансированием.

На практике только четверть общей суммы реализуемых всеми

домохозяйствами льгот и пособий приходится на долю домохозяйств со средним

доходом ниже прожиточного минимума домохозяйства, в то время как на долю

домохозяйств со средним доходом выше прожиточного минимума домохозяйства -

три четверти. Предоставление социальных выплат осуществляется

преимущественно по категориальному признаку, без учета реальной нуждаемости

получателей пособий и льгот. С учетом материального положения семьи

предоставляются лишь три вида социальных выплат: пособие по бедности,

субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг и ежемесячное пособие на

ребенка.

Средства, выделяемые для социальной поддержки малоимущих

распределяются неэффективно, так как в основном расходуются без оценки

реальной нуждаемости. Размеры пособий настолько малы, что не оказывают

ощутимой материальной поддержки малоимущим семьям. Такова реальность

действующей системы социальной защиты населения Российской Федерации,

которая нуждается в адаптации к условиям рыночной экономики.

Согласно программным положениям Президента и Правительства Российской

Федерации ресурсы для оказания адресной социальной помощи будут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.