реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблема формирования среднего класса в современной России

| |социальным группам: |

| |- по уровню дохода – от 30 до 55% домохозяйств; |

| |- по критерию образования – от 20 до 40% занятого |

| |населения; |

| |- по профессионально-квалификационному статусу – от 35 |

| |до 45% занятого населения; |

| |- по критерию самоидентификации – 40-65% населения |

| |В целом признаки среднего класса распространяются на |

| |подавляющее большинство домохозяйств – более 80% |

| |домохозяйств имеют хотя бы один из признаков среднего |

| |класса. |

| |6. В рамках настоящего исследования была предпринята |

| |попытка оценить размеры "ядра среднего класса" на основе|

| |многокритериального подхода. В этих целях использовались|

| |три массива данных (ИСЭПН, RLMS и ВЦИОМ). Информационная|

| |насыщенность массивов такова, что можно оценить сферы |

| |распространения следующих признаков: (1) доходы, (2) |

| |владение недвижимым и (3) движимым имуществом, (4) |

| |профессионально-квалификационный статус, (5) |

| |демонстрация успешного экономического поведения в новых |

| |экономических условиях и самоидентификация. |

| |Многокритериальная модель дала следующие оценки (Таблица|

| |19, Рисунок 1): |

| |7. В терминах среднего класса с наибольшей уверенностью,|

| |видимо, можно говорить о пересечении этих множеств, как |

| |это уже звучало выше, - "ядре среднего класса", то есть |

| |социальной группы, обладающей основными его |

| |критериальными характеристиками. По-видимому, это и есть|

| |тот средний класс, который устоял под ударами |

| |финансово-экономического кризиса 1998 г., накопил |

| |определенный набор перспективных ресурсов и сформировал |

| |значительный адаптационный потенциал. |

| |Стабильность и перспективы средних классов, выделенных |

| |по перечисленным признакам, зависит от концентрации этих|

| |признаков. Наибольшая вероятность сохранения своих |

| |позиций у домохозяйств с самым высоким уровнем |

| |концентрации признаков среднего класса (пять признаков).|

| |Таковыми являются 1-2,5% домохозяйств (Рисунок 2). |

| |Строго говоря, лишь эту часть можно назвать "идеальным" |

| |средним классом, поскольку даже в отношении "ядра" |

| |среднего класса, несмотря на высокую концентрацию |

| |признаков, утверждение о его безусловной стабильности |

| |было бы преждевременным. |

| |Домохозяйства с высокой концентрацией признаков среднего|

| |класса в большей степени представлены в городах: 80% |

| |семей-представителей российского протосреднего класса |

| |проживают в городе, в то время как в целом в городах |

| |проживают около 70% домохозяйств. Анализ также показал, |

| |что масштабы распространения среднего класса существенно|

| |дифференцированы по регионам: в богатых регионах |

| |протосредние классы представляют 37-40% семей, а в |

| |средних и бедных регионах - 12-13%. |

| |8. Расширенные множества могут интерпретироваться как |

| |протосредние классы, имеющие некоторые характерные для |

| |них признаки, тем самым, обладающие, определенным |

| |ресурсом и, следовательно, шансами на перемещение в |

| |ядро. Произойдет ли это перемещение, зависит, во-первых,|

| |от экономических и институциональных координат и, |

| |во-вторых, от весомости данного ресурса в системе этих |

| |координат. На мой взгляд, именно эта группа представляет|

| |наибольший интерес, в первую очередь, с точки зрения |

| |экономической и институциональной политики. |

| |В свете сказанного, на мой взгляд, в конечном итоге не |

| |столько важен вопрос о численности и границах ядра |

| |среднего класса и даже протосредних классов, сколько о |

| |том, носителями какой социально-экономической стратегии |

| |они являются и какие из этих стратегий являются |

| |механизмами выживания, а какие – механизмами развития. |

| |9. В этой связи как о представителях среднего класса с |

| |наибольшей долей уверенности можно говорить о малых |

| |предпринимателях. Исключительное внимание к этой |

| |социальной группе не означает попытки преувеличить его |

| |статус и значение в социальной стратификации современной|

| |России. Станут ли малые предприниматели основой среднего|

| |класса или же останутся одним из его многочисленных |

| |слоев – вопрос исторического будущего и |

| |социально-экономической эволюции. Однако сегодня следует|

| |подчеркнуть, что малые предприниматели образуют |

| |обособленную группу с четко выраженными качественными |

| |признаками. Сама группа обладает повышенной внутренней |

| |неоднородностью, разброс количественных параметров в ней|

| |достаточно велик. Но в отношении других |

| |социально-профессиональных групп - самозанятых, наемных |

| |работников, неработающих - предприниматели выступают как|

| |относительно однородная общность. Консистентность |

| |(согласованность) признаков в группе малых |

| |предпринимателей весьма высока. Они заметно превосходят |

| |другие группы и по уровню образования, и по всем |

| |параметрам материального благосостояния, и по основным |

| |формам социально-экономической активности. |

| |Предприниматели в среднем более квалифицированы, лучше |

| |обеспечены материально, более мобильны. |

| |В итоге не менее трех четвертей малых предпринимателей |

| |фактически по всем рассмотренным нами признакам могут |

| |быть отнесены к средним классам, включая высший средний |

| |класс. |

| |10. Финансово-экономический кризис 1998 г. и методы его |

| |преодоления существенно повлияли на |

| |социально-экономическое положение средних классов в |

| |России. Тем не менее, этот слой накопил достаточный |

| |адаптационный потенциал для того чтобы отразить, хотя и |

| |с потерями, удар кризиса августа 1998 г., восстановиться|

| |в течение года после кризиса, продумать и простроить |

| |стратегии экономической деятельности, адекватные |

| |сложившимся после августа социально-экономическим |

| |условиям. |

| |11. Исследование показало, что социально-экономические |

| |условия, сложившиеся в ходе российских реформ, мало |

| |способствуют формированию среднего класса. Прежде всего,|

| |это связано с масштабами "параллельной" экономики, в |

| |которой реализуется значительная часть экономической |

| |деятельности среднего слоя российского общества. Ход |

| |экономического развития как до, так и после |

| |экономического кризиса 1998 г. отнюдь не способствовал |

| |тому, чтобы этот слой превратился в "классический" |

| |средний класс, которому свойственна однонаправленность |

| |социальных (прежде всего, статусных) и экономических |

| |(размер дохода и накоплений) характеристик. |

| |В этой связи важнейшей задачей становится поиск |

| |экономических стратегий и социальных технологий, |

| |направленных на формирование российского среднего |

| |класса, связанных с расширением социальной динамики, |

| |сужением масштабов теневой деятельности, выходом средних|

| |слоев в рамки легальной экономики. В этом смысле будущая|

| |стратегия как самих средних классов, так и государства |

| |как автора и проводника социально-экономических реформ, |

| |видимо, может быть описана известной формулой: Clipeum |

| |post vulnera sumere (лат.) (Взяться за щит после |

| |ранения). |

|Тезисы |Социальная структура как своего рода каркас всей системы|

| |общественных отношений, то есть как совокупность |

| |экономических, социальных и политических институтов, |

| |организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти |

| |институты задают некоторую сеть ролевых позиций и |

| |нормативных требований по отношению к конкретным членам |

| |общества. С другой стороны, они представляют собою |

| |определенные достаточно устойчивые пути социализации |

| |индивидов. |

| |Главным принципом определения социальной структуры |

| |общества должен быть поиск реальных субъектов социальных|

| |процессов. |

| |Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные|

| |группы различных размеров, выделяемые по разным |

| |основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и|

| |так далее. |

| |С этой точки зрения социальную структуру общества можно |

| |представить как более или менее устойчивое соотношение |

| |социальных слоев и групп. Для изучения многообразия |

| |иерархически расположенных социальных слоев призвана |

| |теория социальной стратификации. |

| |Первоначально идея стратового представления социальной |

| |структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок и|

| |была призвана нейтрализовать Марксову идею классового |

| |идея общества и доминирования в истории классовых |

| |противоречий. Но постепенно идея выделения социальных |

| |слоев в качестве составляющих общества элементов |

| |утвердилась в социальной науке, ибо она действительно |

| |отражала объективные различия разных групп населения в |

| |рамках отдельно взятого класса. |

| |Теории Социальной стратификации возникли в противовес |

| |марксистко-ленинской теории классов и классовой борьбы. |

| |Социальная стратификация – это «дифференцирующее |

| |ранжирование индивидов данной социальной системы», это |

| |«способ рассмотрения индивидов как занимающих более |

| |низкое или более высокое социальное место друг |

| |относительно друга в некоторых социально важных |

| |аспектах». |

| |Таким образом, социальная структура возникает по поводу |

| |общественного разделения труда, а социальная |

| |стратификация — по поводу общественного распределения |

| |результатов труда, т. е. социальных благ. |

| |Рассматривая динамику социальной стратификации, |

| |соотношение факторов преемственности и развития, |

| |необходимо оценить наиболее общие проблемы трансформации|

| |социальной структуры российского общества. Одним из |

| |важных моментов социоструктурной динамики является |

| |изменение сравнительной роли и конкретного содержания |

| |критериев стратификации общества. Основными критериями |

| |этой стратификации принято считать: |

| |Политический потенциал общественных групп, выражающийся |

| |в объеме их властных и управленческих функций; |

| |Экономический потенциал, проявляющийся в масштабах их |

| |собственности; |

| |Социокультурный потенциал, отражающий уровень |

| |образования, квалификации и культуры, особенности образа|

| |и качества жизни. |

| |Средний класс — уникальное явление в мировой истории. |

| |Скажем так: его не было на протяжении всей истории |

| |человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он |

| |выполняет специфическую функцию. Средний класс — |

| |стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше |

| |вероятность того, что общество будут сотрясать |

| |революции, межнациональные конфликты, социальные |

| |катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу |

| |собственными руками и, следовательно, кто заинтересован |

| |в сохранении того строя, который представил подобные |

| |возможности. Средний класс разводит два противоположных |

| |полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём |

| |тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные |

| |точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И |

| |наоборот. |

| |Среди функций среднего класса выделяют две |

| |«классические». Прежде всего – это основной |

| |экономический донор: бюджет страны складывается из |

| |налогов широкого слоя налогоплательщиков, |

| |рассматривающих себя как опору государства и по этой |

| |причине наделенных правом контролировать его расходы. |

| |Другая важнейшая функция среднего класса – его ведущая |

| |роль в процессе вертикальной мобильности. Основные |

| |социальные перемещения в обществе происходят как внутри |

| |среднего класса, так и между ним и другими элементами |

| |социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей|

| |вертикальной мобильности, ясные перспективы социального |

| |роста, базой которого выступают образование и уровень |

| |квалификации, должны обеспечивать высокий уровень |

| |благосостояния представителей среднего класса. |

| |При всей пестроте структуры среднего класса (что видно |

| |из данных по тем странам, где он наличествует) можно |

| |выделить какие-то существенные общие, либо сближенные |

| |черты статусов этих групп: |

| |уровень дохода, благосостояния, позволяющий реализовать |

| |современный образ жизни, его социальный стандарт; |

| |относительную устойчивость экономического статуса, его |

| |стабильность; устойчивое экономическое самообеспечение; |

| |владение собственностью либо условиями, безусловно |

| |необходимыми для ее эффективного функционирования на |

| |современном уровне: знаниями и умениями в сфере |

| |организации и управления, высокой квалификацией, |

| |информацией; |

| |признанную особо ценной для общества деятельность в |

| |сфере науки, культуры, осуществляемую на основе |

| |обладания уникальными творческими способностями; |

| |повышенную (по сравнению с нижерасположенными на |

| |социальной лестнице группами) субъектность: на рынке |

| |труда, в выборе образцов социального поведения и т.д.; |

| |способность влиять более или менее существенно на |

| |общественный процесс и управление им: средний класс – |

| |один из важнейших компонентов системы социального |

| |партнерства. |

Таблица 1

Стратификационные критерии идентификации среднего класса (сводная

группировка)

|Группы критериев |Критерии |Некоторые возможные |

| | |шкалы |

|1. Материальное |Текущий доход | |

|благосостояние |Движимое имущество | |

|(материальный статус) |Недвижимое имущество и транспорт | |

| |Сбережения (денежные вклады, | |

| |наличные деньги, облигации и иные| |

| |ценные бумаги, кроме | |

| |"голосующих") | |

|2. Владение средствами|Предприятия, фирмы с наемной |• Наличие/отсутствие |

|производства |рабочей силой, товарные фермы и |• Величина в денежном |

|(капиталом) |пр.: полная собственность или |выражении |

| |участие в собственности во всех | |

| |формах, включая простые акции и | |

| |другие "голосующие" ценные бумаги| |

| | | |

| |Имущество для индивидуальной | |

| |трудовой деятельности | |

|3. |Управленческий статус |• Исполнитель |

|Профессионально-должно| |/руководитель того или |

|стной | |иного уровня |

|(социально-профессиона| | |

|льный) статус | | |

| |Образование, квалификация |• Кол-во лет обучения |

| | | |

| | |• Кол-во и тип |

| | |дипломов |

| |Уровень сложности |• Занятость |

| |профессиональной деятельности |физическим/ умственным |

| | |трудом |

| | |• Различные типы |

| | |автономий труда |

| |Сектор экономики |• Гос./частный |

| | |• Промышленность/ с/х |

| | |/социальная сфера и пр.|

|4. Политический статус|Степень влияния на принятие |• Экспертные оценки |

| |решений органами государственной |влияния слоя в целом, |

| |власти различных уровней и |подгрупп и индивидов |

| |органами местного самоуправления | |

|5. Потенциал |Возможности восходящей и |• Фактическая |

|социальной мобильности|нисходящей мобильности у |мобильность |

| |представителей группы (слоя) |• Потенциальная |

| | |мобильность |

|6. Статусность образа |Статусные аспекты образа и |• Экспертные оценки |

|(стиля) жизни |качества жизни | |

| |-качество текущего потребления | |

| |-качество среды проживания | |

| |-качество досуга | |

| |-круг общения | |

| |-социальное настроение и пр. | |

|7. Социальный престиж |Социльный престиж группы в целом,| |

| |отдельных подгрупп, аспектов | |

| |профессиональной деятельности и | |

| |стиля жизни | |

Таблица 2

"Дециль качественного изменения"*

| |1997 |1998 |

|транспортные средства |6 |7 |

|мебель, домашнее оборудование, предметы |7 |7 |

|ухода за домом | | |

|строительные материалы | |10 |

|бытовые услуги | |10 |

|медицинские услуги |7 | |

|санаторно-оздоровительные услуги |7 |7 |

|прочие услуги |10 |9 |

* - указаны лишь те потребительские позиции, по которым обнаружена точка

перелома

Таблица 3

Распределение численности занятых в экономике по уровню образования, %

| |Всего |в том числе имеют образование |

|Месяц, год |высокая |средняя |низкая |

|Декабрь 1989 |11 |66 |20 |

|Апрель 1994 |11 |58 |27 |

|Ноябрь 1994 |9 |63 |22 |

|Ноябрь 1995 |7 |62 |24 |

|Ноябрь 1996 |11 |62 |24 |

|Ноябрь 1997 |12 |64 |24 |

|Доля в общем |11 |62 |23 |

|числе опрошенных| | | |

|Дисперсия |2,2 |4,3 |7,3 |

Таблица 5

Определение социального положения в 1998-99 гг. (ВЦИОМ)

|Социальный статус |июнь 1998 |июнь 1999 |

|Низший |14,0 |15,6 |

|Рабочие |34,2 |35,1 |

|Низшая часть среднего |16,7 |15,2 |

|слоя | | |

|Средний слой |23,1 |21,8 |

|Верхняя часть среднего |2,0 |2,8 |

|слоя | | |

|Высший слой |0,2 |0,2 |

|Затруднились ответить |10,1 |9,3 |

Таблица 6

Самооценка материального положения респондентов (%) (РНИСиНП)

|Положение в |Верхний слой|Средний слой|Нижний слой |Бедные |

|настоящее время |среднего |среднего |среднего | |

| |класса |класса |класса | |

|Значительно |45,8 |7,7 |0,8 |1,3 |

|лучше, чем у | | | | |

|окружающих | | | | |

|Несколько лучше |39,6 |49,0 |20,9 |9,7 |

|Такое же |12,5 |39,2 |58,9 |42,2 |

|Несколько хуже |1,1 |4,0 |17,1 |34,5 |

|Значительно |1,0 |0,1 |2,3 |12,3 |

|хуже, чем у | | | | |

|окружающих | | | | |

Таблица 7

Оценка респондентов перспектив (через 2-3 года) своего материального

положения (%) (РНИСиНП)

|Положение в |Верхний слой |Средний слой |Нижний слой |Бедные |

|через 2- 3 |среднего |среднего |среднего | |

|года |класса |класса |класса | |

|Значительно |43,7 |11,9 |1,4 |1,3 |

|лучше, чем у | | | | |

|окружающих | | | | |

|Несколько |39,6 |38,8 |16,7 |8,4 |

|лучше | | | | |

|Такое же |14,6 |44,5 |62,7 |42,9 |

|Несколько |2,1 |3,6 |13,5 |24,7 |

|хуже | | | | |

|Значительно |0,0 |1,2 |5,7 |22,7 |

|хуже, чем у | | | | |

|окружающих | | | | |

Таблица 8

Степень удовлетворенности своим положением в обществе (%) (РНИСиНП)

|Степень |Верхний слой |Средний слой |Нижний слой |Бедные |

|удовлетворен-н|среднего |среднего |среднего | |

|ости |класса |класса |класса | |

|Удовлетворены |60,4 |19,7 |3,8 |1,9 |

|Скорее |35,4 |40,5 |19,1 |9,7 |

|Удовлетворены | | | | |

|Скорее не |2,1 |23,4 |41,9 |27,9 |

|Удовлетворены | | | | |

|Не |1,0 |8,1 |25,2 |51,3 |

|удовлетворены | | | | |

|Затруднились с|2,1 |8,3 |10,0 |9,2 |

|ответом | | | | |

Таблица 9

Доля респондентов, выбравших значение "5" и более по четырем

идентификационным шкалам (RLMS)

|Шкала (позиции 1- наименьшее значение, |Доля респондентов (%), |

|9 – наибольшее значение) |выбравших позицию "5" и |

| |больше |

|"нищие - богатые" |17,1 |

|"бесправные – имеющие власть" |12,2 |

|"наименее уважаемые – наиболее уважаемые" |58,8 |

|"начинающие – профессионалы высокого |48,9 |

|класса" | |

Таблица 18

Оценки перспектив формирования российского среднего класса

|Варианты ответа |Доля респондентов |

| |(%) |

|В России не было и нет условий для формирования |19,0 |

|среднего класса | |

|После кризиса перспективы формирования среднего |55,0 |

|класса резко сократились | |

|Только после кризиса возникли условия для |14,0 |

|формирования среднего класса | |

|Формирование среднего класса не связано с кризисом |12,0 |

Таблица 19

Оценки масштабов "идеального" среднего класса

|Источник информации |Размер ядра среднего класса, |

| |% в общем числе домохозяйств |

|ИСЭПН |25.6 |

|RLMS |22.8 |

|ВЦИОМ |19.7 |

Рисунок 1

Ядро среднего класса и протосредние классы.

[pic]

Рисунок 2

Концентрация признаков среднего класса.

[pic]

Список литературы

1. Беляева Л.А. Критерии выделения российского среднего класса // Средний

класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.12.

2. Чепуренко А.Ю. Средний класс в российском обществе: критерии

выделения, социальные особенности // Средний класс в современном

российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.8-9.

3. Заславская Т.И., Громова Р.Г. К вопросу о "среднем классе" российского

общества // Мир России. 1998. #4. С.5-6.

4. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно

понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые

направления исследований. М.: Интеллект, 1998. С. 96.

5. Андреев А.Л. "Два средних класса" в российском обществе? // Средний

класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.39-51.

6. Здравомыслов А.Г. Несколько замечаний по поводу дискуссии о среднем

классе // Средний класс в современном российском обществе. М.:

РОССПЭН, 1999. С.30-35.

7. Средний класс в современном российском обществе/РНИСиПН. М.: РОССПЭН,

1999.

8. Средний класс в России: количественные и качественные оценки. М.:

ТЭИС, 2000. С. 11-12; Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России

на рубеже этапов трансформации // Вопросы экономики. 2001. #1. С.52-

53.

9. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России //

Вопросы экономики 1998г. №7 с.43-54.

10. Беленький В.Х. О среднем классе в России // Социально-политический

журнал 1997г. №11-12 с.15-26.

11. Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социс 1998г.

№7 с.44-54.

12. Голенкова З.Т. Средние слои в современной России // Социс 1998г. №7

с.44-54.

13. Рывкина Р.В. Эксперты о среднем классе // Информационный бюллетень

1997г. №1

14. Ситников А. Формируется ли средний класс?// Российский экономический

журнал 1999г. №3 с.26-35.

15. Тарасов А. «Средний класс» или «мещанский слой», заметки социолога //

Свободная мысль 1998г.№1 с.46-56.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.