![]() |
|
|
Проблема формирования среднего класса в современной России| |социальным группам: | | |- по уровню дохода – от 30 до 55% домохозяйств; | | |- по критерию образования – от 20 до 40% занятого | | |населения; | | |- по профессионально-квалификационному статусу – от 35 | | |до 45% занятого населения; | | |- по критерию самоидентификации – 40-65% населения | | |В целом признаки среднего класса распространяются на | | |подавляющее большинство домохозяйств – более 80% | | |домохозяйств имеют хотя бы один из признаков среднего | | |класса. | | |6. В рамках настоящего исследования была предпринята | | |попытка оценить размеры "ядра среднего класса" на основе| | |многокритериального подхода. В этих целях использовались| | |три массива данных (ИСЭПН, RLMS и ВЦИОМ). Информационная| | |насыщенность массивов такова, что можно оценить сферы | | |распространения следующих признаков: (1) доходы, (2) | | |владение недвижимым и (3) движимым имуществом, (4) | | |профессионально-квалификационный статус, (5) | | |демонстрация успешного экономического поведения в новых | | |экономических условиях и самоидентификация. | | |Многокритериальная модель дала следующие оценки (Таблица| | |19, Рисунок 1): | | |7. В терминах среднего класса с наибольшей уверенностью,| | |видимо, можно говорить о пересечении этих множеств, как | | |это уже звучало выше, - "ядре среднего класса", то есть | | |социальной группы, обладающей основными его | | |критериальными характеристиками. По-видимому, это и есть| | |тот средний класс, который устоял под ударами | | |финансово-экономического кризиса 1998 г., накопил | | |определенный набор перспективных ресурсов и сформировал | | |значительный адаптационный потенциал. | | |Стабильность и перспективы средних классов, выделенных | | |по перечисленным признакам, зависит от концентрации этих| | |признаков. Наибольшая вероятность сохранения своих | | |позиций у домохозяйств с самым высоким уровнем | | |концентрации признаков среднего класса (пять признаков).| | |Таковыми являются 1-2,5% домохозяйств (Рисунок 2). | | |Строго говоря, лишь эту часть можно назвать "идеальным" | | |средним классом, поскольку даже в отношении "ядра" | | |среднего класса, несмотря на высокую концентрацию | | |признаков, утверждение о его безусловной стабильности | | |было бы преждевременным. | | |Домохозяйства с высокой концентрацией признаков среднего| | |класса в большей степени представлены в городах: 80% | | |семей-представителей российского протосреднего класса | | |проживают в городе, в то время как в целом в городах | | |проживают около 70% домохозяйств. Анализ также показал, | | |что масштабы распространения среднего класса существенно| | |дифференцированы по регионам: в богатых регионах | | |протосредние классы представляют 37-40% семей, а в | | |средних и бедных регионах - 12-13%. | | |8. Расширенные множества могут интерпретироваться как | | |протосредние классы, имеющие некоторые характерные для | | |них признаки, тем самым, обладающие, определенным | | |ресурсом и, следовательно, шансами на перемещение в | | |ядро. Произойдет ли это перемещение, зависит, во-первых,| | |от экономических и институциональных координат и, | | |во-вторых, от весомости данного ресурса в системе этих | | |координат. На мой взгляд, именно эта группа представляет| | |наибольший интерес, в первую очередь, с точки зрения | | |экономической и институциональной политики. | | |В свете сказанного, на мой взгляд, в конечном итоге не | | |столько важен вопрос о численности и границах ядра | | |среднего класса и даже протосредних классов, сколько о | | |том, носителями какой социально-экономической стратегии | | |они являются и какие из этих стратегий являются | | |механизмами выживания, а какие – механизмами развития. | | |9. В этой связи как о представителях среднего класса с | | |наибольшей долей уверенности можно говорить о малых | | |предпринимателях. Исключительное внимание к этой | | |социальной группе не означает попытки преувеличить его | | |статус и значение в социальной стратификации современной| | |России. Станут ли малые предприниматели основой среднего| | |класса или же останутся одним из его многочисленных | | |слоев – вопрос исторического будущего и | | |социально-экономической эволюции. Однако сегодня следует| | |подчеркнуть, что малые предприниматели образуют | | |обособленную группу с четко выраженными качественными | | |признаками. Сама группа обладает повышенной внутренней | | |неоднородностью, разброс количественных параметров в ней| | |достаточно велик. Но в отношении других | | |социально-профессиональных групп - самозанятых, наемных | | |работников, неработающих - предприниматели выступают как| | |относительно однородная общность. Консистентность | | |(согласованность) признаков в группе малых | | |предпринимателей весьма высока. Они заметно превосходят | | |другие группы и по уровню образования, и по всем | | |параметрам материального благосостояния, и по основным | | |формам социально-экономической активности. | | |Предприниматели в среднем более квалифицированы, лучше | | |обеспечены материально, более мобильны. | | |В итоге не менее трех четвертей малых предпринимателей | | |фактически по всем рассмотренным нами признакам могут | | |быть отнесены к средним классам, включая высший средний | | |класс. | | |10. Финансово-экономический кризис 1998 г. и методы его | | |преодоления существенно повлияли на | | |социально-экономическое положение средних классов в | | |России. Тем не менее, этот слой накопил достаточный | | |адаптационный потенциал для того чтобы отразить, хотя и | | |с потерями, удар кризиса августа 1998 г., восстановиться| | |в течение года после кризиса, продумать и простроить | | |стратегии экономической деятельности, адекватные | | |сложившимся после августа социально-экономическим | | |условиям. | | |11. Исследование показало, что социально-экономические | | |условия, сложившиеся в ходе российских реформ, мало | | |способствуют формированию среднего класса. Прежде всего,| | |это связано с масштабами "параллельной" экономики, в | | |которой реализуется значительная часть экономической | | |деятельности среднего слоя российского общества. Ход | | |экономического развития как до, так и после | | |экономического кризиса 1998 г. отнюдь не способствовал | | |тому, чтобы этот слой превратился в "классический" | | |средний класс, которому свойственна однонаправленность | | |социальных (прежде всего, статусных) и экономических | | |(размер дохода и накоплений) характеристик. | | |В этой связи важнейшей задачей становится поиск | | |экономических стратегий и социальных технологий, | | |направленных на формирование российского среднего | | |класса, связанных с расширением социальной динамики, | | |сужением масштабов теневой деятельности, выходом средних| | |слоев в рамки легальной экономики. В этом смысле будущая| | |стратегия как самих средних классов, так и государства | | |как автора и проводника социально-экономических реформ, | | |видимо, может быть описана известной формулой: Clipeum | | |post vulnera sumere (лат.) (Взяться за щит после | | |ранения). | |Тезисы |Социальная структура как своего рода каркас всей системы| | |общественных отношений, то есть как совокупность | | |экономических, социальных и политических институтов, | | |организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти | | |институты задают некоторую сеть ролевых позиций и | | |нормативных требований по отношению к конкретным членам | | |общества. С другой стороны, они представляют собою | | |определенные достаточно устойчивые пути социализации | | |индивидов. | | |Главным принципом определения социальной структуры | | |общества должен быть поиск реальных субъектов социальных| | |процессов. | | |Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные| | |группы различных размеров, выделяемые по разным | | |основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и| | |так далее. | | |С этой точки зрения социальную структуру общества можно | | |представить как более или менее устойчивое соотношение | | |социальных слоев и групп. Для изучения многообразия | | |иерархически расположенных социальных слоев призвана | | |теория социальной стратификации. | | |Первоначально идея стратового представления социальной | | |структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок и| | |была призвана нейтрализовать Марксову идею классового | | |идея общества и доминирования в истории классовых | | |противоречий. Но постепенно идея выделения социальных | | |слоев в качестве составляющих общества элементов | | |утвердилась в социальной науке, ибо она действительно | | |отражала объективные различия разных групп населения в | | |рамках отдельно взятого класса. | | |Теории Социальной стратификации возникли в противовес | | |марксистко-ленинской теории классов и классовой борьбы. | | |Социальная стратификация – это «дифференцирующее | | |ранжирование индивидов данной социальной системы», это | | |«способ рассмотрения индивидов как занимающих более | | |низкое или более высокое социальное место друг | | |относительно друга в некоторых социально важных | | |аспектах». | | |Таким образом, социальная структура возникает по поводу | | |общественного разделения труда, а социальная | | |стратификация — по поводу общественного распределения | | |результатов труда, т. е. социальных благ. | | |Рассматривая динамику социальной стратификации, | | |соотношение факторов преемственности и развития, | | |необходимо оценить наиболее общие проблемы трансформации| | |социальной структуры российского общества. Одним из | | |важных моментов социоструктурной динамики является | | |изменение сравнительной роли и конкретного содержания | | |критериев стратификации общества. Основными критериями | | |этой стратификации принято считать: | | |Политический потенциал общественных групп, выражающийся | | |в объеме их властных и управленческих функций; | | |Экономический потенциал, проявляющийся в масштабах их | | |собственности; | | |Социокультурный потенциал, отражающий уровень | | |образования, квалификации и культуры, особенности образа| | |и качества жизни. | | |Средний класс — уникальное явление в мировой истории. | | |Скажем так: его не было на протяжении всей истории | | |человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он | | |выполняет специфическую функцию. Средний класс — | | |стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше | | |вероятность того, что общество будут сотрясать | | |революции, межнациональные конфликты, социальные | | |катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу | | |собственными руками и, следовательно, кто заинтересован | | |в сохранении того строя, который представил подобные | | |возможности. Средний класс разводит два противоположных | | |полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём | | |тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные | | |точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И | | |наоборот. | | |Среди функций среднего класса выделяют две | | |«классические». Прежде всего – это основной | | |экономический донор: бюджет страны складывается из | | |налогов широкого слоя налогоплательщиков, | | |рассматривающих себя как опору государства и по этой | | |причине наделенных правом контролировать его расходы. | | |Другая важнейшая функция среднего класса – его ведущая | | |роль в процессе вертикальной мобильности. Основные | | |социальные перемещения в обществе происходят как внутри | | |среднего класса, так и между ним и другими элементами | | |социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей| | |вертикальной мобильности, ясные перспективы социального | | |роста, базой которого выступают образование и уровень | | |квалификации, должны обеспечивать высокий уровень | | |благосостояния представителей среднего класса. | | |При всей пестроте структуры среднего класса (что видно | | |из данных по тем странам, где он наличествует) можно | | |выделить какие-то существенные общие, либо сближенные | | |черты статусов этих групп: | | |уровень дохода, благосостояния, позволяющий реализовать | | |современный образ жизни, его социальный стандарт; | | |относительную устойчивость экономического статуса, его | | |стабильность; устойчивое экономическое самообеспечение; | | |владение собственностью либо условиями, безусловно | | |необходимыми для ее эффективного функционирования на | | |современном уровне: знаниями и умениями в сфере | | |организации и управления, высокой квалификацией, | | |информацией; | | |признанную особо ценной для общества деятельность в | | |сфере науки, культуры, осуществляемую на основе | | |обладания уникальными творческими способностями; | | |повышенную (по сравнению с нижерасположенными на | | |социальной лестнице группами) субъектность: на рынке | | |труда, в выборе образцов социального поведения и т.д.; | | |способность влиять более или менее существенно на | | |общественный процесс и управление им: средний класс – | | |один из важнейших компонентов системы социального | | |партнерства. | Таблица 1 Стратификационные критерии идентификации среднего класса (сводная группировка) |Группы критериев |Критерии |Некоторые возможные | | | |шкалы | |1. Материальное |Текущий доход | | |благосостояние |Движимое имущество | | |(материальный статус) |Недвижимое имущество и транспорт | | | |Сбережения (денежные вклады, | | | |наличные деньги, облигации и иные| | | |ценные бумаги, кроме | | | |"голосующих") | | |2. Владение средствами|Предприятия, фирмы с наемной |• Наличие/отсутствие | |производства |рабочей силой, товарные фермы и |• Величина в денежном | |(капиталом) |пр.: полная собственность или |выражении | | |участие в собственности во всех | | | |формах, включая простые акции и | | | |другие "голосующие" ценные бумаги| | | | | | | |Имущество для индивидуальной | | | |трудовой деятельности | | |3. |Управленческий статус |• Исполнитель | |Профессионально-должно| |/руководитель того или | |стной | |иного уровня | |(социально-профессиона| | | |льный) статус | | | | |Образование, квалификация |• Кол-во лет обучения | | | | | | | |• Кол-во и тип | | | |дипломов | | |Уровень сложности |• Занятость | | |профессиональной деятельности |физическим/ умственным | | | |трудом | | | |• Различные типы | | | |автономий труда | | |Сектор экономики |• Гос./частный | | | |• Промышленность/ с/х | | | |/социальная сфера и пр.| |4. Политический статус|Степень влияния на принятие |• Экспертные оценки | | |решений органами государственной |влияния слоя в целом, | | |власти различных уровней и |подгрупп и индивидов | | |органами местного самоуправления | | |5. Потенциал |Возможности восходящей и |• Фактическая | |социальной мобильности|нисходящей мобильности у |мобильность | | |представителей группы (слоя) |• Потенциальная | | | |мобильность | |6. Статусность образа |Статусные аспекты образа и |• Экспертные оценки | |(стиля) жизни |качества жизни | | | |-качество текущего потребления | | | |-качество среды проживания | | | |-качество досуга | | | |-круг общения | | | |-социальное настроение и пр. | | |7. Социальный престиж |Социльный престиж группы в целом,| | | |отдельных подгрупп, аспектов | | | |профессиональной деятельности и | | | |стиля жизни | | Таблица 2 "Дециль качественного изменения"* | |1997 |1998 | |транспортные средства |6 |7 | |мебель, домашнее оборудование, предметы |7 |7 | |ухода за домом | | | |строительные материалы | |10 | |бытовые услуги | |10 | |медицинские услуги |7 | | |санаторно-оздоровительные услуги |7 |7 | |прочие услуги |10 |9 | * - указаны лишь те потребительские позиции, по которым обнаружена точка перелома Таблица 3 Распределение численности занятых в экономике по уровню образования, % | |Всего |в том числе имеют образование | |Месяц, год |высокая |средняя |низкая | |Декабрь 1989 |11 |66 |20 | |Апрель 1994 |11 |58 |27 | |Ноябрь 1994 |9 |63 |22 | |Ноябрь 1995 |7 |62 |24 | |Ноябрь 1996 |11 |62 |24 | |Ноябрь 1997 |12 |64 |24 | |Доля в общем |11 |62 |23 | |числе опрошенных| | | | |Дисперсия |2,2 |4,3 |7,3 | Таблица 5 Определение социального положения в 1998-99 гг. (ВЦИОМ) |Социальный статус |июнь 1998 |июнь 1999 | |Низший |14,0 |15,6 | |Рабочие |34,2 |35,1 | |Низшая часть среднего |16,7 |15,2 | |слоя | | | |Средний слой |23,1 |21,8 | |Верхняя часть среднего |2,0 |2,8 | |слоя | | | |Высший слой |0,2 |0,2 | |Затруднились ответить |10,1 |9,3 | Таблица 6 Самооценка материального положения респондентов (%) (РНИСиНП) |Положение в |Верхний слой|Средний слой|Нижний слой |Бедные | |настоящее время |среднего |среднего |среднего | | | |класса |класса |класса | | |Значительно |45,8 |7,7 |0,8 |1,3 | |лучше, чем у | | | | | |окружающих | | | | | |Несколько лучше |39,6 |49,0 |20,9 |9,7 | |Такое же |12,5 |39,2 |58,9 |42,2 | |Несколько хуже |1,1 |4,0 |17,1 |34,5 | |Значительно |1,0 |0,1 |2,3 |12,3 | |хуже, чем у | | | | | |окружающих | | | | | Таблица 7 Оценка респондентов перспектив (через 2-3 года) своего материального положения (%) (РНИСиНП) |Положение в |Верхний слой |Средний слой |Нижний слой |Бедные | |через 2- 3 |среднего |среднего |среднего | | |года |класса |класса |класса | | |Значительно |43,7 |11,9 |1,4 |1,3 | |лучше, чем у | | | | | |окружающих | | | | | |Несколько |39,6 |38,8 |16,7 |8,4 | |лучше | | | | | |Такое же |14,6 |44,5 |62,7 |42,9 | |Несколько |2,1 |3,6 |13,5 |24,7 | |хуже | | | | | |Значительно |0,0 |1,2 |5,7 |22,7 | |хуже, чем у | | | | | |окружающих | | | | | Таблица 8 Степень удовлетворенности своим положением в обществе (%) (РНИСиНП) |Степень |Верхний слой |Средний слой |Нижний слой |Бедные | |удовлетворен-н|среднего |среднего |среднего | | |ости |класса |класса |класса | | |Удовлетворены |60,4 |19,7 |3,8 |1,9 | |Скорее |35,4 |40,5 |19,1 |9,7 | |Удовлетворены | | | | | |Скорее не |2,1 |23,4 |41,9 |27,9 | |Удовлетворены | | | | | |Не |1,0 |8,1 |25,2 |51,3 | |удовлетворены | | | | | |Затруднились с|2,1 |8,3 |10,0 |9,2 | |ответом | | | | | Таблица 9 Доля респондентов, выбравших значение "5" и более по четырем идентификационным шкалам (RLMS) |Шкала (позиции 1- наименьшее значение, |Доля респондентов (%), | |9 – наибольшее значение) |выбравших позицию "5" и | | |больше | |"нищие - богатые" |17,1 | |"бесправные – имеющие власть" |12,2 | |"наименее уважаемые – наиболее уважаемые" |58,8 | |"начинающие – профессионалы высокого |48,9 | |класса" | | Таблица 18 Оценки перспектив формирования российского среднего класса |Варианты ответа |Доля респондентов | | |(%) | |В России не было и нет условий для формирования |19,0 | |среднего класса | | |После кризиса перспективы формирования среднего |55,0 | |класса резко сократились | | |Только после кризиса возникли условия для |14,0 | |формирования среднего класса | | |Формирование среднего класса не связано с кризисом |12,0 | Таблица 19 Оценки масштабов "идеального" среднего класса |Источник информации |Размер ядра среднего класса, | | |% в общем числе домохозяйств | |ИСЭПН |25.6 | |RLMS |22.8 | |ВЦИОМ |19.7 | Рисунок 1 Ядро среднего класса и протосредние классы. [pic] Рисунок 2 Концентрация признаков среднего класса. [pic] Список литературы 1. Беляева Л.А. Критерии выделения российского среднего класса // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.12. 2. Чепуренко А.Ю. Средний класс в российском обществе: критерии выделения, социальные особенности // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.8-9. 3. Заславская Т.И., Громова Р.Г. К вопросу о "среднем классе" российского общества // Мир России. 1998. #4. С.5-6. 4. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998. С. 96. 5. Андреев А.Л. "Два средних класса" в российском обществе? // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.39-51. 6. Здравомыслов А.Г. Несколько замечаний по поводу дискуссии о среднем классе // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.30-35. 7. Средний класс в современном российском обществе/РНИСиПН. М.: РОССПЭН, 1999. 8. Средний класс в России: количественные и качественные оценки. М.: ТЭИС, 2000. С. 11-12; Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации // Вопросы экономики. 2001. #1. С.52- 53. 9. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики 1998г. №7 с.43-54. 10. Беленький В.Х. О среднем классе в России // Социально-политический журнал 1997г. №11-12 с.15-26. 11. Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социс 1998г. №7 с.44-54. 12. Голенкова З.Т. Средние слои в современной России // Социс 1998г. №7 с.44-54. 13. Рывкина Р.В. Эксперты о среднем классе // Информационный бюллетень 1997г. №1 14. Ситников А. Формируется ли средний класс?// Российский экономический журнал 1999г. №3 с.26-35. 15. Тарасов А. «Средний класс» или «мещанский слой», заметки социолога // Свободная мысль 1998г.№1 с.46-56. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |