![]() |
|
|
Проблема формирования среднего класса в современной РоссииПроблема формирования среднего класса в современной РоссииМурманский Государственный Технический Университет факультет менеджмента и экономики Реферат по теме ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Выполнен студентом группы «Национальная экономика» Лахреевым Романом Борисовичем Мурманск 2002 год Содержание Введение 1. Теоретико-методологические проблемы идентификации среднего класса 1.1. Средний класс в контексте социальных перемен 1.2. Теории среднего класса: традиции и эволюция 2. Критерии выделения среднего класса и некоторые количественные оценки 2.1. Материальное положение: методические ограничения и статистические оценки 2.2. Образование и профессионально-квалификационный статус Масштабы малого предпринимательства в России Портрет предпринимателей Портрет самозанятых Некоторые выводы 2.3. Средний класс в терминах самоидентификации 3. Средний класс после финансового кризиса августа 1998 г. 3.1. Экономические стратегии среднего класса накануне кризиса 3.2. Оценка масштабов кризиса 3.3. Оценка перспектив социально-экономического развития после кризиса Заключение |Введение |Процесс формирования и развития среднего класса | | |относится к числу базовых социальных процессов в | | |трансформационных экономиках. В начале экономических | | |реформ предполагалось, что они приведут к рождению | | |масштабного среднего класса - экономически | | |самостоятельного социального субъекта, способного | | |эффективно выполнять традиционные для него функции – | | |инвестировать российскую экономику, играть роль | | |основного налогоплательщика, выступать в качестве | | |стабилизатора общественно-политических процессов. Факт | | |формирования среднего класса можно было бы рассматривать| | |в качестве важного критерия эффективности реформ, | | |свидетельствующего о прочности всей системы | | |экономических, социальных и политических институтов. | | |Научный и практический интерес к проблеме среднего | | |класса резко возрос в начале 1998 г. Действительно, ход | | |и результаты экономического развития в 1996-97 гг. | | |давали основания полагать, что формирование среднего | | |класса в России идет достаточно успешно. Несмотря на | | |рост напряженности на рынке труда, формирование феномена| | |задолженности по денежным выплатам населению, кризис | | |бюджетной и пенсионной сфер, достаточно отчетливо | | |проявили себя и позитивные тенденции - оживление на | | |потребительском рынке, рост платежеспособного спроса со | | |стороны населения, увеличение объема сбережений, | | |реструктуризация потребления в пользу снижения доли | | |расходов на питание в общей структуре потребительских | | |расходов, что являлось косвенным свидетельством | | |существования и развития российского среднего класса. | | |Финансовый кризис августа 1998 г. не мог не осложнить | | |экономическое положение слоев населения, которые могут | | |быть отнесены к среднему классу. Общественная | | |тональность в отношении его судьбы резко изменилась – от| | |мажорно-бравурных деклараций о формировании устойчивого | | |среднего класса в начале 1998 г. до столь же поспешной | | |тризны по поводу его кончины в конце того же года. В | | |этой связи большинство существующих исследований по | | |проблемам среднего класса заражены различного рода | | |идеологемами. | | |Проблема в значительной мере осложняется тем, что в | | |течение длительного периода в России проблемы социальной| | |стратификации вообще и понятие "средний класс" как ее | | |элемент практически игнорировались общественными | | |науками. Хотя термин "средний класс" в настоящее время | | |прочно вошел и в общественное сознание, и в научный | | |оборот, эта категория длительное время использовалась | | |как публицистический термин и не имела ни научного | | |описания, ни методологии исследования. Еще менее ясными | | |являются количественные оценки размера и структуры | | |среднего класса. Представления о границах и составе | | |этого слоя существенно варьируются – различные | | |исследователи оценивают их от 15 до 60-70% населения | | |страны. | |Средний класс в |Социальная структура российского общества под | |контексте социальных |воздействием экономических реформ изменяется и | |перемен |характеризуется крайней неустойчивостью: идет активный | | |процесс размывания социальных групп, сложившихся к | |Говорящие сегодня о |моменту начала реформ, и одновременно происходит | |среднем классе делятся|становление ряда новых общественных страт. Основным | |на два лагеря. Одни |условием преодоления кризиса переходного периода | |считают, что средний |является выработка населением успешных моделей | |класс то ли уничтожен,|социально-экономического поведения, основанных на | |то ли никак не |личностных, материальных и | |появится, и |профессионально-квалификационных ресурсах, эффективных в| |усматривают в этом |реально сложившейся институциональной среде. По | |трагедию реформируемой|существу, именно социально-экономическая адаптация | |России. Другие |становится доминирующим процессом, определяющим | |утверждают, что на |тенденции социального развития России. Особенности | |самом деле средний |адаптационного процесса в России состоят не только в | |класс в России уже |глубоких модификациях системы ценностей и моделей | |сформировался. Но и |социально-экономического поведения, но и в высокой | |та, и другая стороны |степени нестабильности самой социальной среды. С этим во| |едины в том, что |многом связаны трудности, связанные с формированием | |средний класс — это |российского среднего класса. | |принципиально важно. |Наличие и большой удельный вес среднего класса в системе| |При этом, ему начинают|социальной стратификации является одним из существенных | |приписывать |признаков развитого цивилизованного общества. В | |сверхъестественные, |современных развитых обществах социальную структуру | |едва ли не |схематически можно представить в виде эллипса, верхнюю и| |демонические и |нижнюю части которого образуют, соответственно, элита и | |зачастую |бедные слои, а промежуточную, значительно превосходящую | |взаимоисключающие |их по численности, - средний класс. В таких обществах | |свойства. Получается, |средний класс является основным творцом экономического | |что средний класс у |процесса, гарантом социальной и политической | |нас и проводник |стабильности, проводником вертикальной мобильности. Его | |подлинных реформ и, |отличительные черты - высокий образовательный уровень и | |одновременно, их |профессионализм, социальная и экономическая активность, | |прямой результат. Он |наличие материальных активов, способных демпфировать | |мощный двигатель |последствия экономической нестабильности и помочь | |социально-экономически|пережить период реструктуризации бизнеса и занятости. | |х преобразований и в |Другой тип социальной структуры может быть представлен в| |то же время гарант |виде пирамиды, верхушку которой образуют олигархические | |стабильности и |элиты, а основание - бедные и беднейшие слои. Если | |устойчивости в |продолжить геометрическую аналогию, то в советский | |обществе. Средний |период социальная пирамида опиралась на устойчивое | |класс представляют как|основание - рабочих и крестьян. В ходе реформ она была | |силу, которую всячески|перевернута, тем самым, превратившись в неустойчивую | |нужно активизировать, |конфигурацию. Перевернется пирамида или примет форму | |и как фундамент — |эллипса - это ключевой момент проистекающей социальной | |платформа, на которую |трансформации. | |мы должны опереться. |В свете сказанного возникающее время от времени | | |повышенное внимание к проблемам формирования российского| | |среднего класса со стороны властных структур оправдано. | | |Однако этот периодически возникающий интерес, к | | |сожалению, не превратился в целенаправленные и | | |систематические усилия по поддержке формирующегося | | |среднего класса. | | |Дефицит внимания к проблемам формирования среднего | | |класса со стороны властей компенсируется расширением | | |интереса к этому предмету со стороны научных кругов. | |Основная задача вообще|Первой развилкой научной дискуссии по проблемам среднего| |состоит сегодня не в |класса явилось обсуждение вопроса о том, существовало ли| |том, чтобы грамотно |такое социальное образование в советский период. | |подсчитать, а в том, |Приверженцы первой точки зрения полагают, что к началу | |чтобы определить тот |проведения реформ в СССР существовала потенциально | |конкретный смысл, |широкая база среднего класса. Они опираются на тот факт,| |который мы собираемся |что в социальной структуре СССР имелись профессиональные| |вкладывать в это |категории, сходные с теми, которые формируют средний | |понятие среднего |класс в западных обществах. | |класса. Понять идейную|Те, кто придерживаются противоположной точки зрения, | |и идеологическую |считают, что средний класс формируется как важный | |подоплеку концепций |элемент социальной структуры современного общества в | |среднего класса. То |условиях и в результате более или менее длительного | |есть, не столько |функционирования и развития свободной рыночной | |бороться против мифов |экономики. Поэтому он не может ни существовать, ни даже | |о среднем классе, что |"предсуществовать" в принципиально иных | |практически |социально-экономических условиях. | |невозможно, сколько |За этой дискуссией кроется различие в понимании | |стремиться понять их, |специфики трансформационных процессов. Если под ними | |осмыслить их глубинное|понимать переход от традиционного к модернизированному | |содержание и |обществу с соответствующей сменой моделей и механизмов | |использовать в |социального действия, то понятно, что социальная | |разумных целях. |структура формируется не только под воздействием | | |некоторых объективных характеристик, но и под влиянием | | |субъективных факторов, таких как социально-экономические| | |ориентации, рыночные позиции, шансы на рынке труда и | | |потребления. В этом смысле уместнее говорить не о | | |распавшемся вследствие неудачных реформ среднем классе и| | |не о сформировавшемся среднем классе в постсоветской | | |России, а о достаточно представительном слое, имеющем | | |при определенных условиях шансы превратиться в средний | | |класс модернизированного общества. | | |Если сама актуальность проблемы среднего класса не | | |вызывает сомнений, то различные ее аспекты, связанные с | | |дефинициями, критериями идентификации, оценками реальной| | |и потенциальной численности, основными моделями | | |социального действия неизбежно носят остро дискуссионный| | |характер. Существующая в этом вопросе неопределенность | | |порождает необходимость более пристального рассмотрения | | |основных теоретических подходов к проблеме. | |Теории среднего |В научной литературе присутствуют две традиции | |класса: традиции и |исследования классов - теория стратификации и классовая | |эволюция |теория. Стратификация является относительным понятием, | | |подразумевающим некоторую упорядоченность членов | |Почему же мы начали |общества на основе одного, нескольких или системы | |говорить столь активно|критериев. Классовая же теория всегда предполагает | |о среднем классе |анализ межгруппового социального конфликта. | |именно сейчас? Зачем |Преодоление противоречия между классовыми и | |нам это нужно? Мне |стратификационными теориями происходило в рамках | |кажется, для этого |веберовской традиции, которая утверждала плюрализм по | |есть много причин. |отношению к основным элементам социальной структуры и | |Среди них — две |при этом вводила в анализ стратификации категории | |наиболее серьезные. |социального действия и социальной динамики. Тип | |Первая заключается в |социального действия рассматривается здесь в качестве | |том, что сейчас пришла|основной группообразующей характеристики элемента | |пора подводить итоги |социальной структуры, а перспективы социальной | |прошедшего периода |мобильности - как важнейший момент положения различных | |реформ, первые итоги |групп в социальной иерархии. | |реформ. И, конечно, их|В конечном итоге именно эта точка зрения, как | |невозможно свести к |представляется, возобладала и в мировой, и в российской | |вопросам финансовой |социологии. Подход с позиций социального действия в | |стабилизации, нужно |определенном смысле снимает проблему критериев отнесения| |что-то сказать и о |к среднему классу, вокруг которых также ведется | |положении людей. |непрекращающаяся дискуссия. | |Разумеется, тут |Другое направление исследований среднего класса связано | |начинается серьезный |с попыткой построения системы стратификационных | |раскол, ибо |признаков. К этому направлению относятся различного рода| |коммунистически |многомерные построения стратификационного пространства. | |ориентированные |Все основные предлагаемые различными исследователями | |идеологи скажут вам, |стратификационные критерии могут быть сведены в единую | |что произошло |таблицу (Таблица 1). | |ограбление народа, его|Эволюция представлений о среднем классе наложила | |обнищание, абсолютное |отпечаток на методику его идентификации и сделала одни | |и относительное, что |стратификационные критерии "более равными, чем другие". | |даже былой советский |Такими "первыми среди равных" являются показатели | |средний класс, |материального благосостояния и | |который, наверное, |профессионально-должностной статус. Применение то | |существовал, — он |одного, то другого критерия в качестве основного | |сегодня ограблен и |идентификатора среднего класса дает порой крайне | |уничтожен. Либерально |противоречивые результаты, вносящие путаницу в | |ориентированные |определение численности и состава среднего класса. | |идеологи, в свою |Основной причиной несовпадения социальных объектов, | |очередь, должны |выделенных либо на основании критерия материальной | |указать на то, что мы |обеспеченности, либо социального статуса, является | |имеем сегодня: иной, |широкомасштабная иллегальная деятельность, | |обновленный средний |проявляющаяся, прежде всего, через неформальную | |класс — как |занятость, которой по различным оценкам охвачено до 20% | |свидетельство успеха |трудоспособного населения. | |проведенных реформ. |Столь же несопоставимыми по численности, характеру | | |занятости, социокультурным характеристикам социальные | | |группы оказываются при изолированном рассмотрении | | |среднего класса с точки зрения объективных и | | |субъективных факторов - самоидентификация по отношению к| | |социальной иерархии. | |Тогда нужно выявить |Что делает средний класс оплотом социальной | |группы, которые либо |стабильности? Прежде всего, промежуточное, среднее | |уже выиграли от |положение данного класса внутри | |преобразования реформ,|материально-имущественной шкалы свидетельствует об | |либо выиграют от этого|определенных успехах и достижениях в деятельности | |в самое ближайшее |принадлежащих к нему людей. Потребность закрепить | |время. Кроме всего, |достигнутые позиции объективно связана с нежеланием | |доказательства первой |изменять правила игры, овладение которыми позволило этих| |или второй позиции |успехов добиться. | |могут быть |Вторым основанием, позволяющим считать средний класс | |использованы во |базой социальной стабильности, является его ведущая роль| |всякого рода |в процессе вертикальной мобильности. Большинство | |предвыборных гонках. |взаимообменов в обществе происходит как внутри самого | |Вторая причина носит, |среднего класса, так и между ним и другими элементами | |я бы сказал, еще более|социальной структуры, причем мобильность может быть и | |отчетливый |восходящей и нисходящей. | |инструментальный |Значительно реже рассматриваются специфические функции | |оттенок. Обусловлено |среднего класса: высокая производительность труда; | |это тем, что нужно |производство и распространение знаний, информации, | |двигаться дальше по |идеологии; определение характера и структуры | |пути социальных |потребительского рынка; обеспечении гарантий | |реформ. Нужно |политической свободы. | |разгрузить государство| | |от непомерного бремени| | |нарастающих социальных| | |выплат и невыплат, | | |поскольку бюджетных | | |средств не хватает, их| | |и не будет хватать. | | |Желательно найти | | |достаточно массовые | | |группы, которые могли | | |бы заплатить за | | |социальные | | |преобразования. | | |Группы, которые | | |располагают своим | | |квалифицированным | | |трудом, ценой | | |накопленных | | |сбережений. Они стали | | |бы надежной опорой | | |нового реформационного| | |витка. При этом они не| | |требовали бы | | |серьезного увеличения | | |социальных расходов. | | |Материальное |Принципиально важно подчеркнуть, что в контексте одного | |положение: |выделенного критерия - доходов - корректнее говорить о | |методические |категории "среднедоходные группы". | |ограничения и |Многие исследования отмечают относительность данного | |статистические оценки |критерия и высказывают сомнения в его | | |"работоспособности". К числу наиболее дискуссионных | |Безусловно, |моментов можно отнести следующих три аспекта: уровень | |самоидентификация с |доходов, степень их дифференциации, учет скрытых | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |