![]() |
|
|
Проблема формирования среднего класса в современной России| |лишились работы, но менее через год уже имели другую | | |работу. Можно предположить, что рынок труда отразил удар| | |кризиса, хотя несколько сжался. Часто звучавшие | | |предположения о том, что следствием кризиса станут | | |массовые высвобождения в банковско-финансовом секторе, | | |инвестиционной и страховой области, рекламе, не | | |оправдались. Вместе с тем сжатие рынка труда более остро| | |ставит проблему вовлечения новых социальных групп, | | |прежде всего, получившей соответствующее образование | | |молодежи, в те сферы экономики, которые до кризиса | | |считались наиболее привлекательными. Перспективы | | |расширения социального слоя, способного образовать | | |устойчивый средний класс, таким образом, сократились. | | |Говоря о сокращении доходов как о главном негативном | | |следствии финансового кризиса, следует иметь в виду их | | |(доходов) рублевую и валютную составляющие. Во-первых, | | |доходы двух третей респондентов находятся в валютной | | |зоне, что в большой степени предполагает иллегальный | | |характер деятельности. Заметен также тот факт, что | | |доходы 8% опрошенный вообще не связаны с рублевой | | |денежной массой. Во-вторых, сократились и рублевая и | | |валютная составляющие доходов, но валютные доходы | | |сократились в большей степени. В-третьих, те | | |респонденты, чьи валютные поступления не изменились или | | |сократились незначительно, получили выигрыш из-за | | |отставания роста рублевых цен от роста курса доллара. И,| | |в-четвертых, небольшая доля респондентов, чьи доходы не | | |изменились, говорит о высокой степени нестабильности | | |социально-экономических условий, вынуждающей | | |респондентов-представителей протосреднего класса | | |отказываться от долгосрочных адаптационных стратегий, | | |демонстрировать ситуативно-рациональный тип поведения и | | |применять эффективные при данных условиях краткосрочные | | |неинвестиционные бизнес-стратегии. | | |Последствия кризиса оказались катастрофическими для | | |незначительного числа респондентов. Пятой части | | |респондентов удалось достаточно оперативно | | |переориентировать бизнес. Необходимость переориентации | | |бизнеса возникла, главным образом, в двух сферах | | |экономики - торговле и реальном секторе. В значительной | | |степени переориентировали свой бизнес и респонденты, | | |занятые в сфере консалтинга, но здесь основной причиной | | |переориентации стало формирование потребностей на | | |консультационные услуги по проблемам взаиморасчетов | | |после кризиса, возврата долгов, реструктуризации бизнеса| | |и пр. Другими словами, спрос породил предложение и | | |высвободившиеся работники кредитно-финансового сектора | | |"нашли себя" на поприще преодоления проблем, созданных | | |сектором их предкризисной занятости. | |Оценка перспектив |Совершенно очевидно, что кризис 1998 г. усугубил | |социально-экономическо|недоверие сберегателей-потенциальных инвесторов к | |го развития после |государству и финансовым институтам. Это, в свою | |кризиса |очередь, образует труднопреодолимое препятствие для | | |превращения среднего слоя в настоящий средний класс и | | |обрекает этот слой на продолжение функционирования в | | |иллегальной экономической среде, что делает его еще | | |более уязвимым. Этими обстоятельствами, в частности, | | |можно объяснить пессимизм в оценках респондентов | | |перспектив формирования российского среднего класса | | |(Таблица 18). Пятая часть респондентов считает, что | | |социально-экономическая трансформация, которую | | |переживает Россия, вообще не выработала условий для | | |становления среднего класса. | | |Больше половины респондентов полагает, что в докризисный| | |период такие условия были, но сократились после 17 | | |августа. Кризис, таким образом, нанес ощутимый удар по | | |надеждам представителей среднего слоя обрести | | |устойчивость и респектабельность в условиях формальной | | |институциональной среды, обозначить черты российского | | |среднего класса в западном воплощении. Представления же | | |о том, что кризис создал условия для рождения среднего | | |класса, связаны, как представляется, с надеждой на то, | | |что разрушение олигархической системы будет | | |способствовать формированию более честных правил игры, | | |способствующих выстраиванию системы экономического | | |взаимодействия в рамках легальной экономики. | | |Существуют значительные различия в оценках перспектив | | |формирования среднего класса в зависимости от сферы | | |деятельности. Во-первых, занятые в сфере торговли в | | |меньшей степени, чем другие, рассматривают | | |социально-экономические условия, созданные в ходе | | |трансформации, пригодными для становления российского | | |среднего класса. Во-вторых, сокращение перспектив | | |ощущают более половины опрошенных представителей всех | | |сфер занятости примерно в равной степени. В-третьих, | | |представление о том, что после кризиса будут созданы | | |лучшие условия для формирования среднего класса, | | |присуще, главным образом, занятым в сфере реальной | | |экономики, в большей степени, как можно предположить, | | |угнетенной мафиозно-олигархическими порядками. И как | | |показывают данные балансовой межведомственной комиссии | | |при федеральной службе по делам несостоятельности и | | |финансового оздоровления, их надежды основываются на | | |некоторых объективных процессах: в 1999 г. увеличилась | | |доля денежных платежей в общей структуре платежей (с 25%| | |в 1998 г. до 30-40% - в 1999 г.), а срок возврата | | |платежей за отгруженную продукцию сократился с 6.3 (1998| | |г.) до 5.5. месяцев (1999 г.). | | |Представляется важным, что наибольший пессимизм в оценке| | |перспектив формирования среднего класса высказывают | | |представители самой молодой возрастной группы: 23,8% в | | |возрасте до 30 лет считают, что в России не было и нет | | |условий для становления среднего класса (в других | | |возрастных группах этот показатель меньше) и 66,7% | | |уверены, что после кризисы перспективы сократились (это | | |также самый высокий показатель). | | |Между тем, любопытно, что пессимизму в оценках | | |перспектив формирования среднего класса противостоит | | |оптимизм в оценке перспектив роста личного | | |благосостояния, и это следует из очень высокой (около | | |80%) доли респондентов, уверенных или надеющихся на рост| | |своего благосостояния. В целом можно выделить три группы| | |респондентов. Первую составляет абсолютное большинство | | |оптимистов. Данная группа не многочисленна, что вполне | | |сочетается с реально сложившейся в России | | |социально-экономической ситуацией. Вторую группу (14% | | |респондентов) составляют те, кого оставила надежда на | | |рост своего благосостояния в России. Третья группа – это| | |те, кто в быстро меняющейся социально-экономической | | |ситуации и при высокой политической нестабильности не в | | |силах трезво оценить перспективы. | | |Личные перспективы по-разному видятся представителям | | |различных сфер занятости. Относительно высока доля | | |пессимистов, занятых в сфере консалтинга, что, скорее | | |всего, связано с их профессиональными знаниями глубины | | |проблем экономического кризиса. Также весома доля | | |пессимистов среди занятых в ранее наиболее благополучном| | |банковско-финансовом секторе. В то же время в целом | | |оптимистические прогнозы относительно собственного | | |благосостояния высказывают лица, занятые в реальном | | |экономическом секторе. | | |Хорошие перспективы роста личного благосостояния | | |респонденты не связывают (или связывают слабо) с | | |возможностями формирования среднего класса. Это еще раз | | |подтверждает подозрение, что высокий доход в современной| | |России не является ключевым признаком отнесения к | | |среднему классу. Более того, именно эти респонденты | | |испытывают значительные трудности в социальной | | |самоидентификации: треть респондентов отнесли себя к | | |нижней границе среднего класса, хотя их индивидуальный | | |месячный доход превышал 1 000 долл. США (данное условие | | |было главным критерием формирования выборки). Из этого | | |следует, что образование социально-экономических групп | | |по признаку дохода не тождественно сегментации среднего | | |класса и что уровень дохода влияет, но не определяет | | |социального самочувствия и социально-экономической | | |идентификации респондентов. | | |Не будучи добросовестными налогоплательщиками, они | | |лишаются возможности сами требовать большей прозрачности| | |экономической деятельности, контролировать расходы | | |государственного бюджета. В результате их деятельность | | |не обретает престиж, необходимый для повышения | | |социальной самооценки. | | |Из всего сказанного следует, что социально-экономические| | |условия, сложившиеся в ходе российских реформ, мало | | |способствуют формированию среднего класса. Прежде всего,| | |это связано с масштабами "параллельной" экономики, в | | |которой реализуется значительная часть экономической | | |деятельности среднего слоя российского общества. Кризис | | |и методы его преодоления развеяли надежды части | | |представителей этого слоя, связанные с выходом их | | |деятельности из сферы теневой экономики и, | | |соответственно, легализацией доходов и сбережений. | | |Тем не менее, этот слой накопил достаточный | | |адаптационный потенциал для того, чтобы отразить, хотя и| | |с потерями, удар кризиса августа 1998 г., восстановиться| | |в течение года после кризиса, продумать и простроить | | |стратегии экономической деятельности, адекватные | | |сложившимся после августа социально-экономическим | | |условиям. | |Заключение |1. Контент-анализ исследовательского поля (более 200 | | |публикаций, посвященных проблемам среднего класса) | | |показал, что в настоящее время в России нет ни одной | | |социологической работы, в которой с равной степенью | | |глубины одновременно рассматривались бы и проблемы | | |идентификации российского среднего класса, и конкретные | | |аспекты его жизнедеятельности. Работы, специально | | |посвященные этой социальной группе, ориентированы, в | | |первую очередь, на вопросы - "что есть российский | | |средний класс" и "есть ли он вообще". | | |На мой взгляд, попытки доказать или опровергать | | |существование среднего класса в современной России | | |малопродуктивны. Средние классы существовали и | | |существуют всегда, они не могут быть "уничтожены". | | |Меняются только их размеры, характер и состав. Не | | |претендуя на формулирование нового взгляда на проблему | | |идентификации среднего класса и построения строгой | | |методологии, а ориентируясь исключительно на цели | | |прикладного анализа, я все же вынужден предложить | | |рабочее определение понятия "средний класс" в | | |современных социально-экономических российских условиях.| | | | | |Значительная часть теоретических и методологических | | |разногласий снимается, если признать, что средний класс | | |- не единая группа, а совокупность разнородных групп. | | |Собственно, именно этот факт и доказывают многочисленные| | |социологические исследования. Это означает, что вместо | | |агрегированного, но не идентифицированного понятия | | |"средний класс" уместнее термин "средние классы". Равным| | |образом для прикладного анализа не представляет большого| | |интереса дискуссия о том, какая категория (класс, слой | | |или группа) наиболее адекватна исследуемому феномену. В | | |самом деле, вне сферы тонких категориальных обсуждений | | |довольно трудно найти существенную разницу между | | |концепцией класса, включающего несколько слоев, и | | |концепцией слоя, состоящей из нескольких групп. | | |2. Первая исходная гипотеза, которая была положена в | | |основу настоящего исследования, состоит в том, что в | | |контексте переживаемых Россией трансформационных | | |процессов социальное образование, отвечающее всем | | |критериям, присущим среднему классу в экономически | | |развитых и эволюционно развивающихся обществах, еще не | | |сложилось. Собственно средний класс, в том смысле, в | | |котором он существует на Западе, в России пока не | | |сформировался, а если и существует, то в очень | | |ограниченных масштабах. | | |Вторая гипотеза состояла в том, что социальные группы, | | |составляющие протосредний класс, характеризуются разным | | |уровнем концентрации названных признаков. В соответствии| | |с этой гипотезой средние классы могут быть | | |стратифицированы по уровню концентрации доминантных | | |признаков. В этой связи социальное образование, в | | |котором указанные признаки присутствуют в максимально | | |концентрированном виде, мы будем называть "идеальный | | |средний класс". Социальные группы, обладающие не всеми, | | |но основными, базовыми признаками среднего класса, | | |составляют его "ядро". | | |В качестве третьей гипотезы выступает предположение, что| | |концентрация доминантных признаков в различных | | |социальных группах происходит неравномерно и их | | |несимметричное накопление приводит к гипертрофии одних и| | |гипотрофии других признаков. | | |3. В терминах множественности средних классов результаты| | |поиска их строгих границ и масштабов весьма условны. В | | |то же время определенными возможностями для эмпирических| | |оценок не следует пренебрегать. Существуют исследования,| | |выполненные вне рамок проблемы идентификации среднего | | |класса, в которых накоплен богатейший эмпирический | | |материал о положении отдельных социальных групп, об | | |особенностях их потребительского и сберегательного | | |поведения, трудовых мотивациях, ценностях и т.д. | | |Систематизация и вторичный анализ этих данных в | | |контексте изучения российских средних слоев дают | | |возможность оценить размеры среднего класса на | | |эмпирическом уровне. В рамках настоящего исследования | | |для этих целей использованы базы данных Госкомстата РФ, | | |ВЦИОМ, RLMS, ИСЭПН, РНИСиН и стандартизованного опроса, | | |посвященного проблеме малого предпринимательства. | | |4. Множественность методик и значительные расхождения в | | |оценках величины и внутренней структуры российского | | |среднего класса обусловлены отнюдь не только | | |индивидуальными предпочтениями социологов или такими | | |универсальными (наблюдаемыми во всех странах) | | |особенностями среднего класса, как гетерогенность и | | |размытость границ. Сложности идентификации среднего | | |класса в сегодняшней России во многом усугубляются | | |явлениями, характерными для обществ переходного периода:| | |незрелостью социальной структуры и значительными | | |нарушениями связей между критериальными характеристиками| | |социальных слоев, включая и деформацию традиционной | | |цепочки "образование - профессиональный статус - доход -| | |самоидентификация". | | |Именно потому, что стадия экономической трансформации | | |еще не окончена, мы не вправе отдавать предпочтение | | |какому-либо одному их перечисленных критериев и делать | | |вывод о непригодности какого-либо другого. В первую | | |очередь, это относится к такому критерию идентификации, | | |как доход. Несмотря на все сомнения относительно его | | |"работоспособности", связанные с многочисленными | | |методическими проблемами как в рамках статистического | | |учета, так и социологических измерений, этот индикатор | | |сохраняет за собой роль базовой характеристики | | |социально-экономического положения индивида и | | |домохозяйства. | | |5. Количественный анализ распространенности отдельных | | |объективных критериев, основанный на различных | | |статистических и социологических источниках, показывает,| | |что данные хар-ки присущи значительным по размеру | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |