реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблема формирования среднего класса в современной России

| |лишились работы, но менее через год уже имели другую |

| |работу. Можно предположить, что рынок труда отразил удар|

| |кризиса, хотя несколько сжался. Часто звучавшие |

| |предположения о том, что следствием кризиса станут |

| |массовые высвобождения в банковско-финансовом секторе, |

| |инвестиционной и страховой области, рекламе, не |

| |оправдались. Вместе с тем сжатие рынка труда более остро|

| |ставит проблему вовлечения новых социальных групп, |

| |прежде всего, получившей соответствующее образование |

| |молодежи, в те сферы экономики, которые до кризиса |

| |считались наиболее привлекательными. Перспективы |

| |расширения социального слоя, способного образовать |

| |устойчивый средний класс, таким образом, сократились. |

| |Говоря о сокращении доходов как о главном негативном |

| |следствии финансового кризиса, следует иметь в виду их |

| |(доходов) рублевую и валютную составляющие. Во-первых, |

| |доходы двух третей респондентов находятся в валютной |

| |зоне, что в большой степени предполагает иллегальный |

| |характер деятельности. Заметен также тот факт, что |

| |доходы 8% опрошенный вообще не связаны с рублевой |

| |денежной массой. Во-вторых, сократились и рублевая и |

| |валютная составляющие доходов, но валютные доходы |

| |сократились в большей степени. В-третьих, те |

| |респонденты, чьи валютные поступления не изменились или |

| |сократились незначительно, получили выигрыш из-за |

| |отставания роста рублевых цен от роста курса доллара. И,|

| |в-четвертых, небольшая доля респондентов, чьи доходы не |

| |изменились, говорит о высокой степени нестабильности |

| |социально-экономических условий, вынуждающей |

| |респондентов-представителей протосреднего класса |

| |отказываться от долгосрочных адаптационных стратегий, |

| |демонстрировать ситуативно-рациональный тип поведения и |

| |применять эффективные при данных условиях краткосрочные |

| |неинвестиционные бизнес-стратегии. |

| |Последствия кризиса оказались катастрофическими для |

| |незначительного числа респондентов. Пятой части |

| |респондентов удалось достаточно оперативно |

| |переориентировать бизнес. Необходимость переориентации |

| |бизнеса возникла, главным образом, в двух сферах |

| |экономики - торговле и реальном секторе. В значительной |

| |степени переориентировали свой бизнес и респонденты, |

| |занятые в сфере консалтинга, но здесь основной причиной |

| |переориентации стало формирование потребностей на |

| |консультационные услуги по проблемам взаиморасчетов |

| |после кризиса, возврата долгов, реструктуризации бизнеса|

| |и пр. Другими словами, спрос породил предложение и |

| |высвободившиеся работники кредитно-финансового сектора |

| |"нашли себя" на поприще преодоления проблем, созданных |

| |сектором их предкризисной занятости. |

|Оценка перспектив |Совершенно очевидно, что кризис 1998 г. усугубил |

|социально-экономическо|недоверие сберегателей-потенциальных инвесторов к |

|го развития после |государству и финансовым институтам. Это, в свою |

|кризиса |очередь, образует труднопреодолимое препятствие для |

| |превращения среднего слоя в настоящий средний класс и |

| |обрекает этот слой на продолжение функционирования в |

| |иллегальной экономической среде, что делает его еще |

| |более уязвимым. Этими обстоятельствами, в частности, |

| |можно объяснить пессимизм в оценках респондентов |

| |перспектив формирования российского среднего класса |

| |(Таблица 18). Пятая часть респондентов считает, что |

| |социально-экономическая трансформация, которую |

| |переживает Россия, вообще не выработала условий для |

| |становления среднего класса. |

| |Больше половины респондентов полагает, что в докризисный|

| |период такие условия были, но сократились после 17 |

| |августа. Кризис, таким образом, нанес ощутимый удар по |

| |надеждам представителей среднего слоя обрести |

| |устойчивость и респектабельность в условиях формальной |

| |институциональной среды, обозначить черты российского |

| |среднего класса в западном воплощении. Представления же |

| |о том, что кризис создал условия для рождения среднего |

| |класса, связаны, как представляется, с надеждой на то, |

| |что разрушение олигархической системы будет |

| |способствовать формированию более честных правил игры, |

| |способствующих выстраиванию системы экономического |

| |взаимодействия в рамках легальной экономики. |

| |Существуют значительные различия в оценках перспектив |

| |формирования среднего класса в зависимости от сферы |

| |деятельности. Во-первых, занятые в сфере торговли в |

| |меньшей степени, чем другие, рассматривают |

| |социально-экономические условия, созданные в ходе |

| |трансформации, пригодными для становления российского |

| |среднего класса. Во-вторых, сокращение перспектив |

| |ощущают более половины опрошенных представителей всех |

| |сфер занятости примерно в равной степени. В-третьих, |

| |представление о том, что после кризиса будут созданы |

| |лучшие условия для формирования среднего класса, |

| |присуще, главным образом, занятым в сфере реальной |

| |экономики, в большей степени, как можно предположить, |

| |угнетенной мафиозно-олигархическими порядками. И как |

| |показывают данные балансовой межведомственной комиссии |

| |при федеральной службе по делам несостоятельности и |

| |финансового оздоровления, их надежды основываются на |

| |некоторых объективных процессах: в 1999 г. увеличилась |

| |доля денежных платежей в общей структуре платежей (с 25%|

| |в 1998 г. до 30-40% - в 1999 г.), а срок возврата |

| |платежей за отгруженную продукцию сократился с 6.3 (1998|

| |г.) до 5.5. месяцев (1999 г.). |

| |Представляется важным, что наибольший пессимизм в оценке|

| |перспектив формирования среднего класса высказывают |

| |представители самой молодой возрастной группы: 23,8% в |

| |возрасте до 30 лет считают, что в России не было и нет |

| |условий для становления среднего класса (в других |

| |возрастных группах этот показатель меньше) и 66,7% |

| |уверены, что после кризисы перспективы сократились (это |

| |также самый высокий показатель). |

| |Между тем, любопытно, что пессимизму в оценках |

| |перспектив формирования среднего класса противостоит |

| |оптимизм в оценке перспектив роста личного |

| |благосостояния, и это следует из очень высокой (около |

| |80%) доли респондентов, уверенных или надеющихся на рост|

| |своего благосостояния. В целом можно выделить три группы|

| |респондентов. Первую составляет абсолютное большинство |

| |оптимистов. Данная группа не многочисленна, что вполне |

| |сочетается с реально сложившейся в России |

| |социально-экономической ситуацией. Вторую группу (14% |

| |респондентов) составляют те, кого оставила надежда на |

| |рост своего благосостояния в России. Третья группа – это|

| |те, кто в быстро меняющейся социально-экономической |

| |ситуации и при высокой политической нестабильности не в |

| |силах трезво оценить перспективы. |

| |Личные перспективы по-разному видятся представителям |

| |различных сфер занятости. Относительно высока доля |

| |пессимистов, занятых в сфере консалтинга, что, скорее |

| |всего, связано с их профессиональными знаниями глубины |

| |проблем экономического кризиса. Также весома доля |

| |пессимистов среди занятых в ранее наиболее благополучном|

| |банковско-финансовом секторе. В то же время в целом |

| |оптимистические прогнозы относительно собственного |

| |благосостояния высказывают лица, занятые в реальном |

| |экономическом секторе. |

| |Хорошие перспективы роста личного благосостояния |

| |респонденты не связывают (или связывают слабо) с |

| |возможностями формирования среднего класса. Это еще раз |

| |подтверждает подозрение, что высокий доход в современной|

| |России не является ключевым признаком отнесения к |

| |среднему классу. Более того, именно эти респонденты |

| |испытывают значительные трудности в социальной |

| |самоидентификации: треть респондентов отнесли себя к |

| |нижней границе среднего класса, хотя их индивидуальный |

| |месячный доход превышал 1 000 долл. США (данное условие |

| |было главным критерием формирования выборки). Из этого |

| |следует, что образование социально-экономических групп |

| |по признаку дохода не тождественно сегментации среднего |

| |класса и что уровень дохода влияет, но не определяет |

| |социального самочувствия и социально-экономической |

| |идентификации респондентов. |

| |Не будучи добросовестными налогоплательщиками, они |

| |лишаются возможности сами требовать большей прозрачности|

| |экономической деятельности, контролировать расходы |

| |государственного бюджета. В результате их деятельность |

| |не обретает престиж, необходимый для повышения |

| |социальной самооценки. |

| |Из всего сказанного следует, что социально-экономические|

| |условия, сложившиеся в ходе российских реформ, мало |

| |способствуют формированию среднего класса. Прежде всего,|

| |это связано с масштабами "параллельной" экономики, в |

| |которой реализуется значительная часть экономической |

| |деятельности среднего слоя российского общества. Кризис |

| |и методы его преодоления развеяли надежды части |

| |представителей этого слоя, связанные с выходом их |

| |деятельности из сферы теневой экономики и, |

| |соответственно, легализацией доходов и сбережений. |

| |Тем не менее, этот слой накопил достаточный |

| |адаптационный потенциал для того, чтобы отразить, хотя и|

| |с потерями, удар кризиса августа 1998 г., восстановиться|

| |в течение года после кризиса, продумать и простроить |

| |стратегии экономической деятельности, адекватные |

| |сложившимся после августа социально-экономическим |

| |условиям. |

|Заключение |1. Контент-анализ исследовательского поля (более 200 |

| |публикаций, посвященных проблемам среднего класса) |

| |показал, что в настоящее время в России нет ни одной |

| |социологической работы, в которой с равной степенью |

| |глубины одновременно рассматривались бы и проблемы |

| |идентификации российского среднего класса, и конкретные |

| |аспекты его жизнедеятельности. Работы, специально |

| |посвященные этой социальной группе, ориентированы, в |

| |первую очередь, на вопросы - "что есть российский |

| |средний класс" и "есть ли он вообще". |

| |На мой взгляд, попытки доказать или опровергать |

| |существование среднего класса в современной России |

| |малопродуктивны. Средние классы существовали и |

| |существуют всегда, они не могут быть "уничтожены". |

| |Меняются только их размеры, характер и состав. Не |

| |претендуя на формулирование нового взгляда на проблему |

| |идентификации среднего класса и построения строгой |

| |методологии, а ориентируясь исключительно на цели |

| |прикладного анализа, я все же вынужден предложить |

| |рабочее определение понятия "средний класс" в |

| |современных социально-экономических российских условиях.|

| | |

| |Значительная часть теоретических и методологических |

| |разногласий снимается, если признать, что средний класс |

| |- не единая группа, а совокупность разнородных групп. |

| |Собственно, именно этот факт и доказывают многочисленные|

| |социологические исследования. Это означает, что вместо |

| |агрегированного, но не идентифицированного понятия |

| |"средний класс" уместнее термин "средние классы". Равным|

| |образом для прикладного анализа не представляет большого|

| |интереса дискуссия о том, какая категория (класс, слой |

| |или группа) наиболее адекватна исследуемому феномену. В |

| |самом деле, вне сферы тонких категориальных обсуждений |

| |довольно трудно найти существенную разницу между |

| |концепцией класса, включающего несколько слоев, и |

| |концепцией слоя, состоящей из нескольких групп. |

| |2. Первая исходная гипотеза, которая была положена в |

| |основу настоящего исследования, состоит в том, что в |

| |контексте переживаемых Россией трансформационных |

| |процессов социальное образование, отвечающее всем |

| |критериям, присущим среднему классу в экономически |

| |развитых и эволюционно развивающихся обществах, еще не |

| |сложилось. Собственно средний класс, в том смысле, в |

| |котором он существует на Западе, в России пока не |

| |сформировался, а если и существует, то в очень |

| |ограниченных масштабах. |

| |Вторая гипотеза состояла в том, что социальные группы, |

| |составляющие протосредний класс, характеризуются разным |

| |уровнем концентрации названных признаков. В соответствии|

| |с этой гипотезой средние классы могут быть |

| |стратифицированы по уровню концентрации доминантных |

| |признаков. В этой связи социальное образование, в |

| |котором указанные признаки присутствуют в максимально |

| |концентрированном виде, мы будем называть "идеальный |

| |средний класс". Социальные группы, обладающие не всеми, |

| |но основными, базовыми признаками среднего класса, |

| |составляют его "ядро". |

| |В качестве третьей гипотезы выступает предположение, что|

| |концентрация доминантных признаков в различных |

| |социальных группах происходит неравномерно и их |

| |несимметричное накопление приводит к гипертрофии одних и|

| |гипотрофии других признаков. |

| |3. В терминах множественности средних классов результаты|

| |поиска их строгих границ и масштабов весьма условны. В |

| |то же время определенными возможностями для эмпирических|

| |оценок не следует пренебрегать. Существуют исследования,|

| |выполненные вне рамок проблемы идентификации среднего |

| |класса, в которых накоплен богатейший эмпирический |

| |материал о положении отдельных социальных групп, об |

| |особенностях их потребительского и сберегательного |

| |поведения, трудовых мотивациях, ценностях и т.д. |

| |Систематизация и вторичный анализ этих данных в |

| |контексте изучения российских средних слоев дают |

| |возможность оценить размеры среднего класса на |

| |эмпирическом уровне. В рамках настоящего исследования |

| |для этих целей использованы базы данных Госкомстата РФ, |

| |ВЦИОМ, RLMS, ИСЭПН, РНИСиН и стандартизованного опроса, |

| |посвященного проблеме малого предпринимательства. |

| |4. Множественность методик и значительные расхождения в |

| |оценках величины и внутренней структуры российского |

| |среднего класса обусловлены отнюдь не только |

| |индивидуальными предпочтениями социологов или такими |

| |универсальными (наблюдаемыми во всех странах) |

| |особенностями среднего класса, как гетерогенность и |

| |размытость границ. Сложности идентификации среднего |

| |класса в сегодняшней России во многом усугубляются |

| |явлениями, характерными для обществ переходного периода:|

| |незрелостью социальной структуры и значительными |

| |нарушениями связей между критериальными характеристиками|

| |социальных слоев, включая и деформацию традиционной |

| |цепочки "образование - профессиональный статус - доход -|

| |самоидентификация". |

| |Именно потому, что стадия экономической трансформации |

| |еще не окончена, мы не вправе отдавать предпочтение |

| |какому-либо одному их перечисленных критериев и делать |

| |вывод о непригодности какого-либо другого. В первую |

| |очередь, это относится к такому критерию идентификации, |

| |как доход. Несмотря на все сомнения относительно его |

| |"работоспособности", связанные с многочисленными |

| |методическими проблемами как в рамках статистического |

| |учета, так и социологических измерений, этот индикатор |

| |сохраняет за собой роль базовой характеристики |

| |социально-экономического положения индивида и |

| |домохозяйства. |

| |5. Количественный анализ распространенности отдельных |

| |объективных критериев, основанный на различных |

| |статистических и социологических источниках, показывает,|

| |что данные хар-ки присущи значительным по размеру |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.