![]() |
|
|
Институт Общественной палаты в России как элемент гражданского обществаОбщественная палат РФ так же не обладает законодательной инициативой и не обладает политической властью. Основная задача Общественной Палаты состоит в организации «переговорной площадки для проведения общественных экспертиз ключевых законодательных актов» Абакумов С.А. Гражданское общество и власть, противники или партнёры/ Абакумов С.А. - М.: Имидж Пресс, 2005. - с.3. Кроме этого комиссии Общественной Палаты активно участвуют в экспертизе законопроектов, что также можно охарактеризовать как осуществление контрольных функций на стадии принятия решений и обеспечение «обратной связи» органов власти и общественных организаций. В целом всё же можно подчеркнуть большую роль Общественной палаты РФ в формировании гражданского общества в стране. Общественная палата призвана стать посредником в диалоге между властью и обществом. А так же, по мнению некоторых экспертов, выполняет часть функций Парламента РФ. §3. Деятельность Общественной палаты Российской Федерации в 2005-2009 гг. Деятельность Общественной палаты Российской Федерации подробно отражена в документах, посвящённых итогам работы за 2006-2007 г. и 2008 г. а так же подробно освещена средствами массовой информации. Так же Аппаратом Общественной палаты Российской Федерации публикуются ежегодные доклады о состоянии гражданского общества и своей деятельности, сборники материалов общественных слушаний. Общественная Палата стремиться к наибольшему освещению совей деятельности для максимальной информированности граждан Бюллетени центра экстремальной журналистики . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.cjes.ru/bulletins/?lang=rus&bid=3161, дата посещения 3.05.2009. Среди основных приоритетных направлений деятельности Общественной Платы Российской Федерации выделяется защита прав человека. Это находило свое отражение и в экспертной работе многих комиссий и в прямом контакте с общественными организациями и органами государственной власти, и в «быстром реагировании» на возникавшие конфликтные ситуации в тех или иных регионах страны. Так, в феврале 2006 года Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы рассмотрела ситуацию вокруг нарушения прав военнослужащих в армии. Итогом стало заявление о системном и массовом характере «дедовщины» в Российской армии на примере трагедии рядового Андрея Сычева. Была создана рабочая группа по изучению проблемы неуставных взаимоотношений в воинских подразделениях, которая, в том числе, выступила с инициативами о создании системы общественного контроля в Российской армии. Члены рабочей группы пришли к общему выводу, что наиболее эффективным инструментом контроля со стороны общества за ситуацией в Вооруженных Силах могут стать общественные советы при воинских частях О деятельности Общественной палаты РФ в 2006-2007 гг. под. Ред. А.Ф. Радченко // М.: 2007, - с. 45. Инициатива Палаты была поддержана Министерством обороны России. В ноябре 2006 года министр обороны Российской Федерации объявил о создании в воинских частях родительских комитетов. При Минобороны образован Общественный совет, куда вошли и члены Общественной палаты Российской Федерации Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год Опубликовано 14 марта 2008 г. Российская газета http://www.rg.ru/2008/03/14/doklad-dok.html Дата посещения 12.04.2009. Так же в течение 2006 года члены Общественной Платы Российской Федерации принимали активное участие в таких публичных событиях, как в марте 2006 суд по делу водителя О. Щербинского, обвиненного в совершении ДТП, в котором погиб губернатор Алтайского края М.Евдокимов. В результате обвинительный приговор был отменён. В июне э года члены Общественной палаты приняли участие в разрешении конфликта, возникшего из-за принудительного выселения горожан в московском микрорайоне Южное Бутово в связи с планами его застройки. Членам Общественной палаты удалось установить диалог между жителями микрорайона и московскими властями, а затем выйти на решение проблем путем переговоров Новости Общественной Палаты . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/newsblock/news/, дата посещения12.04.2009. 2007 год стал активным периодом в работе Общественной палаты по проблематике защиты прав человека. Именно тогда состоялась встреча членов Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно правовой системы и членов рабочей группы по вопросам соблюдения законности при проведении публичных массовых мероприятий с руководством и сотрудниками ОМОНа, участвовавшими в обеспечении общественного порядка во время уличных шествий в Москве 14 апреля 2007 года. Также в мае прошли слушания по вопросу реализации Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» и развития нормативно-правовой базы по вопросу осуществления «дачной амнистии». Далее на первый план вышли проблемы, связанные с защитой прав российских граждан за рубежом, защитой прав иностранных граждан в Российской Федерации, защитой прав граждан России в непризнанных республиках О деятельности Общественной палаты РФ в 2006-2007 гг./ под. Ред. А.Ф. Радченко // М.: 2007, - с. 125. В 2008 году деятельность Общественной палаты в сфере защиты прав человека связана с Грузинско-Осетинской войной. Общественная палата РФ принимала активное участие по вопросам объективного освещения данной ситуации в СМИ. По их инициативе в Цхенвал были приглашены западные журналисты, что бы они могли лично удостовериться в повсеместном нарушении прав человека. Так же членами Общественной палаты РФ были открыты счета по сбору средств для оказания помощи, пострадавшим в этой войне, главы различных комиссий выезжали на территорию Осетии, были созданы проекты по оказанию помощи пострадавшим и восстановлению нормальной жизни региона О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году - с. 105. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 . С 2006 года Общественная Палат РФ принимает активное участие в избирательном процессе, внося корректировки и рекомендательные положения по проведению выборов. По инициативе Общественной палаты Российской Федерации, прежде всего члена Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы А.С. Пржездомского, формируется система подготовки общественных наблюдателей на выборах, впервые организуется сеть пунктов «горячей линии» связи с избирателями. Данная инициатива Общественной палаты стала новой формой работы с гражданами России по обеспечению их избирательных прав СМИ и Выборы - Бюллетень центра Экстремальной журналистики. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.cjes.ru/bulletins/?lang=rus&bid=3161, дата посещения 1.05.2009. В феврале 2007 года совет Общественной палаты Российской Федерации принимает обращение «К политическим партиям России!». В документе содержится призыв к обеспечению более полноценного представительства женщин в списках кандидатов в депутаты, а значит - и в структурах власти, в соответствии с нормами действующего законодательства. Подготовленные Координационным советом общественные наблюдатели участвовали в контроле на региональных выборах 11 марта О деятельности Общественной палаты РФ в 2006-2007 гг. / под. Ред. А.Ф. Радченко // М.: 2007, с. 89. В ноябре 2007 года прошло заседание Координационного совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан с участием членов Общественной палаты. В заседании принял участие председатель ЦИК Российской Федерации В.Е. Чуров Там же стр. 115. Наконец, в ходе выборов в Государственную Думу 2 декабря 2007 года в полную силу заработала сеть «горячей линии» связи с избирателями. За время работы «горячей линии» поступило 32460 обращений граждан. Информация с этих пунктов поступала и в избирательные комиссии субъектов Федерации, и в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для оперативного устранения выявленных нарушений. В 2008 году в сфере избирательного процесса Российской федерации Общественная палата предприняла следующие действия. 2 марта 2008 года, прошли выборы Президента Российской Федерации. Общественная палата Российской Федерации еще до начала агитации за кандидатов объявила о своем намерении принять активное участие в наблюдении за выборами, в придании им максимально открытого, публичного характера для того, чтобы эта политическая акция прошла честно, без всяких нарушений, помогла бы выявить настроения и волю избирателей.Сноска По инициативе Общественной Палаты РФ в ходе кампании по выборам Президента Российской Федерации в 49 регионах были открыты пункты «горячей линии», где избиратели могли получить интересующую их информацию информацию. Это было сделано, для обеспечения общественного контроля за соблюдением свободы волеизъявления граждан О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 стр. 12. Деятельность Общественной палаты Российской Федерации направлена в том числе на консолидацию и развитие институтов гражданского общества. Так, в апреле 2006 года по инициативе Общественной палаты Российской Федерации был проведен форум представителей региональных общественных палат, общественных советов и аналогичных структур. В октябре - ноябре 2006 года Общественной палатой были направлены предложения о создании общественных советов в 68 федеральных ведомств. Члены Палаты напрямую участвовали в формировании и работе этих советов Акрамовская, А. Правовые основы взаимодействия власти и некоммерческих организаций в России . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://nkozakon.ru/publications/1125/, дата посещения 1.05.2009 . Общественная палата рассматривала вопросы социальной политики, и так же самостоятельно формулировала новые подходы к социальным трудностям, как борьба с бедностью, преодоление демографического кризиса, в том числе предлагала введение единой системы социальных стандартов О деятельности Общественной палаты РФ в 2006-2007 гг. / под. Ред. А.Ф. Радченко // М.: 2007 - с. 77. Эти инициативы, в частности, были представлены общественности в апреле 2006 года на общественных слушаниях «О стратегии преодоления бедности в России», организованных Комиссией по вопросам социального развития. На слушаниях рассмотрены вопросы взаимодействия органов власти всех уровней и органов местного самоуправления с общественными организациями в выработке совместной стратегии преодоления бедности, нищеты и отчужденияСМИ о благотворительности 27.04.2006.- Инфоблаго.ру . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.infoblago.ru/events/pub/press/article.wbp?article-id=1781D494-BEF6-4A86-B628-55C89221A119, дата посещения 14.04.2009. А в июле 2006 года была создана и начала действовать рабочая группа по созданию единой системы социальных стандартов качества жизни. В феврале 2007 года она представила первый проект системы социальных стандартов качества жизни. В сентябре 2006 года из Общественной палаты Российской Федерации первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву было направлено обращение по вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников интернатных учреждений Обращение Комиссии Общественной палаты по социальному развитию об ускоренном порядке согласования основных законодательных и подзаконных актов, устанавливающих правовые основы социального патроната неблагополучных семей и патронатного устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. МЕДВЕДЕВУ сентябрь 2006 . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/publications/documents/resolutions/2320, дата посещения 11.04.2009. Позже была достигнута договоренность об учете предложений Общественной палаты при реализации приоритетного проекта «Доступное жилье». В марте 2007 года члены Общественной палаты приняли участие в совещании с первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым по проблематике места человеческого капитала в стратегии национального развития. Помимо этого, Палата постоянно обращалась по собственному почину к проблемам пенсионного обеспечения граждан России, обеспечения людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации, обеспечения социального здоровья населения. Комиссия Общественной палаты по вопросам социального развития в июне 2007 года провела общественные слушания на тему «Законодательные инициативы в сфере семейного устройства детей сирот и профилактики социального сиротства» Рекомендации Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа www.ombudsmandeti.ru/upload/doc/14679.doc, дата посещения 14.04.2009. В мае 2006 года и апреле 2007 года под эгидой Общественной палаты проведены второй и третий всероссийские форумы «Здоровье нации - основа процветания России». В сентябре 2006 года на пленарном заседании Палата выдвинула ряд инициатив, направленных на улучшение деятельности системы здравоохранения По мнению Общественной палаты РФ Стратегически важным для системы здравоохранения являются: - формирование новой законодательной базы, которая бы соответствовала общепринятым междуна-родным правовым стандартам, а также обеспечивала полное финансовое обеспечение Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;увеличение государственных расходов на здравоохранение до уровня 6% от ВВП; разработка - создание независимой профессиональной национальной медицинской организации, входящей Слушания по проблемам финансирования здравоохранения и качества оказания медицинской помощи прошли в ноябре 2007 года, а по концептуальным вопросам развития здравоохранения - в декабре 2007 года. В 2008 году в рамках государственных задач инновационного развития и приумножения социального капитала в органы государственной власти были направлены рекомендации по дополнению Государственной концепции социально-экономического развития России. Было проведено большое количество круглых столов по вопросам Социальной политики. Диапазон «круглых столов» и слушаний, организованных Комиссией, был чрезвычайно широк - от вопросов защиты материнства и детства, от анализа ситуации вокруг новостройки в областном центре до образа России в современном мире О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году - с. 125. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 . Так, например, проблемам введения социальных стандартов были посвящены «круглый стол» по вопросу:«Социальные стандарты качества жизни: научно-методические основы, нормативно-правовая база, опыт разработки и применения», проведенный 28 марта, «круглый стол» «Стандарты социальной безопасности: международный аспект» 22 сентября, совместное заседание с Комиссией по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей 13 мая. Эти вопросы поднимались и во время слушаний «Бедность в России - пути выхода: мнение общественности и малообеспеченных групп населения», посвященных Дню борьбы с бедностью, состоявшихся 17 октября Институт Управления Социальными Процессами . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/institutes/document211.shtml, дата помещения 14.04.2009. В июле 2006 года Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации обратилась в Генеральную прокуратуру России с просьбой выступить в защиту прав детей-инвалидов на получение образования. В результате была организована проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты детей-инвалидов и соблюдения их прав на образование О деятельности Общественной палаты РФ в 2006-2007 гг. /под. Ред. А.Ф. Радченко// М.: 2007 - с.115. Так же по инициативе Палаты проводились общественные слушания по вопросам высшего образования и модернизации системы образования. Так, в январе 2007 года были проведены общественные слушания в Уральском федеральном округе о ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование». Комиссия по интеллектуальному потенциалу нации занималась и проблемами отдельных высших учебных заведений. В 2007 году при Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации была создана общественно-экспертная группа для рассмотрения и разрешения между преподавателями и студентами на социологическом факультете МГУ им. Ломоносова. Этот сюжет в контексте повышения роли гражданских организаций в социальной политике Институт Управления Социальными Процессами . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/institutes/document211.shtml, дата помещения 14.04.2009. С одной стороны, налицо превращение студенческого протеста в организованный общественный контроль над учебным процессом. С другой - создание общественной экспертной комиссии по анализу работы одного из факультетов крупнейшего государственного вуза может стать прецедентом усиления общественного влияния на государственную образовательную политику. Конфликт между преподавателями и студентами на социологическом факультете МГУ не утихает. В общественное обсуждение включилась Общественная палата - Socpolitika.ru . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/ngo/activity/document5342.shtml, дата посещения 14.09.2009 В 2008 году основная деятельность была в рамках направления «Гражданского образования», где в субъектах федерации по инициативе Общественной палаты реализовались различные молодёжные программы, дискуссионные столы, экологические школы. Так же в апреле 2008 в Санкт-Петербурге в рамках общественно-педагогического форума была затронута проблема исторического образования, с точки зрения воспитания и стандартов нового поколения О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году - стр. 43. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 . Местное самоуправление как развивающийся социальный институт, сталкивающийся с множеством трудностей, постоянно находится в центре внимания Общественной палаты Российской Федерации. По инициативе Общественной палаты, прежде всего Комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления, рассматривались вопросы жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, финансирования местного самоуправления. Общественная палата выступала инициатором прямых контактов людей из регионов с федеральной властью. А точнее, в июне 2006 года прошли общественно-экспертные слушания по вопросам реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» с участием министра регионального развития России В.А.Яковлева. В 2008 году 22 мая прошло заседание Комиссии по местному самоуправлению и жилищной политике. В повестке: О проведении общественных слушаний «Эффективное местное самоуправление - опора гражданского общества» в Красноярске, а также круглых столов по проблемам местного самоуправления в Иркутске и Калининграде в июне 2008 года. О проведении экспертного опроса «Анализ готовности регионов России к реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году - стр. 125. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 . На данном этапе в регионах происходила реформа местного самоуправления, в результате которой регионы изменили свою структуры, и в каждом субъекте РФ появились городские округа и муниципальные районы, городские и сельские поселения. А так же прошли дополнительные выборы в местные органы власти Калининградская областная дума. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://duma.kaliningrad.org, дата посещения 23.04.2009. Общественная палата с самого начала своей работы значительное внимание уделяла также и проблемам экономического характера, причем не только вопросам развития сырьевых отраслей, но и вопросам перехода России на инновационную модель экономики, а также вопросам инфраструктурного развития. В июле 2006 года было принято обращение членов Палаты по вопросу о кризисных явлениях на алкогольном рынке. В обращении выражалась озабоченность в связи с межведомственной несогласованностью, в результате которой возник искусственный дефицит качественной легальной алкогольной продукции. В январе 2007 года совет Общественной палаты выступил с обращением в связи с критической ситуацией, сложившейся в отрасли международных автомобильных перевозок в Калининградской области О деятельности Общественной палаты РФ в 2006-2007 гг./ под. Ред. А.Ф. Радченко// М.: 2007 - с. 73. В 2008 Палата привлекала внимание к таким проблемам, как реформа технического регулирования. В результате Государственная дума должна в ближайшие годы утвердить порядка 40 технических регламентов на различную продукцию. В данных регламентах впервые на законодательном уровне исчерпывающим образом определяются ключевые понятия и классифицируются виды соковой, молочной, рыбной и других видов продукции Минин, С. Реформа в собственном соку - «Российская Бизнес-газета» №678 от 11 ноября 2008 г. . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2008/11/11/tehreglamenty.html, дата посещения 2.05.2009. Сегодня эта сфера является одной из приоритетных в процессе инновационного развития экономики России. Внимание в этой проблеме даст возможность в максимальной степени обеспечить гармонизацию принципов технического регулирования в Российской Федерации с международно-признанными процедурами и правилами, создав при этом барьеры для выпуска некачественной продукции. Проблемы финансового сектора России обсуждались на протяжении всего 2008 года, первоочерёдными обсуждались проблемы мирового финансового кризиса и его последствий О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 стр. 25. Общественная палата формулировала позицию российской общественности и по энергетической проблематике. Так, в мае 2006 года по ее инициативе в г. Москве состоялась конференция «Россия - энергетическая сверхдержава». Конференция собрала ведущих экспертов страны в этой сфере. В июне была создана рабочая группа Общественной палаты «Перспективы энергетического развития России», которая сосредоточилась на проблемах энергосбережения, децентрализации энергетики, нетрадиционных источников энергии, инноваций в энергетике, разработки экономических и законодательных инициатив, направленных на создание «технологических коридоров», задающих направление технологического развития отрасли. В 2008 году обсуждения связанные с энергетическими ресурсами были напрямую связаны с экологией. В апреле обсуждались перспективы развития гидроэнергетики. В июле прошёл «Круглый стол» «Механизмы государственной энергетической политики до 2030 года». О работе Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году . - [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.oprf.ru/ru/documents/985/ Дата посещения 14.04.2009 стр. 25, с. 105 Различные комиссии Общественной палаты Российской Федерации в 2006 - 2008 годах обращались также и к проблемам гармонизации межэтнических отношений в стране, воспитанию толерантности, согласия, солидарности в российском обществе Там же, с. 54. Эта деятельность находила свое выражение и в экспертизе законопроектов, и в обсуждении наиболее актуальных тем, и в формировании общественной атмосферы вокруг проблем поликультурного развития России. Работа в основном велась по трем направлениям: в направлении развития Северного Кавказа как региона совместного проживания многих российских народов, в направлении совершенствования практической политики в отношении коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в направлении укрепления позиций русского языка как фактора консолидации народов России. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |