реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Институт Общественной палаты в России как элемент гражданского общества

Институт Общественной палаты в России как элемент гражданского общества

101

Федеральное агентство по образованию

Российский Государственный Университет имени И. Канта

Исторический факультет

Кафедра политологии и социологии

Курсовая работа

Институт Общественной палаты в России как элемент гражданского общества.

студентки IV курса

исторического факультета

специальности «Политология»

Марченко А. А..

Научный руководитель:

к. и. н., доцент, Зиза Е.Н.

Калининград 2009

Оглавление

Введение

Глава 1. Институт Общественной палаты федерального уровня как элемент гражданского общества

§1.История формирования Общественной палаты РФ

§2. Место и роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов России

§3. Основные направления деятельности Общественной палаты Российской Федерации в 2005-2009 гг.

Глава 2. Институт Региональных общественных палат как элемент гражданского общества

§1. Общественная палата Калининградской области как элемент гражданского общества

§2. Общественная палата Нижегородской области как элемент гражданского общества

§3. Институт Общественной палаты в России на примере Федеральной и Региональных Общественных палат

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования.

Народное представительство, привлекая огромную массу граждан-избирателей к решению государственных дел, к законотворчеству, способствует формированию гражданского общества в современной России. В свою очередь гражданское общество через институты, прежде всего общественные объединения, местное самоуправление, оказывает влияние на принятие государственных решений и способствует развитию народного представительства. Одним из таких институтов, через которое может быть осуществлено данное влияние, является созданная в 2004 году Общественная Палата РФ.

Согласно Федеральному закону Общественная палата призвана обеспечить взаимодействие граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты их прав и свобод при разработке и реализации государственной политики Федеральный закон РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. - [Элетрон. ресурс]. Режим доступа -http://www.rg.ru/2005/04/07/obshestv-palata-dok.html, дата посещения. 23.03.2009. Данное обстоятельство придает особую актуальность и общественную значимость научного изучения института Общественной палаты в свете становления гражданского общества в России.

Кроме этого, институт Общественной палаты в региональном аспекте ранее не анализировался, что также делает данное исследование актуальным, особенно в контексте сопоставления двух принципиально различных регионов Российской Федерации: Калининградской области и Новгородской области. Особенно в данном исследовании важно рассмотреть деятельность Общественной палаты Калининградской области в силу стратегической важности данного региона для РФ.

Таким образом, все вышесказанное определяет необходимость исследования института Общественной Палаты как элемента развивающегося в современной России гражданского общества.

Научная новизна исследования. Небольшой временной промежуток существования Общественной палаты Российской Федерации обусловил ограниченность научных исследований о роли этого института в системе взаимодействия власти и гражданского общества. Несмотря на то, что в отечественной науке существует ряд исследований, посвященных становлению и функционированию Общественной Палаты РФ, исследования деятельности данного органа на региональном уровне применительно к Калининградской Области и Нижегородской Области проведено не было. Данное обстоятельство и определяет научную новизну курсового проекта.

Объектом исследования является Институт Общественной Палаты в РФ.

Предметом исследования является история становления и функционирования института Общественной палаты в РФ как элемента гражданского общества во взаимоотношениях с органами государственной власти на региональном и федеральном уровне (на примере Общественной Палаты РФ, Общественной палаты Калининградской области и Общественной палаты Нижегородской области в сравнительном сопоставлении)

Хронологические рамки исследования 2004-2008

Идея создания Общественной палаты Российской Федерации была озвучена в Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004 г., что и обуславливает нижнюю временную границу курсовой работы.

Верхней границей является 2008 г., что связано с особенностью базовых источников по теме: ключевыми документами являются годовые отчёты о работе Общественной Палаты, таким образом, последним завершенным календарным годом является 2008 г.

Однако при рассмотрении истории становления Общественной палаты в Калининградской области (Глава 2.§ 1) нижняя рамка была снижена до 2001 года.

Целью исследования является: комплексное сравнительное исследование института Общественной Палаты в Российской федерации как особого органа народного представительства в структуре гражданского общества в 2004-2009 гг, включающее сопоставление нормативно-правовой базы, истории становления, основных направлений деятельности Общественной Палаты РФ, Общественной Палаты Калининградской области и общественной Палаты Нижегородской области как примеров регионального и федерального уровней функционирования данного органа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1) исследовать историю становления и развития Общественной палаты в РФ, определив её роль и место в системе органов государственной власти.

2) рассмотреть основные направления деятельности Общественной палаты РФ в 2005-2009 гг, выявив способ осуществления ее своих полномочий, приоритетные сферы взаимодействия с органами государственной власти и институтами гражданского общества, а также степень эффективности данной деятельности.

3) проанализировать особенности функционирования исследуемого института на региональном уровне (на примере общественных палат Калининградской и Нижегородской областей), выявив с помощью компоративного кроссрегионального сравнения по стратегии наибольшего различия регионов особенности практической реализации законодательной нормы.

4) сравнить нормативно- правовую базу федерального и регионального уровня, регламентирующую функционирование Общественной палаты РФ и региональных Общественных палат, а также основные направления деятельности исследуемых органов для выявления общероссийских закономерностей и специфических особенностей данного института.

Методологическая основа исследования.

Основными методологическими рамками исследования является институциональная парадигма, предопределившая институциональный анализ в качестве ведущего метода исследования: он применяется как в первой, так и во второй главе данной курсовой работы для выявления места и роли Общественной Палаты в системе органов государственной власти и институтов гражданского общества.

При исследовании статуса и полномочий Общественной палаты РФ (Глава 1. § 1, § 2) , а так же региональных палат ( Глава 2. § 1,§ 2) автором был так же использован анализ нормативных документов, регламентирующие деятельность данного органа.

Для выделения основных функций и характера деятельности Общественной палаты РФ (Глава 1.§ 1) был использован структурно-функциональный анализ. Кроме этого, он был использован для выявления места и роли Общественной палаты РФ в системе органов государственной власти РФ (Главе 1. § 2).

Во второй главе при сравнении региональных общественных палат был применён метод компаративного анализа по стратегии наибольшего различия. Основанием для сравнения послужило большое различие регионов по следующим параметрам:

-Нижегородская область значительно превосходит Калининградскую область в размерах, а так же по количеству населения.

-Нижегородская область это регион с развитой промышленностью и машиностроением, с очень высоким валовым региональным продуктом, многократно превышающим ВРП Калининградской области.

-Нижегородская область находится в центральной части России и граничит исключительно с субъектами РФ, в отличии от Калининградской области, которая находится на западе России, являясь анклавом.

Все это позволяет выявить особенности функционирования региональных общественных палат в субъектах Российской Федерации. А так же связь Общественной палаты Федерального и Регионального уровня.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать его результаты по следующему в разработке и преподавании учебных курсов «Политической регионалистике», «Политические отношения и политический процесс в современной России» и спецкурсам. Так же данная работа является предварительным исследованием в написании дипломной работы.

Историография исследуемой проблемы.

При написании данной курсовой работы, в качестве основных источников были выбраны современные издания, посвящённые процессу формирования гражданского общества в России и роли общественной палаты в данном процессе.

Крупное научное исследование «Гражданское общество и будущее Российской Федерации: в поиске эффективного алгоритма развития» Подберёзкин, А.И., Абакумов, С.А. Гражданское общество и будущее Российской Федерации: в поиске эффективного алгоритма развития. / Подберёзкин, А.И., Абакумов, С.А. - М.: Имидж Пресс, 2004. - 435 с. было написано в соавторстве А.И. Подберёзкиным и С.А. Абакумовым в 2004 году. Настоящая работа обращена к российской элите и экспертному сообществу и представляет собой системный анализ основных глобальных процессов и их виляния на Россию Там же стр. 1. Авторами являются известные учёные и общественные деятели: А.И. Подберёзкин - д.и.н., профессор, советник Председателя - первый заместитель Государственного института системного анализа Счётной палаты РФ и С.А. Абакумова Абакумов С.А. - известный общественный деятель, предприниматель, председатель правления общероссийских фондов и некоммерческих организаций. - действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, профессор, председатель правления Независимой организации «Гражданское общество». В данной книге делается попытка определить место России в мире, роль основных факторов, определяющих её будущее развитие. Среди них авторы выделяют потенциал человеческой личности и необходимость ускорения формирования институтов Гражданского Общества в России.

В 2005 году вышла книга «Гражданское общество и власть, противники или партнеры», написанная С.А. Абакумовым Абакумов С.А. Гражданское общество и власть, противники или партнёры/ Абакумов С.А. - М.: Имидж Пресс, 2005. - 296 с.. В книге анализируются последние шаги институтов власти и, прежде всего, решения Президента страны В.В. Путина по реформированию административной, а по существу всей политической системы России. Принятые по инициативе Президента Российской Федерации новые законы вызвали неоднозначную реакцию российского общества и его политической элиты. В этой связи автор дает свое видение вводимых административных и политических новаций, и, прежде всего, нового порядка фактического назначения Президентом страны глав администраций с последующим избранием их местными законодательными собраниями. Автор предлагает свои взгляды на введение пропорциональной выборной системы, создание Общественной палаты и оценку различных актуальных вопросов (в частности, касающихся ведения предвыборных компаний в условиях новой законодательной системы).

В заключительной части книги опубликованы документы и материалы Всероссийских гражданских конференций и форумов, а также взглядами и мнениями известных общественных государственных и политических деятелей по проблемам становления гражданского общества в России. Там же публикуются Федеральный закон об Общественной палате Российской Федерации, основные задачи и направления деятельности Независимой организации «Гражданское общество», Национального фонда «Общественное признание» и НГК по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами.

Так же в 2005 году С.А. Абакумов издал книгу «От гражданского форума до создания Общественной палаты» Абакумов С.А. От гражданского форума до создания Общественной палаты: 2001-2005/ Абакумов С.А . - М.: Имидж пресс, 2005. - 343 с.. В данной книге делается попытка проанализировать процессы зарождающегося диалога и взаимодействия пока еще не до конца сформировавшихся институтов гражданского общества со всеми ветвями власти. Работа посвящена изучению процессов создания прототипов гражданских институтов в разные периоды их становления, а так же исследованию состояния современного российского гражданского общества, взаимоотношений и диалога составляющих его сегментов и субъектов со всеми ветвями власти Абакумов С.А. От гражданского формума до создания Общественной палаты: 2001-2005./ Абакумов С.А. - М.: Имидж Пресс, 2005. - стр. 9.

Автор демонстрирует глубокое знание исторического материала, связанного с возникновением «прообразов» гражданских институтов в древней Руси, их эволюцией и развитием наряду с то более, то менее жёстким подавление со стороны, как императоров, так и генеральных секретарей Шмелёв Н.П. Директор Института Европы РАН, академик РАН, профессор, член союза писателей .

Абакумовым даётся критический, но достаточно обоснованный анализ процессов становления гражданского общества и его отдельных составных частей в лице политических партий, общественных организаций, бизнес сообществ и предпринимательских объединений, электронных и печатных СМИ и др. Даётся также достаточно объективная оценка способности этих гражданских институтов не только выступать в качестве равноправного партнёра власти, но и осуществлять реальный общественный контроль за деятельностью государственного аппарата.

Автором детально исследуется роль общественного мнения, механизмы и методы его формирования, возможности и условия реализации различных инициатив личности, отдельных граждан и союзов.

В книгу так же включены доклады и выступления интервью и статьи видных общественных, политических и государственных деятелей по итогам общественных форумов, гражданских акций, организованных автором неправительственными организациями.

В колонке редактора периодического научно-практического и информационного издания «Российский судья» в ноябрьском номере за 2005 главный редактор А.П. Фоков пишет об Общественной Палате Российской Федерации с точки зрения правоведа Фоков, А.П. Об общественной палате Российской Федерации [Текст] / А.П. Фоков// Российский судья. - № 11 - 2005, С. 1-3.

В журнале «Формула права» в 2005 году была опубликована статья А.А. Кара-Мурзы «Общественная палата: ее роль и место в российской политике» Кара-Мурза, А.А. Общественная палата: ее роль и место в российской политике [Текст] /А.А. Кара Мурза// Формула права.- № 1 (4) - 2005. В данной статье автор критически отзывается о появлении в Российской федерации института Общественной палаты. Автор пишет о том, что в нормальных странах функцию Общественной Палаты выполняет парламент. Парламент - это и есть общественная палата. Все общественные интересы должны быть представлены в парламенте, так как это орган, сформированный на основе всеобщих выборов, и представляет интересы различных общественных слоёв и групп. В целом автор настроен достаточно скептически по отношению к изучаемому вопросу.

В 2006 был выпущен Постатейный комментарий к Федеральному закону об Общественной палате, сделанный А. Н Борисовым. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (Постатейный)/А.Н. Борисов. - М.: Юстицинформ, 2006. - 168 с.

Издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», который является одним из первых научно-практических комментариев, содержащих в себе конкретные примеры и результаты деятельности Общественной палаты РФ. В нем приводятся основные формы работы Общественной палаты, в частности, участие ее членов в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, поддержка Общественной палатой гражданских инициатив и др. Подробно рассмотрены ее статус, цели и задачи, структура и организация деятельности, порядок формирования Общественной палаты, ее взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Богатый информационный материал комментария базируется на документах (решениях, заключениях), принимаемых Палатой. Для иллюстрирования положений Комментария авторами привлечены исторические примеры, использован метод сравнительного правоведения.

В 2006 году в майском выпуске журнала «Адвокат» в рубрике Юрист о Политике была опубликована статья кандидата юридических наук члена Московской коллегии адвокатов «Адвокат» Л.Ю Грудцыной. Данная статья носит критическое название «Общественная палата -- спектакль национального масштаба» Грудцына, Л.Ю. Общественная палата - спектакль национального масштаба [Текст] /Л.Ю. Грудицина // Адвокат. - № 5 - 2006. В ней подробно описано для чего была создана Общественная палата, каковы предварительные результаты ее работы. Так же автор делает ударение на том, что изменится в нашем обществе и государстве с созданием этого органа.

Садовникова Г.Д. Доцент кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, , в 2006 г. публикует в журнале «Конституционное и муниципальное право» статью «Общественная палата РФ и ее роль в развитии институтов народного представительства в России. Она пишет об истории представительных учреждений в России и о развитии Общественной Палаты РФ с момента её возникновения. Гражданское общество должно сдерживать государство от вмешательства в его сферу, а государство должно быть в необходимой степени подконтрольным обществу. Появившийся в нашей стране недавно институт общественных палат по её мнению призван усилить связь гражданского общества с органами государственной власти через представительные учреждения. В статье Садовникова Г.Д. отвечает на вопрос, насколько соответствует идее народного представительства и гражданского общества новое законодательство об Общественной палате Российской Федерации.

В журнале «Pro et contra» Николаем Петровым в статье «Общественная палата: для власти или для общества?» Петров, Н. Общественная палата: для власти или для общества? [Текст]/ Н. Петров // Pro et contra. - Т. 10. - № 1 - 2006. - С. 40-59. осуществляется попытка автора ответить на вопрос, Сумеет ли общество воспользоваться ею для отстаивания собственных интересов? Так как по мнению автора Кремлевская администрация создала Общественную палату, чтобы облегчить себе взаимодействие с обществом. Данная статья -- попытка взглянуть с разных точек зрения на этот новый и развивающийся проект Кремля, заявленный Владимиром Путиным 1 как одно из главных достижений года, и оценить его значение, как нынешнее, так и на перспективу.

В журнале «Политэкс» в 2006 году была опубликована статья В. Руденко, касающаяся Консультативных общественных советов Руденко, В. Консультативные общественные советы: особенности организации и деятельности [Текст] / В. Руденко// Политэкс. - Т.2 - № 3 - 206. - С. 143-155.. В данной статье анализируется деятельность консультативных общественных советов, создаваемых в странах развитой демократии и государствах, вставших на путь демократического развития. Автор не включает в предмет исследования консультативные общественные советы, действующие в тоталитарных государствах или в странах с авторитарными режимами, так как в данном случае эти советы выполняют декоративную функцию.

Интенсивный процесс формирования таких общественных советов с конца прошлого столетия наблюдается в России, как на федеральном, так и на региональном уровне организации публичной власти. В мировой практике можно автор выделяет две наиболее эффективные формы консультативных общественных советов, обеспечивающих делиберативное принятие решений: 1) общественные советы, создаваемые государством или местными сообществами; 2) самодеятельные общественные советы, создаваемые негосударственными организациями, из которых наиболее значимыми, на наш взгляд, являются так называемые гражданские жюри.

В 2007 году в журнале «Политэкс» была опубликована статья аспирантки факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Тарасенко Анны Васильевны. Статья посвящена роли совещательных органов в политических системах со слабым парламентом. Тарасенко, А.В. Роль совещательных органов в политических системах со слабым парламентом [Текст]/ А.В. Тарасенко// Журнал Политическая Экспертиза. - № 4 - 2007. Представленная работа посвящена результатам сравнительно ориентированного исследования механизмов взаимодействия некоммерческих организаций с органами, принимающими решения на уровне Европейского Союза и на федеральном уровне в России. В центре внимания данного исследования находятся условия формирования совещательных органов в политических системах, характеризующихся значительной ролью исполнительной власти в политическом процессе и слабым парламентом.

В книге под редакцией А.Ф. Радченко «О деятельности Общественной палаты Российской Федерации в 2006-2007 гг.», вышедшей в 2008 Радченко, А.Ф., Иларионова, Т.С., Насриддинов, Т.Г. О деятельности Общественной палаты Российской Федерации в 2006-2007 гг. [Текст] / Радченко, А.Ф., Иларионова, Т.С., Насриддинов, Т.Г. - М.: 2008. - 150 с., представлен обзор деятельности Общественной палаты Российской Федерации в 2006-2007 гг.: пленарных заседаний и общественных слушаний, экспертизы законопроектов; отражена работа Палаты и ее комиссий по реализации социально-значимых инициатив, рассмотрены направления взаимодействия Палаты с институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления. В приложении - хроника событий и мероприятий Палаты в 2006-2007 гг.

За время существования Общественной палаты РФ было издано не так много научных работ, анализирующих её деятельность. Небольшой временной промежуток существования Общественной палаты Российской Федерации также обусловил ограниченность научной литературы о роли этого института в системе взаимодействия власти и гражданского общества.

Источниковую базу исследования составляют следующие нормативные документы:

Конституция РФ, принята 12 декабря 1993 года. Закрепляет конституционные принципы правового государства.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». Российская газета, № 109, 27.05.2004. В котором президентом впервые была озвучена идея создания Общественной палаты Российской федерации Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2004 года. - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.kremlin.ru/sdocs/appears.shtml?stype=63372, дата посещения 15.04.2009.

Заключение Правительства РФ от 30.11.2004 № 5530п-П15 «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации». В котором, по результатам рассмотрения законопроекта «Об Общественной палате Российской Федерации», Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект Федерального закона Заключение Правительства РФ от 30.11.2004 № 5530п-П15 На проект Федерального закона Об Общественной палате Российской Федерации. - [Электрон. ресурс].- Режим доступа - http://www.lawmix.ru/law_project.php?id=7913, дата посещения 15.04.2009

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.