реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Казахстан. Модернизация проблемы и перспективы

С введением и последующим укреплением института президентства в независимом Казахстане происходят реальные изменения в плане демокра-тизации избирательной системы, причем их непосредственным инициато-ром явился сам глава государства. Началом этих изменений можно считать успешное проведение прямых выборов президента в декабре 1991 года, в значительной степени повлиявших на дальнейшее реформирование изби-рательной системы. Наиболее радикальным шагом в этом направлении стал Указ Президента Н.А. Назарбаева «О выборах в Республике Казах-стан» от 30 сентября 1995 года Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Законй) Казахской ССР. Закон Казахской Советской Социалистической Республи-ки от 22 сентября 1989г..

Важным аспектом избирательного закона является выбор системы пре-дставительства из трех основных, принятых в мировой практике (мажори-тарной, пропорциональной, смешанной). При выборах в Казахстане в на-стоящее время используется мажоритарная система абсолютного боль-шинства и смешанная. При этом 67 депутатов Мажилиса избираются по мажоритарному принципу, 10 - по пропорциональной системе. Несомнен-ным достоинством мажоритарного представительства можно считать учет мнения большинства избирателей определенного округа. В свою очередь, пропорциональная система выборов позволяет в короткий срок сформиро-вать в государстве широкий спектр политических партий, групп, организа-ций, соответствующих социальному заказу определенных слоев общества. Действительно, введение осенью 1998 года пропорциональной системы выборов депутатов Мажилиса по партийным спискам привело к активиза-ции партогенеза в Казахстане, что свидетельствует о дальнейшем продви-жении страны в демократизации политической системы.

Итоги выборов, эффективность созданной избирательной системы бы-ли оценены Н.А. Назарбаевым на первой сессии парламента второго созы-ва: «...Обеспечено весьма внушительное представительство в парламенте депутатов от политических партий. Избирательная компания и выборы стали еще одним доказательством необратимости курса на демократиза-цию общества». При этом Президент Н.А. Назарбаев дал реальную оценку сохраняющимся недостаткам избирательной системы, ошибкам в процеду-ре проведения выборов: «...Да, в некоторых регионах в ходе выборов дей-ствительно были недоработки в деятельности избирательных комиссий и отдельных местных государственных органов, но как гласит восточная по-говорка - не накрытый обеденный стол имеет один недостаток, а накры-тый - тысячу. Что же касается допущенных нарушений, то по всем фактам Верховный суд, Генеральная прокуратура и Центризбирком разбираются и принимают соответствующие решения» Обращение Президента РК Н.А. Назарбаева к народу в связи с вы-борами 10 октября 1999 г. // Казахстанская правда, 9 октября 1999 г..

Президентом было указано, что работа по демократизации избиратель-ной системы в республике будет продолжена в рамках общей демократи-зации политической системы. Выборные правила и нормы будут дораба-тываться в ходе решения практических задач, но общий характер новых изменений может быть только один - в направлении углубления и нара-щивания потенциала демократического режима.

В условиях строительства независимого Казахстана, при отсутствии традиций легальной межпартийной борьбы институт президентства явился одним из факторов активизации процесса партогенеза в стране.

Началом формирования современной партийной системы Казахстана можно считать изменение статуса Компартии КазССР, утрату ее моно-польного положения в 1990 году, когда был издан Закон КазССР об учре-ждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и допол-нений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР. Согласно этому закону, к выработке политики республики стали допускаться обществен-ные организации и массовые движения. При этом устанавливались право-вые нормы функционирования общественных объединений, запрещалось действие тех из них, которые имеют целью насильственное изменение конституционного строя, право граждан на создание общественных орга-низаций перестало оговариваться соответствием целям коммунистического строительства, как это было ранее 37. Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изме-нений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР. Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 24 апреля 1994 г. Ст. ст. 7,49.

Окончательно политическая монополия Компартии была ликвидирова-на в августе 1991 года, когда после провала путча ГКЧП президентом Ка-захстана была издана серия соответствующих указов, согласно которым были департизированы силовые структуры, национализировалось имуще-ство КПСС на территории республики, запрещалось совмещение государ-ственных и партийных должностей Указ Президента Казахской ССР «О прекращении деятельности ор-ганизационных структур политических партий, других общественных объ-единений и массовых общественных движений в органах прокуратуры, го-сударственной безопасности, внутренних дел, юстиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР» от 22 августа 1991 г. // Ведо-мости Верховного Совета Казахской ССР. - 1991. - № 33-35; Указ Прези-дента Казахской ССР «Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР» от 25 августа 1991 г. // Там же; Указ Президента Казахской ССР «О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государ-ственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях» от 28 августа 1991 г. // Там же.

.

Следующим важным этапом в процессе формирования многопартийно-сти в Казахстане можно считать признание Конституцией Республики Ка-захстан 1995 года идеологического и политического многообразия, запре-щение незаконного вмешательства государства в дела общественных объе-динений и общественных объединений в дела государства, провозглашение права граждан на свободу объединений, равенства общественных объ-единений перед законом Конституция Республики Казахстан. Официальное издание. - Алма-ты, 1995.Ст.5,п.1-2;ст.23,п.1..

Через год после принятия новой Конституции Республики Казахстан издаются два важнейших закона, необходимых для обеспечения конститу-ционного права граждан на свободу объединений и формирования норма-тивной базы функционирования политических партий в стране. Это Зако-ны Республики Казахстан «Об общественных объединениях» и «О полити-ческих партиях».

Тем не менее, формирование законодательной базы функционирования политических партий в стране не вызвало бурного подъема их деятельно-сти. Как отмечал в том же 1996 году Президент Н.А. Назарбаев: «... поли-тические партии так и не смогли до сего времени преодолеть болезни рос-та. Перенять демократию, импортировать ее невозможно. Она должна ста-ть образом жизни, способом политического мышления, средством органи-зации общества и управления им. Пока же демократия рассматривается ли-шь как возможность и средство борьбы за власть. Многопартийность дово-дится до абсурда. В сочетании с острыми социальными, политическими, этническими, конфессиональными, клановыми конфликтами это превра-щает плюрализм и политические свободы в пустые лозунги» Назарбаев Н. А. На пороге XXI века. - Алматы: внер, 1996. - С. 126.

.

Всплеск политической активности в 2001-2002 годах и дискуссии во-круг образования этнонациональных партий актуализируют вопрос об оп-тимальном типе партийной системы. Установка на институционализацию партийной системы, состоящей из 2 сильных поли-тических партий, имеет под собой сильное логическое обоснование. Как свидетельствует мировой опыт, президентские республики плохо совмес-тимы с многопартийными системами. Ученые отмечают, что «...Только четыре (Колумбия, Коста-Рика, Соединенные Штаты, Венесуэла) из 31 ус-тойчивых демократий, существующих не менее 25 лет подряд, имеют пре-зидентские режимы (24 - парламентские, 2 - полупрезидентские, 1 - гиб-ридную), и ни в одной из указанных четырех стран нет многопартийной системы. Есть только один исторический пример подобного рода: Чили с 1933 по 1973 г. Таким образом, по мнению специалистов, президентство в сочетании с многопартийностью образует взрывчатую смесь, сводящую шансы демократической консолидации к минимуму. Между тем такая комбинация встречается довольно часто. В 1940-е - 1980-е годы из 31 пре-зидентской демократии почти половина (15) имела многопартийные сис-темы. Только одна из них оказалась живучей, в то время как половина (5 из 10) президентских республик с двухпартийной системой, позволяющей контролировать парламент, просуществовала не менее 25 лет» Mainwaring S. Presidentialism, Multipartism and Democracy. // Comparative Political Studied. July 1993. Vol. 26. № 2. P.199, 204-205, 212..

Известный исследователь института президентства В.Б. Кувалдин от-мечает, что «...в президентских демократиях чем больше партий, тем не-устойчивее политическая система. Возможно, именно многопартийность делает президентские демократии особенно уязвимыми» Кувалдин В.Б. Президентская и парламентская республики как формы демократического транзита (Российский и украинский опыт в ми-ровом контексте). // Полис. - 1998. - № 5. - С. 137.

.

Становление полноценной двухпартийной сис-темы позволит совместить зачастую противоположные цели эффективно-сти и представительства, создав прочную институциональную основу де-мократических реформ. Поскольку институт президентства является системообразующим для Казахстана, то развитие других политических инсти-тутов должно коррелироваться с общей логикой функционирования прези-дентской республики. Формирование Двухпартийной системы должно ид-ти эволюционным путем в ходе электоральной конкуренции элит на чест-ных, демократических выборах.

Учитывая определяющее влияние типа избирательной системы на кон-фигурацию партийной системы, открытое М. Дюверже, необходима взаи-моувязка данных реформ. В этом плане наиболее значимы 3 закономерно-сти: 1) пропорциональная система ведет к образованию многочисленных негибких, стабильных, независимых друг от друга партий с жесткой внут-ренней структурой; 2) мажоритарная двухтуровая система способствует институционализации многочисленных стабильных партий с гибкой пози-цией и склонностью к взаимным контактам; 3) мажоритарная однотуровая избирательная система с неизбежностью порождает бипартизм Дюверже М. Политические партии. / Пер. с франц. - М.: Академи-ческий Проект, 2000. - 558 с. - С.348-426..

Поэтому главным электоральным механизмом по созданию двухпар-тийной системы должен стать переход от смешанной системы выборов, применяемой сейчас в Казахстане (мажоритарная двухтуровая система аб-солютного большинства в сочетании с элементами пропорциональной), к мажоритарной системе относительного большинства (однотуровой).

3.3. Внешнеполитические инициативы главы госу-дарства как фактор обеспечения дальнейшей модернизации политиче-ской системы Казахстана

С обретением независимости и выходом на новый уровень отношений Республики Казахстан вопросы внешней политики обрели особую акту-альность. Необходимость защиты суверенитета республики выдвинула на одно из первых приоритетных направлений - защиту национальных инте-ресов и национальной безопасности. И именно от внешнеполитических инициатив президента зависело дальнейшее развитие государства.

2 марта 1992 года на 46 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была единогласно одобрена резолюция 46-224 о приеме Республики Казахстан в члены ООН. Вступление Казахстана в ООН стало отправной точкой его интеграции в систему международных организаций в качестве независимого государства.

Выступив инициатором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), целью которого является создание новых струк-тур безопасности на всей территории азиатского региона, Президент Н.А. Назарбаев заложил основы для начала общеазиатского процесса расшире-ния доверия в сфере развития сотрудничества и укрепления безопасности. Успешное проведение в Алматы Первого саммита СВМДА еще одно сви-детельство активной позиции президента Казахстана на мировой арене.

Придавая большое значение повышению эффективности мер по обес-печению международной безопасности, Казахстан активно поддерживает миротворческую деятельность ООН. Участие в системе международной безопасности в рамках ООН дало Казахстану возможность развития отно-шений и в сфере социально-экономических и культурно-образовательных программ. Об этом свидетельствует расширение представительств ООН в республике Веденеева Т.П. Институты ООН и их роль в процессе демократиче-ской модернизации в Казахстане: Автореф. дис. ...канд. полит, наук. - Ал-маты, 1999..

Краеугольным камнем внешней политики Республики Казахстан яв-лялся вопрос выработки ядерной политики. Унаследованное от СССР, ба-зировавшиеся на территории нашей страны, ядерное оружие не позволяло успешно вести переговоры по целому ряду важных вопросов. Продолже-нием мер, начавшихся с подписания в декабре 1991 года Алматинской Декларации о механизмах совместного контроля над ядерным оружием, находившемся на территории стран СНГ, стала выработка позиции отказа от ядерного оружия. Твердая позиция по этому вопросу Президента Рес-публики Казахстан Н.А. Назарбаева сыграла важнейшую роль в усилении безопасности и экономического развития суверенного государства.

Как отмечает известный политолог Л,М. Иватова, выбор такой позиции объясняется рядом разумных причин. Иватова Л.М. Проблема международной безопасности в политике Республики Казахстан. // Центральная Азия и Казахстан в фокусе совре-менных международных отношений. - Алматы, 2001. - С.79.

Во-первых, обладание ядерным оружием являлось тяжким бременем для молодой республики, как в эко-номическом, так и техническом плане относительно его содержания и ус-тановления контроля над ним. Во-вторых, казахстанская общественность считается с тем фактом, что последствия ядерных испытаний до сих пор сказываются на жизни и здоровье населения республики. В-третьих, со-хранение ядерного оружия на территории Казахстана могло бы привести к дипломатической изоляции и помешать его вхождению в мировое сообще-ство в качестве полноправного актора международных отношений. В-чет-вертых, миролюбие и ответственность в делах, связанных с международ-ной безопасностью, также явились одной из причин отказа от стратегиче-ского оружия.

Одним из стратегически важных направлений внешней политики Ка-захстана является китайское направление. С обретением независимости пе-ред руководством страны встала серьезная задача выстраивания новых от-ношений с Китаем, поскольку отношения с Советским Союзом были очень напряженными. На фоне положительных тенденций в урегулировании во-просов в торгово-экономической сфере не столь радужными были вопросы разрешения пограничных споров. Следует отметить, что мощная советская дипломатия на протяжении более 70 лет не могла решить эту проблему, и лишь усилиями президента Казахстана этот вопрос снят с повестки.

Образцом высокой дипломатии президента Казахстана и международ-ного признания авторитета молодого государства явилось участие его в Шанхайском форуме. Шанхайский форум базируется на двух основных документах: «Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районах границы» и «Соглашение о сокращении вооруженных сил в рай-оне границы» Национальная безопасность: итоги десятилетия. - Астана, 2001. -С.353,363.. Взаимодействие Казахстана, Китая, России и других го-сударств Центральной Азии является весомым подтверждением умения решать проблемы, касающиеся укрепления доверия и снижения военного противостояния. Соглашения, подписанные в Шанхае и Москве, положив-шие начало деятельности Шанхайской организации сотрудничества (с ию-ня 2001 года), не имеют прецедентов в мировой дипломатии.

Одну из ключевых ролей в обеспечении режима международной безо-пасности и безопасности собственной играет участие Республики Казах-стан в программе НАТО «Партнерство во имя мира». Оно обретает большую значимость на этапе становления собственных вооруженных сил в обретении положительного опыта деятельности государств-участников НАТО.

Европейское направление внешней политики Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности, помимо партнерства с НАТО, также включает сотрудничество с Организацией по безопасности и сотрудниче-ству в Европе (ОБСЕ).

Однако, учитывая геополитическое положение, многолетний путь раз-вития Казахстана в составе СССР и придерживаясь политики многовекторности, было бы неэффективно ограничиваться лишь участием в между-народных организациях без учета региональной специфики. В связи с этим Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил одним из ини-циаторов создания системы коллективной безопасности в рамках СНГ.

СНГ, как межгосударственное объединение играет позитивную роль в правовом оформлении межгосударственных отношений входящих в него стран. Потенциал действия СНГ еще не исчерпан. Тем не менее, сущест-вующая в настоящее время структура органов СНГ не позволяет реализо-вать имеющийся интеграционный потенциал в полном объеме.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что модель Евразийского сою-за является одним из самых эффективных институтов в истории Содруже-ства Независимых Государств, в котором сконцентрирована забота Прези-дента Н.А. Назарбаева о людях своей страны и бывшего СССР. Несомнен-ным успехом является и то, что идея Н.А. Назарбаева реализована в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Это еще раз под-тверждает значимость института президентства в мировых политических и экономических процессах.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что Президент Казахстана Н.А. Назарбаев реанимировал застоявшиеся интеграционные процессы на пост-советском пространстве, вывел на новый уровень взаимоотношений стра-ны Содружества. Особое место во взаимоотношениях Казахстана со стра-нами СНГ принадлежит России. Россия рассматривает Казахстан как стра-тегического партнера, в свою очередь и Казахстан подтверждает свою при-верженность этому уровню взаимоотношений. Важным фактором в дан-ном отношении являются личные отношения президентов Н.А. Назарбаева и В.В. Путина.

Самоутверждение Казахстана в качестве равноправного участника ме-ждународных отношений и субъекта международного права, обеспечение его долгосрочных интересов испытывает влияние взаимоотношений с ве-ликими державами, одной из которых являются Соединенные Штаты Аме-рики. Понимание и поддержка национальных интересов Республики Ка-захстан со стороны США способствует более активному и гармоничному вхождению нашего государства в мировое сообщество Кадырбекулы Д.Б. Роль США в мировой политике: влияние на Ка-захстан. - Алматы, 1999. - С.97..

Главным направлением сотрудничества Казахстана с Соединенными Штатами Америки является внешнеэкономическая сфера. США проявляют огромную заинтересованность в установлении прочных экономических связей и освоении казахстанского рынка. Акцент в отношениях был поста-влен на привлечении американского капитала в различные секторы эконо-мики страны. Особое внимание в отношениях Казахстана с США уделяет-ся проблемам сотрудничества в области безопасности, в частности по ядерному сотрудничеству. В настоящее время казахстанско-американские отношения отмечаются повышением уровня взаимодействия, что отражает совпадение интересов двух государств в реализации экономических проек-тов и поддержании региональной безопасности.

Развитию долговременного стратегического партнерства между Казах-станом и Соединенными Штатами Америки во многом способствовали как инициатива по развитию взаимовыгодного сотрудничества, так и личные дружеские связи и взаимоотношения Президента Н.А. Назарбаева с офи-циальными американскими представителями.

Необходимо отметить, что США, как и Россия и Китай уделяют особое внимание Казахстану как одному из самых весомых государств в Центра-льно-Азиатском регионе. И поэтому решение спорных и проблемных во-просов в этом регионе невозможно без участия Казахстана. Осознавая зна-чимость процессов в регионе, Президент Казахстана особое внимание уде-ляет взаимодействию с государствами ЦАР. В настоящее время регион яв-ляется зоной столкновения интересов крупных геополитических «игро-ков», поэтому интеграция в рамках ЦАР -- объективная необходимость.

Можно сделать вывод о значительном влиянии внеш-неполитических инициатив Президента на процесс модернизации полити-ческой системы.

Заключение.

Сущность "традиционного" Нуров К. И. Правовая и экономическая модернизация традиционной структуры Казахстана (Х1Х-ХХ вв.).- Алматы: Гылым, 1995.- с.180. Казахстана как своеобразного государства, составляла свобода именно внутриполитического состояния его членов, которая несовместима с феодализмом и патриархатом и которая после присоединения к России постоянно убывала, пока не была окончательно уничтожена в советское время. Поэтому все исторические преобразования "традиционной" структуры Казахстана в XIX в. следует называть трансформацией, поскольку "традиционная" структура Казахстана видоизменялась и по форме искажалась, но сохраняла при этом свою сущность и с успехом приспосабливалась как к западной индустриализации российского правительства, так и к восточным императивам Русского царизма. Соответственно этому, с одной стороны, и без того многочисленный народ казахов значительно увеличился, а с другой - он стал приобретать патриархальные черты восточного характера, которые существовали в нем лишь как элементы этноразличных архаизмов.

В XX в. все исторические преобразования "традиционной" структуры Казахстана следует называть деформацией, поскольку в советское время "традиционная" структура Казахстана разоформлялась и разрушалась в своей сущности, сопровождаясь, с одной стороны, массовыми жертвами казахского населения, а с другой "стиранием" и "растворением" ценностей казачьей свободы в массовых миграциях аграрного по своему мировоззрению населения из иных советских республик. Казахстан превратился в часть СССР, т. е. аграрного восточного общества на промышленной стадии развития. Исторический смысл "Казахстанской трагедии" 30-х гг. состоит в том, что седентарная коллективизация в Казахстане была организационным средством советской индустриализации в деле ликвидации казачьего образа жизни, несовместимого с коммунистическими (тоталитарными) ценностями, маргинального массового общества. После "казахстанской трагедии" Казахстан действительно становится советской республикой.

Коммунизм, промышленный идеал аграрно-восточного общества, преломляясь в "коллективном бессознательном" "советского народа" как глобальный историко-культурный конфликт индустриального Запада и аграрного Востока, расщеплял массовидное сознание маргинальной личности и создавал тем самым условия установления советской структуры общения с выделением труда как главной ценности и номенклатуры как реальной основы социальной стратификации "бесклассового и бессословного" общества. Тоталитарность же советского управления, в свою очередь, преломляясь в "индивидуальном подсознательном" маргинальной личности как конфликт между непосредственными ощущениями и опосредованными инстинктом самосохранения эмоциями, тоже расщепляла её сознание. Таким образом, массовая маргинализация "советского народа" представляла собой не столько переход от сельской культуры к городской, сколько "застревание" в бескультурном пространстве между объектной и субъектной парадигмами собственности.

Историческая функция советской индустриализации состояла в промышленном развитии аграрного Востока. Поэтому субъектом советской индустриализации было государство, а не множество частных лиц. Советская индустриализация в этом смысле и представляла собой процесс массовой маргинализации советского общества.

Все указанные процессы аграризации казахов настолько полно развернулись в Советском Казахстане II половины XX в., что в настоящее время даже научно обоснованное классифицирование "традиционной" структуры Казахстана как структуры не традиционного и не аграрного, а оригинального открытого общества, больше похожего на индустриальный и информационный этапы развития человечества, научному миру "диким" и "абсурдным".

На современном этапе, когда Казахстан переходит к рынку, а мировое сообщество к информационной стадии своего развития, с необходимостью возобновляются, самовоспроизводятся индустриально-информационные элементы "традиционной" структуры Казахстана, но этот процесс правовой и экономической модернизации постсоветского Казахстана отягчается, с одной стороны, посттоталитарной политикой государства, а с другой так называемым "возрождением национальной культуры".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.