![]() |
|
|
Казахстан. Модернизация проблемы и перспективыПоэтому разработана и осуществляется программа развития малого бизнеса, которая предусматривает введение в практику продажи госимущества в рассрочку, оказание гражданам и юри-дическим лицам кредитной помощи, создание льготных усло-вий для перехода государственной собственности в собствен-ность членов трудовых коллективов в виде акций, в том числе путем продажи по льготным ценам. Создаются товарные бир-жи, биржи ценных бумаг, валютные биржи, коммерческие бан-ки, оптово-посреднические предприятия, институты маклерства, коммерческие информационные центры, рекламные агентства и многое другое. По данным Министерства экономики и торговли, на август 1997 г. 11,6% мелких предприятий уже действовали в промыш-ленности, 30,4% были заняты в сельском хозяйстве, 8,9% рабо-тали в строительстве, 16,3% -- в торговле и общественном пи-тании, 9,7% занимались общей коммерческой деятельностью. В региональном разрезе ситуация выглядит следующим образом: большинство малых предприятий -- 27 817 (что составляет 23,7% от общего числа) -- находится в Алматы, 13 517 (11,5%) -- в Южно-Казахстанской, 7941 (6,8%) -- в Акмолинской, 8575 (7,3%) -- в Карагандинской, 2891 (2,5%) -- в Алматинской областях Азия // Экономика и жизнь, № 14, 1998 г., с.33.. Следующим шагом в развитии малого бизнеса в республике стало осуществление государственной программы под-держки малого предпринимательства на 1997--2000 гг. Эта программа состояла из трех уровней: республиканского, включающего мероприятия по совер-шенствованию нормативно-законодательной базы, средства, выделяемые из госбюджета, и другие мероприятия по поддерж-ке малого предпринимательства; регионального (областные программы) -- мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства, сред-ства из областного бюджета для содействия этой сфере деятель-ности; местного -- программы (районные, городские) организа-ционно-технических мероприятий по поддержке и развитию ма-лого предпринимательства, выделяемые средства, предполагае-мые действия местных исполнительных органов. Для осуществления поставленных задач в июне 1997 г. был при-нят ряд основополагающих законов, направленных на разви-тие малого и среднего бизнеса, среди них «Об индивидуальном предпринимательстве», «О государственной поддержке малого предпринимательства»; внесен ряд поправок и дополнений к существующим законодательным актам; упрощен порядок ре-гистрации субъектов малого бизнеса, их закрытия, лицензиро-вания и патентования, разработана упрощенная структура от-четности; передана часть неиспользующегося государственного имущества малому предпринимательству с целью стимулиро-вания его роста; сформирована система государственной под-держки, в том числе финансовой. Согласно Закону «О государ-ственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 г., к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, производственные коопе-ративы, хозяйственные товарищества (кроме акционерных об-ществ), предприятия со среднегодовой численностью работни-ков не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше шестидесятитысячекратного расчетного пока-зателя. Для субъектов малого предпринимательства предусмотрена продажа производственных площадей, офисных помещений в рассрочку, определены льготы предприятиям, находящимся в отдаленных районах страны, и т.д. Банки второго уровня теперь обязаны 10% кредитов размещать в сфере малого бизнеса. В 1997--1998 гг. сюда будет направлено 350 млн. долл. за счет зай-мов различных международных банков. Главная проблема здесь -- разработка и внедрение перспективных проектов. Все это несомненно способствует развитию малого бизнеса. Так, если в 1995 г. численность занятых в этой сфере в Казах-стане была 3%, то в 1996 г. -- 5%, в 1997 г. -- уже 10%. На VII форуме предпринимателей Казахстана (ноябрь 1998 г.) было официально заявлено, что 15% трудоспособного населения ра-ботают в частном секторе. Для сравнения можно назвать такие цифры: в Италии 80% рабочей силы занято в сфере малого пред-принимательства, в Великобритании4-- 76%, в США -- 53%, в Эстонии -- 45%, в России -- 10%. На конец 1997 г. в республи-ке насчитывалось уже 122 487 различных хозяйствующих субъектов, которые можно отнести к малым и средним. Число инди-видуальных предпринимателей достигло 196 000 человек, в сфере малого бизнеса занято около 1 млн. работающих. Объем продукции произведенной в 1997 г. субъектами малого и среднего бизнеса, достиг 134,7 млрд. тенге, или составил 12-ю часть всего ВВП государства Азия // Экономика и жизнь, № 14, 1998 г., с.35.. 2.3. Модернизация внешнеполитических связей.После обретения государственной независимости Республи-ка Казахстан стала полноправным членом мирового сообще-ства, получив признание и поддержку абсолютного большин-ства государств мира. 2 марта 1992 г. Казахстан стал членом ООН и сегодня при-знан 113 государствами, со 105 из них установлены дипломати-ческие отношения. В республике функционируют 55 посольств и представительств международных организаций. Расширилась сеть миссий Казахстана за рубежом: открыты посольства и консульства в США, Великобритании, Китае, Индии, Тур-ции, Иране, Италии, Германии и других государствах ближне-го и дальнего зарубежья (всего более чем в 30 странах). Укрепляется взаимодействие, расширяется сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами: Евро-пейским сообществом, Всемирной торговой организацией, МАГАТЭ, Красным Крестом, ЮНИСЭФ, ЮНЕСКО, ЭСКАТО (экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихо-го океана), ПРООН (программа развития для государств -- членов ООН), ЮНЕП (охрана окружающей среды), ВОЗ (здра-воохранение), ОЭСР (Организация экономического сотрудни-чества и развития), ОИК (Организация исламской конферен-ции) и др. Республика присоединилась к 40 международным конвенциям, ею подписано более 400 многосторонних и 700 двусторонних договоров и соглашении. Республика является членом 9 международных финансовых организаций, в том чис-ле: Международного валютного фонда (МВФ), Международно-го банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатского банка развития и др. Закрытие Семипалатинского полигона, отказ от ядерных вооружений укрепили безопасность страны. Россия, Велико-британия и США дали гарантии уважения независимости, суверенитета и существующих границ Республики Казахстан, га-рантии безопасности даны Казахстану и со стороны Китая, между ними подписано соглашение о юридическом оформлении гра-ницы. Как один из правопреемников распавшегося СССР Казах-стан подписал заключительный акт Совещания по безопасно-сти и сотрудничеству в Европе и Парижскую хартию. Респуб-лика стала членом созданного по инициативе НАТО Североат-лантического совета сотрудничества, играющего важную роль в диалоге и взаимодействиях между государствами. В сфере внешних сношений важнейшее значение имеет раз-витие сотрудничества с Россией. Страны тесно связаны между собой на протяжении веков. Россия является крупнейшим тор-говым партнером республики. Граждан России и Казахстана связывают миллионы родственных нитей. Казахстанско-российские отношения базируются на договорах о дружбе, сотрудни-честве и взаимопомощи (май 1992 г.), о военном сотрудниче-стве. Президентами стран подписаны Соглашение об упрощен-ном порядке приобретения гражданства гражданами при пере-езде из одной страны в другую для постоянного проживания, а также Договор о правовом статусе граждан одной страны, постоянно проживающих на территории другой страны. В целях обеспечения своей безопасности и обеспечения бла-гоприятных условий для экономического развития Казахстан в мае 1992 г. в г. Ташкенте подписал Договор о коллективной безопасности. В то же время Казахстан выступает за более тес-ную интеграцию членов Содружества. В июне 1994 г., выступая в МГУ им. Ломоносова, Президент Казахстана Н.А.Назарбаев выдвинул идею создания Евразийского союза (ЕАС). Интегра-ционный процесс на постсоветском пространстве подтверждает обоснованность и объективность данного проекта. Ныне дей-ствует Межгосударственный экономический комитет; ведется работа по созданию Платежного союза между пятью государ-ствами СНГ (Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызста-ном и Таджикистаном), подписано соглашение о Таможенном союзе. Расширяются и укрепляются связи и всестороннее сотруд-ничество Казахстана с его ближайшими соседями по региону. Подписано Соглашение о Межгосударственном совете Респуб-лики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбе-кистан и его институтах, создан Центральноазиатский банк сотрудничества. Важное значение приобретают отношения с Азер-байджаном и Туркменистаном, особенно в связи с освоением нефтяных месторождений Каспийского шельфа. Как азиатс-кое государство Республика Казахстан заявила о себе в Азии. Казахстану принадлежит инициатива созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Одним из стратегических партнеров Казахстана в Азии явля-ется Китай. Поддержание и развитие между государствами дол-говременных отношений добрососедства, дружбы и взаимного сотрудничества отвечает интересам народов государств, спо-собствует сохранению мира. Это закреплено в Декларации, подписанной в 1993 г. Председателем КНР Цзян Цземинем и Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым, и ряде других до-кументов о сотрудничестве в торгово-экономической и гумани-тарной областях. Особое место среди азиатских партнеров нашей страны за-нимают Турция и Иран, с которыми государство связывают как общность истории, так и выгоды экономического сотрудни-чества. Республика стремится на высоком уровне поддержи-вать политический диалог, развивает экономические связи так-же с Индонезией, Индией, Пакистаном, Республикой Корея, Японией, арабскими странами, Израилем, государствами АСЕАН. В Европе новый импульс получили отношения Казахстана с Германией, Францией, Великобританией, Италией, Австрией, другими странами ЕС. Подписано соглашение «О партнерстве и сотрудничестве между ЕС и государствами -- их членами, с одной стороны, и Республикой Казахстан, с другой стороны», с ЕС заключен временный договор о торговле, что открывает республике европейский рынок для торговли и сотрудничества, дает возможность казахстанцам учиться и работать в Европе. Развиваются связи со странами Балтии, а также бывшими учас-тниками СЭВ -- Венгрией, Польшей, Болгарией, Чехией, Сло-вакией и Румынией Азия: Экономика и жизнь // № 7, февраль 1998 г.,с.20.. Одним из главных приоритетов казахстанской внешней политики является развитие взаимоотношений с крупнейшей мировой державой -- Соединенными Штатами Америки. Ка-захстан является единственным государством в Центральной Азии, которое вывело свои отношения с ней на партнерский уровень. Юридически это закреплено в Хартии о демократи-ческом партнерстве. Обретение независимости позволило наладить экономи-ческие связи Казахстана со многими развитыми и развивающи-мися государствами, перестроить отношения с прежними парт-нерами, продвинуться по пути интеграции в мировой рынок. Либерализация внешнеэкономической деятельности устрани-ла, монополию государства в этой сфере, позволила пред-приятиям, фирмам и частным лицам свободно устанавливать контакты с зарубежными партнерами, заложила конкурентные основы в этой сфере деятельности. В настоящее время в рес-публике происходит интенсивный рост числа совместных пред-приятий, открываются представительства крупнейших компа-ний мира, разрабатываются и осуществляются проекты совмес-тной разработки природных ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.п. Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и по-литическая стабильность в республике делают этот регион од-ним из наиболее привлекательных для вложения иностранно-го капитала среди республик бывшего Советского Союза. В то же время отсутствие прямых выходов к Мировому океану несколько затрудняет транспортировку грузов к потребителям дальнего зарубежья. Сегодня внешнеторговые операции ведутся республикой со 145 государствами мира. Экспортные поставки осуществляют-ся в 122 страны мира, импортные товары поступают из 115 государств. В общем, объеме экспорта основная доля приходится на по-ставку металлургической продукции, минеральной продукции, пищевкусовых товаров и сырья для их производства, химичес-кой продукции и связанных с ней отраслей промышленности, машин и оборудования, транспортных средств и приборов. К основным потребителям казахстанской продукции относятся Россия, Нидерланды, Китай, Швейцария, Германия, Узбекис-тан, Италия, Украина и Великобритания. В товарной структу-ре импорта преобладают закупки машин, оборудования, транс-портных средств, аппаратов и приборов, топливно-энергети-ческих ресурсов, химических товаров, пищевкусовых товаров и сырья для их производства. Большая часть импортируемых товаров поступает из России, Узбекистана, Туркменистана, Гер-мании, Турции, Великобритании, Беларуси, Украины, США. Так, в 1996 г. объем внешнеторгового оборота составил 10,5 млрд. долл. США, в т.ч. импорт -- 4261,3 млн. долл., экспорт -- 6230,4 млн. долл. Основные статьи экспорта: минеральные и нефтепродукты -- 33% от общего объема, черные и цветные металлы -- 31,4%, зерновые культуры, хлеба -- 7,1%. Товарная структура импорта: машины и оборудование -- 27,6% от обще-го объема, химическая продукция -- 15,2%, продовольственные товары -- 11,7%, минеральные продукты -- 21,2%, металлурги-ческая продукция -- 10,9%. В настоящее время из Казахстана поставляется на внешний рынок более 200 наименовании разнообразных товаров. Пользу-ются высоким спросом на мировом рынке казахстанские цвет-ные металлы, ферросплавы, прокат черных металлов, мине-ральные удобрения, углеводородное сырье. Более половины всего экспорта в страны дальнего зарубежья составляют по-ставки продукции черной и цветной металлургии, минераль-ного сырья и нефтепродуктов. Машиностроительная отрасль представлена в экспорте узкой номенклатурной продукции энер-гетического машиностроения, электротехнической промышлен-ности, сельскохозяйственного машиностроения, металлорежу-щими станками, кузнечно-прессовым оборудованием, станами для холодной прокатки тонкостенных труб и другими товара-ми. Важную группу экспортных товаров республики составляет продукция агропромышленного комплекса: хлопок-пол окно, шерсть, зерновые, кожевенное сырье, мясные консервы. Боль-шая часть продовольственных товаров поставляется в Россию, главными потребителями текстильного сырья являются Китай, Южная Корея и Турция. В первом полугодии 1997 г. на долю стран СНГ приходилось 62% внешнеторгового оборота, 13% занимали страны Азиатско-го региона и 23% торговых операций совершено с 35 европей-скими странами. Укрепляются торговые отношения Казахстана с Китай-ской Народной Республикой, которая сегодня уже стоит на седьмом месте в списке стран -- торговых партнеров респуб-лики после России, Узбекистана, Украины, Туркменистана, Германии и Нидерландов. Так, объем товарооборота между Китаем и Казахстаном в 1997 г. составил 527,41 млн. долл. США и вырос на 14,6% по сравнению с предыдущим годом. В том числе импорт Китая составил 432,78 млн. долл. США, экспорт -- 94,63 млн. долл. США. Азия: Экономика и жизнь // № 7, февраль 1998 г., с.24. Сегодня Казахстан открыт для интенсивного экономическо-го сотрудничества с внешним миром. Этим обстоятельством уже воспользовались многие представители международного бизнеса. Из стран СНГ Казахстан стоит на одном из первых мест по объемам иностранных инвестиций и притока капитала и не скрывает своей заинтересованности в передовых идеях и технологиях, в новейшем оборудовании, в ценном управлен-ческом опыте, в свободных финансовых активах, которые помогут ему превратить потенциальное богатство в реальное, дать осязаемую пользу людям. С этой целью активно формируется инфраструктура внеш-неэкономической деятельности. В настоящее время действует более двух десятков внешнеэкономических ассоциаций и объе-динений, растет число участников внешнеэкономических свя-зей. Принимаются другие организационные меры с целью со-действия экспорту продукции, импорту необходимых для рес-публики товаров и технологий, а также организации совмест-ных предприятии. На территории Казахстана зарегистрировано около 5000 предприятий с участием иностранных инвестиций. Кроме того, законодательство республики позволяет создавать в Казахстане предприятия со стопроцентным иностранным ка-питалом. Среди наиболее крупных и эффективных зарубежных парт-неров Казахстана находятся Шеврон, Бритиш газ, Аджип, Мо-бил, Самсунг и другие. Все виды поступающего в республику иностранного капита-ла условно можно разделить на три потока: прямые иностран-ные инвестиции, экспортные кредиты, официальная помощь развитию. Основная форма прямых инвестиций (ПИИ) в Ка-захстане -- это совместные предприятия и в меньшей степени предприятия со стопроцентным иностранным капиталом. Так, количество действующих иностранных предприятий постоянно увеличивается: 1991 г. - 22, 1992 г. - 107, 1993 г. - 260, 1994 г. - 491, 1995 г. -- 736, первое полугодие 1996 г. -- 817. Объем ПИИ в экономику Казахстана только за первое полу-годие 1996 г. составил 3173,7 млн. долл., в т.ч. в нефтедобываю-щей и нефтеперерабатывающей промышленности -- 1787 млн. долл.; цветной металлургии -- 432,6 млн. долл.; черной металлургии -- 185,9 млн. долл.; газовой промышленности -- 154,8 млн. долл.; связи -- 9,9 млн. долл. Лидером по объему инвестиций являются США -- 51,2%. На втором месте Южная Корея -- 12,4%; затем идут Великобрита-ния -- 6,7%; Турция -- 6,6; Франция -- 5,2; Япония -- 2,9; Ита-лия -- 2,3; Канада -- 1,6; Чехия -- 1,3; Норвегия и Голландия -- по 1,2 и другие страны ---7,4%. В последнее время получает распространение такая форма собственности, как передача предприятий в управление иност-ранным компаниям. Инвестиции в этой области составили 604,9 млн. долл. Одним из важнейших и наиболее объемных видов иностранного капитала, поступающего в Казахстан, являются экспортные кредиты. За период с 1992 г. в республику привле-чены экспортные кредиты 17 стран на общую сумму около 22 млрд. долл. Из них на 1 июля 1996 г. освоено на сумму 1643 млн. долл. В то же время возможности расширения внешнеэкономичес-ких связей используются еще недостаточно. Значительные воз-можности имеются в области экспорта строительных материа-лов из мрамора, гранита, ракушечника, гипсового камня и другого сырья, что не требует крупных инвестиций и может принести отдачу в короткие сроки. Перспективно международное сотрудничество в сфере туриз-ма. Перспективами быстрой отдачи обладают такие формы, как охотничьи туры, туристские и альпинистские маршруты (включая, нетрадиционные конные, верблюжьи), отдых на гор-нолыжных базах, посещение этнографических, культовых объек-тов. Совсем немного времени прошло с момента, когда Казахстан стал пол-ноправным членом мирового сообщества. Но его репутация как миролюбивой страны, умеющей дружить с ближними и дальними соседями, приверженной демократии, активно вне-дряющей рыночные отношения и строящей правовое государ-ство, общепризнанна. В период локальных и этнических конф-ликтов государство сумело сохранить гражданский мир в стра-не, выработать такие социальные и правовые принципы, ко-торые позволяют гармонизировать разнообразные общественные интересы, превратить этническое, конфессиональное и политическое многообразие в источник силы и развития. Поэтому, не разрывая сложившиеся экономические связи со странами бывшего Союза, а ныне СНГ, развивая связи со стра-нами дальнего зарубежья, Казахстан имеет все возможности для обеспечения экономической самостоятельности и успеш-ного сотрудничества со многими странами мира на основе вза-имовыгодных и долговременных контактов. Залогом тому яв-ляются начатая широкомасштабная экономическая реформа, создание рыночной инфраструктуры и их законодательное обеспечение ГЛАВА III. Влияние института пре-зидентства на модернизационные процессы в Республике Казахстан3.1. Законо-мерности и особенности процесса политической модернизацииРазработчики ранних теорий модернизации, отождествляя ее с вестернизацией, делали акцент на смене традиционных политических институтов западными структурами. Убежденность в правильности калькирования и механического переноса западного опыта исчезла, после того как раз за ра-зом в восточных государствах стали рушиться режимы, принявшие на себя роль модернизаторов и начавшие с коренного изменения институциональ-ных основ. Дело в том, что первые государства, которые начали предпри-нимать модернизаторские усилия, совершенно правильно определив одной из стратегических целей замену институтов, оказались в плену теоретиче-ского положения, что это и есть главная мишень политической модерниза-ции, достигнув которой можно говорить о закреплении западных стандар-тов. Только череда неудач в процессе модернизации показала, что параллельно с модернизацией институтов необходимо обновлять и обществен-ное сознание, особенно, в части восприятия политической системы. Одним из главных направлений политической модернизации является демократизация политической системы. Однако процесс демократизации сталкивается с серьезной проблемой преодоления природы реформируемо-го общества. В традиционных, авторитарных и тоталитарных обществах за-частую очень мала степень структурно-функционального разделения ин-ститутов. Функциональная неразделенность в традиционных обществах проистекала из того, что политические, социальные, экономические и рели-гиозные функции сосредотачивались в руках одного человека - лидера об-щины. Собственно, этот момент и был основной отличительной чертой тра-диционной политической системы. Ряд известных казахстанских политологов считают необходимым учи-тывать при анализе политических процессов в стране восточную специфи-ку. Так, Ж.Х. Джунусова отмечает: «...Для нашей республики, как и для многих азиатских государств, верховенство государства над гражданским обществом является главной трудностью демократии» Джунусова Ж.Х. Институционализация демократии: модель запад-ной политологии для посттоталитарных обществ и опыт Республики Ка-захстан: Автореф. дис. ...докт. полит, наук, - Алматы, 1996. - С.14.. К.Л. Сыроежкин, исследуя особенности государственности, подчеркивает, что «... Ка-захстан не явился исключением из общего правила, наследуя те общие за-кономерности, которые присущи переходным обществам стран Востока» Сыроежкин К.Л. Государственность и этничность: проблемы и при-оритеты переходных обществ. // Казахстан на пути к устойчивому разви-тию.-Алматы, 1996.-С.143. . Вопрос о необходимости внедрения западных политических институтов в процессе модернизации восточных стран до сих пор вызывает много спо-ров. Как показала практика, большинство стран, вставших на путь «дого-няющей модернизации», во главу угла которой был поставлен приоритет достижения демократических стандартов, в своем конституционном уст-ройстве закрепили президентскую форму правления. Первая причина этого лежит в специфике политических систем модер-низирующихся обществ, которые были свойственны им до начала преобра-зований. Как правило, эти государства имели авторитарные, либо тотали-тарные политические системы. Строго иерархизированная структура поли-тической власти не могла быть изжита за короткий срок. Более того, пере-ход к системе с демократическим устройством зачастую приводил к потря-сениям, которые сводили на нет усилия реформаторов и приводили обще-ство к очередному витку авторитарного развития. Типичные примеры - Иран и Индонезия. Поэтому, вплоть до начала 80 годов XX века существо-вала идейная установка на то, чтобы признать за некоторым усилением ав-торитарных тенденций, в период модернизации, роль необходимого усло-вия для обеспечения стабильности и консолидации общества. Последнее до сих пор предстает в качестве главенствующей причины в выборе института президентства как системообразующей структуры. Вторая причина имеет более глубокие основания и лежит в поле поли-тико-культурных предпочтений модернизирующегося общества, и связана с уровнем легитимности новых, внедряющихся структур. В обществах с традиционными политическими ценностями, в большинстве своем более высокий уровень легитимности имеет политический институт, выстроен-ный вокруг личности одного человека. Коллективный институт, хотя бы и избранный всенародным голосованием на прямых выборах, не имеет тако-го уровня легитимности. Очевидно, что это происходит из-за того, что кол-лективные институты политического управления в традиционных общест-вах исполняли роль только лишь законодательных собраний, на которых лежала функция легитимации существующего режима. Это стало сущест-венной причиной для того, чтобы в большинстве модернизировавшихся ст-ран не были установлены республики парламентского типа. Таким образом, весь комплекс преобразований в институциональной подсистеме в период модернизации направлен на замену устаревших по-литических институтов. В чистом виде структурные реформы в политиче-ской сфере почти всех модернизирующихся обществ на начальном этапе схожи. Соответственно, они несут в это время одинаковые функции с ана-логами в других политических системах. Различия политических структур в разных странах проявляются тогда, когда с течением времени происходит их адаптация к «местным» условиям. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |