реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Казахстан. Модернизация проблемы и перспективы

создание правовых норм и других необходимых условий для реализации принципа экономического самоопределения человека;

насыщение потребительского рынка в целях усиления мотивации к труду, повышения качества жизни каждой казах-станской семьи и создания социальной стабильности;

завоевание конкретных позиций на мировых товарных рынках на базе природных ресурсов Казахстана и реконструк-ции его экономики;

привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана;

введение и обеспечение внешней конвертируемости на-циональной валюты (тенге).

Спустя 5 лет, в октябре 1997 г., в Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030, процветание, безопасность и улучшение благосостояния казахстанцев» Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улуч-шение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: Бiлiм, 1997. - 256 с.

были подведены некоторые итоги работы государства и намечены дальнейшие перспективы экономического и социального развития. В част-ности, было отмечено, что достигнуты следующие положитель-ные результаты:

заложены основы независимого суверенного государства;

начаты широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы, «работает совершенно иная полити-ческая и экономическая система»;

происходит смена «государственно-коллективного миро-воззрения на частно-индивидуалистическое»;

оказывается поддержка со стороны иностранных государств и донорских организаций в проведении реформ.

К этому следовало бы добавить, что за истекшие пять лет практически завершена малая и массовая приватизация, насы-тился потребительский рынок товаров, созданы нормативно-правовая база и условия для развития предпринимательства, введена национальная валюта тенге, Казахстан напрямую вы-шел на мировые рынки по продаже своей, пусть пока сырье-вой, продукции.

И если все прошедшие годы переход к рыночной системе в Казахстане сопровождался жесточайшей инфляцией -- от 2265% в 1993 г., 60% в 1995 г., 28,7 в 1996 г., то в 1997 г. она составила 11%. Мировой опыт показывает, что процесс подъема экономи-ки возможен на уровне до 10% инфляции в год, и сегодня, ис-ходя из анализа состояния экономики, можно сказать, что низ-шая точка падения производства пройдена, и она переходит с инфляционной ступени в инвестиционную. Снижение дефици-та бюджета в 1998 г. намечалось до 3%, принимались меры по увеличению реальных доходов госбюджета, предусматривалось привлечение внешних займов, выпуск и размещение государ-ственных ценных бумаг. Уменьшению дефицита способ-ствовало разделение финансов предприятия и государства, от-каз от практики списания долгов и безвозвратного кредитова-ния предприятий.

И в то же время современное состояние экономики говорит о том, что для осуществления поставленных задач у Казахстана есть все по-тенциальные возможности.

Во-первых, довольно выгодное географическое, геополити-ческое и геоэкономическое положение.

Во-вторых, высокообразованное население с высоким уров-нем научного и творческого потенциала, довольно богатый и невостребованный арсенал научных идей, открытий и изобре-тений.

В-третьих, богатейшие запасы природных ресурсов, прежде всего рудных и топливных полезных ископаемых, которые, ко-нечно, необходимо рационально использовать.

В-четвертых, большие площади сельхозугодий и пашни, по-зволяющие республике стать на мировой арене заметным экс-портером продовольствия.

Наконец, относительно устойчивая политическая стабиль-ность и единство в обществе.

Если говорить о конкретных задачах экономики Казахстана в сфере материального производства, то к ним следует отнести:

насыщение рынка продовольствием и товарами народного потребления собственного производства;

наращивание базы строительства и стройиндустрии, в пер-вую очередь для возведения жилья;

преодоление сырьевой направленности экономики;

развитие наукоемких производств и машиностроения;

внедрение экологически чистых технологий;

формирование современной инфраструктуры (транспор-та, связи, энергетики, туризма и т.д.).

Предполагалось всю эту работу осуществить в три этапа. Первый этап охватывал 1992--1995 гг. и характеризовался дву-мя процессами: активным разгосударствлением, приватизацией собственности и насыщением потребительского рынка товара-ми.

На втором этапе (до 2005 г.) будет продолжаться работа по постепенному преодолению сырьевой направленности эконо-мики и ускоренному вхождению Казахстана в мировую эконо-мику. В этот период должны заработать полнокровные рыноч-ные механизмы, обеспечиться подлинная свобода всех товаро-производителей, рациональное природопользование, высокий уровень технологий.

Третий этап продолжительностью до 2030 г. будет характе-ризоваться ускоренными темпами развития экономики откры-того типа и вступлением Казахстана в разряд новых индустри-альных стран мира.

Для достижения данной цели Н.А. Назарбаев Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улуч-шение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: Бiлiм, 1997. - 256 с.

выделил в сво-ем послании народу семь долгосрочных приоритетов:

Приоритет 1. Национальная безопасность.

Приоритет 2. Внутриполитическая стабильность и кон-солидация общества.

Приоритет 3. Обеспечение экономического роста.

Приоритет 4. Здоровье, образование и благополучие граж-дан.

Приоритет 5. Энергетические ресурсы.

Приоритет 6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь.

Приоритет 7. Профессиональное правительство. (Подробнее см. Приложение №1.)

При соблюдении всех этих принципов государство берет на себя функции социальной защиты, становясь действительно социальным государством, снимает с себя многие контрольные функции, децентрализуя власть, отдавая ее на места. Централь-ные органы будут осуществлять надзорные и контрольные фун-кции. И в этом случае госслужащий будет отвечать требовани-ям, вытекающим из Послания Президента: «чиновник новой генерации -- это слуга нации, патриотичный, справедливый преданный своему делу и профессиональный». Только создав эффективный и современный корпус государственных служа-щих Казахстана, преданных делу и способных выступать пред-ставителями народа, общество сможет реализовать стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых планах.

Решение же социальных вопросов в концепции развития неразрывно связано с экономикой, и практически она должна обеспечить их осуществление. При этом предусматривается:

создание общества, в котором наделе было бы обеспечено благосостояние всех слоев населения;

обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой сфере дея-тельности;

развитие этнической самобытности и сохранение нацио-нально-культурного многообразия Казахстана;

повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, но не допуская незаконного обогащения.

В центре же стратегии социального развития в переходный период находится социальная защита населения Казахстана в основе, которой:

государственная поддержка нетрудоспособных и малоиму-щих слоев (пенсионеров, инвалидов, учащихся, многодетных семей);

государственная поддержка науки, культуры, образова-ния и здравоохранения;

обеспечение социальных гарантий по безработице. Об этом свидетельствуют и задания, данные Президентом государства правительству на 1998 г. Среди них:

обеспечение полной и своевременной выплаты пенсий, пособий и заработной платы в бюджетных организациях;

выдача микрокредитов не менее чем 30 тыс. наименее обес-печенных граждан;

выдача кредитов на развитие малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств на сумму не менее чем в 100 млн. долл.;

компьютеризация школ, на что уже в 1998 г. выделяется 22 млн. долл. США;

начало реализации программы жилищного строительства и выделение на эти цели в 1998 15 апреля 1998 г. принята Программа действий правитель-ства Республики Казахстан на 1998--2000 гг., которая была раз-работана в соответствии со Стратегией развития Республики Ка-захстан, изложенной Президентом Республики в Послании на-роду Казахстана 10 октября 1997 г. г. 40 млн. долл.;

обеспечение удешевления кредитов для крестьянских и фермерских хозяйств на 2,5 млрд. тенге;

обеспечение полной посещаемости детьми школ;

начало общественной кампании за здоровый образ жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что опыт шести лет экономических реформ дал неоднозначные результаты. С од-ной стороны, процесс трансформации социально-экономичес-кой системы, перевода ее на рыночные принципы функциони-рования принял необратимый характер и на этом пути осуще-ствлены важные системные преобразования. С другой стороны, налицо ряд нерешенных проблем в области вывода экономики из кризиса и оживления производства. Состояние экономики продолжает оставаться весьма сложным и напряженным, хотя и сделаны определенные шаги по приватизации и реструктуриза-ции государственной собственности, повышению уровня ры-ночной экономики, снижению темпов инфляции, сокращению и регулированию бюджетного дефицита и т.д. В числе наиболее же важных проблем текущего этапа реформирования экономи-ки можно выделить такие как: макроэкономическая стабилиза-ция, реструктуризация предприятий и развитие предпринима-тельства, формирование и развитие национальных производи-тельных сил, инвестиционная политика, развитие фондового рынка, проблемы регионального развития, а также социальная защищенность населения.

Важной особенностью экономического курса РК является стремление ее руководства к сохранению общего экономичес-кого пространства со странами Содружества. Это желание чет-ко прослеживается на всех совещаниях глав государств и пра-вительств СНГ.

Все документы, представленные казахстанской стороной на этих совещаниях, говорят о стремлении к укреплению эконо-мических связей, созданию межгосударственных органов, коор-динирующих экономические действия Содружества. Не вина, а беда Казахстана, что эти предложения не всегда принимаются, прежде всего Российской Федерацией.

Таким образом, разработка стратегии реформ, постоянное обновление этих разработок действительно являются неоспо-римым обстоятельством, особенностью экономической поли-тики Казахстана. Другое дело, что не всегда намеченное выпол-няется и соответствует реальной практике. Хотя значительная часть задач, как мы отметили, уже решена.

Как уже отмечалось, присоединение Казахстана к ВТО может стимулировать создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития, привлечение иностранного предпринимательского капитала, а также повышение в перспективе конкурентоспособности и модернизацию Байкенов К.К. Выступление Президента Конфедерации работодателей Республики Казахстан. // Казахстанская правда от 12 декабря 2001г. нашей экономики, улучшение структуры экспорта и импорта товаров и услуг. Однако это не придет автоматически. Нам надо учиться новым правилам игры, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Мы получим преимущества при вступлении в ВТО только при скорейшей реструктуризации промышленности и проведения правильной индустриальной, инвестиционной политики в рамках требований ВТО. Нам необходимо провести широкомасштабные мероприятия в области ликвидации белых пятен в проблемах присоединения Казахстана к ВТО на всех уровнях - предприятий, отраслей, ведомств и регионов. Несомненно одно, присоединение Казахстана к ВТО потребует от нас всех большой совместной, кропотливой работы.

Нынешнее Послание Президента народу Казахстана Назарбаев Н.А. Послание президента народу Казахстана. Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год // Казахстанская правда от 4 апреля 2003 года. охватывает самые животрепещущие актуальные проблемы современного казахстанского общества и основные направления его развития.

В Послании указаны пути решения узловых экономических и социальных проблем. А именно: обеспечение сбалансированности экономики, опережающее развитие перерабатывающей промышленности, высокотехнологических и наукоемких производств, производственной структуры агропромышленного сектора. Это верные направления укрепления нашей экономики и, соответственно, независимости Казахстана. Решительное изменение структуры производства в стране, пристальное внимание к решению задач по возрождению и развитию аула, поворот к его социально-экономическим проблемам.

Сегодня с уверенностью можем сказать, что Казахстан сумел решить задачу строительства самостоятельного, суверенного государства, избрал правильные векторы демократии и рыночных отношений, заложил фундаментальные базовые институты демократического государства. Мы сумели перейти от классовой политической культуры, идеологии противоборства к становлению гражданской демократической культуры.

В Послании Президента четко определены принципы и подходы к национальной модели модернизации Казахстана на ближайшую историческую перспективу. Важно отметить, что они Главой государства определены комплексно и системно.

Сегодня архиважной проблемой нашего общества является обеспечение социальной защиты населения, обеспечение достойного уровня жизни казахстанцев.

Разделы Послания, касающиеся социального блока развития нашего общества, нашли у всех самый благожелательный отклик. Повышение пенсии почти миллиону пенсионеров, увеличение размера минимальной заработной платы, рост заработной платы государственных служащих - все это новые меры по решению сложных социальных проблем.

Программа "Культурное наследие", вошедшая в Послание Президента, несомненно, послужит укреплению духовной консолидации, межнациональному согласию в полиэтническом и многоконфессиональном Казахстане. Это, в свою очередь, создаст здоровую атмосферу национального единства, будет способствовать усилению чувства патриотизма и безопасности государства.

Интегрирующей основой культур различных этнических групп страны должно стать овладение языком, культурой, традициями и обычаями государствообразующего казахского народа при обязательном обеспечении условий для развития языков, культуры всех этнических групп, проживающих в Казахстане.

Отрадно, что в Послании нашли свое отражение вопросы модернизации политической сферы, демократизации и повышения эффективности государственного управления. Здесь ключевой проблемой является необходимость совершенствования избирательной системы, главной чертой которой должны стать прозрачность и открытость избирательных процессов Ермегияев А. Веление времени. // Казахстанская правда от 12.04.03.

В Послании четко определены роль и место политических партий и неправительственных организаций в политическом устройстве республики. Своевременно предложение о проведении гражданского форума представителей общественных объединений, который станет еще одним шагом по дальнейшей демократизации общества.

Устанавливается, что только политические партии могут выдвигать своих кандидатов в представительные органы власти, при этом, важно, сохраняется институт самовыдвижения. Это, несомненно, не только повышает роль политических партий, но и накладывает на них большую ответственность.

Кроме того, в Послании Президента народу Казахстана четко обозначены акценты функционирования средств массовой информации, как на уровне требований сегодняшнего дня, так и будущего. При этом отмечена важность подготовки и принятия нового закона о СМИ.

Общество осознало, что проблемы коррупции невозможно решить только силами правоохранительных органов, поэтому содержащиеся в Послании Назарбаев Н.А. Послание президента народу Казахстана. Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год // Казахстанская правда от 4 апреля 2003 года.

положения о процессе гуманизации в уголовной сфере, о совершенствовании деятельности судебных органов, о введении института присяжных и переходе к институту судебного санкционирования арестов, актуальны и своевременны

В совокупности указанные факторы и разработанные социальные программы приведут к улучшению демографической ситуации и к укреплению здоровья нации, особенно подрастающего поколения.

Можно отметить, что Президент в своем Послании определил цели, созвучные чаяниям нашего народа и их осуществление послужит дальнейшему увеличению благосостояния всех казахстанцев и укреплению независимости Казахстана.

2.2. Основные тенденции модернизации экономики.

Для достижения положительных результатов в экономике республики процесс приватизации осуществлялся одновре-менно с реформой налогообложения, ценообразования, оплаты труда и политики банков, подготовкой соответствующей зако-нодательной базы. В республике были приняты такие важные зако-ны, как: «Об иностранных инвестициях», «О свободных экономических зонах», «О свободе хозяйствен-ной деятельности и развитии предпринимательства», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании», «О концессиях», «О залоге», «О банкротстве» и другие.

Крупным шагом в развитии законодательства являлось при-нятие и введение в действие с 1 марта 1995 г. Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть) Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27.12.94 г. (Общая часть): с измене-ниями и дополнениями по состоянию законодательства на 1 декабря 1996 г. - Алматы: Жетi жаргы, 1997., регулирующего гражданско-правовые отношения, Налогового кодекса. Приня-ты законы «О хозяйственных товариществах» О хозяйственных товариществах. Указ Президента Республики Казахстан, имею-щий силу закона, от 2 мая 1995 г. № 2255 (с изменениями и дополнениями)., «О государствен-ном предприятии», «О производственном кооперативе», «О цен-ных бумагах и фондовой бирже», «О лицензировании», «О то-вариществах с ограниченной и дополнительной ответственнос-тью» О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственнностыо. Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. № 200-1 ЗРК /«Казахстанская правда» от 30 апреля 1998 г.

и др. Тем самым созданы необходимая правовая основа формирования рыночных отношений и развития бизнеса в республике, достаточно благоприятный режим для зарубеж-ных инвесторов. Важное значение придается реализации закона об ограничении монополистической деятельности, основной целью которого является включение механизмов рыночного регулирования, стимулирования свободной конкуренции, пред-принимательства и защита интересов потребителей в респуб-лике. Важнейшее значение для развития малого бизнеса имеют июньские (1997 г.) законы «Об индивидуальном предпринима-тельстве» и «О государственной поддержке малого предприни-мательства». Государственная монополия пока сохраняется в отраслях электроэнергетики, строительства и эксплуатации, Железных дорог, в отраслях, обеспечивающих оборонные нуж-ды, космические работы и исследования, а также на магист-ральных трубопроводах, коммуникациях и линиях связи.

Законодательством гарантируется защита прав и интересов граждан и юридических лиц, в том числе иностранных. Не допускается национализация государством имущества граж-дан республики и иностранных граждан, предприятий и орга-низаций, действующих на территории свободной экономичес-кой зоны. Подлежат возмещению убытки, причиненные в результате необоснованного вмешательства в деятельность го-сударственных и иных органов.

Республика Казахстан также гарантирует иностранным инвесторам право свободного перевода за рубеж доходов от деятельности и ликвидации юридических лиц с иностранным участием и продажи своей доли в названных предприятиях.

Вместе с тем нельзя не признать, что во многих случаях фор-мальная смена собственности не привела к значительному улуч-шению хозяйственной деятельности многих приватизирован-ных предприятий. Они оказались не способны оплатить по-ставщикам сырье, материалы, электроэнергию и были вынуж-дены работать не в полном режиме, в результате чего сократи-ли объем производства и ухудшили финансовые результаты работы. Отдельные созданные предприятия, зарегистрировав-шись, к работе так и не приступили ввиду отсутствия финансо-вых ресурсов. Более половины занятых в частном секторе за-нимаются предпринимательством, не дающим высоких дохо-дов из-за низкой производительности труда. Поэтому повыше-ние производительности труда и качества продукции путем поэтапной модернизации производственных технологий, вне-дрение эффективных методов управления, применения лизин-га -- основные критерии перспективности предприятии негосу-дарственного сектора экономики. Форсированные темпы при-ватизации, ориентация на количественные показатели отодви-нули на задний план рост эффективности производства, обес-печение условий для мобилизации средств населения в инвес-тиционных целях. Задача ставилась -- придать необратимость проводимым реформам в экономике. Эта задача достигнута, и надо идти дальше. Принятая правительством Республики Ка-захстан Программа приватизации и реструктуризации государ-ственной собственности в Республике Казахстан на 1996-- 1998 гг. должна завершить формирование в республике много-укладной экономики. Особое внимание в ней уделено развитию малого бизнеса.

Современная рыночная экономика требует оптимального сочетания крупных, средних и малых предприятий. Особенность последних достижений в экономике развитых стран -- крупные структурные сдвиги в пользу малых предприятий, что обусловлено их эффективностью за счет развития предприниматель-ства и конкуренции, быстрой реакции на спрос и ускорения научно-технического развития, рационального использования кадров, минимума капиталовложений и т.д. В США, например, из зарегистрированных 18,1 млн. фирм 97% принадлежит к ка-тегории мелких с числом занятых менее 500 человек, в 90% фирм занято менее 15 человек. На долю мелкого бизнеса здесь приходится 38% ВНП и 47% занятой рабочей силы. Показате-ли, характеризующие значительную роль малого и среднего бизнеса в экономике, имеются и по другим странам, где эти статистические данные порой намного выше Азия // Экономика и жизнь, № 14, 1998 г., с.31..

Так, ученые и эксперты разных стран пришли к выводу, что важнейшее значение малого бизнеса заключается в борьбе с безработицей. На сегодняшний день в наиболее развитых стра-нах к этому сектору экономики относятся 9 из каждых 10, а в Японии, в Германии -- половина всех предприятий, на них за-нято около 2/3 всего трудоспособного населения. Малый и сред-ний бизнес -- основа среднего класса -- дает работу 70---80% граждан в развитых странах и основные поступления в госбюд-жет. И не случайно основные направления разгосударствления и приватизации в республике, о которых мы уже говорили выше, непосредственно связаны со становлением и развитием малого и среднего бизнеса.

Известно, что в странах рыночной экономики примерно 80% новых рабочих мест приходится на долю мелкого бизнеса. Можно в качестве образца привести Голландию. В этой стране с численностью населения 15,5 млн. человек насчитывается более 4 млн. хозяйствующих субъектов.

За годы реформ в Казахстане, с формальной точки зре-ния, сделано немало для формирования конкурентной среды, создания необходимых малых рыночных структур. Если в 90-е годы в государстве насчитывалось около десяти тысяч пред-приятий, то позже их число стремительно выросло, и на нача-ло 1997 г. в стране было около 150 тыс. хозяйствующих субъек-тов. При этом около 90% из них по действующей классифика-ции можно отнести к малым предприятиям (в мировой практи-ке принято различать мелких производителей с численностью занятых от 1 до 19 человек).

В то же время, несмотря на внушительность приводимых данных, в экономике Казахстана не наблюдается предпринима-тельского бума. До сих пор складывается сложная обстановка на рынке труда, несмотря на некоторые улучшения производственных показателей, не удается стабилизировать социальное положение людей. Все это требует особой заботы государства. Дальнейшее поступательное развитие экономики Казахстана должно быть тесно связано с созданием необходимых условий (правовых, налоговых) для развития мелкого бизнеса, кото-рый является фундаментом рыночной экономики. Следователь-но, мы вправе ожидать, что в ближайшее время, при наличии соответствующих условий, мелкий и малый бизнес станет ос-новной сферой предложения новых рабочих мест в Казахстане.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.