реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Институт президентства и его влияние на мировую политику

, когда после провала путча ГКЧП президентом Ка-захстана была издана серия соответствующих указов, согласно которым были департизированы силовые структуры, национализировалось имуще-ство КПСС на территории республики, запрещалось совмещение государ-ственных и партийных должностей.

Следующим важным этапом в процессе формирования многопартийно-сти в Казахстане можно считать признание Конституцией Республики Ка-захстан 1995 года идеологического и политического многообразия, запре-щение незаконного вмешательства государства в дела общественных объе-динений и общественных объединений в дела государства, провозглашение права граждан на свободу объединений, равенства общественных объ-единений перед законом Конституция Республики Казахстан. Официальное издание. - Алматы, 1995.Ст.5,п.1-2;ст.23,п.1. .

Через год после принятия новой Конституции Республики Казахстан издаются два важнейших закона, необходимых для обеспечения конститу-ционного права граждан на свободу объединений и формирования норма-тивной базы функционирования политических партий в стране. Это Зако-ны Республики Казахстан «Об общественных объединениях» и «О полити-ческих партиях».

Тем не менее, формирование законодательной базы функционирования политических партий в стране не вызвало бурного подъема их деятельно-сти. Как отмечал в том же 1996 году Президент Н.А. Назарбаев: «... поли-тические партии так и не смогли до сего времени преодолеть болезни рос-та. Перенять демократию, импортировать ее невозможно. Она должна ста-ть образом жизни, способом политического мышления, средством органи-зации общества и управления им. Пока же демократия рассматривается ли-шь как возможность и средство борьбы за власть. Многопартийность дово-дится до абсурда. В сочетании с острыми социальными, политическими, этническими, конфессиональными, клановыми конфликтами это превра-щает плюрализм и политические свободы в пустые лозунги» Назарбаев Н. А. На пороге XXI века. - Алматы: Онер, 1996. - С. 126.

.

Критерия отношений с властью, разраба-тывает классификацию политических партий страны и выделяет четыре этапа, характеризующих содержание демократических преобразований.

Всплеск политической активности в 2001-2002 годах и дискуссии во-круг образования этнонациональных партий актуализируют вопрос об оп-тимальном типе партийной системы. На взгляд соискателя, установка на институционализацию партийной системы, состоящей из 2 сильных поли-тических партий, имеет под собой сильное логическое обоснование. Как свидетельствует мировой опыт, президентские республики плохо совмес-тимы с многопартийными системами. Ученые отмечают, что «...Только четыре (Колумбия, Коста-Рика, Соединенные Штаты, Венесуэла) из 31 ус-тойчивых демократий, существующих не менее 25 лет подряд, имеют пре-зидентские режимы (24 - парламентские, 2 - полупрезидентские, 1 - гиб-ридную), и ни в одной из указанных четырех стран нет многопартийной системы. Есть только один исторический пример подобного рода: Чили с 1933 по 1973 г. Таким образом, по мнению специалистов, президентство в сочетании с многопартийностью образует взрывчатую смесь, сводящую шансы демократической консолидации к минимуму. Между тем такая комбинация встречается довольно часто. В 1940-е - 1980-е годы из 31 пре-зидентской демократии почти половина имела многопартийные сис-темы. Только одна из них оказалась живучей, в то время как половина (5 из 10) президентских республик с двухпартийной системой, позволяющей контролировать парламент, просуществовала не менее 25 лет» Mainwaring S. Presidentialism, Multipartism and Democracy. // Comparative Political Studied. July 1993. Vol. 26. № 2. P.199, 204-205, 212..

Известный исследователь института президентства В.Б. Кувалдин от-мечает, что «...в президентских демократиях, чем больше партий, тем не-устойчивее политическая система. Возможно, именно многопартийность делает президентские демократии особенно уязвимыми» Кувалдин В.Б. Президентская и парламентская республики как формы демократического транзита (Российский и украинский опыт в ми-ровом контексте). // Полис. - 1998. - № 5. - С. 137.

.

Становление полноценной двухпартийной сис-темы позволит совместить зачастую противоположные цели эффективно-сти и представительства, создав прочную институциональную основу де-мократических реформ. Поскольку институт президентства является системообразующим для Казахстана, то развитие других политических инсти-тутов должно коррелироваться с общей логикой функционирования прези-дентской республики. Формирование Двухпартийной системы должно ид-ти эволюционным путем в ходе электоральной конкуренции элит на чест-ных, демократических выборах.

Учитывая определяющее влияние типа избирательной системы на кон-фигурацию партийной системы, открытое М. Дюверже, необходима взаимоувязка данных реформ.

В этом плане наиболее значимы 3 закономерно-сти:

пропорциональная система ведет к образованию многочисленных негибких, стабильных, независимых друг от друга партий с жесткой внут-ренней структурой;

мажоритарная двухтуровая система способствует институционализации многочисленных стабильных партий с гибкой пози-цией и склонностью к взаимным контактам;

3) мажоритарная однотуровая избирательная система с неизбежностью порождает бипартизм .

Поэтому главным электоральным механизмом по созданию двухпар-тийной системы должен стать переход от смешанной системы выборов, применяемой сейчас в Казахстане (мажоритарная двухтуровая система аб-солютного большинства в сочетании с элементами пропорциональной), к мажоритарной системе относительного большинства (однотуровой).

Рассмотрим влияние главы государства на процесс гражданской консолидации казах-станского общества, и его внешнеполитическую деятельность, с точки зрения создания благоприятных предпосылок для политической и социально-экономической модернизации, в процессах сохранении межэтнического согласия и консолидации общества.

Мировой опыт свидетельствует о том, что этнодемографический состав населения оказывает не последнее влияние на систему правления в стране. Не вызывает сомнений, что оптимальное решение вопросов межнациона-льных и межконфессиональных отношений всегда остается одной из цен-тральных повесток дня правительства в любом этнически разнообразном обществе. В связи с этим, в политологической литературе развернулась широкая дискуссия о том, какую систему правления можно считать эффек-тивной, если во главу угла поставлена стратегия достижения политическо-го единства в таком обществе. При этом краеугольным камнем остается дилемма совмещения двух важнейших целей - политической стабильности и демократичности решения межэтнических и межконфессиональных во-просов. Ведь не всегда удается достичь оптимального согласования этих целей, особенно если речь идет о странах, переживающих период полити-ческой модернизации.

В процессе анализа концепций многосоставного общества и сообщественной демократии, разработанных А. Лейпхартом Лейпхарт А. Многосоставные общества и демократические режи-мы. // Полис. - 1992. - № 1-2; Лейпхарт А. Сообщественная демократия. // Полис.- 1992.-№3., можно прийти к выводу, что они отражают в основном опыт парламентских режимов Западной Европы.

С другой стороны, вопрос об эффективности президентской системы правления с точки зрения ее влияния на стабильность многосоставного об-щества остается менее исследованным. Как известно, если для парламент-ского правления во главу угла ставятся приоритеты представительства, то для президентского режима ключевыми остаются приоритеты эффектив-ности.

По результатам переписи населения 1999 года, из более ста представи-телей этносов на территории республики, казахи составили 53,4%, русские - 30%, и 16,6% - приходятся на остальные этнические группы Кто мы, сколько нас? // Казахстанская правда, 3 марта 2000 г.

. Таким образом, отличительная особенность этнополитической ситуации Казах-стана проявляется во взаимоотношениях его крупнейших этносов - казах-ского и русского. Подобные общества называют «централизованными», или биэтническими, и в них преобладают и приблизительно равны два эт-носа, а остальные относятся к национальным меньшинствам.

Несмотря на стабильность взаимоотношений двух крупных этносов в Казахстане, все же они носят сложный, многоуровневый, и порой даже противоречивый характер. По мнению ряда отечественных ученых, они могут быть проинтерпретированы как кон-куренция этносов, которая наиболее отчетливо выражается в политической и культурной сферах общества Кадыржанов Р.К. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. - Алматы, 1999. - С. 96..

Главной целью казахстанской этнополитики является формирование единого народа Казахстана как политической и культурной общности гра-ждан различной этнической принадлежности. Ведущая роль в этом при-надлежит Президенту страны Н.А. Назарбаеву. В своих ежегодных посла-ниях народу Казахстана, в различных выступлениях о текущей деятельно-сти Н.А. Назарбаев наметил основные направления и приоритеты нацио-нальной политики государства. Важнейшее значение для формирования национальной политики государства имеет президентская стратегия «Ка-захстан-2030». Особый вес в русле рассматриваемой темы имеет второй долгосрочный приоритет, нацеливающий на внутриполитическую стабиль-ность и консолидацию общества. Имея различные аспекты, консолидация общества своей основной целью ставит формирование единой гражданст-венности для представителей различных этнических и конфессиональных групп Казахстана Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента стра-ны народу Казахстана. - Алматы: Бiлiм, 1997..

Как и другие постсоветские многонациональные государства, Казах-стан руководствуется в своей государственной национальной политике стратегией формирования народа «сверху». Это означает, что особую роль в этом процессе берет на себя государство. В частности, правительство и иные государственные органы составляют краткосрочные и среднесрочные программы действий на основе долгосрочных приоритетов стратегии «Ка-захстан-2030».

В настоящее время языковая политика государства является неотъем-лемым элементом курса на демократизацию политической системы. Это значит, что, отказавшись от советской политики по завуалированному ис-коренению языков малочисленных народов и насаждению единого языка, руководство республики взяло ориентир на конституционное обеспечение прав и возможностей для всех этнических групп и диаспор использовать и развивать свой язык.

Осуществление конституционного права на свободу совести регулиру-ет принятый 15 января 1992 года Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Данный закон обеспечил право граждан на свободное волеизъявление своих религиозных чувств, на распространение религиозных взглядов и убеждений, освободил религиоз-ные организации от государственной опеки. Впервые за годы существова-ния Казахстана свобода вероисповедания стала объективной реальностью.

Государственная политика направлена на поддержание устойчивости этнополитической ситуации. Однако, невоз-можно административными методами бесконечно долго поддерживать этнополитическую стабильность при объективно сложившейся в обществе противоположности интересов этнических групп. Устойчивость межэтни-ческих отношений может стать долговременной лишь при условии пре-одоления разделенности этносов и выхода обществ на новый, надэтнический уровень интеграции Кадыржанов Р.К. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. - Алматы, 1999. - С. 124..

Анализ эволюции национальной политики Казахстана за последние десять лет показывает переход от этноориентированной, примордиалистской политики к приоритетам модернистского понимания нациестроительства. Особенно важно то, что указанная смена акцентов в реализации нацио-нальной политики Казахстана совпадает с выбранным курсом на построе-ние демократической политической системы Казахстанская правда, 30 апреля 1996 г.

. В противном случае, провоз-глашение принципов построения нации-государства в условиях многосо-ставного общества республики могло бы вступить в острое противоречие с демократическими принципами.

И.А. Назарбаев на Первом форуме народов Казахстана (1992 год) впер-вые высказал идею о создании общественного органа консолидации граж-дан всех национальностей. Результатом стало появление в 1995 году Ас-самблеи народов Казахстана. Ее создание было обусловлено стремлением к гармонизации общественных отношений, сохранению межнационально-го, межконфессионального и гражданского согласия в республике. Сейчас Ассамблея народов Казахстана играет важную роль в национальной поли-тике, объединяя национально-культурные центры проживающих в респуб-лике этносов. Ассамблея вносит свой посильный вклад в поддержание ми-ра и согласия в стране.

С обретением независимости и выходом на новый уровень отношений Республики Казахстан вопросы внешней политики обрели особую акту-альность. Необходимость защиты суверенитета республики выдвинула на одно из первых приоритетных направлений - защиту национальных инте-ресов и национальной безопасности. И именно от внешнеполитических инициатив президента зависело дальнейшее развитие государства.

2 марта 1992 года на 46 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была единогласно одобрена резолюция 46-224 о приеме Республики Казахстан в члены ООН. Вступление Казахстана в ООН стало отправной точкой его интеграции в систему международных организаций в качестве независимого государства Веденеева Т.П. Институты ООН и их роль в процессе демократиче-ской модернизации в Казахстане: Автореф. дис. ...канд. полит, наук. - Ал-маты, 1999..

Выступив инициатором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), целью которого является создание новых струк-тур безопасности на всей территории азиатского региона, Президент Н.А. Назарбаев заложил основы для начала общеазиатского процесса расшире-ния доверия в сфере развития сотрудничества и укрепления безопасности. Успешное проведение в Алматы Первого саммита СВМДА еще одно сви-детельство активной позиции президента Казахстана на мировой арене.

Придавая большое значение повышению эффективности мер по обес-печению международной безопасности, Казахстан активно поддерживает миротворческую деятельность ООН. Участие в системе международной безопасности в рамках ООН дало Казахстану возможность развития отно-шений и в сфере социально-экономических и культурно-образовательных программ. Об этом свидетельствует расширение представительств ООН в республике.

Краеугольным камнем внешней политики Республики Казахстан яв-лялся вопрос выработки ядерной политики. Унаследованное от СССР, ба-зировавшиеся на территории нашей страны, ядерное оружие не позволяло успешно вести переговоры по целому ряду важных вопросов. Продолже-нием мер, начавшихся с подписания в декабре 1991 года Алматинской Декларации о механизмах совместного контроля над ядерным оружием, находившемся на территории стран СНГ, стала выработка позиции отказа от ядерного оружия. Твердая позиция по этому вопросу Президента Рес-публики Казахстан Н.А. Назарбаева сыграла важнейшую роль в усилении безопасности и экономического развития суверенного государства Иватова Л.М. Проблема международной безопасности в политике Республики Казахстан. // Центральная Азия и Казахстан в фокусе совре-менных международных отношений. - Алматы, 2001. - С.79.

.

Выбор такой позиции объясняется рядом разумных причин.

Во-первых, обладание ядерным оружием являлось тяжким бременем для молодой республики, как в эко-номическом, так и техническом плане относительно его содержания и ус-тановления контроля над ним.

Во-вторых, казахстанская общественность считается с тем фактом, что последствия ядерных испытаний до сих пор сказываются на жизни и здоровье населения республики.

В-третьих, со-хранение ядерного оружия на территории Казахстана могло бы привести к дипломатической изоляции и помешать его вхождению в мировое сообще-ство в качестве полноправного актора международных отношений.

В-чет-вертых, миролюбие и ответственность в делах, связанных с международ-ной безопасностью, также явились одной из причин отказа от стратегиче-ского оружия.

Одним из стратегически важных направлений внешней политики Ка-захстана является китайское направление. С обретением независимости пе-ред руководством страны встала серьезная задача выстраивания новых от-ношений с Китаем, поскольку отношения с Советским Союзом были очень напряженными. На фоне положительных тенденций в урегулировании во-просов в торгово-экономической сфере не столь радужными были вопросы разрешения пограничных споров. Следует отметить, что мощная советская дипломатия на протяжении более 70 лет не могла решить эту проблему, и лишь усилиями президента Казахстана этот вопрос снят с повестки.

Образцом высокой дипломатии президента Казахстана и международ-ного признания авторитета молодого государства явилось участие его в Шанхайском форуме. Шанхайский форум базируется на двух основных документах: «Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районах границы» и «Соглашение о сокращении вооруженных сил в рай-оне границы» Национальная безопасность: итоги десятилетия. - Астана, 2001. -С.353..

Взаимодействие Казахстана, Китая, России и других го-сударств Центральной Азии является весомым подтверждением умения решать проблемы, касающиеся укрепления доверия и снижения военного противостояния. Соглашения, подписанные в Шанхае и Москве, положив-шие начало деятельности Шанхайской организации сотрудничества (с ию-ня 2001 года), не имеют прецедентов в мировой дипломатии.

Одну из ключевых ролей в обеспечении режима международной безо-пасности и безопасности собственной играет участие Республики Казах-стан в программе НАТО «Партнерство во имя мира». Оно обретает большую значимость на этапе становления собственных вооруженных сил в обретении положительного опыта деятельности государств-участников НАТО.

Европейское направление внешней политики Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности, помимо партнерства с НАТО, также включает сотрудничество с Организацией по безопасности и сотрудниче-ству в Европе (ОБСЕ).

Однако, учитывая геополитическое положение, многолетний путь раз-вития Казахстана в составе СССР и придерживаясь политики многовекторности, было бы неэффективно ограничиваться лишь участием в между-народных организациях без учета региональной специфики. В связи с этим Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил одним из ини-циаторов создания системы коллективной безопасности в рамках СНГ.

СНГ, как межгосударственное объединение играет позитивную роль в правовом оформлении межгосударственных отношений входящих в него стран. Потенциал действия СНГ еще не исчерпан. Тем не менее, сущест-вующая в настоящее время структура органов СНГ не позволяет реализо-вать имеющийся интеграционный потенциал в полном объеме.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что модель Евразийского сою-за является одним из самых эффективных институтов в истории Содруже-ства Независимых Государств, в котором сконцентрирована забота Прези-дента Н.А. Назарбаева о людях своей страны и бывшего СССР. Несомнен-ным успехом является и то, что идея Н.А. Назарбаева реализована в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Это еще раз под-тверждает значимость института президентства в мировых политических и экономических процессах.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что Президент Казахстана Н.А. Назарбаев реанимировал застоявшиеся интеграционные процессы на пост-советском пространстве, вывел на новый уровень взаимоотношений стра-ны Содружества. Особое место во взаимоотношениях Казахстана со стра-нами СНГ принадлежит России. Россия рассматривает Казахстан как стра-тегического партнера, в свою очередь и Казахстан подтверждает свою при-верженность этому уровню взаимоотношений. Важным фактором в дан-ном отношении являются личные отношения президентов Н.А. Назарбаева и В.В. Путина.

Самоутверждение Казахстана в качестве равноправного участника ме-ждународных отношений и субъекта международного права, обеспечение его долгосрочных интересов испытывает влияние взаимоотношений с ве-ликими державами, одной из которых являются Соединенные Штаты Аме-рики. Понимание и поддержка национальных интересов Республики Ка-захстан со стороны США способствует более активному и гармоничному вхождению нашего государства в мировое сообщество Кадырбекулы Д.Б. Роль США в мировой политике: влияние на Ка-захстан. - Алматы, 1999. - С.97..

Главным направлением сотрудничества Казахстана с Соединенными Штатами Америки является внешнеэкономическая сфера. США проявляют огромную заинтересованность в установлении прочных экономических связей и освоении казахстанского рынка. Акцент в отношениях был поста-влен на привлечении американского капитала в различные секторы эконо-мики страны. Особое внимание в отношениях Казахстана с США уделяет-ся проблемам сотрудничества в области безопасности, в частности по ядерному сотрудничеству. В настоящее время казахстанско-американские отношения отмечаются повышением уровня взаимодействия, что отражает совпадение интересов двух государств в реализации экономических проек-тов и поддержании региональной безопасности.

Развитию долговременного стратегического партнерства между Казах-станом и Соединенными Штатами Америки во многом способствовали как инициатива по развитию взаимовыгодного сотрудничества, так и личные дружеские связи и взаимоотношения Президента Н.А. Назарбаева с офи-циальными американскими представителями.

Необходимо отметить, что США, как и Россия и Китай уделяют особое внимание Казахстану как одному из самых весомых государств в Центра-льно-Азиатском регионе. И поэтому решение спорных и проблемных во-просов в этом регионе невозможно без участия Казахстана. Осознавая зна-чимость процессов в регионе, Президент Казахстана особое внимание уде-ляет взаимодействию с государствами ЦАР. В настоящее время регион яв-ляется зоной столкновения интересов крупных геополитических «игро-ков», поэтому интеграция в рамках ЦАР -- объективная необходимость.

3.3. Выборы президента Казахстана.

Десять лет назад в соответствии с принятым Законом Казахской ССР "Об учреждении поста (Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной За-кон) Казахской ССР" Об учреждении поста Президента и внесении изменений и допол-нений в Конституцию (Основной Закон). Закон Казахской ССР от 24 апре-ля 1990 г. в Казахстане был учрежден институт президентства.

Конституция Казахстана гласила, что Главой Казахской Советской Социалистической Респуб-лики является Президент Казахской ССР, изби-раемый сроком на шесть лет. Глава государства являлся гарантом соблюдения прав и свобод граж-дан на территории республики, Конституции и законов Казахской ССР, принимал необходимые меры по охране суверенитета, безопасности, тер-риториальной целостности республики, представ-лял Казахстан внутри страны и в международных отношениях, а также в Совете Федерации СССР.

Согласно Конституции местом расположения Резиденции Президента Казахской ССР опреде-лялась столица государства -- город Алма-Ата.

С провозглашением суверенитета главой госу-дарства в первую очередь были предприняты шаги по укреплению органов государственного управления страны.

20 ноября 1990 года Президент Казахстана под-писал Закон "О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Кон-ституцию (Основной закон) Казахской ССР", согласно которому было установлено, что Пре-зидент Казахской ССР является главой высшей исполнительной и распорядительной власти; был учрежден пост вице-президента страны; упразд-нен Совет Министров и образован Кабинет министров Казахстана. Новым законом учреждались посты премьер-министра и государственных со-ветников. Произошло объединение аппаратов главы государства и Совета Министров страны в единый аппарат Президента и Кабинета Мини-стров Казахской ССР. При президенте страны был образован консультативно-совещательный орган -- Совет Республики.

1 декабря 1991 года, после подведения итогов напряженной предвыборной борьбы, Н.А. Назар-баев стал первым всенародно избранным Президен-том, получив поддержку более 98 процентов казахстанцев, принявших участие в голосовании.

Отправной точкой для осуществления право-вой реформы и создания новой законодательной базы в стране послужило принятие 28 января 1993 года Конституции Казахстана переходного пери-ода.

Время и кризис двух ветвей власти в России наглядно показали, что формирование органов представительной власти по советским принци-пам себя изжило и таит в себе опасность неиз-бежного противостояния.

25 марта 1995 года Ассамблея народов Казахстанa -- уникальный общественный орган, созданный по инициативе главы государства в 1994 году для изучения и учета интересов, а также всестороннего и равноправного развития всех наций и народов страны, в целях сохранения единства об-щества и недопущения глубокой поляризации политической и социальной обстановки в стране, -- приняла резолюцию о необходимости про-ведения республиканского референдума по продлению полномочий Президента Республики Казахстан до 1 декабря 2000 года и обратилась с дан-ным предложением к главе государства.

Итоги референдума, состоявшегося 29 апреля 1995 года, когда за продление срока полномочий Президента Республики Казахстан проголосовало 95,46 процента избирателей, стали ярким свидетельством всенародной поддержки реформаторского курса Н.А. Назарбаева.

В этот период деятельность Президента Н.А. Назарбаева, как никогда, была напряженной и насыщенной. В отсутствие парламента глава государства решительно принял на себя груз ответственности, издав 511 указов, из которых 132 -имеющих силу закона, направленных на оживление экономики путем создания новой и достаточной нормативно-правовой базы. Именно в это время были изданы такие жизненно необходимые для продолжения реформ законы как "О земле" "О нефти", "О Национальном банке", "Об акцизах", "О банкротстве" и другие. Увидели свет акты главы государства "О выборах в Республике Казахстан", "О Президенте Республики Казах-стан", "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", "О Правительстве Рее публики Казахстан", "О республиканском референдуме", "О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан", "О государственной службе", "О судах и статусе судей Рее публики Казахстан", "О прокуратуре Республики Казахстан", "Об органах национальной безопасности Республики Казахстан", "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" и многие другие, посвященные вопросам государственно-го строительства.

С провозглашением суверенитета Президентом Республики Казахстан были решены и наиболее острые вопросы сохранения территориальной целостности и обеспечения национальной безопасности страны.

В период с 1990 года Президентом Республики Казахстан осуществлено 138 государственных официальных и рабочих визитов практически во все крупнейшие страны мира. Неоднократно coвершены визиты в Россию и США, КНР и Великобританию, Францию, Италию и Испанию) Швейцарию и Австрию. Состоялись визиты в Ав-стралию, Индию, Саудовскую Аравию и другие арабские страны.

Состоялись 104 встречи Президента с послами дипломатами зарубежных стран.

Заключение.

Зарубежная практика президентской власти убедитель-но свидетельствует о важности этого института в тех или иных политических системах. По сравнению со всеми дру-гими высшими должностными лицами президент обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его прерогативы позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической жизни Касымбеков М.Б. Институт президентства как инструмент политиче-ской модернизации. - Астана: Елорда. 2002. - с.31..

В дипломной работе были рассмотрены далеко не все из ключевых характеристик президентской власти. Специаль-ного анализа требуют такие ее проявления, как особые полномочия президента в условиях чрезвычайного положе-ния, взаимоотношения главы государства с различными об-щественно-политическим группами и средствами массовой информации, стили политического поведения президентов и нормы их ответственности за свои действия. Большую практическую значимость представляет рассмотрение оп-тимальных вариантов организации работы аппарата прези-дента, процедуры передачи властных полномочий от одно-го президента к другому, профессиональных и личностных характеристик президентов. Вообще проблематика, связан-ная с анализом института президентства обширна и много-образна, явно нуждается в дальнейших исследованиях.

Несмотря на то, что статус главы государства достаточ-но универсален, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных по-литических режимов и разных систем государственного правления. При авторитарных и тем более тоталитарных режимах президентская власть часто приобретает многие черты режима личной власти. В демократических странах глава государства служит одним из ведущих гарантов не-зыблемости конституционных основ политической системы. Не менее важно и то, что каждому типу государственного правления соответствует определенный тип президен-тства с его особыми ролевыми функциями. В условиях пре-зидентской республики президент, совмещая полномочия главы государства и главы правительства, должен быть эф-фективным политическим лидером, который непосредствен-но руководит правительственной политикой. При полупре-зидентской республике президент, не будучи главой прави-тельства, нередко выступает в ответственной роли арбитра в отношениях между кабинетом министров и парламентом. Парламентарная республика наделяет президента статусом "первого гражданина", имеющего высокий моральный ав-торитет и представляющего свою страну во многих офици-альных актах государственной власти. Однако при любых моделях президентства на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и ста-бильности в обществе.

Пост президента является основополагающим, но лишь одним из составных элементов института президентства. Для того чтобы этот институт занял подобающее ему место в по-литической системе, необходимы, прежде всего, прочная кон-ституционная база президентства и широкая общественно-политическая поддержка президентской власти. В Основ-ном законе и других правовых нормах должны быть макси-мально четко и полно определены статус главы государст-ва, его полномочия и пределы этих полномочий. Придание президентской власти институционального характера не-возможно без тщательной правовой регламентации взаимо-отношений президента с правительством, парламентом, ме-стными органами власти. Институт президентства предпо-лагает также наличие отлаженной организационно-управ-ленческой структуры президентского аппарата, эффектив-ной процедуры принятия решений, устойчивых морально-этических норм для тех, кто занимает высший официаль-ный пост в государстве.

Оставаясь в рамках своих конституционных полномо-чий, президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие насущные про-блемы общественного развития. Опыт института "президентст-ва в разных странах и многие его правовые нормы, которые проявили свою целесообразность в зарубежной практике, несомненно, полезны в процессе формирования новой по-литической системы Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М: Юридическая литература, 1994. - 176 с. - С.173..

Построение нового государства Республика Казахстан с президентской формой правления осуществлялось планомерно, целенаправленно и в кратчайшие исторические сроки. За одно де-сятилетие Казахстан полностью освободился от истоков тоталитарной системы и создал новую госу-дарственность. Государственность, за которую би-лись в кровавых сражениях деды и прадеды и о восстановлении которой мечтали и погибали в сталинских застенках лучшие представители ка-захского народа.

Становление Казахстана как государства с силь-ной президентской формой правления и деятельность Президента Н.А. Назарбаева как гаранта подлинно демократической Конституции страны позволили полностью ликвидировать уродливое наследство тоталитаризма. В стране провозглаше-ны и реализованы такие демократические ценно-сти как свобода слова и печати, вероисповеда-ния, обеспечено равноправное развитие для всех пародов страны. Казахстана объединяет представителей 127 национально-культурных центров и объединений. За прошедшие десять лет институт президентства в Республике Казахстан стал главным га-рантом независимости и суверенитета страны, за-логом ее достойного вхождения в мировое сообщество, экономического и социального развития.

Список использованной литературы

I. Работы общетеоретического характера

Назарбаев Н.А., Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы.- 1997. - 13 окт.

Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы: Онер, 1996. - 288 с.

Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996. -624с.

Назарбаев Н.А. Осмысление пройденного и дальнейшее демократи-ческое реформирование общества. - Алматы, 1995. - С.11.

Назарбаев Н.А. Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана, Астана, апрель 2002 г. // Казахстанская правда. 30 апреля 2002 г.

Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество // Казахстанская правда. - 2002. - 7 февраля.

Обращение Президента РК Н.А. Назарбаева к народу в связи с вы-борами 10 октября 1999 г. // Казахстанская правда, 9 октября 1999 г.

Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией Токаева К.К. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет - 1998 г., 450 с.

Токаев К.К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. //Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2

Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. -Алматы: Билим, 1997.- 610 с.

Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. -А.: Онер, 2000. - 584 с.

История Казахстана в лицах: Политические портреты / под ред. Григорьева В.К. и Кусаинова А.К. - Акмола, 1999. - 128 с.

II. Источники

Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Конституция Республики Казахстан. Официальное издание. - Алматы, 1995.Ст.5,п.1-2;ст.23,п.1.

Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой коммента-рий. / Под ред. Г. Сапаргалиева. - Алматы: Жетi жаргы, 1998. - 432 с.

Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Казахской ССР. Закон Казахской Советской Социалистической Республи-ки от 22 сентября 1989г.

Об учреждении поста Президента и внесении изменений и допол-нений в Конституцию (Основной Закон). Закон Казахской ССР от 24 апре-ля 1990 г.

Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изме-нений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР. ЗаIкон Казахской Советской Социалистической Республики от 24 апреля 1994 г. П.II. I. ст. 7,49.

Указ Президента Казахской ССР «О прекращении деятельности ор-ганизационных структур политических партий, других общественных объ-единений и массовых общественных движений в органах прокуратуры, го-сударственной безопасности, внутренних дел, юстиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР» от 22 августа 1991 г. // Ведо-мости Верховного Совета Казахской ССР. - 1991. - № 33-35;

Указ Прези-дента Казахской ССР «Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР» от 25 августа 1991 г. // Ведо-мости Верховного Совета Казахской ССР. - 1991. - № 33-35;

Указ Президента Казахской ССР «О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государ-ственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях» от 28 августа 1991 г. // Ведо-мости Верховного Совета Казахской ССР. - 1991. - № 33-35;

Сборник важнейших документов по международному праву. М. 1996-1997гг.

Совместное заявление Президента Соединенных Штатов Джорджа У. Буша и Президента Казахстана Нурсултана А. Назарбаева: новые взаимоотношения. // ПВ.

Стратегия Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период (до 2007 года) // Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года, № 856

Рамочное соглашение между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки. Алматы, 07/10/94. (с момента подписания).

Меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и Правительством США о дальнейшем развитии двустороннего сотрудничества и поддержке местных инициатив в Казахстане. Вступил в силу 21 декабря 2001 г.

III. Монографии и статьи

Абен Е.М. Политико-правовая природа формы правления в Респуб-лике Казахстан. Автореф, дис...канд. юрид. наук. - Алматы, 1999. - 26 с.

Акимбеков С. Война по расписанию. // Континент, №8, 2003, с. 16-18.

Ардан Ф. Франция: Государственная система. - М.: Юрид. лит., 1994.- 175c.

Арутюнян А.Ш. Институт Президента Республики Армения. - Ере-ван: Мхитар Гош, 1996. - 312 с.

Арыстанбекова А.Х. Объединенные нации и Казахстан. - А.: Дайджест-Пресс, 2002 г. - 432 с.

Бережков А. Выборы по-американски: президентский тупик // Эхо планеты.- 2000.- N 47.- С.6-9.

Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу. - М., 1992. - С.29.

Богатуров А. Без перемен не обойтись. // Азия и Африка сегодня, №3, 1991.

Богданов Д.Ю. Контуры внутренней политики. // The New York Times, 16.04.2001.

Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Социология, политика международных отношений. - М., 1996.

Введение в политологию: Словарь-справочник. / Под ред. В.П. Пу-гачева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 264 с.

Веденеева Т.П. Институты ООН и их роль в процессе демократиче-ской модернизации в Казахстане: Автореф. дис. ...канд. полит, наук. - Ал-маты, 1999.

Гарбузов В.Н. Администрация Джорджа У.Буша. // США и Канада, 2001, № 4.

Гарбузов В.Н. Богданов Д.Ю. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура.-- 2001.-- N 8.-С.3-25

Государственные, национальные, классовые институты во внешней политике. // Мировая экономика и международные отношения. - 1989 г., №2

Джексон Джейнс. США на рубеже веков. / Под ред. С.Рогова. - Москва: Наука, 2000, с. 46-47.

Джозеф С. Най (младший). Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика. // Мировая экономика и международные отношения. - 1989 г., №12, с. 73-81.

Джон Ле Карре: У америки приступ исторического помешательства. // Эхо планеты. Дайджест. - №5, январь/февраль, 2003. С. 22-23.

Джунусова Ж.Х. Институционализация демократии: модель запад-ной политологии для посттоталитарных обществ и опыт Республики Ка-захстан: Автореф. дис. ...докт. полит, наук, - Алматы, 1996.

Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты де-мократии. - Алматы, 1996. 208 с. - С.65.

Донаков Т.С. Модель президентской республики в Казахстане. // Институт президентства в новых независимых государствах, / Материалы международной конференции. Алматы, 6 апреля 2001 г. - Алматы: ИФП МОН РК, 2001. - 261 с. - С.56-63.

Дюверже М. Политические партии. / Пер. с франц. - М.: Академи-ческий Проект, 2000. - 558 с.

Егоров С.А. Политическая система, политическое развитие, право: критика немарксистских политологических концепций. - М.: Юридическая литература, 1983. - 224 с.

Ертысбаев Е.К. Демократизация в Казахстане: 1990-2000 годы. -Алматы, 2000.-С.157.

Ертысбаев Е.К. Институт президентства как инструмент модерни-зации посттоталитарных транзитных обществ (на примере Республики Ка-захстан). // Институт президентства в новых независимых государствах. / Материалы международной конференции. Алматы, 6 апреля 2001 г. - Ал-маты: ИФП МОН РК, 2001.-261 с.

Иватова Л.М. Проблема международной безопасности в политике Республики Казахстан. // Центральная Азия и Казахстан в фокусе совре-менных международных отношений. - Алматы, 2001. - С.79.

Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. - М., Об-щество «Знание» России, 1994. - С.53.

Кадырбекулы Д.Б. Роль США в мировой политике: влияние на Ка-захстан. - Алматы, 1999. - С.97.

Кадыржанов Р.К. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. - Алматы, 1999. - С. 124.

Кадыржанов Р.К. Роль института президентства в консолидации политической системы Казахстана. // Институт президентства в новых не-зависимых государствах. / Материалы международной конференции. Ал-маты, 6 апреля 2001 г. - Алматы: Компьютерно-издательский центр ИФП МОН РК, 2001. - 261 с. - С.211-212.

Казахстанская правда, 30 апреля 1996 г.

Карагодин Н.А. Проблемы выбора рациональной экономической стратегии. // Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. -С.274.

Касымбеков М.Б. Институт президентства как инструмент политиче-ской модернизации. - Астана: Елорда. 2002. - 280 с.

Касымбеков М.Б. Историческая обусловленность роли и особенно-сти института президентства в Казахстане / Мониторинг межэтнических отношений в Казахстане: опыт, эффективность и перспективы. Материалы международного научно-практического семинара. Алматы, 23-24 мая 2001 г., - Алматы: Ассамблея народов Казахстана, Министерство культуры, ин-формации и общественного согласия Республики Казахстан, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, 2001.

Касымбеков М.Б. Становление и развитие президентской системы правления в Казахстане // Вестник Евразийского национального универси-тета им. Л.Н. Гумилева Министерства образования и науки Республики Казахстан. - Астана. 2001. - № 2 (26).

Касымбеков М.Б. Сравнительный анализ института президентства в странах «псевдомодернизации» и «авторитаризма развития» // Казахстан-Спектр. Алматы.- 2001.- № 4(18).

Касымбеков М.Б. Развитие института президентства в Республике Казахстан: итоги и перспективы // Доклады Национальной академии наук Республики Казахстан. Алматы.- 2002.- № 2.

Кирильченко Ю. Джордж Буш сын "Одинокой звезды" // Эхо планеты.- 2000.- N 23.- С.18-21.

Кирсанов Д., Федяшин А. "Техасский Белый дом" Буша // Эхо планеты. - 2001.- N 45-46.- С.14-15.

Козырев А.В. ООН против тоталитаризма. // Международная жизнь, 1990 г. -№12

Кто мы, сколько нас? // Казахстанская правда, 3 марта 2000 г.

Кувалдин В.Б. Президентская и парламентская республики как фор-мы демократического транзита (Российский и украинский опыт в мировом контексте). // Полис. - 1998. - № 5. - С. 134 -137.

Куколка Ю. Проблемы теории международных отношений. - М., 1980.

Кучинс.Э. Проблемы становления американо-российских отношений. // The New York Times, 2001. - 12.02.

Лапкин В.В. В поисках России политической. // Полис. - 1998. - № 6.-СЛ11.

Лейпхарт А. Многосоставные общества и демократические режи-мы. // Полис. - 1992. - № 1-2;

Лейпхарт А. Сообщественная демократия. // Полис.- 1992.-№3.

Майлыбаев Б.А. Становление и эволюция института Президентства РК. - А., 2001. - 532 С.

Национальная безопасность: итоги десятилетия. - Астана, 2001. -С.353,363.

Политическое лидерство в современном Казахстане: методологиче-ские, методические и теоретические аспекты. - Алматы, Акыл кiтабы, 1998.- 134с.

Россия политическая. / Под общ. ред. Л. Шевцовой. - М.: Москов-ский Центр Карнеги, 1998. - 379 с.

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М: Юридическая литература, 1994. - 176 с.

Сулейменов О. Я - за народную... // Казахстанская правда, 27 янва-ря 1993 года.

Сыроежкин К.Л. Государственность и этничность: проблемы и при-оритеты переходных обществ. // Казахстан на пути к устойчивому разви-тию.-Алматы, 1996.-С.143.

Хорос В.Г., Чешков М.А. Политическая модернизация в посттради-ционных обществах. // Авторитаризм и демократия в развивающихся стра-нах. - М.: Наука, 1996. - 336 с.

Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2002 г.

Bisnesweek, №1, 2003.

International Herald Tribune, 2.04,2001.

Mainwaring S. Presidentialism, Multipartism and Democracy. // Comparative Political Studied. July 1993. Vol. 26. № 2. P.199, 204-205, 212.

Newsweek, 12.03.2001.

Public Employee Press", 26.05.2000.

The Los Angeles Times, 30.04.2001.

The New York Times, 29.04.2001.

The Washington File, 27.02.2001.

The Washington Post", 1.05.2001

Time, 8.04.2001

U.S.News and World Report, 8.01.2001, p. 10-13

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.