реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Институт президентства и его влияние на мировую политику

.

В силу всех этих достаточно надежных ограничителей и противовесов президентская власть в США, независимо от субъективных желаний того или иного президента, не может превратиться в режим личной власти. Любые стремления на-рушить баланс властей в свою пользу получают эффектив-ный отпор. Наиболее четко этот механизм саморегулирова-ния американской политической системы сработал тогда, когда президент Р. Никсон попытался резко усилить прерога-тивы высшей исполнительной власти и ослабить контроль над правительством со стороны высшей законодательной власти. Такие действия президента, усугубленные грубыми нарушениями законности, допущенными рядом сотрудников его администрации, а также яростная борьба оппозиции про-тив ряда инициатив Никсона во внутренней и внешней поли-тике, сплотили в мощную антиниксоновскую коалицию Кон-гресс, Верховный суд, прессу и различные общественные группы. В результате президент Никсон оказался перед ре-альной угрозой импичмента и в 1974 году был вынужден уйти в отставку.

Будучи единоличным главой исполнительной власти, президент США не располагает какими-то явно силовыми рычагами воздействия на Конгресс, оппозиционную и свою собственную партию, прессу, органы власти в штатах и на местах. Президент Г. Трумэн как-то высказался в том смыс-ле, что у президента США нет никакой иной власти, кроме власти убеждения Конгресса, партий, прессы, широких кру-гов общественности в правильности его политики. Это ут-верждение Трумэна явно упрощает сложную и многогранную модель президентской власти, в арсенале которой име-ется достаточно эффективных средств политического, эко-номического и морального воздействия и на сторонников, и на противников президента. Однако в то же время, очевид-но, что благодаря самой конституционной конструкции по-литической системы США и ее дальнейшей эволюции глава американского государства по существу обречен искать и находить взаимодействие и с Конгрессом, и с оппозицион-ной партией, и с различными общественно-политическими группировками.

Американская модель президентства также отличается своей рациональностью: в ней отсутствует присущий ряду других стран дуализм исполнительной власти, при котором президент и премьер-министр часто соперничают за преоб-ладающее влияние на правительственную политику. Кроме того, эта модель доказала свою высокую степень устойчи-вости с точки зрения преемственности президентской влас-ти. За всю историю США, несмотря на различные полити-ческие и экономические кризисы, войны и другие потрясе-ния, президентские выборы в этой стране ни разу не были отменены или перенесены и всегда проводились в установ-ленные Конституцией США сроки. В случае внезапной смерти того или иного президента правовой механизм пере-дачи власти также срабатывал неизменно четко. Даже убийство нескольких президентов США не создало в стране политического вакуума, смуты или борьбы за власть. В слу-чае смерти того или иного президента его место незамедли-тельно занимал вице-президент, и его легитимность ни у кого не вызывала сомнений Майлыбаев Б.А. Становление и эволюция института Президентства РК. - А., 2001. -С.117..

Американская модель президентства не допускает и возникновения двоевластия в политической системе США, когда президент проводит свою политику, а Конгресс осу-ществляет свой курс. Система разделения и баланса властей даже в условиях, когда президент представляет одну пар-тию, а большинство в Конгрессе принадлежит оппозицион-ной партии, обеспечивает единство государственной поли-тики. Результатом любого, даже самого острого, полити-ческого противоборства в этой стране является принятие того или иного закона, который иногда вступает в силу против воли президента или многих парламентариев, но с этого момента его исполнение становится обязательным для всех - от президента и его министров до законодателей и рядовых граждан. При этом и должностные лица, и американское общество в целом признают и соблюдают кон-ституционные и иные правовые нормы, определяющие объем и пределы полномочий президентства и других поли-тических институтов в этой стране. Наконец, специфика политической культуры в США такова, что американцы привыкли рассматривать своего президента не как всемогу-щего "отца нации", единолично правящего страной и отве-чающего за все, что в ней происходит. В то же время прези-дент воспринимается в Соединенных Штатах как глава фе-деральной исполнительной власти, который должен быть ведущим общенациональным политическим лидером, про-являть инициативность в осуществлении государственной политики и обеспечивать эффективное руководство прави-тельством.

Президентская модель, сформировавшаяся в США, по многим своим атрибутам была внедрена и в ряде стран Ла-тинской Америки. Там так же конституционно утверждена республиканская форма правления, президент совмещает функции главы государства и главы правительства, законо-дательная власть представлена Конгрессом, а судебная -Верховным судом. В то же время латиноамериканская мо-дель президентства существенно отличается от модели президентского правления в США.

Прежде всего, в латиноамериканских странах институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламенты этих стран не имеют того контроля над испол-нительной властью, каким располагает Конгресс США. В отличие от президента США латиноамериканские главы государств по собственному усмотрению формируют свои правительственные кабинеты, и утверждение парламентом президентских назначений на правительственные посты в конституциях этих стран не предусмотрено. Несмотря на то, что несколько латиноамериканских стран по форме сво-его государственного устройства провозгласили себя феде-рациями, президенты в этих странах имеют узаконенную возможность осуществлять так называемые федеральные интервенции в дела субъектов федерации, вплоть до смеще-ния губернаторов штатов, чего не вправе делать президент США. Значительно больше власти у президентов латино-американских стран и в сфере экономической политики го-сударства. Это обусловлено тем, что для многих латиноаме-риканских стран характерно наличие большого количества государственных компаний, находящихся под прямым кон-тролем правительств, возглавляемых президентами.

Несмотря на то, что в большинстве стран Латинской Америки еще в XIX веке установилась президентская сис-тема правления, легитимность и статус президентской влас-ти неоднократно нарушались в результате многочисленных военных переворотов. В политической истории практичес-ки всех стран этого континента более-менее продолжитель-ные периоды президентского правления прерывались воен-ными переворотами, в результате которых армейская верхушка свергала законно избранных президентов, пере-давала власть военной хунте, один из членов которой про-возглашался президентом. И в прошлом, и в настоящем Ла-тинской Америки бывали такие случаи, когда президенты сами становились во главе государственного переворота, разгоняли парламенты и устанавливали режим личной дик-татуры. В целом для политических систем стран Латинской Америки до сих пор характерна большая зависимость всех политических институтов, и в том числе института прези-дентства, от армии и генералитета.

Вместе с тем в современной латиноамериканской модели президентства есть несколько важных демократических эле-ментов. Во-первых, в ряде стран этого континента президент избирается на один срок и лишен права на переизбрание, что сужает возможности для установления режима личной влас-ти. Во-вторых, во многих латиноамериканских странах издавна действуют многопартийные системы, что создает условия для возникновения парламентской и внепарламен-тской оппозиции президентской власти. В-третьих, судебная власть явно усиливает свою независимость, и убедительным свидетельством тому стало недавнее отстранение от власти по решению парламентов и судебных властей президентов Бразилии и Венесуэлы. Импичмент этих президентов на ос-нове соответствующей правовой процедуры создает новый важный прецедент в Латинской Америке, где президентов обычно смещали лишь путем военных переворотов Касымбеков М.Б. Особенности возникновения и типологические признаки института президентства в различных странах мира // Евразий-ское сообщество. Алматы.- 2002.- № 2 (38)

.

Еще одним существенным признаком демократизации президентской власти и усиления ее правового статуса в Южной Америке является повышение ее контроля над во-енными. Со своей стороны, военная верхушка, оставаясь до сих пор одной из ведущих политических сил в латиноамери-канских странах, демонстрирует в последнее время боль-шую лояльность по отношению к законно избранным президентам. В целом в Южной Америке прочно утвердилась президентская система правления в ее латиноамериканском варианте.

Во многих государствах Азии и Африки также сложи-лась не парламентарная, а президентская модель правления. Афро-азиатская модель (за редким исключе-нием) отличается еще большим авторитаризмом, нередко принимающим формы откровенно тоталитарного режима. Президенты в большинстве этих стран не только объединя-ют в своих руках функции главы государства и главы пра-вительства, но и являются лидерами правящих партий. Са-ми эти партии во многих африканских и азиатских странах являются или единственными, или господствующими в по-литической жизни этих стран, что позволяет президентам формировать из числа своих сторонников не только прави-тельство и местные органы власти, но и парламенты. Сами-парламенты во многих афро-азиатских странах по существу не играют самостоятельной роли и фактически не облада-ют реальными законодательными полномочиями. Вследст-вие этого они не только не являются противовесом прези-дентской власти, но и безропотно поддерживают все его ре-шения, оформляя их в виде законов. Конституционно пар-ламенты не защищены от произвола правящего президента и могут быть распущены по его указанию.

Правительство при афро-азиатской модели президент-ства также не обладает самостоятельностью в своих дейст-виях, хотя во многих странах Азии и Африки наряду с по-стом президента существует и пост премьер-министра. Пре-мьер назначается президентом из особо доверенных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту. И премьер, и любой другой член правительства, как и каждый государ-ственный чиновник, может быть в любой момент уволен президентом.

Судебная власть, так же как и законодательная, сильно зависит от президента, который лично назначает судей и контролирует их деятельность. Кроме того, для афро-ази-атской модели президентства характерен суперцентрализм исполнительной власти, при котором президент ставит во главе местных администраций своих наместников, при-званных проводить президентскую политику. Автономия же местных властей от всемогущего центра крайне незна-чительна.

Политическая система многих новообразовавшихся государств находится в процессе становления.

Президентская власть во многих странах Азии и Афри-ки не терпит никакой, даже легальной, оппозиции. Для этих стран обычным делом является ситуация, когда президент объявляет чрезвычайное положение на территории всей страны или в отдельных ее регионах, распускает парламент и правит посредством не законов, а собственных указов. Вообще ставка на неприкрытую силу и подавление любых форм протеста является одним из главных инструментов многих президентов в Азии и Африке, которые опираются, прежде всего, на репрессивный аппарат в проведении своей политики Ертысбаев Е.К. Институт президентства как инструмент модерниза-ции посттоталитарных транзитных обществ (на примере Республики Ка-захстан). // Институт президентства в новых независимых государствах. / Материалы международной конференции. Алматы, 6 апреля 2001 г. - Ал-маты: ИФП МОП РК, 2001. - 261 с. - С.115..

В результате афро-азиатская модель президентства в большинстве случаев становится режимом личной власти. Президенты-диктаторы, благодаря их заслугам в нацио-нально-освободительной борьбе за независимость своих стран или под воздействием массированной официальной пропаганды, приобретают статус "отцов нации" с полномо-чиями, которые можно сравнить с полномочиями неограни-ченного монарха. При этом президенты нередко стремятся превратить собственные семьи в правящие династии, назна-чая на многие ключевые правительственные посты своих родственников. К тому же они всеми силами пытаются до-биться принципа несменяемости своей власти, и многие из них правят своими странами не одно десятилетие, до тех пор, пока они имеют поддержку правящих элит. В условиях господства режима личной власти перевыборы президента нередко превращаются в плохо прикрытый фарс, а в неко-торых африканских странах до недавнего времени стояв-шие у власти президенты были объявлены пожизненными президентами.

Сами президенты-диктаторы обосновывают установ-ленные ими режимы личной и неограниченной власти низ-ким уровнем общественного, экономического и социально-политического развития их стран, острейшими конфликта-ми на этнической и региональной почве между различными народностями. Они утверждают, что если государственная власть в их странах будет выстроена по образцу западных демократий, то эти страны неминуемо будут низвергнуты в пучину анархии и гражданской войны. С этих позиций пре-зидентское правление в форме режима личной власти объявляется единственной панацеей от хаоса и безвластия.

Между тем в целом ряде стран Азии и Африки автори-тарный и даже тоталитарный тип президентства не спасает ни от социальных взрывов, гражданских войн, ни от других тяжелых потрясений. За последние 30 лет более 30 прези-дентов в странах Азии и Африки были насильственно сме-щены со своих постов и многие из них погибли в ходе воен-ных переворотов. Правда/ в ряде афро-азиатских стран инс-титут президентства вполне вписался в политическую сис-тему, приобрел устойчивый легитимный характер и выдер-жал проверку временем. В Азии это - Индия, Израиль, Кипр, Республика Корея, Тайвань, Сирия, Ирак, Индоне-зия. В Африке президентская власть приобрела прочную преемственность в таких странах, как Египет, Тунис, Сене-гал, Заир, Танзания, Замбия, Бенин, и некоторых других.

При характеристике президентской власти в Азии и Африке необходимо отметить, что в ряде стран на этих континентах (Индии, Израиле, Ливане) возникли такие сис-темы президентского правления, которые более соответст-вуют европейской модели президентства.

В Западной Европе возобладал не американский и тем более не афро-азиатский вариант президентской власти. Здесь сформировалась сугубо европейская модель в форме или полупрезидентской, или парламентарной системы правления.

Обе эти системы предполагают более ограниченные прерогативы президента, чем при американской, латино-американской и афро-азиатской моделях президентской власти. При полупрезидентской модели президент - глава государства, но он, как правило, не является главой прави-тельства и не занимает пост премьер-министра. В то же время президент и при полупрезидентской системе распола-гает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздей-ствовать на политику правительства. Прежде всего прези-дент может председательствовать на заседаниях совета ми-нистров, или это заседание может быть созвано по его просьбе для рассмотрения того вопроса, который глава го-сударства считает первоочередным. К тому же президент обладает прерогативой утверждать декреты и постановле-ния, принятые правительством, и у него есть правовая возможность в случае несогласия вернуть эти декреты и поста-новления на повторное рассмотрение правительства. Далее, президент обладает правом вето на законы, принятые пар-ламентом и поддержанные правительством, и в этом каче-стве, он выступает в роли арбитра в отношениях между ве-дущими политическими институтами.

Впервые в истории человечества «президент» как глава государства и «президентство» как форма правления возникли в Соединенных Штатах Америки во второй половине XVIII века. С этого момента президентское правление начинает свое формирование как институт демократической республики. Поэтому классической президентской республикой считаются США. Главный отличительный признак президентской республики состо-ит в совмещении президентом одновременно функций главы государства и главы правительства Введение в политологию: Словарь-справочник. / Под ред. В.П. Пуга-чева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 198.. В президентской республике глава государства имеет специальные полномочия, получаемые им от народа, а также при четко сформулированном принципе разделения властей он является и председателем исполнительного органа государственной власти. К приме-ру, в США и многих государствах Латинской Америки правительство час-то называют кабинетом президента. И это вполне обосновано, так как пра-вительство в этих странах, по сути, является лишь совещательным органом при президенте.

Весь этот механизм закреплен законодательно конституциями данных стран. Самым главным, и на наш взгляд, определяющим признаком прези-дентской республики, является своеобразие механизма взаимосвязи зако-нодательной и исполнительной власти. Существует правило взаимного не-вмешательства в дела как законодательной, так и исполнительной ветвей власти. При этом четко сохраняется принцип сдержек и противовесов, обе ветви власти на законном основании ограничивают полномочия друг дру-га. Известно, что во всех странах с президентской формой республики гла-ва государства не может распускать парламент даже по формально-оп-ределенным причинам. Вместе с тем, власть президента ограничивается наличием у него только права отлагательного вето и, самое главное, пра-вом парламента на отрешение президента от должности.

В современной политической науке часто упоминается французская модель института президентства, которая также зарекомендовала себя как достаточно устойчивый тип правления.

Полупрезидентская республика - это разновидность демократического государства, форма правления, главный отличительный признак которой состоит в двойной ответственности правительства - перед президентом и перед парламентом Введение в политологию: Словарь-справочник. / Под ред. В.П. Пуга-чева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 264 с. - С. 199.. Как обычно, подобная трактовка подразумевает под собой республику с сильной президентской властью при эффективной деятельности представительного органа.

При такой системе всенародно избранный президент в некоторых стра-нах лишен законодательных полномочий и вынужден функционировать совместно с главой исполнительной власти, которая зависит от доверия парламента. Но практика отдельных постсоветских республик показывает, что при определенных условиях президент имеет право законодательной инициативы, которая в последующем обсуждается на совместном заседа-нии палат парламента.

В полупрезидентской республике или как часто ее называют, президентско-парламентской системе, президент обладает правом назначать и смещать членов правительства, распускать парламент, что придает макси-мальные полномочия исполнительной власти в целом.

В последнее время ряд исследователей выдвигают тезис о том, что на постсоветском пространстве получила развитие суперпрезидентская форма правления. В частности в России произошло формирование «авторитарно-олигархического режима в виде суперпрези-дентской республики» Россия политическая. / Под общ. ред. Л. Шевцовой. - М.: Москов-ский Центр Карнеги, 1998. - 379 с. - С.22-28..

Казахстанские политологи вкладывают позитивный смысл в данный те-рмин. Например, что с марта 1995 года в Казах-стане начинается этап суперпрезидентской республики, которую отли-чает то, что при большом сходстве с президентской республикой в ней глава государства, имея закономерно обусловленную тесную связь с ис-полнительной властью, получает дополнительные рычаги влияния на зако-нодательную и судебную власти. Следует отметить, что при этом прези-дент не обладает равностепенной долей стратегических и тактических воз-можностей в отношении последних. Суперпрезидентство следует рассмат-ривать как дополнительный механизм в системе сдержек и противовесов, обеспечивающий устойчивое и поступательное развитие государства в ус-ловиях переходного периода» Ертысбаев Е.К. Институт президентства как инструмент модерниза-ции посттоталитарных транзитных обществ (на примере Республики Ка-захстан). // Институт президентства в новых независимых государствах. / Материалы международной конференции. Алматы, 6 апреля 2001 г. - Ал-маты: ИФП МОП РК, 2001. - 261 с. - С.114. Мы согласны с автором в том, что в Ка-захстане мы имеем не «процесс укрепления авторитаризма. Речь, скорее, идет о тактических задачах, связанных с необходимостью преодоления кризиса, и определенной этатизацией системы управления».

В Казахстане можно говорить о фено-мене «сильного президентства» или «сильной президентской республики», но не о «суперпрезидентстве», так как в политической науке данный тип ассоциируется с диктаторскими режимами Введение в политологию: Словарь-справочник. / Под ред. В.П. Пу-гачева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 264 с. - С.199.. В Рес-публике Казахстан существует адаптированная к местным условиям «фран-цузская модель». Это не суперпрезидентская, а смешанная полупрезидент-ская, или президентско-парламентская республика.

Эксцессы прези-дентского правления, которые очевидны для всех, определяются не столько чрезмерностью полномочий, которые Конституция возложила на президен-та, сколько тем, что она не содержит необходимых ограничителей его власти и власти назначаемых им лиц... ограничителей, которые во всех демо-кратических странах связаны в первую очередь с деятельностью парламен-та» Россия политическая. / Под общ. ред. Л. Шевцовой. - М.: Москов-ский Центр Карнеги, 1998. - 379 с. - С.34..

Относительно отечественных реалий аналогичный тезис был высказан О. Сулейменовым еще в 1993 году, когда он отметил, что «...сильная пре-зидентская республика в Казахстане ассоциируется с яркой личностью Нурсултана Назарбаева, недостаточно профессиональным Верховным Со-ветом и незаметностью существующих политических партий» Сулейменов О. Я - за народную... // Казахстанская правда, 27 янва-ря 1993 года.

.

Известный политолог В.В. Лапкин полагает, что российская «полити-ческая система оказывается ближе всего отнюдь не к классической прези-дентской, а скорее к президентско-парламентской - с ответственностью Кабинета, максимально смещенной в сторону его подотчетности прези-дентской власти (в результате конституционной реформы декабря 1993 г.), а также с неполной реализацией принципа раздельного поддержания вла-стей (в силу права президента при определенных условиях распускать за-конодательное собрание)», эту же характеристику можно применить к казахстанской политической системе.

В прохождении институтом президентства последовательных этапов от своего появления в политиче-ской системе в сосуществовании с другими институтами государственной власти до зрелого состояния немаловажная роль отводится политической культуре. Практика многих стран показывает, что в зависимости от харак-тера сложившихся в обществе традиций и установок президентская систе-ма, как и другие политические институты, приобретает специфические признаки.

2.2. Специфика функционирования института президентства в странах «первого эшелона» модернизации

Установившаяся типология института президентства включает в себя три основных типа - президент в парламентской, президентской и полупрезидентской республиках, и выделенный сравнительно недавно тип -президент в сверх- или суперпрезидентской республике Арутюнян А.Ш. Институт Президента Республики Армения. - Ере-ван: Мхитар Гош, 1996. - 312 с, - С.25.. Указанная типология сформировалась в результате изучения непосредственного опыта развития президентской власти в стра-нах «первого эшелона» модернизации.

Проанализируем особенности института президентства в президентской (США), полупрезидентской (Франция) и парламентской (ФРГ) республиках.

Американская модель президентской власти характеризуется облада-нием высокого уровня функциональных полномочий, что не приводит к утверждению единоличной власти в связи с действием принципа разделе-ния властей, утвердившимся здесь еще в период становления государст-венной системы в конце XV1I1 века. В работе выделяются следующие осо-бенности института президентства в США:

сочетание президентами функций главы правительства и главы го-сударства;

избрание президентов коллегией выборщиков;

ответственность правительства перед президентом;

отсутствие у президента права роспуска парламента;

наличие у президента права вето на решения парламента;

сохранение статуса партийного лидера в период президентства.

Классическим примером института президентской власти в полупрези-дентской республике является Франция Ардан Ф. Франция: Государственная система. - М.: Юрид. лит., 1994.- 175c.-C.142.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.