![]() |
|
|
Институт президентства и его влияние на мировую политику.В силу всех этих достаточно надежных ограничителей и противовесов президентская власть в США, независимо от субъективных желаний того или иного президента, не может превратиться в режим личной власти. Любые стремления на-рушить баланс властей в свою пользу получают эффектив-ный отпор. Наиболее четко этот механизм саморегулирова-ния американской политической системы сработал тогда, когда президент Р. Никсон попытался резко усилить прерога-тивы высшей исполнительной власти и ослабить контроль над правительством со стороны высшей законодательной власти. Такие действия президента, усугубленные грубыми нарушениями законности, допущенными рядом сотрудников его администрации, а также яростная борьба оппозиции про-тив ряда инициатив Никсона во внутренней и внешней поли-тике, сплотили в мощную антиниксоновскую коалицию Кон-гресс, Верховный суд, прессу и различные общественные группы. В результате президент Никсон оказался перед ре-альной угрозой импичмента и в 1974 году был вынужден уйти в отставку.Будучи единоличным главой исполнительной власти, президент США не располагает какими-то явно силовыми рычагами воздействия на Конгресс, оппозиционную и свою собственную партию, прессу, органы власти в штатах и на местах. Президент Г. Трумэн как-то высказался в том смыс-ле, что у президента США нет никакой иной власти, кроме власти убеждения Конгресса, партий, прессы, широких кру-гов общественности в правильности его политики. Это ут-верждение Трумэна явно упрощает сложную и многогранную модель президентской власти, в арсенале которой име-ется достаточно эффективных средств политического, эко-номического и морального воздействия и на сторонников, и на противников президента. Однако в то же время, очевид-но, что благодаря самой конституционной конструкции по-литической системы США и ее дальнейшей эволюции глава американского государства по существу обречен искать и находить взаимодействие и с Конгрессом, и с оппозицион-ной партией, и с различными общественно-политическими группировками.Американская модель президентства также отличается своей рациональностью: в ней отсутствует присущий ряду других стран дуализм исполнительной власти, при котором президент и премьер-министр часто соперничают за преоб-ладающее влияние на правительственную политику. Кроме того, эта модель доказала свою высокую степень устойчи-вости с точки зрения преемственности президентской влас-ти. За всю историю США, несмотря на различные полити-ческие и экономические кризисы, войны и другие потрясе-ния, президентские выборы в этой стране ни разу не были отменены или перенесены и всегда проводились в установ-ленные Конституцией США сроки. В случае внезапной смерти того или иного президента правовой механизм пере-дачи власти также срабатывал неизменно четко. Даже убийство нескольких президентов США не создало в стране политического вакуума, смуты или борьбы за власть. В слу-чае смерти того или иного президента его место незамедли-тельно занимал вице-президент, и его легитимность ни у кого не вызывала сомнений Майлыбаев Б.А. Становление и эволюция института Президентства РК. - А., 2001. -С.117..Американская модель президентства не допускает и возникновения двоевластия в политической системе США, когда президент проводит свою политику, а Конгресс осу-ществляет свой курс. Система разделения и баланса властей даже в условиях, когда президент представляет одну пар-тию, а большинство в Конгрессе принадлежит оппозицион-ной партии, обеспечивает единство государственной поли-тики. Результатом любого, даже самого острого, полити-ческого противоборства в этой стране является принятие того или иного закона, который иногда вступает в силу против воли президента или многих парламентариев, но с этого момента его исполнение становится обязательным для всех - от президента и его министров до законодателей и рядовых граждан. При этом и должностные лица, и американское общество в целом признают и соблюдают кон-ституционные и иные правовые нормы, определяющие объем и пределы полномочий президентства и других поли-тических институтов в этой стране. Наконец, специфика политической культуры в США такова, что американцы привыкли рассматривать своего президента не как всемогу-щего "отца нации", единолично правящего страной и отве-чающего за все, что в ней происходит. В то же время прези-дент воспринимается в Соединенных Штатах как глава фе-деральной исполнительной власти, который должен быть ведущим общенациональным политическим лидером, про-являть инициативность в осуществлении государственной политики и обеспечивать эффективное руководство прави-тельством.Президентская модель, сформировавшаяся в США, по многим своим атрибутам была внедрена и в ряде стран Ла-тинской Америки. Там так же конституционно утверждена республиканская форма правления, президент совмещает функции главы государства и главы правительства, законо-дательная власть представлена Конгрессом, а судебная -Верховным судом. В то же время латиноамериканская мо-дель президентства существенно отличается от модели президентского правления в США.Прежде всего, в латиноамериканских странах институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламенты этих стран не имеют того контроля над испол-нительной властью, каким располагает Конгресс США. В отличие от президента США латиноамериканские главы государств по собственному усмотрению формируют свои правительственные кабинеты, и утверждение парламентом президентских назначений на правительственные посты в конституциях этих стран не предусмотрено. Несмотря на то, что несколько латиноамериканских стран по форме сво-его государственного устройства провозгласили себя феде-рациями, президенты в этих странах имеют узаконенную возможность осуществлять так называемые федеральные интервенции в дела субъектов федерации, вплоть до смеще-ния губернаторов штатов, чего не вправе делать президент США. Значительно больше власти у президентов латино-американских стран и в сфере экономической политики го-сударства. Это обусловлено тем, что для многих латиноаме-риканских стран характерно наличие большого количества государственных компаний, находящихся под прямым кон-тролем правительств, возглавляемых президентами.Несмотря на то, что в большинстве стран Латинской Америки еще в XIX веке установилась президентская сис-тема правления, легитимность и статус президентской влас-ти неоднократно нарушались в результате многочисленных военных переворотов. В политической истории практичес-ки всех стран этого континента более-менее продолжитель-ные периоды президентского правления прерывались воен-ными переворотами, в результате которых армейская верхушка свергала законно избранных президентов, пере-давала власть военной хунте, один из членов которой про-возглашался президентом. И в прошлом, и в настоящем Ла-тинской Америки бывали такие случаи, когда президенты сами становились во главе государственного переворота, разгоняли парламенты и устанавливали режим личной дик-татуры. В целом для политических систем стран Латинской Америки до сих пор характерна большая зависимость всех политических институтов, и в том числе института прези-дентства, от армии и генералитета.Вместе с тем в современной латиноамериканской модели президентства есть несколько важных демократических эле-ментов. Во-первых, в ряде стран этого континента президент избирается на один срок и лишен права на переизбрание, что сужает возможности для установления режима личной влас-ти. Во-вторых, во многих латиноамериканских странах издавна действуют многопартийные системы, что создает условия для возникновения парламентской и внепарламен-тской оппозиции президентской власти. В-третьих, судебная власть явно усиливает свою независимость, и убедительным свидетельством тому стало недавнее отстранение от власти по решению парламентов и судебных властей президентов Бразилии и Венесуэлы. Импичмент этих президентов на ос-нове соответствующей правовой процедуры создает новый важный прецедент в Латинской Америке, где президентов обычно смещали лишь путем военных переворотов Касымбеков М.Б. Особенности возникновения и типологические признаки института президентства в различных странах мира // Евразий-ское сообщество. Алматы.- 2002.- № 2 (38) .Еще одним существенным признаком демократизации президентской власти и усиления ее правового статуса в Южной Америке является повышение ее контроля над во-енными. Со своей стороны, военная верхушка, оставаясь до сих пор одной из ведущих политических сил в латиноамери-канских странах, демонстрирует в последнее время боль-шую лояльность по отношению к законно избранным президентам. В целом в Южной Америке прочно утвердилась президентская система правления в ее латиноамериканском варианте.Во многих государствах Азии и Африки также сложи-лась не парламентарная, а президентская модель правления. Афро-азиатская модель (за редким исключе-нием) отличается еще большим авторитаризмом, нередко принимающим формы откровенно тоталитарного режима. Президенты в большинстве этих стран не только объединя-ют в своих руках функции главы государства и главы пра-вительства, но и являются лидерами правящих партий. Са-ми эти партии во многих африканских и азиатских странах являются или единственными, или господствующими в по-литической жизни этих стран, что позволяет президентам формировать из числа своих сторонников не только прави-тельство и местные органы власти, но и парламенты. Сами-парламенты во многих афро-азиатских странах по существу не играют самостоятельной роли и фактически не облада-ют реальными законодательными полномочиями. Вследст-вие этого они не только не являются противовесом прези-дентской власти, но и безропотно поддерживают все его ре-шения, оформляя их в виде законов. Конституционно пар-ламенты не защищены от произвола правящего президента и могут быть распущены по его указанию.Правительство при афро-азиатской модели президент-ства также не обладает самостоятельностью в своих дейст-виях, хотя во многих странах Азии и Африки наряду с по-стом президента существует и пост премьер-министра. Пре-мьер назначается президентом из особо доверенных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту. И премьер, и любой другой член правительства, как и каждый государ-ственный чиновник, может быть в любой момент уволен президентом.Судебная власть, так же как и законодательная, сильно зависит от президента, который лично назначает судей и контролирует их деятельность. Кроме того, для афро-ази-атской модели президентства характерен суперцентрализм исполнительной власти, при котором президент ставит во главе местных администраций своих наместников, при-званных проводить президентскую политику. Автономия же местных властей от всемогущего центра крайне незна-чительна.Политическая система многих новообразовавшихся государств находится в процессе становления.Президентская власть во многих странах Азии и Афри-ки не терпит никакой, даже легальной, оппозиции. Для этих стран обычным делом является ситуация, когда президент объявляет чрезвычайное положение на территории всей страны или в отдельных ее регионах, распускает парламент и правит посредством не законов, а собственных указов. Вообще ставка на неприкрытую силу и подавление любых форм протеста является одним из главных инструментов многих президентов в Азии и Африке, которые опираются, прежде всего, на репрессивный аппарат в проведении своей политики Ертысбаев Е.К. Институт президентства как инструмент модерниза-ции посттоталитарных транзитных обществ (на примере Республики Ка-захстан). // Институт президентства в новых независимых государствах. / Материалы международной конференции. Алматы, 6 апреля 2001 г. - Ал-маты: ИФП МОП РК, 2001. - 261 с. - С.115..В результате афро-азиатская модель президентства в большинстве случаев становится режимом личной власти. Президенты-диктаторы, благодаря их заслугам в нацио-нально-освободительной борьбе за независимость своих стран или под воздействием массированной официальной пропаганды, приобретают статус "отцов нации" с полномо-чиями, которые можно сравнить с полномочиями неограни-ченного монарха. При этом президенты нередко стремятся превратить собственные семьи в правящие династии, назна-чая на многие ключевые правительственные посты своих родственников. К тому же они всеми силами пытаются до-биться принципа несменяемости своей власти, и многие из них правят своими странами не одно десятилетие, до тех пор, пока они имеют поддержку правящих элит. В условиях господства режима личной власти перевыборы президента нередко превращаются в плохо прикрытый фарс, а в неко-торых африканских странах до недавнего времени стояв-шие у власти президенты были объявлены пожизненными президентами.Сами президенты-диктаторы обосновывают установ-ленные ими режимы личной и неограниченной власти низ-ким уровнем общественного, экономического и социально-политического развития их стран, острейшими конфликта-ми на этнической и региональной почве между различными народностями. Они утверждают, что если государственная власть в их странах будет выстроена по образцу западных демократий, то эти страны неминуемо будут низвергнуты в пучину анархии и гражданской войны. С этих позиций пре-зидентское правление в форме режима личной власти объявляется единственной панацеей от хаоса и безвластия.Между тем в целом ряде стран Азии и Африки автори-тарный и даже тоталитарный тип президентства не спасает ни от социальных взрывов, гражданских войн, ни от других тяжелых потрясений. За последние 30 лет более 30 прези-дентов в странах Азии и Африки были насильственно сме-щены со своих постов и многие из них погибли в ходе воен-ных переворотов. Правда/ в ряде афро-азиатских стран инс-титут президентства вполне вписался в политическую сис-тему, приобрел устойчивый легитимный характер и выдер-жал проверку временем. В Азии это - Индия, Израиль, Кипр, Республика Корея, Тайвань, Сирия, Ирак, Индоне-зия. В Африке президентская власть приобрела прочную преемственность в таких странах, как Египет, Тунис, Сене-гал, Заир, Танзания, Замбия, Бенин, и некоторых других.При характеристике президентской власти в Азии и Африке необходимо отметить, что в ряде стран на этих континентах (Индии, Израиле, Ливане) возникли такие сис-темы президентского правления, которые более соответст-вуют европейской модели президентства.В Западной Европе возобладал не американский и тем более не афро-азиатский вариант президентской власти. Здесь сформировалась сугубо европейская модель в форме или полупрезидентской, или парламентарной системы правления. Обе эти системы предполагают более ограниченные прерогативы президента, чем при американской, латино-американской и афро-азиатской моделях президентской власти. При полупрезидентской модели президент - глава государства, но он, как правило, не является главой прави-тельства и не занимает пост премьер-министра. В то же время президент и при полупрезидентской системе распола-гает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздей-ствовать на политику правительства. Прежде всего прези-дент может председательствовать на заседаниях совета ми-нистров, или это заседание может быть созвано по его просьбе для рассмотрения того вопроса, который глава го-сударства считает первоочередным. К тому же президент обладает прерогативой утверждать декреты и постановле-ния, принятые правительством, и у него есть правовая возможность в случае несогласия вернуть эти декреты и поста-новления на повторное рассмотрение правительства. Далее, президент обладает правом вето на законы, принятые пар-ламентом и поддержанные правительством, и в этом каче-стве, он выступает в роли арбитра в отношениях между ве-дущими политическими институтами. Впервые в истории человечества «президент» как глава государства и «президентство» как форма правления возникли в Соединенных Штатах Америки во второй половине XVIII века. С этого момента президентское правление начинает свое формирование как институт демократической республики. Поэтому классической президентской республикой считаются США. Главный отличительный признак президентской республики состо-ит в совмещении президентом одновременно функций главы государства и главы правительства Введение в политологию: Словарь-справочник. / Под ред. В.П. Пуга-чева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 198.. В президентской республике глава государства имеет специальные полномочия, получаемые им от народа, а также при четко сформулированном принципе разделения властей он является и председателем исполнительного органа государственной власти. К приме-ру, в США и многих государствах Латинской Америки правительство час-то называют кабинетом президента. И это вполне обосновано, так как пра-вительство в этих странах, по сути, является лишь совещательным органом при президенте. Весь этот механизм закреплен законодательно конституциями данных стран. Самым главным, и на наш взгляд, определяющим признаком прези-дентской республики, является своеобразие механизма взаимосвязи зако-нодательной и исполнительной власти. Существует правило взаимного не-вмешательства в дела как законодательной, так и исполнительной ветвей власти. При этом четко сохраняется принцип сдержек и противовесов, обе ветви власти на законном основании ограничивают полномочия друг дру-га. Известно, что во всех странах с президентской формой республики гла-ва государства не может распускать парламент даже по формально-оп-ределенным причинам. Вместе с тем, власть президента ограничивается наличием у него только права отлагательного вето и, самое главное, пра-вом парламента на отрешение президента от должности. В современной политической науке часто упоминается французская модель института президентства, которая также зарекомендовала себя как достаточно устойчивый тип правления. Полупрезидентская республика - это разновидность демократического государства, форма правления, главный отличительный признак которой состоит в двойной ответственности правительства - перед президентом и перед парламентом Введение в политологию: Словарь-справочник. / Под ред. В.П. Пуга-чева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 264 с. - С. 199.. Как обычно, подобная трактовка подразумевает под собой республику с сильной президентской властью при эффективной деятельности представительного органа. При такой системе всенародно избранный президент в некоторых стра-нах лишен законодательных полномочий и вынужден функционировать совместно с главой исполнительной власти, которая зависит от доверия парламента. Но практика отдельных постсоветских республик показывает, что при определенных условиях президент имеет право законодательной инициативы, которая в последующем обсуждается на совместном заседа-нии палат парламента. В полупрезидентской республике или как часто ее называют, президентско-парламентской системе, президент обладает правом назначать и смещать членов правительства, распускать парламент, что придает макси-мальные полномочия исполнительной власти в целом. В последнее время ряд исследователей выдвигают тезис о том, что на постсоветском пространстве получила развитие суперпрезидентская форма правления. В частности в России произошло формирование «авторитарно-олигархического режима в виде суперпрези-дентской республики» Россия политическая. / Под общ. ред. Л. Шевцовой. - М.: Москов-ский Центр Карнеги, 1998. - 379 с. - С.22-28.. Казахстанские политологи вкладывают позитивный смысл в данный те-рмин. Например, что с марта 1995 года в Казах-стане начинается этап суперпрезидентской республики, которую отли-чает то, что при большом сходстве с президентской республикой в ней глава государства, имея закономерно обусловленную тесную связь с ис-полнительной властью, получает дополнительные рычаги влияния на зако-нодательную и судебную власти. Следует отметить, что при этом прези-дент не обладает равностепенной долей стратегических и тактических воз-можностей в отношении последних. Суперпрезидентство следует рассмат-ривать как дополнительный механизм в системе сдержек и противовесов, обеспечивающий устойчивое и поступательное развитие государства в ус-ловиях переходного периода» Ертысбаев Е.К. Институт президентства как инструмент модерниза-ции посттоталитарных транзитных обществ (на примере Республики Ка-захстан). // Институт президентства в новых независимых государствах. / Материалы международной конференции. Алматы, 6 апреля 2001 г. - Ал-маты: ИФП МОП РК, 2001. - 261 с. - С.114. Мы согласны с автором в том, что в Ка-захстане мы имеем не «процесс укрепления авторитаризма. Речь, скорее, идет о тактических задачах, связанных с необходимостью преодоления кризиса, и определенной этатизацией системы управления». В Казахстане можно говорить о фено-мене «сильного президентства» или «сильной президентской республики», но не о «суперпрезидентстве», так как в политической науке данный тип ассоциируется с диктаторскими режимами Введение в политологию: Словарь-справочник. / Под ред. В.П. Пу-гачева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 264 с. - С.199.. В Рес-публике Казахстан существует адаптированная к местным условиям «фран-цузская модель». Это не суперпрезидентская, а смешанная полупрезидент-ская, или президентско-парламентская республика. Эксцессы прези-дентского правления, которые очевидны для всех, определяются не столько чрезмерностью полномочий, которые Конституция возложила на президен-та, сколько тем, что она не содержит необходимых ограничителей его власти и власти назначаемых им лиц... ограничителей, которые во всех демо-кратических странах связаны в первую очередь с деятельностью парламен-та» Россия политическая. / Под общ. ред. Л. Шевцовой. - М.: Москов-ский Центр Карнеги, 1998. - 379 с. - С.34.. Относительно отечественных реалий аналогичный тезис был высказан О. Сулейменовым еще в 1993 году, когда он отметил, что «...сильная пре-зидентская республика в Казахстане ассоциируется с яркой личностью Нурсултана Назарбаева, недостаточно профессиональным Верховным Со-ветом и незаметностью существующих политических партий» Сулейменов О. Я - за народную... // Казахстанская правда, 27 янва-ря 1993 года. . Известный политолог В.В. Лапкин полагает, что российская «полити-ческая система оказывается ближе всего отнюдь не к классической прези-дентской, а скорее к президентско-парламентской - с ответственностью Кабинета, максимально смещенной в сторону его подотчетности прези-дентской власти (в результате конституционной реформы декабря 1993 г.), а также с неполной реализацией принципа раздельного поддержания вла-стей (в силу права президента при определенных условиях распускать за-конодательное собрание)», эту же характеристику можно применить к казахстанской политической системе. В прохождении институтом президентства последовательных этапов от своего появления в политиче-ской системе в сосуществовании с другими институтами государственной власти до зрелого состояния немаловажная роль отводится политической культуре. Практика многих стран показывает, что в зависимости от харак-тера сложившихся в обществе традиций и установок президентская систе-ма, как и другие политические институты, приобретает специфические признаки. 2.2. Специфика функционирования института президентства в странах «первого эшелона» модернизацииУстановившаяся типология института президентства включает в себя три основных типа - президент в парламентской, президентской и полупрезидентской республиках, и выделенный сравнительно недавно тип -президент в сверх- или суперпрезидентской республике Арутюнян А.Ш. Институт Президента Республики Армения. - Ере-ван: Мхитар Гош, 1996. - 312 с, - С.25.. Указанная типология сформировалась в результате изучения непосредственного опыта развития президентской власти в стра-нах «первого эшелона» модернизации.Проанализируем особенности института президентства в президентской (США), полупрезидентской (Франция) и парламентской (ФРГ) республиках.Американская модель президентской власти характеризуется облада-нием высокого уровня функциональных полномочий, что не приводит к утверждению единоличной власти в связи с действием принципа разделе-ния властей, утвердившимся здесь еще в период становления государст-венной системы в конце XV1I1 века. В работе выделяются следующие осо-бенности института президентства в США:сочетание президентами функций главы правительства и главы го-сударства;избрание президентов коллегией выборщиков;ответственность правительства перед президентом;отсутствие у президента права роспуска парламента;наличие у президента права вето на решения парламента;сохранение статуса партийного лидера в период президентства.Классическим примером института президентской власти в полупрези-дентской республике является Франция Ардан Ф. Франция: Государственная система. - М.: Юрид. лит., 1994.- 175c.-C.142. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |