реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Институт президентства и его влияние на мировую политику

Институт президентства и его влияние на мировую политику

1

3

Тема: «Институт президентства и его влияние мировую политику»

План

  • Введение 2
  • Глава I. Генезис института президентства в мировой истории. 11
  • 1.1. Историческое происхождение поста президента и его современная политическая география. 12
  • 1.2. Конституционный статус и предназначение президента в политической системе. 15
  • 1.3. Соотношение институтов президентства и политического лидерства. 22
  • Глава II. Современные модели президентства. 27
  • 2.1. Полномочия президента при президентской, полу президентской и парламентарной республиках 28
  • 2.2. Специфика функционирования института президентства в странах «первого эшелона» модернизации 44
  • Глава III. Влияние института президентства на становление политической системы независимости в Казахстане. 50
  • 3.1. Модернизационное воздействие института президентства на становление политической системы независимого Казахстана. 51
  • 3.2. Влияние института президентства на процесс модернизации партийной и избирательной систем. 61
  • 3.3. Выборы президента Казахстана. 75
  • Заключение. 77
  • Список использованной литературы 80

Введение

В настоящее время США - родина современного института президент-ства - являются мировой сверхдержавой, законодателем мод в политике, экономике и других сферах жизни. Из истории известно, что институт пре-зидентства сыграл выдающуюся роль в осуществлении модернизации аме-риканского общества, а изобретенная отцами-основателями страны прези-дентская форма правления способствовала становлению и развитию фено-мена западной демократии.

Многие развитые страны Запада заимствовали и успешно адаптировали к местным условиям и собственным политическим системам институт пре-зидентства. Примеры Франции, Германии, Италии, Австрии, Финляндии и других стран ярко демонстрируют жизнеспособность и эффективность данного института, обладающего в разных режимах различным объемом функциональных полномочий.

Данное обстоятельство способствовало распространению института президентства и в странах, осуществляющих догоняющую модернизацию. Это является одной из универсальных закономерностей развития их политических систем. Как совершенно справедливо отмечает Президент Казах-стана Н.А. Назарбаев, президентское правление особенно эффективно «...в период реформ и перехода к другой общественной системе, когда ситуация не отличается стабильностью, а также в странах с обширной территорией и в многонациональных государствах» Назарбаев Н.А. Осмысление пройденного и дальнейшее демократи-ческое реформирование общества. - Алматы, 1995. - С.11..

«Суть подхода Президента состояла в том, что страна должна развиваться естественным образом, эволюционно» Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. -Алматы: Билим, 1997.- с.4.

Понятие «президент» возникло в античную эпоху и означало первона-чально председательствующего на собрании. С тех пор оно претерпело значительную эволюцию.

Президентская республика - это республиканская форма правлений, в которой, согласно Конституции, верховная власть принадлежит президенту. Последний может избираться всенародным голосованием, парламентом, либо каким-то особым институтом, - например Учредительным собранием, Съездом народных депутатов и др Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М: Юридическая литература, 1994. - 176 с. - С.17..

Однако после избрания президент получает значительную политическую самостоятельность (не может быт отозван или переизбран досрочно без наличия чрезвычайных обстоятельств, предусмотрев конституцией; пользуется конституционным правом созыва и роспуска парламента соблюдении определенных процедур; правом законодательной инициативы; доминирующе участия в формировании правительства и в подборе его главы - премьер-министра.

Конституция США, определяет, что президент является главой кабинета и формирует его; по Конституции Французской Республики и Российской Федерации президенты имеют право продолжать осуществлять свои функции даже, после того, как в результате всеобщих выборов сложившейся политической конъюнктуры соотношение сил в парламенте изменилось в пользу оппозиции президенту, его предвыборной программе и политическому курсу. Более того, силу невозможности при этих условиях продолжать провозглашенную им политику, президент на основе результатов референдума и осуществления иных, предусмотренных Конституцией процедур, может воспользоваться конституционным правом роспуска парламента и провести досрочные выборы.

Президентское правление - предусмотренное Конституцией государства, это прекращение, деятельности институтов самоуправления определенного регионального административного образования и осуществление управления последним, посредством уполномоченных, назначаемых главой государства - президентом и подотчетными ему лицами; предусмотренное Конституцией наделение главы государства - президента чрезвычайными полномочиями в масштабе всего государства, включающими свертывание на определенный период деятельности традиционных демократических институтов.

Президентское правление вводится, как правило, для стабилизации политической обстановки в рамках определенного района государства или на всей его территории. Под предлогом такой стабилизации президентское правление вводится иногда для укрепления позиций одних политических группировок и ослабления других. Может быть использовано для прекращения открытой конфронтации политических сил, предотвращения или прекращения гражданской войны, скорейшей ликвидации тяжелых последствий стихийных, военных и техногенных бедствий, эпидемий и т.д Касымбеков М.Б. Институт президентства как инструмент политиче-ской модернизации. - Астана: Елорда. 2002. - с. 25..

В связи с этим, актуальность темы исследования определяется тем, что одним из главных направлений формирования государственности в современных условиях является оптимизация правового положения статуса Президента.

Во первых мы пережили четыре конституционные реформы правления на пути к сильной президентской власти. За эти годы страна сумела сформулировать казахстанскую модель президентской формы правления.

В исследованиях политических институтов особое значение придается проблемам механизма их возникновения и закономерностям трансформации.

Проблема поиска новых форм, трансформации, обновления политических институтов остро встала в конце 1980-х-начале 1990-х перед рядом стран, входивших в мировую социалистическую систему. В результате этого процесса в странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ произошла полная смена политического режима, при этом появилась целая группа новых независимых государств, избравших президентскую форму управления государством.

Все это требует особой упорядоченности деятельности Президента, который традиционно остается главным лицом страны, ответственным за все, что в ней делается.

Лишь в научных кругах и среди политологов правовой статус Президента обсуждается довольно активно. Здесь можно встретить высказывания, начиная от отождествления Президента с монархом, заканчивая предложениями о ликвидации поста Президента. В то же время целенаправленному, комплексному научно-правовому исследованию, особенно в свете требований правового государства, проблемы института президентства и его влияния на мировую политику, подвергались, но незначительно. По данной теме вы-деляются монографии и статьи Е.М. Абена Абен Е.М. Политико-правовая природа формы правления в Респуб-лике Казахстан. Автореф, дис...канд. юрид. наук. - Алматы, 1999. - 26 с. , Ю.О. Булуктаева, Ж.Х. Джу-нусовой Джунусова Ж.Х. Институционализация демократии: модель запад-ной политологии для посттоталитарных обществ и опыт Республики Ка-захстан: Автореф. дис. ...докт. полит, наук, - Алматы, 1996.Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты де-мократии. - Алматы, 1996. 208 с. - С.65., Г.С. Сапаргалиева, В. Малиновского, Б.А. Майлыбаева Майлыбаев Б.А. Становление и эволюция института Президентства РК. - А., 2001. - 532 С.

. Между тем значение проблемы правового статуса Президента, трудно переоценить.

Во-вторых несмотря на то, что президентская власть в Казахстане функционирует, по существу она находится еще на стадии формирования, апробации. Поэтому для Республики Казахстан, где президентская власть уже имеет очень большое значение, всестороннее научное осмысление природы и сущности президентуры, историко-правовой анализ эволюции данного института в разных странах будет полезным, прежде всего в плане дальнейшей оптимизации всей системы государственной власти.

В третьих к тому же Казахстан находится на этапе формирования правового государства. Одним же из важнейших принципов правового государства как раз и является оптимальное разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому от того, как будет определен и оптимизирован правовой статус Президента, будет зависеть и реализация принципа разделения властей, а в конечном счете и будет решен вопрос о том, идет ли Республика Казахстан по пути строительства правового государства или нет.

В целом, формирование оптимальной президентской власти нуждается во всестороннем исследовании, учете богатого зарубежного опыта в этой области. При этом юридическая догматика, исследования в рамках отдельных отраслей права эмпирического, описательного характера не в состоянии ответить на вопросы выхода из состояния, требующие глубокого историко-теоретического исследования.

Степень разработанности проблемы.

Изучению вопросов ее становления, анализу политико-правовых отношений в системе органов государства, перспектив их развития и была посвящена международная конференция "Институт президентства в новых независимых государствах" . Ертысбаев Е.К. Институт президентства как инструмент модерни-зации посттоталитарных транзитных обществ (на примере Республики Ка-захстан). // Институт президентства в новых независимых государствах. / Материалы международной конференции. Алматы, 6 апреля 2001 г. - Ал-маты: ИФП МОН РК, 2001.-261 с., которая состоялась в Алматы.

В политической науке отмечается, что структурно-функциональное на-полнение и политический вес данного института зависит от множества фа-кторов, важнейшим среди которых является выбор типа республики: пре-зидентской, парламентской или смешанной. Хотя во всех из них президент провозглашается главой государства, они существенно различаются. Глав-ным дифференцирующим признаком данных режимов являются полномо-чия президента по отношению к исполнительной власти. В президентских республиках президент совмещает функции главы государства и исполни-тельной власти, в парламентских - правительство ответственно перед зако-нодательным органом, а смешанные системы характеризуются двойной от-ветственностью правительства: перед президентом и парламентом.

Институт президентуры имеет самые различные аспекты научного осмысления. Отдельные из них уже были предметом исследования или затронуты в трудах С.С. Алексеева, А.Ш. Арутюняна Арутюнян А.Ш. Институт Президента Республики Армения. - Ере-ван: Мхитар Гош, 1996. - 312 с. Е.И. Колюшина, Е.Л. Кузнецова, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева, В. Лузина, А.А. Мишина, B.C. Нерсесянца, Л.А. Окунькова, Ф.М. Раянова, А. Сахарова Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М: Юридическая литература, 1994. - 176 с. , В.В. Сироткина, В.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, З.М. Черниловского, В.Е. Чиркина, Г.А. Шмавоняна и др.

Поскольку правовое положение Президента в данной работе рассматривается через призму требований правового государства и, в частности, разделения властей, то при написании работы важное значение имели труды ученых прошлых лет Т. Гоббса, В.М. Гессена, И. Канта, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, Дж. Локка, Ш.Монтескье и др.

Однако проблема становления президентуры в Республике Казахстан с точки зрения исторического мирового опыта и одновременно с позиций требований правового государства в казахстанской науке остается еще малоизученной. До недавнего времени такие исследования отсутствовали в нашей стране по причине того, что сам институт президентства в Республике Казахстан имеет небольшую историю. К настоящему времени накопилась уже определенная практика, а поэтому появилась возможность оценить складывающуюся в Республике Казахстан президентскую власть с позиций требований теории правового государства и историко-правового опыта.

Объектом исследования выступает совокупность явлений и отношений, связанных со становлением и функционированием института Президента в Республике Казахстан, его правовым статусом, фактической деятельностью и его влиянием на мировую политику.

Предметом исследования является анализ правового статуса Президента Республике Казахстан с позиций общепринятых критериев правового государства и принципа разделения властей.

Целью исследования темы явилось проведение в г. Алматы 6 апреля 2001 года Международной конференции, посвященной институту президентства в новых независимых государствах Ертысбаев Е.К. Институт президентства как инструмент модерни-зации посттоталитарных транзитных обществ (на примере Республики Ка-захстан). // Институт президентства в новых независимых государствах. / Материалы международной конференции. Алматы, 6 апреля 2001 г. - Ал-маты: ИФП МОН РК, 2001.-261 с.. В ее ходе были сделаны серьезные концептуальные доклады об особенностях данно-го института в транзитных посттоталитарных обществах является выявление общих тенденций становления института президентуры в мире и особенности его проявления в Республике Казахстан.

Соответственно этой цели задачами исследования являются:

исследование генезиса института президентства в мировой практике;

определение соотношения институтов президентства и политического лидерства;

анализ закономерностей и особенностей процесса политической мо-дернизации;

выявление специфики функционирования института президентства в странах «первого эшелона» модернизации;

определение степени эффективности института президентства при осуществлении реформ в странах «догоняющей модернизации»;

исследование модернизационного воздействия института президент-ства на развитие государственной власти Казахстана;

изучение влияния института президентства на процесс демократиза-ции партийной и избирательной систем Республики Казахстан;

анализ стабилизирующей роли института президентства в процессах сохранения межэтнического согласия и консолидации казахстанского об-щества;

исследование внешнеполитических инициатив Президента страны как фактора обеспечения дальнейшей модернизации политической системы Казахстана;

выработка практических рекомендаций по совершенствованию инсти-тута президентства в посттоталитарных обществах;

выявить основные тенденции и перспективы развития института президентуры в Республике Казахстан.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, имеющих отношение к истории и теории становления и развития президентской власти в мире. В работе широко использовался сравнительный метод, а также исторический, системный, ценностно-нормативные подходы. Теоретической основой исследования выступают общепринятые требования правового государства, а также сложившиеся в юридической науке представления о разделении властей.

Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее освещению. Происходящие в стране глубокие реформы, социальный динамизм ставят проблемы, неизвестные ранее юридической науке, повышая требования к их академической разработке. В работе впервые всесторонне анализируются природа президентской власти с позиции требований правового государства, критически оцениваются некоторые представления, сложившиеся в нашей стране о статусе президентской власти, предлагаются меры, необходимые, для совершенствования законодательства о правовом статусе Президента Республики Казахстан.

Проведен историко-теоретический анализ эволюции института президентуры в зарубежных странах, осмыслены проблемы структурирования президентской власти в систему ветвей власти, критически оценено своеобразие подхода к определению статуса Президента с точки зрения требований теории разделения властей.

В работе сделана также попытка более углубленно осмыслить исторические причины возникновения теории разделения властей, обоснована необходимость выделения в ней преследуемой практической цели и средств ее обеспечения.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы и положения имеют как научно-познавательное значение, для преподавания на отделениях факультета международных отношении и международных конференциях.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы дипломной работы и ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, указываются источники и методы исследования, обосновывается практическое значение работы, ее научная новизна.

Глава I. Генезис института президентства в мировой истории.

1.1. Историческое происхождение поста президента и его современная политическая география.

Термин "президент" Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М: Юридическая литература, 1994. - 176 с. - С.З, происходит от латинского Ргаеsidens, что буквально означает "сидящий впереди". Видимо, в античные времена президентами называли председатель-ствующих на различных собраниях. От этого первоначаль-ного значения слова "президент" впоследствии возникла та-кая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин "президент" не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Ан-глии, ставшей на короткое время республикой, исполни-тельную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.

В русле европейской республиканской практики перво-начально проходил и процесс формирования исполнитель-ной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности не только законода-тельная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе - Континентальном Кон-грессе. Единоличного главы государства в ту пору не суще-ствовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов прези-дента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро большинство политических деятелей мо-лодой американской республики пришли к выводу о неэф-фективности деятельности Конгресса по исполнению им за-конов и о необходимости разделения законодательной и ис-полнительной властей. При этом делегаты Конституцион-ного конвента, собравшиеся в 1787 году в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США, сделали истори-ческий выбор между монархией и республикой. Большин-ство американцев, только что покончив с господством британской монархии, были решительно настроены против создания у себя высшей исполнительной власти в лице мо-нарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе рес-публиканизма, предусматривающего выборность всех дол-жностных лиц.

После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредото-читься в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип единонача-лия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Со-единенных Штатов Америки. Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы ис-полнительной власти назывались президентами, а не губер-наторами.

В итоге США стали первой страной в мире, где возник-ла должность президента, объединившая в одном лице гла-ву государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важ-нейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный харак-тер, в США главу государства стали избирать в ходе всеоб-щих выборов.

Первыми последовали примеру США в установлении президентской системы правления страны Латинской Аме-рики. Уже в первой половине XIX века под влиянием могу-щественного северного соседа во многих южноамерикан-ских странах был учрежден пост президента. В Европе эта-лоном государственного устройства стала Великобритания, и в ряде европейских стран утвердилась парламентарная, или кабинетная, система правления, при которой монарх оставался главой государства, но исполнительная власть осуществлялась премьер-министром и его кабинетом ми-нистров, а правительство становилось ответственным перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где бы-ла введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики - Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца ХIХ в. оставались монархиями.

XX веке такие грандиозные по своим масштабам по-трясения, как революции, мировые войны, распад колони-альных империй, привели к образованию множества новых независимых государств. Далеко не все они стали президен-тскими республиками, но в подавляющем их большинстве был учрежден пост президента страны. Так, в Европе после окончания первой мировой войны президенты стали выс-шими должностными лицами в Австрии, Веймарской рес-публике, Чехословакии, Польше, Эстонии, Литве, Латвии, Турции. В 30--40-е годы институт президентства стал рас-пространяться и в Азии; его ввели у себя Филиппины, Си-рия, Ливан. После второй мировой войны в число западно-европейских государств, возглавляемых президентами, вошли Италия, Греция, Португалия, Исландия и Мальта. В Азии пост президента был учрежден в Южной Корее, Юж-ном Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Ираке, Иране, Афганистане Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М: Юридическая литература, 1994. - 176 с. - С.7..

Однако наибольшее распространение модель президен-тского правления получила в Африке. Этот процесс начал-ся с конца 50-х - начала 60-х гг., и в настоящее время во главе почти всех африканских стран стоят президенты. По-казательно, что установление поста президента происходи-ло не только в капиталистических и развивающихся стра-нах, но и в ряде бывших социалистических государств, та-ких, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народ-но-Демократическая Республика.

Фундаментальные изменения, происходящие на миро-вой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Че-хии и в Словакии был учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня президент-ство -- неотъемлемый элемент политических систем мно-гих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.