реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Юридические лица

организационно-правовой формой юридических лиц. Этот термин заимствован из

англо-американского права и обозначает лиц, находящихся в состоянии той или

иной зависимости друг от друга, когда одно из них может определять условия

ведения хозяйственной деятельности другим. Но если на Западе аффилированные

фирмы — это компании, зависящие от других, то в российском праве этот

термин применяется и к зависимым, и к преобладающим лицам, что не

способствует его четкому пониманию. Более подробно содержание этого понятия

раскрывается в антимонопольном законодательстве .

Основной обязанностью преобладающих и аффилированных лиц является

предоставление (в том числе — опубликование) соответствующей информации

компетентным государственным органам и (или) зависимым от них организациям.

1 Производственные кооперативы

Производственный кооператив (артель) — это объединение лиц для

совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного

трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается

из паев членов объединения.

В производственном кооперативе, как и в хозяйственных товариществах,

решающее значение имеет личное участие его членов в деятельности

организации. Но нормы о хозяйственных товариществах сконструированы в

основном в расчете на то, чтобы обеспечить полным товарищам возможность

непосредственного личного участия в предпринимательской деятельности. В

отношении же производственных кооперативов акцент делается на

непосредственном трудовом участии, предполагающем включение участника в

состав трудового коллектива кооператива. Именно поэтому ст. 7 Закона «О

производственных кооперативах»1ограничивает количество членов кооператива,

не принимающих личного трудового участия в его деятельности, всего

двадцатью пятью процентами от числа членов, участвующих в работе

кооператива личным трудом. Решение имущественных вопросов и управление в

производственном кооперативе также обладают значительной спецификой.

В фирменном наименовании вместо слов “производственный кооператив” можно

использовать слово “артель”, поскольку законодатель считает их синонимами.

Участниками производственного кооператива являются, по общему правилу,

граждане. Причем, в отличие от постных товарищей, им абсолютно не требуется

статуса индивидуального предпринимателя. Наряду с ними участвовать в

кооперативе могут и юридические лица, если это допускается уставом

кооператива. Число членов кооператива не может быть менее пяти.

Говоря об участии в кооперативе, необходимо отметить, что термин

“членство” может употребляться в разных значениях: как синоним вообще

участия в организации (и в этом смысле можно говорить, например, о членстве

в АО) и как специфическая форма личного участия, совершенно не связанного с

участием имущественным. ГК понимает членство в кооперативе именно в

последнем его значении. Членство в узком смысле слова означает также, что

взаимные правовые связи между членами устанавливаются не напрямую (как это

происходит, например, на основе учредительного договора), а опосредуются

кооперативом, который выступает своеобразным центром системы этих связей.

Поэтому единственно возможным учредительным документом кооператива может

быть только его устав.

Имущество кооператива первоначально складывается из паевых взносов его

членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хозяйственных

обществ и товариществ. Права члена в отношении кооператива отнюдь не

обусловлены величиной его пая2. Так, независимо от величины пая, каждый

член кооператива имеет один голос на общем собрании участников (п.4 ст. 110

ГК, ч. 3 п. 2 ст. 15 Закона “О производственных кооперативах”).

Распределение прибыли и ликвидационного остатка между членами кооператива

обычно производится в соответствии с их трудовым участием (п. 4 ст. 109 ГК,

п. 1 ст. 12 Закона “О производственных кооперативах”). В случае образования

неделимого фонда пай и вовсе перестает соответствовать доле в имуществе

кооператива. При выходе из кооператива его член имеет право лишь на выплату

ему пая, но никак не выплаты доли во всем имуществе.

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем его

обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом и законом о

производственных кооперативах (п. 2 ст. 107 ГК).

Система кооперативных органов состоит из общего собрания его членов

(высший орган), наблюдательного совета (образование которого, в отличие от

АО, не обязательно) и исполнительных органов: правления и (или)

председателя (ст. 110 ГК). Обязательным для кооперативов является принцип

комплектования его органов только из числа членов, что чересчур

категорично.

Члену кооператива принадлежит безусловное право выхода из его состава. По

общему правилу, передача пая другому члену кооператива не требует согласия

остальных участников. Переход пая к третьим лицам означает их прием в члены

кооператива и поэтому возможен лишь по решению общего собрания.

Исключение из членов кооператива возможно в качестве санкции за

ненадлежащее исполнение членских обязанностей (п. 2 ст. Ill ГК). Причем, в

отличие от хозяйственных товариществ, такое исключение производится по

решению общего собрания членов кооператива.

Причем, в отличие от хозяйственных товариществ, такое исключение

производится по решению общего собрания членов кооператива.

2 Государственные и муниципальные предприятия

Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность

коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права

состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной

или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве

хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК.).

Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц,

которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а

вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия

являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено

по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием

называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного

самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо

значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество

которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий

являются решение собственника (как правило, его представителя в лице

конкретного органа государственного комитета по управлению государственным

имуществом) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п.2 ст.

52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть

определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это

обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных

предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является

специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут

осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими

видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако

это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении

различных сделок. Если иное специально не установлено собственником в

уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения

целей, предусмотренных в уставе. Так, государственное предприятие вправе

передать с согласия собственника часть своего имущества в аренду, если это

не помешает основному производству и позволит изыскать дополнительные

источники финансирования. Тем не менее, систематическая сдача своего

имущества в аренду явно выходит за рамки специальной правоспособности

унитарного предприятия, ибо его цель — производство продукции, а не услуги

по предоставлению вещей внаем.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Оно

создастся по решению уполномоченного на то государственного органа

(комитета по управлению государственным имуществом) или органа местного

самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет

самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества

предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по

обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной

ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний

юридического лица.

Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его

уставный фонд. В случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже

размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель

собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести

уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении

уставного фонда пред приятие обязано письменно уведомить об этом своих

кредиторов. Для такого предприятия наступают последствия, аналогичные

реорганизационным, т.е. его кредиторы вправе потребовать прекращения или

досрочного исполнения обязательств, должником по которым является

предприятие, и возмещения убытков (ср.: п.2 ст. 60 и п.б ст. 114 ГК).

Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже

минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие

подлежит ликвидации.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

(федеральное казенное предприятие). Правовое положение унитарного

предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального

казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное

предприятие создается для производства продукции (выполнения работ,

оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческих) деятельность.

С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за

счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом,

правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение

между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т. е.

такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как

«предпринимательское учреждение».

Таким образом, государство принимает на себя риски, связанные с

деятельностью предприятия, и в дополнительном порядке отвечает за его долги

всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание.

Реорганизация и ликвидация казенных предприятий также осуществляются

Правительством Российской Федерации.

1. Некоммерческие организации

Общие положения. Некоммерческими называются организации, не преследующие

цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не

распределяющие прибыль между своими участниками (п.1 ст. 50 ГК).

Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих

некоммерческую организацию, безусловно, оправданно. В сегодняшней России

большинство некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые

собственником учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством,

чтобы свести концы с концами. Законодатель должен обеспечить такой правовой

режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение

коммерции не превратится в самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно

запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица

является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от

профессионального бизнеса.

Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций, как отмечалось в

литературе, является слабым местом современного гражданского

законодательства. Но проблема кроется не столько в выборе подходящих

критериев разграничения этих видов организаций, сколько в последовательном

применении выбранных критериев к тем или иным видам юридических лиц.

Отмеченные законодателем признаки некоммерческих организаций вполне

обоснованны и в совокупности с соответствующими методами статистического и

бухгалтерского учета работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли

законодатель построить стройную, внутренне непротиворечивую систему

некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к

сожалению, сделать это не удается1.

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц,

предусмотренный ст. 116—123 ПС, не является исчерпывающим. Он уже

существенно расширился за счет множества специальных нормативных актов,

регулирующих деятельность отдельных видов организаций. Такое

законодательное решение представляется весьма плодотворным, хотя и

потенциально опасным. Уже история первых лет действия нового Гражданского

кодекса дает множество примеров лавинообразного появления все новых и новых

разновидностей юридических лиц. Но можно ли считать эти разновидности

самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц? Отнюдь

не всегда.

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность

конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков

юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от

всех остальных. Поэтому, если особенности организационной структуры

юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности,

способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов)

выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной

организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь

идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же

организационно-правовой формы.

(3. Образование (создание) юридического лица

Образование (создание) юридического лица базируется на определнных

принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством,

законами об отдельных орагнизационно-правовых формах юридических лиц,

которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости

от формы собственности на имущество. Необходимость образования (создания)

юридического лица обосновывается экономической целесообразностью,

материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации),

а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции -

производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с

потребностями рынка и заказами конкретных потребителей.

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации

юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие

способы образования юридических лиц:

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо

возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной

государственной регистрации не требуется, именно в таком порядке возникало

большинство государственных предприятий и учреждений в СССР. Это явление

можно объяснить тем, что главенствующая роль государства в системе плановой

экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись

без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического

лица. В странах с рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный

порядок образования юридических лиц. Для этого способа образования

юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной

регистрации последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого

факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в

качестве юридического лица. Так. некоторое время в России в явочном порядке

создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения.[10] За

рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во

Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.[11] Однако, в настоящее

время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о

необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно

предположить что этот способ образования юридических лиц сегодня в России

не применяется.

Другим способом образования юридического лица называют разрешительный

порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия

(организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Например, в

таком порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных

организаций. При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть

отказано по мотивам нецелесообразности. Современное действующее

законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам

нецелесообразности[12], но в принципе сохраняет разрешительный порядок

создания некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений

коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное

согласие федерального антимонопольного органа - ГКАП. Практически такое же

согласие нужно и для создания любой коммерческой организации, если

суммарная стоимость активов ее учредителей (участников) превышает 100 тысяч

минимальных размеров труда.[13] В России, как и в большинстве европейских

стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых

обществ и банков.[14]

Правило второго абзаца пункта 1 статьи 51 Кодекса устанавливает так

называемый нормативно-явочный порядок образования юридических лиц, который,

в свою очередь, является третьим способом образования юридического лица -

регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных

учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего

обязан зарегистрировать юридическое лицо, а вступать в обсуждение вопроса о

целесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не

вправе. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного.

Такой способ образования юридических лиц наиболее распространен в России, и

за рубежом.

Отказ в государственной регистрации или уклонение регистрирующего органа

от регистрации могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в

арбитражный суд в соответствии с правилами о подведомственности дел этим

системам судебной власти.

Регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной

в случае нарушения закона или иных правовых актов. Такое признание влечет

ликвидацию юридического лица только в том случае, если допущенные нарушения

неустранимы[15].

Одним из требований, предъявляемых законом к созданию и деятельности

коммерческого юридического лица, является наличие у него учредительных

документов. К учредительным документам относятся устав и (в ряде случаев -

или) учредительный договор. Так, например, в учредительном договоре

учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок

совместной деятельности по его созданию, условия распределения между

участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и

порядок выхода учредителей из его состава.

Важными атрибутами юридического лица являются его наименование и место

нахождения. Наименование любого юридического лица должно содержать указание

на его организационно-правовую форму. Так, например, фирменное наименование

любого полного товарищества должно содержать слова «полное товарищество».

Местом нахождения юридического лица признаётся место его государственной

регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах

юридического лица не будет установлено иного. На данный момент отсутствуют

нормы закона, устанавливающие случаи, когда место нахождения юридического

лица отличное от места его государственной регистрации, может или должно

быть определено учредительными документами.

Для регистрации юридического лица обычно представляются следующие

документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации,

учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица

(в виде протокола собрания учредителей), свидетельство об уплате

регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций - также документы,

подтверждающие оплату не менее 50% Уставного капитала предприятия.;

изготовление печатей, штампов;

постановка на учет в органе государственной налоговой службы. в

территориальном органе Пенсионного фонда РФ, Фонда занятости, Фонда

социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.

Таким образом, решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной

сфере (осуществлять её как гражданин - физическое лицо или же создать

организацию - юридическое лицо), необходимо предварительно изучить все

особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще

(в качестве субъектов гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся

отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Такое знание важно

и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом,

чтобы правильно определить его правовое положение, порядок и условия

участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое

лицо и/или участники юридического лица будут нести по его обязательствам.

Например, ответственность общества с ограниченной ответственностью и

акционерного общества ограничена по общему правилу только принадлежащим им

имуществом, между тем как в случае недостаточности имущества для

удовлетворения требований кредиторов у полного товарищества, товарищества

на вере и общества с дополнительной ответственностью по их долгам будут

отвечать в соответствии с положениями Гражданского Кодекса их участники.

Гражданский Кодекс, признавая юридические лица субъектами гражданских

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.