реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Управление культуры администрации области

поступили в полном объеме из-за секвестирования федерального бюджета.

Кризисное состояние культуры в Российской Федерации очевидно, хотя

глубина духовной деградации и трудности ее преодоления, видимо, еще

осознаны далеко не полностью. Достаточно оснований полагать, что не оценен

в должной мере и громадный культурный потенциал России, который, вопреки

всему, сохранился, а в некоторых отношениях и возрос.

1.2. Развитие законодательства в области культуры

Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об

исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране

и в особенности в переломные моменты общественного развития. Суть права в

области культуры - это гарантии свободы культуры и культурной деятельности

личности посредством гармонизации отношений различных субъектов культурной

жизни личности, объединений граждан и государства.

В современном мире правосознание в этой области учитывает

необходимость участия государства в культуре посредством принятия на себя

обязанностей гаранта ее свободы, материальной поддержки, защиты

национального и культурного достояния, регулирования отношений

собственности, обеспечения культурно-национальной автономии нацменьшинств,

протекционизма в отношении особо одаренных граждан, новаций в области

культуры, доступности культурной деятельности для социально-ослабленных

групп населения (детей,пенсионеров, инвалидов) и т.д./51/.

Развитие рыночной экономики, строительство новой российской

государственности потребовали уделить особое внимание формированию

правового пространства деятельности в сфере культуры. Тем более, что

до 1992 года мы имели лишь один специальный закон, регулирующий отношения

в сфере культуры. Это Закон "Об охране и использовании памятников

истории и культуры", принятый в 1978 году.

В 1992 году были приняты "Основы законодательства Российской Федерации

о культуре", в которых впервые в развернутом виде определены права и

свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры.

Установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение

компетенции между федеральными органами государственной власти,органами

государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления,

определены принципы государственного финансирования культуры и

регулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия в

международных культурных обменах.

Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную

нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начинается

наработка законодательной базы.

Многолетняя практика работы автора в сфере культуры, постоянный анализ

позволяют выделить ряд наиболее значимых и необходимых для развития отрасли

федеральных законов и программ.

Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ О библиотечном деле" явился правовой

базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он

установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека,

общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный

доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям

национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и

образовательную деятельность.Закон регулирует общие вопросы организации

библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами,

предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в

соответствии с принципами и нормами международного права.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на

библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств

федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных

бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования

библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской

Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм

и форм собственности.

Учитывая большой вклад государственных библиотек в развитие

отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего

повышения их роли в жизни общества, Указом Президента РФ в 1995 году был

установлен общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая. Это

единственный профессиональный праздник работников культуры.

Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации

и музеях в Российской Федерации" определяет особенности правового положения

музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение

музеев в РФ.

В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля

1998 года N 179 были утверждены Положение о музейном фонде Российской

Федерации, Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской

Федерации, Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской

Федерации.

Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 "О мерах по усилению

государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации"

определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы

культурной сферы. Программе "Развитие и сохранение культуры и искусства в

РФ (1997-1999 годы)" присвоен статус президентской, учреждено 100 грантов

Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения,

повышены стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства,

рассмотрены вопросы о передаче собственности, образован Совет при

Президенте РФ по культуре и искусству.

В октябре 1996 года утверждено Положение о данном Совете, его состав.

Это постоянно действующий консультативный орган, информирующий Президента

РФ о процессах, происходящих в области культуры и искусства и

обеспечивающий взаимодействие Президента Российской Федерации с

организациями и деятелями культуры и искусства. Одна из основных задач

Совета - подготовка предложений Президенту РФ по определению направлений

государственной политики в области культуры и искусства и конкретных мер по

ее реализации.

Кинематография России является неотъемлимой частью культуры и

искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства.

Закон РФ от 22.08.96г. №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии

в Российской Федерации" определил основные направления деятельности

государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок

государственной поддержки кинематографии.

В целях дальнейшего развития отрасли Постановлением Правительства РФ

18 декабря 1997 года принимается Концепция развития кинематографии

Российской Федерации до 2005 года.

Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановление ГосДумы

ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД "О проекте Федерального Закона "О

творческих работниках и творческих союзах". Этого закона давно ждут все

работники культуры и искусства. Он должен определить правоотношения

государства с творческими работниками литературы и искусства, а также

порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих

союзов. Цель закона - обеспечить правовые гарантии и способствовать

деятельности творческих объединений в интересах развития литературы и

искусства, сохранения художественных школ и традиций, повышения престижа

творческих профессий в обществе, защиты прав творческих работников на

свободное самовыражение, правовые, материальные, социальные и иные гарантии

их конституционных прав. Закон должен определить правовой статус

творческого работника, а также правовой статус специфического вида

общественного объединения - творческого союза, порядок его создания,

деятельности, реорганизации и ликвидации, его правоотношения с органами

государственной власти и органами местного самоуправления, общественными

объединениями, юридическими и физическими лицами. К сожалению, работа над

проектом закона идет очень трудно, до настоящего времени он не принят.

В 1992-1993 годах возникали острые проблемы в связи с передачей

памятников истории и культуры в собственность Церкви. Нередко выселяемым из

этих зданий учреждениям культуры не предоставлялись необходимые для

продолжения их работы помещения. В мае 1994 годы было принято постановление

Правительства, устанавливающее порядок передачи религиозным объединениям

имущества, относящегося к федеральной собственности. Этот порядок учитывает

интересы учреждений культуры и обеспечения охраны историко-культурного

наследия. Например, в Тамбовской области областной краеведческий музей,

расположенный в Покровском кафедральном соборе с 1937 года, был переведен в

здание бывш.Дома политпросвещения.

Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует

выделить также:

"Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках

истории и культуры";

"Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры";

"Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры

и искусства".

Принятие последнего положения имеет особое значение. До этого

учреждения культуры работали согласно документу, принятому еще в 1989 году

комиссией под руководством Л.И.Абалкина при Совете Министров России. После

принятия множества законодательных актов об основах хозяйствования в

условиях рыночной экономики крайне важно было юридически закрепить те

права, которыми сейчас пользуются учреждения культуры. Это и было сделано

благодаря принятию нового положения.

1.3. Реализация программно-целевого подхода при осуществлении

государственной культурной политики

Российская Федерация является государством, уникальным по степени

территориальной, социально-экономической и этнической мозаичности. В

последние годы интенсивно разрушались действовавшие в течение длительного

времени системы отношений, обеспечивающих территориальную целостность и

управляемость развитием страны. Происходит локализация социально-

культурного развития, которая создает ситуацию увеличивающейся социально-

культурной дифференциации жителей разных частей страны и становится

фактором ослабления общероссийской государственности /51/.

Размывание вертикальных хозяйственных и управленческих связей требует

поиска новых интеграционных механизмов, которые способны предотвратить

нарастание социально-экономического развала, позволят сохранить целостность

государства и усилят потенциал его развития.

Масштабные изменения в политике и экономике, в социально-экономическом

положении разных групп населения сопровождаются усилением социальной

напряженности, потерей многими людьми ценностных ориентиров, развитием

процессов социальной дезинтеграции. Все актуальнее становится потребность в

формировании нового "ценностного восприятия" происходящих перемен /39/. Как

показывает реальная практика, происходящее в нашей стране развитие

религиозной деятельности не снимает эту проблему. Необходимо формирование

новых ценностей, адекватных характеру и глубине происходящих перемен,

обеспечивающих сглаживание социального напряжения и интеграцию разных

социальных и территориальных групп как граждан единого государства. В

противном случае будет нарастать общественное недовольство и будут

постепенно усиливаться тенденции социально-культурной и государственной

дезинтеграции.

И именно сфера культуры может и должна стать в нашем обществе таким

интеграционным механизмом. Она оформляет и предопределяет новые цели и

ценности общественной жизни и может способствовать формированию нового

"ценностного восприятия" происходящих перемен, а значит и отношения к

власти, осуществляющей политику перехода к демократическому государству с

рыночной экономикой.

В качестве важнейшей цели политики государства в сфере культуры было

определено сохранение накопленного культурного потенциала и системы

государственных институтов, обеспечивающих культурную деятельность. На

достижение этой цели была направлена федеральная целевая программа

"Сохранение и развитие культуры и искусства (1993-1995 годы)" (продлена на

1996 год постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. N 541 "О продлении

сроков реализации федеральных целевых программ на 1996 год"). Сфера куль-

туры оказалась первой среди отраслей социальной сферы, для которой была

разработана и принята специальная федеральная программа.

Это программа была по своей сути программой охранительной. Важно было

защитить культуру и искусство, защитить организации и работников отрасли в

период, когда ведущие политики многим готовы были пожертвовать ради чисто

экономических реформ.

Федеральная программа разрабатывалась на рубеже 1992/93 годов, когда

стало очевидным, что преодоление кризисного состояния экономики России

потребует не одного года. В условиях продолжающегося спада производства и

значительного сокращения бюджетных возможностей государства над сферой

культуры нависла серьезная угроза. Поэтому разработка и принятие

федеральной программы должны были решить две основные задачи. Во-первых,

определить цели и приоритетные направления культурной политики государства

в кардинально изменившейся политической и социально-экономической ситуации.

Во-вторых, установить гарантии поддержки государством сферы культуры в

сложный период перехода к рыночной экономике.

Задачи, перечисленные как самые приоритетные, были в основном

решены.Она была построена по предметно-тематическому принципу: ее части

соответствовали определенным секторам сферы культуры. Однако приоритеты

реализации отдельных подпрограмм, отдельных направлений в рамках

подпрограмм не были четко установлены. Это и способствовало тому,что

фактически выделяемые из бюджета средства "размазывались" и расходовались

неэффективно.

Социально-экономическая ситуация в стране не позволяла в короткие

сроки разрешить сложный комплекс проблем, стоящих перед российской

культурой. Ряд задач остался нереализованным из-за недостаточного

финансирования и сохранил свою актуальность.

Эти факторы были учтены разработчиками при подготовке новой программы.

В 1995 году Министерство культуры РФ инициировало разработку Концепции

развития культуры и искусства Российской Федерации, которая определила

генеральное направление государственной культурной политики на новом этапе

политического и социально-экономического развития России. Основные

положения Концепции получили одобрение Правительства (протокол от 14

сентября 1995 года) и на их основе разработано и принято Постановление

Правительства РФ от 19.06.1996г. N 715 "О федеральной целевой программе

развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999

годы)".

Выдвинулся ряд новых задач в сфере культуры,которые потребовали

корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные

акценты перенесены с задач сохранения ранее накопленного культурного

потенциала на задачи его дальнейшего развития.

Программа исходила из фундаментального значения отечественной культуры

в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только

как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система

духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной

жизни. В условиях светского демократического государства именно культура

берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа

/10/.

Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной

политики государства. Важнейшими из них являются:

формирование идеологических и нравственных основ демократического

правового государства, в том числе уважения свободы творчества и

инакомыслия, гражданственности и патриотизма;

создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала

общества;

сохранение культурных традиций народов Российской Федерации,

формирование неискаженного исторического сознания, создание единого

культурного пространства страны.

Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение

следующих приоритетных задач:

поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и

искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех

социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

сохранение историко-культурного наследия России и его использование

как важного фактора морально-нравственной консолидации народов страны;

развитие принципов федерализма в осуществлении государственной

политики на основе четкого разграничения полномочий и эффективного

взаимодействия органов государственной власти и органов местного

самоуправления, сохранение и развитие национальных культур народов РФ,

поддержка всех форм национально-культурной самоорганизации граждан;

всемерное содействие развитию как государственных, так и

негосударственных организаций культуры, укрепление взаимодействия и

сотрудничества органов исполнительной власти в сфере культуры с Российским

фондом культуры, творческими союзами и другими общественными объединениями

деятелей культуры и искусства, осуществление ими совместных проектов

развития и сохранения культуры;

ряд других задач /10/.

Программа охватывает сферы деятельности Министерства культуры РФ,

Комитета РФ по кинематографии, Государственной архивной службы России,

Российской государственной цирковой компании.

В подпрограмму "Развитие культуры и сохранение культурного наследия

России" федеральной программы Тамбовская область вошла тремя пунктами,

финансируемыми из федерального бюджета:

Государственный архив, г.Тамбов,строительство здания

1998 - 1,5 млрд.руб., 1999 - 2,0 млрд.руб.;

Областная картинная галерея, реконструкция

1997 - 2,75 млрд.руб.

Музыкальное училище им.Рахманинова, реконструкция

1997 - 1,15 млрд.руб.

(итого по 1997 году - 3,9 млрд.руб.

по 1998 году - 1,5 млрд.руб.)

Однако финансирование программных мероприятий в 1997 году составило

3,9 млн.рублей (0,2%), в 1998 году - 4,3тыс.рублей (0,3%).

В 1997 году за счет федерального бюджета были выделены дополнительные

государственные инвестиции на реконструкцию здания Мичуринского

государственного драматического театра в сумме 1,0 млрд.руб. Этому театру в

1997 году исполнилось 100 лет, в течение последних 6 лет он был закрыт на

реконструкцию.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать определенные выводы.

Важнейшей целью культурной политики должно стать установление связи

между культурой и развитием вообще и распространение подхода к культуре как

к одному из важнейших измерений развития.Задача культурной политики -

организовать спокойный и конструктивный диалог в процессе перехода к новой

системе ценностных установок и идей. Целью культурной политики является

создание богатого гражданского общества, основанного на существовании

разнообразных общественных и частных, институциализированных и

неинституциализированных инициатив и проектов /33/. Важнейшей ролью

сильного Министерства должна стать организация взаимодействия всех

участников культурной жизни и регулирование рынка культурной продукции и

услуг.

Для того, чтобы культура не на словах, а на деле стала приоритетной

сферой, ее финансирование должно осуществляться полностью,в предусмотренном

законодательством объеме.

В качестве стратега культурного развития Министерство культуры должно

изменить свои отношения с внешним миром и методы работы, для чего

необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена

прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных

структур. Политика, проводимая властью, не всегда объяснима. Почему,

например, по данным Министерства культуры, в 1994 году музеи получили 48%

финансовых средств Министерства культуры? Каковы процедуры финансирования и

его приоритеты? Это не может произойти без изменения менталитета, но

свободное циркулирование информации и разъяснение даже внутренней работы

властных структур есть неотъемлимая составляющая демократического

государства /33/.

Необходимо также увеличить число людей, принимающих участие в принятии

решений, создавая различные комитеты и комиссии экспертов, сотрудничающих с

Министерством. Необходимо перейти от методов "пожалования" финансовой

помощи к выделению ее на основе голосования, основанного на ясных критериях

и системе оценки результатов.

Необходимо развитие законотворческой деятельности , принятие

федеральных законов:"О минимальных социальных гарантиях", "Об адресной

социальной помощи", "О театре", "О творческих работниках и творческих

союзах", "О порядке реорганизации и приватизации учреждений культуры", "О

меценатстве", порядок налогообложения объектов культуры.

Если в Программе сохранения и развития культуры и искусства на 1993-

1995 годы была подпрограмма "Развитие материально-технической базы культуры

в регионах", то в новой программе этот раздел вообще исчез.

Отсутствие единого подхода к установлению налогов в области культуры,

разночтения в законах создают значительные трудности в работе

государственных и муниципальных учреждений культуры. Для обеспечения

единого подхода к налогообложению следовало бы освободить все

некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать

им возможность направлять полученные доходы на расширение и

совершенствование культурной деятельности /52/.

В целях привлечения средств меценатов и спонсоров Указом Президента РФ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.