реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Управление культуры администрации области

Управление культуры администрации области

О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

1.1. Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях

социально-экономических реформ

| 7 |

|1.2. Развитие законодательства в области культуры |

|13 |

|1.3. Реализация программно-целевого подхода при осуществлении |

|государственной культурной политикии |

|18 |

|ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ |

|СФЕРОЙ |

|2.1. Характерные особенности разработки региональной политики в области |

|культуры |

|25 |

|2.2. Анализ социокультурной ситуации в области |

|28 |

|2.3. Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности |

|в области культуры |

|30 |

|2.4. Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне |

|38 |

|2.5. Подходы к реформированию организационно-управленческих отношений в |

|системе управления культурой 44 |

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ |

|54 |

|Литература |

|58 |

|Приложения |

|64 |

ВВЕДЕНИЕ

В общественной жизни накопилось много социально-экономических проблем,

которые настолько обострились, что должны быть разрешены в ближайшее время.

Противоречивая и не всегда эффективная позиция центра, сталкиваясь с

отсутствием достаточной инновационной активности местных органов

государственного управления, усиливает напряженность общественных

отношений.

Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере

культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции

и роль государственных органов управления. На смену старой административно-

командной приходит новая система управленческих отношений. Она

ориентирована на создание условий для развития личности и регулирования

культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных

интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный

путь духовного совершенствования.

Проведенный автором анализ исследований, научных работ последних лет по

данной тематике показывает, что наибольшее внимание уделяется таким

вопросам, как: формирование новой региональной культурной политики

/28,29,43,51,56/, перестройка управления в сфере культуры

/25,33,34,40,42,44,46,53/, современные экономические методы управления в

социально-культурной сфере /32,39,45,47,49,52,53,55,57,58/.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что

происходящие в России преобразования способствуют переносу центра тяжести

управленческой деятельности (и не только в сфере культуры) в регионы.

Вместе с тем, неразработанность проблем региональных организационно-

управленческих отношений существенно тормозит развитие управленческой

практики, зачастую ведет к неверным оценкам ситуации, выбору неэффективных

решений.

Новые модели регионального управления только начинают формироваться и

особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на

поиск оптимальных путей регионального развития в сфере культуры. Одной из

таких попыток является настоящая дипломная работа.

Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к

реформированию региональной системы управления культурой.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Проанализировать сложившуюся практику формирования государственной

культурной политики.

2. Изучить состояние и проблемы регионального управления в сфере

культуры, подходы к формированию новой региональной политики.

3. Определить роль, место, функции управления культуры администрации

области в условиях новых социально-экономических отношений.

4. Обосновать необходимость изменений организационно-управленческих

отношений в региональной системе управления культурой.

5. Разработать некоторые подходы к реформированию организационно-

управленческих отношений региональной системы управления в сфере культуры.

Теоретическую основу работы составили:

- философские концепции, раскрывающие вопросы теории культуры и

проблемы формирования государственной культурной политики

/ П.С.Гуревич, О.И.Карпухин, О.И.Генисаретский /;

- положения общей теории управления, социальной, психологической и

педагогической теории управления /Б.Г.Ананьев,В.А.Дубовицкий,З.А.Орлова /;

концепции маркетинга и теории фандрайзинга в сфере культуры

/Л.В.Устюжанина, А.С.Баталов /.

Автор опирался на нормативные документы в сфере культуры, системный

подход к решению организационно-управленческих проблем регионального

управления, принципы современной отечественной и зарубежной теории

управления и менеджмента.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез социологической,

методической, экономической, управленческой литературы, изучение

нормативных документов сферы культуры, системный и сравнительный анализ,

анализ и обобщение массовой практики, лучшего отечественного и зарубежного

опыта.

В первой главе " Основы государственной политики в области культуры"

рассмотрены основные подходы к осуществлению социальной политики в России в

условиях социально-экономических реформ, задачи и функции Министерства

культуры Российской Федерации по осуществлению государственной культурной

политики, способы финансирования культуры. Подробно рассмотрены вопросы

формирования законодательной базы в сфере культуры, дан анализ наиболее

значимых для отрасли правовых документов. Сделана попытка исследовать

проблему реализации программно-целевого подхода при осуществлении

государственной культурной политики, рассмотрен ход реализации федеральных

целевых программ "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской

Федерации" и место Тамбовской области в программе.

Содержание главы раскрывается в контексте положений общей теории

управления, основных понятий теории культуры, как в философском, так и в

социокультурном аспектах. Так под культурной политикой демократического

государства понимается деятельность, предполагающая формирование основанных

на общественном согласии концептуальных представлений о месте и роли

культуры в жизни общества, о должном состоянии культурной жизни,

определение приоритетных целей развития культуры, составление программ и их

реализацию с помощью распределения различного вида ресурсов (материальные,

финансовые, кадровые, информационные)/39/.

После того, как общественное сознание в нашей стране отвергло командно-

распорядительные методы регулирования социального бытия, под управлением

культурой будем понимать реализацию получивших общественное одобрение целей

культурной политики, осуществляемую государственными и иными

управленческими структурами с помощью распределения ресурсов.

В ряде последних исследований /О.И.Карпухин, Э.А.Макаревич,

В.Г.Чурбанов, О.И.Генисаретский /подчеркивается, что в процессе

осуществления государственной культурной политики следует иметь в виду, что

существуют объективные пределы допустимого постороннего вмешательства в

художественную жизнь. Потому что культура - это саморегулирующаяся сфера

общественной жизни, имеющая собственные, присущие ей законы

функционирования и развития /39/. Так что внешнее вмешательство

(управление, регулирование) будут продуктивными до тех пор, пока оно не

искажает, не препятствует самореализации внутренних законов культурной

жизни. Другими словами, в этой сфере велика роль правильного соотношения

регулирования и саморегулирования.

Делая выводы по первой главе, автор предлагает свое видение

совершенствования форм государственной поддержки культуры и искусства,

дальнейшего развития законодательной базы, финансирования отрасли.

Во второй главе "Реформирование региональной системы управления

социокультурной сферой" рассмотрены характерные особенности разработки

региональной политики как в целом, так и в области культуры, дан анализ

социокультурной ситуации в Тамбовской области.

Проанализировав литературу по данному вопросу, автор пришел к выводу,

что в последние годы аспектам управления в сфере культуры было посвящено

сравнительно небольшое число публикаций. Прежде всего это касается вопросов

регионального управления.

В ходе подготовки к дипломной работе была изучена законодательная

база - на федеральном и областном уровнях, изучен опыт работы управлений

культуры Тамбовской, Архангельской, Белгородской, Липецкой областей,

Приморского края, рассматривался международный опыт управления сферой

культуры.

Во второй главе даны подходы к реализации организационной и нормативно-

законодательной деятельности, программно-целевого подхода на региональном

уровне.Рассмотрены две областные программы - развития культуры и искусства

и развития кинематографии. Дан анализ финансирования отрасли, сделаны

выводы о путях дальнейшего развития культуры в области.

Имея опыт работы в управлении культуры администрации области

(одиннадцать лет) и в течении пяти лет курируя вопросы культуры, средств

массовой информации, творческих союзов, молодежи в администрации области,

автор имеет непосредственное отношение ко всем процессам, происходящим в

данной отрасли, проблемам и задачам, формированию законодательной базы,

поиску решений для выхода из создавшегося положения.

В заключении подведены теоретические и практические итоги проделанной

работы, дана оценка проанализированной практики, ее положительных и

отрицательных сторон, степень реализованности поставленных во введении цели

и задач, сделаны выводы о направлениях реформирования регионального

управления в области культуры.

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

1.1. Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях

социально-экономических реформ

Социально-экономические преобразования, проводимые в России, привели к

глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике,

политике, социальной структуре общества.

В сложных экономических условиях начального этапа реформ (1992-1995 г)

принимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий

инфляции и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам

населения. В частности, были созданы механизмы защиты доходов пенсионеров и

работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, инвалидов,

граждан, потерявших работу.

Доля расходов на социальные нужды в совокупных расходах государства

возросла в течение этих лет на треть - с 27,5% до 40% ВВП, в основном за

счет ресурсов внебюджетных фондов и региональных бюджетов /50/.

Однако наращивание доли социальных расходов не смогло предотвратить

кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность программ социальной

поддержки была крайне низкой.

Согласно оценкам Международной организации труда, эффективность

программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств,

поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных трансфертах,

составляет всего 19 процентов. Аналогичный показатель в большинстве

развитых стран колеблется в пределах 30-50 процентов /50/.

Поэтому назрела необходимость внесения коренных изменений в стратегию

социальной политики. Прежде всего должна быть повышена ее эффективность,

выработаны новые механизмы социальной политики, обеспечивающие более

рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

Парламентские слушания "Об упорядочении социальной политики государства

в условиях выхода из кризиса и становления рыночной экономики",

состоявшиеся в г.Москве, в Совете Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации 20 апреля 1998г., в которых автор принимал участие по

поручению руководства области, послужили дальнейшему развитию

законодательства и наметили контуры основных преобразований в социальной

жизни общества.

В парламентских слушаниях участвовали представители 61 субъекта РФ, 30

членов экспертного Совета по социальной политике Совета Федерации, видные

ученые, социологи, руководители министерств и ведомств, научно-

исследовательских институтов, профсоюзные деятели (всего более 400

человек).

Активное участие в парламентских слушаниях приняли и.о. вице-премьера

Правительства РФ О.Н.Сысуев, председатель Федерации независимых профсоюзов

России М.В.Шмаков, председатель Комитета по социальной политике

Государственной Думы С.В.Калашников.

Доклад был сделан Председателем комитета Совета Федерации по вопросам

социальной политики,председателем Государственного Совета Республики Коми

В.А.Торлоповым.

Как отмечается в резолюции, стратегической целью реформ в социальной

сфере является согласование социальных обязательств государства и реальных

возможностей для их финансирования на основе повышения эффективности

использования ресурсов, направляемых на социальные цели, и расширения

источников финансирования.

В новых экономических условиях намечается осуществить реформы во всех

отраслях социальной сферы - труде и трудовых отношениях, политике доходов,

занятости и развитии кадрового потенциала, социальном страховании и

пенсионном обеспечении, социальной защите ветеранов, инвалидов и других

социально-уязвимых групп населения, здравоохранении, образовании и других

социально-культурных отраслях.

Планируется обеспечить укрепление финансовой базы социальной сферы,

ввести государственные минимальные социальные стандарты. Переход на

стратегию экономического роста предъявляет высокие требования к

формированию устойчивой политики доходов населения, ее тесной взаимосвязи с

экономикой и социальной политикой /50/.

Важное место в принятой на парламентских слушаниях резолюции отведено

культурной политике, ее роли и месту в современном обществе.

Культурная политика представляет собой отрефлексированный и

ответственный выбор целей и приоритетов, создание механизмов их

осуществления и целенаправленное выделение ресурсов. В общих чертах первой

целью культурной политики является сохранение и передача будущим поколениям

культурного наследия, поддержка художественного творчества и

распространение всех форм культуры среди максимально широкой аудитории. Для

понимания необходимости развития культуры в столь сложный для страны

переходный период следует четко осознавать, что может дать обществу

энергичная и предприимчивая культурная политика /33/.

Необходимо отметить, что в течение нескольких последних десятилетий

происходит постоянное переосмысление роли и места культуры в жизни как

всего мирового сообщества, так и отдельного человека.

Так,принятая в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН "Всеобщая

декларация прав человека" провозгласила в числе важнейших прав право

каждого человека "свободно участвовать в культурной жизни общества,

наслаждаться искусством", а также право каждого человека "на защиту его

моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных,

литературных или художественных трудов, автором которых он является"

/статья 27/.

Спустя сорок лет мировое сообщество пришло к выводу об ограниченности

осуществлявшихся после окончания второй мировой войны стратегий развития,

основывающихся на количественном и материальном росте. Всемирная

конференция по политике в области культуры (Мехико,1982 г.) выработала

формулу "Культура является основополагающим элементом жизни каждого

человека и каждого общества". На ее основе ООН приняла решение о проведении

в 1988-1997 годах Десятилетия всемирного развития культуры, цель которого

заключается в том, чтобы осмыслить пути обеспечения культурным ценностям

"их центрального места в экономическом и техническом развитии" посредством:

1) учета культурного аспекта во всех социально-экономических и

технических проектах развития;

2) возрождения и обогащения культурной самобытности народов,

отражающей их взгляд на мир и представление о самих себе;

3) расширения участия всех людей в культурной жизни;

4) развития международного культурного сотрудничества.

В свете указанных обобщений мирового сообщества национальное развитие

и реформирование государственности Российской Федерации реально и

основательно настолько, насколько эти исторические цели будут увязаны с

фундаментальной ролью культуры в жизни человека и общества, ибо именно

культура определяет образ жизни людей, восприятие ими себя и других, их

действия, убеждения и систему ценностей /39/.

Функции современного государства предполагают необходимость

государственной политики в области культуры (культурной политики). Средства

выработки и реализации такой политики - разработка и принятие

государственных программ, создание специализированных исполнительных

органов (министерств,госкомитетов и т.п.),государственных организаций,

учреждений, предприятий культуры.

В Российской Федерации такие функции исполняет Министерство культуры.В

соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от

06.06.97г. N 679, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры

России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим

государственную политику в области культуры, искусства, охраны и

использования историко-культурного наследия (далее именуется сфера

культуры), а также осуществляющим государственное регулирование и

координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в

этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами

Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской

Федерации.

Существование полноценного и самостоятельного Министерства культуры

представляется целесообразным в контексте национальных традиций

государственного управления. Это обеспечивает отрасли лучшее

финансирование, а также - определенное равенство с другими отраслями в

государственном механизме и дает свободу инициативы /33/. Существование

Министерства необходимо, поскольку государственный сектор в культуре

сохраняет свою важность, существует значительное число учреждений культуры,

находящихся под государственным управлением, а финансирование из

небюджетных источников только формируется.

В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятельности органов

государственного управления становится социальное регулирование. Оно

необходимо прежде всего потому, что именно государство по Конституции

приняло на себя роль гаранта в обеспечении принципа доступности для своих

граждан источников удовлетворения культурных потребностей.

Право человека свободно участвовать в культурной жизни само по себе

недостаточно - культурную деятельность необходимо еще и стимулировать.

Мировое сообщество осознало,что "культурное развитие должно в возрастающей

мере стать заботой и долгом современного государства и всех других

институтов,принимающих решения о стратегиях, программах,проектах

общественного развития" /36/.

Существуют два способа государственного финансирования культуры -

прямое выделение бюджетных ассигнований и косвенное финансирование

посредством выделения кредитов, предоставления налоговых льгот и т.д. В

соответствии со ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской

Федерации о культуре", государство гарантирует создание условий для

сохранения и развития культуры посредством прямого финансирования.

В целях создания системы гарантированного государственного

финансирования в законе закреплена минимальная доля (норматив) бюджетных

ассигнований, направляемых на нужды культуры. Предусмотрено, что на эти

цели ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета и

не менее 6% средств местных бюджетов.

Однако данная норма не выполняется уже на стадии формирования

бюджетов. Ниже приведены цифры (в процентах), выделяемые федеральным

бюджетом на культуру по отношению к самому бюджету /52/:

1993 - 0,35% 1996 - 0,87%

1994 - 0,82% 1997 - 0,62%

1995 - 0,93% 1998 - 0,71%

Ситуация еще более усугубляется тем обстоятельством, что даже эти

средства выделяются не полностью. Практика исполнения бюджета последних лет

показала,что бюджет перестал быть законом, в соответствии с которым

осуществляется реальное финансирование.

В 1997 - 1998 годах и эти средства, выделенные на культуру, не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.