![]() |
|
|
Теория государства и права (шпаргалка)| | |предписаний; в) издание | |3. Реализация права. | |противоречивых правовых | |Понятие и формы. | |актов; г) подмена | |Право - с-ма общеобязат. | |законности | |норм, возникших в | |целесообразностью; д) | |общ-венной практике, | |конфронтация | |санкц-нных гос-вом и | |представительных и | |опирающихся в своей | |исполнительных структур; е)| |реал-ции на возм-ть | |нарушение прав человека; | |принужд-я со стороны | |Правовой нигилизм - это | |гос-ва. Реализ норм права- | |патология правового | |воплощение их предписаний в| |сознания, обусловленная | |поведение людей. Формы | |определенным состоянием | |права: осуществление | |общества. Поэтому пути | |(использование) права, т.е.| |борьбы с ним должны быть | |реализации возможностей; | |разнообразны. | |исполнение обяз-ей | | | |(совершение предписаний | | | |норм права); соблюдение | | | |обяз-ей (воздерж от | | | |запрещенных действий); | | | |применение права. | | | |Способы реал-ции права, | | | |присущие гр-нам и юр. | | | |лицам: запреты (реал-ся | | | |способом соблюд-я – не | | | |треб. никаких активн. д-й),| | | |обяз-ти (реал-ся способом | | | |исполн-я – треб. активн. | | | |участия), есть способ, кот.| | | |осущ. спец. уполномоч. | | | |гос-вом органами – это | | | |примен-е права (вкл. в себя| | | |неск. этапов, фикс. в | | | |процессуальн. нормах). | | | | | | | |Б-14 |Б-15 |Б-16 | |1. Форма гос-ва – это |1. Республика - это такая|1. Функции гос-ва. Ф-ции | |сложное обществ. явление, |форма правления, при |гос-ва – осн. напр-я его | |вкл. в себя 3 взаимосвяз. |которой верховная власть |д-ти, обусл. его сущ-тью и | |эл-та: I.форму правления |осуществляется выборными |сод-ем, а также стоящими | |II.форму гос. устр-ва |органами, избираемыми |перед ним на том или ином | |III.форму гос. режима. |населением на определенный |этапе его разв-я целями, | |Формы правления- |срок. Общими признаками |задачами и его соц. | |1)монархические |респ. формы прав-я явл.: |назн-ем. Сущ. мн-во | |(единоличные, |существ-ие единолич и |критериев класс-ции ф-ций | |наследств.):а)абс. |коллег-го главы гос-ва; |гос-ва в завис. от: | |б)огранич. (парламентарн., |выборность на определенный |а)продолж-ти их сущ-я и | |конституцион.) в)дуалистич.|срок главы гос-ва и других |д-ти (const, присущ. гос-ву| |г)теократич. |верховных органов гос-ой |на всех этапах его д-ти и | |2)республиканские |вл.; осущ-ие гос. вл. не по|врем.) б)от их соц. | |(коллегиальные, выборные): |своему велению, а по |значимости (выр. интересы | |а)парламентские |поручению народа; юридич. |правящих слоев или всего | |б)президентские. |ответ-ть главы гос-ва в |Н). в)от сфер их прилож-я и| |Формы гос. устр-ва– это |случаях, предусмотренных |осущ-я (полит., эк., соц.) | |нац. и адм.-терр. строение |законом; обязат-ть решений |г)от форм их реал-ции | |гос-ва, кот. раскрывает |верховной гос-ой вл. |(правотворческие, | |хар-р взаимоотн-й м. его |Основные разновид-ти |правоохр.). Также м. | |сост. частями, м. |респ-го правлен: 1)Афинск. |провести класс-ю на осн. | |центральн. и местными |демокр-ая респ. (5-4 вв |террит. масштаба, в lim | |органами гос. упр-я, |д.н.э., высший орган |кот. они реал-ся (в федер. | |власти.: а)унитарное |народное собрание); |гос-ве, унитарном или | |(цельное гос. образ-е, |2)Спартан. аристокр.респ. |конфедерации). | |сост. из адм.-тер. ед-ц, |(5-4 вв д.н.э. законод. |В последние годы осущ. | |кот. подчин-ся центр. |Вл.-совет старейшин); |класс-я ф-ций гос-ва на | |органам власти и признаками|3)Римская аристокр.респ. |осн. принципа раздел-я | |гос. незав-ти не облад.) |(5-2 вв д.н.э. верховн. Вл |властей. В соотв-и с этим | |б)федеративн. (добровольн. |– сенат, назначаемый |ф-ции: з-нодательные, | |объед-е ранее самост. гос. |народн. собр-ем); |управленч. и судебные. Но | |образований в одно союзное |4)Парламентская респ. |ф-ции гос-ва м. | |гос-во в)конфедерация |(верховн. Вл. принадл. |подразделить и в завис. от | |(временный юр. союз |парламенту, гл. гос-ва |обусл-ти “природой всякого | |суверенных гос-в для |избирается парлам-ом); |общ-ва”. В соотв-и с этим | |обесп-я общих их интересов.|5)Президентск. респ. (в |критерием ф-ции подразд-ся | |Не имет своих общих з-нод.,|руках през-та полномочия |на: 1)ф-ции гос-в | |исполнит. и судебн. органов|гл. гос-ва и гл. |эксплуататорских типов | |в отличие от фед-ции). |правит-ва). |(доминир. роль ф-ций | |Фор гос. режимов– совок-ть | |прямого подавл-я экспл-щим | |способов и методов осущ-я |2. Правотворчество. Под |классом Н.) 2)ф-ции гос-в | |власти гос-вом.: |“правотворчеством” понимают|демокр. типа (второстеп. | |а)антидемокр. режимы |деят-ть управомо-ченных |знач-е ф-ции прямого | |(тоталитарные, |органов гос-ва по изданию, |подавления) 3)ф-ции, | |авторитарные, расистские) |переработке и отмене |вытекающие из природы | |б)демокр. |норм.-правовых актов в |всякого общ-ва – обесп-е и | | |единстве с их содержанием –|поддерж-е естеств. усл-й | |2. Социальные нормы– это |юрид-ми нормами. Принципы |жизни общ-ва. Также внешние| |правила регулирующие |правотворчества: а) |ф-ции гос-ва (решение | |поведение людей и |демократизм; б)законность; |м/нар. задач). Главная же | |деятельность организаций в |в)гуманизм; г) научность; |ф-ция и цель нормального | |общественной жизни. Соц.н |д) профессионализм; е) |гос-ва – охрана интересов | |бывают след-их видов: |плановость Стадии |чела, защита его прав. | |1)нормы права (правила |законодательной процедуры: | | |повед устанвл и охран-ся |1. Стадия законодательной |2. Формы права. Под формами| |госуд-ом); 2)нормы морали |инициативы, т.е. |права (источниками) права | |(представления людей о |официального внесения |понимают способы | |добре и зле); 3)нормы |законопроекта в высший |закрепления и выражения | |обществ-ых орг-ий ( правила|представительный орган |правовых норм. Исторически | |устанавл-ые самими орг-ми);|страны. 2. Стадия |первой формой права явл-ся | |4)нормы обычаев (правила |обсуждения законопроекта. |правовой обычай — | |поведения вошедшие в |3. Стадия принятия |санкционированный | |привычку людей); 5)нормы |законопроекта 4. Стадия |государством. | |традиций (стабильные |официального опубликования |Государственное | |правила поведения |закона. Юридическая техника|санкционирование обычая | |определ-ой сферы |- это совокупность приемов,|производ двумя способами: | |жизнедеят-ти человека); |правил, средств разработки |а) путем указания на обычай| |6)нормы ритуалов (правила |и оформления |в нормативно-правовом акте | |поведения людей при |нормативно-правовых и |б) использованием обычая в | |совершении обрядов). |индивидуальных юридических |качестве нормативной основы| |При певобытном обществе в |актов, обеспечивающих их |судебного решения. Второй | |родовой общине, племени |совершенство. Должна |вид источников права - | |действовали правила |обеспечивать: а) логическую|судебный прецедент. С | |поведения (нормы обычаев |последовательность |помощью прецедентов суды | |регулир труд, охоту, |изложения; б) отсутствие |официально закрепляют уже | |рыбалку, быт, семейн |противоречий внутри |фактически сложившиеся в | |отношен.) Многие из обычаев|нормативного акта и в целом|обществе нормы. Прецеденты | |явл. и нормами морали , |в системе законодательства;|устанавливаются высшими | |религии, регулировали |в) компактность |судебными инстанциями. В | |отправление обрядов. |нормативного материала; г) |сфере управленческой | |Выражали интересы всех |ясность и доступность языка|деятельности государства | |членов рода. У членов рода |закона; д) точность и |источником права может быть| |не было разгр-ий прав и |определенность формулировок|административный прецедент.| |обяз-ей. Их исполн |и терминов, употребляемых в|Суд прецедент - это решение| |обеспеч-сь привычкой |законодательстве. |судебного или | |соблюдать укоренившиеся | |административного органа, | |правила. |3. Система прав человека. |которое послужило образцом | | |Права чела – как бы соц. |при рассмотрении подобного | |3. Правовая культура. |ценность, если они обесп. |дела и стало юридическим | |Правовая культура - это |усл-ями жизни и |правилом. Третьим видом | |состояние правосознания, |гарантир-ны. Роль гос-ва |источников норм права можно| |законности, совершенства |здесь – самая существ. Быть|назвать нормативно-правовой| |законодательства и |членом общ-ва – значит |договор. | |юридической практики, т.е. |соотносить свои поступки, |Нормативно-правовым | |своего рода “юридическое |д-я с интересами др. людей.|договором выступает | |богатство” общества. |Права и свободы не м.б. |соглашение субъектов права,| |Разновидности проявлений |абсолютн., они имеют |которое содержит новые | |правовой культуры: правовые|естеств. рамки, кот. опр-ет|юридические правила. | |идеи, правовые нормы и |гос-во в лице народа. |Четвертым (и важнейшим) | |институты, правовые |Гос-во в процессе осущ-я |источником права является | |поступки, правовые |прав и свобод каждым |нормативно-правовой акт. В | |учреждения. Эти проявления |индивидом явл-ся |качестве источника права | |правовой культуры являются,|примирителем эгоистич. |может выступать юридическая| |по существу, и сферами ее |интересов отд. членов |доктрина (правовые теории, | |действия. При оценке уровня|общ-ва, противоречий |учения о праве). Во многих | |пр. культ оценивается- а) |частного, индив. и общего, |странах как | |уровень общественного и |исп. при этом прав. ср-ва. |континентального, так и | |индивидуального | |общего права, источником | |правосознания, в том числе |Категория соц. свободы м. |норм являются общие | |уровень развития |рассм-ся только в паре с |принципы права. | |юридической науки и |кат. соц. ответственности. | | |юридического образования; |Это общепризн. |3. Правовая реформа в | |б) уровень законности; в) |м/нар.-правовая (м/нар. |современной России. | |уровень совершенства |билль по правам чела) и | | |законодательства; г) |внутригос. практика. | | |уровень совершенства |Конст-я РФ в дан. сл. | | |юридической практики, |допускает возм-ть огранич-я| | |прежде всего практики |прав и свобод чела, но | | |судебной, т.е. состояние |только в той мере, в кот. | | |правосудия в обществе. |это необх. в целях защиты | | |Данные уровни можно |конституц. строя, а также | | |расценивать как элементы |“нравств-ти, здоровья, | | |правовой культуры.По видам |з-нных прав и з-нных | | |правовую культуру можно |интересов др. людей | | |разделить, на правовую |Реал-ция и эфф-ть норм о | | |культуру общества в целом и|правах и свободах чела и | | |правовую культуру индивида.|гр-на в любом гос-ве завис.| | | |от многих ф-ров: 1)степень | | | |демокр-ти властных | | | |институтов гос-ва 2)полит.,| | | |культурн. и прав. традиции | | | |3)сост-е эк-ки 4)нравств. | | | |атмосфера и степень | | | |согласия в общ-ве 5)сост-е | | | |з-нности и правопорядка. | | |Б-17 |Б-18 |Б-19 | |1. Форма государственного |1. Государственный аппарат–|1. Государство и | |устройства. Форма гос-ва – |это система спец-ых органов|бюрократия. | |это сложное обществ. |и учреждений, посредством | | |явление, вкл. в себя 3 |которых осуществл-ся |2. Понятие и структура | |взаимосвяз. эл-та: I.форму |госуд-ое управление |нормы права. Норма | |правления II.форму гос. |обществом и защита его |права–общеобязат. повед-е, | |устр-ва III.форму гос. |основных интересов. Гос. |слож-ся в обществ. практике| |режима. |органы – важнейшие и |(в рез-те многократной | |ФорГосУстр – это нац. и |неотъемлемые части гос. |повторяемости этого отн-я) | |адм.-терр. строение гос-ва,|аппарата. Гос. органы |санкционир. гос-вом и | |кот. раскрывает хар-р |облад. специф. признаками: |опир-ся на возм-ть | |взаимоотн-й м. его сост. |а)форм-ся по воле гос-ва и |принужд-я со стороны | |частями, м. центральн. и |осущ. свои ф-ции от имени |гос-ва. | |местными органами гос. |гос-ва б)вып. каждый строго|Структура НП.. Выделяют три| |упр-я, власти.: а)унитарное|опр., устан. в з-нодат. |элемента, которые носят | |(цельное гос. образ-е, |порядке виды и формы д-ти |названия “гипотезы”, | |сост. из адм.-тер. ед-ц, |в)наличие у каждого гос. |“диспозиции” и “санкции”. | |кот. подчин-ся центр. |органа ор. закрепл. орг. |Гипотезой называют ту часть| |органам власти и признаками|стр-ры и т.д. г)наделение |нормы, которая указывает на| |гос. незав-ти не облад. |полномочиями гос.-властного|условия вступления нормы в | |Имеет единое законод-во, |хар-ра. (это наиболее |действие (дает описание | |конст-я, гражд-во ,единые |существ. пр-к) – издание |юридических фактов). | |органы власти). |норм. актов, примен. мер |Диспозиция - это “та часть | |б)федеративн. (добровольн. |возд-я. |нормы, которая указывает на| |объед-е ранее самост. гос. |Будучи сост. частями одного|содержание самого правила | |образований в одно союзное |и того же гос. аппарата, |поведения, то есть на | |гос-во, терр-рия сост. из |органы любого гос-ва отлич.|юридические права и | |тер-рий отд. S-тов ,кот. м.|др. от друга пор-ком своего|обязанности, возникающие у | |иметь свои конст-и, органы |образ-я, видами вып-мой ими|субъектов”. Санкция - та | |власти, но верховная власть|гос. д-ти, хар-ром и V-мом |часть нормы, которая | |– федеральн.). |компетенции, особ-тями |указывает на меры правового| |в)конфедерация (временный |исполн-я возложенных на них|принуждения, следующие за | |юр. союз суверенных гос-в |полномочий, формами и |нарушение диспозиции. | |для обесп-я общих их |методами осущ-я ими гос. |Прав. нормы клас-ся: 1) По | |интересов. Не имет своих |ф-ций. |функциям кот выполняю | |общих з-нод., исполнит. и | |нормы: а) регулятивн; | |судебн. органов в отличие |2. Нормативистская теория |б)охранительные. 2) По | |от фед-ции). |права. (Кельзен, Штаммлер –|степени обязат-ти: | | |основоположники) – в |а)императивные | |2. Основные черты |развитии права он видит |(обязательные) | |естеств.-правовой теории. |развитие самого общества. |б)диспозитивные (несколько | |Естественно-правовая |Право– иерархия норм, |вариантов, и м. выбрать) | |теория, возникла в XVIII |нормативный регулятор |в)рекомендательные. 3) По | |веке. Его развитием |общественных отношений. Оно|сод-ю правомочия в норме: | |занимались: Локк, Руссо, |не мыслимо без государства,|а)нормы, сод. запреты | |Радищев. Они полагали, что |а гос-во немыслимо без |б)обязывающие в)управомач. | |каждый человек рождается с |права. |4) По степени | |некоторым набором | |определенности: а) абс. | |естественных и |3. Законность и |определенные нормы | |неотчуждаемых прав (все |правопорядок. З-сть – |(формулир. пр-ло, усл-е его| |равны, право на жизнь, |конституц. принцип точного |д-я и санкцию с исчерпыв. | |свободное развитие, труд), |и неуклонного собл-я з-на |полнотой); б)относит. | |затем в результате каких-то|всеми субъектами права: |опр-нные (допуск. возм-ть | |конфликтов возникла |гр-нами, должн. лицами, |вар-тов с учетом конкр. | |необходимость в механизме |госслужащими и гос-вом. Она|обстоятельств); | |реализации этих прав (так |имеет неск. уровней: |в)альтернативные | |как не все согласны, что |1)гр-не и их объед-я |(предусматр-ет несколько | |“мои права кончаются там, |2)з-нность в д-ти гос. |вариантов). 5) По кругу | |где начинается свобода |аппарата 3)з-ность в д-ти |лиц: а)общие; | |другого”). Для соблюдения |самого гос-ва (нужно |б)специальные. | |этих прав нам и пришлось |отличать з-ть от |Факультативные нормы – | |отдать их часть |директив-ти, кот. м. |позвол. при опр. усл-ях | |государству. |противоречить з-ну). |отступать от главн. вар-та | | |Сущ. неск. видов |повед-я, избирая запасной. | |3. Юридические факты и их |директив-ти: |Рекомендательная норма – из| |классиф-ия. Юр. факты – |1)хоризматическая – соотв-е|неск. вар-тов повед-я | |факты реальной действит-ти,|д-й потр-тям, целям, |рекоменд. один. Есть нормы | |с кот. з-датель связывает |интересам общ-ва |основные (исходные) и | |возн-е, изм-е или прекр-е |2)традиционная 3)идеологич.|производные (детализ-щие); | |правоотн-й. Это конкретные |– если з-н противоречит |пост. и временные. Особая | |жизненные обстоят-ва |иделогии общ-ва (у нас в |группа – поощрительные. | |приводящие норму права в |стране склад-ся |Среди регулятивных и | |действие. Они бывают |директивн-ть д-й |охранительных выдел. | |простые и сложные. Виды ю. |президента). |специализир.: дефинитивные | |ф.: 1) события (не завис. |Принцип законности (законы |(сод. определ-я юридич. | |от воли или сознания |должны быть правомерны): |понятий); нормы-принципы; | |уч-ков, например, |1)Одинак. понимание з-нов |оперативные (направл. на | |землетрясение) 2)действия |2)Необх-ть наличия и собл-я|отмену актов, их распр-е на| |(правомерн. или |процессуальных норм, |новые отн-я), коллизионные | |неправомерные). Действия |обесп-щих защиту з-нных |(позвол. решать дело в сл. | |делятся на юрид. акт и |прав S-та 3)Обесп-е |конфликта норм). | |юрид. поступок. |правосудия. | | |Юр. акт – д-е, кот. |Правопорядок – часть |3. Правосознание: понятие, | |изначально преследует цель |обществ. пор-ка, сформ-ся |структура и виды. | |породить правовые отн-я |на осн. собл-я принципов |Правосозн-е - явл-е | |(заявление в ЗАГС). Юр. |з-нности. Он завис. от |идеальное, непоср-но не | |поступок – не преследует |гос-ва, д-ти органов и |наблюдаемое. Оно предст. | |подобной цели. Сущ. |должн. лиц. |собой сферу или область | |предпол-мые юр.ф. – | |сознания, отраж. правовую | |презумпции: 1.опровержимые | |действит-ть в форме юр. | |(невиновности) | |знаний и оценочных отн-й к | |2.неопровержимые (знания | |праву и практике его | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |