![]() |
|
|
Теория государства и права (шпаргалка)|У членов рода не было | |само государство; б) | |разгр-ий прав и обяз-ей. Их| |государственные | |исполн обеспеч-сь привычкой| |организации; в) | |соблюдать укоренившиеся | |негосударственные | |правила. При переходе от | |организации. Среди | |первоб.-общ. к государст. | |государственных организаций| |организ-ии обычаи | |можно выделить | |превращ-ся в нормы и | |государственные органы - | |охраняются гос-ом, | |государственные | |администр решения по | |организации, обладающие | |конкретным делам которым | |властными полномочиями. | |придается обязат-ая юридич | |юридические лица, которые | |сила, издание гос-ом | |обладают | |нормативных актов содер-их | |правосубъектностью, | |нормы права. | |необходимой им для участия | | | |в гражданском | | | |(имущественном) обороте. | |Б-7 |Б-8 |Б-9 | |1. Теории происхождения |1. Функции гос-ва. Ф-ции |1. Власть и ее виды. | |госуд-ва. Единого мнения на|гос-ва – осн. напр-я его |Особенности гос. власти. | |этот счет нет. Но первыми |д-ти, обусл. его сущ-тью и |Вл в самом общем виде | |гос.-прав. с-мами были |сод-ем, а также стоящими |представляет собой | |рабовлад. с-мы Др. Греции, |перед ним на том или ином |способность некоего | |Рима, Египта. На тер. РФ, |этапе его разв-я целями, |субъекта подчинять себе | |PL, D никогда рабства не |задачами и его соц. |волю и поведение другого | |было, первым здесь возн. |назн-ем. Сущ. мн-во |субъекта в своих | |феод. Г и П. Есть идея |критериев класс-ции ф-ций |собственных интересах или в| |божественного возн-я Г и П |гос-ва в завис. от: |интересах других лиц. | |(религиозн. – з-ны шариата,|а)продолж-ти их сущ-я и |Признаки вл: 1. Вл есть | |Моисея). Но гос. орг-я |д-ти (const, присущ. гос-ву|явл. социальное, т.е. | |приходит на смену |на всех этапах его д-ти и |общественное. 2. Вл явл. | |родоплеменной, а право – на|врем.) б)от их соц. |атрибутам (неотъемлемым | |смену обычаям. Сущ. |значимости (выр. интересы |компонентом) общества на | |Естественно-правовая |правящих слоев или всего |всех этапах его развития. | |теория, нередко наз. |Н). в)от сфер их прилож-я и|3. Вл может существовать и | |“договорной” или теорией |осущ-я (полит., эк., соц.) |функц-ть лишь в рамках | |договорного происх-я Г и П.|г)от форм их реал-ции |общественного отношения, | |Гос-во в ней – рез-т |(правотворческие, |т.е. такого отношения, кот.| |объед-я людей на дог. |правоохр.). Также м. |существует между людьми. 4.| |основе (добровол.). Одной |провести класс-ю на осн. |Осущ-ие власти всегда | |из распр. на Западе явл. |террит. масштаба, в lim |представляет собой | |Теория насилия, Главн. |кот. они реал-ся (в федер. |интеллектуально-волевой | |причина возн-я Г и П здесь |гос-ве, унитарном или |процесс. 5. Общ-ые отнош, в| |– не в соц.-эк. разв-и |конфедерации). |рамках кот существует и | |общ-ва и возн-и классов, а |В последние годы осущ. |реализуется Вл, явл-ся | |в завоевании, насилии, |класс-я ф-ций гос-ва на |разновидн общ. отнош и | |порабощении одних племен |осн. принципа раздел-я |имеют название | |др. Материалистическая |властей. В соотв-и с этим |властеотношений. 6. Важн. | |(классовая) теория- Г есть |ф-ции: з-нодательные, |признаком власти является | |продукт непримерим-ти |управленч. и судебные. Но |то, что она всегда | |классовых противор. |ф-ции гос-ва м. |базируется на силе. Виды | |Органическая теор–общество |подразделить и в завис. от |власти: а) власть в | |и гос-во предст-ют собой |обусл-ти “природой всякого |масштабе всего общества; б)| |единый организм состоящ из |общ-ва”. В соотв-и с этим |власть внутри того или | |людей, подобно как человеч |критерием ф-ции подразд-ся |иного коллектива | |орган состоит из клеток. |на: 1)ф-ции гос-в |(организации); в) власть в | |Психологич теория–Г |эксплуататорских типов |отношении между двумя | |возникло в результ |(доминир. роль ф-ций |индивидами. Вл можно | |психологич потребн людей |прямого подавл-я экспл-щим |поделить также на | |жить в рамках организ-го |классом Н.) 2)ф-ции гос-в |политическую и | |общества. |демокр. типа (второстеп. |неполитическую. Вл м.б. | | |знач-е ф-ции прямого |демократической или | |2. Право и экономика. В |подавления) 3)ф-ции, |недемократической. К особым| |данном же случае под Э |вытекающие из природы |свойствам гос. власти можно| |следует понимать |всякого общ-ва – обесп-е и |отнести след-ие: Гос.власть| |определенную соц-ую сферу, |поддерж-е естеств. усл-й |публична.. Гос.власть | |а именно - диалектическое |жизни общ-ва. Также внешние|суверенна, что означает ее | |сочетание соц-х отношений и|ф-ции гос-ва (решение |независимость вовне и | |социальной деятельности, |м/нар. задач). Главная же |верховенство внутри страны.| |связанных с производством, |ф-ция и цель нормального |Гос.власть универсальна: | |обменом и распределением |гос-ва – охрана интересов |она распространяет свою | |материальных благ. |чела, защита его прав. |силу на всю территорию и на| |Определяющую роль в сфере Э| |все население страны. | |играют отношения |2. Преемственность и |Гос.власть действует | |собственности. Э как |обновление в праве. |постоянно и непрерывно. | |явление базисного порядка | | | |имеет определяющее значение|3. Правомерное поведение. |2. Право и политика. В | |по отношению к П как к |Правомерный вариант |современном значении | |части надстройки. Базис |поведения- который будучи |политику в самом общем виде| |общества, во-первых, |общ. необходимым, |можно определить как | |обусловливает необходимость|желательным или социально |социальную сферу, в которой| |правового регул-ия в целом,|допустимым, осущ-ся в |сталкиваются, борются, | |во-вторых, определяет тот |соответствии с правовыми |реализуются интересы | |или иной тип П, в-третьих,|предписаниями (не выходит |(прежде всего | |определяет конкретные черты|за рамки дозволенного |экономические, | |П той или иной страны в |законом) и поддерж-ся |материальные) больших | |данный ист-ий период. Маркс|возможностью гос-ой защиты.|социальных групп: классов; | |отмечал, что “П никогда не |ПрП, как и неправ-ое имеет |народов; национальных, | |может быть выше, чем Э |две стороны - объективную и|религиозных, | |строй и обусловленное им |субъективную. О-ную сторону|профессиональных сообществ | |культурное развитие |ПрП можно рассматр на |и др.социальных общностей. | |общества”.В условиях |основе тех же элементов |Политика и возникает как | |рыночной Э и перехода к |(категорий), что и О-ную |явл. вместе с социальной | |рынку отмечают следующие |сторону противоправного |дифференциацией общества, | |направления использования |поведения. Речь идет о |расслоением его на большие | |правовой формы- а) |поведении, определенном |социальные группы, | |определение целей эк-го |результате и причинной |обладающие своими особыми | |развития; б) закрепление |связи между ними, только у |интересами. Гос-во | |равноправия всех форм |ПрП все идет со знаком |представляет собой наиболее| |собств; в) определение |плюс. S-ная сторона ПрП, |мощный, наиболее | |круга субъектов рыночных |как и S-ная сторона ПрпрП, |совершенный инструмент | |отношений; г) вытеснение |характ-ся |реализации полит-их | |порочных средств ведения |интеллектуально-волевым |интересов, поэтому среди | |хозяйства и коммерции; д) |отношением субъекта к |субъектов политики идет | |продуманная налоговая |своему деянию и его |постоянная борьба за | |политика; ж) установление |последствиям. Однако если |обладание рычагами | |юрид-их санкций за эк-ие |для S-ной стороны |гос.власти, за приближение | |правонар-я. Т.о. |правонар-ия характерно |к ней. Политика м.б. и | |соотношение и взаимосвязи П|специфическое |антигосударственной | |и Э определяются необх-ю: |интеллектуально-волевое |(террористические | |а) создания правовыми |состояние правонарушителя, |организации и т. п.). | |средствами условий для |которое именуется виной. |Однако в любом случае она | |нормального развития рын. |Виды: 1) ПрП, при котором |касается государства, | |Э; б) обеспечения |субъект осознает |затрагивает его интересы. | |справедливого распред. |необходимость требований |Право имеет политическую | |доходов между различными |правовых норм. 2)субъект |природу, ибо по своей сути | |слоями общества через |подчиняет свое поведение |является нормативной формой| |систему налогов, гос-ый |правовым предписаниям лишь |согласования воль и | |бюджет, специальные соц. |по той причине, что “так |интересов больших | |пр-мы. Согласно Конст. РФ |делают все”. 3) субъект |социальных групп. Однако | |(ст. 8) в России гарант-ся |исполняет и соблюдает |право может служить формой | |единство эк-го |правовые требования под |выражения и осущ-ия | |пространства, свободное |угрозой мер |политики лишь до тех пор, | |перемещение товаров, услуг |государственного |пока сама эта политика | |и финанс. средств, |принуждения или уже в |строится на исходных | |поддержка конкуренции, |результате их применения. |началах права и | |свобода эк-ой деят-ти, а |Механизм формирования ПрП |справедливости, т.е. до тех| |также признаются и |взаимосвязь 3-х подсистем -|пор, пока право | |защищаются равным образом |юридического |используется гос-ом в | |частная, гос-ая, муниц. и |(спец.-юридич.), |соответствии с его | |иные формы собственности. |психологического и |природой. | | |социального механизма. | | |3. Правонар-е – | |3. Правонарушение: понятие,| |противоправн., обществ. | |признаки, виды. | |опасное деяние | |Правонарушение явл основным| |дееспособного лица. Обязат.| |видом неправомерного | |эл-т – S-т, наделенный | |поведения. Правонарушению | |право и деесп-тью. Для | |присущи сл-ие признаки: 1) | |признания недеесп-ти мало | |Прш - это всегда деяние; 2)| |учета в психдиспансере, | |Прш - это деяние, которое | |обязат. обслед-е спец. | |опасно для общества, | |комиссией. S-тивная сторона| |наносит ему вред. 3) Прш - | |правонар-я – психич. отн-е | |это деяние противоправное, | |чел. к своему деянию. Оно | |т.е. такое деяние | |может выр-ся различ. | |совершение кот. правом | |степенями вины: 1)прямой | |запрещено в той или иной | |умысел (сознательно) | |форме. 4) Прш - это всегда | |2)косвенный умысел (знает, | |деяние виновное. Прш - это | |но наруш-е з-на – побочный | |общ.-опасное противоправное| |эффект его д-ти) | |виновное деяние. Прш | |3)преступная | |принято делить по степени | |самонадеянность (когда чел | |общ-ой опасности на | |знает, что он нарушает з-н | |преступления и проступки. | |и м. возникнуть | |Проступки, в свою очередь, | |обществ.-опасные | |делят на административные, | |последствия; Ех – пьяный за| |гражданские и | |рулем) 4)небреж-ть (когда | |дисциплинарные. | |человек не знал, что | |Преступления - наиболее | |нарушает закон или что | |опасные для общества | |будут общественно-опасные | |правонарушения. Действующий| |последствия, но должен был | |Уголовный кодекс Российской| |бы знать). О-тивная сторона| |Федерации (ст. 14) дает | |правонар-я – обществ. | |следующее определение | |опасные последствия | |преступления: “виновно | |противоправных д-й. О-т | |совершенное общественно | |правонар-й – те О-ты права,| |опасное деяние, запрещенное| |кот. защищены з-ном. | |настоящим Кодексом под | |Виды правонар-й раздел. | |угрозой наказания”. | |1)по отраслям з-нод-ва 2)по| | | |степени обществ. опасности:| | | |проступки и преступления. | | | |Б-10 |Б-11 |Б-12 | |1. Типология |1. Государство и экономика.|1. Геополитические факторы | |государств.Формационный и | |в развитии гос-ва. | |цивилизационный подход. | | | |Типология есть учение о |2. Объективное право– |2. Норма права и статья | |типах государств. Тип |представл собой |норм.-правов. акта. Способы| |государства определ на |совокупность правовых норм,|изложения норм права. | |основании того, какой |определяющих содерж-ие прав|Норма права–общеобязат. | |экономический базис это |и обяз-ей персонально не |повед-е, слож-ся в обществ.| |гос-во защищает и интересам|определенного круга |практике (в рез-те | |какого господств-го класса |субъектов. В них |многократной повторяемости | |оно служит. В основе |содержаться предписания, |этого отн-я) санкционир. | |формационного подхода лежит|относящиеся к множеству |гос-вом и опир-ся на | |понятие |лиц, находящ-ся в сфере |возм-ть принужд-я со | |“общественно-экономическая |действия правовой нормы. |стороны гос-ва. Прав. нормы| |формация”, которая призвана|Субъективное право– есть |клас-ся: 1) По функциям кот| |характеризовать тип |индивидуализированное |выполняю нормы: а) | |общества в единстве его |право. В нем общие юридич |регулятивн; | |базиса и надстройки. Этот |права и обязанности |б)охранительные. 2) По | |подход разработан в рамках |становятся принадлеж-ью |степени обязат-ти: | |марксистской теории. |конкретных лиц и таким |а)императивные | |Различают 3 типа |образом переводят их в |(обязательные) | |эксплуат-го господства: |плоскость правоотношений. |б)диспозитивные (несколько | |рабовл, феодальн, буржуазн | |вариантов, и м. выбрать) | |и исторический тип |3. Пробелы в праве и |в)рекомендательные. 3) По | |социалист госуд-ва. В |способы их восполнения. |сод-ю правомочия в норме: | |основе цивилизационного |Пробел в позитивном праве –|а)нормы, сод. запреты | |подхода лежит понятие |когда нет ни з-на, ни |б)обязывающие в)управомач. | |“цивилизация”. Цивил-ый |подз-ного. акта, ни обычая,|4) По степени | |подход ориентирован на |ни прецедента. Пробел в пр |определенности: а) абс. | |познание прошлого через |может быть восполнен только|определенные нормы | |деятельность человека: |созданием нов норм пр. |(формулир. пр-ло, усл-е его| |трудовую, политическую, |Таким образом, осн ср-во |д-я и санкцию с исчерпыв. | |социальную–во всем |устранения пробелов- это |полнотой); б)относит. | |многообразии общест-ых |правотворч. Но возможно |опр-нные (допуск. возм-ть | |связей.Человек стоит в |реш юр дела до издания пр|вар-тов с учетом конкр. | |центре как творческая |норм: прибегают к юр |обстоятельств); | |личность, а не как |аналогии. Юр аналогия - |в)альтернативные | |обезличенный индивид. В |разрешение случая |(предусматр-ет несколько | |типологии государства |находящегося в сфере пр |вариантов). 5) По кругу | |следует учитывать как |регулирования, путем |лиц: а)общие; | |цивилизационный подход, так|применения пр нормы, |б)специальные. | |и формационный. |регулир сходные по хар-у |Факультативные нормы – | | |отнош (аналогия закона), |позвол. при опр. усл-ях | |2. Демократический режим. |или на основе общих начал |отступать от главн. вар-та | |Демократический режим |зак-ва (аналогия |повед-я, избирая запасной. | |складывается в правовых |права).Т.о., различ: АЗ и |Рекомендательная норма – из| |государствах. Они |АП. АЗ примен, когда |неск. вар-тов повед-я | |характеризуются методами |необходимо разрешить конкр |рекоменд. один. Есть нормы | |существования власти, |юр дело, когда отсутс норма|основные (исходные) и | |которые реально |права, регулир данные общ |производные (детализ-щие); | |обеспечивают свободное |отнош, но можно отыскать |пост. и временные. Особая | |развитие личности, |нормы, регулир сходные |группа – поощрительные. | |фактическую защищенность ее|отнош. АП - принятие |Среди регулятивных и | |прав, интересов. Конкретно |решения по конкр делу на |охранительных выдел. | |режим демократической |основе общ принципов пр. |специализир.: дефинитивные | |власти выражается в |при АП отсутствует аналог |(сод. определ-я юридич. | |следую-щем: режим |норма, поэтому возникает |понятий); нормы-принципы; | |представляет свободу |необходимость обращ к общ |оперативные (направл. на | |личности в экономической |принципам пр Здесь речь |отмену актов, их распр-е на| |сфере, которая составляет |может идти скорее о |новые отн-я), коллизионные | |основу материального |самостоят источнике права -|(позвол. решать дело в сл. | |благополучия общества; |принципах пр. Применяя |конфликта норм). | |реальная гарантированность |аналогию, необходимо |Статья НПА– это форма | |прав и свобод граждан, их |различать правоустан юр |выражения, способ изложения| |возможность выражать |деятельность (сост в уст пр|правовой нормы. Способы | |собственное мнение о |и обяз сторон) и правоохран|изложения: а) прямой (в ст.| |политике государства, |юр деят (определ меры юр |НПА содерж все 3 элемента | |активно участвовать в |ответств). В правоуст деят,|правовой нормы-гипотеза, | |культурных, научных и |особенно в сфере частного |диспозиция, санкция); б) | |других общественных |права, без аналогии |отсылочный (имеются отсылки| |организациях; создает |обойтись невозможно, и это |к др. статьям); | |эффективную систему прямого|даже законодательно |в)бланкетный (в ст. НПА | |воздействия населения |закреплено. Аналогия |содерж лишь ответственность| |страны на характер |применяется, как пр, в |за нарушение определ-ых | |государственной власти; в |рамках 1 отрасли права. |правил, самих правил в них | |демократическом государстве|межотраслевая аналогия |не содер-ся). | |личность защищена от |назыв “субсидиарной”. суть:| | |произвола, беззакония так |при отсутствии в данной |3. Правовой нигилизм. | |как ее права находятся под|отрасли права необходимых |Правовой нигилизм | |постоянной охраной |юр оснований для применения|представляет собой | |правосудия; власть в |аналогии закона или права к|непризнание права как | |одинаковой степени |случаю, возможно обращение |социальной ценности и | |обеспечивает интересы |к нормам и принципам др |проявляется в | |большинства и меньшинства; |отрасли права. |негативно-отрицательном | |основным принципом | |отношении к праву, законам,| |деятельности | |правопорядку, в неверии в | |демократического | |необходимость права, его | |государства является | |возможности, общественную | |плюрализм; государственный | |полезность. формы правового| |режим базируется на | |нигилизма: а) умышленное | |законах, которые отражают | |нарушение законов и иных | |объективные потребности | |нормативно-правовых актов; | |развития личности и | |б) массовое несоблюдение и | |общества. | |неисполнение юридических | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |